Главная
страница 1страница 2
скачать файл
Молитвы Батюшки Олега из проповедей за 2002 год
Из проповеди №27 «Слово на Богоявление» (2002-01-19)

«Научи мя творити волю Твою» – так Святая Церковь словами пророка Давида учит нас в своих песнопениях».


«Даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».
Из проповеди №29 «Об иерихонском слепце и покаянии» (2002-01-27)

«И поэтому в первую очередь нам идёт напоминание: «посмотри! Ты-то имеешь это: глаза, руки, ноги, речь, слух, разум (если увидишь человека сумасшедшего). Оказывается, всё, что мы имеем, – а оно не просто так сам по себе, а это – дар Божий! – И только тогда, когда мы видим лишённого этого дара и сразу мысленно понимаем, что можно иметь, а можно и не иметь, вот тогда мы можем оценить и возблагодарить Бога».


«И поэтому следующим чувством у нас должно быть пробуждение благодарности Богу. «Боже! Милостивый, благодарю Тебя, что меня, великого грешника, до сих пор Ты ещё не лишил зрения, рук, ног, ума, речи. И я иду и глазами грешу, и я трачу этот дар на общение с бесами, с грехом, с страстями. Руки, вместо того, чтобы воздевать на молитву и отдать на делание добродетелей, я иду и употребляю на грех. Ноги, которые должны шествовать путём Божиим, я иду в места противоположные, в мрачные, погибельные. И так всё остальное: разум свой, вместо того, чтобы его вперить в молитву, в слово Божие, в Богомыслие, я вращаю, пережёвываю шелуху мiра сего, грешную, которая меня мучает, терзает. И так всем естеством своим я служу греху. И вот для отрезвления моего, Ты послал мне этого человека страждущего, лишённого того или иного органа, и напоминаешь мне: Покайся! Это не гласный призыв к покаянию. Ибо не думай, что это всё просто так даровано. За всё Я взыщу. Имеешь это? – Служи этим своему спасению, прежде всего! Затем Мне – во славу Мою».
«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного (или грешную, если женщина молится)».
«Но, простите, кто отлучит меня от любви Божией? А у меня нет ничего другого в этой жизни! Для христианина Христос – всё! И имя Его – всё!».
«И вот этот слепец был краток. Он сказал самую суть. Иногда краткой молитвой можно выразить суть лучше, чем многими томами научных диссертаций. «Господи! да прозрю!» – опять-таки, он указывает на источник. Обращается к Нему «Господи!» и всё! «Господи!».
«Господь мой и Бог мой!» (Ин.20,28).
«И поэтому настоящая молитва – когда мы себя поставляем пред Богом, она и начинается: «Слава Тебе, Боже, слава Тебе! Слава Тебе, Боже Всещедрый, слава Тебе, Боже Всемилостивый, слава Тебе, Боже Долготерпеливый и Неизреченный в милости Своей! Благодарю Тебя, Господь и Бог мой! Что Ты даровал мне день этой жизни, что ещё не погубил меня со беззаконьми моими, не отправил во ад, где моё место и т.д. и т.д. и т.д.». Начинаем со славословия и благодарения и таков порядок, засвидетельствованный святыми Ангелами и Святыми Отцами Церкви для желающих угождать Богу и спасти свою душу».
«да! Ты-то такой, Господи! Ты Прекрасный! А я-то... я, итак, мерзость, но как-то я этого не замечал, я так с ней сросся, так свыкся, что я не замечал как-то её, пока, уж, совсем меня не доставало. А вот на фоне Твоей чистоты и Твоей святости и Твоего совершенства, наконец-то я прозрел и увидел: Боже! Ужас... и эту гадость, эту мерзость Ты ещё терпел и терпишь?! Воистину Слава Тебе и горе мне, и даруй мне плач! Даруй мне оплакать себя заживо, пока я ещё есть, пока я дышу, пока я двигаюсь, пока я способен изливать слёзы от сокрушения. Даруй мне плач и слёзы! Это – мой хлеб!».
«не из страха мучений даже и не из желания наград. Нет! Безкорыстно! Ради Самого Тебя, Господи, стремимся к Тебе».
Из проповеди №30 «О покаянии по притче о талантах» (2002-02-03)

«поэтому, если нас обвиняют в чём-то и это обвинение справедливо, мы должны говорить: «да, да виноват, каюсь, простите, исправлюсь».


«Если мы этого не делали и знаем действительно, что мы этого не делали, а нас обвиняют напрасно, мы можем также сказать правду: «нет, я не брал вашу вещь; нет, я не делал этого».
«Господи, прости, всю жизнь прожил, теперь уже умираю, болезнь к смерти, тяжёлая, всё, каюсь, согрешил, всю жизнь неправильно жил, помоги мне хоть на смертном одре здесь обратиться к Тебе, прости мне грехи, прими меня во Царствие Твое, как разбойник на кресте, уже умирая в муках, он, всё-таки, сделал этот решительный выбор, отказался от земного, от греховной жизни своей, признал её греховной, осудил её, и умолил Бога о вечности и улучил, первым вошёл в Рай».
«Поэтому произнося: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную (или грешного)», мы умом заключаем ум в слова молитвы и преследим сердцу, и пытаемся как бы оживить его, как оно восчувствует этим словам, с благоговением, с предстоянием Богу в простоте, и произнося это и устами, хоть шёпотом».
Из проповеди №31 «О смирении как основе духовной жизни (по случаю исцеления бесноватой дочери Хананеянки)» (2002-02-10)

«в первом этапе Он попускает нам длительный период как бы без явных плодов, без ответа от Бога, мы трудимся, молимся, мы кричим, мы вопиём, мы осознаём свою погибель, мы выражаем её этим криком, этим плачем, сокрушением, поиском из безвыходности: «как, Господи, спастись? Помоги! Всё, вижу, всё, погибаю, ничего не могу сделать».


