Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
скачать файл

Kohtla-Järve Järve Vene gümnaasium Galina Visnjakova

Ajaloo õpetaja

2009-2010.a


Ajaloo õppekava

2009-2010
Общие положения

1. История в основной школе и гимназии

1.1. Изучение истории в общеобразовательной школе имеет концентрическое построение. В основной школе изучается всемирная (в первую очередь, европейская) история и история Эстонии, начиная с древнейших времен и до наших дней. В гимназии рассматриваются история Эстонии с древнейшего периода и до современности, а также всемирная история, начиная с первобытного периода и до наших дней.

1.2. Принципами, применяемыми при изучении истории, являются хронологический, политический, экономический, социальный, культурный и идеологический.

1.3. Одним из основных требований программы обучения является развитие учащихся. Изложение готовых знаний имеет смысл только при рассмотрении обзорных тем. Главную роль играет все же обучение, при котором учащиеся должны на основе текста учебника, газетной или журнальной статьи, первоисточника или иного материала сами создавать для себя историческую картину, делать выводы, выражать мнение по поводу тех или иных исторических событий либо явлений. В ходе разрешения исторических проблем приобретаются новые навыки, обогащается система ценностей, формируются национальное и культурное самосознание, терпимость и положительное отношение к демократическим ценностям, расширяется миропонимание учащихся.

1.4. При обучении, основанном на таких принципах, изучение истории в школе не может быть энциклопедическим, оно должно быть экземплификационным, т.е. учащиеся знакомятся с историческим материалом выборочно. При этом следует избегать основного недостатка экземплификационного подхода -- пренебрежения понятием исторического времени -- и применять хронологический принцип в виде хронологически-тематического. В этом случае можно говорить об исторических знаниях не просто как о совокупности фактов, а как о процессе. В ходе решения разнообразных задач у учащихся развиваются навыки учебы, историческое мышление, воображение, обогащается историческое сознание.

1.5. При изучении истории применяется обзорное и детальное рассмотрение материала. При обзорном рассмотрении раскрывается система исторических связей, события располагаются в основной хронологической структуре, а также делаются обобщения. Детальному рассмотрению подвергаются некоторые наиболее значительные события в вышеназванной структуре.

1.6. Важное значение имеют создание моста между историческими событиями и явлениями прошлого и настоящего времени, формирование понимания того, что без обращения к прошлому трудно понять современный мир, природу очагов напряженности, а также многие проблемы, связанные с историей Эстонии. При работе с историческими источнижами, прежде всего, следует искать ответы на вопросы кто, что, когда, как, после чего учащиеся постепенно подходят к вопросу почему. Учащиеся начинают понимать, насколько сложно определять причины тех или иных событий. Поэтому большое значение имеет объяснение таких понятий, как причина -- следствие, сходства -- различия, изменения -- преемственность.

1.7. С точки зрения понимания истории важным является формирование в учащихся способности ставить себя в положение других людей, рассматривать мир с другой точки зрения. На уроках истории учащихся следует знакомить с различными историческими концепциями без того, чтобы навязывать какую-либо из них. В учащихся следует формировать критическое отношение к различным образам мыслей. Целесообразным является сравнение представленных в различных учебниках и книгах концепций, которые касаются исторических событий и явлений. Это способствует пониманию того, что изложение истории всегда зависело от времени и позиций историков.

1.8. Представления об истории, которые имеются у каждого человека, формируются не только в школе. Формированию таких представлений способствуют экскурсии и учебные походы, а также соприкосновения с исторической и художественной литературой, театром и кино, с различными людьми и историческими местами. Путем приложения такого опыта к материалу, изученному в школе, у учащихся постепенно формируется свойственная только им картина мира.

1.9. Картину мира, складывающуюся у учащихся, обогащают межпредметная интеграция, рассмотрение с различных аспектов тесно связанных между собой тем.

1.10. Целью проверки и оценивания результатов изучения истории являются получение общего представления о достижении целей обучения истории, индивидуальном развитии учащегося, а также использование полученных сведений для более эффективного планирования учебного процесса.

