Главная
страница 1
скачать файл


Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2013/14 учебный год)
Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Детская школа искусств № 4 п. Богородское»

Сергиево–Посадского муниципального района

Московской области


Номинация конкурса: Дополнительное образование детей и школьников

План-конспект открытого урока

на тему:

«Музыка и живопись.

Фортепианный цикл «Времена года».

Живописные ассоциации на музыку

П. И. Чайковского «Времена года»

Автор: преподаватель МОУ ДОД «ДШИ №4 п. Богородское»

Вакуленко Галина Ивановна



Место выполнения работы: МОУ ДОД «ДШИ №4 п. Богородское» Сергиево-Посадского муниципального района Московской области

п. Богородское

2014 г.
«Всех звуков и цветов соотношенья,

А также способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

О, как хотелось мне азы науки

Такой постичь!»

Г. Гессе

Цель: Прослушивание учащимися фортепианных произведений Чайковского из цикла «Времена года» и на основе ассоциативных впечатлений создание учащимися формальной композиции «акварель».

Задачи: Обучающие:


  • углублённое изучение произведений Чайковского;

  • раскрытие творческого потенциала учащихся;

  • выполнение формальных композиций в заданной технике на тему музыкальных ассоциаций;

  • освоение законов композиции, цветового и тонального построения формы, не имеющей в своей изобразительной основе предмета реального мира.

Развивающие:

  • развитие эмоционально-образного восприятия явлений окружающего мира и произведений искусства;

  • развитие способностей передавать ассоциации на музыкальное произведение;

  • «слышать» тёплые и холодные оттенки музыки, определять колорит, передавать цветом настроение в работе.

Воспитывающие:

  • воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку Чайковского, эстетического отношения к музыке и живописи;

  • формирование умения учащимися прослеживать взаимосвязь двух видов искусств: музыки и живописи.


Оборудование и материалы:

  • Компьютер, видеомагнитофон, телевизор, видеозаписи.

  • Зрительный ряд: таблицы по цветоведению.


Материалы и оборудование для учителя: необходимые художественные материалы для показа поэтапного ведения работы: планшет, бумага, акварель, карандаш, кисти.

Материалы и оборудование для учеников: планшет, бумага акварель, карандаш, кисти.

План урока:

1.Организационный момент

2.Опрос учащихся по пройденному материалу

3.Подача нового материала

4.Показ учителем последовательного ведения работы с одновременным обсуждением этапов акварельной техники

5.Практическая работа учащихся: живопись

6.Итог урока

Вид урока: интегрированный



Ход урока:
1. Организационный момент:
– приветствие учащихся;

– проверка готовности к уроку;

– положительный настрой на урок.
II. Опрос учащихся по пройденному материалу.

Вопросы к учащимся:


  • Рассказать о творческом наследии композитора Петра Ильича Чайковского и о значении его творчества.

Пётр Ильич Чайковский создал 10 опер, 6 симфоний, 3 балета, большое количество фортепианных и камерных произведений. Из фортепианных произведений широко известны и популярны такие произведения, как Первый фортепианный концерт, фортепианные циклы: «Детский альбом», «Времена года».

Музыка Чайковского является выдающейся школой художественного мастерства для многих композиторов и по праву занимает одно из первых мест в мировой музыкальной классике.

Чайковский-симфонист – продолжатель традиций не только Глинки, но и драматического симфонизма Бетховена и лирико – песенного симфонизма ранних романтиков.

С традициями Чайковского широко связано развитие русской симфонической музыки конца XIX – начала XX веков. Различные стороны его симфонизма нашли своё преломление в музыке Танеева, Глазунова, Калинникова, Скрябина и других композиторов.

Значительная часть симфонических произведений Чайковского программна: например, первая симфония «Зимние грёзы», увертюра «Ромео и Джульетта», симфония «Манфред» и другие.

Симфонические произведения Чайковский сочинял на протяжении всего творческого пути. Первое симфоническое произведение Чайковский сочинил в возрасте 16 лет – увертюру «Гроза» по драме Островского, последнее – 6-ю симфонию – незадолго до смерти.

Содержание симфонических произведений Чайковского разнообразно – это и картины природы, и зарисовки народного быта, но в центре внимания композитора всегда стоит человек, его душевные переживания.

Опера, как и симфоническая музыка, занимала очень большое место в творчестве Чайковского.