«смирись, назови себя вместе с этой женщиной или с царём Давидом, пророком, который говорил: «скотен бых у Тебя», в псалтири пишет – «скотен бых!» (Пс.72, 22)».
Из проповеди №33 «Обращение Закхея как образец должного покаяния и самоотвержения» (2002-02-17)

«8 Закхей же став сказал господу: Господи! – опять-таки, Закхей обращается в противовес всем людям, которые роптали и осуждали, к Господу, как бы говорит: «меня сейчас не интересуют мнения людей, я уже не завишу от мнения толпы, я Тебе, Господи, говорю, а они пусть слушаютГосподи! половину имения моего я отдам нищим» – вот плод покаяния: и милосердие, и сострадание, не просто...».


Из проповеди №34 «Неделя о мытаре и фарисее» (2002-02-24)

«И вот в святом посту Церковь предлагает нам молитву преподобного Ефрема Сирина, которая направлена, прежде всего, против осуждения – «Господи и Владыко живота моего...». Мы будем часто во время поприща поста читать эту великую для нас и важную молитву вместе с Церковью, и просить: «даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».


«Боже, милостив буди мне грешнику».
«И тогда мы сопровождаем все свои действия молитвой смиренной, просящей помощи, просящей милости, просящей укрепления, просящей благодати для решения каждого нашего жизненного вопроса: «Господи, укрепи меня благодатью, даруй мне помолиться сейчас вот утренним правилом», или «Господи, помоги мне выстоять службу сегодня на Литургии, помоги, даруй мне причаститься достойно и поблагодарить Тебя за это»; «Господи, даруй мне благодатью Твоей помолиться на сон грядущий, или о ком-то помолиться».
«Прежде, чем начать молитву конкретно по теме, надо установить своё сердце, свой ум правильно, и поэтому обратиться к Богу со своей немощью, как бы показывая – «Господи, ну я же немощен есть, я знаю, мне нужно сейчас помолиться в храме ли, дома ли, о ком-то ли, или то, что положено, мне, но я немощен и в этом, и не знаю, о чём помолиться, и как помолиться, даже, если святые слова Святых Отцов правильно написаны, но они могут для меня не работать, я не нахожусь в устроении Святых Отцов, поэтому для меня это будет лицемерное повторение этого правила, оно меня не выправит, я их не чувствую, они на мне и для меня и для моего состояния не работают, а я хочу не лицемерить пред Тобою, а реально молиться о своих реальных нуждах, а у меня одна нужда, я погибающий человек, я иду в ад, я нахожусь в плену у бесов, я в рабстве у страстей и хочу от этого избавиться, я мучаюсь этим, и не имею человека, помощника в этом, и всё человечество отступает от Бога, уже окончательно отступило, и кто мне поможет? Только Ты, Господи, к Тебе одному прибегаю, у Тебя прошу помощи; наставь меня, да не ослабею, да не оставлю молитву, да не оставлю покаяние, ибо это жизнь для меня, а оставление смерти подобно; помоги мне!».
«Святой пророк Давид научает нас Духом Святым: «Услыши мя, Господи!». Он, Духоносный, нуждался в предваряющей молитве перед тем, как вознесть свою молитву, выражая чувство своего недостоинства, своей бездерзновенности, своей греховности, показывая разницу между собой и Богом, безконечную разницу, он научает и нас: «Услыши мя, Господи!». т.е. не так просто: сейчас открою рот и пойду глаголы высокоумные глаголать, и Бог меня сразу будет слушать. Да не обольщает вас никто и никак! Бог не слушает. Он слышит, но Он не слушает эти молитвы. Он не принимает их, Он отклоняется или отворачивает лице Свое, как это говорит Писание. Т.е. поэтому надо ещё сначала так смириться, так уготовить свою душу в молитве, чтобы она была Богом принимаема, т.е. дойти до этого, поэтому всякие употребляются средства: «Господи, услыши меня; Господи, я недостоин, я немощен, помоги мне» вот чувство своей немощи, своего недостоинства, оно вот выражается в такой предваряющей обстановке, а затем просится самого главного вот краткой молитвой мытаря: «милостив буди мне грешному».
«Господи, даруй мне благодать Духа Твоего Святаго для исцеления души моей; исцели душу мою благодатью Духа Святаго Твоего».
«Боже, милостив буди мне воистину грешному человеку».
Из проповеди №35 «Слово в неделю о блудном сыне» (2002-03-03)

«я недостоин. Недостоин такого Бога, такого Благодетеля своего, Отца своего, недостоин называться сыном, недостоин, но не отчаиваюсь».


«восстав, иду ко отцу моему и скажу ему: «отец! согрешил на небо и пред тобою, и уже недостоин называться твоим сыном, но сделай меня или прими меня, как одного из твоих наемников».
«Бог милостив, я недостоин быть сыном, но, всё-таки, Он примет меня хотя бы, как наемника, т.е. наравне с другими приходящими на работу».
Из проповеди №36 «Слово о Страшном Суде «(2002-03-10)

«Господи! да прости, какие мы черви безумные! Как мы посмели в земной жизни Тебя не слушаться?».


