Главная
страница 1страница 2
скачать файл



КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ АЛМАТИНСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ



АСТАНА, 2014 год

Проект


Концепция формирования и развития

Алматинской агломерации

Введение.

Казахстан в числе немногих стран мира имеет стратегию динамичного и устойчивого развития на основе научно обоснованных долгосрочных стратегических планов и программ.

Цели, задачи и стратегические направления развития государства определены в Послании президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева: Стратегия «Казахстан-2050».

Пути реализации поставленных задач, детальная проработка, поиски конкретных технических решений по достижению обозначенных целей проводятся на уровне разработки общегосударственных, региональных и отраслевых проектов и документов стратегического планирования.

К числу важнейших проблемных задач, стоящих перед учеными и специалистами Казахстана, является задача совершенствования и развития стратегии территориального устройства страны, отвечающей требованиям обеспечения устойчивого развития Казахстана в новых социально-экономических и геополитических условиях.

В рамках выполнения этой задачи Астанинским филиалом КазНИИСА в 2013 году была разработана Генеральная схема организации территории Казахстана, в котором на концептуальном уровне были даны принципиальные решения стратегических вопросов развития и организации территории.

В настоящее время ученые и проектировщики филиала приступили к следующему этапу организации территории страны – более детальному, предметному решению локальных проблем обустройства территории страны.

В перечне наиболее актуальных и злободневных проблем организации территории Казахстана особое место занимают проблемы, связанные с процессами бурного роста и территориального разрастания крупных городов и их пригородных поселков, превращением их в т.н. Агломерации.



Агломерация: понятийные основы, проблемы и методические подходы

В нашей градостроительной практике сложилась парадоксальная ситуация, когда понятия Агломерация отсутствует в Законе об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, отсутствует она и в других нормативных правовых актах, но, вместе с тем, термин Агломерация нашел широкое употребление не только в бытовом обиходе, но и в документах правительственного уровня и местных исполнительных органов.

Можно констатировать, что отсутствие единого общепринятого определения термина, четкого толкования (дефиниции) ее значения, чревато возникновением конфликтных ситуаций в результате разночтения и неразберихи в среде разработчиков и заказчиков, поскольку каждый будет придерживаться своих смысловых значений, вкладываемых в понятие Агломерация.

Поэтому специалисты филиала первейшей своей задачей считали внесение в законодательные и нормативные правовые акты республики научно обоснованного понятия Агломерация, соответствующего по смысловому значению общепринятым в международной градостроительной терминологии. Это одновременно придаст и легитимность работе, так как отсутствие в Законе соответствующего понятия лишает ее (работы) правовой основы. При этом, методологически важным является решение следующего блока вопросов:

В чем заключается специфика Агломерации?

В чем необходимость выделения его как особого, имеющего самостоятельное значение объекта градостроительного проектирования?

Какие вопросы, не рассматриваемые в других градостроительных проектах, в частности, в проектах развития пригородных зон, определяют суть содержания и необходимость выделения Агломерации в качестве самостоятельного объекта градостроительного проектирования?

Установлено, что ответы на эти вопросы кроются в существенных различиях в структуре проблем и ролевых функциях крупного города-ядра агломерации и окружающей его субурбии, от состава проблем и функциональных задач перспективного развития рядовых групповых систем населенных пунктов.

Если говорить о семантике, т.е. смысловом значении слова агломерация (от лат. agglomerо – присоединять, накоплять), то следует отметить, что оно связано с необходимостью обозначения такого нового градостроительного и социально-экономического явления как территориальное срастание («спекание») близко расположенных десятков и сотен населенных пунктов, включая и сельские поселения, в гигантский урбанизированный кластер.

Термин «агломерация» применительно к расселению был введен французским географом М. Руже, согласно которому агломерация возникает тогда, когда концентрация городских видов деятельности выходит за пределы административных границ и распространяется на соседние населенные пункты. В исторической эволюции форм расселения возникновение новых «групповых» формы высококонцентрированного расселения, образующихся при сближенном размещении поселений и формировании между ними интенсивных связей вполне закономерно.

Образование агломерации стало характерной чертой нашего динамичного ХХ1 века - они возникают на территории не только развитых, но и многих развивающихся стран. Важно отметить, что с появлением агломерации зародился новый методологический подход к рассмотрению и развитию высококонцентрированной группы населенных мест как единой градостроительной, экологической и социально-экономической системы, придя взамен традиционному подходу к проектированию городских и сельских поселений как относительно автономно развивающимся единицам расселения.

Агломерации возникают на базе функционального и пространственного развития крупного города-центра (или нескольких) городов-центров. Выделяются моноцентрические (одноцентровые) и полицентрические (многоцентровые) агломерации.

Как показывает анализ международного опыта, агломерации отличаются высокой степенью территориальной концентрации производительных сил, в первую очередь промышленности, инфраструктурных объектов и научных учреждений; оказывают сильное преобразующее влияние на окружающую территорию, видоизменяя ее экономическую структуру и систему расселения. Привлекательность и притягательность для людей крупных городов и их агломерации состоит в том, что они представляют для них более широкие возможности в выборе видов и сфер трудовой деятельности, доступа к культурным благам цивилизации, развитию своих интеллектуальных и творческих возможностей.

Близость населённых пунктов даёт еще и, так называемый, агломерационный эффект – экономическую и социальную выгоду за счёт снижения издержек от пространственной концентрации производств, инженерной инфраструктуры и других экономических объектов в городских агломерациях.

В зарубежной теории и практике градостроительства агломерации принято рассматривать как важнейшие узлы опорного каркаса расселения и в качестве многофункциональных центров общегосударственного значения, специализирующихся на наиболее сложных наукоемких отраслях народного хозяйства.