С юности Чайковский страстно любил театр, который привлекал композитора возможностью отразить жизнь и характеры людей, раскрыть богатый и сложный внутренний мир героев и, тем самым, воздействовать на сердца людей.

Чайковский считал оперу самым демократичным жанром. «Опера, и именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных маленьких кружков, но при благоприятных условиях – всего народа» – писал Чайковский.

По его мнению, в основе оперы должен всегда лежать простой, жизненный сюжет. В период работы над оперой «Евгений Онегин» он писал: «…Мне нужны люди, а не куклы…», «Я ищу интимной, но сильной драмы, основанной на конфликте положений мною испытанных или виденных, могущих меня задеть меня за живое».

Создание ярких жизненных образов – характеров, показ их в типичной для них обстановке рассматривались Чайковским как основная задача оперного драматурга.

По характеру своего дарования Чайковский, прежде всего, лирик и драматург-психолог. Горький назвал его «великим лириком». Таким определением он подчеркнул лирическую природу музыки Чайковского.

Чайковский – один из самых выдающихся в мировом искусстве композиторов – мелодистов. Его музыка отличается большой напевностью. По-вокальному звучат мелодии не только его опер и романсов, но и его инструментальных произведений.

Преподаватель:

- Прежде чем перейти к следующему вопросу, Галкина Лиза зачитает небольшой художественный фрагмент из повести С. Романовского «Детство Чайковского».
«В доме Чайковского звучало фортепиано и оркестрина – на её золотистом, пупырчатом, как огурец, валике была записана музыка Моцарта, Россини, Беллини, Доницетти и звучала отчётливо и трогательно.

Да и сам деревянный дом звучал постоянно, словно мальчик жил внутри огромной скрипки, изготовленной мастером из многослойной музыкальной ели: скрипели и звенели на разные лады половицы, ступени, оконные стёкла, пол и потолок отзывались на шаги и голоса людей, на топку печей. В сознании мальчика музыка жила всегда, даже тогда, когда её не слышали другие.

Как-то ночью гувернантка-француженка Фанни Дюрбах застала мальчика в слезах и спросила, отчего он не спит.

- О, эта музыка, музыка! – воскликнул мальчик.

- Какая музыка? Сейчас тихо. Все спят.

- Избавьте меня от неё! Она у меня здесь, здесь! – рыдал и, указывая на голову, говорил мальчик. – Она не даёт мне покоя!»

В маленьком мальчике пробуждался будущий великий композитор.
Вопрос к ученикам:

В какой среде формировалась личность композитора?


Детство Чайковского прошло в большой и дружной семье. В семье царила атмосфера всеобщей любви и доброты. Среди братьев и сестёр маленький Петя выделялся своей одарённостью и чуткой эмоциональностью. Он был застенчив и очень отзывчив. Француженка-гувернантка семьи Чайковских вспоминала, что маленький Петя был самым старательным и понятливым среди других детей, придумывал всякие забавы, умел рассказывать и фантазировать, как никто другой.

Его любили все, потому что чувствовали, как он любил всех. Впечатлительности его не было пределов, а потому обходиться с ним надо было очень осторожно. Обидеть его, и задеть его мог каждый пустяк. Это был «стекляный» ребёнок. Отец называл маленького Петю «Жемчужина моей семьи».

Чайковский в детстве был очень впечатлительным ребёнком, очень любил природу, играл с друзьями. Бегая по саду, он, вдруг, как бы невзначай, оставлял их, замерев, глядел на неожиданно открывшиеся перед ним живописные виды: то его поражала широкая панорама искрящегося в отблесках яркого солнца озера: то завораживали своей таинственностью тенистые уголки большого сада. Особое настроение испытывал маленький Петя, когда вечером, в окружении родных, он любовался картиной заката, слушал доносившиеся издалека народные песни.

«Я вырос в глуши, с самого детства проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки» - писал Чайковский в зрелые годы.


В 6 лет он написал стихотворение

«О, Родина, я тебя люблю,

Я не хочу покидать тебя,

Я живу здесь, здесь и умру,

О, Родина, моя дорогая земля…

Мой родной город невелик и немноголюден

Но я всегда буду любить его.

