Главная
страница 1страница 2 ... страница 32страница 33
скачать файл


A/68/40 (Vol. I)



Организация Объединенных Наций

Доклад Комитета по правам человека

Том I

105-я сессия
(9−27 июля 2012 года)


106-я сессия
(15 октября − 2 ноября 2012 года)


107-я сессия
(11−28 марта 2013 года)



Генеральная Ассамблея

Официальные отчеты

Шестьдесят восьмая сессия

Дополнение № 40 (A/68/40)

A/68/40 (Vol. I)

Генеральная Ассамблея

Официальные отчеты

Шестьдесят восьмая сессия

Дополнение № 40 (A/68/40)



Доклад Комитета по правам человека

Том I

105-я сессия
(9−27 июля 2012 года)


106-я сессия
(15 октября − 2 ноября 2012 года)


107-я сессия
(11−28 марта 2013 года)

Организация Объединенных Наций • Нью-Йорк, 2013 год

Примечание

Условные обозначения документов Организации Объединенных Наций состоят из прописных букв и цифр. Когда такое обозначение встречается в тексте, оно служит указанием на соответствующий документ Организации Объединенных Наций.



Резюме

Настоящий ежегодный доклад охватывает период с 30 марта 2012 года по 30 марта 2013 года и 105, 106 и 107-ю сессии Комитета по правам человека. Общее число государств − участников Пакта составило 167, Факультативного протокола − 114 и второго Факультативного протокола − 75.

В ходе рассматриваемого периода Комитет рассмотрел 15 докладов государств-участников, представленных в соответствии со статьей 40, рассмотрел положение в одном государстве-участнике в отсутствие доклада и принял по ним заключительные замечания (105-я сессия: Армения, Исландия, Кения, Литва и Мальдивские Острова; 106-я сессия: Босния и Герцеговина, Германия, Португалия, Турция Филиппины; 107-я сессия: Ангола, Белиз (в отсутствие доклада), Гонконг (Китай), Макао (Китай), Парагвай, Перу − см. заключительные замечания в главе IV).

До 105-й сессии Комитет отложил принятие перечня вопросов в отсутствие доклада по Гаити, после того как государство-участник обязалось представить свой первоначальный доклад к сентябрю 2012 года. Доклад государства-участника был получен 3 декабря 2012 года. Хотя Комитет запланировал рассмотреть на 106-й сессии положение в области гражданских и политических прав в Кот-д'Ивуаре в отсутствие доклада, Комитет отложил рассмотрение, после того как государство-участник обязалось представить первоначальный доклад к 20 марта 2013 года. Доклад государства-участника был получен 19 марта 2013 года.

В соответствии с процедурой, предусмотренной Факультативным протоколом, Комитет принял 48 соображений по сообщениям и признал 2 сообщения приемлемыми, а 26 − неприемлемыми. Рассмотрение 18 сообщений было прекращено (информацию о решениях, принятых в соответствии с Факультативным протоколом, см. в главе V). На данный момент со времени вступления в силу Факультативного протокола к Пакту было зарегистрировано 2 239 сообщений, включая 95 сообщений, зарегистрированных за период после составления предыдущего доклада.

В течение отчетного периода продолжала действовать введенная Комитетом в 2001 году процедура последующей деятельности в связи с заключительными замечаниями. На 105, 106 и 107-й сессиях Комитета Специальный докладчик по вопросу о последующей деятельности в связи с заключительными замечаниями г-жа Кристина Шане представила доклад о ходе работы. Комитет с удовлетворением отмечает, что большинство государств-участников продолжают представлять ему дополнительную информацию в соответствии с пунктом 5 правила 71 его правил процедуры, и выражает признательность государствам-участникам, представившим дополнительную информацию о последующей деятельности в установленные сроки.

Комитет вновь выражает сожаление в связи с тем, что многие государства-участники не выполняют свои обязательства по представлению докладов в соответствии со статьей 40 Пакта. В настоящее время у 40 государств-участников имеется, по меньшей мере, пятилетнее отставание с представлением первоначального или периодического доклада.

Объем работы Комитета по статье 40 Пакта и Факультативного протокола к Пакту продолжает возрастать, о чем свидетельствует большое число полученных докладов государств-участников и зарегистрированных в отчетный период дел. В период с 30 марта 2012 года по 28 марта 2013 года было получено 24 первоначальных или периодических доклада, а к концу 107-й сессии 36 первоначальных или периодических докладов, представленных государствами-участниками, еще не были рассмотрены Комитетом. На дату окончания
107-й сессии 332 сообщения оставались нерассмотренными (см. главу V).

Комитет вновь отмечает, что многие государства-участники не выполняют рекомендации, содержащиеся в его соображениях, принятых в соответствии с Факультативным протоколом. Комитет продолжал прилагать усилия в целях обеспечения выполнения содержащихся в его соображениях рекомендаций через своих Специальных докладчиков по вопросу о последующей деятельности в связи с соображениями г-на Кристера Телина и г-на Юдзи Ивасаву. Были организованы встречи с представителями государств-участников, не отреагировавших на просьбы Комитета о представлении информации о принятых ими мерах по выполнению содержащихся в его соображениях рекомендаций или представивших неудовлетворительные ответы (см. главу VI).

В течение всего отчетного периода Комитет продолжал обсуждение вопросов, касающихся совершенствования его методов работы. На своей
106-й сессии, 25 октября 2012 года, впервые Комитет провел обсуждение продолжительностью в полдня для подготовки своего следующего замечания общего порядка по статье 9 (право на свободу и личную неприкосновенность и на свободу от произвольного ареста или содержания под стражей) (см. главу I).

