Главная
страница 1
скачать файл
12 января 2003 года.
СТЕНОГРАММА ПРОПОВЕДИ

Только смиренный узнает, примет и будет питаться Христом Богом, а не ближним, в котором тоже Христос.
Мф.2,13-23
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь!
Сегодня, в неделю двадцать девятую по Пятидесятнице, которая ещё именуется неделей по Рождестве Христовом, мы светло празднуем и Воскресение Христово, и завершаем празднование Светлого и Всерадостного Рождества Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. И эта неделя ещё посвящена памяти святых Богоотец.
И сегодня в Евангельском чтении от Апостола Матфея, как вы слыхали, повествуется о бегстве Богомладенца Иисуса Христа с Пречистой Его Матерью и Иосифом Обручником во Египет, а также о убиении царём Иродом 14 тысяч Вифлеемских младенцев.
И по этому Евангельскому повествованию мы можем сделать для себя такие полезные наблюдения и выводы.
Ещё Христос не был прославлен, Он только родился, Он был Богомладенцем. Т.е. Младенец и Совершенный Бог. Дивное сочетание!
И Господь благоволил родиться и расти подобно человеческим младенцам. Т.е. зачаться в утробе Матери, хотя не обычным путём, а от Духа Святаго, в этом только различие. А в остальном всё было так, как и происходит при каждом рождении любого человека в этот мир. И, проходя каждую фазу рождения человека или возрастания человека, Богочеловек освящал это. Он освятил младенчество, Он освятил материнскую утробу, Он освятил отрочество, юность, молодость и зрелость. Т.е. тот возраст, который в духовных писаниях у Святых Отцов именуется мерой совершенства или возрастом Христовым.
И мы видим, что в самом начале жизни Богомладенца, на Него обрушиваются лютая ярость, злоба, ненависть, и желание, и поиск убийства. По этой причине, подчиняясь условиям мира сего, и являя дивное смирение, Бог Совершенный, Который был в лице Младенца Иисуса, не употребляет Свою власть и Свою силу. Как Он позже скажет Апостолу Петру: «неужели ты не веришь, что Я могу умолить Отца Небесного, и Он пошлёт больше, чем 12 легионов Ангелов?» (Мф.26,53) Если достаточно одного Ангела, чтобы уничтожить всё человечество, то что говорить о 12 легионах?
И Бог действует смирением, подчиняясь условиям, и совершает бегство в Египет, т.е. бегство в иммиграцию, спасая физическую жизнь Младенца Иисуса. Этим Он и нас научает, что мы должны крепко уповать на Бога, верить Ему безгранично. Но подчиняться условиям, которые Божий промысел попускает нам. И как Он говорил Своим Апостолам перед Вознесением: «если вас гонят в одном месте, бегите в другое» (Мф.10,23). В одном городе гонят, бегите в другой, ибо не успеете обойти всех городов Израиля, как придёт вечность, т.е. второе пришествие и всё, что связано с ним: Страшный Суд, воскресение мертвых и вечная жизнь. Т.е. что до второго пришествия хватит на земле места, где можно будет укрываться истинным последователям Господа. Бог обезпечил это до Своего возвращения. Но, тем не менее, мы подвержены этим условиям и должны им смиренно подчиняться. И если где-то нам есть препятствие ко спасению, то мы не должны заботиться об имуществе, о домах, об имениях, о положении, и о чём бы то ни было другом земном. Мы должны всё бросить и только на подручном средстве убежать туда, где спасение для нас именно возможно, где мы можем продолжать своё спасение. И до тех пор там пребывать, покамест не изменятся условия.
И мы видим, что Рождество Христа произвело разделение во всём человечестве, и разделение это пришло по принятию Христа или непринятию Его. Т.е. как бы всё человечество разделилось на две части не количественно, а качественно. На тех, которые принимают Христа и на тех, которые Его не принимают. Те, которые не принимают, те часто и ненавидят Его, те гонят Его, те желают Ему смерти. И после Его Вознесения это уже не идёт в смысле физического убиения, но они желают Его забвения, уничтожения, изглаживания или искажения, извращения Его Божественной Личности. И этим они тоже вносят вклад последователей дьявола по уничтожению или по убиению Бога. И первым таким известным историческим гонителем явился Ирод великий. Он в попытке убить Бога, только что рождённого, ради мнимого сохранения своей власти. Ибо, какую угрозу мог представлять Младенец для царя? т.е. ещё много лет предстояло, чтобы Ему возмужать, возрасти, и чтоб претендовать даже на земной престол. Но настолько был самоуверен этот человек, настолько он пребывал в великой гордыне, что его угнетала одна мысль, что рядом есть даже конкурент, даже в таком младенческом возрасте. Поэтому он и решается на безумный шаг – он даёт приказ об убиении всех младенцев от двух лет, как он узнал от святых волхвов, до чрева матери. Ибо и вспарывали животы беременным женщинам, откуда пошло наименование «кесарево сечение». И таким путём было за Христа, вместо Христа убито 14 тысяч невинных младенцев. Все они причислены к лику святых Святой нашей Матерью Церковью. Это первая жертва, которую от людей принял Господь в лице этих 14 тысяч младенцев. И промыслом Божиим не случайно было попущено именно младенцам первыми пострадать за Богомладенца Иисуса Христа. За Господом не станет. Он не только сторицей, а многократно вернёт людям. Но эта жертва показывает, что Христианство началось с крови. Не потому, что Христос этого хотел, а потому что так отнеслись ко Христу, так отнеслись к Боговоплощению, так отнеслись к Божьему промыслу, к благоволению Отца и к действию Духа Святаго в Рождестве Христовом.
Христианство началось с мученической смерти 14 тысяч младенцев. Христианство началось с бегства Самого Основателя Христианства Господа Иисуса Христа в иммиграцию, со скорбей и страданий. И этим показывается, что и завершится так же на земле участь Церкви Христовой и всех истинных последователей Господа гонениями уже от антихриста-зверя, мучениями, великой кровью сонма нововеликомученников за Христа.
Почему же люди, верующие в Истинного Бога, хранящие Священное Писание, истинное по тем временам, имеющие свидетельства истинных пророков, не приняли в большинстве своём Христа? Потому что они не узнали Его.

