Главная
страница 1
скачать файл
II – Международный конкурс исследовательских проектов студентов среднего профессионального образования

Направление "Социально-гуманитарное"



Венценосная семья через призму объектива

Николаева Екатерина Анатольевна,

2 курс

Научный руководитель:

Гришина Наталия Юрьевна, преподаватель социальных и гуманитарных дисциплин

Учебное заведение: БОУ Чувашской Республики СПО "Чебоксарский электромеханический колледж" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики



Чебоксары - 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1 История распространения фотографии в России 4

2 Исследование изображений на фотографиях Романовых 7

Заключение 8

Список литературы 9

Приложение 10

Введение


В наше время почти у каждого человека есть фотоаппарат, потому что мы хотим запечатлеть важные события. Но мы никогда не задумываемся над тем, что было раньше, когда даже не было фотоаппаратов, как люди передавали информацию. В древнем обществе это были наскальные рисунки. Дальше развивалось общество и изображения стали делать с помощью фотокамеры. Сегодня фотографические снимки являются одним из исторических источников, который отражает реальную действительность и позволяет анализировать конкретные исторические события и факты. Но, по мнению В.М. Магидова нет единого мнения о фотографии как объективном источнике. Он считает, что нельзя абсолютизировать источниковые особенности этих документов, но в то же время нельзя их недооценивать. Данное мнение отображается в высказываниях итальянских ученых. С одной стороны итальянец Короченци считает, что фотография как ничто иное может передать дух того времени, несет в себе большую информацию о прошлом: [фотография] «...как документ, исключительно благодаря своей информативной функции, способна стать рассказом, сообщать об эмоциях и о пережитом без помощи слов... А его оппонент Витторини оценивает фотографию субъективно: «...меня совершенно не интересовало эстетическое или иллюстративное значение, которое фотография могла иметь... меня интересовало только... чтобы она изображала определенный «предмет»...» [1]. Мы со своей стороны согласны с Кроченци, и считаем, что фотография является важным историческим источником с момента своего первого появления.

Цель нашего исследования изучить влияние представителей династии Романовых на распространение фотографии в России. С этой целью мы поставили следующие задачи: 1) проанализировать материалы сети Интернет и другие источники по проблеме распространения фотографии в России; 2) узнать особенности развития фотографии в Европе и в России; 3) выявить фотографов, которые запечатлели венценосную семью; 4) определить какую роль в распространении фотографии сыграли "Фотографы его Величества". Мы считаем, что тема актуальна и по сей день, т.к. без изобретения фотоаппарата мы не можем представить нашу жизнь. А без императорской семьи - историю нашей страны. Гипотеза: картины, парадные портреты создают стереотипы восприятия царской семьи (помпезность и величественность), но не отображают повседневную жизнь. Исследований по данной проблеме очень мало. В основном источниками послужили фотографии императорской семьи, которые опубликованы за последние несколько лет (изучено более 1000 фотографий, отображающих императорскую семью от Александра II до Николая II). Нами проанализированы ресурсы сети Интернет, воспоминания Николая II по избранной проблеме.



  1. ИСТОРИЯ распространения ФОТОГРАФИИ в РОССИИ

На протяжении человеческой истории искусство совершенствовалось. Люди стали создавать картины, отображающие историческую действительность и не только. Потом появилась так называемая camera obscura (с лат. «темная комната»), о ней упоминали арабские ученые X века н.э. Она более точно передавала рисунок. Ее конструкция совершенствовалась. И сегодня, благодаря этому искусству можно увидеть, как выглядел Архангельск в XVII веке без участия рисовальщика.

Первооткрывателем более сложных изображений был француз Жозеф Нисефор Ньепс, он покрывал пластинки из металла лаком, после чего лак становился в зависимости от освещения нерастворимым. Пластинки обрабатывались растворителем и кислотой, появлялся рельеф, подобный гравированному. Ньепс назвал этот способ гелиогравюрой. Такая съемка длилась приблизительно от 6 до 8 часов в солнечную погоду.

У истоков фотографии стоял Луи Жак Манде Дагер, изображения получал с помощью серебряной пластинки пропитанной парами йода. Затем с помощью паров ртути делали проявку и горячим раствором соли производили фиксацию. Так называемые дагерротипы отличались особо высококачественным изображением, но получалась только одна копия. Также известно имя Уильям Генри Талбота, который пропитывал бумагу для снимков солями серебра. Этот способ он назвал «калотипией». Благодаря его изобретению можно было получить одно изображение в нескольких экземплярах.