«Вот как страшно самооправдание! Оно делает человека необратимым демоном. Потому что если бы человек грешил по немощи или ещё как-то, но признавал это, и не оправдывал бы это, а мучился бы этим, говорил: «да, грешен, Господи…» ему какой-то шанс ещё есть».
«Но человек, который грешит, но ещё не убит для обращения к Богу, он, не оправдывая себя, а обвиняя себя, сохраняет возможность в любой момент обратиться, когда Бог обстоятельствами поможет ему, скажем болезнью остановит конкретное какое-то грешное дело или делание, то, что человек мог, а болезнь поставила преграду, не может он больше через неё переступить. И тогда, когда он лишается вот этого ложного упоения грехом, он говорит: «ой, всё, это уже потеряно, это невозможно, а что ж я? А, безумец я, безумец, вот до чего… Господи, помоги мне» и обращается, и может покаяться, измениться».
«Поэтому важно не внешнее соответствие, а внутренний контроль через благодатное внимание, просеивание каждого слова через сердце: почему я говорю? Для кого я говорю? Кому я говорю? «Господи, вразуми, – молитва обязательна, – помоги мне, как сказать, как ответить, будь по работе, будь это брату, будь сестре, будь прохожему, будь начальнику, чиновнику». Кому бы то ни было. Потому что Господь вразумит каждому».
Из проповеди №37 «Слово на Прощеное Воскресенье» (2002-03-17)

«Но самое главное, как учит Церковь Великим постом в молитве, которая положена для Великого поста Ефрема Сирина, принятая Церковью: «Господи и Владыко живота моего, даруй мне зрети моя согрешения и не осуждати брата моего», т.е. состояние осуждения уврачёвывается другим состоянием – зрением греха своего. Зрение греха своего это есть первый благодатный дар кающемуся человеку».


«Боже, милостив буди мне поистине грешному, великому грешнику, я погибший, я нуждаюсь в Твоей милости. И люди остальные находятся в подобном состоянии, они лучше меня, но по природе своей они в таком же состоянии, поэтому называя их лучшими, видя их лучшими, я смиряюсь и перед ближними, но в то же время я не лгу на истину, я не приписываю, что они здравы. Я вижу их болезнь в человеческой природе через себя, через видение своей болезни, своей человеческой природы, она одна у нас. И поэтому я меняю отношение к ним: из осуждения на сострадательную любовь. И это уже не искусственно, не деланно, не на показ и не лицемерно, а действительно от духа сокрушения».
«Поэтому вне истинного покаяния не может быть состояние неосуждения ближних. И поэтому поклонами, свидетельствующими это как внешнее выражение нашего смирения, Святая Церковь учит нас читать молитву Ефрема Сирина: «даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».
«Но, если пришёл брат, и плюнул на икону Господа или Матери Божией – всё, ты не можешь этого простить. Это не против тебя грех сделан, против Церкви, против благодати Духа Святаго, находящегося на этой иконе или с этой иконой пребывающего. Поэтому это хулитель благодати. Здесь мы не можем прощать. Это не наша прерогатива. Нам не дано этого. Мы можем сострадать, молиться: «Господи, прости ему, не ведает, что творит».
Из проповеди №39 «Слово о Благовещении и Кресте Господнем» (2002-04-07)

Мы молимся Кресту, как живому: «Радуйся, Честный и Животворящий Кресте Господень!».


Из проповеди №40 «О покаянии по преподобному Иоанну Лествичнику» (2002-04-14)

«Всё! Хватит! Согрешил на небо и пред Отцом своим – Богом, больше не хочу. Недостоин называться сыном, пойду хотя бы наймусь как один из наемников».


«Но основа основ святости – это мера осознания своей греховности.

Поэтому каждый из нас, подходя должным образом в правильном умонастроении к исповеди, отходит святым, должен отходить святым. Не в смысле, гордясь, именуя: «я святой!» – да избавит Бог нас от такого ложного, гордостного помышления! Но он будет уходить в сердце с ощущением, что он самый великий грешник всех времён и народов. Но именно за это ощущение пред Богом-то он будет святым. Не сам себя будет именовать, а пред Богом он будет святым. Потому что он вступил в завет с Богом правильно, как грешник, приходящий к Богу, Спасителю грешников, к Богу кающихся, к Богу, отверзающему дверь покаяния тем, кто усердно и усиленно просит это вместе с Церковью: «покаяния двери отверзи мне, Жизнодавче Христе».


«Ибо кто имеет истинное смирение Божие, тот в самых лютых скорбях возблагодарит Бога. Ибо для него дорог Сам Бог, а не сам человек. И поэтому он от Бога принимает всё равно: как доброе, так и наказательное, скорбное, болезненное. Ему дорого, что его Бог послал ему эту скорбь. Он благодарит искренно от глубины духа говорит: «Боже, благодарю Тебя! Раз Ты послал, для меня важно, что Ты послал, а уже скорбь не имеет значения. Я верю, что она мне полезна. И даже не хочу разбираться, почему она послана, важно, что Ты».
«Просим следующего, в том числе дар услышания и быть услышанным: «Господи, даруй мне благодатью Духа Святаго Твоего дар слушать Тебя, слышать Тебя и слушаться Тебя, чтобы творить волю Твою. И даруй мне дар быть услышанным Тобою».
«или как Давид говорит: «услыши мя, Боже!».
«И молить надо сначала: «Господи, услыши меня, ибо я грешник, недостойный быть услышанным!».
Из проповеди №41 «Преподобная Мария Египетская – образец истинного покаяния» (2002-04-21)

«В Великом Каноне в честь преподобной матери есть такой припев: «Удивила еси всех странным житием твоим, ангелов чины и человеков соборы, невещественно поживши и естество прешедши: имже, яко невещественныма ногама вшедши, Марие, Иордан прешла еси».


