Главная | страница 1 ![]() по произведениям писателя Александра Костюнина НОМИНАЦИЯ: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Разработка урока литературы в 10 классе учителя русского языка и литературы МАОУ «СОШ №1» г.Нурлат Республики Татарстан Сагировой Алсу Радиковны Тема урока: Что такое толерантность? (по рассказу А.В. Костюнина «Рукавичка») Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.В. Костюнина; : познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей, уметь находить выход из конфликтных ситуаций, которые возникают между людьми, воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; воспитывать коммуникативную культуру общения . Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, текст рассказа «Рукавичка». Ход урока: Организационный момент Учитель: Друзья мои! я очень рада войти в приветливый ваш класс И для меня уже награда вниманье ваших умных глаз. Знаю: каждый в классе гений. Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений, мы вместе сочиним урок. Мои соавторы и судьи, оценкой я вас нахожу. За странный слог не обессудьте. А дольше прозой я скажу… Учитель: Сейчас я всех поприветствовала, чувствуете, как стало комфортнее и веселей. Вы знаете, что приветствия разных стран особенные, давайте выполним 1 задание. Смотри приложение Задание 1: Демонстрация приветствий разных стран. Учащиеся получают карточки с приветствиями из разных стран и выполняют действия. • сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония); • потереться носами (Новая Зеландия); • пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания); • крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия) • показать язык (Тибет); • очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия); Учитель: Итак, вы поняли, что все люди вместе живут на земле, но все разные. -Чем мы отличаемся друг от друга? (Ответы детей) Ученик: Разные интересы, возраст, характер, вероисповедание, опыт, цели, мысли, образ жизни, уровень знаний. Учитель: Чтобы понимать друг друга, не враждовать, мы должны проявлять доброту, гуманность, милосердие, терпение. Назовите одним словом синоним к этим понятиям? Ученик: Толерантность. Учитель: Что такое толерантность? Слово «толерантность» я изобразила в виде дерева: ствол – проявления толерантности, корни- причины, ветви – последствия. Задание 2: Учащиеся заполняют рисунок. Работа на интерактивной доске. Учитель: Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному. Ученик: в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; в английском - готовность быть терпимым, снисходительным; в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо). Учитель: Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы) Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? А что же объединяет эти определения? (Ответы). Учитель: Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы) Учитель: Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия... В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Поэтому сегодня этот вопрос очень актуален. Об этом мы и поговорим на нашем уроке. Новая тема: Учитель: Сегодня мне хотелось бы познакомить вас с удивительным человеком, нашим современником, интересным писателем – Александром Викторовичем Костюниным, с его замечательным рассказом «Рукавичка». Ученик: Жизненный и творческий путь А. В. Костюнина с презентацией с сайта. ![]() Родился Александр Викторович Костюнин 25 августа 1964 года в Карелии, с. Паданы Медвежьегорского района. Окончил художественную школу в г. Медвежьегорске. Детство и юность прошли там же. Получил высшее образование в Петрозаводском государственном университете (факультеты сельскохозяйственный и экономический). Женат, имеет двоих детей: сына и дочь. Вот уже много лет он работает на стратегическом предприятии России ОАО «Судостроительный завод «Авангард» в г. Петрозаводске. Основная продукция предприятия: базовые тральщики типа «Яхонт», задача которых – обеспечение развёртывания стратегических ядерных сил морского базирования. На данное время Александр Костюнин – председатель Совета директоров, член экспертного совета по обороне при Председателе Совета Федерации. Учитель: Александр Костюнин и по сей день живет и трудится в Петрозаводске, продолжая создавать уникальные произведения, встречается со многими интересными людьми. А. Костюнину удалось мастерски создать образы