Имеющиеся фотографии представителей династии Романовых, подтолкнули нас к изучению вопроса распространения технической новинки в России. С искусством фотографии в нашей стране было в 1939 г., когда Иосиф Христианович Гамель поехал в Англию для подробного изучения способа получения изображения - метода калотипия. Все свои исследования он отправляет химику Юлию Федоровичу Фрицше. В своем письме Академии наук России от 15 июля 1839 г. И.Гамель сообщает: «Я думаю, не нужно указывать Академии, что те снимки, которые выполнены во Франции Ж.Дагерром, весьма отличаются от английской гелиографии» [2]. А в 1841 г. была получена фотография женской фигуры, которая, по словам Гамеля была первым в мире фотоснимком человека, сделанным в Париже.

В России в XIX-XX вв. фотоискусство распространялось и бурно развивалось. Русские фотографы и ученые усердно работали, участвовали в выставках и побеждали. Но о первых фотографах царской семьи известно мало. В 1850-1860-х гг. в России можно увидеть первые официальные фотографии, благодаря которым мы знаем как выглядели члены Императорской фамилии. Но, к сожалению, когда формируется «фотографический рынок» имена многих фотографов, которые фотографировали императорскую семью, исчезли из списков официальных фотографов. Например, из дневника мы узнаем, что 29 марта 1862 г. великий князь Александр III, дважды ездил со своим старшим братом цесаревичем Николаем Александровичем фотографироваться «к Робильяру». С течением времени около царской семьи сложился круг фотографов-профессионалов, которые открывали свои фотоателье и были рассчитаны только на престижных клиентов. К ним относятся такие фотографы как К.И. Бергамаско, А.И. Деньер, И. Дьяговенко, А.А. Пазетти и К.А. Фишер (Приложение, Таблица 1).

Первым кто освоил методы калотипии и дагерротипии был изобретатель Алексей Греков. Он открыл первый «художественный кабинет» со специальным креслом для портретной съемки.  Именно А.Греков смог существенно усовершенствовать процесс изготовления светочувствительных пластинок для дагерротипии. Именно он мог за несколько минут получать качественные фотоснимки, в то время как другие тратили часы. Греков разработал метод дагерротипии: с помощью гальванопластики переносились изображения на серебряные или медные пластины, что сделало изображение более долговечным, а метод стал доступнее.

Другим нашим соотечественником, который внес большой вклад в развитие русской фотографии был Сергей Левицкий. Он снимал Кавказ. А фотографии, сделанные в Пятигорске и Кисловодске, получили золотую медаль на выставке в Париже. Он ввел в Европе декоративные сменные фоны. Для повышения квалификации в 1845 г. Левицкий уезжает в Италию. В России он становится профессиональным фотографом и в 1849 г. открывает свою мастерскую «Светопись». В 1867 году в Петребурге создает фотоатлье, где проводил выставки и опыты.

Андрей Деньер также был мастером фотографии. В 1851 г. в Петербурге он открыл «Дагерротипное заведение художника Деньера». Этот мастер был первым, кто собрал в альбоме фотографии врачей, художников, артистов, писателей и путешественников.

Искусство фотографии настолько становится популярным, что во второй половине XIX в. появился журнал, который рассказывал о теории, практики, методов обработки фотографий под названием «Фотографический вестник». Идея создания принадлежала Павлу Ольхину. В Петербурге в 1878 г. создается V фотографический отдел Русского технического общества (РТО), в который входят как фотографы-любители, такие как Д.И.Менделеев и известные фотографы-профессионалы (например, С.Л.Левицкий, А.И.Деньер). В отделе устраивались выставки, демонстрировались достижения, проводились исследования.

В конце XIX века фотография применялась в различных сферах жизни общества. Например, имя Евгения Буринского связано с судебной фотографией. Фотография также применялась в военных целях: А. Кованько произвел фотосъемку на воздушном шаре с высоты 800 метров. А для целей морской фоторазведки Н. Апостоли создал двухобъективную фотокамеру.

Но самым удивительным изобретением была цветная фотография Сергея Михайловича Прокудина-Горского (1863-1944), который предлагает живой портрет Российской Империи накануне Первой мировой. В период между 1909 и 1912 годами, а затем в 1915 году, он провел обзор одиннадцати регионов.

