Главная
страница 1
скачать файл
17.Нравственное воспитание. Значение, механизм, задачи, средства, методы и условия их эффективности. Содержание и методика НВ детей в ДОУ
НВ - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества.

Со временем ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе NN и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, себе. Результат НВ - появление и утверждение в личности определенного набора нр/качеств. Чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих людей. Процесс становления личности, ее нр/сферы не ограничен возрастными рамками, он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Известно, что д/в отличается повышенной восприимчивостью к соц. воздействиям. Ребенок впитывает все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражая взрослым. Этот путь долог, не всегда эффективен, поэтому роль взрослого «как социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого: определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.



Механизм НВ

Прочность, устойчивость нр/качества зависит от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу пед. воздействия. Рассмотрим: для формирования любого нр/качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нр/качества, а его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нр/качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нр/качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое формирует социальные чувства, которые придают процессу формирования личностно значимую окраску и поэтому влияют на прочность складывающегося качества. Но знание и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении, которые берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом это можно представить в следующей схема: Мех-зм НВ: (З и представления) + мотивы + (чувства и отн-ния) + (Н и привычки)+(поступки и поведение)= нр/кач-во.

Данный механизм имеет объективный характер: он проявляется всегда, при формировании любого (нр. или безнр.) качества личности.



Особенность механизма НВ: отсутствие принципа взаимозаменяемости, т.е. каждый компонент механизма важен и не может быть исключен или заменен др. (Н., формировать доброту как нр/качество лишь через представление, не создавая условия - не вызовем желание овладеть им). Действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности…) и от возраста объекта воспитания. При работе с малышами надо изменить последовательность и начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения.

Задачи НВ:

1 гр. задач: задачи формирования механизма НВ: представлений, нр/чувств, нр/привычек и NN, в практике поведения. Данная гр. задач носит постоянный, неизменяемый характер.

2 гр. задач отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, востребуемыми качествами. Носит подвижный характер, на ее содержание оказывает влияние: исторический этап, особенности возраста объекта воспитания, конкретные условия жизни.

Средства НВ:

НВ осуществляется с помощью определенных средств и методов.



  • Худ. средства: худ. литература, изо искусство, музыка, кино, д/ф…

Эта группа способствует эмоциональной окраски познаваемых моральных явлений. Наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

  • Природа, которая дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи (при воспитании чувств и поведения). Исследователи: Николаева СН, Фокина ВГ.

  • Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, худ. деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, но (деят-сть как таковая) данное средство необходимо пр/вс при воспитании практики нр/поведения.

  • Особое место в этой группе средств отводится общению как виду деятельности (Лисина МИ, Рузская АГ), которое выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

  • Атмосфера, в которой живет ребенок (доброжелательность, любовь, гуманность, жестокость, безнравственность…) Она активизирует механизм НВ, влияет на формирование определенных нр/качеств т.е. средства воспитания чувств, представлений, поведения.

Выбор средств НВ зависит от ведущей задачи, от возраста детей, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нр/качеств (начинаем воспитывать, закрепляем, перевоспитываем).

Методы НВ:

Средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания. Существует несколько подходов к классификации методов НВ.



  • Лихачев БТ: исходит из логики целостности ПП, логики его организации при решении задач НВ и самовоспитания; выделил 3 гр.: 1. Методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива: коллективная игра, соревнование, единые требования. 2. Методы доверительного взаимодействия: метод уважения, пед. требование, обсуждение. 3. Методы воздействия: разъяснение, снятия напряжения, обращение к сознанию, чувству, воли, поступку.

  • Нечаева ВГ выделила 2 гр.: 1. Организация практического опыта общественного поведения: показ способа действий, пример взрослых, др. детей, метод организации деятельности. 2. Формирование у ребенка нр/представлений, суждений, оценок: беседы, чтение худ. произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций. Метод убеждения, положительный пример, поощрение, наказание она относит и к 1 и ко 2 гр.

  • Логинова ВИ: активизация механизма НВ: 3 гр.: 1. Методы формирования нр/поведения: приучение, упражнение, руководство деятельностью. 2. Методы формирования нр/сознания: убеждение в форме разъяснения, внушение, беседа. 3. Методы стимулирования чувств и отношений: пример, поощрение, наказание.