В ходе 106-й сессии Председатель отсутствовала в течение трех дней для принятия участия в интерактивном диалоге с Генеральной Ассамблеей в Нью Йорке 23 октября 2012 года.

В ходе 107-й сессии Комитет постановил вновь направить содержащуюся в его предыдущем ежегодном докладе Генеральной Ассамблее просьбу одобрить предоставление дополнительных временных ресурсов (см. главу I, пункт 31).

12 июля 2012 года, в ходе 105-й сессии, в соответствии со своими методами работы Комитет принял предварительный документ с изложением позиции по вопросу о процессе укрепления договорных органов, который был направлен Председателю Генеральной Ассамблеи и сокоординаторам межправительственного процесса (см. главу II).

В ходе 106-й сессии Комитет утвердил доклад о своем сотрудничестве с национальными учреждениями, занимающимися вопросами поощрения и защиты прав человека (см. приложение VIII к настоящему докладу).

В заключение, напоминая об обязанности Генерального секретаря по статье 36 Международного пакта о гражданских и политических правах, Комитет вновь подтверждает свою серьезную обеспокоенность нехваткой достаточных кадровых ресурсов и услуг в сфере перевода, что отрицательно сказывается на его деятельности, и вновь подчеркивает важность обеспечения секретариата необходимыми ресурсами для эффективного содействия его деятельности. Комитет выражает сожаление по поводу решения Верховного комиссара перенести мартовскую сессию, ранее проводившуюся в Нью-Йорке, в Женеву (см. главу I).

Содержание

Пункты Стр.

Том I

I. Юрисдикция и деятельность 1−46 1

A. Государства − участники Международного пакта о гражданских
и политических правах и Факультативных протоколов 1−6 1

B. Сессии Комитета 7 1

C. Выборы должностных лиц 8−9 1

D. Специальные докладчики 10−11 2

E. Рабочая группа и целевые группы по страновым докладам 12−16 2

F. Деятельность других органов Организации Объединенных Наций


в области прав человека 17 3

G. Отступления в соответствии со статьей 4 Пакта 18−20 4

H. Замечания общего порядка в соответствии с пунктом 4
статьи 40 Пакта 21−24 4

I. Кадровые ресурсы и перевод официальных документов 25−35 5

J. Освещение работы Комитета 36−41 7

K. Публикации, касающиеся работы Комитета 42−43 8

L. Будущие сессии Комитета 44 9

M. Представление ежегодного доклада Комитета Генеральной


Ассамблее 45 9

N. Утверждение доклада 46 9

II. Методы работы Комитета в соответствии со статьей 40 Пакта
и сотрудничество с другими органами Организации Объединенных
Наций 47−77 10

A. Последние изменения и решения по процедурам 48−61 10

B. Последующая деятельность в связи с заключительными
замечаниями 62−68 15

С. Связи с другими договорами о правах человека


и договорными органами 69−74 16

D. Сотрудничество с другими органами Организации


Объединенных Наций 75−77 17

III. Представление докладов государствами-участниками в соответствии


со статьей 40 Пакта 78−105 18

A. Доклады, представленные Генеральному секретарю за период


с апреля 2012 года по март 2013 года 80 18

B. Просроченные доклады и невыполнение государствами-


участниками своих обязательств по статье 40 81−103 19

C. Периодичность докладов государств-участников,


рассмотренных за отчетный период 104−105 26

IV. Рассмотрение докладов, представленных государствами-участниками


в соответствии со статьей 40 Пакта, и рассмотрение положения
в государствах-участниках в отсутствие докладов в соответствии
с правилом 70 правил процедуры 106−122 27

Армения 107 27

Исландия 108 34

Кения 109 38

Литва 110 46

Мальдивские Острова 111 50

Босния и Герцеговина 112 58

Германия 113 65

Филиппины 114 71

Португалия 115 78

Турция 116 83

Ангола 117 90

Macao, Китай 118 98

Гонконг, Китай 119 104

Парагвай 120 111

Перу 121 120

Белиз 122 129

V. Рассмотрение сообщений в соответствии с Факультативным


протоколом 123−254 137

A. Ход работы 126−131 137

B. Число сообщений, представленных Комитету в соответствии
с Факультативным протоколом 132−133 138

C. Методы рассмотрения сообщений, представленных


в соответствии с Факультативным протоколом 134−136 139

D. Особые мнения 137−138 140

E. Сотрудничество государств-участников в рассмотрении
сообщений 139−143 140

F. Вопросы, рассмотренные Комитетом 144−231 141

G. Средства правовой защиты, о которых говорится
в соображениях Комитета 232–254 170

VI. Последующая деятельность в связи с индивидуальными


сообщениями в соответствии с Факультативным протоколом 255−261 176

A. Информация о последующей деятельности, полученная


со времени предыдущего ежегодного доклада 177

B. Встречи с представителями государств-участников


для обсуждения вопроса о последующей деятельности
в связи с соображениями 261 274

VII. Последующая деятельность в связи с заключительными замечаниями 262−270 275

A. Доклад о последующей деятельности, утвержденный Комитетом
на его 105-й сессии 266−268 276

B. Доклад о последующей деятельности, утвержденный Комитетом


на его 106-й сессии 269 288

С. Доклад о последующей деятельности, утвержденный Комитетом


на его 107-й сессии 270 315

Приложения

I. Государства − участники Международного пакта о гражданских
и политических правах и Факультативных протоколов и государства,
сделавшие заявление в соответствии со статьей 41 Пакта,
по состоянию на 28 марта 2013 года 348

