Главная
страница 1страница 2страница 3
скачать файл
Метод репертуарных решеток Келли
Цель и предназначение методики, область применения
Целью и предназначением методики является изучение и

описание уникальных и изменчивых личностных свойств. Метод

репертуарных решеток дает возможность не только изучать

характеристики человека, но и реконструировать его целостные

системы представлений о различных сферах реального мира и о

самом себе. Разработанный Дж. Келли метод, а также созданные на

его основе ряд психодиагностических методик используются в

настоящее время в психологии личности, в клинической психологии,

психологии обучения и педагогике, в детской психологии, в

политической психологии, в психологии искусства, в

социологических исследованиях, в профориентации и

профконсультировании и т.д.


Историческая справка, сведения об авторах
Репертуарный тест личностных конструктов (РТЛК) был

разработан американским психологом Дж. Келли в 1955 году. Джорж

Александер Келли (1905-1966) является автором оригинальной

теории личности и основателем научной школы психологии

личностных конструктов. В отечественной психологии описываемая

методика является объектом теоретических и экспериментальных

исследований (П. Н. Козлова, 1975; В. И. Похилько, 1987; В. В.

Столин, 1983 и др.).


Теоретическое обоснование, варианты методики
Метод Келли, или техника репертуарных решеток (ТРР),

представляет собой индивидуально ориентированный подход к

субъективному шкалированию. ТРР стремится реконструировать

индивидуально определенную систему смысловых расчленений,

противопоставлений и обобщений, лежащую в основе субъективных

оценок, отношений и предсказаний.

ТРР отличается от стандартизированных психометрических

методик тем, что в ней используются не заданные извне, а

собственные, "вызванные" у самого испытуемого конструкты. Метод

ТРР используется в качестве инструмента анализа индивидуальной

структуры личности человека, описываемой в системе ее

собственных конструктов.

Понятие и теория конструктов является методологической

базой всего направления. Конструкт, можно определить как особое

субъективное средство, сконструированное самим человеком,

проверенное (валидизированное) на собственном опыте, с помощью

которого человек выделяет, оценивает и прогнозирует события,

организует свое поведение, реконструирует систему

взаимоотношений с другими людьми и строит образ <Я>. Конструкт -

это, по сути, различия, которые мы проводим между людьми,

событиями и предметами. Фактически конструкт является смысловым

градиентом.

Конструкт объединяет две функции: функцию обобщения

(установления сходства, абстрагирования) и функцию

противопоставления.

Конструкт обычно биполярен (принцип биполярности).

Биполярность заключена в нем самом, а не в двух совокупностях

элементов, различающихся по данному конструкту. Однако, возможно

существование и однополюсных конструктов. Наличие такового

означает, что человек в своем сознании исключает саму

возможность иного осмысления явления, события, обстоятельства.

Келли называл такие конструкты конструктами со скрытой, неявной

оппозицией, введя понятие "погруженного полюса", т.е. полюса,

который не представлен в сознании.

В основе ТРР лежит постулат теории Келли: "Личностные

процессы психологически канализируются теми же способами,

которыми человек прогнозирует и оценивает события". Келли,

создавая метод репертуарных решеток, предположил, что

математические зависимости между суждениями человека отражают

психологические процессы, лежащие в основе этих суждений.

Метод репертуарных решеток логически вытекает из теории

конструктов. Решетки выявляют конструкты испытуемых.

Люди различаются между собой по способу

структурирования. "Каждый человек для большей эффективности

прогнозирования событий создает иерархическую систему

конструктов, включающую порядковые отношения между ними". Келли

считал, что существуют конструкты субординарные (подчиненные) и

суперординарные (превосходящие по классу).

При составлении репертуарных решеток (РР), наряду с

принципом биполярности конструкта, необходимо учитывать еще два

принципа: принцип диапазона применимости конструкта и принцип

индивидуальности.

Принцип диапазона применимости отражает то, что

конструкт может быть применен к ограниченному набору объектов

(элементов). В зависимости от выбора набора элементов можно

вызывать разные по своей общности и диапазону применимости

конструкты. Опираясь на здравый смысл, исследователь не всегда

может точно оценить диапазон пригодности конкретных конструктов.

Поэтому испытуемому всегда следует предоставлять возможность

сообщить психологу о том, что конструкт неприменим к элементу.

Принцип индивидуальности отражает то, что субъект

исследования трактуется сам как активный исследователь, который

сам производит различения и обобщения, выдвигает гипотезы и

проверяет их в реальном поведении. Конструкты, позволяющие

различать и предсказывать события, остаются, неудачные -

разрушаются. У субъекта могут быть свои, уникальные, отличные от

других конструкты. Исследователь должен уметь выявлять и такие

конструкты.