1.11. Для проверки результатов обучения следует применять различные формы с использованием устных и письменных опросов, работы с картами, первоисточниками, иллюстрациями, с выполнением долгосрочных проектов, составлением рефератов, исследовательских работ и письменных рассуждений.

1.12. При оценке рассуждений следует учитывать понимание темы и ее раскрытие; логическую структуру работы (введение, развитие темы и заключение); изложение своей точки зрения и ее обоснование конкретными примерами; умение создавать связи и формулировать выводы. Шкалу оценок учитель выбирает в соответствии с возрастом учащихся и сложностью задания.

1.13. Задания по работе с источниками оцениваются в зависимости от качества ответа (от простого перечисления до анализа). При оценке таких заданий основанием являются следующие уровни:

• (удовлетворительно): представление и описание перечня или точки зрения на основе текста;

• (хорошо): характеристика и сравнение;

• (отлично): анализ, личная оценка и ее обоснование.

1.14. Заданиям, требующим знания отдельных фактов, следует предпочитать задания, требующие анализа наиболее значительных исторических событий и явлений, а также применения навыков, сформированных в ходе изучения истории. При оценке проектных заданий и самостоятельных исследовательских работ следует иметь в виду не только конечный результат, но и процесс выполнения работы (постановка проблемы, сбор данных, их отбор и анализ, оформление работы, представление в классе). В процессе оценивания важной является самооценка учащегося и ее развитие, что повышает чувство ответственности в отношении обучения. Оценивание должно быть гибким с учетом индивидуальности учащегося, а также различий в курсах и степени их трудности.

1.15. Сводная оценка должна сформироваться на основе оценивания отдельных навыков (например, навыков самовыражения и анализа, репродуцирования материала, письменных рассуждений, работы с первоисточниками и т.д.).

2. Цели обучения в основной школе

Изучение истории в основной школе направлено на то, чтобы учащийся:

• начал проявлять интерес к прошлому, усвоил основные исторические понятия;

• познакомился с историей родного края, изучал историю Эстонии систематически, а историю Европы и мира -- как обзорно, так и через наиболее характерные для соответствующей эпохи события и процессы;

• начал понимать события современности, а также связь между прошлым и настоящим;

• знал и умел использовать различные приемы учебы, различные виды текстов и информационных каналов;

• научился находить историческую информацию, усваивать ее, обобщать, трактовать, давать ей оценку, сохранять ее, использовать и передавать, умел ее критически оценивать;

• научился отличать исторические факты от их трактовок и мнений о них, умел видеть и формулировать проблемы, задавать вытекающие из них вопросы и предлагать пути решения проблем;

• научился признавать различия между людьми, взглядами и ситуациями, научился формировать и обосновывать собственное мнение, анализировать и оценивать свою деятельность, видеть свои ошибки и исправлять их;

• научился при анализе исторических событий и процессов понимать сущность причин и следствий, сходств и различий, преемственности и доказательства;

• считал себя членом своего народа.

Глава 2. Программа по истории для 7--9-х классов

1. Учебная деятельность

1.1. В 7--9-м классах продолжается изучение всемирной истории и истории Эстонии. Курс истории Эстонии интегрирован в курс всемирной истории. Темы по истории Эстонии, отдельно указанные в программе, рассматриваются основательно и систематически. По возможности при изучении тем по всемирной истории следует проводить параллели с историей Эстонии.

1.2. В этом курсе рассматриваются сложные события и процессы, охватывающие длительный исторический период. Поэтому чрезвычайно важным является то, чтобы учебная деятельность была организована в соответствии с возрастом учащихся, а также учитывался ранее изученный материал, чтобы учащиеся не утратили интерес к истории. Внимание следует уделять формированию учебных навыков и поиску индивидуального стиля учебы. В учебной деятельности используются разнообразные приемы (например, беседы, дискуссии, поиск ключевых слов, создание хронологических рамок для эпох -- временная ось, составление схем и планов, ролевые игры, игры на принятие решений и т.д.). По возможности учащихся следует «вести к истории»: организовывать экскурсии и учебные походы, проводить уроки в музеях и архивах. Учащихся учат искать и систематизировать информацию, а также критически оценивать ее. Положительным можно считать поддержание в учащихся интереса к краеведению. В конце школьной ступени учащиеся переходят от описания развития общества к созданию простейших связей и формулированию выводов. Учащиеся учатся видеть проблемы, искать пути их решения, делать выводы и рассуждать. Развиваются навыки самоанализа и работы в коллективе.