И здесь для нас встаёт важнейший вопрос в деле нашего спасения, в деле истинного благочестия, в деле истинного жительства с Богом во Христе, т.е. вопрос истинной веры, ибо не всякая вера, даже в Истинного Бога сама по себе есть истинная.


Не случайно великий Апостол Павел говорит к верным, уже к уверовавшим во Христа членам Церкви: «5 Испытывайте самих себя, в вере ли вы;» (2-е Кор.13,5). Речь не идёт о внешней догматической вере, ибо как можно испытывать это, если человек принял догматы, он в них верит. Тут нечего испытывать. Поэтому не об этой внешней вере идёт речь, а о той, живой, настоящей вере, о том качестве, которым человек воспринимает Бога и относится к Богу, и живёт Богом. Не тварью, как жили язычники, и как живут многие по имени верующие и по имени Христиане, а Творцом Богом.
И здесь основным препятствием к преуспеянию, к стоянию в истине и к жительству с Богом является гордость человека, которой он заразился от гордости или от гордыни первого падшего ангела – сатаны.

Гордость есть ни что иное, как отпадение от Бога, как противопоставление себя Богу, как нежелание учитывать, что Бог есть Бог, а ты только тварь или творение. И отсюдава рождается непослушание Богу. И с минуты возгордения Ангел ли или человек перестаёт благодатно питаться Абсолютным Вечным Безконечным и Неопределяемым Богом. И, переставая питаться Богом, человек или Ангел вынужден поддерживать своё вот это мнимое, ложное уже, извращённое бытие путём подпитки от твари. Отсюдава и внушение первой женщине Еве, а через неё и Адаму о вкушении от плода дерева.


Ведь, что такое это дерево? Это – творение Божие, это – тварь. И что произошло в Раю? Подмена, т.е. дьявол убедил первых людей сделать подмену – вместо вкушения Бога, вкусите тварного и будьте, как боги. В этом принципиальная суть греха! В этом гордыня проявляет себя!
Обратите особое внимание – все остальные грехи повторяются в принципе по первому греху. Они отличаются видом, качеством, количеством, но суть не меняется. Все грехи от гордости. Поэтому гордость – самый страшный грех. Поэтому Священное Писание и говорит, что Бог гордым противится, не говорит – грешащим вообще противится. Нет. Мы видим, что Бог грешников милует, и обращает, и разбойника в Рай ввёл. Поэтому не сами по себе грехи даже страшны. Это уже болезненное проявление того изначального уклонения или извращения, что именуется падением или отпадением от Бога.
Именно гордость, как попытка изолироваться от Бога и быть независимо от Бога богом, а на самом деле этого быть не может! Поэтому человек, вместо того, чтобы стать богом, становится зверем, скотом несмысленным по качеству, доходя до демона. Но зверем по своей хищнической природе, он начинает употреблять или поедать тварь. И, прежде всего, ближнего своего. Он становится этаким вампиром и каннибалом. Он поедает плоть ближнего и кровь. Конечно же, не в буквальном смысле. Хотя иногда, мы знаем, доходят люди и до буквального поедания плоти и крови человеческой. А мы говорим, что в духовном смысле происходит это.