A. Государства − участники Международного пакта о гражданских


и политических правах 348

B. Государства − участники Факультативного протокола 353

С. Государства − участники второго Факультативного протокола,
направленного на отмену смертной казни 357

D. Государства, сделавшие заявление в соответствии


со статьей 41 Пакта 359

II. Членский состав и должностные лица Комитета по правам человека,


2012−2013 годы 362

A. Членский состав Комитета по правам человека 362

B. Должностные лица 364

III. Представление докладов и дополнительной информации государствами-


участниками в соответствии со статьей 40 Пакта
(по состоянию на 28 марта 2013 года) 365

IV. Состояние докладов и ситуаций, рассмотренных за отчетный период,


и докладов, которые еще предстоит рассмотреть Комитету 373

А. Первоначальные доклады 373

В. Вторые периодические доклады 374

С. Третьи периодические доклады 374

D. Четвертые периодические доклады 375

Е. Пятые периодические доклады 375

F. Шестые периодические доклады 376

G. Седьмые периодические доклады 376

V. Таблица с информацией о последующей деятельности в связи
с заключительными замечаниями 377

VI. Решение Комитета по правам человека просить Генеральную Ассамблею


одобрить выделение дополнительных ресурсов и конференционного
времени в 2014 и 2015 годах 418

VII. Последствия для бюджета по программам решения Комитета 419

VIII. Доклад об отношениях Комитета по правам человека с национальными
правозащитными учреждениями, утвержденный Комитетом
на его 106-й сессии (15 октября − 2 ноября 2012 года) 424

Том II (Часть первая)

IX. Соображения Комитета по правам человека в соответствии с пунктом 4 статьи 5


Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских
и политических правах

А. Сообщение № 1226/2003, Корнеенко против Беларуси


(соображения, принятые 20 июля 2012 года, 105-я сессия)

Приложение

В. Сообщение № 1303/2004, Чити против Замбии
(соображения, принятые 26 июля 2012 года, 105-я сессия)

С. Сообщение № 1548/2007, Холодова против Российской Федерации


(соображения, принятые 1 ноября 2012 года, 106-я сессия)

D. Сообщение № 1558/2007, Катсарис против Греции


(соображения, принятые 19 июля 2012 года, 105-я сессия)

Е. Сообщение № 1628/2007, Павлюченков против Российской Федерации


(соображения, принятые 20 июля 2012 года, 105-я сессия)

F. Сообщение № 1744/2007, Нарраин и др. против Маврикия


(соображения, принятые 27 июля 2012 года, 105-я сессия)

G. Сообщение № 1753/2008, Гезу и др. против Алжира


(соображения, принятые 19 июля 2012 года, 105-я сессия)

Приложение

Н. Сообщение № 1779/2008, Мезин против Алжира
(соображения, принятые 25 октября 2012 года, 106-я сессия)

I. Сообщение № 1784/2008, Шумилин против Беларуси


(соображения, принятые 23 июля 2012 года, 105-я сессия)

J. Сообщение № 1785/2008, Олешкевич против Беларуси


(соображения, принятые 18 марта 2013 года, 107-я сессия)

Приложение

K. Сообщение № 1786/2008, Ким и др. против Республики Корея
(соображения, принятые 25 октября 2012 года, 106-я сессия)

Приложение

L. Сообщение № 1787/2008, Ковш (Абрамова) против Беларуси
(соображения, принятые 27 марта 2013 года, 107-я сессия)

Приложение

M. Сообщение № 1790/2008, Говша и др. против Беларуси
(соображения, принятые 27 июля 2012 года, 105-я сессия)

N. Сообщение № 1791/2008, Буджеме против Алжира


(соображения, принятые 22 марта 2013 года, 107-я сессия)

Приложение

О. Сообщение № 1803/2008, Булгаков против Украины
(соображения, принятые 29 октября 2012 года, 106-я сессия)

Р. Сообщение № 1804/2008, Иль Хвильди против Ливии


(соображения, принятые 1 ноября 2012 года, 106-я сессия)

Приложение

Q. Сообщение № 1805/2008, Бенали против Ливии
(соображения, принятые 1 ноября 2012 года, 106-я сессия)

Приложение

R. Сообщение № 1806/2008, Саадун и др. против Алжира
(соображения, принятые 22 марта 2013 года, 107-я сессия)

Приложение

S. Сообщение № 1807/2008, Мешани против Алжира
(соображения, принятые 22 марта 2013 года, 107-я сессия)

Приложение

T. Сообщение № 1821/2008, Вайс против Австрии
(соображения, принятые 24 октября 2012 года, 106-я сессия)

U. Сообщение № 1830/2008, Пивонос против Беларуси


(соображения, принятые 29 октября 2012 года, 106-я сессия)

V. Сообщение № 1835/2008, Ясинович против Беларуси


Сообщение № 1837/2008, Шевченко против Беларуси
(соображения, принятые 20 марта 2013 года, 107-я сессия)

W. Сообщение № 1836/2008, Кацора против Беларуси


(соображения, принятые 24 октября 2012 года, 106-я сессия)

X. Сообщение № 1852/2008, Сингх против Франции


(соображения, принятые 1 ноября 2012 года, 106-я сессия)