«Покаяние двери отверзи мне Жизнодавче Христе» – вот Церковь учит нас Великим Постом.
«Но мало лечь крестом на землю. Мало смириться. И мало осознать себя прахом и пеплом, и что страдаешь из-за прилеплённости к земле. Что нужно? – Вопль! Это уже не молитва. Это высшая покаянная молитва. Вопль ко Господу Спасителю, могущему спасти. Что она книги открывала? За рояль садилась и пела песни Богу, гимны? Нет! До длинных ей псалмов? До длинных молитв? Да, когда у человека скорбь на душе такая, что она теряла сознание от противления страсти, так они её мучили. Самая краткая молитва, но важно, чтоб в ней было имя Иисуса Христа: «Господи Иисусе Христе, помоги мне! Всё!».
«Возревнуем в правильном смысле, подвигу, внутреннему подвигу преподобной Марии Египетской, для которого она и поставлена на церковный свечнице. Не внешнему, опять-таки, а внутреннему. А внешне будем учиться и просить: «Господи, вразуми, что мне, какое средство мне подходит? Как мне этот духовный внутренний путь проходить? Какие внешние средства употреблять?».
Из проповеди №42 Слово на Вход Господень в Иерусалим (2002-04-28)

«И для того, чтобы лучше понять назначение употребления этих ваий и участие младенцев, нужно ещё раз вернуться к икосу шестой песни канона, который вчера Святая Церковь употребляла в честь празднования этого праздника: «Понеже ада связал еси Безсмертне, и смерть умертвил еси, и мир воскресил еси, с ваиами младенцы восхваляху Тя Христе, яко победителя, зовуще Ти днесь: осанна Сыну Давидову. Не ктому бо, рече, заклани будут младенцы, за Младенца Мариина: но за вся младенцы и старцы, Един распинаешися. Не ктому на нас вместится меч: Твоя бо ребра прободутся копием. Темже радующеся глаголем: благословен грядый Адама воззвати».


Из проповеди №43 «Слово в неделю Фомину» (2002-05-12)

«И он видит по благодати всю славу этого Воскресения. И только после этого он может честно воспевать песнь: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Господу нашему Иисусу». До этого он поёт, обманывая сам себя. Он не видел. И поэтому он должен петь это с глубоким сокрушением и с осознанием, что он сейчас лицемерит. «Прости меня, Боже, что я великую песнь эту дерзаю своим нечистым языком и устами воспевать, хотя я ничего не видел».


«И вот там, когда впервые сокрушится наше сердце по-настоящему и начнёт оплакивать своё безумие, своё богоотступничество, богопредательство, свою потерю Бога и блаженного состояния, ибо оно (сердце) увидит реально и начнёт переживать и всю свою погибель и немощь. И вот при оплакивании, казалось бы, вот такого мрачного великого падения и погибели, вот здесь и впервые душа вкусит ощущение жизни.

Это говорю из святого опыта, и из Святых Отцов, и из своего личного. Это ничем неизобразимое состояние. Его невозможно отразить словами. И только после этого понимаешь: «Боже Милостивый, я же был мёртв!». До этого плотского, грешного человека не убедишь никак, что он мёртв. Он не понимает».


«Он сохранил эту телесную жизнь для того, чтобы мы вернулись к той прежней, под покровом этой телесной жизни, истомившись по Богу и ужаснувшись всех этих страданий в этой плоти, в которой мы постоянно сами себе и другим причиняем и от других терпим, раз и навсегда отмахнуться и сказать: «Господи, зачем такая жизнь мне?». Но отмахнулись не с отчаянием, чтобы всё, пойду, повешусь, потому что всё не хочу этой жизни, – это погибельное и бесовское отчаяние. Нет! А отрешились ради получения настоящей, истинной, блаженной, нетленной, вечной жизни, ради возврата к Богу, ради обретения Бога».
«Потому что Его слова точны, верны, истинны и несомненно сбываются! Если они не сбылись на мне, это я говорю о каждом из вас, то подумай, почему? Бог ли лжёт? Писание ли лжёт? Нет! Да не будет! – «Я лгу. Я неправильно живу, да, верую, верую, но не живу по этой вере. Потому что, если бы я правильно верил, если бы я правильно исполнял заповеди, то сбылось бы несомненно то, что и обетуется Святым Писанием. Пришёл бы Господь и сделал бы обитель из меня. И я был бы сосудом Духа Святаго и жилищем Бога. А раз я был таким бы, то я и являл бы из себя это. Свидетельствовал бы делами. Потому что нельзя утаить Бога в себе. Вот, Он живёт, а никто об этом не знает. Никому не скажу, не покажу». Нельзя! Потому что Бог согласно действует. И тогда Он через человека исполняет его благодатью. И он говорит, он видит Писание, он свидетельствует об этом делами, любовью к ближним, всепрощением, он живёт уже не осуждением, не презрением к ближним, не уничижением ближних. Любовью, но любовью разумной, любовью зрячей, любовью по заповедям Христовым. Он не кидается в объятия отступнику и предателю с: «давай объединяться!». Это не любовь. Это ненависть к Истине. Это нарушение заповеди. Но он, щадя его, он молится: «Господи, вразуми, да обратится и не погибнет эта душа» и отвращает свой взор. И уходом от него, оставлением слепцов, он даёт им шанс ещё, подвигая их к покаянию».
Из проповеди №45 «Слово в неделю о расслабленном» (2002-05-26)

«как писал Давид: «скотен бых у Тебя» (Пс.72,22), т.е. смириться и сказать: «да я, Господи, скотина, да и хуже, и поэтому и как скотина веду себя, а должен быть образом Твоим, поэтому прости меня...».