От этого рождаются все прочие грехи, которые у гордого человека формируют образ жизни, именуемой осуж-де-ни-ем. То есть по отношению ко всем остальным людям, он живёт не любовью, причём любовью не какой-то отвлечённой, какой-то частной в земном смысле. Нет. А любовью вечной, любовью Божественной, любовью абсолютной, любовью НАВСЕГДА. Нет! Он живёт осуждением, куда включается всё негативное в отношении человека. Это и ненависть, и злоба, и мстительность, и зависть, и похоть, и вражда, и убийства, насилие и многое, многое другое, что мы повседневно видим, что люди причиняют друг другу, начиная с семьи – самых близких людей, и вражда между слоями общества, между партиями, вражда государства с государством, народов с народами и т.д., и т.д. Но всё это основано на гордыне.

И здесь не имеет значения большого верующий человек, неверующий, член он Церкви или не член Церкви, потому что, если он не поймёт главного и не выправит в себе, не убьёт в себе зверя, не станет новой тварью во Христе через покаяние и благодатное стяжание от Бога, он, пребывая в гордыне, будет обязательно пребывать в осуждении к ближним, в неприязни, которая будет проявляться в той или иной мере. Такой человек обречён на погибель. Он неспособен к общению с Богом. Он неспособен к общению с новым искуплённым человеком, то есть с людьми, которые восстановили в себе образ и подобие Божие.

И поэтому в вечности для него нет никакого другого места, как тьма внешняя, тьма кромешная, ад и озеро огненное серное. И обрекают туда гордых людей, вслед за гордыми падшими ангелами не Бог, а само качество, сам выбор этих людей.


И здесь важно увидеть, что дало нам Рождество Христово сверх того, что уже было в роде человеческом? До этого люди знали Бога, даже те, которые, действительно, правильно содержали веру, верили и имели Писание уже Моисея. Для них всё-таки Бог было нечто внешнее: это Великая Сила, Могущество, они боялись Его как вот такую Великую Силу, Могущество, Которой нельзя было противостоять, и поэтому надо было смиряться, но вот таким смирением, как перед чем-то, что превышает их возможности, понимание и т.д. И в этом смысле вера этих людей была похожа на веру язычников, с той лишь разностью, что Бог Истинный был, конечно же, сильнее всех демонов, которые выдавали себя за языческих богов.

И мы видим это в повествовании Священного Писания на примере, когда Моисей и брат его Аарон сражаются с волхвами египетскими. Когда Моисей бросил жезл, и он превратился в змею. То же самое сделали и египетские жрецы. Единственное преимущество было, что змея Моисея поглотила всех змей языческих жрецов. Но сам факт превращения палки в змею не вызвал никакого преимущества в глазах фараона и его окружения. А то, что змея Моисея поела всех, они оставили без внимания.

Т.е. на этом примере показано, что Бог Моисея, т.е. Истинный Бог, сильнее всех демонов, всех идолов, но на уровне той веры этого недостаточно к тому, чтобы принять Его всем сердцем людям, просто так наблюдающим со стороны.

Поэтому, преодолевая бездну между Богом и падшим человечеством, Бог снисходит до того, что во-пло-ща-ет-ся! Происходит великая Тайна: Бог является во плоти!



Но мы уже знаем от части, что Бог есть Любовь, Мир и многое-многое другое, о чём доносит до нас Священное Писание и предание Церкви. Так вот во плоти и родилась эта Любовь Истинная Абсолютная, во плоти родился этот Мир Неизреченный. «Слава в вышних Богу, и на земли мир». На земли мир явился, на Небе он был! Ангелы сказали, что на земли мир, и многое другое, что связано с Богом родилось в Личности Иисуса Христа.

И поэтому грех стал сугубо грешен, – как и пишет Апостол Павел (Рим.7,13). Потому что любовь, мир и прочие качества Бога соединились с человеческим естеством, и с момента Рождества уже гордость стала ещё более страшным и сугубым грехом. Потому что нет уже того непроходимого пространства. Потому что Господь благоволил стать Человеком, и стать Человеком в лице каждого всякого другого человека.