О, Родина, как я буду грустить,

Если мне придётся тебя покинуть».
Брат Модест вспоминал: «Однажды Фанни зашла в комнату Пети, где он готовил уроки, сидел за партой Европы. Мальчик внимательно читал названия стран «…и что-то искал. Наконец губы его прошептали «Родина». Определив географическое положение своей Родины, он стал покрывать её поцелуями». Позже, где бы он ни был, в какие бы «страны не ездил, он всегда стремился в Россию».

Чайковский очень любил Родину. В зрелые годы он писал: «Я люблю путешествовать в виде отдыха за границей, но жить можно только в России, остаюсь и навеки останусь в России. «Я страстно люблю русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи».

Благодаря детским впечатлениям, природным данным, творческой среде, окружающей маленького, а потом юного музыканта, сформировался великий русский композитор – Пётр Ильич Чайковский.

Продолжая традиции зарубежных и русских композиторов, Чайковский всегда придавал своим произведениям ярко выраженный русский характер. В своих произведениях Чайковский использовал подлинно народные темы, например в Четвёртой симфонии, в финале звучит народная песня «Во поле берёзонька», в опере «Евгений Онегин» в основе крестьянского хора народная песня «Вейся, не вейся капустка».

Многие мелодии его произведений написаны в духе народных песен, очень напевны, мелодичны. Здесь уместно привести слова П.И.Чайковского: «Я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях… - я русский в полнейшем смысле этого слова». И всё его творчество подтверждает правдивость и искренность этих слов.
Преподаватель:

Какие черты характера композитора мы знаем? Когда проявились музыкальные способности композитора?


Увлечение и любовь к музыке проявились у Чайковского ещё в раннем детстве. По его словам он испытывал самую большую радость слушая музыку. Первые музыкальные впечатления: игра и пение матери, народные песни. С четырёх лет он занимается на фортепиано, в 8 лет хорошо играет и импровизирует; его двоюродная сестра в 1849 году (Чайковскому в это время 9 лет) пишет: «Мы танцуем и поём под музыку Пети. Он очень мило играет, можно подумать, что он взрослый». В 18 лет Чайковский пишет: «Я никогда не покидаю фортепиано, которое меня очень радует, когда я грустен».

И только с 21 года начинается профессиональное музыкальное образование Чайковского. Он оставляет выгодную службу юриста и поступает в Петербургскую консерваторию. «Хочу делать то, к чему меня влечёт призвание», - пишет он сестре. Он терпит нужду, безденежье, упрёки близких, кстати отец поддержал Чайковского, много и упорно работает и через 4 года из дилетанта становится мастером. Профессор истории музыки, музыкальный критик, товарищ по Петербургской консерватории Ларош писал, что Чайковский станет примером «выдающегося композитора, начавшего так феноменально поздно».

Трудолюбие – характерная черта Чайковского. «Настоящий артист – говорит Чайковский – сидеть сложа руки под тем предлогом, что он нерасположен. Если ждать расположения, то легко впасть в лень или апатию. Я приучил себя никогда не поддаваться неохоте. Я научился побеждать себя». Другое высказывание композитора: «Без работы я скучаю, положительно жить не могу. Для меня труд необходим как воздух».

Пётр Иванович всю жизнь прожил скромно и был чужд накопительству. Немедленно отзывался на чужую нужду. Поддерживал материально братьев, помогал бедным ученикам и студентам. Кашкин, друг Чайковского, вспоминал о нём: «Он раздавал всем, просившим у него, но никогда не признавался в этом». Пётр Ильич участвовал во взносах на русскую культуру в благотворительных концертах в помощь бедным, на свои средства открыл в Майданово под Москвой церковно-приходскую школу для деревенских детей. Летом 1885 года после страшного пожара в Клину приютил у себя несколько семей погорельцев, стеснил себя до невозможности, а бездомных устроил, кормил, поил» ( воспоминания жителей Клина).

Ларош, однокурсник Чайковского, вспоминал о нём: «Он был добр на все манеры..! Он был как-то предрасположен ко всем добрым движениям, любил искать и отыскивать хорошее и в сочинении музыканта, и в душе человека. Не хлопоча и не делая усилий, он одним присутствием своим смягчал крайности, примирял поссорившихся, вносил тепло, свет и радость».

Римский – Корсаков писал: «Чайковский со своим врождённым житейским тактом пленит и покорит всех».