В Казахстане агломерации как развивающиеся формы расселения и территориальной концентрации экономической деятельности населения при умелом использовании научно-технического, производственного и социально-культурного потенциала могут стать базовыми центрами ускоренного индустриально-инновационного развития общества.

Поэтому научно обоснованный подход к их формированию и развитию представляется на сегодняшний день весьма актуальным. В процессе формирования новых производственно-экономических отношений возрастает потребность в целенаправленном пространственном планировании и развитии территории регионов.

Формирование стратегии долгосрочного развития и обустройства территории Казахстана, должно основываться на новых принципах государственной градостроительной политики, соответствующих требованиям и условиям развития общества в жестких конкурентных реалиях мирового рыночного пространства.

Особую актуальность проблема рациональной пространственной организации территории регионов приобретает в связи с увеличением различий в уровнях и условиях жизни населения региональных центров и региональной периферией. Важную роль в обеспечении более высокого уровня развития территорий регионов играют такие «групповые» формы высококонцентрированного расселения, какими являются агломерации. Агломерации должны стать важнейшими узловыми элементами каркаса единой системы расселения населения и развития производительных сил страны, обеспечивающими наиболее эффективное использование природных, сырьевых, научно-технических и трудовых ресурсов территории.

В агломерациях в наибольшей степени проявляется принцип эмержентности («системного синергетического эффекта»), когда целое больше суммы частей. В этом заключается их особое значение и ролевая функция в развитии экономики и градостроительной организации территории Казахстана.

Но не все просто и однозначно, нельзя превращать формирование агломерации в модную кампанию по их количественному росту. Важно учесть, что при формировании агломераций как долгосрочных полюсов роста регионов и всей страны эффект агломерационного развития может быть достигнут только за счет рациональной концентрации экономического и трудового потенциала, создания соответствующего уровня инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.

Для успешного развития агломерации должна быть создана максимально комфортная, конкурентная бизнес-среда, обеспечивающая высокую эффективность инвестирования и разнообразные формы проявления эффектов агломерации*.



Агломерации: от анархии и бессистемности к целенаправленному упорядоченному развитию.

Вместе с тем следует отметить, что процесс бурной урбанизации, начавшийся в Казахстане в 90-х годах прошлого столетия, носит стихийный, неуправляемый характер и был обусловлен распадом СССР, разрушением прежних форм хозяйствования и издержками перехода на рыночные отношения.

Залповое переселение десятков и сотен тысяч жителей сельских населенных мест и депрессивных поселков в крупные города, привело к стремительному разрастанию последних, к накоплению социально-экономических и градостроительных проблем в их развитии. В итоге, в настоящее время проблемы, вызванные перенаселенностью крупных городов и их пригородов, вошли в число наиболее актуальных и злободневных градостроительных проблем Казахстана.

Так, например, численность населения г. Астаны всего за 15 лет ( с 1998 по 2013 год) увеличилась с 280 до 800 тысяч человек. Привлекательность Астаны, как новой столицы, как места, где свершаются великие исторические преобразования, кроются огромные возможности для реализации личностного потенциала, чаяний и надежд людей, ее ошеломляющие успехи

-------------*В этой связи нельзя не отметить, что благодаря умелому менеджменту и эффективному использованию преимуществ и возможностей крупного города администрация Алматы сумела не только превратить ее в самодостаточный город, но и вывести в число 3-х регионов (Алматы, Мангыстауская и Атырауская области.), финансовых доноров бюджета республики.

в градостроительном развитии стали мощной силой притягивающей к себе жителей со всех концов страны.

Отдельные недочеты в законодательстве РК, в частности, декларирующие бесплатное предоставление во всех населенных пунктах, всем гражданам республики земельных участков для жилищного строительства, вызвали соответствующий ажиотажный спрос и рост темпов усадебного жилищного строительства в столице и крупных городах.

Нарастающий вал массового усадебного жилищного строительства в Астане стал многократно опережать возможности коммунальных служб в развитии сети инженерных коммуникаций, озеленения и благоустройства территории. Проблемы возможного возникновения на территории города, несоответствующих статусу столицы, громадных массивов усадебной жилой застройки, лишенных централизованного водоснабжения, канализации, электроэнергии и дорог, стали реально осязаемыми и требующими скорейшего решения. Выход из положения был найден в объявлении в 2004 году моратория на выделение новых земельных участков и запрете выдачи разрешения на усадебное строительство на территориях, не обеспеченных инженерными коммуникациями и дорогами.

Предпринятые меры позволили упорядочить застройку столицы, но, вместе с тем, привели к бурному разрастанию пригородных поселков, куда устремились люди, не имеющие возможности приобрести себе жилье в городе.

В частности, численность населения поселка Коянды увеличилась с 317 человек в 2004 году до 11 тысяч в 2013 году. Такими же темпами растет численность населения и происходит территориальное разрастание близлежащих к городу поселков: Жибек Жолы, Кызылсуат, Костомар, Талапкер, Кощи, Каражар, Малотимофеевка, Кабанбай Батыра, Шубар, Караоткель, 96 разъезд и др. В этих поселках, несмотря на принимаемые местными властями энергичные меры, ощущается острая нехватка мест трудовой занятости, возникли проблемы, связанные с обеспечением стремительно растущего населения объектами социального назначения, энергией и водой. Практически они превратились в спальные районы города и дополнительной нагрузкой легли на социальную, производственную и инженерную инфраструктуру Астаны.

Ежедневные массовые маятниковые трудовые и социально-культурные перемещения населения пригородных поселков привели к увеличению нагрузки на транспортную сеть города, возникновению пробок и заторов на улицах.