неповторимых, неоднозначных героев. Хочется понять, почему его рассказы о детских судьбах, самых обычных, не оставляют равнодушными никого, как удается писателю удерживать внимание читателя на протяжении всего повествования. Учитель: Сборник рассказов «В купели белой ночи» открывает рассказ «Рукавичка». Как вы думаете: о чем этот рассказ? Ученик: «Рукавичка» – словоформа с уменьшительно-ласкательным суффиксом, соответственно ждешь от рассказа чего-то теплого, красивого. Учитель: Но тут мы видим эпиграф, взятый из Евангелия от Матфея, давайте его прочитаем. (Ученик читает). Учитель: Смысл евангельской притчи надо понимать не буквально, а переосмысливать. Давайте разберемся. Невольно задаешься вопросом: причем здесь Иуда и о каком предательстве пойдет речь в рассказе с таким удивительным названием? Об этом мы узнаем из рассказа. Выразительное чтение рассказа «Рукавичка». Учитель: О чем этот рассказ? Ученик: «Рукавичка» – это рассказ о школе, где после посещения учащимися кабинета по домоводству пропадает маленькая вязаная рукавичка, которую учитель показывала детям. Чтобы выяснить, кто взял рукавичку, учительница устраивает настоящий обыск и допрос с пристрастием, как будто перед нею не первоклассники, а преступники. Учитель: Как чувствуют и ведут себя дети и взрослые в сцене обыска. Ученик: Дети очень переживают, ведь их обвиняют в преступлении. И учительница Анна Ивановна Гришина «цепким взглядом прошлась по каждому и стала по очереди опрашивать». Когда никто не сознался она стала их обыскивать. «Алла Ивановна взяла из рук Светки портфель, резко перевернула его, подняла вверх и сильно тряхнула. На учительский стол посыпались тетрадки, учебники. Резкими щелчками застрекотали соскользнувшие на пол карандаши. А цепкие пальцы Аллы Ивановны портфель всё трясли и трясли. Кондроева, опустив голову, молча плакала. – Раздевайся! – хлёстко скомандовала Алла Ивановна. Светка безропотно начала стягивать штопаную кофтёнку. Слёзы крупными непослушными каплями скатывались из её опухших глаз. Поминутно всхлипывая, она откидывала с лица косички. Присев на корточки, развязала шнурки башмачков и, поднявшись, по очереди стащила их. Бежевые трикотажные колготки оказались с дыркой. Розовый Светкин пальчик непослушно торчал, выставив себя напоказ всему, казалось, миру. Вот уже снята и юбчонка. Спущены колготки. Белая майка с отвисшими лямками. Светка стояла босая на затоптанном школьном полу перед всем классом и, не в силах успокоить свои руки, теребила в смущении байковые панталончики. Нательный алюминиевый крестик на холщовой нитке маятником покачивался на её детской шейке. Кондроева, шлёпая босыми ножками, собрала рассыпанные карандаши, торопливо сложила в портфель учебники, скомкала одежонку и, прижав к груди куклу, пошла на цыпочках к своей парте. Ребят раздевали до трусов одного за другим. По очереди обыскивали. Больше никто не плакал. Все затравленно молчали, исполняя отрывистые команды».
«Цепким взглядом прошлась, резко перевернула его, цепкие пальцы Аллы Ивановны портфель всё трясли и трясли, хлёстко скомандовала, возмутилась классная, зло процедила, сильно тряхнула, учительница брезгливо перебрала, тыкая пальцем в крест» Учитель: Своей кульминации эта безобразная сцена, когда к столу подходит Юрка Гуров. Из какой семьи он был? Ученик: «Юрка был из большой семьи, кроме него ещё три брата и две младшие сестры. Отец у него крепко пил, и Юрка частенько, по-соседски, спасался у нас». У него была непростая жизнь: «Портфель у него был без ручки, и он нёс его к учительскому столу, зажав под мышкой. Неопрятные тетрадки и всего один учебник – вылетели на учительский стол. Юрка стал раздеваться. Снял свитер, не развязывая шнурков, стащил стоптанные ботинки, затем носки и, неожиданно остановившись, разревелся в голос». Учитель: Как вы объясняете поступок Юрки? Чем была рукавичка для Юрки? Ученик: Всем стало понятно, что именно Юрка взял эту маленькую рукавичку, этот кусочек маленького счастья, семейного уюта, тепла, которого ему так недоставало. Учитель: И что же мы видим дальше? Сострадание, сочувствие, понимание, прощение? Ученики: «Алла Ивановна стала насильно вытряхивать его из майки, и тут на пол выпала маленькая синяя рукавичка. – Как она у тебя оказалась? Как?!! – зло допытывалась Алла Ивановна, наклонившись прямо к Юркиному лицу. – Как?! Отвечай!.. – Миня эн тийе! Миня эн тийе! Миня эн тийе… – лепетал