Главная
страница 1страница 2страница 3
скачать файл





На правах рукописи

КУРЕЛЯК Анна Александровна



РЕЛИГИОЗНАЯ СИМВОЛИКА В ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ Ю. БУЦКО
Специальность 17.00.02 – Музыкальное искусство

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата искусствоведения

Москва 2006


Работа выполнена на кафедре истории музыки Российской академии музыки им. Гнесиных.



Научный руководитель: доктор искусствоведения,

профессор В.Б. Валькова


Официальные оппоненты: доктор искусствоведения,

профессор Л. С. Дьячкова


кандидат искусствоведения

Е. М. Двоскина

Ведущая организация:

Новосибирская государственная консерватория (академия) им. Глинки

Защита состоится «19» сентября 2006 г. в 15 ч. на заседании специализированного совета Д 210.012.01 по защите диссертаций на соискание ученых степеней при Российской академии музыки им. Гнесиных (121069, Москва, ул. Поварская, 30/36).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии музыки им. Гнесиных.
Автореферат разослан «8» августа 2006 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор искусствоведения И.П.СУСИДКО



Общая характеристика работы

Актуальность темы. В ряду наиболее интересных художников современности видное место принадлежит нашему соотечественнику – Юрию Буцко. Самобытность мышления композитора обусловлена глубинной преемственностью его творчества с русской духовной традицией. Ю.Холопов называет Ю.Буцко «наиболее крупной фигурой, представляющей в музыкальной области духовное движение русского христианского возрождения» 1. Необходимость изучения музыки Буцко давно назрела, между тем в музыковедении пока нет специальных монографий, посвященных целостному исследованию его творчества.

Данная работа - попытка рассмотрения произведений композитора с позиций религиозной символики. Объектом исследования в работе стало инструментальное творчество Буцко с 1969 по 1987 год. Интерес к этой жанровой сфере обусловлен ее репрезентативностью для стиля композитора и масштабностью. Кроме того, в недрах инструментальной музыки формируется авторская «знаменная техника», нашедшая наиболее полное воплощение в Полифоническом концерте и «древнерусских» симфониях-сюитах.



Главная цель исследования – выявить закономерности воплощения религиозной символики в инструментальном творчестве Буцко в ее связи с ключевыми установками мышления композитора и музыкально-художественными тенденциями второй половины ХХ века.

Движение к этой цели подразумевает рассмотрение нескольких локальных задач.

1. Определить место инструментальных жанров в музыкально-символической системе композитора, рассмотреть инструментальное направление в контексте музыкального символизма Буцко как часть целого.

2. Выявить способы воплощения религиозной символики в инструментальной музыке композитора, опираясь на анализ пяти сочинений, представляющих различные жанры: камерные ансамбли, концерты, симфонии.

3. Проследить влияние религиозной символики на разных уровнях структурной организации произведений - концепционном, композиционно-драматургическом и интонационно-тематическом.

4. Рассмотреть религиозную символику в инструментальной музыке Ю. Буцко в сравнении с произведениями двух крупнейших отечественных симфонистов ХХ столетия – его старшего современника Д. Шостаковича и автора одного с Ю. Буцко поколения – А. Шнитке.



Материалом исследования избраны симфонические, концертные и камерные инструментальные произведения Буцко, относящиеся к среднему периоду (70-80-е) творчества композитора: Полифонический концерт, Вторая и Четвертая симфонии, Второй виолончельный концерт («Ричеркар»), а также Трио-квинтет для двух скрипок, альта и виолончели. В качестве дополнительного материала привлечены сочинения других жанров. В частности, в работе идет речь о претворении религиозной символики в оперном творчестве композитора («Записки сумасшедшего», 1963, по Гоголю; «Белые ночи», 1966, по Достоевскому; «Из писем художника», 1974, по К. Коровину; «Венедиктов», 1985, по А. Чаянову), дается специальный анализ неопубликованной монооперы «Из писем художника» и оратории «Песнослов» (1999, по Н. Клюеву), характеризуется ряд неопубликованных и неизученных инструментальных сочинений автора.