«Так вот единственным способом не грешить это есть, согрешивши, восстать покаянием, сокрушённой частью души пред Богом, и засвидетельствовать опять свою немощь, и просить, умолять, выплакивать вот это состояние безгрешия: «Господи, исцели душу мою! исцели душу мою, яко согрешил Тебе! яко постоянно грешу пред Тобой. Не хочу грешить! не согласен с этим состоянием, оно мне не нравится, оно мне мерзко, отвратительно, я мучаюсь этим, я забочусь о своём грехе, чтобы избавиться от него, возненавидеть его, изгладить его, очиститься. Господи, хочу быть с Тобою! недостоин ни Тебя, ни Твоей милости, недостоин имени человеческого! недостоин называться образом Божиим, и со скотами недостоин, может, уже и жить, и демонов превзошёл по многим своим мерзостям и делам, но знаю Твою милость, исцели душу мою, даруй мне полное, совершенное здравие души моей! Даруй мне благодать от Твоей благодати! Силу от Твоей силы! Крепость от Твоей крепости и мудрость от Твоей мудрости, да не грешу, и да не согрешаю! Но даруй волю Твою Святую, угодную Тебе, полезную и спасительную мне! Приведи меня в это состояние скорбями, плачем, молитвами, укрепи меня в этом состоянии, даруй мне это!».
«Слава Тебе, Боже Всещедрый! Слава Тебе, Боже всемилостивый! Слава Тебе, Боже долготерпеливый и неизреченный в милости Своей. Аминь!».
Из проповеди №46 «Истинное поклонение Богу в духе и истине (по беседе Господа с самарянкой)» (2002-06-02)

«Если кто-то думает, что простое сожительство по договору мужчины с женщиной, даже просто с одним мужчиной и одной женщиной с целью, так сказать, совместного проживания, рождения детей, воспитания, и даже с государственной печатью и штампами во всех паспортах, что это и есть брак, то Писание говорит, что не так.

Бог, пришедший во плоти, сказал: «нет, неважно, может быть и один муж, а не пятеро, но он тебе не муж, а ты ему не жена». Почему? А потому что вы у Бога не благословились. А потому что вы не взяли таинство. Вы не поняли слов Господа: «да оставит человек отца и матерь свою и прилепится к жене своей, и будут одна плоть» (Быт.2:24; Мф.19:5;Мар.10:7-8;Еф.5:31), одна плоть. Если Бог и Церковь не благословляет – нет одной плоти! Нет и быть не может! Есть, если одна плоть, то с блудницей или с блудником. Это – закон!

И можно возмущаться, можно всё по гордости своей погибать по этой причине, но истина несомненна. Вот она! Ещё другие места есть, но просто ещё одно место имейте в виду. Только благословлённый Богом брак. Мы не говорим, что по жизни опять во всяких ситуациях, всякие обстоятельства и не сразу всё это можно. Но важен принцип. Если мы принимаем принцип, то мы будем стремиться к воплощению его. «Господи, я живу что-то не так, нет у меня возможности, нет священников или обстоятельства, помоги мне, но я хочу, благослови меня».


«Лучше с ней расстаться и дать ей шанс задуматься, а почему же меня отвергли? «А, значит я, наверное, неправильно живу! Потому что хороший верующий человек, любящий меня отверг меня, хотя я ему верность храню, хотя я души не чаю и так готовлю ему, и глажу, и стираю всё, чего же он меня отверг? А он скажет: «А что же ты Христа моего отвергла? Чего же ты Церковь Его презрела? Ты изменила раньше моему Богу, как же я могу изменить Богу, пойдя за тобой? так я буду подобен Адаму, который последовал за Евой. Чем закончилось? А вот тем, что мы сейчас должны из ада вылазить – вот чем закончилось – с огромными трудами, скорбями, нести покаянную жизнь, скорбничество, крестоношение, самораспятие, и всё для того, чтобы выйти из ада и войти в жизнь вечную, примириться с Богом. И всё это последовало через увлечение женой. Женой законной».
«И это то, что мы должны делать, даже вкушая пищу. Мы должны в этот момент умом своим не влазить в эти продукты питания. Т.е. говорят «о, а это из чего сделано?» и вот кушаем, пьём, а потом: «о, а это наверное, нет» и начинаем обсуждать, говорить или как приобрели, или как приготовили, или какие там составные части, или историю этого, так сказать, продукта питания и т.д. И мы тогда всецело и умом, и духом как бы. И так тело соединяется с продуктом, и мы ещё погружаемся духовно как бы в это всё. И оземленяемся, становимся более дебелыми, грубыми, а потом из этого состояния попробуй на молитву выйти к Богу или к Богомыслию…Всё. Это невозможно. Тогда какая-нибудь скорбь так огреет, тогда: «ой, Господи, наверное, Ты ж есть, надо ж к Тебе обратиться, бо что-то больно мне». Вот почему мы сами себе на скорби-то напрашиваемся, привлекаем их. Мы нуждаемся в них, как в постоянно отрезвляющих ещё вот этих воздействиях, которые нас опять обращают к Богу и нашу молитву делают из лицемерной такой, формальной, более искренней, потому что уже действительно припекло. Начинаем: «ой, Боженька, помоги, а потому что серьёзно уже болитъ». А не болит – так пусть всё как получается. Немощь такая наша.

