Главная
страница 1
скачать файл
Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта разрабатывается на основании Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.97 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
ст. 6
Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии на эксплуатацию является представление соискателем лицензии в лицензирующий орган разрешения на ввод опасного производственного объекта в эксплуатацию или положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, а также декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта.
ст. 9
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана разрабатывать декларацию промышленной безопасности.
ст. 14
Разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.
Перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, и порядок ее оформления определяются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Федеральным законом №116-ФЗ от 21.07.97 устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества в количествах, указанных в Приложении 2 к настоящему Федеральному закону.
Обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, не указанных в абзаце первом настоящего пункта, может быть установлена Правительством Российской Федерации, а также в соответствии со своими полномочиями федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
ДПБ разрабатывается в соответствии с РД 03-14-2005 «Порядок оформления ДПБ ОПО и перечень включаемых в нее сведений».
Целью декларирования промышленной безопасности является информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения о состоянии безопасности опасных производственных объектов, а также повышение эффективности мероприятий по защите населения и территорий от аварий.
Декларирование промышленной безопасности (в различных документах именуемое как «декларирование безопасности», «декларирование безопасности промышленных объектов» и т.д.) отражено во многих международных документах.
Расчетно-пояснительная записка к декларации промышленной безопасности - документ, в котором приведены материалы, обосновывающие оценку риска аварии и достаточность принятых мер по предупреждению аварий.
Разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.

Основные нормативные документы, касающиеся ДПБ

  1. Федеральный закон от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

  2. ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности».

  3. РД 03-14-2005 «Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений».

  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.99 № 526 «Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов».

  5. ПБ 03-314-99 «Правила экспертизы декларации промышленной безопасности».

  6. РД 03-298-99 «Положение о порядке утверждения заключения экспертизы промышленной безопасности».

  7. РД 04-271-99 «Положение о порядке прохождения поступающих в Госгортехнадзор России деклараций промышленной безопасности».

  8. Постановление Госгортехнадзора России от 27.10.2000 № 61 «Об утверждении Изменения № 1 к «Правилам экспертизы декларации промышленной безопасности».

  9. РД 03-357-00 «Методические рекомендации по составлению декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта».

  10. РД 03-418-01 «Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов».

  11. PД 03-496-02 «Методические рекомендации по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах».

Сопуствующие нормативно-правовые акты и нормативно-технические документы при разработке, оформлении, экспертизе и утверждении декларации:

  1. Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов

  2. ПП РФ № 142 от 02.02.98 «О сроках декларирования ПБ ОПО»

  3. РД 03-14-2005 «Порядок оформления ДПБ ОПО и перечень включаемых в нее сведений»

Сопуствующие методики при разработке раздела «Анализ риска» Расчетно-пояснительной записки к декларации промышленной безопасности:

  1. ПБ 09-540-03. Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств. Утверждены Постановлением Ростехнадзора России от 05.05.2003 г. №29, зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ 15 мая 2003 года, регистрационный №4537

  2. РД 52.04.253-90. Методика прогнозирования масштабов заражения сильнодействующими и ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и на транспорте

  3. РД 03-496-02. Методические рекомендации по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах. Утверждены Постановлением Госготехнадзора России от 29.10.02 г. №63

  4. Метод анализа «дерева отказов и событий» (Предупреждение крупных аварий. Практическое руководство. Разработано при участии ЮНЕП, МБТ и ВОЗ, Стандарт МЭК «Анализ дерева неполадок»

  5. Методика оценки последствий химических аварий (методика «ТОКСИ»), согласованная Госгортехнадзором России (письмо от 03.07.98 №10-03/342), НТЦ «Промышленная безопасность», 1999

  6. Методическое пособие по прогнозированию и оценке химической обстановки в чрезвычайных ситуациях. М., ВНИИ ГО ЧС, 1993 г.

  7. Методика прогнозирования и оценки химической обстановки. М.: «Военные знания», 2000 г.

  8. РД 03-418-01. Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов

  9. Методика оценки последствий аварий на пожаро-, взрывоопасных объектах, М.: МЧС России, 1994 г.

  10. РД 03-409-01. Методика оценки последствий аварийных взрывов топливно-воздушных смесей

  11. Методика расчета выбросов вредных веществ в атмосферу при свободном горении нефти и нефтепродуктов, Самарский областной комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Самара, 1996 г.

  12. ГОСТ 12.3.047-98. Пожарная безопасность технологических процессов.


Необходимость разработки ДПБ

Федеральным законом №116-ФЗ (статья 14) устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества в количествах, указанных в таблицах 1 и 2 ниже.



Предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности

Таблица 1

Наименование опасного вещества

Предельное количество опасного вещества, т

Аммиак

500

Нитрат аммония (нитрат аммония и смеси аммония, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 процентов массы, а также водные растворы нитрата аммония, в которых концентрация нитрата аммония превышает 90 процентов массы)

2500

Нитрат аммония в форме удобрений (простые удобрения на основе нитрата аммония, а также сложные удобрения, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 процентов массы (сложные удобрения содержат нитрат аммония вместе с фосфатом и (или) калием)

10000

Акрилонитрил

200

Хлор

25

Оксид этилена

50

Цианистый водород

20

Фтористый водород

50

Сернистый водород

50

Диоксид серы

250

Триоксид серы

75

Алкилы

50

Фосген

0,75

Метилизоцианат

0,15

Таблица 2

Виды опасных веществ

Предельное количество опасного вещества, т

Воспламеняющиеся газы

200

Горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах и базах

50000

Горючие жидкости, используемые в технологическом процессе или транспортируемые по магистральному трубопроводу

200

Токсичные вещества

200

Высокотоксичные вещества

20

Окисляющие вещества

200

Взрывчатые вещества

50

Вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды

200

Необходимо учитывать максимальные регламентные (проектные) значения количества опасных веществ.

Для опасных веществ, не указанных в таблице 1, необходимо применять данные таблицы 2.

В случае если расстояние между опасными производственными объектами менее пятисот метров, учитывается суммарное количество опасного вещества.

Если на ОПО применяется несколько видов опасных веществ, то их суммарное пороговое количество определяется условием:

    n
 (SUM[m(i)]/[M(i)]) >= 1,
   j=1

где m(i) - количество применяемого вещества; M(i) - пороговое количество того же вещества в соответствии с настоящим Перечнем для всех i от 1 до n.

Кроме того, на основании статьи 14 №116-ФЗ обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов может быть установлена Правительством Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Ростехнадзора.


Разработка ДПБ

ДПБ разрабатывается в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта.

Декларация промышленной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения сведений, содержащихся в ДПБ, или в случае изменения требований промышленной безопасности.

Декларация уточняется путем внесения в нее частичных изменений в случае, если эти изменения связаны с техническими и/или технологическими изменениями на опасном производственном объекте, которые не влияют на условия безопасной эксплуатации и не увеличивают значения показателей риска аварии. Данные изменения прилагаются к декларации и согласовываются с управлением центрального аппарата Ростехнадзора, осуществляющим контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности на декларируемом ОПО.

ДПБ утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в ДПБ, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Разработка декларации является нелицензируемым видом деятельности. Однако, к составлению расчетно - пояснительной записки рекомендуется привлекать специализированные научные, экспертные и проектные организации, обладающие опытом разработки деклараций промышленной безопасности и имеющие лицензии Ростехнадзора на соответствующий вид деятельности.

В соответствии с РД 03-14-2005 декларация должна включать следующие структурные элементы:



  1. титульный лист;

  2. данные об организации - разработчике декларации;

  3. оглавление;

  4. раздел 1 "Общие сведения";

  5. раздел 2 "Результаты анализа безопасности";

  6. раздел 3 "Обеспечение требований промышленной безопасности";

  7. раздел 4 "Выводы"

  8. раздел 5 "Ситуационные планы"

  9. обязательные приложения к декларации:

  10. приложение N 1 "Расчетно-пояснительная записка";

  11. приложение N 2 "Информационный лист".

Расчетно-пояснительная записка и Информационный лист оформляются отдельными книгами.

Разработку декларации рекомендуется начинать с составления расчетно - пояснительной записки. Это обусловлено тем, что в декларации представляются результаты всесторонней оценки риска аварии и анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварий и обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте. Указанные результаты должны быть обоснованы данными, приведенными в расчетно - пояснительной записке.




Экспертиза промышленной безопасности ДПБ

Декларация, разработанная в составе проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, представляется на экспертизу промышленной безопасности (далее - экспертиза) в экспертную организацию.

Объектом экспертизы является декларация вместе с приложениями - расчетно-пояснительной запиской, информационным листом.

Экспертиза проводится с целью установления:

- соответствия полноты и достоверности информации, представленной в декларации, требованиям промышленной безопасности;

- обоснованности результатов анализа риска аварий на опасном производственном объекте, изложенных в декларации;

- достаточности разработанных и/или реализованных мер по обеспечению требований промышленной безопасности.

Экспертиза декларации проводится организацией, имеющей лицензию Ростехнадзора на проведение экспертизы декларации промышленной безопасности и не участвующей в разработке рассматриваемой декларации и приложении к ней.

Экспертиза деклараций в части предупреждения, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, проводится организацией, имеющей заключение МЧС России и не участвующей в разработке рассматриваемой декларации и приложении к ней.

Результатом проведения экспертизы является заключение экспертизы.




Утверждение заключения экспертизы и регистрация ДПБ

Заключение экспертизы вместе с декларацией и приложениями к ней (информационный лист и расчетно-пояснительная записка) представляется заказчиком экспертизы для регистрации, рассмотрения и утверждения в управление центрального аппарата Ростехнадзора, осуществляющее контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности на декларируемом ОПО.

Заключение экспертизы представляется на утверждение в Ростехнадзор организацией-заказчиком с сопроводительным письмом не позднее 1 месяца с момента его подписания руководителем экспертной организации.

Решение об утверждении заключения экспертизы декларации промышленной безопасности принимается с учетом заключения МЧС России (при величине отношения количества опасного вещества на декларируемом объекте к предельному количеству этого вещества более 10) и заключения органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации (при величине отношения количества опасного вещества на декларируемом объекте к предельному количеству этого вещества менее 10).

