Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать файл

А.Ю. Петров

Т.В. Гончаренко

А.В. Гущин



Итоговая аттестация

по психолого-педагогической

подготовке

(государственный экзамен)



Нижний Новгород

2010


Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет»

Кафедра профессиональных педагогических технологий


А.Ю.Петров


Т.В. Гончаренко

А.В. Гущин
Итоговая аттестация

по психолого-педагогической

подготовке

(государственный экзамен)


Учебно-методическое пособие
для студентов всех форм обучения и специализаций

специальности 050501.65 - Профессиональное обучение


Нижний Новгород

2010

ББК 74.04

У

ДК 574

П - 30

П-30 Петров А.Ю., Гончаренко Т.В., Гущин А.В. Итоговая аттестация по психолого-педагогической подготовке (государственный экзамен) для студентов всех форм обучения и специализаций специальности 050501.65 Профессиональное обучение: учебно-методическое пособие. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2010. – 45 с.

Типовая программа разработана на основе Программы государственного экзамена по психолого-педагогической подготовке для студентов всех форм обучения по специальности 050501.65 - Профессиональное обучение. Рекомендованной к изданию Пленумом Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию.

© Петров А.Ю., Гончаренко Т.В., Гущин А.В. 2010

© ВГИПУ, 2010



Содержание
Введение……………………………………………………………….…5

Программа по профессиональной педагогике, психологии и возрастной физиологии…………………………………………………..….…7

Программа по методике профессионального обучения……………..18

Перечень практических заданий…………………………….………...32



Введение
Основными задачами государственного экзамена по психолого-педагогической подготовке, как итоговой аттестации по одному из трех компонентов профессионально-педагогического образования, являются:

  • систематизация студентами в период подготовки к экзамену полученных за годы учебы знаний, навыков и умений по теоретическим и технологическим дисциплинам психолого-педагогического цикла;

  • осмысление студентами существующей (к моменту сдачи экзамена) практики начального профессионального образования с точки зрения полученных теоретических знаний; корректировка собственных педагогических взглядов и отношений;

  • выявление экзаменационной комиссией уровня развития педагогического мышления выпускника, знания им проблем и вопросов теории и практики профессиональной педагогики, общей и частных методик, возрастной физиологии и психологии.

Содержание государственного экзамена определяется изучаемыми в вузе дисциплинами психолого-педагогического цикла, содержанием педагогических практик и той части производственных практик, которые касаются организации и методики обучения рабочих на предприятии. В экзаменационные билеты включен наиболее значимый учебный материал, который охватывает все основные разделы профессиональной педагогики и общей методики профессионального образования, а также вопросы частных методик обучения техническим предметам в учреждениях начального профессионального образования. По курсам возрастной физиологии и психологии в билеты включены лишь отдельные вопросы, которые, тем не менее, содержат фундаментальный материал, оказывающий наибольшее влияние на педагогическую подготовку студентов.

Экзаменационный билет состоит из трех вопросов. Первый из них - теоретический, из области профессиональной педагогики, психологии или физиологии. Второй - из области общей методики профессионального образования, ответ на который должен иметь репродуктивный характер, но требует излагать образовательные технологии на примерах подготовки рабочих по конкретным профессиям, родственным специализации студента. Третий вопрос - практическое задание самого разнообразного содержания: разработка педагогического проекта, сценария воспитательного мероприятия, решение типичной или усложненной педагогической задачи, критический анализ педагогического опыта, подготовка рецензии, отзыва, написание статьи и т.п. Отличительной особенностью вопроса является то, что он имеет продуктивный, творческий характер и касается решения частно-методических задач или частных вопросов педагогической науки.

Получение практического задания. Третий вопрос экзаменационного билета студентами выполняется в течение 5-ти дней, предшествующих государственному экзамену. Студент имеет право высказать свое пожелание о тематике практического задания члену государственной экзаменационной комиссии, ответственному за выдачу заданий. В случае, если предполагаемая студенческая экзаменационная разработка имеет реальную перспективу внедрения в конкретный учебный процесс (заключение о полезности работы) или уже используется (акт внедрения), то ее тематика может быть предложена студенту в качестве практического задания. В остальных случаях мнение студента не учитывается, и задание назначается упомянутым членом экзаменационной, комиссии из числа тех тем, которые предложены в настоящей программе. При этом задание конкретизируется, например, указывается профессия рабочего, учебный предмет и т.п. Пояснительная записка к выполненному творческому заданию оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению курсовых проектов и работ.