Условия эффективности методов НВ:

1. методы д/б гуманными, не унижающими ребенка, не нарушающими его прав;

2. метод д/б реальным, осуществимым, он требует логического завершения (уведу в лес, если не будешь слушаться - ребенок постепенно понимает, что так не будет и продолжает не слушаться.);

3. для использования метода д/б заранее подготовлены условия, средства (подготовить материалы);

4. методы не должны применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям (метод убеждения может превратиться в назидание);

5. методы воспитания нужно применять тактично: ребенок не должен знать, что его воспитывают;

6. при выборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества;

7. проектируя, подбирая материалы, нужно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка;

8. нельзя рассчитывать на молниеносный и постоянный результат и м/б не совсем в таком форме и том качестве, каких мы ожидаем (запастись терпением и терпимостью);

9. практические методы не д/б преобладающими (пример взрослого как образца для подражания);

10. методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.

Содержание и методика НВ детей р/в и д/в:

Содержание НВ разделяется по следующим смысловым блокам:

1. Воспитание гуманности как качества личности,

2. Воспитание трудолюбия, умения и желания трудиться,

3. Воспитание патриотизма, гражданственности,

4. Воспитание коллективизма.

В каждом из этих блоков следует решать задачу по 2 направлениям:

1-воспитывать у ребенка соответствующее нр/качество;

2-создавать условия для проявления у детей этих качеств в отношении др. к др. и остальных лл.

Рассмотрим подробнее содержание НВ.



1-Воспитание гуманности: Показатель нр/воспитанности является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это: сочувствие, сопереживание, отзывчивость, доброта. Исследования показали, что все эти проявления могут формироваться у детей в д/в. в основе их формирования лежит умение понимать других, переносить переживания других на себя. Запорожец АВ называл это умение новым видом внутренней психической активности ребенка. Исследования уточнили создание доступных детям знаний о гуманном отношении к людям и природе; определили методику формирования взаимоотношений у детей на разных этапах д/в. в основе методики лежит механизм НВ, но последовательность компонентов механизм меняется в зависимости от возраста детей (Пеньевская ЛА, Виноградова АМ, Демина ИС, Князева ЛП, Стрелкова ЛП). Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается в р/в. главное проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, доброжелательность, обучать способам выражения сочувствия, внимания. (Нельзя хвалить за недоброжелательность по отношению к людям и детям, т. к дети очень восприимчивы в этом возрасте к оценке взрослого и «прощупывают» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивают, что вызвало положительный результат, а что отрицательный).

В мл. д/в важно, чтобы социальный опыт ребенка пополнился множеством единичных положительных поступков. Самостоятельно ребенок не способен сделать обобщение, но благодаря оценке взрослого, начинает понимать, что такое хорошо, что такое плохо. Ведущие методы: пример взрослого и организация пед. ситуаций, в которых ребенок упражняется в положительном поведении, эффект которых усиливается оценкой взрослых и похвалой.



Средства НВ: сам взрослый как носитель положительного способа поведения и произведения фольклора (песенки, потешки, сказки).

В 4-5 лет происходит постепенное осознание ребенком нр/ценностей. Ребенок способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленному в мл/в. закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения к взрослому, ребенку, природе. Главными, как и мл./гр. остается совместная деятельность со взрослым, разъяснение взрослого, организация практики поведения. Внимание ребенка к способам выражения эмоционального состояния др. человеком, учит «читать» эмоции («Скажи кому из детей на картине весело, грустно?»). Также можно обучать решению вербальных логических задач («Что бы ты сделал, если др. ребенок плачет?») - это позволит ребенку решать задачу в воображаемом варианте, делать выбор способа поведения на основе собственного жизненного опыта и др. источников, развивается воображение и мышление ребенка, дети способны к оценке поступков героев худ. произведений. Важно, чтобы герои ясно и однозначно выражали свою позицию («красивый» и «хороший» очень сближены). Недоброжелательное отношение проявляется чаще к сверстникам, т. к. ребенок еще не владеет способами общения и совместной деятельности. Поэтому воспитательная работа д/б направлена на привлечение внимания детей к способам отношений, на обогащение их жизни ситуациями, требующими проявления доброжелательности к окружающим. Значимыми остаются: оценка взрослого и его пример.



Сопереживание проходит в своем развитии стадии:

1-переживание

2- сочувствие (кому-то плохо, мне его жаль);

3-переживание-утверждение себя (кому-то плохо, я так не хочу - ср/в);

4-переживание-действие (кому-то плохо, я ему готов помочь).

Ст. д/в. Дети способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и на их анализ, на объяснение причин замеченных в них недостатков. Воспитатель проводит этические беседы: индивидуально, с под/гр. 5-6 чел., фронтально. Содержание бесед: возникшие в группе отношения между детьми, мораль худ. произведения, произведения изо искусства.

