Главная
страница 1
скачать файл
Ложникова И.Т.

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №22 г.Томск
Заметка как один из жанров публицистического стиля
В современной школе особую популярность приобретает создание печатной газеты. Это очень трудоёмкий и ответственный процесс, требующий от школьников знаний основ публицистики, в частности, многообразия газетных жанров. К сожалению, знакомство с ними проходит, как правило, поверхностно, стихийно, интуитивно, часто подражательно. Журналистика как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Между тем в Федеральном базисном учебном плане она не представлена. Обучающиеся не имеют возможности на уроках русского языка получить ни необходимой строго научной системы теоретических сведений о своеобразии жанров публицистики, ни практических навыков.

Публицистический стиль - это стиль периодической печати, ораторской речи и т.д. В нём реализуются информативная и воздействующая функции языка. Это сближает публицистический стиль с научным и с художественным. Но в публицистическом стиле информативная и воздействующая функции имеют свою специфику. Информация, во-первых, предназначается не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, во-вторых, должна доводиться до адресата быстро, оперативно. Воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата. Публицистический стиль открыт для элементов научного, делового стилей, в нем находят применение разговорные способы выражения и нередко используются художественные средства (в частности, образность). Несмотря на большой удельный вес стандарта, в публицистическом стиле может проявляться авторская индивидуальность.

Публицистический стиль занимает промежуточное положение между научным стилем и языком художественной литературы, и, видимо, поэтому к нему относится и научно-популярный и художественно-публицистический жанры.



Задачи публицистического стиля - сообщить информацию и воздействовать на читателя, вызвав определенный отклик.

Обращаясь к научно-популярному жанру, авторы текстов решают задачу - донести научную информацию до широкого круга читателей;

Выбирая художественно-публицистический жанр, пишущий стремится поделиться своими наблюдениями, написать о том, что особенно удивило, поразило, запомнилось.

Основные черты публицистического стиля:

•злободневность;

•лаконичность изложения при информативной на­сыщенности;

•доходчивость изложения (газета - наиболее распространенное средство массовой информации);

•яркость, страстность, эмоциональность, обобщенность, а часто непринужденность высказывания.

Характерные особенности публицистического стиля:


  • использование фразеологизмов (речевых штампов, клише), их легкая воспроизводимость (труженики полей, работники прилавка, дружеская атмосфера); использование перифразы (белое золото – хлопок, голубые дороги – водные пути и др.);

  • повторы; инверсия, обращения;

  • параллельный способ связи предложений;

  • употребление коротких предложений – рубленая проза; эллиптические предложения (безглагольные фразы) (банки – не только для банкиров);

  • совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей


Газетные информационные жанры.

Информационные жанры отличаются от аналитических и художественно-публицистических (статья, очерк и др.)не только тем, что строятся только на фактах – действиях или событиях – без подробного комментария или анализа происшедшего, но и высокой оперативностью, краткостью, отсутствием художественных образных средств выразительности.

К информационным жанрам относятся ХРОНИКА, ЗАМЕТКА, РЕПОРТАЖ. Сюда же можно отнести отчёт, но это не столь оперативный жанр. Интервью тоже является информационным жанром, но здесь необходимо оговориться: без интервью, как правило, не обходится ни один жанр, репортажи (особенно актуальные) и аналитические материалы нуждаются в мнениях, рассказах очевидцев, оценках и др.
Я только первая ступень в юнкоровской работе.

В газете взрослой каждый день и каждый раз в почёте.

Что, где, когда стряслось и как -

Расскажет очень метко газетная… (заметка)



Заметка – это самый короткий информационный жанр (30-100 строк).

Заметка может строиться по двум принципам - так называемы принципы прямой и перевёрнутой пирамиды. Журналисту необходимо определить, какой из вопросов является основным, самым важным, и в зависимости от этого выбрать принцип построения его заметки. Принцип прямой пирамиды предполагает, что заметка будет начинаться непосредственно с описания факта (информационного повода), принцип же перевёрнутой пирамиды предполагает сначала рассказ о последствиях, подробностях происшедшего, и только потом – факт. Заметка - форма информирования читателей о важном факте, событии общественной жизни. Заметка отвечает на 5 главных вопросов: ЧТО? ГДЕ? КОГДА? С КЕМ? КАК?



Характерная особенность – сжатость, краткость, точность и документальная подлинность сообщаемой информации.

Основное назначение – ясность изложения - сообщить о факте главное, существенное.

Основное достоинство - высокая оперативность.

Заметка отвечает на вопросы: когда, где, что произошло, кто является «действующим лицом». Действенное значение заметки усиливается тем, что она выступает на газетной полосе в ансамбле с материалами других жанров.



Требования к заметке

а) целеустремленный, продуманный отбор фактов, позволяющий показать самое существенное;

б) заметка должна раскрывать общественное значение сообщаемого факта;

в) правдивость.



Процесс подготовки заметки

а) творческий поиск или получение редакционного задания;

б) тщательная проверка материала;

в) отбор фактов для заметки.



Виды заметок

  1. Информационная (событийная) краткое сообщение в 10-20-30 строк, имеющее заголовок.

