Главная
страница 1страница 2
скачать файл


Министерство образования и науки Республики Хакасия

Управление образования Администрации Алтайского района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей города Абакана «Центр детского творчества»

Автономное учреждение муниципального образования Алтайский район

Туристический оздоровительно – образовательный центр «Беркут»



ИСТОРИКО – ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА - ПРИКЛЮЧЕНИЕ

« КАЗАЧЬЯ СТАНИЦА «БЕРКУТ»

(посвящается Году Российской истории, 20-летию возрождения казачества и 200-летию первого в истории всеобщего сбора казаков, объединившихся для участия в Отечественной войне 1812 года)



Автор: Матросова Нина Николаевна,

методист, педагог дополнительного образования детей,

старший воспитатель АУ ТООЦ «Беркут»,

Почетный работник общего образования РФ

Абакан, 2012



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Пояснительная записка………………………………………………………………………3

1.1. Социокультурная авторская модель «Дом в лесу» - основа разработки комплексных краткосрочных летних вариативных программ (подпрограмм)……………..5

1.2. Педагогика приключений…………………………………………………………..8

1.3.Тематическая направленность программы. Актуальность и новизна…………..10

1.4.Цели и задачи программы………………………………………………………….12

2. Содержание. Модель тематической сюжетно-ролевой игры – приключения «Сюжеты Казачьей славы»………………………………………………………………………………...14

2.1. Виды приключений………………………………………………………………...14

2.2. Последовательность реализации приключения………………………………….14

2.3.Принципиальные позиции…………………………………………………………16

2.4. Приключение и родители………………………………………………………….17

2.5.Приключение и дети………………………………………………………………..17

2.6. Дополнительные образовательные программы………………………………….18

2.7.Формы организации работы в рамках приключенческой программы…………..18

2.8.Сюжетно – ролевая игра – приключение «Секреты казачьей славы»…………..20

2.9.Периоды игры-приключения «Секреты казачьей славы»………………………..23

3. Условия реализации программы. Ресурсное обеспечение………………………………..25

3.1. Кадровое обеспечение……………………………………………………………..25

3.2.Методическое обеспечение………………………………………………………...26

3.3.Материально-техническое и финансовое обеспечение…………………………..29

4. Механизмы реализации программы………………………………………………………..30

5. Предполагаемые результаты программы…………………………………………………..33

5.1.Критерии эффективности реализации программы……………………………….33

5.2.Возможные риски…………………………………………………………………..35

5.3.Способы коррекции рисков………………………………………………………..35

6.Заключение……………………………………………………………………………………37

7.Список литературы…………………………………………………………………………...39

8. Приложение…………………………………………………………………………………..40


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Лагерь – это место, где каждый ребенок

может состояться как уникальная личность…

Лагерь – это большая, умная Игра,

которая помогает детям радоваться жизни,

праздновать жизнь практически ежечасно.

С.А.Шмаков
Организация летнего отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи сегодня опирается на новую платформу, как в организационном, так и в педагогическом плане. Этой платформой является Национальный стандарт Российской Федерации «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления. SERVICES TO CHILDREN IN ESTABLISHMENTS OF REST AND REHABILATION OF HEALTH.Гост Р 52887-2007», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.07г. № 565-ст и введенный в действие с 1 января 2009 года. Он распространяется на услуги детям в организациях и учреждениях отдыха и оздоровления, устанавливает виды этих услуг, их состав, формы, порядок и условия предоставления. Сам термин «образовательные услуги» дает основание говорить об организации летнего отдыха детей как об индустрии детского досуга, которая требует от детских оздоровительных учреждений конкурентоспособности, отвечающей запросам социума и не только предоставления качественных услуг, но и умелой и своевременной их корректировки.

В Республике Хакасия в рамках долгосрочной республиканской целевой программы «Дети Хакасии (2011-2013 годы)» принято Постановление Правительства Республики Хакасия от 22.11.2011 N 794 "Об утверждении региональной программы "Развитие системы отдыха и оздоровления детей в Республике Хакасия (2012 - 2014 годы)".