Требования к этической беседе:

* опора на жизненный опыт детей;

* соответствие возрасту и усложнение задачи от возраста к возрасту;

* конкретность обсуждаемых ситуаций;

* наличие ситуаций выбора и противоречий;

* связь с последующей деятельностью и практикой поведения;

* соблюдение такта, осторожности при обсуждении проблем, касающихся конкретной детской группы;

* не спешить помогать ребенку с выводами и обсуждениями, учить делать их самостоятельно.



Форма и место поведения этической беседы: традиционно в помещении группы за столами, на прогулке. В беседе можно использовать накопленный материал: картинки… Формы этических бесед зависят от темы, возраста детей, уровня их морального развития.

Этическая беседа может состоять из 3 частей:

1-Дети слушают рассказ (просмотри фильма, разыгрывание сценки);

2-Обсуждение морали;

3-Проведение практикума: дети упражняются в словах, которыми могут выразить чувства. Воспитатель заботится, чтобы дети постоянно могли упражняться в гуманном отношении др. к др., к природе, к взрослым (подарки др. др., забота о заболевшем, уход за растениями и животными). Важным условием и метод воспитания гуманизма, развития социальных эмоций, нр/чувств - пример воспитателя, который обязан выразить свое личное отношение к поступку, явлению, факту (можно долго и правильно говорить, но безрезультатно…).

= При систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения детей к людям и природе, у детей формируется гуманизм как нр/качество, который входит в структуру личности как качественная ее характеристика. Это сложный, противоречивый процесс. В д/в лишь закладывается умение со-чувствовать, со-переживать, со-радоваться, не завидовать, стремиться делать добро…



2-Воспитание трудолюбия, умения и желания трудиться.

3-Воспитание патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине одна из важнейших задач НВ. Все нр/качества берут свое начало в д/в, все лишь зарождается, ни одно нр/качество не м/б сформировано. Любовь к Родине сродни любви к родному дому, значит мы будем воспитывать чувство привязанности к родному дому, что при соответствующей пед. работе со временем это чувство дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Чувство патриотизма многогранно по структуре и содержанию. Это ответственность, желание и умение трудиться на благо отечества, беречь и умножать богатства Родины… Мы учим детей ответственно относиться к делу, беречь книги, природу, т.е. воспитывать бережливость, учиться и трудиться на благо своей группы, товарищей, учим любоваться окружающей природой. На следующем этапе мы сообщаем ребенку знания о том, что он успел полюбить: свой дом, д/у, свою улицу, район, город, страну. Также необходимо приобщать детей к традициям и обычаям народа, страны, к искусству.

Средствами патриотического воспитания являются само окружение ребенка (природное и соц.), худ. лит-ра, музыка, изо ис-во, деятельность (игра, труд), праздники д/с и проводимые в стране. Сущность гражданского воспитания не только в приобщении ребенка к своей национальной культуре, но и воспитание уважения ко всем народам (толерантное отношение к людям земли - равенство всех народов, живущих на земле).

4-Воспитание коллективизма. Человек не может развиваться вне человеческого общества. Для развития человека, его личности ему нужно, чтобы было взаимоотношения: положительные, доброжелательные, коллективные. Поэтому задача воспитания коллективизма не ставится под сомнение (это необходимо). Однако, при этом существуют противоречия, которые при неправильном разрешении могут отрицательно влиять на личность ребенка. Сущность противоречий в том, что коллектив может подавлять личность. С др. стороны, личность может не учитывать интересы кол-ва, тогда возникают конфликтные ситуации. Мастерство педагога: золотая середина для развития и личности и коллектива.

Понятие «Детский коллектив». Главная и единственная функция дет/коллектива - воспитывающая: дети включаются в деятельность, которая по своей цели, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них. Есть условность в употреблении термина «дет/коллектив»: 1. непременно присутствует взрослый (организует жизнь детей, способствует формированию положительных взаимоотношений, развитию личности каждого ребенка); 2. Дет/коллектив может быть собран на разных основаниях (часто случайных) и на различный срок.

Коллективизм присущ лишь взрослым. В д/в 1 этап формирования коллективизма. Примерно к 3-6 гг. говорим о воспитании коллективных взаимоотношений (взаимопомощь, отзывчивость, дружба, ответственность, доброта, инициатива). Условием для воспитания таких взаимоотношений является общение детей с др. людьми (взрослыми, сверстниками). Через общение ребенок познает соц. мир, осваивает и присваивает соц. опыт, получает информацию, приобретает практику взаимодействия, сопереживания, взаимовлияния. Предпосылкой общения является интерес, который проявляется уже в р/в. Отечественные педагоги считают, что говорить о коллективе можно начиная со шк/в, хотя основы его закладываются в р/в и д/в.

