Главная
страница 1
скачать файл
Ф. А. Пищалев, учитель информатики,

Иркутская область » , г. Усть–Илимск .

МАОУ «СОШ №5», 2012г.
Инженерно- ориентированная организация научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. На сегодняшний день в Российской Федерации наблюдается инженерный кризис — нехватка инженерных кадров и отсутствие молодого поколения инженеров, что может стать фактором, который затормозит экономический рост страны. Это отмечают ректора крупнейших технических университетов, этот вопрос регулярно поднимается на правительственном уровне. «Сегодня в стране существует явная нехватка инженерно-технических работников, рабочих кадров и в первую очередь рабочих кадров, соответствующих сегодняшнему уровню развития нашего общества. Если недавно мы еще говорили о том, что находимся в периоде выживания России, то сейчас мы выходим на международную арену и должны предоставлять конкурентную продукцию, внедрять передовые инновационные технологии, нанотехнологии, а для этого нужны соответствующие кадры» (Путин В.В.).

На данном этапе задача всей образовательной системы — из обычного школьника воспитать, сформировать хорошего инженера, конкурентоспособного работника, свободную и творческую личность. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение. Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Поэтому очень важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности, что является актуальным направлением в условиях реализации президентской образовательной инициативы «Наша новая школа» в период перехода на ФГОС нового поколения.

«Хороший инженер должен состоять из четырёх частей: на 25% — быть теоретиком; на 25% — художником, на 25% — экспериментатором и на 25% он должен быть изобретателем» ( П.Л.Капица). Это высказывание известного академика, ученого - физика, позволяет говорить о том, что знания, воображение, эксперимент и изобретение - едины в цепочке выстраивания учебной деятельности ученика, будущая профессия которого - инженер, конструктор, программист, ученый.

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний. Тот, кто исследует, должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять. В этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения. Это возможно сделать в рамках внеурочной деятельности. Для учеников, которые разрабатывают свои методы исследования, сопоставляют данные первоисточников, творчески анализируют свои исследования и делают выводы, незаменимым помощником является метод проектов.

Метод проектов - это совокупность приемов, действий обучающихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. В основу этого метода положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни. Работа по методу проекта требует выполнение основных этапов проектной деятельности: подготовительный, проектировочный, практический, аналитический, контрольно-коррекционный и заключительный. Учебный проект имеет большое количество видов и разновидностей, как по характеру результата, так и по форме. Перечень возможных выходов проектной деятельности:Web-сайт, видеофильм, видеоклип, выставка, макет, модель, оформление кабинета, сказка, экскурсия и др.

В течение нескольких лет мы с учениками работали над различными видами проектами:

- практико - ориентированными, нацеленными на социальные интересы самих участников проекта, где продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Один из таких проектов – это создание учебных пособий для кабинета информатики и создание кабинета-музея. Работая над этим проектом, мне важно было оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему;

- исследовательскими, которые по структуре напоминают подлинно научное исследование, включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. В течение нескольких лет мы представляли такие проекты на городских научно-практических, исследовательских конференциях, инженерных выставках и Дне изобретателя: «3D - монитор», «USB - микроскоп», «Картофелечистка», «Электровелосипед», «ЖК - проектор», «Нагревайка» и другие.

- творческими, предполагающими максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Пример такого проекта – создание видеофильмов, сказок, презентаций, которые ежегодно представляются на городских конкурсах по компьютерной графике и программированию.

По количеству участников проекты были: личностные, парные, групповые.

По продолжительности: мини-проекты, краткосрочные, недельные, долгосрочные.

В совместной деятельности над проектами, я из носителя знаний и информации, сообщающего ученикам то, что, по моему мнению, они должны знать, превращаюсь в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Как именно учителю предстоит создавать условия для развития обучающихся в ходе проектной деятельности? Ответ на этот вопрос дает список ролей, которые предстоит прожить педагогу в ходе руководства проектом: энтузиаст (повышает мотивацию обучающихся поддерживает, поощряет и направляет их в сторону достижения цели), консультант и координатор всего группового процесса, эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта), специалист, руководитель, «человек, который задает вопросы».


Система наших совместных с обучающимися действий на разных стадиях работы над проектом такова: выбор темы проекта, где я отбираю возможные темы и предлагаю их обучающимся, они обсуждают и принимают решение, выделение подтем, определение форм выражения итогов проектной деятельности, разработка проекта, в ходе которой я консультирую, координирую работу обучающихся, стимулируя их деятельность, оформление результатов, презентация, когда организуется экспертиза , где обучающиеся докладывают о результатах своей работы, привлекая других учеников, учителей или родителей, публичное представление на городском мероприятии, рефлексия.


Деятельность по реализации того или иного проекта позволяет обучающимся почувствовать себя исследователями, конструкторами и изобретателями технических устройств, способствуют развитию конструкторских, инженерных и общенаучных навыков, помогают по-другому посмотреть на вопросы, связанные с изучением естественных наук, информационных технологий и математики, обеспечивают вовлечение школьников в научно-техническое творчество.

Работа над проектом требует системности , правильного планирования работы, предполагает сотрудничество с другими учителями и родителями. Добиться положительных результатов помогает выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Каких результатов мы достигли за последние 3 года, кроме, непосредственно создания самой образовательной среды? Это личностный рост каждого ученика, занятого в проектно- исследовательской деятельности, это призовые места на городских конкурсах, научно-практических конференциях, инженерных выставках, днях изобретателя. В 2012 году ученик 10 класса Герасимов Дмитрий, неоднократный победитель и призер мероприятий школьного, муниципального и регионального уровней, стал победителем премии губернатора Иркутской области.

Стоит также отметить, что среди выпускников школы есть те, кто выбрали дальнейшее обучение в высших учебных заведениях по инженерным специальностям и в будущем станут инженерами, программистами, конструкторами.




Литература.

  1. Путин В.В. Мнения российских политиков о нехватке инженерных кадров. 11.04.2011. // Государственные вести (GOSNEWS.ru). Интернет-издание. [Электронный ресурс]. http://www.gosnews.ru/ business_and_authority/news/643.

  2. Всё простое — правда... Афоризмы и размышления П.Л. Капицы.../Сост. П. Е. Рубинин. — М.: Изд-во Моск. физ.-тех. ин-та, 1994.

3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2012.
скачать файл



Смотрите также:
Ф. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск. Маоу «сош №5», 2012г. Инженерно- ориентированная организация научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся
71.58kb.
Нюрбинское управление образования моу малыкайская сош имени М. В. Мегежекского Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся для педагогов в образовательных учреждениях Зам директора по нэр егорова
254.22kb.
Московская область, Ступинский район, с. Мещерино, ул
144.1kb.
Республика Мордовия
53.5kb.
Сборник Из опыта проектной, исследовательской деятельности учащихся гимназии №524 в 2010-2011 учебном году Санкт-Петербург
1044.37kb.
Выполнили : Фадеева Дарья, Паксин Артем, учащиеся 11 «Б» класса моу сош №9, г. Усть-Кута Федотова Ирина Витальевна, учитель физики моу сош №9 г. Усть-Кута 2013г
61.3kb.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках дисциплин естественнонаучного направления: теоретический аспект
96.84kb.
-
62.45kb.
Как растения изменили облик суши
121.34kb.
"Информация вокруг нас"
75.46kb.
Финансирование научно-исследовательской деятельности Распределение средств на научную работу в 2007 г
970.83kb.
Российская Федерация Иркутская область
22.66kb.