Таким образом, до 1917 г. в России было много ученых, работавших в области фотографии, произведено множество изобретений. Например, И. Ф. Александровский, создал стереоаппарат, а фотоаппарат в 1885 году сконструировал И. Филипенко, также его изобретением было устройство, которое проявляло фотопластины на свету. Н. Яновский 1894 году изобрел фотографический аппарат, который представлял движущийся объект в виде серии моментальных фотографий. При этом специалисты использовали технику иностранного производства (например, фотоаппараты Кодак). Первое промышленное изготовление фотоаппаратов в России относится только в 1931 г.

Итак, в России фотография широко применялась в различных областях и развивалась. Фотоаппараты и фотографическая техника с каждым годом совершенствовались. Далее выясним, кто получал право производить фотосъемку царственных особ. В основном были самые лучшие и профессиональные фотографы (Таблица 1). Нужно отметить, что фотографы приезжали в Россию из Европы, а соотечественники проходили там практику. Мы проанализировали деятельность 11 придворных фотографов, которые запечатлели императорскую семью и выявили 76 фотографов, которые являлись «Поставщиками Его Величества».

При Александре II появляются Поставщики Двора Его Императорского Величества (Е.И.В.), среди которых были и люди, которые выполняли фотографические услуги. Большинство из них прибыли в Россию из-за границы. При сложных условиях звание давало фотографам определенные привилегии и преимущества: популярность среди клиентов высокого достатка, определенный статус на мировом рынке. Все это позволяло получать достаточно высокий доход.

2 Исследование изображений на фотографиях императорской семьи

Основные направления изображений на снимках

Мы исследовали художественный портрет Александра II и фотографический снимок (см. приложение 3)и пришли к выводам, что фотографический портрет и художественное изображение преследуют одну цель - представить императора в выгодном для него свете, показать его величавость и могущество.

Также мы подробно изучили одну из официальных фотографий, это можно понять благодаря парадным костюмам царской семьи при Александре III. То, что фотография является официальной, а не обыденной помогают понять такие мелочи, как торжественная обстановка, парадные костюмы. На фотографии запечатлено в одно время семейное событие и торжество, на котором собралась вся великая семья того времени. На примере этой фотографии можно увидеть, что именно фотодокументы, как изобразительные источники передают эмоциональную насыщенность. На фотографиях фиксируется тот момент, когда совершается событие.

Далеко не последнюю роль в развитии и распространении фотографии сыграли императоры, среди которых выделяются представители последней династии Романовых. Первые опыты любительской фотографии Николая II и Александры Федоровны относятся к 1896 г., когда после коронации царская семья отдыхала в подмосковном Ильинском. Царственные любители отсняли более 500 сюжетов.

Следует отметить, что фотографией занималась именно Александра Федоровна. Это подтверждается ее бухгалтерскими счетами.

Со временем появилась возможность для обработки и печати многочисленных фотопластинок и пленок, «нащелканных» членами императорской семьи. Для этого близ Александровского дворца в Царском Селе, оборудовали фотомастерскую.



Николай II предстает перед подданными не недоступным чиновником, а обычным человеком. Николай ΙΙ сам с удовольствием фотографировал. Вооружившись легким «Кодаком», фотографировал примеры достойного отношения к жизни.  В его фотографиях - личная жизнь, личный взгляд на окружающую действительность. На фотографиях Николая II люди не позируют, а живут. Интересна история снимка великой княжны Татьяны, который был сделан Николаем II в 1913 году. Эта фотография с первого взгляда кажется банальной и к тому же невысокого качества. Но она сделана фотографом-любителем, российским императором. Благодаря дневнику Николая II можно определить, что эта фотография относится к марту 1913 года. Еще в конце февраля великая княжна Татьяна, вторая дочь царя, почувствовала себя плохо, у нее был сильный жар. К большой радости Николая II, которая с трудом пробивается в лаконичные строки дневника, болезнь протекала легко. Татьяну изолировали от других детей и положили рядом с «большой игральной» комнатой.

До наших дней дошло большое количество фотографий, на которых изображены дочери императора. Прекрасные, юные, хороши собой, известные всей России, благодаря многотиражным художественным фотографиям, они были воплощением счастья.

У российских императриц Марии Федоровны, Александры Федоровны и Николая II был весьма квалифицированный наставник – профессиональный фотограф Карл Андреевич Ягельский.