Почему, если мы внимательно отнесёмся к словам Священного Писания, особенно Святого Евангелия , где Сам Господь научает нас Божественным истинам, то мы увидим непреложный духовный закон, что с момента Рождества Христова Господь судит иначе, чем до Рождества. И Он говорит, что всё, что сделали ближнему Моему, то сделали Мне. И на Страшном Суде именно это будет поставлено основным либо обвинением и осуждением, либо оправданием и дарованием вечного блаженства, как это доносит до нас Евангелие от Матфея.
Почему так? Почему так важно стало отношение к ближнему? Потому что в каждом ближнем теперь уже с Рождества Христова есть Христос! Никогда не забывайте этого! И до Рождества в каждом ближним был образ Божий искажённый, извращённый грехом, но люди не могли это воспринимать. Но когда Бог уже во плоти пришёл и родился, то всё должно было перемениться. Почему к этой перемени и призывает нас Господь: «покайтеся, т.е. переменитесь, изменитесь коренным образом. Я родился, Я пришёл!».

И поэтому Он уровнял заповедь о любви к Богу с заповедью о любви к ближнему. Да, заповедь о Боге стоит выше, первой, но вторая, подобная ей. Подобная ей почему? Потому что в каждом ближним Христос! Поэтому, не любя ближнего, которого видишь, ты не можешь любить Бога, Которого не видишь, как объясняетИоанн Богослов. Это – лицемерие! Это – суетное богочестие! Это – обман! Человек живёт только любовью истинной, вечной. Если этого нет, всуе его вера, всуе принадлежность к самой правильной Церкви, всуе всё остальное. Это – Суд Божий.


Поэтому, научая нас основам любви, Господь и говорит: «если вы только любящих вас любите, какая вам благодать? Не так ли поступают язычники?». Они тоже любящих их любят. А Я говорю вам: «любите врагов ваши. Ваших, не Христовых. Ваших личных! Благословляйте проклинающих. И молитесь за обижающих, творящих вам всякую напасть» (Мф.5,43-38).
Если мы верим Богу, верим Его слову с трепетом, с благоговением, и принимаем, если мы не отстранены от Бога гордостью, своим выгораживанием, то мы эти слова воспринимаем к действию и понимаем разницу веры язычников или веры людей, которые по имени Христиане, т.е. формально Христиане, но реально язычники, потому что у них только на словах вера в Единого Бога. На деле они язычники, ибо они любят только любящих их.
Господь в этом случае уравнивает, говорит: «не так ли делают язычники?». Этим самым не имеет значения, что формально ты веришь в Истинного Бога. На деле ты – язычник, если ты не благословляешь проклинающего тебя, если ты не молишься за обижающего тебя, если ты дал взаймы и требуешь обратного и т.д. и т.д.

Поэтому этими конкретными заповедями Господь врачует нас, выправляет нас и научает нас, что мы не должны жить за счёт ближнего, за счёт твари. Не должны духовно вампирить и быть каннибалами своих ближних. Мы должны жить только за счёт Творца, за счёт Бога. Он Безпределен, Он Безграничен, Он Не определяем и Абсолютен во всех смыслах. Никогда человеческий язык не сможет передать, что есть Бог. Но если мы живём Им, то мы истинно живём.