И поэтому они предлагают пищу. А мы должны, вкушая пищу, следовать совету Господа – уходить в Богомыслие или в молитву, и не думать о земном. Тогда, соединяясь с земным, мы и так какой-то несём урон, но, во всяком случае, ум наш и дух будут пребывать свободными от этого земного.

И это – борьба. Это – мудрость. Это – опыт. Это – практика. Это надо делать. Этим надо жить. Тогда плоды будут соответствующие. И тогда мы уйдём из-за стола не разбитыми, бочками вот этими накачанными, которая хочет рухнуть и покатиться спать, или попрыгать на траве, чтоб что-то там трошки жир этот разгулялся, а мы, действительно, выйдем глубоко задумавшимися о своей погибели или о божественных свойствах, благодарящими людьми. И будем не формально там: «Благодарим Тебя…», а будем действительно: «Господи, благодарю Тебя, что Ты меня, окаянного, ещё не попалил здесь, ещё давал мне земных благ вкусить Твоих…», т.е., действительно, будем выражать это живо, эту молитву, как и все остальные молитвы. Т.е. жить надо этим».
Из проповеди №47 «О духовном прозрении (Слово в неделю о слепом)» (2002-06-09)

«Господи, благодарю Тебя, что у меня есть зрение, допустим, а этот человек не имеет, помоги ему, Господи, вмени ему это лишение его важнейшего органа зрения в великую милость ему, прости ему грехи и т.д.».


«Так естественно, открыл глаза – «Слава Тебе, Господи! я живой! Вот солнце! Вот деревья! Вот птицы! Вот люди! Вот дорога! и всё прочее, мы всё видим».
«Поэтому мы должны укрепиться этой мыслью, и начать, и шествовать, и никогда не оставлять этого великого делания покаяния Иисусовой молитвой, которая рано или поздно приведёт нас к созерцательной молитве ибо, если здесь, в земной жизни, мы не успеем, хотя обязательно Господь даст какие-то, может быть единичные случаи таким авансом увидеть, что это такое, ощутить. Обязательно! Я говорю из своего опыта. Обязательно! Господь даёт хотя бы один раз пережить то, что переживали Святые Отцы. Потом это отнимается, чтоб не возгордились, там, и по многим причинам сейчас, по условиям нашего отступления, окружающего нас, но важно, что мы опытно будем иметь подтверждение: да, вот о чём Святые Отцы писали, вот что они переживали, и мне Господь милостью, благодарю Тебя, Господи, хоть один раз дал испытать то состояние, то состояние, то состояние, то состояние,...».
«Невозможно словами человеческими отобразить и мельчайшую часть Кто есть наш Бог! Он настолько Велик, Он настолько Славен, Он настолько Страшен для нас. Страшен Своим величием. Не как что-то пугающее. Нет. Он Прекрасен! Но именно эта чистота, эта святость, эта красота неизреченная и эта слава, и величие настолько, что человек действительно смиряется, видя себя не то, что песчинкой, а вообще, не знаю, как и назвать. Он падает ниц, сжимается весь, и только одна мысль у него: «Боже, буди воля Твоя. Я недостоин даже и взирать».
«Начните Иисусову молитву читать со вниманием, но в уединении: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (или грешную)». И попробуйте удержать ум в этих семи словах. И откроется реальное состояние – не можем, неспособны, ум неудержим, он не устанавливается в эти слова. Я уже не говорю, чтоб ощутить их силу, чтобы они восколебали сердце, привели в страх, трепет, благоговение и смирение крайнее. Уже об этом я не говорю. Хотя бы, чтоб ни один помысел посторонний не пришёл, и чтобы ум не улетел, и чтобы он внимал каждому слову молитвы, и хоть как- то сочувствовал, что он грешный. И это уровень новоначального, приступающего к покаянию».
«Господи, даруй мне зрети моя согрешения и (как следствие этого состояния) не осуждать брата моего».
«Думать об одном: я иду за послушание Богу для собственного прозрения и спасения. И что мне до того, кто что подумает, кто что скажет? Я должен думать, а что Бог обо мне подумает?! И что Он мне скажет?! Особенно на Страшном Суде: иди туда или в Царство Божие, или на низ в вечные муки. Эта мысль должна приковать всё моё существо, и держать как уздой».
Из проповеди №48 «Слово на Вознесение Господне» (2002-06-13)

«Запомните это и молитесь, чтобы Господь дал и вам облечься силою свыше, приняв Духа Святаго. Надо каждодневно просить этого через все делания заповедей, через все добродетели, как учит Серафим Саровский и другие Святые Отцы, надо ставить одной целью стяжание Духа Святаго. Никакой другой цели не ставится. Я не делаю для людей на показ, я не делаю, там, не знаю для чего другого, я делаю только с одной целью, чтобы Господь по милости Своей, не по заслугам, не за дело мое, а по милости Своей, ибо я это дело делаю только во свидетельство, что я хочу иметь Духа Святаго, никакого другого значения моё дело не имеет само по себе, но этим жалким своим действием, немощный человек, я говорю: «Господи, ну я ж так нуждаюсь, я хочу», но надо ещё подкреплять своими просьбами. Если мы не просим о пришествии Духа Святаго, это говорит, что мы самодовольны, что мы уверены в чём-то в своём, мы обольщены. Надо просить, умолять, вопиять, рыдать, плакать до тех пор, покамест Господь не смилуется и не ниспошлёт нам Духа Святаго».