Y. Сообщение № 1861/2009, Бакуров против Российской Федерации


(соображения, принятые 25 марта 2013 года, 107-я сессия)

Z. Сообщение № 1863/2009, Махарджан против Непала


(соображения, принятые 19 июля 2012, 105-я сессия)

AA. Сообщение № 1867/2009, Левинов против Беларуси


Сообщение № 1936/2010, Левинов против Беларуси
Сообщение № 1975/2010, Левинов против Беларуси
Сообщение № 1977/2010, Левинов против Беларуси
Сообщение № 1978/2010, Левинов против Беларуси
Сообщение № 1979/2010, Левинов против Беларуси
Сообщение № 1980/2010, Левинов против Беларуси
Сообщение № 1981/2010, Левинов против Беларуси
Сообщение № 2010/2010, Левинов против Беларуси
(соображения, принятые 19 июля 2012 года, 105-я сессия)

BB. Сообщение № 1912/2009, Турайсами против Канады


(соображения, принятые 31 октября 2012 года, 106-я сессия)

Приложение

CC. Сообщение № 1913/2009, Абушаала против Ливии
(соображения, принятые 18 марта 2013 года, 107-я сессия)

DD. Сообщение № 1917/2009, Прутина и др. против Боснии и Герцеговины


Сообщение № 1918/2009, Златарач и др. против Боснии и Герцеговины
Сообщение № 1925/2009, Козица и др. против Боснии и Герцеговины
Сообщение № 1953/2010, Чекич и др против Боснии и Герцеговины
(соображения, принятые 28 марта 2013 года, 107-я сессия)

Приложение

EE. Сообщение № 1932/2010, Федотова против Российской Федерации
(соображения, принятые 31 октября 2012 года, 106-я сессия)

FF. Сообщение № 1940/2010, Седеньо против Боливарианской Республики Венесуэла


(соображения, принятые 29 октября 2012 года, 106-я сессия)

GG. Сообщение № 1945/2010, Ачабал Пуэртас против Испании


(соображения, принятые 27 марта 2013 года, 107-я сессия)

Приложение

HH. Сообщение № 1957/2010, Линь против Австралии
(соображения, принятые 21 марта 2013 года, 107-я сессия)

II. Сообщение № 2073/2011, Найденова и др. против Болгарии


(соображения, принятые 30 октября 2012 года, 106-я сессия)

JJ. Сообщение № 2120/2011, Ковалева и Козяр против Беларуси


(соображения, принятые 29 октября 2012 года, 106-я сессия)

Том II (Часть вторая)

X. Решения Комитета по правам человека, объявляющие сообщения


неприемлемыми в соответствии с Факультативным протоколом
к Международному пакту о гражданских и политических правах

A. Сообщение № 1500/2006, М.Н. и др. против Таджикистана


(решение, принятое 29 октября 2012 года, 106-я сессия)

B. Сообщение № 1526/2006, В.А. и другие против Российской Федерации


(решение, принятое 23 июля 2012 года, 105-я сессия)

C. Сообщение № 1788/2008, Б.В.М.З. против Нидерландов


(решение, принятое 25 марта 2013 года, 107-я сессия)

D. Сообщение № 1822/2008, Х.Б.Р., Л.М.О.К., А.М.А.Р., Г.Е.О.С. и Б.Е.Л.


против Колумбии
Сообщение № 1823/2008, С.М.Р.М. против Колумбии
Сообщение № 1824/2008, А.Д.О., Е.С.К., Ф.О.К и Г.Г.Р.
против Колумбии

Сообщение № 1825/2008, Э.М.К.Б., М.К.П.Х. и Р.С.С.Н.
против Колумбии

Сообщение № 1826/2008, Г.М.В. и Н.К.П. против Колумбии
(решение, принятое 23 июля 2012 года, 105-я сессия)

E. Сообщение № 1827/2008, С.В. против Канады


(решение, принятое 23 июля 2012 года, 105-я сессия)

F. Сообщение № 1834/2008, А.П. против Украины


(решение, принятое 23 июля 2012 года, 105-я сессия)

G. Сообщение № 1840/2008, С.Ц. против Нидерландов


(решение, принятое 23 июля 2012 года, 105-я сессия)

H. Сообщение № 1844/2008, Б.К. против Чешской Республики


(решение, принятое 23 июля 2012 года, 105-я сессия)

I. Сообщение № 1848/2008, Д.В. и Х.В. против Чешской Республики


(решение, принятое 23 июля 2012 года, 105-я сессия)

J. Сообщение № 1849/2008, М.Б. против Чешской Республики


(решение, принятое 29 октября 2012 года, 106-я сессия)

K. Сообщение № 1857/2008, А.П. против Российской Федерации


(решение, принятое 25 марта 2013 года, 107-я сессия)

Приложение

L. Сообщение № 1886/2009, X против Нидерландов
(решение, принятое 28 марта 2013 года, 107-я сессия)

M. Сообщение № 1891/2009, Х.А.Б.Г. против Испании


(решение, принятое 29 октября 2012 года, 106-я сессия)

N. Сообщение № 1892/2009, Х.Х.У.Б. против Испании


(решение, принятое 29 октября 2012 года, 106-я сессия)

O. Сообщение № 1904/2009, Д.Т.Т. против Колумбии


(решение, принятое 25 марта 2013 года, 107-я сессия)

P. Сообщение № 1911/2009, Т.И. против Литвы


(решение, принятое 25 марта 2013 года, 107-я сессия)