Целью данной программы является создание условий для развития системы отдыха и оздоровления детей и подростков в республике. Программа предусматривает решение следующих задач: повышение качества услуг, предоставляемых организациями отдыха и оздоровления детей и подростков; обеспечение безопасности детей и подростков в период организации отдыха и оздоровления; совершенствование кадрового и информационно-методического обеспечения организации отдыха и оздоровления детей; обеспечение трудовой занятости несовершеннолетних в каникулярное время; обеспечение отдыха и оздоровления детей и подростков [1]

С тем, чтобы обеспечить эффективное участие Автономного учреждения Муниципального образования Алтайский район Туристического оздоровительно – образовательного центра «Беркут» (далее – ТООЦ «Беркут») в реализации Национального стандарта РФ «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» и региональной программы "Развитие системы отдыха и оздоровления детей в Республике Хакасия (2012 - 2014 годы)" и осуществляется разработка программно – методического обеспечения центра «Беркут» на лето 2012 года.

Авторы программы, исходя, в том числе, из рекомендаций Министерства образования и науки Республики Хакасия по совершенствованию работы по подготовке летних учреждений к оздоровительному сезону 2012 года, определяют для себя следующие приоритеты:



  • сохранение и укрепление психо – физического здоровья детей;

  • духовно – нравственное воспитание и развитие гражданина России;

  • организацию социально значимого отдыха и культурно развивающего досуга участников программы;

  • развитие интеллектуального и творческого потенциала детей и подростков;

  • принятие мер, направленных на комплектование центра квалифицированными кадрами, имеющими специальное образование и практику работы;

  • разработку эффективного программно – методического обеспечения, а именно: историко – патриотической программы – приключения «Казачья Станица «Беркут»;

  • претворение в жизнь педагогического кредо коллектива центра, совпадающего с его названием «Беркут» на лето 2012 года: «Будущее Единой России - Команда! Успех! Творчество!»


Адресат программы - дети в возрасте от 6 до 15 лет. Основной состав участников – дети и подростки из образовательных учреждений Алтайского района Республики Хакасия.

География участников программы – Алтайский район, Республика Хакасия.

Количество участников программы – 250 человек (в одну смену).

Сроки проведения программы – лето 2012 года.

Количество смен – 1 смена в 21 день.

Тип лагеря – стационарный загородный Туристический оздоровительно- образовательный центр «Беркут», культурно – познавательный лагерь.

Программа носит характер:

  1. По уровню разработки – программа стационарного загородного туристического оздоровительно-образовательного центра.

  2. По направленности – комплексная, так как объединяет различные направления отдыха и оздоровления, занятости и досуга, воспитания и дополнительного образования детей.

  3. По продолжительности – краткосрочная, так как реализуется только в ходе одной смены летнего сезона 2012 года.

  4. По форме составления – авторская, так как самостоятельно разрабатывается авторами применительно к детскому коллективу, к организационно – территориальной внутренней и внешней среде туристического оздоровительно – образовательного центра «Беркут» Алтайского района и проходит экспертизу через участие в различного рода конкурсах, через публикацию во всероссийских научно – методических журналах.

  5. По целевой направленности – образовательно – досуговая, так как предусматривается деятельность не только по организации отдыха и оздоровления, но и дополнительного образования детей.


Программа технологична, так как может быть использована полностью в представленном варианте, либо быть адаптированной для условий иного детского загородного оздоровительного лагеря или центра. Игровая модель может быть реализована на базе летних лагерей с дневным пребыванием детей. Привлечение к реализации программы представителей российского казачества может быть организовано как в любом муниципальном образовании Республики Хакасия, так и в других регионах Российской Федерации, на территории которых действуют общественные организации и объединения казачества России.
1.1.Социокультурная авторская модель «Дом в лесу» - основа разработки комплексных краткосрочных летних вариативных программ (подпрограмм)

Основной организационно – педагогической спецификой детских оздоровительных лагерей, где работают авторы, является то, что в эти лагеря ежегодно приезжает около 50% одних и тех же детей. Эти ребята практически вырастают здесь. Поэтому перед педагогическим коллективом и, в первую очередь, перед разработчиками воспитательной программы стоит важная задача сделать так, чтобы все разрабатываемые программно - методические материалы, вся деятельность лагеря, способствовали как формированию традиционных основ деятельности (они помогают формировать систему воспитательной работы), так и ежегодному инновационному содержательному наполнению модели, что позволяет организовать деятельность лагеря в режиме развития, а не функционирования.