Опишем варианты РР. Одной из самых популярных

разновидностей РР является ранговая решетка. После выбора

элементов и вызова конструктов испытуемого просят проранжировать

элементы от одного полюса конструктов к другому. В матрице,

получаемой в результате такой процедуры, на пересечении строк и

столбцов стоят ранги, которые соответствуют каждому элементу по

каждому конструкту.

Другим вариантом РР является оценочная решетка. При

заполнении решеток такого типа испытуемый вместо того, чтобы

ранжировать элементы по отношению к конструктам,оценивает каждый

элемент по шкале, заданной двумя полюсами конструктов. Этот метод

допускает гораздо большую свободу ответов испытуемого, чем метод

ранговой решетки. Процедура напоминает метод семантического

дифференциала. Но их сходство только внешнее, так как в основе

этих двух методов лежат разные теории и предположения. Один из

способ заполнения оценочной решетки состоит в том, что

испытуемому предъявляются листы бумаги, на которые наносятся

оценочные шкалы, число которых равно количеству выделенных

конструктов. Полюсы каждой шкалы представляют собой выявленный и

подразумеваемый полюс конструкта. Испытуемому предъявляется

несколько таких листов бумаги (их количество равно числу

рассматриваемых элементов), так как каждый такой лист служит для

оценки только одного элемента. Обрабатывать полученную матрицу

рекомендуется, используя методы машинной статистики.

Дж. Хинклом (1965) была предложена импликативная решетка.

В ней нет традиционных элементов. После вызова конструктов

испытуемому предлагают такую процедуру: "Представьте себе, что

Вы изменились по данному конструкту. По каким из оставшихся

конструктов Вы тоже изменились?" Процедура проводится с каждым

конструктом. В результате удается реконструировать иерархию

конструктов. Конструкты, занимающие в иерархии наиболее высокие

места, дают максимальное количество импликаций (т.е. изменений

по другим конструктам), тогда как сами имплицируются немногими

конструктами. Такая процедура позволяет оценить и степень

конфликтности подсистем конструктов.

Еще одна из разновидностей РР - решетка зависимости.

Элементы берутся из ролевого списка, а в качестве конструктов

используются различные стрессовые ситуации. Испытуемому

предлагается указать, к кому он обратился бы за помощью в каждой

из перечисленных ситуаций. Дж. Хинклом был предложен и

противоположный вариант: испытуемый должен ответить, кто, как

ему кажется, обратился бы за помощью к нему.

Существуют и специальные типы решеток, которые

разработаны для специфического контингента испытуемых: детей

дошкольного и младшего школьного возраста, умственно отсталых,

глухонемых, заик и т.д.

Методики, относящиеся к ТРР, могут иметь вид

структурированного интервью или быть методиками типа "бумага -

карандаш", компьютерными интерактивными программами, методиками

сортировки и т.д.

Предложенный Келли метод дает возможность разработки

иных, оригинальных РР, но наиболее применимые из них, на

настоящий момент, отражены в приводимом описании.
Сведения о валидности
РР отличны от тестов. Говоря о валидности РР, можно

только подразумевать ее способность или неспособность выявлять

структуру конкретных экспериментальных данных. Решетки выявляют

связи между конструктами, структуру этих связей. Следовательно,

можно утверждать, что РР обладают внутренней, конструктной

валидностью.


Описание методики
Репертуарная решетка представляет собой матрицу,

которая заполняется либо самим испытуемым, либо

экспериментатором в процессе обследования или беседы.

Столбцам матрицы соответствует определенная группа

объектов - элементы. В их качестве могут выступать люди,

понятия, предметы, отношения, звуки, цвета - все, что интересует

психодиагноста. Строки представляют собой конструкты.

В процессе заполнения решетки испытуемый должен оценить

каждый объект по каждому конструкту или каким - то другим

образом соотнести соответствие элементов конструктам.

Название "репертуарная" решетка означает, что элементы

выбираются по определенным правилам, так, чтобы они

соответствовали какой-то одной области и все вместе были связаны

осмысленным образом (контекстом). Изменяя репертуар элементов,

можно "настраивать" методики на выявление конструктов разного

уровня общности и относящихся к разным подсистемам.

Кроме того, в ТРР элементы часто задаются в виде

обобщенных инструкций ("человек, оказавший сильное влияние на

Ваши взгляды", "человек, к которому Вы относитесь положительно"

и т.д.) - репертуарных ролей. На их место каждый конкретный

человек мысленно ставит знакомых ему людей (или предметы, если

в качестве элементов были заданы предметы и т.п.).