Но наибольшую остроту проблемы, вызванные стихийной урбанизацией, возникли вокруг города Алматы, где по официальным данным, проживает более 1млн. 500 тысяч жителей. В пригородах городов таких размеров и такого уровня концентрации населения, промышленности и транспортных средств, вопросы упорядочения и управления процессами взаимоувязанного развития инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры, формирования функционально-планировочной структуры территории имеют свою специфику и несопоставимы по сложности с организацией пригородных территорий городов рядовых размеров. Несоизмеримы они и по степени воздействия на окружающую среду.

Неуправляемый стихийный процесс разрастания пригородных поселений вокруг таких гигантов может оказать негативное влияние не только на город и окружающую среду, но и на развитие всего региона в целом. Стоит отметить, что уже сейчас к разряду особо острых проблем г. Алматы можно отнести хронические транспортные пробки, парализующие жизнедеятельность города.

Характерной чертой городского пейзажа стал удушающий смог, образованный выбросами множества производственных предприятий и выхлопными газами сотен тысяч автомобилей. В загрязнении воздушной среды Алматы огромный «вклад» также вносят порядка 250 тысяч автомобилей жителей пригородных поселков, ежедневно совершающих маятниковые трудовые поездки в город. Именно по этому показателю, по загазованности воздушной среды, компания Mercer Human Reesource Consulting в 2010 году, исследовав 215 крупных городов мира, удостоила Алматы звания одного из самых «грязных» мегаполисов планеты.

Наблюдаемые в Астане и Алматы процессы стихийного территориального разрастания самих городов и их пригородных поселений сопровождаются не только резким ухудшением экологического состояния окружающей среды, катастрофическим нарастанием транспортных проблем, но и ростом социальной напряженности и криминальных проявлений. Как показывает международный опыт, бездумное отношение к стихийному скоплению в крупных городах и их пригородах огромных масс людей, не обеспеченных местами трудовой занятости, жильем, объектами социального и культурно-бытового назначения приводит к появлению условий для возникновения и накопления социальных протестных настроений.

Таким образом, подытоживая сказанное выше, можно сделать вывод, что Агломерации имеют два диаметрально противоположных варианта развития.

В первом случае, при целенаправленном воздействии на процессы территориальной концентрации населения и поселений на основе познания возможностей управления миграционными потоками и умелом использовании эффекта агломерационного развития они могут превратиться в мощные центры научно-технического прогресса и индустриально-инновационного развития общества.

Во втором, при отсутствии стратегического видения путей решения возникших проблем и достижения поставленных целей развитие агломерации может превратиться в сумбурный, хаотичный процесс, чреватый последствиями.



Определение термина Агломерация и основных структурных элементов понятийного аппарата.

Решение проблем агломерации требует в первую очередь выработки четкого понятийного аппарата. В научной литературе существует множество толкований значения слова агломерация. Однако, единое общепринятое определение понятия термина отсутствует.

Проанализировав имеющееся в современной научной литературе множество дефиниций этого понятия, можно прийти к выводу, что все они не дают точного определения слова и допускают произвольное его толкование.

Так, по определению ООН «городская агломерация - это население, размещенное на соседствующих территориях, заселенных с городской плотностью, вне зависимости от существующего административного деления».

Основной недостаток дефиниции – отсутствие в толкованиях четких критериев определения пространственных параметров и тесноты функциональных связей между населенными пунктами. В результате под агломерацией можно понимать любое скопление населенных пунктов, что лишает дефиниции научности и приводит к бесплодным дискуссиям и принятию ошибочных решений.

В большинстве стран, исходя из первоначального смыслового значения слова, под агломерацией понимается сложившийся ареал сплошной застройки. В частности, об этом говорит хотя бы то, что для установления границ таких урбанизированных ареалов используется «световой отпечаток» - область искусственного освещения в городе и его пригородах, которую можно наблюдать с самолета в ясную ночь.

Такой методики придерживаются в США, Канаде, Франции, Великобритании и Австралии. В Австралии в качестве критерия принадлежности к агломерации используется дополнительный показатель- порог плотности населения в пределах не менее 400 человек на кв. км.

В градостроительной теории и практике России (методика Института Географии Российской академии наук) и ряда западных стран принято под Агломерацией понимать более широкий охват территории, устанавливая ее границы на основе учета маятниковой трудовой миграции, т.е. 1- 1,5 часовой доступности жителей поселений до города-центра.

В Швейцарии, например, в состав агломерации включают поселения, в которых не менее 10-15% населения трудоспособного возраста совершают маятниковые трудовые миграции в центральный город.

На наш взгляд, учитывая, что метод «светового отпечатка» носит несколько механистический характер, а также принимая во внимание, что данный метод позволяет выявить только сросшиеся районы «сплошной застройки» и не охватывает межселенные территории, способные в будущем превратиться в зоны слияния, т.е. агломерирования, поселений, более правильным будет определение, в котором бы учитывалась и радиусы маятниковой трудовой миграции.

Таким образом, исходя из общепринятого первоначального смыслового значения слова агломерация, а также учитывая агломерацию как новую урбанизированную форму группового расселения, как единое целое, единый социально-экономический, экологический и градостроительный организм с тесными внутренними связями, а не простое скопление автономно развивающихся населенных пунктов, нами дана следующая формулировка определения:

Агломерация урбанизированная локальная система расселения, состоящая из скопления поселений, расположенных вокруг одного (моноцентрическая) или нескольких (полицентрическая) городов-центров, имеющих повседневные трудовые, производственные, культурно-бытовые и иные связи, а также тенденцию к территориальному слиянию и срастанию друг с другом.

