Главная
страница 1
скачать файл
Классный час, посвящённый 65-летию Победы в Великой Отечественной войне

«У войны не женское лицо»

Патриотизм – это не значит только одна любовь к родине.

Это гораздо больше.

Это – сознание своей неотъемлемости от родины

и неотъемлемое переживание вместе с ней

ее счастливых и ее несчастных дней 

(А.Н.Толстой)
Патриотизм – это чувство сопричастности

к судьбам своей Родины,

готовности служить ей, защищать ее интересы

(Д.С.Лихачев)

Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву и сотни раз во сне
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.( Ю.Друнина)

Всё дальше в прошлое уходит День Победы 1945 года. С каждым годом становится всё меньше живых свидетелей – ветеранов Великой Отечественной войны. И чтобы люди не забыли об ужасах, которые приносит с собой война, писатели, художники, кинематографисты рассказывают в своих работах о тех далёких горьких днях.

Так уж случилось, что наша память о войне и все представления о ней мужские. Это и понятно: ведь воевали в основном мужчины. Но с годами люди всё больше и больше начинают постигать бессмертный подвиг женщины на войне, её величайшую жертву, принесённую на алтарь Победы. Женщина и война! Какие два несовместимых слова! Трудно представить, что как и мужчины, падали они на землю, прошитые автоматной очередью, гибли от осколков разорвавшихся снарядов, горели в самолетах и подбитых танках, выносили под обстрелом раненых с поля боя. Страшно! Но это было! И мы не вправе забыть это. Мы не вправе забывать лица, искорёженные жестокостью, потерей близких, утратой здоровья, женским одиночеством, невыносимой памятью военных лет.

В мир приходит женщина,
Чтоб свечу зажечь.


В мир приходит женщина,
Чтоб очаг беречь.
В мир приходит женщина.
Чтоб любимой быть.
В мир приходит женщина,
Чтоб детей родить.
В мир приходит женщина,
Чтоб цветком цвести.
В мир приходит женщина,
Чтобы мир спасти…

Еще вчера девчонки списывали контрольные, читали стихи, назначали свидания,  а завтра… завтра была война. Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «война»?...

…смерть, горе, голод, боль, страх, холод, кровь.

Страница 1 «Женщина с оружием в руках»
Спали люди, отложив на утро

Все свои заботы и дела.

В светлом доме, тихом и уютном,

Маленькая девочка спала.

На кровати, на столе игрушки,

За окном большой зеленый сад,

Где весною яблони и груши

Надевают праздничный наряд.

Плыло небо в светлых, звездных точках,

Небо тоже дожидалось дня,

И никто не знал, что этой ночью

На рассвете началась война.
В годы Великой Отечественной войны женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала, но и стреляла из “снайперки”, бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала “языка”, сражалась с врагом в небе…

Маршал Советского Союза А.И. Ерёменко писал: “Едва ли найдётся хоть одна военная специальность, с которой не справились бы наши отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья, отцы”.

Всего за годы войны в различных родах войск служило свыше 800 тысяч женщин. Никогда ещё на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне. При Народном Комиссариате Обороны 1 октября 1941 года, были созданы комсомольско-молодежные подразделения. в состав которых входили и девушки. Было подготовлено свыше 222 тыс. женщин бойцов-специалистов, в их числе : минометчиц-6097 человек, станковых пулеметчиц - 4522 человек, ручных пулеметчиц –7796 человек, стрелков-автоматчиц –15290 человек, стрелков-снайперов –102333 человек, связистов всех специальностей - 45509 и.т.д.Не все они оказались на передовой: были и вспомогательные службы, где требовалось заменить ушедших на фронт мужчин, и службы “чисто женские” (например, в банно-прачечных отрядах). Наше сознание спокойно воспринимает женщину в роли телефонистки, радистки, связистки, врача или медсестры, повара – т. е. в тех ролях, которые не связаны с необходимостью убивать. Но женщина-летчик, снайпер, стрелок, автоматчик, – это уже нечто иное.

О том, кто же они, эти девчонки, которые в сорок первом уходили с отступающими частями, осаждали военкоматы, всеми правдами и полудетскими неправдами прибавляли себе год-два, рвались на фронт, свидетельствует белорусская писательница Светлана Алексиевич своей повестью “ У войны не женское лицо”.