Со временем начали увлекаться фотографией и дети царской семьи. Все дочери имели свои фотоаппараты. Охотно занималась фотографией даже пожилая вдовствующая императрица Мария Федоровна. В своем дневнике от 28 июня за 1914 г. она упоминает о своей прогулке в Гайд-парке, «где делала фотоснимки» .Свой фотоаппарат имел и цесаревич Алексей. Представление о количестве фотоаппаратов в царской семье дают описи Гатчинского дворца. Например, в Уборной и в Шкафной комнатах великого князя Михаила Александровича хранились: аппарат фотографический типа клап-камеры, с объективом. В Передней и в Проходной комнатах Михаила Александровича: фотоаппарат «Folding Pocet Kodak» и еще три фотоаппарата.

Заключение

Таким образом, мы узнаем, что фотография, как вид искусства начал развиваться при российском императоре Николае I, который подхватил идею распространения данного направления в России. Мы доказали, что фотография передает как парадный облик императоров, так и повседневную жизнь. Возвращаясь к изречению Кроченци, мы можем сказать, что он абсолютно был прав в том, что фотография не только носит эстетический характер, но и исторический.

Первым кто изучил фотоаппарат, светопись был Алексей Греков. Позже другие фотографы изучают фотоаппараты, открывают свои фотоателье, рассказывают об этом в журналах. Таким образом, бурно развивается фотография. Во второй половине XIX и начале XX века у императорской фамилии появляются придворные фотографы. Особое внимание мы уделили эпохе Николая II, так как именно в эти годы фотоискусство получило широкое распространение. Он и сам охотно увлекался фотографией, и через фотографии мог высказать свое мнение, показать свой взгляд на окружающую действительность, запечатлеть близких людей. Этим занятием правитель сумел увлечь всю семью.

Таким образом, с таким трудом созданные несовершенной техникой фотографии не только передают обстановку России того времени, но и наполнены богатым внутренним содержанием. Данный источник позволяет сохранить историческую память, что является основой культуры народа.

Романовы играют большую роль в истории нашего Отчества. Мы можем увидеть, как выглядели правители, а все благодаря развитию фотоискусства. Романовых фотографировали только самые лучшие фотографы, которые становились Фотографами Двора Его Императорского Величества. Благодаря этим сподвижникам мы сегодня можем увидеть Россию образца второй половины XIX - начала XX века даже в цвете.

Литература

1 Язык фотографии. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.mx.rosphoto.orgru/information/item/112…fotografii 13.03.2013

2 История фотографии в России. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.photodrom.com/book/history/history-photo-russia/ - 1.03.2013

3 Взрослый мир императорских резиденций. Вторая четверть XIX – начало XX в. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://statehistory.ru/books/Vzroslyy-mir-imperatorskikh-rezidentsiy--Vtoraya-chetvert-XIX---nachalo-XX-v/34 - 1.01.2013


4 Зимин, И.В. Взрослый мир императорских резиденций. Вторая четверть XIX – начало XX в. / И.В. Зимин – Цнтрполиграф – М., 2011

5 Дневники и письма. Николай II Александрович. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://militera.lib.ru/db/nikolay-2/index.html - 20.02.2013

Приложение 1



Таблица 1. Фотографы Двора Его Императорского Величества




Годы

Имя фотографа

Данные о поставщике и услугах



1859

Клодт

Барон, подполковник, фотограф императорской Академии художств






Деньер Генрих Иванович

фотограф



1862

Рудольфи Эдуард

Фотограф



1863

Бюро Фердинанд

фотограф



1863

Петтигинский(Петичинскйи) Иван

Фотографические работы



1863

1865


1879

1881


Бергамаско Карл Иванович

фотограф



1863

Федоровец Родольф

фотограф



1864

Альберт Иосиф

Фотограф



1864

Бутримович Людвиг Иванович

Фотограф императорских театров



1867

Шерер Мартин

Фирма «Шерер, нАбгольц и Ко» фотограф



1868

1869


1870

Канарский Мариан

Фотограф императорских театров



1868

Мечковский Иван

Фотограф



1869

Добровольский Николай Флорианович

Фотограф императорской Академии художеств



1870

Брандебург

фотограф императорской Академии художеств



1875

Брандель Кондрад

фотограф



1875

Терехов Иван

фотограф



1876

Карелин

фотограф императорской Академии художеств (без права на государственный герб) фотограф