В этом толковании важно обратить внимание на следующий характерный признак, определяющий тесноту связей поселений с городом-центром – «повседневные связи», т.е. на расстоянии, представляющим для населения поселений возможности ежедневно совершать трудовые, культурно-бытовые и прочие поездки в центр, что позволяет установить пространственные параметры и контуры внешних границ агломерации по конечным пунктам маятниковых миграций.

Вместе с тем, агломерации рассматриваются не как механическое скопление населенных пунктов, а как система расселения, как качественно новый вид урбанизированного образования, требующего единого рассмотрения и взаимоувязанного решения как вопросов планировочной организации территории, так и вопросов развития ее транспортной и инженерной инфраструктуры.

Использование в определении термина Агломерация словосочетания «урбанизированная локальная система расселения» обосновано следующим: «Локальная система» означает, что в данном случае речь идет о локализованной группе населенных пунктов, расположенных на ограниченной территории.

Скопление населенных пунктов может быть бессистемным и системным. В последнем случае речь идет о структурно-иерархическом упорядочении и придании системной организованности развитию скопления стихийно возникших поселений (рис. 1).
Рис. 1. Схема эффекта неуправляемого стихийного скопления населенных пунктов (процесса «каогуляции» населенных пунктов).

Образно говоря, отличие сопоставимо с отличием процесса кристаллизации (процесс образования и роста кристаллов вокруг зародыша-катализатора) от процесса каогуляции (слипания частиц в более крупные бесформенные частицы) (рис. 2).
Рис. 2. Схема эффекта агломерационного развития (процесса «кристализации» населенных пунктов).

Именно это, на наш взгляд, должно служить целью формирования Агломерации и отличать ее от простого скопления населенных пунктов.

Слово «урбанизированная» тоже применено не случайно. Возникшие возле крупных городов поселения в результате набирающих темпы процессов субурбанизации, активного перехода населения на городской образ жизни и внедрения в облик поселений городских черт благоустройства, подвергаются коренной трансформации , т.е. – урбанизации.

Наряду со сказанным выше в понятийный аппарат считаем необходимым ввести следующие термины и понятия, обозначающие основные элементы планировочной структуры агломерации: Центр(-ы) агломерации; зоны агломерационных процессов; и зону тесных производственных и социально-экономических связей (рис. 3).



К центру(-ам) агломерации нами отнесены города, выполняющие центральную функцию, т.е. – катализаторов формирования и развития агломерации, концентрирующих в себе энергию и потенциал их экономического и территориального роста.

К зонам агломерационных процессов считаем необходимым отнести территории, расположенные вдоль основных магистральных русел расселения, где в результате высокой концентрации и близости размещения населенных пунктов происходит или существует большая вероятность их территориального срастания.

К градостроительному проектированию и развитию населенных пунктов этой зоны, на наш взгляд, необходимо подходить как к неотъемлемой части территории, представляющей единое урбанизированное целое.

Автономный подход к разработке генеральных планов поселков и их инфраструктурных объектов систем жизнеобеспечения может привести к грубым просчетам и ошибкам, возникшим в результате принятия не согласованных и не увязанных друг с другом решений, что чревато непоправимыми последствиями.

К зоне тесных социально-экономических связей агломерации следует отнести территории с населенными пунктами, расположенными за пределами зоны агломерационных процессов, в радиусе 1,5 часовой транспортной доступности от центра(-ов) агломерации. В этой зоне населенные пункты, как правило, территориально размещаются более свободно с межселенными пространственными разрывами, занятыми с/х угодьями, полями и лесами.

Рис. 3. Схема структуры и зон развития агломерационных процессов.


Проблемы стихийного срастания поселений друг с другом здесь не являются особо актуальными и злободневными. Территориальные и природно-сырьевые ресурсы этой зоны могут рассматриваться в качестве базовой основы развития и размещения экономического потенциала агломерации.

Исходя из анализа сырьевых, трудовых, энергетических и природных ресурсов территории, важно определить опорные точки развития, ролевую функцию структурных элементов каркаса общей системы расселения и экономики агломерации.

В качестве таких опорных точек могут выступить наиболее крупные поселения, обладающие ресурсным потенциалом и расположенные в выгодных по транспортно-логистическим условиям пунктах.



Методика определения границ агломерации

На основе изучения и анализа отечественной практики развития крупных городов и их пригородных территорий, а также исследования международной теории и практики формирования агломерации был сделан вывод, что границы Агломерации целесообразно определять по конечным пунктам маятниковых миграции с учетом развитости дорожной сети и природно-климатических условий региона.

Кроме того, для уточнения реальных границ агломерации следует использовать экономико-математические методы расчета гравитационного пространственного взаимодействия города-центра с окружающими его поселениями. (Дж. Стюарт, Г. Ципф и Т. Рейли) (см. Приложение 1).

На основе названных выше критериев и подходов, а также учитывая, что контуры территории Агломерации следует прорисовывать по границам земель, находящихся в административном подчинении поселений, были определены методические и технические основы установления границ территории агломерации.

Окончательное решение по установлению практических границ агломерации следует принимать с учетом интересов регионов (области и города) на основе согласованного и взаимоувязанного с руководством регионов подходов.

Концепция формирования планировочной структуры и управления развитием Алматинской агломерации.

Алматы – крупнейший город Казахстана с давно назревшими и требующими скорейшего решения острейшими транспортными, экологическими и градостроительными проблемами, которые невозможно решить без увязки с развитием окружающих ее пригородных территорий и поселений. Следует отметить, что решению градостроительных проблем развития Алматы и ее пригородных территорий уделяется особое внимание.