Q. Сообщение № 1921/2009, К.С. против Австралии


(решение, принятое 25 марта 2013 года, 107-я сессия)

R. Сообщение № 1938/2010, К.Х.Л. против Австралии


(решение, принятое 25 марта 2013 года, 107-я сессия)

S. Сообщение № 1943/2010, А.П.Н. против Испании


(решение, принятое 25 марта 2013 года, 107-я сессия)

T. Сообщение № 1962/2010, С.Н.А. против Камеруна


(решение, принятое 25 марта 2013 года, 107-я сессия)

U. Сообщение № 2027/2011, Кушербаев против Казахстана


(решение, принятое 25 марта 2013 года, 107-я сессия)

V. Сообщение № 2169/2012, С.К. против Беларуси


(решение, принятое 31 октября 2012 года, 106-я сессия)

XI. Последующая деятельность в соответствии с Факультативным протоколом



I. Юрисдикция и деятельность

А. Государства − участники Международного пакта о гражданских и политических правах и Факультативных протоколов

1. На момент окончания 107-й сессии Комитета по правам человека участниками Международного пакта о гражданских и политических правах являлись 167 государств, а участниками Факультативного протокола к Пакту − 114 государств. Оба документа вступили в силу 23 марта 1976 года.

2. Со времени представления последнего доклада ни одно государство не присоединилось к Пакту или первому Факультативному протоколу. Бенин ратифицировал второй Факультативный протокол.

3. По состоянию на 28 марта 2013 года 48 государств сделали заявление, предусмотренное пунктом 1 статьи 41 Пакта. В этой связи Комитет призывает государства-участники сделать такое заявление в соответствии со статьей 41 Пакта и рассмотреть вопрос об использовании этого механизма в целях более эффективного осуществления положений Пакта.

4. Второй Факультативный протокол к Пакту, направленный на отмену смертной казни, вступил в силу 11 июля 1991 года. По состоянию на 28 марта 2013 года участниками этого Факультативного протокола являлись 75 государств.

5. Список государств − участников Пакта и двух Факультативных протоколов с указанием государств, сделавших заявление в соответствии с пунктом 1 статьи 41 Пакта, приводится в приложении I к настоящему докладу.

6. Оговорки и другие заявления, сделанные рядом государств-участников в отношении Пакта или Факультативных протоколов, изложены в уведомлениях, сданных на хранение Генеральному секретарю. Комитет вновь обращается к государствам-участникам с настоятельным призывом рассмотреть возможность снятия своих оговорок.

B. Сессии Комитета

7. Со времени утверждения своего предыдущего ежегодного доклада Комитет по правам человека провел три сессии. 105-я сессия состоялась 9−27 июля 2012 года, 106-я сессия − 15 октября − 2 ноября 2012 года, а 107-я сессия − 11−28 марта 2013 года. Все сессии проходили в Отделении Организации Объединенных Наций в Женеве.



С. Выборы должностных лиц

8. 11 марта 2013 года Комитет в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Пакта избрал на двухгодичный срок следующих должностных лиц:



Председатель: сэр Найджел Родли

Заместители председателя: г-н Ядх Бен Ашур

г-жа Юлия Антоанелла Моток

г-жа Марго Ватервал

Докладчик: г-н Корнелис Флинтерман

9. В ходе 105, 106 и 107-й сессий Президиум Комитета провел девять заседаний (по три заседания в сессию). В соответствии с решением, принятым на семьдесят первой сессии, Президиум фиксирует свои решения в официальных протоколах, в которых содержатся все принятые решения.



D. Специальные докладчики

10. Специальные докладчики по новым сообщениям и временным мерам сэр Найджел Родли и г-н Вальтер Келин зарегистрировали за отчетный период 95 сообщений и препроводили их соответствующим государствам-участникам, а также приняли 10 решений о применении временных мер защиты в соответствии с правилом 92 правил процедуры Комитета.

11. Специальные докладчики по вопросу о последующей деятельности в связи с соображениями г-н Кристер Телин и г-н Юдзи Ивасава и Специальные докладчики по вопросу о последующей деятельности в связи с заключительными замечаниями г жа Кристина Шане и г-н Фабиан Сальвиоли продолжали выполнять свои функции в течение отчетного периода. Промежуточные доклады были представлены Комитету г жой Шане и г-ном Телином на 105-й и 106 й сессиях. В ходе 107-й сессии г-жа Шане представила промежуточный доклад и, учитывая отсутствие г-на Телина, промежуточный доклад о последующей деятельности в связи с соображениями был представлен секретариатом. Подробные сведения о последующей деятельности в связи с соображениями Комитета в соответствии с Факультативным протоколом содержатся в главе VI и приложении XI (том II); подробные сведения о последующей деятельности в связи с заключительными замечаниями содержатся в главе VII и приложении V (том I).

