Главная
страница 1
скачать файл
ЗОЛОТО ГАЛУТА
Когда мы думаем о будущем, имеет смысл представить себе не только то, как мы видим будущее, но и как будущее посмотрит на нас: как еврейские мудрецы будущего будут судить о нас через 100-200-500 лет. Я думаю, что социальные, экономические, политические проблемы нашей жизни будут интересовать только специалистов-историков. Что же касается еврейского народа, его грядущих поколений, то их будет интересовать главное: как повлиял третий Исход евреев на осознание ими замыслов Всевышнего, в первую очередь, – относительно государства Израиль. Наших потомков будет интересовать, как третий Исход повлиял на осознание и новое понимание евреями своей миссии в мире. Можно сказать иначе: как в результате Исхода евреев изменился иудаизм. Я убежден, что ответ на этот вопрос и является сутью еврейской истории.

Напомню, что в истории еврейского народа после каждого большого Исхода евреев происходило кардинальное изменение иудаизма. Иудаизм периода Первого Храма сильно отличается от иудаизма периода скитаний евреев в Синайской пустыне. Иудаизм времен Второго Храма отличается от религиозной жизни евреев времен Первого Храма. Иудаизм галута разительно отличается от иудаизма Второго Храма. Изменения происходили, происходят и должны происходить потому, что еврейский народ интегрирует опыт изгнания, и в свете этого опыта приходит к переосмыслению Торы и замысла Всевышнего относительно миссии евреев и духовных задач, стоящих перед ними.

В настоящее время евреи возвращаются в Израиль после самого длительного периода рассеяния, продолжавшегося два тысячелетия. Наступила эпоха Третьего Храма – неважно, что его еще нет физически. Так неужели иудаизм новой эпохи будет оставаться простой копией, калькой галутного иудаизма, перенесенного из прошлого в новые уникальные условия и обстоятельства жизни еврейского народа? Иудаизм не может оставаться неизменным, он должен вобрать в себя, интегрировать «золото египтян», или «золото галута». Напомню, что наши предки вынесли из Египта золото, которое в Торе имеет несколько значений. Внешний, поверхностный, самый простой смысл – это золотые украшения, египетская бижутерия. Более глубокий смысл – это сокровища духовной культуры, которую евреи впитали из культуры и духовности народа, среди которого они жили в Египте. По дороге в Израиль, в пустыне, у евреев возник соблазн сделать из этого золота идола, поклоняться золотому тельцу, то есть молиться на достижения той культуры, в которой евреи жили прежде.

Однако настоящая задача заключается в том, чтобы переплавить это золото, чтобы оно обогатило иудаизм, еврейскую духовность. Мы с вами тоже вышли из галута, и наша задача состоит не в том, чтобы молиться на принесенное нами в Израиль золото русской культуры, а чтобы переплавить это «золото галута», включив самое ценное в новое понимание иудаизма, в новую интерпретацию национальной идеи, миссии еврейского народа. Иначе говоря, проблема заключается не в духовной интеграции русскоязычных репатриантов, а в том, чтобы они смогли трансформировать духовность израильского общества, оказать влияние на формирование национальной идеи Израиля.

Что же является «золотом» русской алии, нашим духовным багажом, который мы можем предложить Израилю, который может обогатить и изменить иудаизм? Я могу предложить только свою версию, но каждый из специалистов-исследователей, мне кажется, должен ответить на этот вопрос в своей области: в науке, культуре, искусстве и т.д. Мне кажется, что крупнейший слиток нашего золота – это интегральность мышления. Русскоязычные евреи сочетают в своем мировосприятии универсализм и национализм, они одновременно космополиты, граждане мира, и пламенные сионисты. В отличие от русских репатриантов, у коренных израильтян чаще бывают перегибы, отклонения: если израильтянин считает себя универсалистом, то он готов отказаться от всего национального: от Иерусалима, от Храма – от всего. Если же израильтянин относит себя к националистам, то его не интересует все «гойское», он его презирает. Я надеюсь, что под влиянием «золота русского галута» сформируется иудаизм, озабоченный проблемами всей человеческой цивилизации, пытающийся сформулировать ее основные задачи и предложить решения в духе еврейской мудрости, на основании еврейской традиции.
Прозрачная кипа
Другая важная особенность русско-еврейского самосознания и культуры – это сочетание внешней светскости и внутренней религиозности. При этом под религиозностью понимается стремление найти во всех проявлениях жизни высший, метафизический, религиозный смысл. Эту особенность самосознания русских евреев символизирует «прозрачная кипа» («кипа шкуфа»). Русские евреи не принадлежат к «вязаным кипам», «черным кипам» или «отринутым кипам» (принципиально атестическим евреям). Они относятся именно к «прозрачным кипам», и это тенденция будущего.