Так, например, еще 22 октября 2010 г. Постановлением Правительства Республики Казахстан за №109 был утвержден «Генеральный план пригородной зоны города Алматы (Комплексная схема градостроительного планирования территории)», разработанный проектной фирмой «Урбостиль». Однако, учитывая, что данный проект не способствовал решению накопившихся социально-экономических, градостроительных, экологических и транспортных проблем южной столицы, вызванных крайней перенаселенностью г. Алматы, Глава государства вынужден был вновь заострить внимание на этих проблемах и дать поручение «Правительству до конца текущего года разработать долгосрочные планы формирования агломераций в городах Астана и Алматы на период до 2030 года». (Пункт 5. Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 17 января 2014г.)
Задачи и основные градостроительные проблемы. Причинно-следственная обусловленность сложившихся проблем
"Наша главная цель – разгрузить южную столицу"

Н. А. Назарбаев

(Из речи, посвященной строительству

городов-спутников в пригородной зоне

г. Алматы. 7 февраля 2007 года)
В формировании Алматинской агломерации следует выделить решение двух основных целевых задач:

Первая – выявление путей превращения г. Алматы и всех поселений, входящих в состав агломерации, в современные, экологически чистые, комфортные и удобные для жизни населенные пункты за счет устранения проблемных факторов в их развитии;

Вторая – социально-экономическая – превращения Алматинского мегаполиса в один из крупнейших центров научно-технического, экономического и индустриально-инновационного развития республики на основе рационального использования богатейшего ресурсного потенциала территории и эффекта агломерационного развития.

К трендовым, жизненно важным проблемам градостроительного развития Алматы следует отнести нарастающую тенденцию ухудшения экологического состояния городской среды, крайнее обострение транспортных проблем, потенциальные проблемы, связанные с участившимися случаями нарушения регламентов и правил, регулирующих градостроительную деятельность в сейсмоактивной и селеопасной зоне.

Стремительное вхождение страны в стихию рыночных отношений, отсутствие на первых порах обретения Независимости четких правовых основ государственного контроля за градостроительной деятельностью на территориях, находящихся в частной собственности, в определенной степени привело к ослаблению функции органов регулирующих ход застройки города.

Из практики регулирования процессов формирования и развития пространственной структуры города постепенно стали вымываться требования соблюдения желтых линий, учета, рекомендуемой по условиям сейсмической безопасности, нормативной плотности и этажности строительства, а также использования эффекта горно-долинной циркуляции воздуха, обеспечивавшей в прошлом естественную вентиляцию городской среды. В какой-то мере этому способствовала и коммерциализация градостроительной проектной деятельности, определившая зависимость проектировщиков от Заказчиков, от необходимости всячески следовать их пожеланиям.

Но первопричиной, главным фактором дальнейшего нарастания экологических и транспортных бед города является его излишняя перенаселенность. С дальнейшим увеличением численности населения проблемы будут только усиливаться. Городские власти принимают в основном грамотные решения и практически делают все возможное, что в их силах, но непроветриваемая предгорная котловина, в котором расположена Алматы, имеет свой предел экологической и демографической емкости.

Принятая стратегия приоритетного развития общественного транспорта, активное строительство транспортных развязок и специальных велодорожек, переход на автомобили, работающие на экологически чистом топливе (газе) заслуживают высокой оценки, поскольку будут довольно эффективно способствовать уменьшению транспортных пробок и снижению экологической напряженности в городе.

Вместе с тем, Алматы, несмотря на все ее экологические и транспортные проблемы, остается городом весьма привлекательным для мигрантов. Рост численности населения, вызовет новый, более сложный и затратный виток гонки проблем в развитии города. Разрубить гордиев узел проблем, только исходя из рамок технических средств и возможностей города, на наш взгляд, представляется задачей трудноразрешимой.

Добиться «разгрузки» г. Алматы от излишней перенаселенности, значительно снизить темпы механического прироста численности жителей мегаполиса возможно обеспечить за счет использования механизма регулирования и управления миграционными процессами на всем пространстве зоны влияния города, создав систему городов-контрмагнитов, в которых возможности трудоустройства и условия жизни населения не уступали бы по привлекательности возможностям и условиям жизни в ядре агломерации.

Рис. 4. Схема территориального роста населенных пунктов, прилегающих к г. Алматы за период с 1999 по 2014 годы.



На схеме видно, что особенно сильно территориально разрастаются и агломерируются (срастаются) населенные пункты близко расположенные к г. Алматы. Многие населенные пункты по основным руслам расселения слились в одну сплошную полосу застройки. В частности, поселения вдоль Талгарского тракта образовали сплошную линию застройки от Алматы до п.Тургень. Схема составлена ТОО Алматыгипрогор-1.

К наиболее жизненно важной градостроительной проблеме населенных пунктов субурбии Алматы, т.е. ее зоны интенсивного урбанизационно-агломерационного развития, следует отнести не обеспеченное соответствующей социальной, производственной и инженерной инфраструктурой бессистемное разрастание жилой застройки поселений.

Как показывает анализ, причина кроется в стремительном росте численности населения, опережающем технические и финансовые возможности бюджета. Так, например, по данным статистики, за период 2004-2010 годы численность сельского населения Алматинской области увеличилось более чем на 200 тыс. человек.

Высокий уровень миграции населения из других регионов, который фактически не учитывается официальными органами, стал одним из проблемных вопросов развития Алматинской агломерации, причиной ее перенаселенности*.

Наблюдавшиеся в начале 90-х годов прошлого века темпы и масштабы миграционных процессов привели к острому дефициту подготовленных земельных участков для усадебного жилищного строительства. Воспользовавшись отсутствием жесткого градостроительного контроля, переселенцы стали самовольно занимать и осваивать пустующие земельные участки на окраинах и пригородах города. Получила тенденцию и практика территориального разрастания поселений за счет экспансии ценных с\х угодий (рис. 5), путем изменения их целевого назначения в земли населенных пунктов. Динамика роста и обострения проблем, (транспортных, экологических, социально-экономических), вызванных перенаселенностью г. Алматы, вынудили местные органы власти ввести определенные меры административного порядка, сдерживающие миграционный вал желающих поселиться в южной столице.