Антон Павлович Чехов сказал: «Я готов день и ночь стоять почётным караулом у крыльца того дома, где живёт Пётр Ильич, - до такой степени я уважаю его».


Преподаватель:

Что вы знаете о творческой деятельности Чайковского?


Творческая деятельность Чайковского была разносторонней. Он был педагогом, публицистом, дирижёром. В январе 1866 года Чайковский принял приглашение Николая Григорьевича Рубинштейна, прибыл в Москву, чтобы стать профессором Московской консерватории. В течение почти 12 лет он преподавал в консерватории, вёл курсы теории, гармонии, инструментовки. Педагогическая работа Чайковского оказала благотворное влияние на развитие русского профессионального образования. Чайковский – автор учебного пособия «Руководство к практическому изучению гармонии». Это был первый в России учебник для консерваторий по данному предмету.

Чайковский с большим успехом выступал как дирижёр в России и за рубежом. После триумфальной поездки в Прагу композитор записал в свой дневник:«В общем, конечно, это один из знаменательных дней моей жизни. Я очень полюбил этих добрых чехов. Да и есть за что!!! Господи! Сколько было восторгу, и всё это не мне, а голубушке России».


III. Подача нового материала.

Чайковский, несмотря на интенсивную музыкально – общественную деятельность, продолжал плодотворно работать над новыми произведениями. В ноябре 1875 года издатель московского журнала «Нувеллист» Николай Матвеевич Бернард посылает Чайковскому заказ на создание фортепианного цикла «Времена года». Письмо Бернарда не сохранилось, однако содержание его можно представить на основании ответа композитора от 24 ноября 1875 года: «Получил Ваше письмо. Очень благодарен за любезную готовность платить мне столь высокий гонорар… Я пришлю Вам в скором времени первую пьесу, а может быть разом две или три… Я очень теперь расположен заняться фортепианными пьесами. Все ваши заглавия я сохраню».

Из письма следует, что названия пьес и эпиграфы к ним были предложены издателем. Неизвестно, знал ли Пётр Ильич заранее о включении эпиграфов и обсуждались ли издателем и композитором, но все прижизненные издания фортепианного цикла включали эти эпиграфы. Значит Чайковский их одобрил. Ученики читают эпиграфы к пьесам фортепианного цикла «Времена года».

Пьесы были опубликованы в музыкальном журнале в 1876 году. Журнал выходил ежемесячно 1-го числа. Пьесы Чайковского открывали каждый номер с января по декабрь месяцы. В этом же, 1876 году, весь цикл Чайковского был опубликован отдельным изданием под названием «Времена года».

Фортепианный цикл «Времена года» - это своеобразный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи, картины природы и народного быта. Брат Чайковского, Модест, писал: «Пётр Ильич, как редко кто, любил жизнь…. Каждый день имел для него значительность, и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа». Этим лирическим чувством и любовью к жизни наполнена музыка «Времён года».

Двенадцать пьес цикла созданы композитором как последовательный ряд картин русской природы и быта, подчинённых естественному годичному круговороту тепла и холода, расцвета и увядания. Написанные без притязания на виртуозность и эффектность, они отличаются пленящей мелодической выразительностью и тонкостью фортепианного письма. Каждая отдельная пьеса самостоятельна по характеру и воспринимается как задушевное повествование, идущее от глубины сердца о бесконечно дорогом и близком композитору.

Послушаем «Осеннюю песню» (месяц октябрь) в исполнении известного пианиста Дмитрия Мацуева.

Перед прослушиванием зачитывается эпиграф.


«Осень! Осыпается весь наш бедный сад

Листья пожелтевшие по ветру летят»

А.К. Толстой. Из стихотворения «Осень»

Пьеса очень поэтичная и задушевная, звучит как исповедь души. Музыкальный образ раскрывает сокровенные мысли и чувства автора, навеянные увядающей красотой осенней природы.

(Весь анализ пьесы сопровождается игрой концертмейстера-иллюстратора).