Работа с РР начинается с выбора исследуемой области,

определения ее границ и задания набора (репертуара) элементов

таким образом, чтобы в этом репертуаре по возможности были

представлены по возможности различные ракурсы этой области и

чтобы элементы относились к какой - либо одной категории

(требование гомогенности). Нарушение последнего из требований

приводит к нарушению принципа диапазона применимости

конструктов.

При выборе элементов для решетки нужно учитывать тот

факт, что элементы должны находиться в диапазоне пригодности

используемых конструктов. Помимо этого, элементы должны

репрезентировать выборку, из которой они взяты.


Элементы могут задаваться несколькими способами:
1) конкретным набором (например, имена реальных людей или

литературных героев, рисунки, названия предметов и др.);

2) ролевым списком, заполняемым самим испытуемым (например, <я

сам через 20 лет>, мать, друг и т.д.);

3) определяются в процессе беседы или обсуждения выбранной темы

(области).

В качестве примера приведем список элементов - 24

ролевых персонажа, предложенных Келли:

1.Учитель, которого Вы любили (или преподаватель предмета,

который Вы любили).

2.Учитель, которого Вы не любили (или преподаватель предмета,

который Вы не любили).

3.Ваша жена или подруга.

3а.(для женщин) Ваш муж или друг.

4.Руководитель, под чьим началом Вы работали или служили, и с

которым Вам трудно было найти общий язык (или некто, под чьим

руководством Вы работали в неблагоприятной для Вас ситуации).

5. Руководитель, под чьим началом Вы работали или служили, и

который Вам нравился (или некто, под чьим руководством Вы

работали в благоприятной для Вас ситуации).

6.Ваша мать (или та женщина, кто заменила Вам мать).

7.Ваш отец (или тот мужчина, который заменил Вам отца).

8.Ваш брат, самый близкий Вам по возрасту (или некто, кто был

Вам за брата).

9.Ваша сестра (или некто, кто заменил Вам сестру).

10.Коллега по работе, с кем Вы легко ладили.

11.Коллега по работе, с которым Вам трудно достичь

взаимопонимания.

12.Сосед, с которым Вы ладили.

13.Сосед, с которым Вам трудно достичь взаимопонимания.

14.Мальчик, с которым Вы дружили, когда Вам было 16 лет.

15.Девочка, с которой Вы дружили, когда Вам было 16 лет.

16.Мальчик, который не нравился Вам, когда Вам было 16 лет.

17.Девочка, которая не нравилась Вам, когда Вам было 16 лет.

18.Человек одного с Вами пола, с которым Вы пошли бы в поход.

19.Человек одного с Вами пола, с которым Вы не пошли бы в поход.

20.Человек, с которым Вы были в близких отношениях и которому Вы

сейчас не нравитесь.

21.Человек, которому Вам бы очень хотелось помочь в чем-нибудь

(или которого Вы очень жалеете).

22.Самый умный человек из всех, кого Вы знаете лично.

23.Самый удачливый человек из тех, кого Вы знаете лично.

24.Самый интересный человек из всех, кого Вы знаете лично.
Количество элементов может быть различным, однако,

нежелательно, чтобы оно было слишком мало (меньше 8), так как в

этом случае оценки связей между конструктами будут ненадежны.

Нежелательно и применение очень большого числа конструктов

(больше 25) - это приведет к утомлению испытуемого, а величина

информативности не будет намного больше.

При применении метода решается вопрос: что используется

в качестве первичных конструктов. В РР применяются различные

процедуры вызова первичных конструктов у самого испытуемого. Для

этого используется просто свободная беседа с испытуемым,

свободные сочинения, а также любая проективная техника.

Существуют и более эффективные способы вызова конструктов -

специально разработанные структурированные способы.

Наиболее известные из них:

- метод минимального контекста - метод триад: испытуемому

предлагается из трех элементов выбрать и назвать два наиболее

сходных между собой и определить, чем они сходны между собой и

отличны от третьего. Ответ на этот вопрос и представляет собой

полюсы конструкта.

- последовательный метод: элементы предъявляются триадами. Каждый

раз в триаде один из элементов заменяется новым. Например, после

предъявления элементов 1, 2 и 3 , элемент 1 заменяется элементом

4 и т.д.

- метод полного контекста: испытуемый работает сразу со всем

набором элементов и классифицирует их различным способом. Таким

методом можно "вызывать" как вербализованные, так и

невербализованные конструкты. Например, можно, разложив перед

испытуемым карточки, на которых записаны или нарисованы все

элементы, попросить сгруппировать карточки в две группы по

какому-либо сходству между собой. После того, как номера

карточек переписаны в каждой группе, все карточки вновь

выкладывают перед испытуемым и просят разложить их по

какому-либо другому основанию.