В частности, в 2010 году городским маслихатом было принято решение о введении нового порядка регистрации граждан в г. Алматы, в соответствии с которым владельцы квартир и частных домостроений имеют право регистрировать на своей жилплощади вновь прибывших граждан только при наличии у них соответствующих санитарным нормам жилищных условий (свободных 15 кв.м. жилой площади на одного человека).



-------------------------*По оценкам различных экспертов, реальные масштабы внутренней миграции в Казахстане превышают данные статистики как минимум в 2 раза.

Рис. 5. с. Жамбыл. Пример застройки индивидуальным жильем особо ценных сельскохозяйственных земель. Новые кварталы застройки на пашенных массивах.



Возникший на первых порах становления государственности стихийный, неуправляемый процесс миграционного поведения людей, вызвавший дисбаланс в развитии регионов, депопуляцию обширных сельских территорий с одной стороны и чрезмерную концентрацию населения в крупных городах и их пригородах с другой, к сожалению, имеет тенденцию сохраняться и, даже в определенной степени, нарастать.

Разработанные программы развития социальной и инженерной инфраструктуры сел, принимаемые местными исполнительными органами меры по развитию малого и среднего бизнеса, упорядочению застройки меняют к лучшему общую социально-экономическую ситуацию в регионах.

Однако при отсутствии понимания и научного видения внутренних закономерностей развития поселений регионов, обусловленных миграционными процессами, регулирование и управление развитием таких сложнейших урбанизированных образований, какими являются агломерации, будет не столь эффективной и последовательной.

Поэтому существует необходимость выделения процессов формирования и территориального устройства агломерации и, в первую очередь, Алматинской, в особый, не предусмотренный в существующих нормативных документациях, градостроительный проект в качестве научно обоснованного инструмента управления и регулирования процессами урбанизации.

Практическими задачами формирования и развития Алматинской агломерации являются:

установление и научно-обоснованное определение границ формирования и развития агломерации;


определение перспективных направлений дальнейшего развития и совершенствование сложившейся системы расселения;
определение основных направлений дальнейшего развития транспортного каркаса территории;
определение основных направлений формирования природно-экологического каркаса территории;
определение основных направлений индустриально-инновационного развития производительных сил агломерации на основе диверсификации и специализации экономики территории;
разработка предложений развития и превращения сложившейся сети инфраструктурных объектов в единую взаимоувязанную систему, состоящую из крупных инфраструктурных объектов (энергетические мощности, водообеспечение, утилизация и переработка мусора, логистические узлы, и т.д.), образующих каркасную основу жизнеобеспечения территории;
разработка основных мер обеспечения защиты территории и населенных пунктов от ЧС техногенного и природного характера.

Пространственная модель организация Алматинской агломерации: принципы и основные направления развития.

«Агломерация позволит создать единое социально-экономическое, инвестиционное пространство, собственные системы социального, транспортного, инженерного обслуживания»,

А. Есимов, Аким г. Алматы (Из речи на совещании 11 апреля 2014 года, посвященной формированию Алматинской агломерации.)



Миссия

Превращение Алматинской агломерации в один из прорывных индустриально-инновационных центров Казахстана мирового уровня с наиболее благоприятным климатом для привлечения инвестиции и ведения бизнеса, комфортными условиями для проживания, труда и отдыха населения.



Стратегический замысел

Формирование Алматинской агломерации в соответствии с новыми градостроительными подходами и идеями, определенными требованиями и вызовами XXI века, обеспечивающими превращение г. Алматы и её пригородных террииторий в качественно новое территориально-урбанизированное образование с научно обоснованной стратегией устойчивого и динамичного развития.



Целевая направленность и основные проблемные вопросы, решаемые в работе

  1. Обеспечение устойчивого развития территории всех муниципальных образований, вошедших в состав Алматинской агломерации.

  2. Выработка основных направлений градостроительной политики, базирующихся на принципах межмуниципального сотрудничества всех муниципальных образований, вошедших в состав Алматинской агломерации.

  3. Создание градостроительными мерами и средствами условий, обеспечивающих «разгрузку» г.Алматы от перенаселенности и проблем, обусловленных перенаселенностью.

  4. Выявление основных направлений развития и принципов градостроительной организации территории Алматинской агломерации, обеспечивающих рациональное и эффективное использование ресурсного потенциала территории; создание совершенной, соответствующей природно-экологическим условиям региона урбанизированной системы расселения.

  5. Разработка основных принципов и направлений дальнейшего развития сельских территорий, обеспечивающих трудовую занятость сельского населения, формирование надежного продовольственного пояса г.Алматы.

  6. Разработка системы мер и ограничений использования природно-экологического потенциала территории.

Разработка концепции развития Алматинской агломерации строилась на основе следующих методических подходов.

К проектированию Алматинской агломерации нельзя подходить как к простому скоплению автономно развивающихся населенных пунктов со своими отдельно разработанными генпланами и инфраструктурными объектами жизнеобеспечения. Такой подход может привести к стремительному нарастанию социально-экономических, демографических, экологических и градостроительных проблем развития территории, чреватых последствиями.

Алматы и окружающую его территорию со всеми населенными пунктами, находящимися в зоне процессов урбанизационного агломерирования, необходимо рассматривать как единое целое, как единый социально-экономический, экологический и градостроительный организм.