Основой всех разрабатываемых краткосрочных программ (тематических подпрограмм) на тот или иной летний сезон (смену) является комплексная социокультурная авторская модель – программа «Дом в лесу» (Диплом победителя III степени Всероссийского конкурса летних вариативных программ, 1996г.). Ее основные стратегические ориентиры: духовно – нравственное воспитание и развитие личности воспитанника, а также игровая технология, которая составляет основу содержания всех разрабатываемых программ (подпрограмм) [7]

С разработкой в рамках Федеральных государственных стандартов Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, именно данная Концепция будет являться методологическим ориентиром как модели «Дом в лесу», так и каждой из разрабатываемых сезонных программ (подпрограмм) [5]

Социокультурная модель – программа «Дом в лесу» - это непрерывный поиск вариантов, позволяющих ребенку расширить как пространство внешнего взаимодействия в среде детского оздоровительного лагеря, так и раздвинуть границы пространства собственного мироощущения; а взрослому участнику программы, педагогу, понять и яснее увидеть проблемы детей сегодняшнего дня и помочь каждому ребенку – участнику той или иной тематической подпрограммы в его саморазвитии и самосовершенствовании, в реализации его интересов, склонностей и потребностей, в усвоении и присвоении духовно – нравственных ценностей своего народа и общечеловеческих ценностей [7]

Среди таких подпрограмм: «Тропами царства Берендея» ( г. Минусинск, ЗДОЛ «Сосновый Бор», 1996 г.), «Магистраль» ( г. Абакан, ДОЦ «Салют», 2000г.), «Территория незабываемых каникул» (г. Красноярск, ЗДОЛ «Восток»,2008г.), «Содружество Активных, Любознательных, Юных Талантов» ( ДОЦ «Салют», г. Абакан, 2009г.), «Экспедиция «Победа!» и «Летняя Академия творчества»( ЗДОЛ «Чайка», с. Белый Яр, 2010г.), «Чайка»-Космический Десант» и «Золотой запас республики» ( ЗДОЛ «Чайка», с. Белый Яр, 2011г.). В рамках единой авторской социокультурной модели летом 2012 года планируется реализация подпрограммы «Казачья станица «Беркут» (ТООЦ «Беркут» с. Белый Яр). А на лето 2013 года уже сегодня начата разработка подпрограммы « Дружба – Freundschaft!». Это связано с подготовкой к приему в Республике Хакасия визита народной и детской дипломатии из Германии в рамках Года Германии в России.

Авторы социокультурной модели - программы «Дом в лесу» понимают, что для формирования ценностно – смыслового пространства, ребенка нужно научить осваивать, усваивать и присваивать духовно – нравственные ценности своего народа, а также общечеловеческие ценности, такие как: Земля и Мир, Семья и Отечество, Образование и Труд, Я и Культура [5]

Здесь нам на помощь приходит игра – универсальное педагогическое средство. Обоснование введения игры как ведущего стратегического ориентира деятельности загородного детского лагеря изложено авторами в модели - программе «Дом в лесу» [7]

Ориентируясь на интересы детей, выявляемые каждое лето в ходе проведения входящей и итоговой диагностики, на проводимый в ходе каждого из периодов смены анализа, а так же на запросы социума, авторы разрабатывают новые, инновационные формы игровой деятельности и наполняют их новой тематикой и нестандартным содержанием (см. Приложение. Карта диагностических методик. Анкеты организационного и итогового периодов смены).

Все дни проживания ребенка в лагере объединяются определенным сюжетом тематических игр – путешествий, сюжетно - ролевых игр, игр по правилам и др. Перед детьми ставятся цели и задачи, успех в достижении которых требует напряжения сил и дает возможность подтвердить или изменить свою самооценку, предоставляют ребенку «поле успеха» в различных видах деятельности, предложенных игровыми ситуациями. Учет достижений ребенка на промежуточных и итоговых этапах (фестивалях, праздниках, конкурсах, ритуалах награждения с использованием атрибутики и символики игры и др.). Все это создает условия для личностного творческого развития ребенка в той сфере, которая наиболее полно позволяет раскрыть и реализовать его способности и возможности. Являясь развлечением и отдыхом, игра перерастает в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений[16]

Сюжетная линия каждой игровой смены определяется конкретным педагогическим авторским замыслом и, в то же время, ориентирована на потребности общества. Так, вот уже который год авторский коллектив берет за основу при разработке своих воспитательных программ Указы Президента РФ о проведении в России празднования Года молодежи (2009 г.), 65 - летия Победы в Великой Отечественной войне (2010 г.), Года учителя (2010 г.), Года российской космонавтики (2011 г.). А в этом году – Года российской истории.