запуганный Юрка, от волнения перейдя на карельский язык. – А, не знаешь?!! Ты не знаешь?!! Ну, так я знаю! Ты украл её. Вор! Юркины губы мелко дрожали. Он старался не смотреть на нас». Учитель: К чему приводят слова учительницы? Ученик: Жизнь мальчика изменилась; его не поняли, не простили. «Мы вместе учились до восьмого класса. Больше Юрка в школе никогда ничего не крал, но это уже не имело значения. «Вор» – раскалённым тавром было навеки поставлено деревней на нём и на всей его семье. Можно смело сказать, что восемь школьных лет обернулись для него тюремным сроком. Он стал изгоем… Его по-человечески унижали». Учитель: Как вы думаете, почему так произошло? Ученик: В школе для детей учитель – это тот человек, которому ученики доверяют, а особенно первому учителю. Поэтому одно ее слово «Вор!» так изменило судьбу мальчика. Учитель: Можно ли назвать отношение Аллы Ивановны к своим ученикам толерантным? Ученик: Я считаю, что Алла Ивановна предала веру детей в лучшее, в справедливость и ее отношение было не толерантным. Она поселила в их душах страх, гнев, обиду – те чувства, которых не должно быть в детской душе. Она и сама не отнеслась с пониманием к этой ситуации и не воспитала в своих учениках терпимое отношение к своим одноклассникам. Это и привело к тому, что в итоге Юрка Гуров на протяжении 8 лет школьной жизни был изгоем и его постоянно унижали. Никто из ребят в классе, его братьев не защищал его. Поэтому автор и говорит, что «восемь школьных лет обернулись для него тюремным сроком». Учитель: Как сложилась его дальнейшая жизнь? Ученик: Юра Гуров стал вором, его и четверых односельчан за это наказали. Юра, не выдержав такого унижения, повесился у себя в сарае. Все кругом – равнодушны, никто не отнесся с пониманием к мальчику из многодетной семьи. Поэтому так трагически сложилась его судьба. Учитель: Каково ваше ощущение? Что чувствуете вы? Ученик: Мы невольно ощутили себя тем беззащитным, голодным и раздетым посреди класса мальчиком, почувствовали его унижение, как его нервы напрягаются, как берёт он руками верёвку и делает последний шаг, пробуждающий совесть виновных. Учитель: Какой урок можно извлечь из рассказа? Ученик: Нужно было всё простить этому мальчику Юрке Гурову, ведь он сам немногословно просит этого прощения. Показательно то, что герой, став взрослым, осознает это и просит прощения сам у своего бывшего одноклассника: «Юрка, Юрка… твоя судьба для меня – укор… И чувство вины растёт. Что-то провернулось в моей душе. Заныло. Но заглушать эту боль я почему-то не хочу…» Учитель: Какие проблемы поднимает автор на страницах рассказа? Ученик: Автор поднимает проблемы толерантного отношения к другим людям, нравственности, об ответственности человека за свои поступки, о непоправимости и невозвратности допущенных ошибок. Подведение итогов урока: Учитель: Но несмотря ни на что, толерантности надо учиться. Но об этом мы задумываемся, только встав взрослее и мудрее. Поэтому чувство боли осталось в душе рассказчика на всю жизнь. Надеюсь, что сегодняшний урок пригодится вам в будущем и вы, как герои рассказа «Рукавичка», не останетесь равнодушными к судьбе другого человека и сможете протянуть руку помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Рефлексия: - Понравились ли вам рассказы А. Костюнина ? - Хотели бы познакомиться с другими его произведениями? Домашнее задание: написать эссе по рассказу «Рукавичка». ![]() Смотрите также: Номинация: методическая разработка
108.06kb.
Методическая разработка квн темников 2011
167.14kb.
Методическая разработка урока литературы в 8 классе Гуманизм в рассказе Л. Н
71.62kb.
Методическая разработка классного часа
249.66kb.
Методическая разработка для обучающихся 13-17 лет
135.3kb.
«детско-юношеский центр «горизонт» методическая разработка
214.58kb.
Методическая разработка конференция «Здоровье нации будущее России»
148.04kb.
Методическая разработка урока истории в 8 классе по специальной (коррекционной) программе VIII вида
177.42kb.
Методическая разработка воспитательного мероприятия, направленная на предотвращение искусственного прерывания беременности в молодежной среде
146.41kb.
Геоэкология Осенний семестр (78 час.)
39.95kb.
Анисимова Татьяна Владимировна
740.21kb.
Методическая разработка: «Основы применения средств круговой тренировки на уроках физической культуры в 10 11 классах общеобразовательной школы» 603.17kb.
|