Формирование стратегии долгосрочного развития и обустройства территории всей зоны влияния г. Алматы должно исходить из новых принципов градостроительной политики, направленной на развитие общего потенциала агломерации, эффективного использования возможностей и ресурсного потенциала, как города-ядра, так и пригородных поселений.

По результатам предварительной предпроектной проработки сделан следующий эскизный набросок границ территории Алматинской агломерации: в восточном направлении она охватывает территории вытянутых в линию и имеющих тенденцию к срастанию поселков, расположенных вдоль Талгарского и Кульджинского трактов до поселка Шелек, на Западе - вдоль вылетной магистрали на Бишкек до поселка Узынагаш, на Севере - до г. Жанаиле, на Юге граница агломерации проходит вдоль хребтов Заалийского Алатау (рис. 6).

Уточнение, конкретное установление границ Алматинской агломерации будет производиться в ходе дальнейших исследований тесноты маятниковых трудовых, культурно-бытовых и иных связей поселений с ядром агломерации, а также экономико-математических расчетов гравитационного пространственного взаимодействия города Алматы с окружающими его поселениями по теории Т. Рейли и Дж. Стюарта.

Рис. 6 Схема территории формирования Алматинской агломерации



Анализ ранее выполненных проектов районной планировки

До 2010 года территория, которая входит в зону Алматинской агломерации, развивалась в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 марта 1998 года №228 «О пригородной зоне г. Алматы». В связи с утверждением Правительством Республики Казахстан 22 октября 2010 года №1097 проекта «Генеральный план пригородной зоны г.Алматы (Комплексная схема градостроительного планирования территории)», разработанного проектно-градостроительной фирмой «Урбостиль», прежний документ утратил силу и развитие пригородной зоны стало осуществляться по проекту с временным горизонтом планирования до 2035 года.

В 2013 году был разработан «Межрегиональный план развития Алматинской агломерации до 2020 года».

Серьезными проблемными изменениями в планировочной организации пригородной зоны может обернуться реализация принятого в 2006 году решения о строительстве 4-х городов-спутников.

В настоящее время в соответствии с Поручением Главы государства, озвученном в Послании народу Казахстана от 17 января 2014 года, ведется работа над проектом «Межрегиональная схема территориального планирования Алматинской агломерации».

«Генеральный план пригородной зоны г. Алматы (Комплексная схема градостроительного планирования территории)»

Проект утвержден и принят к реализации. Поэтому для соблюдения принципа преемственности, использования и дальнейшего развития его основных положений, весьма важно при разработке проекта развития Алматинской агломерации уделить анализу этого проекта особое внимание.

К сожалению, несмотря на наши неоднократные запросы, нам не удалось получить от разработчиков проекта полный комплект проектной документации для изучения логики и обоснованности принятых проектных решений. Поэтому трудно судить, о том, насколько рациональны и целесообразны предлагаемые проектные решения.

Вместе с тем из схем, имеющихся в свободном доступе, наглядно видно, что суть идеи авторов проекта сводится к гипертрофированному развитию планировочной структуры г.Алматы. Предусмотрено трехкратное увеличение площади застройки г.Алматы за счет резервирования и изъятия прилегающих к городу пригородных территорий. Использована градостроительная схема, разработанная еще в 1947 году датскими архитекторами для перспективного развития г. Копенгагена и известная под названием «пальцы веером».(в 1962 году датские архитекторы отказались от этой схемы, заменив на более простую и реалистичную).

В результате, в северном, северо-восточном, западном и северо-западном направлениях, шесть веерных полос новых жилых массивов и микрорайонов города, разделенных зелеными «клиньями», вытянутся вдоль русел расселения на 20-30 км. Получается, что вместо «разгрузки» города Алматы от перенаселенности авторы проекта предлагают максимальную «загрузку», раздувая и размазывая территорию застройки Алматы до Сорбулака (рис. 7).

Вряд ли это разумно и целесообразно. Каким образом такая планировочная идея будет способствовать «разгрузке» Алматы от перенаселенности и транспортных пробок? Отвод новых земель для строительства будет только стимулировать наплыв мигрантов из других регионов. В результате численность жителей Алматы может резко подскочить, а, значит, в такой же пропорции возрастут и экологические и транспортные проблемы города.

Рис. 7. Генеральный план пригородной зоны г.Алматы (Комплексная схема градостроительного планирования территории).

Проект разработан .проектной фирмой Урбостиль
описание: c:\users\aikramov\desktop\все о g4 city\иллюстрации (2)\пригородная зона алматинской обл.jpg

Необходимо понять, что территория и населенные пункты пригородной зоны имеют свои специфические проблемы, которые должны быть рассмотрены, четко сформулированы и решены во взаимоувязке с проблемами центрального города. Поэтому представляется, что не совсем правильно проект пригородной зоны Алматы сводить только к концепции планировочного развития города.

Следовательно, оценку целесообразности того, насколько перспективен и пригоден для использования предлагаемый вариант развития планировочной структуры Алматы, должны дать разработчики генерального плана города Алматы – ТОО Алматыгирогор-1.

В рамках выполнения проекта пригородной зоны, ТОО «Урбостиль» разработаны генеральные планы более пятидесяти населенных пунктов пригородной зоны. Анализ генпланов этих населенных пунктов методом наложения на космические снимки последнего года давности показал, что они рассмотрены изолированно от срастающихся с ними населенных пунктов, решены без увязки с развитием планировочной структуры и инженерной инфраструктуры последних.

Кроме того, территориальное развитие населенных пунктов предусматривается за счет изъятия ценных сельскохозяйственных земель, в проектах плохо учитываются и используются конкретные условия местности. Вместе с тем, необходимо отметить, что это только косвенный, опосредованный анализ. Окончательное представление об уровне аргументированности и обоснованности принятых решений можно судить только на основе анализа полностью представленных проектных материалов.