1877

Левицкий Сергей Львович

Сын Лев


фотографы



1878

Панов Михаил Михайлович

фотограф



1880

Александровский Иван Федорович

фотограф



1881

Дъяговченко Иван

Фотограф императорских театров



1881

Классен Василий фвимович

Фотограф императорского Эрмитажа



1881

Колпакчиев Константин

фотограф



1881

Настюков Михаил

фотограф



1881

Науман А. и Шредер

фотограф



1881

Шмидт Адольф

фотограф



1882

Мей Альберт Генрих

Фирма «Шерер, Набгльц и Ко» фотограф



1883

Пиларц Яков

фотограф



1884

Бранель Кондрад

фотограф



1885

Панов Михаил Михайлович

Фотограф Императорских московских театров



1885

Шильдкнехт Эрнест

фотограф



1886

Орлов Федор Павлович

фотограф



1888

Колков фон, Юлий

Нидерландский подданый фотограф



1889

Ясвоин Раиса

фотограф



1891

Иванцкий А.М.

фотограф



1891

Шапиро Константин

фотограф



1892

Ганзен Георгий

фотограф



1892

Лазовский Генрих Гр.

Фотограф



1892

Ришар Жорж

фотограф



1892

1894


Тржецецкий Адам

фотограф



1893

1896


Пазетти Анаклетий Анаклетович

фотограф



1893

1903


Лазовский генрих Гр.

Фотограф



1894

Камюс Ж.

фотограф



1894

Городецкий Люциан

фотограф



1894

Ришар Жорж

фотограф



1895

Мерлин К.

фотограф



1895

Ясвоин Вольф

фотограф



1895

Пазетти

фотограф



1895

Сковен Мортимер

фотограф



1896

Каминский Николай

фотограф



1896

1898


Орлов Федор Павлович

фотограф



1896

Пель Роберт

фотограф



1897

Пазетти Акаклет

фотограф



1897

Гейзер

фотограф



1899

Карпов Илья

Фотографические принадлежности



1899

1901


Тираспольский Яков

фотограф



1899

1900


1906

Чернов Афанасий

фотограф



1901

Здобнов Дмитрий

фотограф



1901

Островский Пётр

фотограф



1901

Полити Иван

фотограф



1903

1905


Ковальский Леонард

фотограф



1906

Земан Бернард

фотограф



1906

Карл Эдуард

Приемник фотографа Владимира Барканова фотограф



1907

Бем Франц Иосиф

фотограф



1907

Гершуни Давид

фотограф



1907

Райниш Станислав

фотограф



1908

Белоцерковский Яков

фотограф



1908

Бем Франц Иосиф

фотограф



1909

Ануфриев Николай

Потомственный почетный гражданин фотограф



1909

Прждецкий Даниил

фотограф



1912

Фишер Кард

Германский поданный фотограф



1913

Хомяк Александр

Фотограф



1910

1912


Карл Фишер

Германский поданный, фотограф



1910

Шамис Зейцик

фотограф



1911

Вареник Иван

Роменский мещанин фотографии



1913

Суров С.И.

Фотограф, фотографические принадлежности

Приложение 2

Таблица 2. Характеристика деятельности известных фотографов




ФИО

Годы жизни

Кого фотографировал из династии Романовых

Основные достижения



Сергей Михайлович Прокудин-Горский

1863-1944

Николай II.

Семья императора.

Вся Россия.


1.Фотообзор Российской Империи (1909-1915)2.Выставка «Чудеса фотографии»



Сергей Львович Левицкий

1819-1898

Фиксировал памятные моменты из жизни Императорского дома (26.02.1876 г., когда цесаревичу Александру Александровичу исполнился 31 год, в Аничковом дворце состоялись торжественная обедня и завтрак. Потом вся семья отправилась к Левицкому, где «сняли группу пантомимическую… Отлично все удалось и отдельные карточки также» Дневник великого князя Сергея Александровича. 1877 г.)

«Дагерротипное ателье С. Левицкого» (1849)



Карл Андреевич Ягельский




Он много снимал царя в деловой обстановке, во время отдыха на яхте «Штандарт» и финляндских шхерах.

Лучшие фото разрешались к продаже. По материалам поездок Николая II по фронтам в 1914–1915 гг. К.Я. Ягельскому удалось составить и издать альбом «Его Императорское Величество в действующей армии». Помогал членам императорской семьи совершенствовать свои навыки в фотоискусстве.