Историко-патриотическая программа – приключение «Казачья станица «Беркут» разработана также в соответствии с социокультурной авторской моделью «Дом в лесу» и является ее составной тематической подпрограммой (см. Приложение. Социокультурная модель «Дом в лесу»).

При разработке и реализации данной программы авторы опираются на такие ориентиры, как:


  • ориентир - педагогика приключений;

  • ориентир – тематическая сюжетно - ролевая игра - приключение «Секреты Казачьей Славы»

Оба ориентира логично связаны между собой и второй (тематика российского казачества) логично вытекает из первого (педагогика приключений).

1.2. Педагогика приключений

Авторы, при разработке программы, прежде всего, опираются на современные потребности российского общества и государства, связанные с необходимостью создания, развития и внедрения инноваций во всех сферах жизни, в том числе, в сфере организации летних школьных каникул. Это, в свою очередь, требует использования педагогами средств воспитания, адекватных возрастным потребностям молодых людей, отвечающих темпу развития общества и духу времени. Испытывая постоянное чрезмерное воздействие внешних раздражителей (средства массовой информации, интернет и окружающая среда), дети и подростки часто вместо собственных чувств переживают жизнь телевизионных и компьютерных героев. Опыт, который они получают в школе или в свое свободное время, также зачастую далек от реальной действительности. Многие знания, усвоенные в образовательном учреждении, бывает сложно перенести в повседневную жизнь. Кроме того, режим дня современного подростка строго определен и подчинен определенным нерушимым правилам, которые не позволяют молодому человеку пережить в его повседневной деятельности какие-то яркие события. В связи с этим и появляется у современных детей потребность в новых, острых переживаниях, в том, что мы называем приключением.

Приключение можно отнести к тем стихийным явлениям, которые способны стать и педагогической инновацией. Практика приключений получила распространение в деятельности подростковых и молодежных общественных объединений, в молодежных лагеря, школах лидерства, как в России, так и за рубежом (Германия, страны Скандинавии). Между тем, термин «приключение» в педагогике не нов. Он активно использовался в реформаторской школе 20-30-х годов такими представителями, как Эллен Кей, Мария Монтессори.

Сегодня педагогика приключений охватывает, прежде всего, идеи и концепции Курта Хана. Этот педагог эпохи Реформации является основателем педагогики приключений. В 1920 он практиковал в школе-интернате (замок Салем, Боденское озеро) «терапию приключений», т.е. интегрированные элементы педагогики приключений в расписании уроков (физическая тренировка, экспедиция, проект, спасательная служба). Курт Хан считал, что общество страдает от так называемых «болезней цивилизации» (недостаток в человеческом участии и трудность в установлении близких и доверительных отношений, физическая усталость, недостаток инициативы и др.). В противопоставление он применял: физическую тренировку (походы, движение, игры, гимнастика); художественные упражнения (рисование и моделирование); практическую работу (в саду, на поле, в цехе, на участке). Сегодня об образовательных принципах Курта Хана говорят, что это «учение головой, сердцем и делом»[8]

Толковые словари рассматривают приключение как происшествие[3]; неожиданный случай в жизни [10];рискованное предприятие, авантюрное похождение, интересное, занимательное происшествие со сложной фабулой [14]

В педагогическом контексте приключение может рассматриваться как ситуация взаимодействия ребенка с миром и самим собой, в которой он субъективно переживает новизну и силу внешних обстоятельств. Приключение становится для ребенка воспитательным событием (Д.В.Григорьев, Б.В. Куприянов, Д.Б.Эльконин и др.). В ходе приключения, в процессе сильных переживаний происходит переход ребенка из одного состояния в другое – он получает новый статус, совершает пробу какой – либо деятельности, приобретает новый социальный опыт. Необходимо подчеркнуть субъективную значимость этого опыта и произошедших личностных изменений.