И поэтому, помогая нам, Господь Свою Плоть возносит на Крест, предаёт смерти и проливает Кровь. И накануне этого жертвенного приношения во искупление грехов всего человечества, Он устанавливает это великое Таинство Евхаристии.
А Таинство Евхаристии, о котором Господь ещё до его совершения научал людей, говорит, что вы должны есть Плоть Сына Человеческого и пить Кровь Его. И кто не ест Плоти Сына Человеческого Господа Иисуса Христа и не пьёт Крови Господа Иисуса Христа, тот не имеет жизни в себе, а Господь пришёл принести жизнь, жизнь с избытком, а разрушить дела дьявола. Одновременно, разрушая дела дьявола, взамен Он приносит жизнь!
Почему же Господь даёт повеление есть Его Плоть и пить Его Кровь, что в глазах современников звучало страшной ересью, не вмещаемым каким-то безумием? и многие ученики отошли, ученики! которые до этого ходили за Ним. Они не вмещали этих слов. Да потому, что в этом мире князь, которым является дьявол, работает один закон: хищничества. И зверь поедает зверя. И никак иначе нельзя было спасти нас, как только воплотиться Богу. И никак иначе нельзя было нам приобщиться к Богу, как снизойти нашей немощи в привычке поедать ближнего. И здесь Бог только подменяет и говорит: «не ешьте ближних, в этом смерть ваша, ешьте Меня! Ибо, поедая Мою Плоть, Мою Кровь, вы поедаете Бога. Не просто человека, иначе это – каннибализм самый настоящий. Нет! Вы поедаете БОГА Творца, а Бог Безграничен, Безпределен, поэтому вы соединяетесь с Богом!
Итак, живя в извращении и действуя неправильно, по привычке, по навыку погибельному , идёт Божье подспорье, и мы по навыку, потребляя ближнего, в данном случае Господа Иисуса Христа, получаем исцеление, соединяемся с Богом и от Него восстанавливаем питание правильное, и перестаем, наконец-то питаться за счёт ближнего. Чем? Ненавистью, конфликтами, убийствами, разбоем, грабежами, насилием и т.д. и т.д.
Поэтому Евхаристия есть для нас Таинство ЛЮБВИ!Таинство, останавливающее нашу гордыню!прекращающую, уничтожающую её. Поэтому самое страшное по учению Святых Отцов, преступать к этому Таинству во вражде. Почему? Лучше мяса наесться и идти к чаше, пишут Святые Отцы, чем идти во вражде с кем бы то ни было. Почему так важно? Потому что это полное противоречие! Оно установлено против вражды к ближнему. И когда мы идём во вражде, это полное несоединение!

Здесь в самой полноте осуществляется закон Божий – Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать, в том числе благодать Причащения. А смиренный человек кто? Тот, кто покорился Богу, принял Его в полноте, все Его слова, все Его заповеди, все Его повеления, все Его поучения, не выделяя что-то, не выстраивая свою систему, как детский конструктор из Божественных повелений: «вот это мне нравится, я это построю». Ничего подобного! Всё, как Бог дал, принимает. И подвигом, и трудом внедряет в свою жизнь и подвизается о спасении до дня кончины своей, будучи неуверен в этом, и заботится, проверяет: в вере ли он? Т.е. в той ли вере, действительно ли он живёт Богом Творцом, ибо Православие в том состоит, чтобы жить БОГОМ, а не тварью. А не в том, чтобы сравнивать, что «я НЕ католик, НЕ протестант, НЕ мусульманин и НЕ буддист, я православный!». Если мы только себя выделяем таким образом, то мы в гордости. Ещё хуже, если говорить: «а я православный потому что спасаюсь, а остальные не спасаются». Это – гордость. Не в этом Православие! Не в отрицании кого бы то ни было, не в уничижении, не в презрении кого бы то ни было! Это не Православие, это не Христианство! Истинное Православие правильно славит Бога, правильно Ему кланяется в Духе и истине, так, как Бог повелел. А Бог повелел любить ближних. Но, прежде всего, любить Бога.
Но так люди немощны, что сразу они не могут возлюбить Бога всецело, всей душой, всей крепостью, всем помышлением. Не могут. Не могут они жить только Богом, к сожалению, это так. И поэтому Господь мудро, провидя это и зная это, установил: где двое или трое соберутся во Имя Мое, там Я посреди них. Господь не сказал, где один человек убежит от всех, там Я с ним. Нет такого. Нет такого. Где двое или трое. И Церковь это есть собрание, соборность, а не разбегание в разные стороны, каждый сам по себе. Поэтому так важна вторая заповедь о возлюблении ближнего, как самого себя. Потому что нам приходится жить с ближними. И ближний наиболее к нам близок, виден, доступен, чем Бог, Которого мы не видим. Там надо делать ещё усилие, надо ещё развивать, надо ещё дойти до этого. И только те люди, которые достигали совершенства Христианского, высочайшей святости, становились богоносными, те могли без ущерба говорить: да, если захотели бы, и Бог благословил жить в уединении от других людей.

Но и в самом монашестве, которое означает «монос» – уединённый, мы видим, что преобладал образ жизни общежительный. Только ближними были другие монахи. И замыкалось это на один монастырь. Как бы весь мир сводился в один монастырь. Но там были ближние в лице монахов. Поэтому, в принципе, это ничего не меняло. Поэтому настоящим монахом можно считать только того, кто, действительно, уединялся вообще, и не видел никого, кроме Бога. Таких людей могли быть единицы, которые способны на прямое, живое Богообщение. Подавляющее большинство людей вынуждены жить друг с другом. Поэтому заповедь о любви к ближнему, как к самому себе, является основополагающей для подавляющего большинства людей.