«Женщина сильнее ощущала в силу своих психологических и физиологических особенностей перегрузки войны – физические и моральные, она труднее переносила мужской быт войны».
Женщина создана Богом для того, чтобы дарить жизнь, а не убивать. А они убивали и даже беременные несли на боку мины, а рядом билось сердце ребёнка. “Вы представляете, беременная идёт с миной… Ну, ждала же женщина ребёнка… Любила, хотела жить… Но она шла…”


Ещё одним свидетелем жестокости войны выступит повесть Бориса Васильева “А зори здесь тихие”. Это одно из лучших произведений о женщине на войне.

Повесть Б. Васильева поражает простотой сюжета. Казалось бы, ничем не примечательные старшина Васков, девушки- зенитчицы Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак не участвуют ни в каких крупных боевых действиях. Но они отстояли тот клочок земли, который им поручено защищать. Девушки проявили непоколебимую твёрдость, смелость, глубокую человечность.

В повести Б.Васильева всё складывается с жестоким трагизмом. Старшина Васков хоронит одну за другой своих девчат, ставших для него бесконечно дорогими и милыми. “ А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось?”- горестно спрашивает Васков у смертельно раненой Риты Осяниной. Да, мы, правнуки солдат той далёкой войны, понимает, что они гибли ради нас, ради нашей мирной и счастливой жизни. Но все же снова и снова невольно возникает вопрос: “А почему должны были гибнуть эти девчонки, не успевшие полюбить, выйти замуж, родить ребёнка…”

«…Рита знала, что рана её смертельна, и что умирать она будет долго и трудно. Пока боли почти не было, только все сильнее пекло в животе и хотелось пить. Но пить было нельзя, и Рита просто мочила в лужице тряпочку и прикладывала к губам.

Рита заплакала. Плакала беззвучно, без вздохов, просто по лицу текли слезы.

А потом и слезы пропали. Отступили перед тем огромным, что стояло сейчас перед ней, с чем нужно было разобраться, к чему следовало подготовиться. Холодная черная бездна распахивалась у её ног, и Рита мужественно и сурово смотрела в неё.

Она не жалела себя, своей жизни и молодости, потому что все время думала о том, что было куда важнее, чем она сама. Сын её оставался сиротой, оставался совсем один на руках у болезненной, робкой матери, и Рита гадала сейчас, как переживет он войну и как потом сложится его жизнь».

Страшно ли им было? Конечно, страшно. И страшно даже не то, что убьют, а то что умереть, не узнав жизни, ничего не изведав. Они шли умирать за жизнь еще не зная, что такое жизнь. И это было самое страшное.



Какой бы ужасной ни была действительность, но и на войне женщина остается женщиной. Где бы ни была женщина, она стремится создать уют. Подснежники в консервной банке, занавесочки из портянок. Мелочи военного быта вызывали улыбки.

Однажды в лесу после боя я увидела в лесу фиалки и не удержалась, нарвала букетик и привязала к штыку. Пришли в военный лагерь. Командир построил всех и вызывает меня. Я выхожу из строя ... и забыла, что у меня цветы на винтовке. А он меня начал ругать: «Солдат должен быть солдатом, а не сборщиком цветов...». Ему было непонятно, как это в такой обстановке можно о цветах думать.

У нас был добрый командир полка, берег нас, заботился. Под Москвой еще не остановлено наступление немцев, самое страшное время для всех. А он нам говорит: «Девушки, Москва рядом. Я привезу к вам парикмахера. Я хочу, чтобы вы красивые были». Представляете, и правда привез парикмахера. Мы сделали завивки, покрасились. И такие счастливые в бой пошли.

Письмо из гестаповского застенка подпольщицы Нины Попцовой, найденное среди брошенных немцами бумаг. Впоследствии было передано матери погибшей девушки.



Прощай, мамочка! Я погибаю... Не плачь обо мне. Я погибаю одна. Мама передай, что я погибла за Родину. Пусть отомстят за меня, за наши мучения. А как хочется жить, ведь я еще молодая, мне всего 20 лет, а смерть глядит мне в глаза... Как мне хотелось работать... Я сейчас нахожусь в смертной камере, жду с минуты на минуту, когда крикнут нам: «Выходите!», идут к нашей камере. Ой, мама! Прощай! Целую всю семью в последний раз, прощаюсь приветом и поцелуем...»