Проявление и развитие дружбы.

Уже в мл. д/в ребенок проявляет избирательное отношение к сверстникам: чаще с одними играет, разговаривает, делится… Нет длительных дружеских объединений, объект дружбы часто меняется.

В ср/в вырастают вполне осознаваемые дружеские привязанности.

Дети 5 г.ж. могут мотивировать выбор друга: мы вместе живем. При этом ребенок отмечает не глубинный, а поверхностный характер, не личные качества друга, а внешние проявления или малозначимые факты. Ребенок не умеет анализировать свои отношения, чувства.

В начале ст. д/в дети не только осознают свою дружбу, но и делают попытки объяснить попытки объяснить понятие «дружба», придают большое значение нр/качествам сверстникам, начинают оценивать др. друга по поступкам, в дружбе проявляют постоянство, привязанность, испытывают потребность в постоянном общении и совместной деятельность, ценят и берегут дружбу (рисунок друга лучший). Чаще дружат по 3-4 чел-ка. Воспитатель организует работу так, чтобы дружеские объединения вливались в общую деятельность.

Отзывчивость и взаимопомощь являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений. В их основе лежит направленность на другого человека. Этот способы выражения сочувствия, сопереживания.

Уже в р/в ребенок проявляет симпатию к другим детям.

К 3 г. дети способны откликаться на разное (яркое) эмоциональное состояние сверстников. Взаимопомощь проявляется в утешении обиженного.

На 4 г.ж. проявляются попытки оказывать друг другу помощь в самообслуживании.

На 5 г.ж. дети помогают друг другу в совместных играх, на занятиях, в быту. Дети уже овладели многими навыками самообслуживания, получают удовольствие от собственной самостоятельности. Не хотят принимать помощь, особенно от сверстников.

В ст/в дети уже могут объяснить когда, как стоит или не стоит оказывать помощь (он ленится, не старается). Охотно помогают малышам, взрослым, но не сверстникам, т.к.: в 1 позиции ребенок - учитель; во 2 - ребенок «становится» маленьким, + совместная деятельность с любимым взрослым доставляет радость; в 3 - взаимопомощь выступает как чисто трудовое действие.



Общественное мнение и его направленность является качественной характеристикой уровня развития любого коллектива. Человеку не м/б безразлично, что о нем думают окружающие, соответствуют ли его поступки принятым нормам. В дет. коллективе общ. мнение формируется по мере осознания детьми принятых в обществе и реализуемых в конкретном коллективе принятых норм, по мере накопления представлений о добре и зле, о хорошем и плохом, о справедливости им несправедливости. В группах детей д/в существует коллективное мнение, которое не только проявляется в виде одинаковых представлений о нормах взаимоотношений, но и могут активно использоваться как личностно значимый фактор воздействия на каждого члена коллектива и как основа коллективных взаимоотношений. Детям небезразлична оценка взрослых и сверстников. Пед. работа д/б направлена на воспитание доброжелательности, требовательного отношения детей др. к др., необходимо развивать у детей самокритичность, требовательность к себе, но и приучать быть терпимыми др. к др.

Усвоение нр/норм. Детские взаимоотношения регулируются нр/правилами и нормами, знание которых облегчает в мир себе подобных. Содержание норм и правил изменчиво и зависит от эпохи, классов, страны, от места жительства людей, от возраста. И правило, и норма - установленный порядок действий, отношений. Правило имеет частный и более узкий смысл. Оно м/б единичным, т.е. относиться к определенной ситуации, к определенному предмету (правило поведения за столом, в театре…). Норма носит более обобщенный характер, характеризует общую направленность отношений и поведения и конкретизируется в правилах (внимательность, заботливость к окружающим людям).

Ж. Пиаже выделил 3 стадии осознания детьми правил морали:

1- правило не осознается, применяется формально;

2- правило применяется в его неизменной форме, нарушить его нельзя;

3- правило как закон, меняется только с общего согласия. Пиаже: дошкольнику 3 ст. недоступна.

Отечественные педагоги: дети д/в способны осознанно усваивать правила и нормы поведения и взаимоотношений.



Мл/в. Правило, подкрепленное положительной оценкой взрослого становится ориентиром поведения. Ребенок учится оценивать свое поведение и поведение сверстников. Незнание правил - причина конфликтов между детьми. Усвоение правил происходит в результате накапливания опыта поведения и взаимоотношений. Подражая взрослому, ребенок поступает в соответствии с нормами и затем начинает осознавать ее (ребенок плачет - пожалей). Правила взаимоотношений просты и имеют одинаковое решение.

