Главная
страница 1
скачать файл
Основы речевой культуры дефектолога

Контрольная работа

  1. Расставьте ударения в следующих словах (используйте орфоэпический словарь):

средства, период, созвонимся, сливовый, творог, агентство, астения, мания, черпать, флюорография, кедровый, гомеопатия, эксперт, аристократия, баловать, гербовый, дефис, брала торты, бинта (Р.п.), банта, завидно, диоптрия, закупорить, красивее, каталог, газопровод.

  1. Образуйте форму родительного падежа множественного числа имен существительных и поставьте ударение:

помидоры, носки, апельсины, яблони, ананасы, басни, ясли, ведомости, новость, бинт, бант, локоть, шарф.

  1. Сгруппируйте слова в соответствии с гласным Е / Ё под ударением (используйте орфоэпический словарь):

афера, бытие, житие, зев, опека, преемник, местоименный, безнадежный, желчный, белесый, блеклый, острие, маневры, наемник, никчемный, решетчатый, отыменный.

  1. Сгруппируйте слова в соответствии с твердостью/ мягкостью согласного перед Е (используйте орфоэпический словарь):

Индексация, компьютер, термин, декан, музей, крем, тезис, темп, менеджмент, интеграция, бутерброд, депрессия, идентичный, рейтинг, гротеск, гипотеза, кредо, сервис, сессия, шинель, интервью, депо, депрессия, кларнет, нейрохирург.

  1. Запишите словами сочетания с числительными:

Книга с 1756 страницами, плата без 3489 рублей; соревнования с 1267-й школой.

  1. Найдите выражения, в которых допущена речевая ошибка:

прекрасная погода, неурожайный год, самый лучший друг, главный лейтмотив, горький кофе, туристический поезд, поднять тост, новая шампунь, мягкий диван, мемориальный памятник, смелый поступок.

  1. Подберите эпитеты к следующим словам:

критика, клятва, настроение, взгляд, душа, цель.

8. Прокомментируйте и исправьте ошибки в следующих предложениях:

1) Чтение фантастических романов воспитывало в юноше любовь к путешествиям, мечты о покорении космоса.

2) Особенную помощь и личное участие в проведении Спартакиады оказали начальник депо и председатель профкома.

3) Полиция обрушила на молодежь дубинки, гранаты со слезоточивым газом, огнестрельное оружие.

4) Выступавшие в прениях, не возражая против основных положений доклада, однако считают его неполным.

5) В новом помещении можно будет проводить не только цирковые представления, но и устраивать большие концерты, спортивные соревнования.

6) Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах выпускников.

7) Приехавшие делегаты на съезд приглашаются в зал.

8) Теряется драгоценное время в работе, слушая глупые разговоры.

9) Безделье – это понятие относительное, а уж сидя дома, его не бывает.

10) У вас не заболела голова, пытаясь понять всю эту абракадабру?

11) Учителю надо было еще многое объяснить.

12) Объяснение ответа брата представляется неубедительным.

13) Приказали нам помочь в работе.

14) Пожар произошел благодаря сторожу.

15) Прошу дать мне академический отпуск ввиду болезни.

9. Сравните лексико-фразеологический состав и грамматический строй текстов и сделайте вывод о функционально-стилевой принадлежности каждого из них.

I

Гроза  атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися над ней предметами. Эти разряды  молнии  сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром (иногда до шквала). Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность.


II

Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь вызвал сильное наводнение. Нанесен значительный ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами.


III
Доводим до Вашего сведения, что вчера после полуночи над районным центром  городом Нижний Ломов и прилегающей к нему сельской местностью пронеслась сильная гроза, продолжавшаяся около получаса. Скорость ветра достигала 3035 метров в секунду. Причинен значительный материальный ущерб жителям деревень Ивановка, Щепилово и Вязники, исчисляемый, по предварительным данным, в сотни тысяч рублей. Имели место пожары, возникшие вследствие удара молнии. Сильно пострадало здание восьмилетней школы в деревне Курково, для его восстановления понадобится капитальный ремонт. Вышедшая из берегов в результате проливного дождя река Вад затопила значительную площадь. Человеческих жертв нет. Образована специальная комиссия для выяснения размеров причиненного стихийным бедствием ущерба и оказания помощи пострадавшему местному населению. О принятых мерах будет незамедлительно доложено.
IV

... Ты не поверишь, какая гроза прошла вчера над нами! Я человек не робкого десятка, и то испугался насмерть.



Сначала все было тихо, нормально, я уже собирался было лечь, да вдруг как сверкнет молния, бабахнет гром! И с такой силищей, что весь наш домишко задрожал. Я уже подумал, не разломалось ли небо над нами на куски, которые вот-вот обрушатся на мою несчастную голову. А потом разверзлись хляби небесные... В придачу ко всему наша безобидная речушка вздулась, распухла и ну заливать своей мутной водицей все вокруг. А совсем рядом, что называется - рукой подать, загорелась школа. И стар и млад  все повысыпали из изб, толкутся, орут, скотина ревет  вот страсти какие! Здорово я перепугался в тот час, да, слава Богу, все скоро кончилось.
Рекомендуемая литература

Основная

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г.,. Кашаева Е. Ю, Русский язык и культура речи, Изд. 30-е – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539с – (Высшее образование).

  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г.,. Культура и искусство речи. Современная риторика. – Ростов н/Дону. – 2005.

  3. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 2002.

  4. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: учеб. Пособие. – М.: Логос, 2012. – 432с.

  5. Орлова Е.В. Русский язык и культура речи: уч. пос.- Ростов н/Д: Феникс, 2011.- 462 с.


Дополнительная

  1. Штрекер Н.Ю., Русский язык и культура речи: учеб. Пособие для студентов вузов, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 351с.

  2. Баскакова Л.В. и др., Русский язык и культура речи: Краткий курс. За три дня до экзамена. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 222 с.

  3. Русский язык и культура речи: Учебник. – «-е изд., перераб. И доп.. /Под ред. Проф О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА –М, 2011. – 240с.

  4. Ипполитова Н.А., Князева О. Ю., Савова М.Р., Русский язык и культура речи: курс лекций – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 344с.

  5. Универсальный словарь по русскому языку. – СПб.: ИГ «Весь», 2009. – 1184с.

  6. Соловьева Н.Н., Какое слово выбрать? Лексические и грамматические нормы русского литературного языка, М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2009. – 128с.

  7. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика, 2-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2008. – 416с.
скачать файл



Смотрите также:
Контрольная работа Расставьте ударения в следующих словах
51.15kb.
Контрольная работа для студентов заочного отделения
240.6kb.
Расставьте ударения в следующих словах: вероисповедание, танцовщица, ломоть, иконопись, нефтепровод, соболезнование, хозяева, уведомить
35.19kb.
Нужен вариант 2 Контрольная работа №2 (2 семестр) Задание 1
27.46kb.
Люди всегда проявляли и проявляют большой интерес к миру разнообразных животных. Ещё в далёкой древности подружились человек и собака. С тех пор она стала одним из наших любимых животных
102.78kb.
Методические указания По дисциплине «Система то ла» выполняется контрольная работа на тему «Проектирование системы обеспечения то вс»
808.81kb.
Контрольная работа по дисциплине «Английский язык в профессиональной сфере»
160.7kb.
Контрольная работа по философии
141.06kb.
Контрольная работа по курсу «Психогенетика»
100.19kb.
Контрольная работа 8 класс население России
62.48kb.
Контрольная работа по дисциплине «Основы микроэлектроники»
7.47kb.
Контрольная работа по теме «Экономические районы»
42.75kb.