Основная мелодия звучит задумчиво и печально на фоне мягких спокойных аккордов (музыкальный пример). Мелодия очень красивая и выразительная. Мелодия развивается импровизационно, свободно, сочетает в себе песенные и речевые интонации. Главный элемент мелодии – интонация вздоха, скорби пронизывает всю пьесу (музыкальный пример). Интонация вздоха создаёт образ щемящей грусти, сожаления о чём – то очень дорогом и безвозвратно ушедшем. В начале основная тема звучит в одноголосном изложении, начиная с 9-го такта тема переходит в средний голос и приобретает «виолончельную» окраску (музыкальный пример). Образуется диалог двух голосов. Фактура обогащается полифонически: тема продолжается в среднем голосе, а верхний голос представлен в виде подголоска (музыкальный пример). Звучание мягкого триольного ритма, нисходящей хроматической гаммы (музыкальный пример) ассоциируется со словами эпиграфа «Листья пожелтевшие по ветру летят».

Пьеса написана в сложной трёхчастной форме. В средней части музыкальный образ становится более взволнованным, трепетным, появляются триоли, ускоряется темп (музыкальный пример).

Третья часть возвращает нас к первоначальному настроению и колориту звучания (музыкальный пример). Приглушённее становится динамика, ещё мягче и проникновеннее звучит тема. В заключительных тактах пьесы есть авторское указание «морендо», что означает «замирая» (музыкальный пример).

«Осенняя песня – это очень проникновенная, лирико-психологисеская зарисовка. В ней пейзаж и настроение сливаются воедино. Образ увядающей природы навевает грустные настроения и в то же время Чайковский – певец красоты. Он умеет увидеть прекрасное в том, что порой нам кажется повседневным. Это подтверждают его слова: «Каждый день отправляюсь на далёкую прогулку, отыскиваю где – нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта»…

«Осенняя песня – одна из лучших проникновенных пьес цикла. Она полна задушевной грусти и неповторимого мелодического обаяния.

Красотой осени восхищались многие поэты и художники. Ученица нашего класса зачитает стихотворение Андрея Дементьева.

Андрей Дементьев «Нет ничего прекрасней русской осени»:

Нет ничего прекрасней русской осени,

Когда сентябрь и солнечен, и тих.

Давно скворцы свои дома забросили

И где-то с грустью вспоминают их.

Проходит снова осень по земле,

Кружатся листья, как воспоминанья.

Как искры в остывающей золе,

Мерцают звёзды. Вечно их мерцанье.

Но всё проёдёт – жалей иль не жалей.

Всё превратится в памятную небыль:

И этот свет, и золото полей,

И тишина покинутого неба.

По синей речке барабанит дождь,

И в стаю сбились лодки на причале,

И только лес божественно хорош

В цветах любви, надежды и печали.


Сейчас мы посмотрим картины известных русских художников, вдохновлённых образом русской осени:

волков болото осенью.jpg

ВОЛКОВ «Болото осенью».


левитан. золотая осень. слободка.jpg

ЛЕВИТАН «Золотая осень. Слободка».



поленов. лсень в абрамцеве.jpg

ПОЛЕНОВ «Осень в Абрамцево».


поленов золотая осень.jpg

ПОЛЕНОВ «Золотая осень».



левитан золотая осень-2.jpg

ЛЕВИТАН «Золотая осень».


Известно, что Левитан очень любил музыку и часто работал под звуки произведений Чайковского. Картина Левитана «Золотая осень» поэтичное и высокохудожественное произведение. Согласно созвучно поют краски дивного холста. Всё в этой картине как будто спето на одном дыхании, написано в одно касание. Выгоревшее от летней жары васильковое небо, река, чуть синеющая и холодеющая от бездонных осенних ночей и золотые багряные бурые кущи деревьев и зеленеющий вдали изумрудный клин поля. Золото, багрянец, синь – всё это радуга Родины, и Левитан, всю жизнь шедший к пониманию этого симфонического строя, постиг его до конца. Он нашёл нужный лад, и каждый его мазок звучит чисто и полно. Именно с этой картиной созвучна пьеса Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года». Описание Дмитрия Кабалевского музыки этой пьесы наполнено живописными эпитетами: «Печальная полная нежной меланхолии мелодия. Мы видим как сквозь серые, «минорные» осенние тучи всё время пытается проникнуть «мажорный» солнечный луч. Вот-вот, кажется, выглянет, но тут же снова скрывается за облаком. Вдруг, проглянул в другом месте, в третьем, кажется, наконец, пробился, но опять всё покрылось грустными серыми тучами… и именно это неосуществимое стремление к солнцу, к светлой мажорной звучности придаёт особую живописную прелесть и особую человечность этой с виду скромной, но подлинной жемчужине русского искусства».
Следующая пьеса цикла, с которой мы сегодня познакомимся – это «Подснежник» (апрель месяц).