«Поэтому мы просим не просто: «приди, Дух Святый, как мне достойному, – да избавит Бог от такой гордостной мысли каждого из нас, – нет! – приди ко мне, как к недостойному, как к погибающему, как немощнейшему из немощных, потому что, если Ты не придёшь, всё, конец, горе мне, лучше б я и не родился, ибо я обречён на ад. Приди ко мне, Душе Утешителю, утеши душу мою Твоим посещением, очисти её от грехов, измый её и исцели. Исцели!».
«Ибо нудящий получает Царство Небесное. Какое Царство Небесное? – Духа Святаго. «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины…» – вот этого Царю Небесного и Царство Небесное приходит с Духом Святым и утешение приходит с Духом Святым. Этого мы вымаливаем, этого мы чаем, этого мы просим после Вознесения Господа».
Из проповеди №49 «Соборность и современные экклезиологические ереси (Слово в неделю Свв. Отцев 1-го Вселенского собора)» (2002-06-16)

«И Бог назвал имена первым людям, значит, и хорошо и следующие имена для своих детей брать у Бога, т.е. вымаливать: «Господи, – если уже жена понесла во чреве, то вымаливать должны и жена, и муж, – Господи, вразуми нас, укажи имя для нашего рождаемого ребёнка».


Из проповеди №50 «Об истинной святости (Слово в неделю Всех Святых)» (2002-06-30)

«Для нас основа основ – вымаливать и выстрадывать две первые ступеньки – нищету духовную и сокрушение сердца или плач.

Поэтому он должен не забывать о своём источнике, о нищете духовной, а постоянно возвращаться, как бы туда мысленно и говорить: «я вот кто, Господи, тварь грешная, ничтожная, жалкая, немощная, если что-то и имею, то Твоё всё это, Твоею силою, Твоей благодатью, сам по себе я полное ничтожество. Благодарю Тебя!».
Из проповеди №51«Блаженный Предтеча – учитель истинного покаяния (Слово на Рождество Предтечи)» (2002-07-07)

«и я грешник, и я нуждаюсь в покаянии».


«Поэтому, обращаясь к нему, будем просить этого: «Святый блаженный Предтеча, великий угодник Божий, великий делатель покаяния и, затем, проповедник всемирного покаяния, помоги мне, жалкому, ничтожному рабу страстей, пленнику дьявола и бесов его, который не может свой ум управить и освободить от нечистых, навязчивых помыслов, от разстройства падшего естества, исцели ум мой твоей благодатью и твоей силою, да стоит он только в Божественных помышлениях, во всём Богоугодном. Помоги мне, уврачуй мой ум, как око моей души, ибо если око это будет ясно, то и всё тело, т.е. всё жительство наше будет ясно и чисто. А если наше око, ум, именуемый оком, сказал Господь в Евангелии, будет темно, то тьма кольми, т.е. тьмою названа здесь плоть, против воли плоть будет вообще жить, не руководствуясь ничем, издыхать в страстях».
Из проповеди №53 «Духовная суть падения российской церкви и крушения России (Слово в неделю 3-ю по Пятидесятнице)» (2002-07-14)

«Т.е. взял я, скажем, готовить пищу. То мне, действительно, нужно в этот момент подумать: «о! вот где?, а! чашку взял, Господи! благослови приготовить пищу; поставил чашку, там, поставил кастрюлю, взял картофель, надо почистить; я умом своим контролирую, беру ножик, счищаю шкурку с картофеля, я контролирую, чтобы положить, но стараюсь держать молитву или какое-то поучение духовное, т.е. какое-то покаянное размышление, что вот, картошка грязная, надо мыть, а я же грязный, и мне же надо душу очистить, и вот даже как приготовить надо потрудиться, а ты хочешь в Царство Божие войти без труда...».


Из проповеди №54 «Смирение римского сотника – образец внутреннего преуспеяния кающегося человека» (2002-07-21)

«без Господа – всё! конец! Тут же я буду раздавлен и страстями, и демонами, и обстоятельствами жизни, и людьми, и зверями, и стихийными бедствиями, да чем угодно. Малейший микроб, бактерия может поразить, и я превращаюсь просто в гниющее мясо и страждущую душу».