И если мы это уразумеем, то мы будем со страхом Божиим, глубочайшим вниманием относится к каждому ближнему. Тогда мы иначе воспримем и другие заповеди Господа: о неосуждении ближнего «не судите, да не судимы будете». Даже суд не будем выносить, не то что осуждать, не осуждайте, и не осудят вас, т.е. и не судить, и не осуждать. Почему нельзя судить ближнего? Потому что любой суд над ближним есть проявление гордости. А, ведь, вся задача у Христианина – СМИРИТЬСЯ, т.е. противостоять гордости. В этом, в общем-то, и заключается спасительная деятельность человека – противостоять гордости, а в лице гордости – всем остальным грехам. Потому что гордость-то и говорит: «согреши, вкуси от твари, т.е. тем или иным видом греха, и ты будешь как Бог, ну, упокоишь себя». А кто может? Только Бог упокоить. А мы думаем, что если возьмём чужую вещь, деньги чужие или ещё чего-нибудь, и этим мы как бы упокоим себя. Это – обман. Это – ложь страшная, дьявольская. отец лжи – дьявол, дьявол с Рая начал лгать, продолжает это же самое.
И здесь мы приходим к страшному наблюдению, очень важному для понимания, кто хочет спастись в наше время.
Опять возвращаемся к Рождеству Христову и смотрим как тогдашние верующие не приняли Христа, и переносим это на наше время, как уже Христиане не принимают Христа сегодня или отступают от Него. Т.е. форма неприятия сейчас называется отступлением или апостасией. Повторяю, что те, древние верующие ветхозаветные не приняли Христа, потому что они Его не узнали. Вспоминаем заповеди Господа: «овцы мои голос Мой узнают и последуют. А чужого голоса не знают, бегут от него». Это – духовный закон. Что же должно было случиться с людьми, которые жили верой в грядущего Мессию, которые тщательно изучали Писание, а Писание даёт нам свидетельство. Это – не полнота всех истин, ибо даже то, что Господь на земле сделал, все книги не могут вместить, если это описывать подробно. Но это – свидетельство. При правильном употреблении мы можем через Писание раскрывать, оживотворять для себя эти истины, поэтому там свидетельство.

И вот это свидетельство, тщательно по букве изученное, не помогло ветхозаветным не только людям в подавляющем большинстве, а и книжникам, фарисеям, законоучителям, священникам, первосвященникам узнать и принять Христа. Тоже самое повторилось и в Новом Завете. Особенно, в последние времена отступления. Люди не узнают, и поэтому важным, важнейшим для нас является качество узнавания Христа. За узнанием идёт признание, за признанием – принятие, за принятием – жительство во Христе. Без узнавания человек не примет и не будет жить. Поэтому так важно это узнавание. А что нам Писание говорит: «пришёл к своим, и свои не приняли». К своим по вере по ожиданию, по поклонению, по богослужению, и не приняли.

Почему же они не приняли? Они не узнали. Почему не узнали? Потому что правильная форма получила ложное содержание. И вот это разделение между правильной формой и правильным содержанием является трагедией человечества после Рождества Христова. Отсюда все беды, все разделения, все расколы, все ереси, все сектантские течения, все лжеучения. Опять, основная причина – гордость. Если гордый человек и по каким-то соображениям и принимает истинную веру, то он не устоит в истине. Он может удержать формально, внешне истину в лучшем случае, но внутренне он не устоит в ней. И поэтому в своём духе он сделает подмену. Он, формально исповедуя Единого Бога, вводит многобожие, т.е. язычество, идолопоклонство. Он меняет небесное на земное внутри себя, а формально продолжает хранить правильную веру и этим ещё уповает, что он – друг Богу. Обольщает себя. Обольщает других и требует от других по гордости своей ещё должного почтения и поклонения.