Еще одна особенность, которую русские евреи могут «привить» иудаизму, – способность к рационализации духовности, что является одной из важнейших потребностей нашего времени. Напомню, что в Торе сказано: «наасе ве нишма», что традиционно интерпретируют как «сначала выполним заповеди, а потом поймем их смысл... если получится». В наше время, в эпоху Третьего Храма, рацио-центрический человек, как правило, не может начать что-либо делать, не понимая, что он делает и для чего. Мы стремимся сначала понять, а потом начинаем делать, потому что, поняв, делаем это осознанно и целеустремленно.

Следующая ценная черта русско-еврейского сознания – это умение мыслить в категориях времени. Дугин, один из идеологов русского нео-евразийства, предлагает «мыслить пространством», по примеру древних римлян, озабоченных расширением и освоением пространства. В отличие от римлян и славян, для евреев более характерно стремление «мыслить временем», то есть осознать и освятить время. Время намного сложнее, чем пространство («покуда Время не поглупеет, как Пространство (что вряд ли)…» – по Бродскому), и поэтому задача освоения времени намного труднее задачи покорения пространства. В применении к нашим проблемам евреи должны быть озабочены не только тем, куда они идут, в каком направлении движется государство, но также тем, куда движется цивилизация, наш мир, что с ним будет через 200, 500 лет, каковы основные тенденции его развития.

Основная проблема нашего времени – это так называемый конфликт цивилизаций, науки и религии, индивидуума и общины, конфликт разных типов сознания – личностного и коллективного, родового, кланового. Это, образно выражаясь, конфликт «левого и правого полушарий мозга», рационального и иррационального, это противоречие между общинными, традиционными сверхценностями и правами индивидуального человека, что геополитически выражается в конфликте Запада с Исламом. Израиль находится на стыке этого конфликта, и он может стать пилотным проектом человечества в процессе решения «конфликта полушарий» именно потому, что в израильском обществе все эти проблемы сжаты до критического, взрывного состояния.

Поэтому, на мой взгляд, интеллектуальная жизнь русскоязычной общины должна концентрироваться не на проблемах «абсорбции», а, прежде всего, на генерировании оригинальных идей в израильском обществе. Все дело в мотивации: успешная абсорбция необходима нам не для того, чтобы жить так же, как живут коренные израильтяне и старожилы, – на этом уровне мотивации высшие силы нам не помогут. Нам необходимо пробить так называемый «стеклянный потолок», который отделяет нас от элиты израильского общества, для того, чтобы наши идеи помогли изменить будущее Израиля и всего мира. На этом уровне действует совершенно другая мотивация, проявляется высшая творческая энергия и приходит настоящая духовная поддержка.

Духовный потенциал русскоязычной общины достаточен для того, чтобы дать необходимые интеллектуальные импульсы во многих сферах: в социальной жизни страны, в интеграции различных общин и групп населения Израиля. Нам нужен сейчас не «шалом ахшав» («мир сегодня»), а «шлимут ахшав» («единство сегодня»), чтобы высечь искры святости, духовности, которые есть в каждом колене Израиля, – от крайне левых до крайне правых – и затем интегрировать их в общий духовный огонь.

Именно русскоязычные израильтяне, не принадлежащие ни одному из этих колен и не зацикленные на определенных позициях, могут решить задачу их интеграции. Необходимы новые решения во всех сферах, в том числе, в политической. Евреи не могут удовлетвориться расхожим утверждением, что демократия – не идеальная политическая система, но все остальные – еще хуже. Мы можем найти способы и пути изменения политической системы, трансформации, улучшения демократии.

То же самое относится к сфере внешней политики: Израиль, действующий по местечковому принципу («оставьте нас в покое!»), никогда не решит своих внешнеполитических проблем, которые нельзя рассматривать в отрыве от глобального конфликта между западной и восточной цивилизациями.