- метод самоидентификации - разновидность метода триад. В каждую

триаду в качестве элемента входит элемент "Я сам";

- процедура "лестниц" (позволяет подниматься с конструкта более

низкого уровня к наиболее общим и широким для данного человека)

и построения пирамид Ландфильда (позволяет вызывать конструкты

более низкого уровня, более детальные), которые представляют

собой попытку вызова конструктов разного уровня обобщения, как

базовых, так и подчиненных.

Несомненно, возможно использование и других методов

выявления конструктов.

Т. Кин и Р. Белл предложили метод одновременного вызова

элементов и конструктов, который в основном рекомендуется на том

этапе работы с испытуемым, когда психолог мало о нем знает и не

может сразу определить необходимый репертуар элементов.

Испытуемому предлагается первый элемент (часто используется

элемент "Я сам") и просят назвать кого-то (или что-то, если в

качестве элементов используются предметы), отличающиеся

каким-либо значимым образом. После того, как определены оба

полюса конструкта, испытуемому предлагается назвать третий

элемент, относящийся к данному конструкту. Этот элемент

становится первым для следующего конструкта и процедура

повторяется дальше, пока не будет исчерпана область или не

начнутся повторения конструктов или элементов.

В ряде случаев конструкты выявляются при помощи диад

элементов. Этот метод иногда применяют при работе с детьми

(метод Аллисона).

Диады элементов используются также в решетках Райла и

Ланхи. В этом случае в качестве элементов выступают

межличностные отношения. Элементами в этом случае могут быть,

например, мое отношение к Х., отношение Х. ко мне, мое отношение

к У., У ко мне и т.п. В процессе выявления конструктов

испытуемому предлагается определить и назвать, в чем состоит

существенное различие или сходство между его отношением к Х. и

отношением Х. к нему и т.д.

К выявляемым конструктам предъявляется ряд требований.

Одним из них является проницаемость конструктов. Это означает,

что конструкт должен быть применим не только к трем элементам,

посредством которых он получен, но и к другим элементам (людям,

межличностным отношениям и т.п.). В ходе работы необходимо

выявлять уже существующие конструкты. Наряду с этим, испытуемый

может порождать совсем новые конструкты.

Присваиваемые конструктам словесные наименования должны

быть понятны. Выявленные конструкты должны отражать субъективное

представление испытуемого о том, как другие люди воспринимают

мир. Способ восприятия других людей может быть неадекватным,

однако он отражает реальную основу социального взаимодействия с

другими людьми и реальную систему конструктов человека.

Не должно быть "отчуждения" испытуемого от элементов

или названных им конструктов - он должен увидеть и самого себя в

каком - либо месте на оси конструкта.

В процессе выявления конструктов необходимо определить

оба его полюса.

Опишем тип решетки, который предложил Келли -

репертуарный тест ролевых конструктов.

Работа над решеткой начинается с того, что испытуемому

предъявляется ролевой список, в который он должен подставить

имена своих знакомых, а также специальный бланк (Таблица 1). При

этом предлагается следующая инструкция: "Начиная с самого себя,

напишите имена всех описанных лиц. Затем напишите их имена в

соответствующие графы. Если Вы не можете вспомнить имя данного

человека, напишите его фамилию, или что-нибудь такое, что

позволит Вам сразу его вспомнить".

Испытуемому сообщается что имена сами по себе не

представляют интереса для экспериментатора.
Таблица 1. Бланк для Репертуарного теста ролевых конструктов Келли [7].

+------------------------------------------------------------------------+

¦О¦ ¦О¦ ¦ ¦О¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1¦ ¦ Я ¦

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Целью и предназначением методики является изучение и описание уникальных и изменчивых личностных свойств
335.53kb.
Лабораторная работа №1 изучение свойств
37.82kb.
Задача №6 Исследование магнитного поля катушек Гельмгольца
172.54kb.
Организация и содержание психолого-педагогической помощи в преодолении эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
79.88kb.
Контроль отклонений формы и расположения в деталях с зависимыми допусками
66.25kb.
Ж. Ю. Ситникова Уральская государственная консерватория, г
97kb.
Всеобщее, общее и специфическое в этнохудожественном творчестве
75.44kb.
Программа Для основного общего образования
73.8kb.
Включение в методики упов запатентованных методов
70.9kb.
Великое переселение народов и Беларусь
1807.41kb.
Рецензент
224.12kb.
Колосова И. Н., Зименс И. А., Селкина М. В., Колпакова И. Н., Аглетдинов С. З
40.1kb.