Конечно же, дьявол, видя это, не может быть в стороне. Он тут же наполняет от себя своим содержанием правильную форму. И поэтому беда верующих или уверовавших в Истинного Бога людей: будь то ветхозаветных или новозаветных состоит в том, когда их правильная форма наполняется дьявольским содержанием. А это и есть антихристианство. И антихрист будет завершающим в этом антихристианстве, он и будет конечным искушением, последним проявлением зла, которое в полноте проявит себя в этом. Будучи дьяволом, он объявит себя вечным, истинным богом. Т.е. форма Вечного Истинного Бога будет полностью заполнена дьяволом. Уже не только дьявольскими делами, словами, помыслами, а самим дьяволом.
Почему же так закончится человеческая история? Да потому что люди не уверовали во Христа, не узнали Его, не приняли в большинстве своём. А те, которые сначала приняли, то потом их потомки отступили, извратили. И стояние в истине потому и называется стоянием, потому что можно и не устоять, а отпасть. Поэтому проверяйте: в вере ли вы, потому что можно быть формально верующим и не в вере, потому что можно быть формально в Церкви и без благодати, а затем и Церковь подменить, и всё, что угодно подменить. Но уже тогда из Церкви, тогда из Православия делается не жительство с Богом, в Боге, и в благодати, а нечто сориентированное на временное, будь то государственные интересы, будь то политика, бизнес, земное преуспеяние, власть, слава и прочее, то тут же правильная форма наполняется злым дьявольским содержанием. Это – закон, иначе не происходит. Поэтому, если мы хотим оставаться истинными последователями Господа, то мы всё внимание своё, все усилия свои должны приложить к тому, чтобы смиряться, бороться с этой гордыней, преодолевать её, побеждать её и в отношении Бога развивать любовь через постоянную память, через призывание Имени Его, ибо нет никакого другого Имени, кроме Имени Иисуса Христа, выше Этого Имени, сильнее Этого Имени, о Котором нам подобает спастися (Деян.4,12). Но не всякий, говорящий: «Господи! Господи! Войдёт в Царство Небесное, а только, если Этому Имени будет добавлено от нас правильное содержание, отношение». И тогда мы не будем расходиться формой и содержанием, не станем неофарисеями, лицемерами, убивающими Бога в себе, а затем, если мы ещё обращает кого-то в веру формальную истинную, но реально делаем их сынами гиены вдвое худшими себя.
В этом беда, великое горе современных Христиан. Они утратили всякое правильное понятие, начиная от Рождества Христова, о Его страданиях, о Евхаристии, о всех Таинствах и о догматах, что это не отвлечённые истины, даже самые правильные, а живые истины и животворящие, и потому их нельзя изменять. Поэтому, если мы и отторгаемся от еретиков, т.е. от людей, которые извращают истину, то не потому, что мы их ненавидим как людей таковых. Да не будет у нас этой путаницы. Мы ненавидим ересь, потому что она уничтожает живую истину – Бога, извращает её, потому что она губит последователей своих в вечности, но самих людей мы жалеем, сострадаем. И являем к ним любовь необщением, придавая их анафеме, т.е. от лица Церкви или поддерживая эту анафему, мы помогаем им осознать, что они в погибели, и этим являем любовь свою. Провозглашаем анафему не от ненависти, как какое-то проклятие, желание им ада или каких-то наказаний. Ничего подобного. Мы этого не желаем. Мы просто вынуждены зафиксировать тот факт, что они вне Церкви, они в погибели. И, провозглашая это громогласно, мы даём им шанс, призывая их к покаянию, и этим оказываем любовь.
Если мы будем являть ложную любовь, и говорить: «всё в порядке, вы спасаетесь, всё у вас хорошо», то мы будем соучастниками их погибели, за что и сами подвергнемся справедливому осуждению Бога.
Поэтому истинная любовь имеет и истинное духовное рассуждение. И она правильно проявляется и прилагается, как мы видим, Господь Он обличал строго и грозно фарисеев и лицемеров, и столы переворачивал у торгующих при Храме. Но никто не скажет, что это не есть проявление любви. Он сжёг города: Содом, Гоморру и пять окрестных городов, Он потопил весь мир допотопный водами потопа, и это никто не скажет, что это есть проявление ненависти Божией. Нет! Это любви проявление к людям, ко греху – ненависти, но к людям – любовь.