Организация государственного экзамена:

  • формируется государственная экзаменационная комиссия, и состав ее доводится до сведения студентов;

  • проводятся обзорные лекции и консультации;

  • подготавливаются: учебно-программная документация образовательных учреждений начального профессионального образования, наглядные пособия, справочная литература, технические средства обучения (по заявкам студентов);

  • сроки проведения экзаменов и консультаций отражаются в расписании;

  • консультации проводятся по всем дисциплинам, вынесенным на экзамены; допуск каждого студента к государственному экзамену осуществляется приказом по институту;

  • на подготовку к ответу на вопросы билета отводится 1 академический час;

  • на ответ, включая защиту творческого практического задания отводится 15 минут;

  • порядок ответов на вопросы билета определяется самим студентом;

  • при ответе на третий вопрос, если это потребуется, допускается ассистирование другим студентом при использовании технических средств обучения, проведении фрагмента урока и т.п.;

  • при необходимости дополнительные вопросы задаются студенту после ответа на все три вопроса билета;

  • оценка оглашается после завершения ответов всеми студентами па основании решения экзаменационной комиссии.

Требования к ответу на экзаменационный билет:

  • ответ должен быть научным, то есть опираться на соответствующие законы и теории; он должен быть логически стройным, в ответе должны присутствовать доказательства, опирающиеся на аргументы, аналитические данные и факты;

  • ответ должен строится с использованием знаний других дисциплин, то есть быть интегрированным;

  • ответ следует строить в единстве теории и практики с подтверждением тео­ретических положений фактами, педагогическими ситуациями;

  • ответ на третий вопрос билета осуществляется в форме защита выполненной разработки.

Программа по профессиональной педагогике, психологии

и возрастной физиологии


1. Общая и профессиональная педагогики как научные отрасли: объект и предмет познания, задачи и функции, место и взаимосвязь в системе педагогических наук.

Педагогика как научная область знания о человеке. Объект и предмет познания общей педагогики. Система педагогических наук, отрасли и ветви современной педагогической науки. Профессиональная педагогика как отрасль педагогической науки, ее место и функции в системе педагогических наук, объект и предмет познания. Методы педагогического исследования. Взаимосвязь педагогической теории и практики. Этапы становления научной педагогики. Перспективы развития педагогической науки.

Педагогика профессионального образования рабочих как ветвь профессиональной педагогики, ее цели и задачи исследования.
2. Основные педагогические категории.

Понятийный аппарат науки как ее основа. Особенности понятийного аппарата педагогики. Сущность понятия "категория". Характеристика основных педагогических и профессионально-педагогических категорий: общее понятие воспитания, воспитание в узком и широком значении, образование, обучение, самовоспитание, самообучение, самообразование, работник, рабочий, профессия, специальность, профессиональная квалификация, профессиональное мастерство.

Понятие личностного трудового потенциала работника.
3. Тенденции развития общего и профессионального образования в современный период.

Понятие профессионального образования. Взаимосвязь профессиональной подготовки с основными направлениями научно-технического и социального развития общества.

Общество как воспитательная система. Воспитательные функции государства и особенности их реализации в современный период. Закон об образовании Российской Федерации, как государственный документ, регулирующий развитие системы образования. Место и задачи профессионального образования в системе образования Российской Федерации: профессиональные программы. Принципы государственной политики в области образования.

Проявление дореволюционных и советских образовательных традиций в подготовке будущих специалистов. Новые типы учебных заведений и особенности профессиональной подготовки в них. Переход от единообразия к разнообразию в организации и управлении учебно-воспитательного, процесса начального профессионального образования.

Государственный стандарт начального профессионального образования, его назначение, структура, содержание.

4. Начальное профессиональное образование как воспитательно-образовательная система.