“Мужчина, он мог вынести, – вспоминает бывший снайпер Степанова Т.М. – он все-таки мужчина. А вот как женщина могла, я сама не знаю. Я теперь, как только вспоминаю, то меня ужас охватывает, а тогда все могла: и спать рядом с убитым, и сама стреляла, и кровь видела, очень помню что на снегу запах крови как-то особенно сильный…вот я говорю, и мне уже плохо…а тогда ничего, тогда все могла”



2 страница «Подвиг медицинских сестёр»

Сто раненых она спасла одна
И вынесла из огненного шквала,
Водою напоила их она
И раны их сама забинтовала.
Под ливнем раскаленного свинца
Она ползла, ползла без остановки
И, раненого подобрав бойца,
Не забывала о его винтовке…

Из записных книжек поэта-фронтовика М. Матусовского:

Медсестре Вере Чуриной было 20 лет, а в батальоне все звали её уважительно, как зовут учительницу в школе Вера Николаевна. До войны училась в театральном институте, но актриса из неё не получилась, и стала она санитаркой. Сначала очень боялась крови. Даже глаза закрывала, чтобы не видеть раненых. Так и вытаскивала их на плащ-палатке с закрытыми глазами, а потом ничего, привыкла. Сколько здоровенных мужиков выволакивала с поля боя эта маленькая сероглазая женщина! После тяжелого ранения и операции она писала из госпиталя: “Самое страшное для меня – это не смерть…нет, самое страшное – это то, что больше не быть с вами, в санбат меня теперь не возьмут, не подхожу я по состоянию здоровья

А я навсегда запомнила свой первый бой, хотя действовала автоматически: перевязала одного раненого, второго, третьего.Но тут услышала крик: «Танк! Танк!», и увидела бегущих солдат ...Я мчалась через лес, спотыкаясь и падая, ушибаясь, но не чувствуя боли. А потом надо мной смеялся весь батальон, потому что оказалось, что я убегала не от фашистского, а от своего танка.

До самой победы воевала гвардии старшина Наталья Черняк. В своем письме матери она писала: «Милая, мама! Вчера у нас в части был большой праздник. Нашему корпусу вручили Гвардейское знамя. Мамочка, мне выдали новые сапоги. Мой 36-й размер. Представляешь, как я довольна. Сейчас 3 часа ночи. Сижу на дежурстве и пишу тебе. Читаю в свободное время Маяковского. Да, чуть не забыла, мамочка, пришли мне ноты: вальсы Штрауса «Весенние голоса», «На голубом Дунае», украинские и русские песни. Это нужно для нашего оркестра».

Однажды москвичи, проживающие в районе Никитских ворот и площади Восстания, были свидетелями такой картины: двое мужчин, переходя от дома к дому в Скарятинском переулке, меняли старое название улицы на новое: «Улица Наташи Качуевской».

«Кто такая Качуевская? Чем заслужила такой почет?» – терялись в догадках жители.

Позже они узнали, что Наташа в дни Великой Отечественной войны ценой собственной жизни спасла жизнь двадцати раненым солдатам. «Вид щупленькой, окровавленной санитарки взбесил фашистов. Они поняли, наконец, с кем битый час не могли справиться, кто отправил на тот свет около трех десятков их вояк. В дикой злобе они бросились к маленькой героине». У Наташи кончились патроны, но остались две гранаты. Фашисты не видели их и плотным кольцом окружили девушку, но страшный взрыв разбросал их по сторонам. На минуту установилась тишина. И вдруг ударил автомат. Немцы, как горох, посыпались с высоты. Это пришли на помощь разведчики, посланные Наташе на помощь.



3 страница «Жди меня и я вернусь»

Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла…!
В то утро простился с тобою
Твой муж или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все без конца и без счета –
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя, на одну
Одной тебе волей-неволей, –
А надо повсюду успеть;
Одна ты и дома в поле,
Одной тебе плакать и петь.
А тучи все ниже и ниже,
А громы грохочут все ближе,
Все чаще недобрая весть.
И ты перед всею страною
И ты перед всею войною
Сказалась, какая ты есть.
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
В холодные зимы, в метели
У той у далекой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.
Бросались в грохоте, в дыме
Советские воины в бой.
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начиненных тобой.
Рубила, возила, копала –
Да разве же все перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто отлично живешь
Бойцы твои письма читали, и
Там на переднем краю
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.
И воин, идущий на битву,
И встретить готовый её,
Как клятву шептал, как молитву
Далекое имя твоё…


(песня «В землянке»)

4 страница «Имена…Имена…Имена»

Ю.Друнина принадлежит к поколению, юность которого проходила испытание на зрелость на фронтах Великой Отечественной войны. 17-летней выпускницей одной из московских школ она, как и многие её сверстницы, в 1941 году добровольно ушла на фронт бойцом санитарного взвода. В 1942-м году она скажет о себе:



Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший 41-й год.

И позднее в её стихах будет звучать этот мотив ухода из детства в огонь войны, из которой она не возвратилась даже через годы и десятилетия.