Фотоателье под маркой «К.Е. фон Ган и К0»звание «Фотограф Его Величества» (1911)





И.Г. Ностиц

Иван григорьевич



1824-1905

1870– 1880-х гг. фотографировали членов семьи Александра II и Александра III

Фотоателье (1875)



Карл Карлович Булла


1853—1929

  • Репортажная съемка заказ на фотографирование юбилейных торжеств по случаю празднования 200-летия Санкт-Петербурга в 1903 г.

  • Имел право снимать особ царствующего дома и создает потрясающие фотопортреты Николая II и его семьи не только “при параде”, но и в повседневной жизни.

  • Сфотографировал великих своих современников: Л. Толстого в Ясной Поляне, Ф. Шаляпина в Куоккале, И. Репина в Пенатах, М. Горького, К. Чуковского, А. Керенского, Г. Распутина и других.

фотограф Министерства Императорского двора и Управления Санкт-Петербургского градоначальника



Бергамаско Карл Иванович

1830-1896

Фотограф Его Императорского Высочества Великого Князя Николая Николаевича (старшего) один из ведущих фотопортретистов столицы, модный и дорогой мастер






Деньер Андрей Иванович

1820-1892

Фотограф из Санкт-Петербурга. Известен портретами деятелей искусства.

Деньер удостаивается звания «фотограф Их Императорских Величеств».Участвовал в российских и международных фотографических выставках, получал призы и приглашался в качестве эксперта.



Фишер Карл Андреевич








В 1889 г. стал «преемником Придворной фотографии И. Дьяговченко». С 1892 года стал «фотографом императорских театров»



А.А. Пазетти

Работал в России в 1882–1900

Фотографом двора Е.И.В. Королевы Эллинов Ольги Константиновны, двора великого князя Павла Александровича, двора великой княгини Александры Иосифовны, двора князя Сакс-Майненген и др.


В 1899 г. получил звание Фотографа Двора Его Императорского Величества



Пьер Жильяр (1879—1962)




Отразил одновременно и взгляд изнутри — взгляд человека, близкого царской семье, особенно детям, и взгляд со стороны - мнение швейцарца о тяжёлых, трагичных моментах русской истории начала XX столетия. Фотографии Жильяра - это уникальные снимки домашней и повседневной жизни императорской семьи, без официоза и ретуши.






Трунов Георгий Васильевич




С 1881 г. – фотограф императрицы Марии Федоровны.

1880 г. – владелец фотомастерской в Москве фотограф Общества спасения на водах Московского округа.В 1884 г. открыл еще одно фотоателье в Москве.

Приложение 3



Рисунок 1 - Фотоаппарат царской семьи



Рисунок 2 - Фотография царской семьи (автор Прокудин-Горский)

Приложение 4



Портреты представителей династии Романовых



Групповой портрет. Император Александр II



Групповой портрет. Император Александр III



Императрица Александра Федоровна на балу (1903 г.)



Императрица Мария Федоровна. Автор А.И. Пазетти (1899 г.)

Семейные фотографии

Семья Николая II

Семья на отдыхе (на природе)



Купание в Ливадии (справа Николай II)



Дочери царя Николая II на отдыхе (автор Жильяр)

Автор Жильяр. Он вспоминал, что Царевны сняли шляпы неожиданно для него, прямо перед тем, как он нажал кнопку спуска, и очень смеялись после этого.



Ники (автор император Николай II)
скачать файл



Смотрите также:
3 1 История распространения фотографии в России 4 2 Исследование изображений на фотографиях Романовых 7
259.56kb.
I. история применения фотографии в рекламном графическом дизайне
143.3kb.
Тематическое планирование История России с древнейших времен до конца XVI века 6 класс
147.33kb.
2013 г. Положение о республиканском конкурсе фотографии
40.92kb.
История. Краткое описание некоторых ответов
27.74kb.
История Руси, России, Российская Империя, отечества, история ссср, советская история. Специализированные сайты и интересные факты по истории России
70.21kb.
История праздника
211.01kb.
Рабочая программа по предмету история России для 10 класса
330.71kb.
Социальная адаптация детей-сирот в России: история и современность
1611.26kb.
Курсовая работа Алгоритмы обработки сигналов, реализованные в приложении Cute Picture Viewer
120.72kb.
Путь к трагическому концу
271.88kb.
Рабочая программа по истории 7 а,б (класс) Срок реализации программы: 2014\15 учебный год Рассмотрено на заседании
707.06kb.