  2. Подборка.

  3. Заметки, содержащие хроникальные сообщения

  4. Заметка, посвященная событию (или заметка-анонс)

  5. Заметка, посвященная человеку (например, заметка-благодарность)

  6. Путевые заметки

Заметка может быть краткая и расширенная.

Требования к литературному оформлению

Заметка должна содержать яркие, запоминающиеся факты, важные наблюдения. Заметка не должна содержать канцеляризмов («колбасные изделия», «молочно-кислые продукты» и т.п.). Очень важна точность выражения мысли. Правильная логическая и грамматическая связь исключает двусмысленность. Стилистические ошибки также могут привести к смысловым искажениям.



(«Когда с трибуны спустилась передовая доярка, на нее взгромоздился председатель колхоза»)

Не следует думать, что в заметке неуместно использование художественно-выразительных средств языка, например, при описании новой машины уместно сравнение. В заметках широко используется цифровой материал.

Каждая заметка предполагает свою стилистическую окраску, например, в критическом материале уместен сатирический элемент.

Критическая Заметка - это сигнал о каком-то отрицательном факте, явлении в окружающей жизни. Автор обязан точно проверять сведения, которые сообщает. Для критической заметки нужен остроумный заголовок. Язык её должен быть таким, чтобы описанный случай вызвал у читателей смех или негодование.


  • Для короткой критической заметки выбирается один факт

  • Обдумывая сюжет, автор должен решить, какое настроение он может по складу своих способностей, вызвать у читателя - смех или возмущение, - и писать с таким настроением. Хотя цель одна - обсудить то или иное отрицательное явление, но стилистические приёмы разные. Можно рассказать о факте со смехом или с возмущением.

  • Если в заголовок вынесена смешная деталь, его смысл может стать ясным после прочтения всего текста.

  • Заметка строится так, чтобы убедительно раскрыть основную мысль, а все выразительные средства (маленькие зарисовочки в 1-2 предложениях, сравнения, эпитеты, синонимы и т.д.) подбираются с целью вызвать желаемое чувство у читателей.


Памятка «Как написать заметку»

1.Выбери или найди событие, о котором стоит написать

2.Узнай всё самое главное, уточни факты

3.Укажи время, место действия; назови участников события, кратко охарактеризуй каждого из них (если это важно)

4.Определи своё отношение к событию

5.Описывая событие, оцени его, выскажи своё к нему отношение


Рекомендуемая литература.

  1. Артамонова Д. Основы Журналистского мастерства, Новосибирский государственный университет, 2000

  2. Гринина – Земскова А. Сочинения в газетных жанрах, М. 1979

  3. Калганова Г. Сочинения различных жанров в старших классах, М.2003

  4. Карнауж Н. Учимся писать эссе, М.2001

  5. Ладыженская Т. Система обучения сочинениям, М.1973

  6. Ладыженская Т. Развивайте дар слова, М.1982

  7. Легнер А. Система письменных работ по развитию речи учащихся, Абакан 1969, 1993

  8. Е.Ю.Махницкая. Сочинение, отзыв, эссе. Пособие для подготовки к ЕГЭ, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004

  9. Никитина Е. Русская речь, М. 2002

  10. Панов Б. Внеклассная работа по русскому языку, М.1987

  11. Журнал «Русский язык в школе»

  12. Словари и справочники из школьной библиотеки

12.Internet – ресурсы

13.Российские газеты и журналы
скачать файл



Смотрите также:
Ложникова И. Т. учитель русского языка и литературы маоу сош №22 г. Томск Заметка как один из жанров публицистического стиля
61.51kb.
Номинация: методическая разработка
108.06kb.
Урок литературы в 9 классе. Мурысева Г. И. учитель русского языка и литературы моу «сош №2 г. Калининска Саратовской обл.»
32.3kb.
Урок по культуре народов Ямала «Звучащая книга поэта»
79.84kb.
Мухина Инны Алексеевна, заслуженный учитель рф, доцент кафедры истории педагогики спбаппо
38.72kb.
«Русско-японская война в произведении В. Пикуля
135.59kb.
1 Кайзер Т. В. Моу азовская сош №2, Учитель русского языка и литературы 2 Голубкова С. К
170.48kb.
1. моу сош №28 им А. Смыслова г. Липецка Учитель русского языка и литературы Городничева Евгения Викторовна
71.53kb.
Бастрыгина Г. И., учитель географии моу сош №23 г. Комсомольска-на-Амуре; Горбач Е. А., педагог-библиотекарь моу сош №23 г. Комсомольска-на-Амуре; Шелепова Е. И., педагог-библиотекарь моу сош №23 г. Комсомольска-на-Амуре
493.52kb.
Урок развития речи по литературе «Создание сценария по рассказу А. П. Чехова
40.79kb.
Иван Андреевич Крылов. Жанр басни творчестве в Крылова. Басни «Ворона и Лисица»
40.47kb.
Конспект Белицкая Валентина Александровна, Учитель русского языка моу «сош №13 с уиоп»г. Электросталь мо
255.02kb.