Главная
страница 1
скачать файл
Некоторые вопросы взимания и взыскания таможенных платежей с перевозчиков в связи с недоставлением товара. Незаконная обязанность.
Начавшийся после кризиса 1998 г. рост российской экономики сопровождался другим важным процессом: совершенствованием законодательной базы, в частности, в сфере таможенного права и международных перевозок.

Еще недавно, сотни перевозчиков становились невольными нарушителями таможенных правил, пополняя так называемые «черные списки» ГТК и лишаясь возможности работать до погашения задолженности перед таможней. При этом зачастую не доказывался ни сам факт недоставки, ни вина перевозчика, не учитывались другие обстоятельства, при которых, несмотря на доставку груза, таможенные платежи в бюджет не поступали.

Последние два года внесли положительные коррективы как в технологию доставки грузов, так и в процесс принятия решений по делам о нарушении таможенных правил. Однако по прежнему существует мнение, что независимо ни от чего перевозчик отвечает за уплату таможенных платежей.

Этот подход подлежит пересмотру, особенно после решения Конституционного суда РФ от 21 апреля 2001 г., ограничившего сроки заведения дел о нарушении и установивших необходимость доказывания вины перевозчика.

Вот только два примера из практики ассоциации ТТ Клуб.

Автомобиль, перевозивший контейнер с товарами народного потребления, был ограблен. Таможенная стоимость похищенного груза – менее 10,000 долл. США. Учитывая обстоятельства дела, таможня наложила на перевозчика незначительный штраф и закрыла дело. Однако через некоторое время, перевозчик получил требование на оплату таможенных платежей и пени в размере около 200,000 долл. США! Дело в том, что при расчете суммы таможенных платежей были применены все известные методики и повышающие коэффициенты, превратившие юго-восточный ширпотреб в одежду haute-couture. Юристы, привлеченные ТТ Клубом смогли доказать как невиновность перевозчика, так и необоснованность платежей.

В другом случае, перевозчик доставил груз на таможенный склад и получив уведомление, доверенность и свидетельство о доставке, сдал груз. Через некоторое время таможня составила протокол о нарушении таможенных правил. Перевозчик был оштрафован на сумму более 40,000 долларов США и получил требование об оплате таможенных платежей. Сумма взыскания была возмещена перевозчику ТТ Клубом, после чего было обжаловано как постановление, так и требование об уплате платежей. Судебные разбирательства длятся уже более полутора лет, склоняясь то в пользу таможни, то перевозчика.

И действительно, в соответствии со статьей 144 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) до помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим всю ответственность за эти товары и транспортные средства перед таможенными органами, включая уплату таможенных платежей, несет перевозчик.

Между тем, следует отметить, что в данной статье речь идет об ответственности перевозчика за уплату таможенных платежей и ни слова не говорится о его обязанности перед таможенными органами уплатить таможенные платежи за недоставленный товар. В ТК РФ нет ни одной статьи, устанавливающей обязанность перевозчика об уплате таможенных платежей, а также сроки выполнения этой обязанности.

Ниже мы приводим несколько выводов и обобщений из претензионной практики ТТ Клуба.


Немного предистории.
Часть первая статьи 124 Таможенного кодекса Российской Федерации дает право таможенным органам взыскивать неуплаченные таможенные платежи в бесспорном порядке независимо от времени обнаружения факта неуплаты. Однако, сама процедура их взыскания таможенным законодательством не установлена.

Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 18 июня 1993 года № 5223-1 «О введении в действие Таможенного кодекса Российской Федерации» часть первая статьи 124 ТК вводится в действие с момента внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации.

С 1 января 1999 года введен в действие Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая), далее – НК РФ, следовательно, часть первая статьи 124 ТК РФ введена в действие именно с этой даты.

Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ в часть первую НК РФ внесены изменения и дополнения.

Часть вторая статьи 2 НК РФ (часть первая), в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 года № 154 – ФЗ, установила пределы действия законодательства о налогах и сборах в связи с уплатой налога, подлежащего уплате при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.

В частности, как отмечается в данной статье, к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено НК РФ.


Как уже было отмечено выше, ни одним законодательным актом не установлена обязанность перевозчика перед таможенными органами об уплате таможенных платежей за недоставленные товары, она может возникнуть лишь после вступления в законную силу постановления по делу о нарушении таможенных правил, которое заводится по каждому случаю утраты либо недоставления перевозчиком товаров в таможню назначения.

Таким образом, право таможенного органа требовать уплаты таможенных платежей с перевозчика возникает после установления в ходе расследования и рассмотрения дела о нарушении таможенных правил как самого факта недоставления товаров, так и вины перевозчика в этом, а также суммы подлежащих уплате таможенных платежей.
Если Вы получили требование об уплате таможенных платежей.
Пункт 4 статьи 69 НК РФ предусматривает обязательное указание в требовании об уплате таможенных платежей данных об основаниях их взимания, ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Документом, которым в соответствии со статьей 69 НК РФ устанавливается обязанность уплатить в установленный срок таможенные платежи, является требование об уплате таможенных платежей – письменное извещение о неуплаченной сумме налога.