Мы можем предложить принципиально новые идеи, их нужно генерировать и внедрять более активно, даже агрессивно, – в позитивном смысле. К сожалению, нас не хотят слушать: этому способствует языковой барьер, а также низкая системная интегрированность русскоязычной общины. Впрочем, система вообще не хочет слышать и воспринимать что-либо новое, особенно государственная система, находящаяся в состоянии глубокого застоя. Государственная система в Израиле построена «под себя», то есть под определенный квази-социалистический клан отцов-основателей: все ее элементы укоренились, и хотя правительства сменяются, система остается прежней, неизменной. Напомню известную формулу политической ситуации в Израиле: «правые неоднократно выигрывали выборы, но никогда не были у власти». Власть – это не глава правительства и не Кнессет, это институты и структуры государственной системы.

Дедовщина в еврейской истории
С нелепостями властной системы необходимо бороться, и борьба с застоем, с «дедовщиной», – это нормальное состояние еврейского народа. Можно сказать, что именно внутренняя борьба с «дедовщиной» является содержанием священной еврейской истории. Ишмаэль и Исаак, Эсав и Яков, десять братьев во главе с Реувеном и Иосиф – это всегда борьба старшего с младшим, борьба властвующего по праву рождения, по традиции – потому, что он пришел первым, – с тем, кто имеет лишь духовное право. Хотя этот порядок «дедовщины» был принят в еврейском обществе, как в любом патриархальном, но в результате драматического конфликта и борьбы младший в иерархии всегда становился победителем и занимал место старшего – в нарушение традиций и сложившейся системы. Почему это происходило? Потому что Всевышний приходил к выводу, что младший понимает Его замыслы, то есть, способен оценить настоящее в перспективе будущего лучше, чем старший.

У нас с вами такая же ситуация: сабры, особенно из элиты социалистов, пришли первыми и по праву старших захватили власть в стране. Они выступают в роли старшего брата, рядом с которым репатрианты – младшие, лишенные власти и влияния. Важно понять, что младшие возвышаются не потому, что громче других кричат: «дайте нам равные права!». По большому счету Всевышнего не интересуют равные права, Его интересует тот, кто лучше понимает высший смысл жизни народа. И если русскоязычная община сможет доказать, что она глубже понимает Божественный замысел, лучше видит настоящее из будущего, тогда у нее появится возможность воплощать свои идеи и цели.



Поэтому для русскоязычной общины сейчас очень важно понять, определить и сформулировать эти идеи. Когда они будут достаточно ясно и определенно артикулированы в духовном, интеллектуальном и ментальном плане, когда они будут хорошо продуманы и проработаны, перед нами откроется «окно возможностей». Образно выражаясь, окно откроется, когда появится голова, которой есть что сказать, высунувшись. Пока такой головы нет, «окно возможностей» закрыто. Поэтому все в наших руках, и творческий процесс должен продолжаться.




скачать файл



Смотрите также:
Когда мы думаем о будущем, имеет смысл представить себе не только то, как мы видим будущее, но и как будущее посмотрит на нас: как еврейские мудрецы будущего будут судить о нас через 100-200-500 лет
73.32kb.
Cотни миллионов жителей Земли выключили свет на один час в прошлом году, чтобы показать, как нас волнует будущее нашей планеты
20.9kb.
Харизматические и евангельские христиане любят цитировать слова Иисуса, записанные в Иоанна 14: 6: я есть путь, истина и жизнь
60.62kb.
Три четверти площади океана занимает подводная окраина материков. Севернее Аляски шельф имеет ширину 100-200 км, а у берегов Евразии до 500-1700 км
79.05kb.
Ж. Лабрюйер Любовь… Как много в этом слове: оно простое, как слеза, и сложное, как весь наш мир, как человек, как его душа и чувства… Эта эйфория живет в каждом из нас. Спросите, почему же эйфория
20.87kb.
Пример комплексного соосмысления феномена ядерной энергии и других важных социальных явлений (для конкретных исторических условий) книга Ясперса "Атомная бомба и будущее человека"
86.44kb.
Архитектура будущего
325.91kb.
Углубить их представления об основных понятиях политической теории, таких как государство, власть, суверенитет, легитимность и права человека
103.9kb.
Октябрь, 2005 Ходорковский
49.95kb.
В. Распутин последний срок вариант Иркутского Академического драматического театра им. Охлопкова
544.83kb.
Возможен ли рынок без копирайта?
245.39kb.
В какие дни? Здесь имеется ввиду не в те дни, когда Иисус, будучи еще Младенцем, пришел из Египта в Назарет, а когда Ему уже было тридцать лет, как повествуется в Евангелие от Луки(3, 23)
71.13kb.