E. Рабочая группа и целевые группы по страновым докладам

12. В соответствии с правилами 62 и 95 своих правил процедуры Комитет учредил рабочую группу, которая проводила свои заседания перед началом каждой из его трех сессий. Рабочей группе было поручено выносить рекомендации относительно сообщений, полученных в соответствии с Факультативным протоколом. Бывшая рабочая группа по статье 40, которая занималась подготовкой перечней вопросов по первоначальным и периодическим докладам, запланированным для рассмотрения Комитетом, была заменена с семьдесят пятой сессии (июль 2002 года) целевыми группами по страновым докладам1. В ходе 105, 106 и 107-й сессий целевые группы по страновым докладам провели заседания для рассмотрения и утверждения перечней вопросов по докладам Албании; Анголы; Боливии (Многонационального Государства); Германии; Гонконга, Китай; Джибути; Индонезии; Мавритании; Макао, Китай; Мозамбика; Перу; Соединенных Штатов Америки; Таджикистана; Украины; Финляндии; Чешской Республики. Перечни вопросов, подготовленные до представления докладов, были утверждены для Австралии, Афганистана, Израиля, Сан-Марино и Хорватии. Комитет также утвердил перечень вопросов о положении в одном государстве, не представляющем доклад: Белиз (106-я сессия). До начала своей 105 й сессии Комитет отложил утверждение перечня вопросов ввиду отсутствия доклада Гаити после того, как государство-участник обязалось подготовить свой первоначальный доклад к сентябрю 2012 года2.

13. Комитет получает все больше пользы от информации, представляемой ему Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ). Органы Организации Объединенных Наций (такие как Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев и ЮНИСЕФ) и специализированные учреждения (такие как Международная организация труда) представили предварительную информацию по ряду стран, доклады которых должны были рассматриваться Комитетом. Целевые группы по страновым докладам также рассмотрели материалы, представленные представителями ряда национальных правозащитных учреждений (НПУ), а также международных и национальных правозащитных неправительственных организаций (НПО). Комитет приветствовал заинтересованность и участие этих учреждений и организаций и выразил им признательность за представленную информацию.

14. На 105-й сессии в состав Рабочей группы по сообщениям входили г-н Бузид, г-жа Шане, г-н Флинтерман, г-жа Моток, г-н О'Флаэрти, г-н Ривас Посада, сэр Найджел Родли, г-н Сальвиоли и г-жа Ватервал. Г-жа Шане была назначена Председателем-докладчиком. Рабочая группа провела совещание 2−6 июля 2012 года.

15. На 106-й сессии в состав Рабочей группы по сообщениям входили г-н Бузид, г-н Флинтерман, г-жа Моток, г-н Нойман, г-н О'Флаэрти, г-н Ривас Посада, г-н Сарсембаев и г-жа Ватервал. Г-н Нойман был назначен Председателем-докладчиком. Рабочая группа провела совещание 8−12 октября 2012 года. Ввиду ограниченного числа проектов сообщений, которые должны быть подготовлены для Рабочей группы к 107-й сессии, в порядке исключения и с сожалением Комитет принял решение сократить продолжительность совещания рабочей группы на 107 й сессии с 5 до 4 дней. Тем не менее такая мера не должна рассматриваться в качестве стратегического решения Комитета.

16. На 107-й сессии в состав Рабочей группы по сообщениям входили г н Ядх Бен Ашур, г-н Лазахри Бузид, г-н Корнелис Флинтерман, г-жа Зонке Занеле Майодина, г-жа Юлия Антоанелла Моток, г-н Найджел Родли, г-н Фабиан Омар Сальвиоли и г-жа Марго Ватервал. Г-жа Ватервал была назначена Председателем-докладчиком. Рабочая группа провела совещания 5−8 марта 2013 года.



F. Деятельность других органов Организации Объединенных Наций в области прав человека

17. На всех своих сессиях Комитет получал информацию о деятельности органов Организации Объединенных Наций, занимающихся вопросами прав человека. Обсуждались также соответствующие новые решения Генеральной Ассамблеи и вопросы, касающиеся Совета по правам человека.



G. Отступления в соответствии со статьей 4 Пакта

18. Пункт 1 статьи 4 Пакта предусматривает, что во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой, участвующие в Пакте государства могут принимать меры в отступление от некоторых своих обязательств по Пакту. В соответствии с пунктом 2 не допускается никаких отступлений от статей 6, 7, 8 (пункты 1 и 2), 11, 15, 16 и 18. В соответствии с пунктом 3 о любом отступлении следует немедленно информировать другие государства-участники через посредство Генерального секретаря. Такое же уведомление требуется по прекращении действия такого отступления3. С текстами всех таких уведомлений можно ознакомиться на веб-сайте Управления по правовым вопросам Организации Объединенных Наций.

19. 17 июля 2012 года, 7 августа 2012 года, 3 октября 2012 года, 27 декабря 2012 года, 13 января 2013 года, 9 декабря 2013 года и 12 марта 2013 года правительство Перу уведомило через Генерального секретаря другие государства-участники о том, что чрезвычайное положение, которое было введено в ряде провинций, было продлено на 60 дней. На период чрезвычайного положения будет приостановлено действие прав, охватываемых статьями 9, 12, 17 и 21 Пакта4.

20. 13 июня 2012 года правительство Гватемалы уведомило через Генерального секретаря другие государства-участники о том, что оно объявило чрезвычайное положение в ряде провинций и районов страны. В этих уведомлениях правительство указывало, что на период чрезвычайного положения будет приостановлено действие прав, охватываемых статьями 9, 12 и 21 Пакта. Правительство также уведомило другие государства-участники о том, что действие чрезвычайного положения в одном из департаментов страны было отменено 18 мая 2012 года. 23 ноября 2012 года правительство Гватемалы уведомило через Генерального секретаря другие государства-участники о том, что оно распространило действие чрезвычайного положения, объявленного 7 ноября 2012 года, на другую провинцию на 15 дней. В течение этого срока действие предусмотренного статьей 12 права на свободу передвижения будет приостановлено. 15 января и 27 февраля 2013 года правительство Гватемалы уведомило через Генерального секретаря другие государства-участники о том, что оно продлило действие этого чрезвычайного положения еще на 30 дней5.