Приключение, несмотря на неоднозначность понимания сущности этого педагогического средства и его неустоявшийся характер в науке, занимает значительное место в практике работы с детьми и молодежью. Именно педагогика приключений уже сегодня может стать своеобразным «обучением через опыт». Уже несколько лет такое понятие, как «педагогика приключений» активно вступило в различные области общественной жизни, прежде всего в работу с молодежью. Для детей, подростков и молодежи интересно все, что связано с игрой, возможностью пережить приключение. Это понимание можно эффективно использовать. Такое «обучение» всегда предусматривает педагогические ситуации, которые создают связь между внешним и внутренним переживанием, между внешним и внутренним миром. Чем больше педагогика приключений касается жизненного мира молодых, тем более осознанно и дифференцированно этот внешний мир воспринимается. С другой стороны, совместное преодоление трудностей налаживает более близкие отношения в группе, создает теплую и неформальную атмосферу, «педагогические стены» между преподавателем и обучающимися рушатся. Особенностью здесь является то, что проекты, проводимые в рамках педагогики приключений, должны проводиться только компетентными и опытными инструкторами[8]

Привлекательность приключения для участников программы обеспечивается наличием интриги и романтичностью ситуации, возможностью победы и риском проигрыша, яркостью и необычностью эмоционального переживаний. Волевое усилие в прохождении испытаний позволяет ребенку раскрыть в себе потенциалы, о которых он не подозревал, выполнить то, что раньше представлялось трудным и даже невозможным. Неопределенность ситуации, неочевидность верного решения заставляют подходить к ситуации творчески, быть готовым в любой момент изменить свою тактику действий.

Перечисленные характеристики приключения обосновали его актуальность и востребованость, в первую очередь, со стороны детей-участников программы, а также актуальность его использования в организации детского досуга во время летних школьных каникул. Именно приключение обеспечивает привлекательную нишу предлагаемого педагогического средства, дает участнику яркие эмоции и оставляет незабываемые впечатления, вызывает желание побывать и в следующем приключении. Основной философией для нас, авторов программы, является понятие «приключение», прежде всего, как ключ к развитию личности воспитанника.

Варианты использования приключенческих программ в индустрии детского досуга имеют множество сходных черт с программами учреждений дополнительного образования детей. Поэтому разработка и реализация программы – приключения «Казачья Станица «Беркут» актуальна для авторов программы, являющихся специалистами системы дополнительного образования детей и работающих в Центре детского творчества г. Абакана Республики Хакасия. Учреждения дополнительного образования детей и организации индустрии детского досуга не только могут, но и становятся сегодня союзниками в реализации приключенческих программ. Это происходит и в нашем случае при сотрудничестве Центра детского творчества г. Абакана и ТООЦ «Беркут», как учреждений дополнительного образования детей и активном взаимодействии с Региональной казачьей общественной организацией Республики Хакасия « Южно-Сибирским Казачьим Округом» Казачества России.
1.3.Тематическая направленность программы. Актуальность и новизна

Историко – патриотическая направленность программы связана с тем, что 2012 год наполнен важнейшими датами в истории России, а именно:


  • 1150-летие зарождения российской государственности (Указ Президента РФ « О праздновании 1150-летия зарождения российской государственности» (от 3 марта 2011г. №267);

  • 400 лет изгнания польских интервентов из Москвы ополчением;

  • 200 - летие Отечественной войны 1812 года и Бородинской битвы

Актуальными информационно - методическими поводами для проведения тематической смены «Казачья Станица «Беркут» являются: 20-летие возрождения казачества (начавшегося с землячеств, проживающих в Москве казаков) и приближающееся 200-летие первого в истории всеобщего сбора казаков, объединившихся для участия в Отечественной войне 1812 года и изгнания из Москвы войск Наполеона[12]

В целом, программа ориентирована на реализацию Указа Президента РФ «О проведении в Российской Федерации Года российской истории» (от 9 января 2012 года № 49).

Кроме того, сегодня как на уровне Российской Федерации, так и на уровне региона, идет активная реализация программ патриотического воспитания, целью которых является развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, в том числе, проживающих в Республике Хакасия:


  • Постановление Правительства Российской Федерации от 05.10.2011 №795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы» [2];

  • Постановление Правительства Республики Хакасия от 22.11.2011 N800"Об утверждении региональной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих в Республике Хакасия, на 2012 - 2015 годы"[1]

Актуальность историко – патриотической программы – приключения «Казачья Станица «Беркут» заключается в том, что она отвечает целям и задачам вышеназванных государственных программ и направлена на их реализацию.