«я же нуждаюсь в Боге, в Божественном воздействии!».
«Господи, недостоин Твоей благодати, но не можем не грешить, поэтому если Ты хочешь, что бы мы не грешили, выражая святую волю, то помоги, снизойди, и даруй благодать от Твоей благодати, даруй силу от Твоей силы, даруй крепость от Твоей крепости, и мудрость от Твоей мудрости, да не грешу и не согрешаю пред Тобой».
«А смирение это есть та забота, то попечение, я говорю о деятельном сейчас смирении, не о качестве смирения, а как о деятельном смирении, т.е. это те наши усилия, те наши попытки, все наши действия, которые мы должны делать для того, чтобы не терять мир, хранить его, пребывать в нём. И когда мы в мире и покой ума у нас, тишина помыслов, и мы тогда можем трезвенно, внимательно следить за своим состоянием и не допускать никакого возмущения. Демоны не терпят этого состояния в людях, они знают, что это для них такой человек может быть утерян навсегда, они пытаются всячески, особенно в самом начале, когда ещё мало опыта, внести смущение и возмущение, любой помысел запустить, любое обстоятельство так устроить, чтобы вывести из себя. И пока мы несовершенны, обязательно будут срабатывать все эти бесовские козни, напасти, и мы будем попущением Божиим обязательно реагировать на это, терять мир, и это будет до тех пор, покамест мы не предпочтём Божье, Божий мир всему земному, плотскому, временному, потому что оно нас может тревожить только тогда, когда мы к нему имеем пристрастие, когда мы на него зациклены, когда мы сопряжены, когда мы дорожим этим, потому что, если я к этому не имею пристрастия, меня никак не может возмутить потеря его, повреждение, отнятие и т.д. Если же я имею пристрастие, то что-то с ним происходит, не важно, человек это, вещь это, дом и т.д. всё, меня это достанет. Бесы это знают, и это они и будут доставать. А Бог попускает, чтобы я, опять-таки, обнаружил своё повреждение и чтобы я, обнаружив его, сокрушался об этом состоянии и искал выход, опять-таки, в молитве к Богу: «Господи, вот, благодарю Тебя, Ты мне открыл, что я раздражаюсь (например) на любую потерю материального имущества, или от любого огорчительного слова от людей. Сразу меня, всё, раздражаюся, и Ты мне показал, что как только человек придёт, скажет: «да, ты такой сякой!», и я всё, уже теряю мир, и я уже не могу ни молиться, ни понимать ничего, всё меня мучает это, это лютая болезнь. Господи, благодарю Тебя, что Ты мне открыл её, помоги же мне уврачевать её».
Из проповеди №55 «Необходимость брани с демонами для спасения души (Слово в неделю 5-ю по Пятидесятнице)» (2002-07-28)

«Проснулись мы, накладываем на себя крестное знамение с верою и благодарим Бога: «Слава Тебе, Боже Всещедрый! что Ты даровал мне ещё этот день жизни на покаяние, на очищение, чтобы я стал новой тварью в Тебе, Христе, Боге моём. Благодарю Тебя за это, и помню, что я выхожу сейчас вот, встаю с постели и выхожу на битву, ибо это был сон, это было кратковременное отдохновение, хотя и во сне они меня доставали, пользуясь тем, что я немощен и не мог им оказывать сопротивление».


«И поэтому, проснувшись, мы опять вступаем в битву с этой же секундой, поэтому молитва не должна сходить с наших уст, с нашего ума, с нашего сердца, и мы должны помнить. Вот встали, умываемся, завтракаем, всё, мы должны помнить: идёт битва. Демоны присутствуют, наблюдают, Бог с одной стороны, и поэтому это должно нас подвигать и прилеплять к Богу, к имени Божию, потому что без Него, мы не устоим: «Господи! помоги!».
Из проповеди №56 «Многоскорбный путь святоотеческого покаяния – единственный путь ко спасению и любви Божией (Слово в день прославления преп.Серафима Саровского)» (2002-08-01)

«Истинное представление о духовных состояниях и качествах стяжевается только блаженным опытом. Поэтому, кто не испытывал этих духовных состояний, лучше не сочинять себе по одному чтению о них. А говорить: «Я не знаю. Я верю, что это есть, я верю, что это велико, и это достижимо, и что покаянием это приходит, но пока я только вступил или хочу вступить в покаяние ради спасения своей души, и это главная сейчас задача моей жизни на этом периоде, а о высоких состояниях я не могу судить».

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Молитвы Батюшки Олега из проповедей за 2002 год Из проповеди №27 «Слово на Богоявление» (2002-01-19) «Научи мя творити волю Твою»
449.5kb.
Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 1999 год, №12, ст. 323; 2002 год, №4, ч ст. 170; 2006 год, №4, ст. 193; (з рт от 12. 09г, №569) Глава 29. Купля-продажа
3191.14kb.
Биологические механизмы старения V международный симпозиум Тезисы докладов 30 мая 1 июня 2002 года. Харьков 2002 г
2015.65kb.
Постановление Министерства здравоохранения республики беларусь 18 декабря 2002 г. №89 об утверждении инструкции о порядке обязательного медицинского освидетельствования
95.01kb.
Л. Е. Гринин генезис государства
3398.72kb.
Чекман Михайло Костянтинович 1946-2002 рр
50kb.
Рассказы. Повести М.: Дрофа: Вече, 2002. 416с. Булкаков М. А
63.72kb.
С изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами от 25 июля 2002 г. №116-фз, от 31 декабря 2002 г. №198-фз, от 29 ноября 2003 г. №154-фз, от 29 июня 2004 г. №58-фз, от 22 августа 2004 г
758.98kb.
Не роби різких рухів, не бігай, не галасуй. Головне не дозволяй емоціям скувати твою волю та відібрати всіляку можливість діяти розумно і цілеспрямовано. Необхідно, щоб голова була ясною
10.52kb.
17 февраля 2002 года. Стенограмма проповеди обращение Закхея как образец должного покаяния и самоотвержения
170.48kb.
Территориальная оборона в системе национальной безопасности Республики Беларусь
242.82kb.
13 сентября 2002 года
22.84kb.