В практике работы таможенных органов встречаются случаи, когда указанное требование рассматривается отдельными сотрудниками как чистая формальность, иногда они не относят его к ненормативным актам органов государственного управления. Такой подход является неверным и противоречит действующему законодательству. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 28 февраля 2001 года № 5 ‘’О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации’’ разъяснил, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

Содержание требования и порядок его направления установлены положениями статьи 69 НК РФ. В соответствии с пунктом 7 данной статьи ее действие распространяется и на требования об уплате налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, направляемые налогоплательщику таможенным органом:


  1. Требование составляется в двух экземплярах по установленной форме не позднее десяти дней (статья 70 НК РФ) со дня вступления в законную силу постановления по делу о нарушении таможенных правил. Следует отметить, что этот срок является пресекательным и восстановлению не подлежит. В случае его пропуска требование об уплате таможенных платежей может быть оспорено в арбитражном суде с требованием признания его недействительным.

  2. Требование должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней, начисленных на момент выставления требования, сроке уплаты таможенных платежей, сроке исполнения требования, а также подробные данные об основаниях взимания таможенных платежей, включая ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность плательщика уплатить таможенные платежи.

  3. Оно подписывается начальником таможенного органа. В требовании обязательно указываются его номер и дата подписания.

  4. Требование должно быть исполнено не позднее двадцати пяти дней с даты подписания такого требования.

  5. Первый экземпляр требования направляется плательщику, а второй экземпляр остается в таможенном органе.

  6. Требование должно быть передано плательщику способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования плательщиком. В случае уклонения плательщика от получения требования составляется в письменной произвольной форме акт уполномоченным на это должностным лицом таможенного органа.

Направление требования об уплате таможенных платежей явяляется первым шагом в обеспечении исполнения основной обязанности налогоплательщика по их уплате. Если требование не будет исполнено в установленные сроки и не будет обжаловано в установленном законом порядке, таможенные органы получат возможность применять меры по взысканию платежей в бесспорном порядке. Таким образом требование об уплате платежей можно рассматривать как сигнал налогоплательщику о начале официальных процедур, которые должны привести к уплате налогов и начисленных за несвоевременную уплату пеней. Одновременно оно является свидетельством того, что таможенные органы предприняли меры для того, чтобы платежи были уплачены добровольно. Только при наличии такого свидетельства возможны иные, более жесткие меры.


Порядок обжалования требований таможни об уплате платежей
Перевозчик вправе обжаловать в суд требование об уплате таможенных платежей независимо от того, было ли им оспорено решение таможенного органа, на основании которого вынесено соответствующее требование. На это обстоятельство обратил внимание Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 28 февраля 2001 года № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Разъяснение суда имеет важное значение, поскольку закон не обязывает таможенные органы направлять налогоплательщику решение о взыскании таможенных платежей. Как правило, перевозчик узнает о наличии у него недоимки по таможенным платежам при получении им требования об их уплате.

Отметим особо, что обжалование требования об уплате таможенных платежей в общем случае не приостанавливает его исполнения. Исключения из этого правила возможны в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 141 НК РФ, т.е. по усмотрению таможенного органа. Кроме того, приостановление исполнения требования возможно по определению арбитражного суда, рассматривающего иск перевозчика о признании недействительным требования таможенного органа.

Статья 70 НК РФ устанавливает высьма жесткие ограничения на сроки, в течение которых таможенные органы могут направлять перевозчикам требования об уплате таможенных платежей. Такие действия возможны только в течение 3 месяцев после вступления в законную силу постановления по делу о нарушении таможенных правил.

В связи с приведенной нормой возникает вопрос о том, какие правовые последствия будет иметь пропуск таможенным органом по какой – либо причине этого срока. В законе отсутствуют сценарии действия сторон в таком случае. В этих случаях, как правило, арбитражные суды признают решение либо требование об уплате таможенных платежей недействительными.

При неуплате таможенных платежей в установленный в требовании срок и не обжаловании последнего таможенные органы в соответствии со статьей 46 НК РФ вправе принудительно обратить взыскание на денежные средства перевозчика на его счетах банках. Для этого, как правило, не требуется судебного решения или санкции прокурора и таможенный орган может самостоятельно принять такое решение. Однако, взыскание таможенных платежей на банковских счетах допустимо лишь после того, как будет последовательно полностью пройдена цепочка предварительных процессуальных действий, возможных только при определенных условиях.

В частности, решение о взыскании платежей может быть принято только в отношении неуплаченных в установленные сроки таможенных платежей. Кроме того, взысканию платежей за счет денежных средств должно предшествовать направление перевозчику требования об уплате таможенных платежей, в котором устанавливается срок его исполнения.