Ст./в. у детей формируется более гибкое отношение к выполнению правил, стремление понять их. Дети начинают понимать неоднозначность применения одного и того же правила, видеть противоречивость некоторых правил (всегда ли виноват тот, кто подрался). Условием успешного усвоения нр/NN является организация практики поведения: упражнения, совместная деятельность…

Культура поведения и взаимоотношений. При формировании коллективных отношений рассматривают и проблему воспитания культуры поведения: КП во взаимоотношениях со взрослыми, в общении ребенка со сверстниками. Воспитание КП с одной стороны предполагает обучение принятым в обществе норм и правилам, формам их выражения в словах, мимике, жестах, поступках, с др. стороны будет ориентировано на ту соц. среду, в которой их станут применять (вежливый ребенок у взрослых вызывает положительные эмоции, а у детей - удивление).

Содержание воспитания КП и взаимоотношений служит обучение детей умениям красиво и правильно есть, пользуясь необходимыми приборами; быть опрятными; следить за своей осанкой; владеть речевым этикетом; владеть способами учтивого оказания внимания.

С р/в приучать детей к чистоте, порядку, пользоваться носовым платком. Поощрять за выполненные действия. Учить пользоваться ложкой, вилкой, ножом.

На 1 эт. Воспитания КП в р/в преследует цель накопить множество единичных фактов - упражнений в поощряемом обществом (и родителями) поведении.

На 2 эт. детям начинают объяснять когда и как нужно себя вести, чтобы получить похвалу окружающих. «Методика предвосхищения», суть которой в том, что взрослый предвосхищает своими замечаниями нежелательное поведение ребенка и помогает не допустить его (Я знаю, что вы пройдете в зал, не разбудив малышей). «МП» выполняет роль стимула к достойному поведению. Необходимо создавать условия, чтобы ребенок получал удовлетворение от своего хорошего поведения.



3 эт.: создание условий для практики культурного поведения. Воспитатель больше внимания уделяет осознанию детьми значимости правил этикета. Следует обучать детей конкретным способам поведения и выражения отношения и чувств, учить сдерживать свои чувства.

Личность в коллективе. Коллектив стимулирует развитие индивидуальности.

Можно выделить 3 смысловых блока:

1-Ребенок обладает какими - либо способностями, умениями, отличающимися от др. детей;

2-У ребенка ярко выражены собственные познавательные интересы;



3-Неординарность развития у ребенка психических процессов. Такому ребенку важно предлагать индивидуальные задания, которые будут стимулировать развитие. Обязанность педагога, заметив особые дарования у ребенка, обратиться к специалисту или предложить это сделать родителям. Воспитателю следует обязательно поддержать ребенка, выказав свою заинтересованность, продумать индивидуальную работу с ним. Если ребенок с ярко выраженными познавательными интересами плохо рисует, воспитатель помогает ему организовать творческое содружество с ребенком, который хорошо рисует - это будет полезно каждому из них. Коллективные взаимоотношения формируются в разнообразной деятельности: игре, труде, рисовании, лепке, которая благоприятно не только развития взаимодействия, но и для индивидуального развития каждого ребенка. Каждый ребенок уникален, не похож на др. детей. Это надо поощрять, приучать детей радоваться тому, что все мы такие разные. Можно проводить беседы: «Кто у нас самый смелый, умелый, ловкий….». При этом дети начинают изучать др. друга, анализируют свой характер и поведение. Но не стоит забывать о воспитании скромности, умении ценить не только себя, но и др., уважать др.
скачать файл



Смотрите также:
17. Нравственное воспитание. Значение, механизм, задачи, средства, методы и условия их эффективности. Содержание и методика нв детей в доу нв
165.31kb.
Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма
148.95kb.
"Духовно-нравственное воспитание на основе отечественных культурно-исторических и религиозных традиций и ценностей"
106.86kb.
Духовно-нравственное воспитание на уроках с использованием технологии развития критического мышления
152.38kb.
Ключевые слова: Физическое воспитание, средства физического воспитания, закаливание, принципы и методы закаливания
101.99kb.
Значение Средства выражения Примеры
52.95kb.
План летней оздоровительной работы на 2013- 2014 уч. Год цель
112.97kb.
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в доу
4929.48kb.
Задачи, исторические различия, методы исследования, современность
8.63kb.
Нравственное и духовное воспитание современной молодежи
188.17kb.
Настоящая методика устанавливает методы и средства поверки секундомеров электронных счет-1М
73.25kb.
Ранний возраст период, когда большинство детей начинают посещать доу. Это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов
51.29kb.