Возникают также вопросы в обоснованности и экономической целесообразности проектных предложений развития транспортной инфраструктуры территории пригородной зоны г.Алматы. В частности, из схемы видно, что проектом предусматривается строительство двух новых окружных дорог, дублирующих БАКАД, т.е., в сущности, предлагается опоясать Алматы тройным поясом окружных дорог. Кроме того, параллельно существующей автомагистрали на Капшагай, предусматривается трассировка новой автомагистрали Алматы-Капчагай.

Все сказанное выше позволяет усомниться в полной пригодности материалов ранее разработанного проекта пригородной зоны для включения и использования в проекте развития Алматинской агломерации.

В ходе разработки проекта, вероятно, потребуется привлечь опытных специалистов-проектировщиков разного профиля градостроительной организации территории, в т.ч. и автодорожников для проверки экономической целесообразности строительства такого количества дублирующих дорог.


«Межрегиональный план мероприятий по развитию Алматинской агломерации до 2020 года»

План мероприятий по развитию Алматинской агломерации до 2020 года с определением конкретных мер, сроков и форм завершения, ответственных исполнителей, предполагаемых расходов и источников финансирования разработан с учетом возможностей реализации основных положений «Генерального плана пригородной зоны г. Алматы (Комплексная схема градостроительного планирования территории)».

Межрегиональный план мероприятий утвержден Постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 июня 2013 года №581.

Проект строительства 4-х городов-спутников G4-City

«Я категорически против – очень неудачный проект. Рабочих мест нет, только увеличиваем количество населения и нагрузку на город. Давление на рынок труда будет, причем, все это расположено на капчагайской трассе, она и так у нас загруженная. ...Прежде всего, самый удобный контрмагнит – это Капшагай и Жана Или»,

А. Есимов, Аким города Алматы (Из речи на совещании 11 апреля 2014 года, посвященной формированию Алматинской агломерации.)

Идея строительства G4-City, 4-х городов, спальных районов Алматы, принадлежит АО «Каспийская инжениринговая группа», основанной 7 сентября 2005 года. Позднее, 25 марта 2008 года, она («Каспийская инжениринговая группа») была переименована в АО «Каспийская группа».

Решение по строительству 4-х городов было принято в 2006 году. Для разработки проекта была сформирована проектная группа ТОО «G4».В 2008 году с целью придания проекту весомости и международной значимости к разработке были привлечены архитекторы австралийской проектной компании «Kann Finch Group».

Анализ имеющихся в свободном доступе материалов позволяет сделать вывод, что к решению проблемных вопросов социально-экономического и градостроительного развития региона и города Алматы проект G4-City с позиции комплексного, взаимоувязанного подхода не прорабатывался. Все построено на ничем не обоснованных декларациях и обещаниях.

Массы мигрантов из других регионов страны устремятся в эти спальные города, расположенные в непосредственной близости от Алматы. Отсутствие мест трудовой занятости в этих городах вызовет увеличение масштабов маятниковой трудовой миграции. Резко возрастет количество иногороднего транспорта на улицах Алматы. Катастрофическими станут транспортные пробки, загазованность воздуха достигнет критических отметок. Сократятся площади ценных сельскохозяйственных земель из-за отвода их под городскую застройку, миллиарды долларов будут затрачены на то, чтобы ещё более обострить проблему перенаселённости Алматы. Реализация G4-City может только усугубить проблемы как региона, так и города. В проекте не только не посчитаны последствия реализации G4-City на развитие региона и города Алматы, но и уровень градостроительно-планировочных решений вызывает большие сомнения в профессионализме проектировщиков.

Так, например, города как бусинки нанизаны на Капшагайскую трассу, которая как нож рассекает застройку городов на две части. Скоростная шестиполосная транзитная автомагистраль Алматы-Капшагай станет препятствием для жителей, живущих в разных частях города. Чтобы решить эту искусственно созданную проблему придется изыскивать бюджетные средства на строительство многочисленных подземных и надземных переходов, многоуровневых транспортных развязок.

Поэтому оценка, сделанная проекту Акимом города, является жесткой, но – объективной. Она отражает позицию опытного хозяйственника и руководителя, искренне болеющего за интересы города и общества.

В этой связи трудно понять позицию разработчиков проекта пригородной зоны с включением G4-City, которые обязаны были сделать объективный профессиональный анализ и дать компетентную оценку проекту G4-City. Это позволило бы руководству страны на ранних стадиях согласования и утверждения проекта, учитывая мнение профессионального сообщества, принять взвешенное управленческое решение.
Рис. 8. Панорамный вид с высоты птичьего полета территориального развития застройки городов G4 city.
http://kargaly.ucoz.kz/_nw/2/12258.jpg

Рис. 9. Вид с высоты птичьего полета будущей застройки города ГЕЙТ СИТИ.


http://kargaly.ucoz.kz/_nw/2/71884.jpg

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Концепция формирования и развития алматинской агломерации
626.4kb.
Будем лечить!
66.38kb.
Курсовая работа по дисциплине:
359.77kb.
1 развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности
194.8kb.
«Воскресенская кадетская школа»
49.85kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Управление операциями»
17.78kb.
Концепция развития факультета социологии санкт-Петербургского филиала гу-вшэ 2007
163.99kb.
Концепция духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников
72.48kb.
1. Становление и развитие сервиса России, его основные этапы, предпосылки возникновения и особенности формирования рынка услуг в России
55.97kb.
Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества
125.46kb.
1. Правовая база внешнеполитической деятельности России
713.06kb.
Городские агломерации с наибольшим числом жителей, общающихся между собой на одном из официальных языков ООН
11.44kb.