Потому что лучше остановить нечестие даже физической смертью, чем дать ему развиваться дальше, и распространяться на других, которые могут спастись. Поэтому здесь мы должны правильно понимать, но помнить, что в каждом ближним для нас является Христос. И даже, если этот ближний заблудший или в ереси находится, или злодей, мы должны видеть это, понимать это, отделять и по заповеди убегать, устраняться, не общаться, или относится как к язычнику, мытарю. Но при том видеть в нём образ Божий и Христа. Отделять одно от другого. Тогда мы не впадём ни в осуждение, ни в ненависть, ни в месть, ни в зависть и никакую другую страсть, а будем по заповеди Христовой, или, кто живёт уже в благодати, Духе и истине, тот будет заповеди исполнять естественно, легко, по благодати, дарованной Богом, и мы видим, как относились Святые Отцы, они строго пресекали всё, что вздымалось на Божественный Разум, на Божественные постановления, повеления, или на Церковь Святую, но снисходили всем немощам и грехам просто страждущих от дьявола и греха людей.


И в этом вопросе нам должно помочь правильное понимание Рождества Христова и того великого, спасительного домостроительства, которое Он установил на земле. Мы должны опять и опять возвращаться к этим мыслям, к этим святым ощущениям, насаждать в себе, и доводить их до того, чтобы они стали основой нашей жизни. Реальными, движимыми основами жизни. Чтобы мы, действительно, поступали так, а не только устами исповедовали их. И если мы будем так поступать, то мы стяжем способность узнавать Господа всегда во все времена. Будут меняться условия, будут отпадать все вселенские поместные церкви от истинной Церкви, оставаясь продолжать называть себя Православными. Мы узнаем, что нет там Господа. И Господь предупредил: «многие будут говорить: здесь Христос, там – Христос. Не верьте им». И в тоже время будем в лице какого-то блаженного или юродивого человека, презираемого миром, поругаемого миром, ненавидимого миром или убиваемого этим миром, ибо дойдут в прелести до того, что, убивая рабов Божиих, будут думать, что этим Богу служат, а мы будем видеть в нём Христа. Будем узнавать Его, будем слышать Его голос, и следовать за Ним, а не судить: «а!! не может быть, там, один какой-то священник что-то, там, восстал против всех патриархов, против всех церквей, всё, в прелести, секта!». Так мы выносим суд Христу. И гордостным своим выделением: «о! мы не такие, как это, вот, мы вот такие». Эти люди тут же лишаются благодати, если они её даже имели бы. Прекращается всякий доступ благодати, ибо Бог гордым противится, независимо где они, какой конфессии, в истинной вере, не в истинной вере. Всё! если человек гордый, Он противится ему. Сама гордость заслоняет доступ Богу.
Поэтому горе этим людям, которые не узнают Господа в современных Божьих рабах. И поэтому они не слышат Его голос и не слушают Его голос. Они идут по внушению дьявола. Они верят в ложь, что их структура, их церковь, которая на самом деле – лжецерковь, их патриарх, который на самом деле – лжепатриарх, благодатный, спасительный, они внушают себе так, как протестанты внушают себе, что уверовал внешне – уже спасён. Как католики верят в непогрешимость папы римского, как мусульмане верят в магамета, как язычники верят в идолов. Но мы знаем, что все эти веры неспасительные. Поэтому не утратим этого качества – узнавания Христа при резко меняющихся условиях, иначе мы уподобимся тем верующим ветхозаветным фарисеям, книжникам, священникам, которые не только не приняли Его, а предали на позорную смерть.

Поэтому узнавание Христа – это залог, что мы не убьём Бога в себе, что мы Его примем, и нам есть надежда жить в Нём, с Ним, и, в конце концов, стяжать Его в себе и быть Богоносными, освящёнными благодатными людьми.


И да поможет нам Господь в этом великом спасительном делании. Аминь!
скачать файл



Смотрите также:
12 января 2003 года. Стенограмма проповеди только смиренный узнает, примет и будет питаться Христом Богом, а не ближним, в котором тоже Христос
199.55kb.
30 января 2003 года
22.61kb.
Стенограмма проповеди о исцелении согбенной женщины
168.13kb.
01 января 2013 года росбалт
69.21kb.
17 февраля 2002 года. Стенограмма проповеди обращение Закхея как образец должного покаяния и самоотвержения
170.48kb.
Соборное послание святого
22.53kb.
Московский городской комитет государственной статистики социально-экономическое положение в москве в январе июне 2003 года основные показатели, характеризующие экономику столицы, за январь июнь 2003 года
173.31kb.
Викторина с какого года Новый год в России стали отмечать 1 января?
13.04kb.
Стенограмма проповеди основа спасения – святоотеческое подвижничество
381.41kb.
Стенограмма проповеди
304.65kb.
Программа четверг, 22 января 2009 года
101.49kb.
Открытая богом дверь (или открытые Иисусом Христом тайны времён)
141.67kb.