Новизна состоит в том, что программа ориентирована на то, чтобы наиболее эффективно использовать потенциал тематики, связанной с историей, традициями и современным возрождением российского (сибирского) казачества, в том числе, казачества в Республике Хакасия.

Исходя из имеющейся информации, до сегодняшнего дня в республике не проводилось летних смен с привлечением казачества России. Авторы программы в своей практике имеют опыт взаимодействия с Енисейским войсковым казачьим обществом (Красноярский край) при проведении общепрофильных смен в детском оздоровительном лагере «Восток» (г. Красноярск, 2008 г.) и в детском оздоровительном центре «Салют» (г. Абакан, 2009г.).

Казачество исторически являлось важнейшей частью российского общества и внесло огромный вклад в становление нашей государственности. Имеющийся на сегодняшний день опыт российского казачества в вопросах организации патриотического воспитания молодежи, возрождения русских и культурных традиций является весьма успешным. Обладая сформировавшимися базовыми духовными ценностями и проверенными временем социальными институтами, российское казачество может помочь молодёжи преодолеть разобщенность, а также направить рост российского национального самосознания в конструктивное русло. Демонстрация культурных, исторических и военных традиций казачества может служить образцом для формирования позитивных жизненных ценностей современной молодёжи.

Существующая Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества предполагает активное использование возрождения и развития духовно-культурных основ российского казачества, семейных традиций, осуществление патриотического воспитания молодежи, ориентацию на здоровый образ жизни.

1.4. Цели и задачи программы

Исходя из всего вышеизложенного, цель программы состоит в психофизическом оздоровлении, полноценном отдыхе, творческом и интеллектуальном развитии, гражданско-патриотическом и духовно – нравственном становлении личности участника программы на примере лучших народных традиций и духовно – нравственных основ российского казачества в условиях загородного туристического оздоровительно-образовательного центра во время летних школьных каникул.



Программой предусмотрено решение следующих задач:

  • сохранять и укреплять психо – физическое здоровье детей;

  • организовывать социально значимый отдых и культурно развивающий досуг участников программы;

  • развивать физический, интеллектуальный и творческий потенциал детей и подростков;

  • воспитывать уважительное отношение к истории России и Хакасии, к истории и культуре российского (сибирского) казачества;

  • дать дополнительные знания по истории и культуре российского (сибирского) казачества;

  • прививать навыки и умения в различных спортивно – физических и прикладных видах культуры и быта казаков;

  • сохранять и развивать традиции, заповеди, культуру российского (сибирского) казачества;

  • осуществить комплектование программы квалифицированными кадрами (педагогами, представителями казачества, волонтерами и др.), имеющими специальное образование, навыки и практику работы с детьми в условиях загородных детских оздоровительных лагерей и центров;

  • внедрять в деятельность организаторов и специалистов программы современные формы, методы и средства воспитательной работы с целью повышения профессионализма и результативности в работе с детьми


2. СОДЕРЖАНИЕ.

МОДЕЛЬ ТЕМАТИЧЕСКОЙ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ – ПРИКЛЮЧЕНИЯ «СЮЖЕТЫ КАЗАЧЬЕЙ СЛАВЫ»
В основе разработки, как самой программы, так и ее содержательной основы – сюжетно-ролевой игры «Секреты Казачьей Славы» лежит педагогика приключений.
2.1.Виды приключений

Приключения могут быть условно разделены следующим образом:

- приключения дома (строительство домика на деревьях во дворе или на даче и т.д.);

- приключение в городе (городские игры и квесты с помощью фото- и видеотехники, устройств мобильной связи и GPS-навигаторов, транспортных средств и т.д.);

- приключение в воспитательной организации - в школе, учреждении дополнительного образования детей и т.д. (возможно в рамках как учебной, так и внеучебной деятельности);

- приключение в загородном детском центре (встреча восхода, вечерний отрядный огонек и т.д.);

- приключение на природе (выживание в лесу, путешествие по заповеднику, гонки на ездовых собаках и т.д.);

- приключение в виртуальном пространстве (участие в on-line проектах) [9]



2.2.Последовательность реализации приключения

В организации приключения выделяется ряд последовательных шагов:

1. Создание педагогом интриги по поводу предстоящего приключения. Главная задача состоит в том, чтобы вызвать у молодых людей интерес, ожидание чего-то необыкновенного, нового, таинственного. Важен настрой будущих участников, их желание активно действовать, пробовать свои силы, искать нестандартные пути решения задач в ситуации неопределенности.