Зачитывается эпиграф к этому произведению.


«Подснежник»
Голубенький, чистый Последние слёзы

Подснежник – цветок! О горе былом

А подле сквозистый, И первые грёзы

Последний снежок… О счастье ином


А.Н. Майков «Весна»

Из цикла стихотворений «На воле»

Звучит пьеса Чайковского «Подснежник» в исполнении известного пианиста Дениса Мацуева.

Мы знаем, что Чайковский очень любил русскую весну. Он часто ездил и где бы ни был, к весне непременно спешил на родину. В письме к Васнецову Пётр Ильич Чайковский писал: «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси – реки разлились, оживает всё! Нет лучше страны, чем Россия. Только в России может быть настоящий пейзажист».

Весна – это пробуждение природы, обновление жизни, ожидание чего-то нового и неизведанного.

В музыке этой пьесы, замечательно переданы хрупкость и изменчивость апрельского пейзажа, вызывающую то радость, то лёгкую грусть, и снова радость, обновление и оживление природы.

(Весь анализ пьесы сопровождается игрой концертмейстера-иллюстратора)
Эпиграф верно передаёт настроение музыки, её образ: зарождение новой жизни, проблески света, тепла.

Композитор находит точные средства выразительности, помогающие создать это настроение: светлый мажорный колорит, короткие фразы, мелодические линии которых трепетно устремляются вверх, как бы навстречу ещё не ярким лучам солнца (музыкальный пример). Основная тема очень красива и мелодична, звучит порывисто и взволнованно (музыкальный пример). Аккордовые пульсации в партии левой руки создают трепетный фон – этому способствует и пауза на сильной доле (музыкальный пример). В ритмической структуре пьесы ощущается вальсовость движения. Размер пьесы 6/8. Известный советский критик Б.В. Асафьев писал: «Чайковский связывал ритмику вальса… с ритмами стихийных движений русской природы. Осуществляя эти ритмы, он тем самым преодолевал и в вальсах их бытовую танцевальную сторону».

Пьеса имеет сложную трёхчастную форму. Если в крайних частях пьесы музыкальное развитие подчинено активности движения, то музыка в средней части передаёт более интимные образы. Здесь больше повторов, дроблений фраз, свободный размашистый характер мелодии приобретает широкий диапазон звучания, в гармоническом колорите много светотеней (музыкальный пример). В последних тактах есть указание автора, morendo si poco a pocо ( мало помалу замирая). Общий колорит пьесы известный пианист Игумнов характеризовал выражениями «свежесть ранней весны», «словно пробегает ветерок». Музыкальный образ пьесы хрупкий, изменчивый, передаёт трепетность чувств, радостное волнение в ожидании пробуждающейся весенней природы.
Образ весны замечательно раскрывается в картинах русских художников
БАКШЕЕВА Василия Николаевича
ЖУКОВСКОГО Станислава Юлиановича
ЛЕВИТАНА Исаака Ильича
МУКОВНИНА Евгения Владимировича
Идёт показ картин.

бакшеев в начале весны.jpg

БАКШЕЕВ «Вначале весны»


жуковский станислав подснежники.jpg

ЖУКОВСКИЙ «Подснежник»



муковнин подснежники.jpg

МУКОВНИН «Подснежник»


юакшеев голубая весна.jpg

БАКШЕЕВ «Голубая весна»



левитан большая вода.jpg

ЛЕВИТАН «Большая вода»

Удивительный дар был у Левитана: всё, что под его кистью, начинало петь. Вот как описывает картину «Весна – большая вода» один из лучших знатоков русской живописи академик М.В. Алпатов: «Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные берёзки выглядят, как те самые, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение берёзок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливаются с голубизной неба. Контуры этих гнутых берёзок звучат подобно нежной и грустно-жалобной свирели, из этого хора вырываются отдельные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели». Обратите внимание на эпитеты. Описывается картина, а слышится музыка, ибо музыкальные сравнения наиболее точно передают душу левитановского пейзажа.

Ученица 7-го класса Галкина Елизавета прочитает стихотворение, которое называется «Чайковский. Времена года. Апрель» - автор современная поэтесса Лариса Ищенко

Как хорошо за городом весной!

Всё звонче пенье птиц. В душе - покой.