В НК РФ ничего не говорится об отводимых для исполнения требования сроках. Вероятно, в некоторых случаях они будут устанавливаться таможенными органами в индивидуальном порядке и могут колебаться в пределах от нескольких дней до нескольких недель или месяцев. Таким образом, направление требования может стать еще одной формой отсрочки уплаты таможенных платежей, предоставляемой таможенными органами.

В соответствии с положениями статьи 46 НК РФ решение о взыскании платежей за счет денежных средств перевозчика может быть принято не позднее 60 дней после истечения срока ранее выставленного перевозчику требования об уплате таможенных платежей. Любое решение, принятое после этого, автоматически считается недействительным и исполнению не подлежит. Опоздав с принятием решения о взыскании платежей, таможенный орган вправе обратиться в суд с исковом о взыскании налоговой задолженности и соответствующих пеней. При этом НК РФ не содержит каких-либо ограничений на сроки, в течение которых таможенные органы имеют возможность обращаться в суд в отношении взыскания платежей и пени.

Таможенный орган должен в течение пяти дней после вынесения решения о взыскании таможенных платежей проинформировать об этом перевозчика.

Для реализации решения о взыскании таможенный орган должен направить в банк, в котором открыты счета перевозчика, инкассовое поручение на перечисление платежей в бюджет.

Инкассовое поручение на перечисление платежей подлежит бузусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством.

Пунктом 6 статьи 46 НК РФ установлены разные сроки для исполнения банками инкассовых поручений таможенных органов на перечисление таможенных платежей в зависимости от того, производится взыскание с рублевых или валютных счетов. В первом случае – это один день, во втором – два дня.

Нарушение таможенными органами описанного выше порядка взыскания таможенных платежей дает основания перевозчику обратиться в арбитражный суд или вышестоящий таможенный орган в целях признания недействительными ненормативных актов таможни, а также незаконных действий их должностных лиц.

Некоторые арбитражные суды не принимают к рассмотрению исковые заявления перевозчиков о признании недействительными требований таможенных органов об уплате таможенных платежей, ссылаясь на то, что не был соблюден досудебный порядок их обжалования. Такая позиция вряд ли является правомерной, поскольку статья 138 НК РФ позволяет обжаловать акты налоговых органов как в вышестоящий орган, так и в суд. Отказ суда в принятии к рассмотрению искового заявления о признании недействительным требования или решения таможенного органа об уплате таможенных платежей ограничивает права и законные интересы перевозчика.


Страхование по системе ТИР
И последнее. Перевозчики нередко задают вопрос, почему таможенные платежи не возмещаются по гарантийной системе ТИР, включающей одним из элементов обязательное страхование.

На практике эта система работает следующим образом.

При невозможности взыскать платежи с виновника, таможня направляет требование об оплате в гарантийную ассоциацию. Та передает требование в Женеву, где принимается решение об оплате. Оплата требований производится за счет международного страховщика, также находящегося в Швейцарии. Последний, оплатив, идет с регрессом к национальному страховщику и возмещает все свои расходы.

Национальный страховщик (в России – «Ингосстрах» и ТТ Клуб) дает гарантию оплаты в безакцептном порядке всех требований в пределах $ 10,000,000. При определенных обстоятельствах у национального страховщика возникает право регрессного требования к перевозчику, основанное на положениях Декларации-обязательства держателя книжки МДП. Такое право, например, отсутствует в случае, если перевозчик стал жертвой ограбления.



Поэтому неправильно говорить о том, что страхование ТИР карнетов является страхованием самого перевозчика. Последний не становится выгодоприобретателем по этому страхованию. Более того, по определению Конвенции МДП, именно при невозможности взыскать платежи с перевозчика вступает в действие гарантийная процедура, а следовательно, и гарантийное страхование.

Александр КОЧЕТКОВ, юрист ООО «Пандитранс»
скачать файл



Смотрите также:
Некоторые вопросы взимания и взыскания таможенных платежей с перевозчиков в связи с недоставлением товара. Незаконная обязанность
107.87kb.
Газета «КоммерсантЪ» (Украина) 14. 11. 13 Таможня дает гарантию
129.46kb.
наименование органа, должностного лица, действия которого обжалуются) Жалоба на действия органа (должностного лица) в связи с наложением административного взыскания
15.79kb.
Разработка простого генератора отчетов с помощью Nemerle и System. Xml
630.65kb.
Пользователи-сотрудники правительственных органов по всему миру применяют в каждодневной работе средства мобильной телефонии
695.24kb.
Стандартные условия приемки товара
25.84kb.
Уведомление о проведении упрощенной процедуры закупки №15/13
67.26kb.
Уведомление о проведении упрощенной процедуры закупки №72/13
69.82kb.
Основы бухгалтерского учета; Вопросы: Бюджетная система кр это …?
56.95kb.
В чем конкурентные преимущества рекламируемого товара/услуги? Чем отличается от имеющихся на рынке других марок
56.79kb.
I. Судебно-медицинская экспертиза
350.73kb.
Некоторые вопросы судебной практики по гражданским
626.79kb.