2. Инструктирование по технике безопасности. Основная задача педагога на этом этапе состоит в том, чтобы участники освоили все необходимые знания и доступные им способы обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих. Молодому человеку предстоит действовать самостоятельно, а это значит, что от него самого в первую очередь будет зависеть безопасность его и окружающих. Следовательно, педагог должен «отработать» с участником все необходимые правила и технику, быть уверенным в адекватности его действий ситуации. В ином случае педагогу следует использовать другое средство воспитания либо постоянно находиться рядом с участником и обеспечивать его безопасность.

3. Определение «формата» участия молодого человека. Здесь, во-первых, важно прояснить ожидания и желания воспитанника относительно предстоящей ситуации и себя самого, определить, к чему он готов и к чему не готов, какой опыт и переживания стремится приобрести. Во-вторых, обозначается длительность приключения, место и время, условия предстоящей ситуации, возможные варианты. В-третьих, оговаривается возможность выхода из приключенческой ситуации, если молодой человек будет не готов продолжить свое участие по тем или иным причинам.

4. Обеспечение подготовки участников. В зависимости от особенностей приключения подготовка может быть технической, может предполагать освоение необходимых знаний и навыков, обеспечивать эмоциональный настрой и т.д. Если планируется приключение, где каждый действует сам по себе, то большое внимание надо уделить индивидуальным особенностям и запросам каждого. Если в приключение отправляется команда участников, то будут преобладать групповые формы подготовки, возможно проектная работа. Тогда уже команда должна будет спрогнозировать, какие трудности могут возникнуть у группы и каждого ее представителя в отдельности, а затем наметить пути смягчения или преодоления этих трудностей.

5. Организация самого приключения. Как и любое воспитательное событие, приключение предполагает полноценную реализацию всех задуманных коллизий и в то же время требует от педагога импровизации, творчества, использования своей интуиции. Особо следует отметить необходимость яркого начала как развития интриги, с которой все начиналось. По завершению приключенческой ситуации педагогам необходимо обеспечить «триумфальный» финал, в котором участник может почувствовать себя победителем, преодолевшим все трудности. Безусловно, в ходе приключения молодой человек может переживать моменты растерянности, слабости, не оправдать своих же собственных ожиданий. Тогда финал потребует от организаторов особой интуиции и такта, чтобы в восприятии воспитанников ситуация имела позитивное завершение.

6. Организация отдыха участников и обмена впечатлениями. Эмоциональная напряженность приключенческой ситуации нередко приводит к усталости участников, особенно, если приключение отличается длительностью и сложностью. Кроме того, по завершению события молодые люди переполнены впечатлениями. Такая высокая эмоциональность общения не позволит перейти к следующему шагу - осмыслению опыта. Следовательно, необходим некоторый период времени, когда будет организован отдых и обмен впечатлениями.

7. Организация осмысления участниками полученного опыта. В данном случае представляется важным организовать рефлексию как самой ситуации взаимодействия молодого человека с окружающим миром, так и произошедших изменений в представлениях о мире и себе, в умениях и навыках, в отношениях и т.д. [9]

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Историко патриотическая программа приключение
512.9kb.
Краеведческо патриотическая программа «Край, в котором я живу»
493.83kb.
Программа вступительного экзамена по специальности 09. 00. 05 Этика
59.02kb.
Историко-культурный музей-заповедник ур
26.46kb.
Статья учителя Годла Ю. И. в газете «Полюс»
24.85kb.
Преподавания дисциплины является познакомить студентов с историей формирования науки о религии в России и за рубежом и с важнейшими направлениями изучения религии
411.32kb.
Программа учебной дисциплины философия по направлению 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра
168.48kb.
Эдгар По Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля
36.57kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
201.9kb.
Борис Акунин Турецкий гамбит
2009.8kb.
Программа по философии для студентов состоит из двух частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессом смены в истории человечества типов познания
916.02kb.
Темный Путь Sigil (Хайв, хайв и еще раз хайв!) Started : 12. 03. 2001
436.93kb.