Таким образом, в управление центрального аппарата Ростехнадзора, осуществляющее контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности на декларируемом ОПО для утверждения заключения и регистрации декларации должен быть предоставлен следующий пакет документов:


  1. Декларация промышленной безопасности - 1 экз.

  2. Расчетно- пояснительная записка (Приложение1) к декларации промышленной безопасности - 1 экз.

  3. Информационный лист (Приложение 2) к декларации промышленной безопасности - 1 экз.

  4. Заключение экспертизы на декларацию промышленной безопасности - 1 экз.

  5. Заключения о соответствии декларации промышленной безопасности и заключения экспертизы на нее в части предупреждения, ликвидации и локализации чрезвычайных ситуаций – 1 экз.

  6. Сопроводительное письмо от организации-заказчика.

Поступившая декларация в комплекте с заключением экспертизы и сопроводительным письмом передается Отделом делопроизводства и хозяйственного обеспечения центрального аппарата Ростехнадзора в соответствующее отраслевое управление или отдел Росгортехнадзора на регистрацию и рассмотрение.

В случае представления материалов не в полном объеме или имеющих очевидные изъяны в оформлении, отраслевое управление (отдел) в срок не более 5 дней и без регистрации возвращает их организации, утвердившей декларацию, с указанием причины возврата.

Предметом регистрации являются непосредственно декларация, заключение экспертизы по ней, а также сопроводительное письмо, с которым декларация поступила в Ростехнадзор.

Отраслевое управление (отдел) рассматривают зарегистрированную декларацию и заключение экспертизы по ней на соответствие установленным требованиям.

Срок рассмотрения декларации не должен превышать 2 месяца со дня ее поступления.

При несоответствии декларации или заключения экспертизы по ней установленным требованиям отраслевое управление (отдел) центрального аппарата Ростехнадзора направляет письмо руководителю организации, утвердившему декларацию, с обоснованными предложениями о необходимости переработать декларацию безопасности, а также письмо начальнику соответствующего территориального органа о необходимости осуществить контроль за исполнением предложений Ростехнадзора.

Срок утверждения (или принятия решения об отказе в утверждении) заключения экспертизы не должен превышать 30 дней со дня поступления заключения экспертизы.

При необходимости дополнительного изучения вопроса или получения дополнительной информации этот срок может быть продлен не более чем на 30 дней.

В ходе рассмотрения заключения экспертизы может запрашиваться дополнительная информация по сути проведенной экспертизы как от заказчика, так и от экспертной организации, подготовившей заключение экспертизы.

Письмо с решением об утверждении заключения экспертизы или об отказе в утверждении заключения экспертизы направляется организации, представившей заключение экспертизы, копия письма направляется экспертной организации.




Представление ДПБ

Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект:



  • представляет экземпляр декларации и заключения экспертизы в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору и (или) ее соответствующий территориальный орган, а также в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности;

  • представляет копии декларации и заключения экспертизы в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого эксплуатируется опасный производственный объект;

  • представляет копии декларации и заключения экспертизы в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, а также в орган местного самоуправления, на территории которого эксплуатируется опасный производственный объект, на основании мотивированного запроса этого органа;

  • обеспечивает доступ к декларации официальных представителей общественных объединений на основании мотивированного запроса руководителя общественного объединения, согласованного с руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого эксплуатируется опасный производственный объект, при соблюдении установленного порядка обращения со сведениями, составляющими государственную и служебную тайну;

  • обеспечивает представление информационного листа (приложение к декларации) гражданам, проживающим на территории вблизи опасного производственного объекта, по их обращению.

Гриф секретности декларации определяется степенью секретности содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Руководители организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций (объединений), которым была представлена декларация и заключение экспертизы, обязаны обеспечить защиту информации, связанной со сведениями, составляющими государственную или служебную тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также учет и хранение указанных документов в установленном порядке.
скачать файл



Смотрите также:
Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта разрабатывается на основании Федерального закона №116-фз от 21. 07. 97 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
140.06kb.
Требования безопасности к буровому оборудованию для нефтяной и газовой промышленности рд 08-272-99
232.07kb.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-фз "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
385.56kb.
Правила аттестации сварщиков и
307.27kb.
Инструкция по организации и безопасному ведению работ при ликвидации открытых газовых и нефтяных фонтанов
562.66kb.
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» Утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
4221.61kb.
Примерная форма заявления, входящего в состав ходатайства, подаваемого в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 29. 04
79.14kb.
Соглашение о взаимодействии в области промышленной и противопожарной безопасности, охраны труда, охраны окружающей среды и о правилах проживания в вахтовых посёлках
267.49kb.
Контрольная работа по безопасности жизнедеятельности на тему: «Экономика безопасности труда»
201.23kb.
В статье приведено сравнение вариантов реконструкции объектов промышленной застройки: путем переоборудования зданий в деловые центры и торговые площади
85.64kb.
Внеклассное мероприятие по обж «Колесо безопасности» Тема: Основы безопасности жизнедеятельности человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
115.35kb.
Техническая концепция на создание системы мониторинга безопасности объектов и территорий государства
820.78kb.