Подснежник - вестник первого тепла.

Под солнцем вся природа ожила.


А чистый воздух наполняет грудь.

Его побольше хочется вдохнуть,

В небыстром ритме танца закружить,

Закрыв глаза, подумать: -Славно жить!


Мелодия стремится ввысь, растёт

И в дали неоглядные зовёт.

А, как по мановению руки,

Движенья наши плавны и легки.

Не подчиниться музыке нельзя.

И вальсом очарована земля.


Фортепианный цикл Чайковского «Времена года» одно из лучших произведений мировой классики.

В завершении урока вспомним слова Чайковского: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находивших в ней утешение и подпору».

Галкина Лиза зачитает фрагмент из книги С. Романовского «Детство Чайковского»: «…От музыки Чайковского небеса становятся выше, родная земля ещё роднее, а люди светлее; и так хочется жить и слушать и понимать голос Природы с её чередой времён года. Той чередой забот и песен, из которой складывается жизнь Человека и всего Народа».
Продолжаем наш урок. Передаю слово Тамаре Андреевне - преподавателю по живописи.

Технический момент.



  • Помните чем отличается акварельная техника от техники работы гуашью?

  • Правильно, гуашью пишем густо, укрывисто, а акварелью прозрачно. Белила не используем!

  • Название красок акварель произошло от слова…? - Правильно, «аква» - вода, акварель - краски, которые любят воду. Вода дает возможность создавать переливы цвета, вливание цвета в цвет.

Рассматриваем рисунки выполненные акварелью, называем приемы и средства акварели.



  • Какие мы изучали акварельные техники? - Лессировки и «по-сырому».

  • Чем они отличаются? – Правильно, работая лессировками нужно ждать высыхания предыдущего слоя, а «по-сырому» работаем вливанием цвета по влажной поверхности.

Объяснение нового материала:

Сообщение темы и цели урока:


  • мы узнали сейчас много нового про музыку Чайковского, про его жизнь и творчество, послушали некоторые его произведения, теперь у нас новая очень интересная задача – мы «нарисуем» музыку….

  • образы, которые рождаются в душе и в мыслях человека при слушании музыки называются «ассоциации», то есть мы попробуем выразить музыку в красках, в основном, это должны быть формальные образы – такие образы, которые не имеют под собой реальной основы – пятна, линии, мазки, переливы…

  • сейчас я вам покажу основные приемы акварельной техники, которые можно использовать в этой работе…

  • понятие «музыкальность» живописи основано на стремлении живописи передать духовную сторону существования человека. Главное в анализе живописного произведения заключается в том, чтобы раскрыть эту духовную, образную часть произведения. Иными словами от плосковещественно-материального сделать шаг в область идеального, духовного, так как образная сущность произведения живописи принципиально не материальна. Средства музыки по своей природе также не материальны. Тождественность в системе средств художественной выразительности музыкального и живописного произведения дает возможность опереться на элементы теории, формообразование музыкального искусства и раскрыть образную сущность произведения живописи.

Общее понятие музыкальности живописи строится на родстве волновой природы цвета и звука, понятия живописного и музыкального тона тождественны. Тесные связи музыки и живописи с математикой приводят к следующему тождеству - точка приравнивается звуку. Отсюда вытекают все дальнейшие связи между музыкой и живописью на уровне ритма, движения, формы, композиции, времени и т.д. Результатом тождественности средств выразительности двух видов искусства (живописи и музыки), является применение элементов теории и формообразования музыки в живописном искусстве, определяемая нами как «музыкальность». Средства и элементы теории музыкального искусства отделяются от музыкального искусства, проникают в иное бытие - живопись и обретают в ней свою видимость и существование. Такая возможность появляется в результате общности двух предметов: музыки и живописи.

Анализ музыкальных свойств русской живописи в жанрах пейзажа, портрета и сюжетно-тематической картины показал, что каждый жанр обладает музыкальностью, а также, имеет свои особенности и свое индивидуальное развитие. Для пейзажа наиболее характерны: приближенное к музыке настроение, лиричность, выразительность, музыкальные способы организации материала (песенность и мелодичность композиционного строения для равнинного пейзажа и полифоничность и партитурность для горного пейзажа), эмоциональность красок и ритма, подвижность. Сюжетно-тематической картине более близки аналогии с музыкальными формами, музыкальными способами организации живописного материала, а также близкий музыке контекст, полифония ритмов, цвета, движений, направлений. Портрет - жанр, обращенный к миру человеческих чувств, эмоций, переживаний, что выдвигает на первый план такие проявления музыкальности: эмоциональность цвета, повышение роли цветовых и линейных ритмов, использование музыкальных категорий: ритма, движения, времени.