Понятие системы образования. Начальное профессиональное образование как составная часть системы народного образования, его назначение, цели и задачи, принципы построения и перспективы развития. Образовательные учреждения начального профессионального образования и специфика построения воспитательных отношений в них. Кадровое обеспечение системы начального профессионального образования.

Педагогические идеи и теории развития начального профессионального образования до революции, в советский и современный периоды. Становление и развитие учебных заведений начального профессионального образования от горнозаводских школ до современных колледжей. Особенности функционирования начального профессионального образования в условиях рынка.


5. Особенности профессиональной подготовки рабочих.

Особенности начальной профессиональной подготовки в учебных заведениях. Взаимосвязь производственных и педагогических процессов в обучении рабочих, специфика взаимосвязи производственного и теоретического обучения, взаимосвязь общего политехнического и профессионального образования. Взаимосвязь профессиональной подготовки специалистов и уровня развития производства. Соответствие педагогических процессов уровню развития производства по конкретной профессии.

Общие педагогические закономерности, их проявление и реализация в учебных заведениях начального профессионального образования с учетом специфики практической подготовки рабочих: обусловленность процесса обучения потребностями общества; зависимость эффективности процесса обучения от специфики его содержания, возможностей обучаемых, выбора форм и методов обучения: единство преподавания и учения; единство образования воспитания и развития учащихся в процессе обучения.

Требования производства к уровню профессиональной подготовки рабочих. Понятие конкурентоспособного рабочего.


6. Общая характеристика педагогического процесса.

Понятие педагогического процесса, как способа развития личности. Единство и взаимосвязь процессов воспитания, обучения и развития в формировании личности. Общее в педагогических процессах воспитания, образования, обучения и др. Виды педагогического процесса.

Структура педагогического процесса и его основные компоненты (согласно концепции Ю.К. Бабанского или B.C. Безруковой). Педагогические цели, принципы, содержание педагогического процесса, педагогические методы, формы и средства как основные компоненты любого педагогического процесса, их сущность для профессиональной подготовки. Основное правило построения компонентов педагогического процесса. Движущие силы развития педагогического процесса.

Управление педагогическим процессом - понятие и структура.



7. Характеристика педагогических целей.

Понятие педагогических целей. Особенности педагогических целей. Цели как системообразующий фактор развития педагогического процесса Разновидности педагогических целей: нормативные и инициативные; цели обучения, воспитания, развития; цели организационные и методические. Структура педагогических целей. Специфика основных педагогических целей для профессиональной подготовки. Построение "Дерева целей".

Процесс педагогического целеполагания. Требования к формулированию целей. Особенности диагностично поставленных целей. Ошибки в формулировании целей.
8. Характеристика педагогических принципов.

Общенаучное понятие принципов. Сущность педагогических принципов и их роль в построении педагогического процесса. Требования и правила реализации педагогических принципов.

Общепедагогические принципы и их характеристика, особенности реализации в системе начального профессионального образования.

Дидактические принципы и их характеристика, особенности реализации в системе начального профессионального образования.

Принципы профессионального образования, их характеристика и реализация.

Выбор принципов. Подходы к формулированию принципов.


9. Характеристика содержания подготовки специалистов.

Общенаучное понятие содержания. Сущность содержания образования, содержания воспитания, содержания обучения, содержания учебного материала. Функции содержания в педагогическом процессе. Уровня формирования содержания.

Состав и структура содержания образования. Компоненты содержания образования - знания, умения и навыки. Сущность содержания начального профессионального образования. Характеристика содержания общеобразовательной и профессиональной подготовки в профессиональном училище.

Специфика технического знания и особенности изучения предметов профтехцикла. Компоненты содержания учебного материала. Выбор и виды анализа содержания учебного материала.

Характеристика основных направлений воспитания будущих рабочих. Выбор содержания внеурочной воспитательной работы в учебном заведении. Обучение учащихся выбору содержания самовоспитания и самообразования.

Развитие содержания воспитания и обучения в истории педагогики. Взаимосвязь общего, политехнического и профессионального образования. Перспективы развития содержания подготовки будущих работников. Взаимосвязь содержания обучения и методики преподавания конкретной учебной дисциплины.



10. Характеристика педагогических методов.