Предмет исследования – соотношение жанров, содержательного и выразительного планов инструментальных сочинений в рамках целостной религиозно-символической концепции творчества композитора.

Методологическую основу диссертации составили работы, посвященные музыкально-историческим, теоретическим, культурно-контекстным, эстетическим, религиозно-философским литературоведческим и искусствоведческим проблемам. Теоретические подходы основываются на функциональной теории музыкальной формы и тематизма, разработанной В. Бобровским, В. Вальковой и Е. Назайкинским. Также используются методы анализа современной открытой, индивидуализированной, симметричной форм, представленные в работах Е. Ручьевской, Г. Григорьевой, С. Гончаренко, А. Соколова, методы анализа тематизма, ритма и фактуры (В. Холопова), современной гармонии (Н. Гуляницкая, Л. Дьячкова, Ю. Холопов) и полифонии (В. Задерацкий, Т. Франтова). Среди наиболее значительных источников о древнерусском певческом искусстве и православной музыке назовем труды Н. Успенского, М. Бражникова, Н. Гуляницкой. Ориентирами в литературе о барочной символике послужили работы Б. Яворского, М. Лобановой, О. Захаровой, Р. Берченко и др.

Научная новизна диссертации обусловлена как избранным материалом, так и кругом затронутых в ней проблем. Новой является попытка рассмотрения творчества Буцко как целостного явления, объединенного общими религиозными мировоззренческими принципами. Данный подход составляет основу предложенной в работе исследовательской гипотезы. Мы рассматриваем инструментальные сочинения композитора как органическую часть целостной музыкальной религиозно-символической системы, образующей мировоззренческий центр всего творчества композитора. Принципы, обеспечивающие функционирование и жизнеспособность этой системы, восходят к отечественной православной традиции. Религиозная символика впервые рассматривается как «фактор музыкального мышления» композитора. На основе самостоятельных исследований, изучения публикаций и материалов обобщаются важнейшие черты музыкального символизма Ю. Буцко, анализируется ряд неопубликованных и неизученных сочинений, уточняется периодизация творчества композитора.

Практическая значимость. Материалы работы могут использоваться в учебных курсах истории русской и современной отечественной музыки, истории музыкальных жанров, музыкальной литературы, анализа музыкальных произведений в средних и высших учебных заведениях.

Апробация работы. Диссертация (по главам и целиком) регулярно обсуждалась на кафедре истории музыки РАМ им. Гнесиных (в течение 2002-2005 уч. г.г.) и была рекомендована к защите 23 ноября 2005 года. Её основные положения нашли отражение в докладах на научно-практических конференциях «Музыкальное образование в контексте культуры» (РАМ им. Гнесиных, 2004), «Христианские образы в искусстве» (РАМ, 2004), «Гармония и дисгармония в искусстве» (Нижний Новгород, 2004), «Этингеровские чтения» (Астрахань, 2005), Новосибирской межвузовской научной студенческой конференции «Интеллектуальный потенциал Сибири» (Новосибирск, 1997, 1999). По теме диссертации опубликовано шесть работ общим объемом 8,9 п. л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения. В первой обзорной главе религиозная символика рассматривается в контексте всего творчества композитора в различных стилевых аспектах: «неоромантическом» (оперы), «неофольклорном» (хоровая музыка) и «неоклассическом» (инструментальные произведения). Вторая, третья и четвертые главы посвящены более подробному рассмотрению религиозной символики в инструментальных сочинениях композитора. В центре внимания оказываются концепционный (вторая), композиционно-драматургический (третья), интонационно-тематический и темброво-фактурный (четвертая) – уровни организации произведений.