Показ учителем последовательного ведения работы с одновременным обсуждением этапов акварельной техники. Ученикам предлагается комментировать процесс поэтапного показа ведения работы учителем. В случае затруднения, помогать наводящими вопросами.

Подготовка к работе.

Необходимо сделать легкий рисунок карандашом. Замочить бумагу в воде путем полного погружения на 5 минут, для равномерного пропитывания всех участков листа.

Затем вынуть бумагу и дать стечь лишней воде. Аккуратно положить лист на стол и разгладить так, чтобы не было пузырей, при этом необходимо слегка касаться бумаги, чтобы не повредить ее структуру. (Если работа ведется на планшете – смочить бумагу распылителем или губкой).

Первый этап. Прокладка широкими мазками основных цветовых тонов.

Первое требование на этом этапе – начинать с самого светлого общего тона.

Краску нужно набирать на хорошо отжатую кисть, так как на бумаге у нас уже имеется достаточное количество воды. Второе и главное требование – необходимо учитывать растекание краски по влажной бумаге и класть мазки на некотором расстоянии от контурных линий. На этом этапе закладываются тепло – холодные отношения в пределах основного тона.

Второй этап. Усиление тона в местах расположения теней.

Данное действие выполняется путем вливания цвета в цвет. На этом этапе краски наносятся большими мазками, происходит уточнение характерной формы листьев и лепестков цветков! В зависимости от возраста ребенка осваивающего акварель, на этом этапе возможно усложнение задачи необходимостью введения в основной тон различных оттенков цвета.

Третий этап. Детализация изображения цветом.

На этом этапе производится прописка деталей мелкими мазками в виде штришков или тонких линий кончиком кисти. Необходимо заметить, что этот этап характеризуется стадией высыхания поверхности бумаги, и если эта стадия не достигнута, то изображение может быть испорчено.

Четвертый этап. Детализация изображения вымыванием краски.

На данном этапе, когда рисунок практически завершен, значительного усиления эффекта живописи можно достигнуть обозначением бликов на листьях и лепестках растений. Для этого нужно хорошо промыть кисточку, окунуть в чистую воду, отжать и аккуратно кончиком кисти стереть краску в нужных местах.
Практическая работа учащихся.

Сейчас вы будете слушать музыку и одновременно выражать в красках свои ассоциации. Играет преподаватель Самойлова Елена Анатольевна


Итог урока:

Выставка и обсуждение получившихся работ.
скачать файл



Смотрите также:
«Музыка и живопись. Фортепианный цикл «Времена года»
225.4kb.
Фортепианный цикл «Карнавал» раннее, но очень показательное для Шумана произведе-ние. Его отличают оригинальный замысел, галерея ярких музыкальных портретов, богатство эмоций и необычных выразительных средств
18.42kb.
Тематическое планирование по предмету «Музыка» 5-7 класс на 2014-2015 учебный год Количество часов в неделю: 1 Количество часов за год
358.73kb.
Занятие №1 Предыстория журналистики
304.42kb.
Урок игра по теме «Времена года» Урок-игра в 3 классе (умк «Немецкий язык» Гальсковой Н. Д) Тема: Времена года Цели и задачи: Повторить и обобщить лексику по теме. Повторить порядок слов в предложении
75.26kb.
Тема. Практична робота №6 „Розроблення та реалізація найпростіших програм з циклами. Правила техніки безпеки
14.4kb.
2013 года На фоне слайдов звучит музыка и песня «Журавли» слова
92.66kb.
Живопись как вид изобразительного искусства
18.71kb.
Литература, музыка и живопись имеют не меньшее значение
28.44kb.
Дни недели. Времена года
53.15kb.
Данная повесть дополняет цикл, состоящий еще из двух произведений «Отечественная война 2012 года» и«Человек технозойской эры» которые вышли в отдельной книге: Александр Тюрин. «Отечественная война 2012 года
1190.37kb.
В 5 7 лет ребенка нужно научить
29.39kb.