Общенаучное понятие метода. Сущность педагогических методов. Подходы к трактовке педагогических методов. Роль методов в организации педагогических процессов в учебном заведении. Из истории развития методов и приемов воспитания и обучения.

Классификации методов обучения: традиционная - по источникам знания; по степени активности учащихся: проблемные методы обучения. Классификация методов воспитания по Ю.К. Бабанскому. Классификатор методов воспитания по B.C. Безруковой; характеристика отдельных групп методов. Педагогические приемы и способы как компоненты методов.

Психолого-педагогические основы выбора методов. Перспективы развития методов обучения и воспитания в педагогической теории и практике.


11. Характеристика педагогических средств.

Общенаучное понятие средств. Сущность педагогических средств. Понятие педагогических средств в широком и узком значении. Признаки педагогических средств.

Материально-техническая база учебного заведения. Характеристика кабинетной системы обучения. Классификации педагогических средств. Технические средства обучения и персональные компьютеры: возможности, достоинства и недостатки в использовании. Материально-техническое обеспечение внеурочной воспитательной работы учебного заведения.

Психолого-педагогические основы выбора педагогических средств. Требования к разработке и использованию педагогических средств. Взаимосвязь средств обучения и воспитания с педагогическими методами и приемами. Перспективы развития педагогических средств в теории и практике профессионального обучения. Создание индивидуальной системы педагогических средств воспитания и обучения будущих специалистов.


12. Характеристика педагогических форм.

Общенаучное понятие форм, взаимосвязь понятий "форма" и "содержание". Сущность педагогических форм. Взаимосвязь педагогических форм с педагогическими методами и содержанием педагогического процесса. Краткая история развития педагогических форм.

Классификации форм обучения и воспитания. Классификация форм по степени сложности: простые, составные и комплексные. Формы организации учащихся. Характеристика формообразования. Выбор педагогических форм.

Характеристика урока как основной формы организации обучения. Особенности уроков теоретического и производственного обучения. Классификации уроков по типам и видам, психолого-педагогические основы их выбора.


13. Проектировочная деятельность педагога профессионального образования.

Сущность педагогического проектирования. Теории обучения и воспитания в педагогическом проектировании. Педагогическое проектирование в структуре инженерно-педагогической деятельности. Понятие о педагогической технологии.

Этапы педагогического проектирования. Характеристика объектов педагогического проектирования: педагогические системы, педагогические процессы, педагогические ситуации.

Понятие форм педагогического проектирования и их характеристика на этапах педагогического проектирования для различных объектов. Принципы и правила педагогического проектирования.

История развития теории и практики педагогического проектирования. Зарубежный опыт проектирования учебных курсов.

Проектировочные действия и их характеристика. Роль личности педагога в педагогическом проектировании.


14. Проектирование педагогических систем.

Понятие о педагогических системах. Признаки педагогических систем и их классификация.

Проектирование личностного трудового потенциала будущего рабочего как модели специалиста: общее понятие; формы проектирования (профессиограммы, профессиональные характеристики).

Проектирование системы практической подготовки в профессиональном училище: учебный план и программа как формы проектирования практической подготовки, их характеристика и особенности с точки зрения системы производственного обучения, проблемы и требования к разработке.

Проектирование системы теоретической подготовки в профессиональном училище: учебный план и программы как формы проектирования теоретической подготовки, их характеристика и особенности с учетом специфики технического знания, проблемы, и требования к разработке.

Проектирование системы внеучебной деятельности учащихся: задачи, особенности и формы проектирования на различных этапах.


15. Проектирование педагогического процесса.

Разработка простых форм организаций педагогического процесса согласно выделенных структур: педагогической, методической и психологической. Проектирование сложных (составных) форм организации педагогического про­цесса. Проектирование комплексных форм организации педагогического про­цесса.

Проектирование педагогического процесса урока. Основные трудности в разработке уроков. Традиционная структура уроков. Подходы к разработке структуры современного урока по М.И. Махмутову. Педагогическая структура. Дидактическая структура. Методическая структура. Психологические структуры (познания, решения проблемы, мотивации учения и труда и др.). Алгоритм подготовки уроков. Требования к уроку.