Основное содержание работы

Введение посвящено обоснованию актуальности темы, формулированию задач исследования, анализу методологических подходов и научной литературы, уточнению терминологии. Здесь же дается обзор существующей литературы по творчеству Буцко. К наиболее значительным следует отнести публикации В. Бобровского, Ю. Холопова, М. Сабининой, М. Рахмановой, А. Селицкого, А. Баевой, Т. Старостиной, Е. Дубинец, Т. Чередниченко. В разные годы по творчеству Ю. Буцко был защищен ряд дипломных работ. Этапной в изучении творчества Буцко явилась публикация Т. Старостиной (1996). Автор даёт обзор творчества композитора, классифицирует периоды и жанровые направления. В центре внимания исследователя - инструментальные и хоровые произведения Буцко, прежде всего, Полифонический концерт и кантата «Свадебные песни».

Несмотря на растущий исследовательский интерес к творчеству композитора в начале 2000-х годов, в публикациях и учебных пособиях фигурируют наиболее известные сочинения композитора (в том числе моноопера «Записки сумасшедшего»), при этом их анализ остаётся беглым, рассматривается, в основном, содержательная сторона произведений, выразительный же план, включающий вопросы драматургии, композиционной, тематической и ладовой организации всё ещё недостаточно изучен. Таким образом, до конца не решена и проблема целостности творчества композитора. В данной работе мы предлагаем подход к решению этой проблемы с позиций религиозной символики. Религиозный символизм в музыке Буцко последовательно раскрывается от соотношения жанров творчества к взаимосвязи содержательного и выразительного планов инструментальных сочинений.

Важное методологическое значение имеет литература о композиторах-современниках Буцко (А. Караманове, Н. Каретникове, А. Шнитке и др.) и о старшем его современнике – Д. Шостаковиче. Диалог с Шостаковичем приобретает у Буцко характер некой полемики, касающейся всех уровней организации музыкального целого. В ходе сравнительного стилевого анализа в работе используются известные исследования и публикации о Шостаковиче, в частности,

М. Сабининой, В. Бобровского, Л. Мазеля, И. Барсовой, Т. Левой, В. Вальковой, Л. Акопяна и др.


Глава I. О религиозном символизме в музыке Ю. Буцко (инструментальные сочинения в контексте творчества композитора)

В данной главе характеризуются основные принципы авторского стиля, дается обзор и периодизация творчества композитора. Органическая связь музыки Ю. Буцко со Словом и, вместе с тем, стремление к его «невыговоренности», «зашифрованности» приводят к использованию в творчестве композитора музыкальных символов – скрытых сюжетов, символизации композиции и музыкального языка. Центральное значение приобретает вводимое здесь понятие религиозный музыкальный символизм Буцко, которое трактуется нами как целостная система выразительных приемов, направленных на раскрытие религиозного мировоззрения автора. Религиозный музыкальный символизм, объединяющий основные принципы мышления композитора, рассматривается в комплексе составляющих его компонентов – более общих (жанровая система, концепционно-содержательный план сочинений) и специальных (конструктивно-технологические приемы, выразительные средства).

В основе религиозного музыкального символизма Ю.Буцко находятся два важнейших символа: тема Креста (во всем многообразии интонационных вариантов), приобретающая значение индивидуального «символа веры», и Знаменный распев, который служит музыкальным воплощением некоего «всеединства», «соборности» 2. «Идее Креста принадлежит все мое творчество» - говорит композитор.

Одним из музыкальных воплощений идеи Креста является барочная тема ВАСН, нередко цитируемая в современной музыке (А. Шнитке, А. Пярт, Э. Денисов, С. Губайдулина). Символ Креста – сердцевина внутреннего мира героев Буцко - трактуется композитором шире, чем у других авторов. Он не задан изначально (как у Шнитке), а обретается после долгого пути. Крест – осеняющий, как прозрение, оправдание перенесенных страданий.