Муж Ю. Друниной, тоже поэт-фронтовик, вспоминает: “Надо ещё подчеркнуть, кем на войне Юля была. Медсестрой, санитаркой в пехоте, самом неблагоустроенном роде войск, и не где-нибудь в госпитале, а на самой передовой, в пекле, где под огнём приходилось некрепкими девичьими руками вытаскивать тяжёлых раненых. Смертельная опасность и тяжкий труд вместе. В общем, намучилась и насмотрелась”.

С последних дней Великой Отечественной войны до последних своих дней Юлия Друнина не могла оторваться от войны. и в стихах, даже пейзажных или любовных, то и дело возникали у неё многие подробности военных дней. Её постоянно тянуло в те места, где довелось протопать в солдатских сапогах с санитарной сумкой по заснеженным и разбитым дорогам, испытать все тяготы, которые выпали на долю пехоты, под обстрелами перевязывать раненых, вытаскивать из боя.

Одно из своих стихотворений Юлия Друнина посвятила памяти однополчанки и подруги Герою Советского Союза Зине Самсоновой. Оно так и называется «Зинка»

Мы легли у разбитой ели.
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.

Знаешь, Юлька, я - против грусти.


Но сегодня она - не в счет.
Дома, в яблочном захолустье.
Мама, мамка моя живет.


У тебя есть друзья, любимый.
У меня - лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом...
За порогом бурлит весна.


Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет...
Знаешь, Юлька, я - против грусти.
Но сегодня она - не в счет.


Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг - приказ: «Выступать вперед!»
Снова рядом в сырой шинели
Светловолосый солдат идет.


С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.


В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.


Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи.
По воронкам и буеракам.
Через смертные рубежи.


Мы не ждали посмертной славы.
Мы хотели со славой жить.
...Почему же в бинтах кровавых
Светловолосый солдат лежит?


Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав.
Белорусские ветры пели.
О рязанских глухих садах.


...Знаешь, Зинка, я - против грусти.
Но сегодня она - не в счет.
Где-то, в яблочном захолустье.
Мама, мамка твоя живет.


У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом.
За порогом бурлит весна.


И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
...Я не знаю, как написать ей.
Чтоб тебя она не ждала?

Когда-то пионерская дружина нашей школы носила имя Зои Космодемьянской. Впервые страна узнала об отважной партизанке из очерка П. Лидова "Таня", напечатанного в "Правде" 27 января 1942 года. Рядом была опубликована фотография: изувеченное женское тело с веревкой на шее. "В первых числах декабря 1941 г. в Петрищево, близ города Вереи, - писал П. Лидов, - немцы казнили восемнадцатилетнюю комсомолку-москвичку, назвавшую себя Татьяной... Она умерла во вражеском плену на фашистской дыбе, ни единым звуком не выдав своих страданий, не выдав своих товарищей. Она приняла мученическую смерть, как героиня, как дочь великого народа, который никому и никогда не сломить! Память о ней да живет вечно!"

Тогда еще не было известно, кто эта девушка. Ни на допросе, ни в разговоре с петрищевской крестьянкой Прасковьей Кулик она не назвала своего имени и лишь при встрече в лесу с одним из верейских партизан сказала, что ее зовут Таня. Из предосторожности она скрыла свое настоящее имя.

О подвиге Зои Космодемьянской впервые было рассказано в очерке П.Лидова «Таня», напечатанном в «Правде» 27 января 1942 г. Тогда еще не было известна, кто эта девушка. Ею оказалась ученица 10 класса школы № 201 Октябрьского района Москвы – Зоя Космодемьянская, которая в октябре 1941 г. ушла добровольцем в партизаны.

Перед уходом на фронт, прощаясь с матерью, она сказала: «Не плачь, родная. Вернусь или умру героем…»

18 ноября 1941 г. с группой товарищей она перешла линию фронта у деревни Обухово (близ Наро-Фоминска) и через несколько дней пробралась в район села Петрищева, где был штаб крупной немецкой части. Зое удалось перерезать провода полевого телефона, поджечь конюшню, где находились 20 лошадей и оружие.

На следующий день Зоя решила уничтожить конюшню, в которой находилось 200 лошадей. Но встревоженные немецкие часовые выследили девушку и схватили ее.

29 ноября 1941 г. в середине дня после страшных пыток Зою привели к виселице. Сюда же фашисты согнали и жителей деревни. В последний миг своей жизни, она, обращаясь к жителям деревни, крикнула: «Мне не страшно умирать, товарищи! Это счастье – умереть за свой народ!»