  1. Основные пути трансформации классно-урочной системы обучения.

Понятие классно-урочной формы обучения и ее признаки. Урок как основная форма классно-урочной системы. Достоинства и недостатки классно-урочной системы. Пути преодоления недостатков. История становления и развития классно-урочной системы, ее принятие и отрицание. Перспективы развития классно-урочной формы обучения: новые структуры, типы и виды уроков передовой педагогический опыт использования различных видов уроков.


  1. Проблемы воспитания учащихся в коллективах профессиональных учебных заведений.

Общее понятие о коллективе. Признаки коллектива. Социально-педагогическая, экономическая, психологическая функции коллектива в воспитании будущих рабочих. Влияние коллектива на развитие личности.

Виды и типы коллективных отношений. Этапы развития коллектива. Ошибки и трудности в формировании коллектива учебной группы в профессиональных учебных заведениях.

Этапы персонализации личности в коллективе и возможности их реали­зации учащимися в учебной группе. Особенности персонализации личности учащихся в профессиональных учебных заведениях.

Проблемы лидерства в коллективе. Роль педагога в развитии ученическо­го коллектива. Развитие самоуправления учащихся. Проблемы формальных и неформальных коллективов в учебных заведениях.

Педагогические теории формирования коллектива учащихся: А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, И.П. Иванов и др.


  1. Проблемы демократизации воспитательных отношений в профессиональных учебных заведениях.

Понятие о демократии и ее проявление в учебно-воспитательном процессе учебных заведений.

Условия демократизации в профессиональных учебных заведениях: социальные, экономические, юридические, психолого-педагогические.

Права и обязанности педагогических коллективов, администрации, пре­подавателей и мастеров, учащихся как проблема демократизация . Развитие процессов самоуправления учебных заведений. Роль личности в установлении демократических воспитательных отношений.

Понятие о гуманизме, гуманистических воспитательных отношениях, их роль и проблемы в становлении и развитии демократических педагогических систем и процессов.




  1. Личность, ее структура и проявления.

Понятие о личности. Естественная природа и социальная сущность человека как личности. Биологическое и социальное в структуре личности.

Индивид, личность, индивидуальность. Системно-структурное представление о личности. Свойства, состояния и процессы личности.

Активность личности. Потребности как источник активности. Виды потребностей и их классификация. Специфика человеческих потребностей.

Мотивация как проявление потребностей личности. Понятие о мотивах поведения. Виды мотивов. Уровни осознания мотивов. Влечения, желания и отношения личности. Цели личности и произвольная регуляция деятельности человека.

Понятие об интересах. Содержательность, устойчивость, широта и глубина интересов как показатель уровня развития личности.

Убеждения и их становление.

Установки и стереотипные формы поведения.

Понятие о направленности. Направленность как иерархическая система потребностей и целей личности.

Методы исследования личности.

  1. скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Для студентов всех форм обучения и специализаций
734.35kb.
Кафедра профсоюзного движения т. Л. Фролова, В. В. Барис, В. С. Гончаров, Р. В. Зенков профсоюзы в системе гражданского общества
406.72kb.
Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения Казань 2008 ббк 87
1007.51kb.
Учебно-методическое пособие по написанию и оформлению научных работ для студентов, магистрантов, аспирантов всех форм обучения и специальностей
1006.57kb.
Учебно-методическое пособие для студентов очного и заочного отделения специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
813.09kb.
Конспект лекций для студентов специальностей: 030508 "Финансы и кредит", 030504 "Экономика предприятия"
4058.64kb.
Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения Москва 2010 в учебно-практическом пособии
1172.19kb.
Методические указания для студентов заочной формы обучения всех специальностей
360.48kb.
Вопросы к экзамену по Истории отечественного государства и права для студентов всех форм обучения
810.47kb.
Судаков С. Е. Информатика задания и методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей заочной формы обучения
540.94kb.
Конспект лекций и вопросов для самостоятельного изучения синенко и. А. Утверждено на заседании комиссии
1846.97kb.
Методические указания для подготовки к семинарским занятиям, написанию контрольных работ и рефератов по дисциплине «История Украины» для студентов всех форм обучения
835.29kb.