1.3. В основной школе оцениваются: умение упорядочивать события и явления, использовать простейшие понятия в историческом контексте; умение создавать простейшие связи, сравнивать и обобщать, использовать хронологические рамки и давать характеристику историческому периоду; умение находить и описывать сходства и различия; умение представлять различные точки зрения; умение ставить вопросы, упорядочивать и систематизировать информацию (план); умение представить себя в конкретной исторической ситуации.



2. Содержание обучения

2.1. История средневековья и раннего нового времени

2.1.1. МИР В СРЕДНИЕ ВЕКА (476--1492):

• место средневековья во всемирной истории. Общая характеристика средних веков;

• церковь в средние века. Обращение европейских народов в христианство. Роль церкви в средневековой культуре;

• Франкское государство;

• арабы. Арабская культура и ее значение для Европы;

• Византийская империя. Достижения византийской культуры и науки;

• Северная Европа. Уклад жизни скандинавов и их общество;

• средневековая государственность на примерах Германии и Англии;

• крестовые походы. Первый крестовый поход. Духовно-рыцарские ордена;

• средневековое общество на примере Франции. Общая характеристика системы вассальных отношений. Быт феодалов и крестьян. Рыцарская культура. Столетняя война;

• города и торговля на примере Ганзейского союза;

• средневековая культура. Университеты и наука. Представления средневекового человека о мире. Романский и готический стили. Возрождение;

• история Эстонии от христианизации до Реформации. Борьба древних эстонцев за независимость. Восстание в Юрьеву ночь. Быт. Развитие городов.

2.1.2. МИР В РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ (1492--1600):

• Великие географические открытия;

• Реформация и контрреформация;

• Эстония в XVI веке. Быт. Духовная жизнь и культура.



2.2. История нового времени

2.2.1. МИР В 1600--1815 ГОДАХ:

• период абсолютизма в Европе на примере Франции;

• эпоха барокко;

• парламентаризм в Англии;

• просвещенный абсолютизм на примерах Пруссии и России;

• Эстония в составе шведского и российского государств. Изменения в экономике и политике. Духовная жизнь и культура;

• создание независимого государства США;

• Великая Французская революция. Наполеоновские войны.

2.2.2. МИР В 1815--1918 ГОДАХ:

• развитие капитализма;

• национальное движение в XIX веке на примере Германии;

• колониальные империи на примере Англии;

• Эстония в XIX веке и в начале XX века. Период пробуждения и национальное движение;

• Первая мировая война;

• культура в XIX веке и в начале XX века.



2.3. Современная история

2.3.1. МИР В ПЕРИОД МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ:

• Международное положение. Мировая экономика. Демократия и диктатуры в 1920--1930-х годах. Культура и быт в первой половине XX века;

• Эстонская республика: экономика, внутренняя и внешняя политика, культура.

2.3.2. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА. Эстония в период Второй мировой войны.

2.3.3. МИР ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ:

• Холодная война. Развитые промышленные страны на примере США и Федеративной Республики Германии. Коммунистические страны на примере Советского Союза. Эстония в период советской оккупации. Народно-освободительные движения и распад колониальных империй;

• Крушение коммунистической системы. Восстановление независимости Эстонской Республики. Мир в 1990-х годах;

• Культура и быт во второй половине XX века.

3. Результаты обучения

Выпускник основной школы:

• усвоил хронологические рамки основных этапов всемирной истории, способен относить к ним новую информацию, знает важнейшие исторические события;

• понимает вклад различных эпох в культуру, умеет дать характеристику важнейшим историческим событиям, личностям, явлениям культуры;

• знает этапы развития эстонского общества, умеет соотносить их с историей родного края, соседних стран, Европы и всего мира, знает важнейшие исторические события;

• умеет находить сходства и различия между историческими событиями и явлениями, а также причины и следствия этих событий и явлений;

• понимает, что исторические события всегда допускают различное толкование;

• работает с различными историческими источниками, комментирует их и дает им оценку;

• умеет обосновать как в устном, так и в письменном виде свою точку зрения, давать оценки, участвовать в дискуссиях;

• работает с картой, умеет составлять простейшие схемы и картосхемы;

• умеет составлять рефераты и краткие исследования на исторические темы;

• умеет поставить себя в положение человека, жившего в прошлом.