Переосмысливая в своем творчестве идеи отечественного духовного наследия, композитор приходит к формули­рованию собственной музыкально-философской концепции – «формулы», реализуемой посредством своеобразного «треугольника»: «Эрос, Этнос, Этос»3. Основные направления творче­ства композитора можно представить как грани этого треугольника:

Эрос - эта грань концепции Буцко наиболее полно воплотилась в его оперном творчестве. Сюда примыкает ряд камерно-вокальных циклов на стихи поэтов-символистов, а также некоторые инструментальные сочинения 80-90-х годов в лирико-символическом духе.

Этнос - фольклорное направление, представленное кантатно-ораториальными жанрами и симфониями-сюитами.

Этос - некий внутренний камертон, находящий­ся в основе всех произведений композитора. Этос воплощен в «литургических» инструментальных сочинениях и духовных кантатах.

1.1. Религиозная символика в камерных операх Буцко

Влияние религиозных идей в оперном творчестве Буцко сказывается в особом прочтении литературного первоисточника. Закономерно обращение композитора к сюжетам русской классической литературы – Гоголю (в «Записках»), Достоевскому (в «Белых ночах») – писателям, многими духовными прозрениями предвосхитившим отечественную религиозную мысль XIX-XX веков.

Концепция «Записок сумасшедшего» выявляет скрытые религиозные мотивы гоголевского сюжета. Композитор понимает Поприщина как персонаж-символ. В кульминации оперы образ Поприщина сопоставим с образом Христа.

Диалогичность концепции оперы «Белые ночи» обусловлена стремлением Буцко подчеркнуть в романе Достоевского религиозную идею диалога двух миров – реального и идеального – с символической кульминацией-молитвой Мечтателя в Эпилоге. Существенный вклад в понимание символической концепции оперы вносит примененная композитором драматургия света. Последовательность свето-цветового решения каждой картины оперы воспроизводит религиозный цветовой космос Павла Флоренского4.

В третьей моноопере «Из писем художника» сформулирована идея творчества как служения. Концентрация религиозно-символической интонационной сферы содержится в лейткомплексе оперы, связанном с образом Коровина. Лейттема оперы включает в себя основные категории «музыкального космоса» Буцко: редуцированный знаменный лад и тему Креста. «Музыкальные повести» (авторский термин) «Из писем художника» отмечены многообразием соединяемых интонационно-стилистических пластов, что сближает интонационный процесс произведения с большой оперой.

Религиозная символика, представленная в камерном музыкальном театре Буцко в «скрытом» виде, находит более яркое преломление в неопубликованной и пока не исполненной большой опере «Венедиктов или Золотой треугольник» (1985) по повести В. Чаянова. В этом сочинении монологический тип оперной композиции, сложившийся в камерном музыкальном театре Ю. Буцко, органично сочетается с развернутыми хоровыми и ансамблевыми сценами, элементами «театра в театре» в духе больших опер Чайковского и Мусоргского.


скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Куреляк анна Александровна религиозная символика в инструментальной музыке ю. Буцко
373.11kb.
Анна Александровна Адлер Во имя любви и милосердия
294.77kb.
Результаты инструментальной номинации конкурса «Звёздный глобус»
91.52kb.
Конкурс Подготовил: воспитатель 2 группы Канева Анна Александровна с. Восяхово. 2014г
96.85kb.
1 Стр. 09. 08. 2011 15: 27: 57 Бородина Екатерина Александровна Бородина Светлана Александровна Голубева Олеся Александровна Гурин Максим Николаевич Кравцов
118.45kb.
Государственная символика. Что это такое
74.29kb.
Мелодии для самых маленьких. Как приучать малыша к музыке
57.83kb.
Рабочая программа по музыке создана на основе примерной программы по музыке
432.41kb.
Олимпийская символика Олимпийский флаг с символом Олимпийских игр
53.72kb.
Субд и реляционные базы данных
145.14kb.
Первой четверти: «Что значит современность в музыке?»
261.68kb.
Краткое содержание Том 1, ч. 1, гл. 1 Анна ПавловнаШерер, князь Василий
1010.65kb.