H. Замечания общего порядка в соответствии с пунктом 4 статьи 40 Пакта

21. На своей 105-й сессии Комитет решил посвятить общую дискуссию продолжительностью полдня в рамках 106-й сессии вопросу о подготовке следующего замечания общего порядка по статье 9 (право на свободу и личную неприкосновенность и свободу от произвольного ареста или задержания). На 104 й сессии докладчиком по этому новому замечанию общего порядка был назначен г-н Джеральд Нойман.

22. На своей 106-й сессии 25 октября 2012 года впервые в своей истории Комитет посвятил общую дискуссию продолжительностью полдня вопросу о подготовке своего следующего замечания общего порядка по статье 9 (право на свободу и личную неприкосновенность и свободу от произвольного ареста или содержания под стражей). Основное внимание в ходе этого мероприятия было уделено обсуждению мнений НПО, академических кругов и НПУ.

23. В ходе обсуждения поднимались многие вопросы, касающиеся, в частности, взаимосвязи между статьей 9 и другими договорами, включая деятельность Комитета по насильственным исчезновениям, Комитета по правам инвалидов и Комитета по правам ребенка. Рассматривались различные темы, касающиеся, среди прочего, негосударственных мест содержания под стражей во время вооруженных конфликтов и вне таких ситуаций; превентивного задержания; безопасности лиц за пределами содержания под стражей; значения терминов "оперативность" по смыслу пункта 3 статьи 9 и "произвол" по смыслу пункта 1 статьи 9, в частности в свете определения Рабочей группы по произвольным задержаниям, и "нетипичное" содержание под стражей, включая домашний арест, принудительное содержание в медицинских учреждениях неплатежеспособных пациентов и содержание под стражей по причине наркозависимости. Среди выступавших были не только представители гражданского общества, но и представители других структур, включая представителя Международного комитета Красного Креста, который призвал к осторожности при рассмотрении вопроса о действии статьи 9 во время международных конфликтов, в частности в отношении содержания под стражей в интересах государственной безопасности, с учетом положений Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны (четвертой Женевской конвенции). С письменными материалами и устными выступлениями представителей гражданского общества в ходе общей дискуссии продолжительностью полдня можно ознакомиться на веб-странице http://www2.ohchr.org/english/bodies/hrc/discussion2012.htm. С учетом успеха этой инициативы Комитет решил продолжить практику проведения подобных мероприятий до подготовки каждого нового замечания общего порядка.

24. На своей 107-й сессии Комитет приступил к рассмотрению первого проекта своего замечания общего порядка по статье 9. Он рассмотрел первые восемь пунктов проекта и продолжит первое чтение на следующей сессии. Первый проект был размещен на веб-странице Комитета лишь для информации. Было отмечено, что все заинтересованные стороны будут иметь возможность внести официальный вклад в процесс разработки замечания на основе имеющегося проекта, как только будет завершено первое чтение, после чего проект будет размещен на веб-странице. Заинтересованным сторонам будет сообщено об этой возможности после завершения первого чтения.

I. Кадровые ресурсы и перевод официальных документов

25. В соответствии со статьей 36 Пакта Генеральный секретарь обязан предоставлять членам Комитета необходимый персонал и материальные средства для эффективного осуществления их функций. Комитет подтверждает свою озабоченность в связи с нехваткой персонала и вновь подчеркивает важность выделения достаточного персонала для обслуживания его сессий в Женеве и Нью-Йорке и содействия повышению информированности о его рекомендациях, а также их более полному пониманию и осуществлению на национальном уровне. Кроме того, Комитет выражает серьезную озабоченность в связи с тем, что общие правила в отношении мобильности персонала в Секретариате могут препятствовать работе Комитета, в частности в отношении персонала Группы по петициям, которому надо проработать достаточно долго, чтобы приобрести опыт и знания, касающиеся правовой практики Комитета.

26. Комитет также вновь выражает свою глубокую обеспокоенность по поводу того, что его официальные документы не имеются на всех трех рабочих языках Комитета. На девяносто восьмой сессии, состоявшейся в марте 2010 года, члены Комитета встретились на открытом пленарном заседании с г-ном Францем Бауманом, помощником Генерального секретаря по делам Генеральной Ассамблеи и конференционному управлению, и г-жой Линдой Вонг, начальником Службы II, Отдел по планированию программ и бюджету, для обсуждения вопроса о том, каким образом Комитет мог бы содействовать преодолению трудностей, связанных с обработкой и переводом на его три рабочих языка официальных документов Комитета, в частности не считающихся в настоящее время "санкционированными" письменных ответов государств-участников на перечни вопросов.

27. В ходе 103-й сессии (17 октября − 4 ноября 2011 года) члены Комитета были проинформированы Кайлом Вордом, начальником Службы управления и поддержки программ, о финансировании сессий Комитета по правам человека; в связи с этим они запросили дополнительную информацию о ресурсах, выделяемых договорным органам. После этого совещания Комитет постановил обратиться к государствам − членам Генеральной Ассамблеи (которые также являются государствами − участниками Пакта) с письмом в адрес постоянных представительств в Нью-Йорке, в котором Комитет выражает свою обеспокоенность по поводу нынешнего дефицита средств, выделяемых договорным органам в целом и Комитету в частности. Он просил государства-участники обсудить эти озабоченности в Третьем и Пятом комитетах, включая озабоченности, затронутые в докладе Генерального секретаря о мерах по дальнейшему повышению эффективности, гармонизации и реформированию системы договорных органов (А/66/344).