4. Cвязь между результатами обучения и содержанием обучения


усвоил хронологические рамки основных этапов всемирной истории, способен относить к ним новую информацию, знает важнейшие исторические события

понимает вклад различных эпох в культуру, умеет дать характеристику важнейшим историческим событиям, личностям, явлениям культуры

знает этапы развития эстонского общества, умеет соотносить их с историей родного края, соседних стран, Европы и всего мира, знает важнейшие исторические события

умеет находить сходства и различия между историческими событиями и явлениями, а также причины и следствия этих событий и явлений

понимает, что исторические события всегда допускают различное толкование

умеет обосновать как в устном, так и в письменном виде свою точку зрения, давать оценки, участвовать в дискуссиях

работает с картой, умеет составлять простейшие схемы и картосхемы

умеет составлять рефераты и краткие исследования на исторические темы

умеет поставить себя в положение человека, жившего в прошлом

7-ой класс. История средневековья и раннего нового времени




























МИР В СРЕДНИЕ ВЕКА (476 - 1492)

+










+













Место средневековья во всемирной истории. Общая характеристика средних веков.










+







+




+

Церковь в средние века. Обращение европейских народов в христианство. Роль церкви в средневековой культуре.




+







+

+

+




+

Франкское государство.

+

+




+

+

+

+




+

Арабы. Арабская культура и ее значение для Европы.

+

+




+

+

+

+




+

Византийская империя. Достижения византийской культуры и науки.

+

+




+




+

+




+

Северная Европа. Уклад жизни скандинавов и их общество.

+

+




+




+

+




+

Средневековая государственность на примерах Германии и Англии.

+

+




+




+

+




+

Крестовые походы. Первый крестовый поход. Духовно-рыцарские ордена.




+




+




+

+

+

+

Средневековое общество на примере Франции. Общая характеристика системы вассальных отношений. Быт феодалов и крестьян. Рыцарская культура. Столетняя война.




+




+




+

+




+

Города и торговля на примере Ганзейского союза.

+

+




+










+

+

Средневековая культура. Университеты и наука. Представления средневекового человека о мире. Романский и готический стили. Возрождение.







+










+




+

История Эстонии от христианизации до Реформации. Борьба древних эстонцев за независимость. Восстание в Юрьеву ночь. Быт. Развитие городов.




























МИР В РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ (1492 - 1600).

+

+




+







+




+

Великие географические открытия.

+

+




+




+

+




+

Реформация и Контрреформация.







+










+




+

Эстония в XVI веке. Быт. Духовная жизнь и культура.




Результаты обучения

Содержание обучения

усвоил хронологические рамки основных этапов всемирной истории, способен относить к ним новую информацию, знает важнейшие исторические события

понимает вклад различных эпох в культуру, умеет дать характеристику важнейшим историческим событиям, личностям, явлениям культуры

знает этапы развития эстонского общества, умеет соотносить их с историей родного края, соседних стран, Европы и всего мира, знает важнейшие исторические события

умеет находить сходства и различия между историческими событиями и явлениями, а также причины и следствия этих событий и явлений

понимает, что исторические события всегда допускают различное толкование

работает с различными историческими источниками, комментирует их и дает им оценку

умеет обосновать как в устном, так и в письменном виде свою точку зрения, давать оценки, участвовать в дискуссиях

работает с картой, умеет составлять простейшие схемы и картосхемы

умеет составлять рефераты и краткие исследования на исторические темы

умеет поставить себя в положение человека, жившего в прошлом

8-ой класс. История нового времени.































МИР В 1600 - 1815 ГОДАХ.

+

+













+

+




+

Период абсолютизма в Европе на примере Франции.




+




+







+

+




+

Эпоха барокко.

+

+




+




+

+







+

Парламентаризм в Англии.