Зое Космодемьянской посмертно присвоено звание героя Советского Союза. В 1942 г. прах Зои был перевезен в Москву, на Новодевичье кладбище. На месте первоначального погребения установлена мемориальная плита.

На развилке дорог Москва  – Минск и  Дорохово  – Верея в 5 км от Петрищева установлен памятник. На постаменте из черного полированного гранита надпись: «Зое – бессмертной героине советского народа. 1923 – 1941 гг.». Звание Героя Советского Союза посмертно было присвоено и брату Зои Космодемьянской – Александру.

Как-то Зоя написала в своей школьной тетради об Илье Муромце: "Когда его одолевает злой нахвальщик, то сама земля русская вливает в него силы". И в те роковые минуты словно сама родная земля дала ей могучую, недевичью силу. Эту силу с изумлением вынужден был признать даже враг.

Жги меня, страдание чужое.
Стань родною мукою моей.
Мне хотелось написать о Зое
Так, чтоб задохнуться вместе с ней.
Мне хотелось написать про Зою,
Чтобы Зоя начала дышать.
Чтобы стала каменной и злою
Русская прославленная мать.
Чтоб она не просто погрустила.
Уронив слезинку на ладонь.
Ненависть - не слово,
Это - сила.
Бьющий безошибочно огонь.
Чтобы эта девочка чужая
Стала дочкой тысяч матерей.
Помните о Зое, провожая
В путь к победе собственных детей.
Мне хотелось написать про Зою,
Чтобы той, которая прочтет.
Показалось:
Тропкой снеговою
В тыл врага сама она идет.
Под шинелью спрятаны гранаты.
Ей дано заданье.
Все всерьез.
Может быть, немецкие солдаты


Ей готовят пытку и допрос?
Чтоб она у совести спросила.
Сможет ли,
И поняла:
«Смогу».
Зоя о пощаде не просила.
Ненависть - не слово.
Это сила.
Гордость и презрение к врагу.


5 страница «Память»
Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков. Для нас война — история, а историю забывать нельзя.

Надо сохранять память о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.

Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, чтобы она не повторялась вновь. Мы не имеем права забывать тех людей, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить…
(песня «Журавли»)

Уважаемые родители! В школе проходит серия мероприятий, посвящённых 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Классный час «У войны не женское лицо» посвящен подвигу женщин в годы войны. Просим вас помочь в сборе информации о судьбах женщин, которые пережили военные годы.

Заполните, пожалуйста, вместе с вашими детьми предложенную анкету.

Кто из женщин среди ваших родных или близких знакомых пережил Великую Отечественную войну? (Ф.И.О., место жительства, степень родства)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Где прошли военные годы? (в тылу, на фронте, укажите род занятий)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какова судьба ваших родных и знакомых?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что из рассказов о судьбах женщин в военные годы вам довелось услышать от ваших родных и знакомых? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анкету заполнила семья ______________________________________

2010 год


Классный час подготовила и провела учитель истории и обществознания Гурова Светлана Владимировна. На классный час были приглашены учащиеся со 2 по 9 класс.







Ребята заинтересованно слушали стихи, рассказы о военном времени, принимали участие в викторине, рассматривали фотографии
скачать файл



Смотрите также:
Классный час, посвящённый 65-летию Победы в Великой Отечественной войне «У войны не женское лицо»
153.85kb.
Программа студенческой научно-практической конференции 2010 г. Пленарное заседание, посвященное 65-летию Победы в Великой Отечественной войне
93.73kb.
6 мая в школе прошел праздник, посвященный 66-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. На празднике присутствовали гости ветераны Великой Отечественной войны : Лешенок В. В., Скок М. И
15.09kb.
Общая методика подготовки и организации мероприятий, посвященных 70-летию победы в великой отечественной войне 1941-1945 гг
1138.17kb.
Изучения истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов является одним из приоритетных направлений изучения истории. Совсем недавно вся наша страна отметила 65 годовщину Победы в Великой Отечественной войне
110.8kb.
«Детство, опаленное войной» встреча школьников с известными людьми нашего района, чье детство пришлось на годы войны
15.6kb.
К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне военно-спортивная игра
719.14kb.
Классный час в 3 классе Тема: "Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь…» Форма: «Встреча с ветеранами В. О. войны и тружениками тыла» "
76.38kb.
Составить планы работы (района, школы) по организации и проведению мероприятий, посвященных празднованию 65-годовщины Победы в Великой Отечественной войне
33.6kb.
Сочинения о войне к 65-летию Победы (3 класс) Левицкий Илья
77.99kb.
60-летию победы в великой отечественной войне посвящается
36.45kb.
Реферат «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне…»
389.88kb.