28. В отчетный период Комитет уже высказывал вышеупомянутые озабоченности; он вновь заявляет об их существовании и напоминает о том, что нерешенной остается проблема перевода на три его рабочих языка ответов государств-участников на перечни вопросов, и просит в неотложном порядке решить эту проблему. Комитет прилагает все усилия для дальнейшего совершенствования своих методов работы с целью обеспечения повышенной продуктивности своей работы без снижения ее качества.

29. В ходе 105-й сессии Комитет выразил сожаление по поводу полученной от Секретариата информации, согласно которой существует возможность того, что в силу финансовых ограничений его мартовская сессия будет перенесена из Нью-Йорка в Женеву. В письме от 29 июля 2012 года Председатель от имени Комитета отметил преимущества проведения сессии в Нью-Йорке и выразил пожелание в отношении обеспечения того, чтобы в тех случаях, когда рассматриваются финансовые решения, затрагивающие деятельность Комитета, он имел возможность рассмотреть реальные последствия, а также последствия, которые могут возникнуть незамедлительно и в долгосрочной перспективе. 6 августа 2012 года Верховный комиссар ответила на это письмо. Принимая во внимание обеспокоенности Комитета, она подчеркнула, что перенос сессии в Женеву позволит Комитету оставаться в рамках утвержденного регулярного бюджета и в то же время улучшит обслуживание сессии.

30. В ходе 107-й сессии Комитет выразил сожаление по поводу того, что Генеральная Ассамблея не одобрила его просьбу, содержащуюся в его последнем ежегодном докладе (A/67/40), относительно выделения на временной основе дополнительных ресурсов для рассмотрения сообщений в рамках Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах. Такие ресурсы позволили бы Секретариату провести подготовительную работу в 2013 и 2014 годах в связи с накопившимися нерассмотренными индивидуальными сообщениями, по которым Комитет может принять решение.

31. На той же сессии, 25 марта 2013 года, Комитет подтвердил свое решение, принятое 30 марта 2006 года6, и в силу необходимости принял решение обратиться с дополнительными просьбами. Комитет просит Генеральную Ассамблею одобрить выделение дополнительных временных ресурсов для рассмотрения сообщений в соответствии с Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах и докладов в соответствии со статьей 40 Пакта (см. приложение VI к настоящему докладу).

32. Дополнительные ресурсы позволят Секретариату провести подготовительную работу в отношении 160 индивидуальных сообщений в 2014 и 2015 годах, которые в настоящее время готовы для принятия решения Комитетом, и предоставят Комитету необходимую возможность для рассмотрения дополнительных четырех докладов государств-участников.

33. Для обеспечения того, чтобы Комитет располагал достаточным временем с учетом увеличения числа сообщений и докладов, он просит выделить ему дополнительное сессионное время продолжительностью в две недели в 2014 и 2015 годах. Это будет означать, что одна из пленарных сессий Комитета продолжительностью в три недели будет увеличена на одну неделю в 2014 году и на одну неделю в 2015 году.

34. В соответствии с правилом 27 правил процедуры Комитета в марте 2013 года среди членов Комитета была распространена смета расходов, связанных с вытекающим из решения Комитета предложением, предоставленная Генеральным секретарем через Секретариат. В этой связи Комитет просит Генеральную Ассамблею одобрить на ее шестьдесят восьмой сессии настоящую просьбу и обеспечить надлежащую финансовую поддержку для решения Комитетом проблемы накопившихся нерассмотренных сообщений и докладов (см. приложение VII к настоящему докладу).

35. Вновь озвученная просьба касается лишь подготовительной работы по накопившимся нерассмотренным сообщениям в течение периода 2014−2015 годов и не затрагивает других просьб о выделении дополнительных ресурсов, которые Комитет может адресовать Генеральной Ассамблее в будущем для решения долгосрочных структурных проблем.


скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Доклад Комитета по правам человека Том I 105-я сессия
9113.67kb.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае в 2007 году
1233.35kb.
Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека Третий и Четвёртый национальный доклад Республики Узбекистан по выполнению положений Конвенции о
5358.64kb.
По правам человека в Кемеровской области Специальный доклад подготовлен в соответствии со ст. 30 Закона Кемеровской области «Об Уполномоченном по правам человека в Кемеровской области»
185.91kb.
Доклад Уполномоченного по правам человека Свердловской области
577.17kb.
Генеральная Ассамблея
482.36kb.
Уполномоченный по правам ребенка в городе москве доклад от 11 марта 2005 года о деятельности уполномоченного по правам ребенка в городе москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2004 году
2090.39kb.
Доклад на международной конференции «Влияние Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод на развитие правовых систем европейских стран»
96.86kb.
«Применение европейских стандартов по правам человека и правовых позиций Европейского Суда по правам человека в конституционном (уставном) правосудии»
112.05kb.
Состояние прав человека в Томской области. Презентация ежегодного доклада уполномоченного по правам человека
30.2kb.
Исполнение решений Европейского Суда по правам человека (еспч) в России Материалы, подготовленные к консультациям по правам человека ес-россия в октябре 2008 г в Париже
68.03kb.
3. Подготовка и распространение пресс-релиза о начале и завершении общественной компании
57.82kb.