+

+




+







+

+




+

Просвещенный абсолютизм на примерах Пруссии и России.







+




+




+




+

+

Эстония в составе шведского и российского государств. Изменения в экономике и политике. Духовная жизнь и культура.

+

+




+







+

+




+

Создание независимого государства США.




+




+

+




+

+

+

+

Великая Французская революция. Наполеоновские войны.































МИР В 1815 - 1918 ГОДАХ.

+







+







+







+

Развитие капитализма.










+










+




+

Национальное движение в XIX веке на примере Германии.




+




+

+




+

+




+

Колониальные империи на примере Англии.







+

+







+




+

+

Эстония в XIX веке и в начале XX века. Период пробуждения и национальное движение.

+

+




+

+




+

+




+

Первая мировая война.




+




+













+




Культура в XIX веке и в начале XX века




Результаты обучения

Содержание обучения

усвоил хронологические рамки основных этапов всемирной истории, способен относить к ним новую информацию, знает важнейшие исторические события

понимает вклад различных эпох в культуру, умеет дать характеристику важнейшим историческим событиям, личностям, явлениям культуры

знает этапы развития эстонского общества, умеет соотносить их с историей родного края, соседних стран, Европы и всего мира, знает важнейшие исторические события

умеет находить сходства и различия между историческими событиями и явлениями, а также причины и следствия этих событий и явлений

понимает, что исторические события всегда допускают различное толкование

работает с различными историческими источниками, комментирует их и дает им оценку

умеет обосновать как в устном, так и в письменном виде свою точку зрения, давать оценки, участвовать в дискуссиях

работает с картой, умеет составлять простейшие схемы и картосхемы

умеет составлять рефераты и краткие исследования на исторические темы

умеет поставить себя в положение человека, жившего в прошлом

9-ый класс. Современная история































МИР В ПЕРИОД МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ.

+

+




+

+

+

+

+

+




Международное положение. Мировая экономика. Демократия и диктатуры в 1920 - 1930-х годах. Культура и быт в первой половине XX века.







+










+




+

+

Эстонская республика: экономика, внутренняя и внешняя политика, культура.

+

+

+

+

+

+

+

+




+

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА. Эстония в период Второй мировой войны.































МИР ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

+

+

+

+

+

+

+

+




+

Холодная война. Развитые промышленные страны на примере США и Федеративной Республики Германии. Коммунистические страны на примере Советского Союза. Эстония в период советской оккупации. Народно-освободительные движения и распад колониальных империй.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Крушение коммунистической системы. Восстановление независимости Эстонской Республики. Мир в 1990-х годах.




+






















+

Культура и быт во второй половине XX века.
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Ajaloo õppekava 2009-2010 Общие положения
997.75kb.
Принят Государственной Думой 21 января 2009 года Одобрен Советом Федерации 28 января 2009 года Глава Общие положения статья
289.34kb.
Общие положения, знакомящие сотрудников органов власти и местного самоуправления с Концепцией противодействия терроризму от 9 октября 2009 г
454.22kb.
С января 2010 г действует новая редакция гл. 28 "Транспортный налог" нк РФ. Изменения, вступающие в силу с нового года, были введены Федеральными законами от 28. 11. 2009 n 282-фз, от 28. 11. 2009 n 283-фз, от 27. 12
135.01kb.
Положение об ансамбле казачьей песни «Казачьи напевы» общие положения положение об ансамбле казачьей песни «Казачьи напевы»
34.99kb.
2. Постановление главы администрации зато углегорск от 24. 04. 2009 года №108 «Об утверждении Положения и Порядка подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в зато углегорск» признать утратившим силу
520.47kb.
Москва I. Общие положения
944.89kb.
I. Общие положения Статья 1
449.11kb.
I. Общие положения. Цели и задачи
99.41kb.
Материальная ответственность домовёнка застрахована на 100% Выдержки и ключевые положения правил страхования общей гражданской ответственности: Общие положения. Под материальной ответственностью
100.72kb.
I. Общие положения Предмет регулирования Административного регламента
685.35kb.
Должностная инструкция Сторожа версия 01 I. Общие положения
40.41kb.