Главная
страница 1
скачать файл
Международный литературный конкурс «Купель» 2012 – 2013 года

по произведениям писателя Александра Костюнина

НОМИНАЦИЯ: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Разработка урока литературы в 10 классе учителя русского языка и литературы МАОУ «СОШ №1» г.Нурлат Республики Татарстан Сагировой Алсу Радиковны
Тема урока: Что такое толерантность? (по рассказу А.В. Костюнина «Рукавичка»)
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.В. Костюнина; : познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей, уметь находить выход из конфликтных ситуаций, которые возникают между людьми, воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; воспитывать коммуникативную культуру общения .

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, текст рассказа «Рукавичка».
Ход урока:
Организационный момент
Учитель: Друзья мои! я очень рада войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда вниманье ваших умных глаз.

Знаю: каждый в классе гений. Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений, мы вместе сочиним урок.

Мои соавторы и судьи, оценкой я вас нахожу.

За странный слог не обессудьте. А дольше прозой я скажу…


Учитель: Сейчас я всех поприветствовала, чувствуете, как стало комфортнее и веселей.

Вы знаете, что приветствия разных стран особенные, давайте выполним 1 задание. Смотри приложение


Задание 1: Демонстрация приветствий разных стран. Учащиеся получают карточки с приветствиями из разных стран и выполняют действия.
• сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
• потереться носами (Новая Зеландия);
• пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
• крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)
• показать язык (Тибет);
• очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
Учитель: Итак, вы поняли, что все люди вместе живут на земле, но все разные.
-Чем мы отличаемся друг от друга? (Ответы детей)
Ученик: Разные интересы, возраст, характер, вероисповедание, опыт, цели, мысли, образ жизни, уровень знаний.
Учитель: Чтобы понимать друг друга, не враждовать, мы должны проявлять доброту, гуманность, милосердие, терпение. Назовите одним словом синоним к этим понятиям?
Ученик: Толерантность.

Учитель: Что такое толерантность? Слово «толерантность» я изобразила в виде дерева: ствол – проявления толерантности, корни- причины, ветви – последствия.
Задание 2: Учащиеся заполняют рисунок. Работа на интерактивной доске.
Учитель: Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному.

Ученик: в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; в английском - готовность быть терпимым, снисходительным; в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Учитель: Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы) Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? А что же объединяет эти определения? (Ответы).

Учитель: Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы)

Учитель: Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия... В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Поэтому сегодня этот вопрос очень актуален. Об этом мы и поговорим на нашем уроке.

Новая тема:
Учитель: Сегодня мне хотелось бы познакомить вас с удивительным человеком, нашим современником, интересным писателем – Александром Викторовичем Костюниным, с его замечательным рассказом «Рукавичка».
Ученик: Жизненный и творческий путь А. В. Костюнина с презентацией с сайта.

Родился Александр Викторович Костюнин 25 августа 1964 года в Карелии, с. Паданы Медвежьегорского района. Окончил художественную школу в г. Медвежьегорске. Детство и юность прошли там же. Получил высшее образование в Петрозаводском государственном университете (факультеты сельскохозяйственный и экономический). Женат, имеет двоих детей: сына и дочь. Вот уже много лет он работает на стратегическом предприятии России ОАО «Судостроительный завод «Авангард» в г. Петрозаводске. Основная продукция предприятия: базовые тральщики типа «Яхонт», задача которых – обеспечение развёртывания стратегических ядерных сил морского базирования. На данное время Александр Костюнин – председатель Совета директоров, член экспертного совета по обороне при Председателе Совета Федерации.


Учитель: Александр Костюнин и по сей день живет и трудится в Петрозаводске, продолжая создавать уникальные произведения, встречается со многими интересными людьми. А. Костюнину удалось мастерски создать образы неповторимых, неоднозначных героев. Хочется понять, почему его рассказы о детских судьбах, самых обычных, не оставляют равнодушными никого, как удается писателю удерживать внимание читателя на протяжении всего повествования.
Учитель: Сборник рассказов «В купели белой ночи» открывает рассказ «Рукавичка». Как вы думаете: о чем этот рассказ?
Ученик: «Рукавичка» – словоформа с уменьшительно-ласкательным суффиксом, соответственно ждешь от рассказа чего-то теплого, красивого.
Учитель: Но тут мы видим эпиграф, взятый из Евангелия от Матфея, давайте его прочитаем. (Ученик читает).
Учитель: Смысл евангельской притчи надо понимать не буквально, а переосмысливать. Давайте разберемся. Невольно задаешься вопросом: причем здесь Иуда и о каком предательстве пойдет речь в рассказе с таким удивительным названием? Об этом мы узнаем из рассказа.

Выразительное чтение рассказа «Рукавичка».


Учитель: О чем этот рассказ?
Ученик: «Рукавичка» – это рассказ о школе, где после посещения учащимися кабинета по домоводству пропадает маленькая вязаная рукавичка, которую учитель показывала детям. Чтобы выяснить, кто взял рукавичку, учительница устраивает настоящий обыск и допрос с пристрастием, как будто перед нею не первоклассники, а преступники.
Учитель: Как чувствуют и ведут себя дети и взрослые в сцене обыска.
Ученик: Дети очень переживают, ведь их обвиняют в преступлении. И учительница Анна Ивановна Гришина «цепким взглядом прошлась по каждому и стала по очереди опрашивать». Когда никто не сознался она стала их обыскивать. «Алла Ивановна взяла из рук Светки портфель, резко перевернула его, подняла вверх и сильно тряхнула. На учительский стол посыпались тетрадки, учебники. Резкими щелчками застрекотали соскользнувшие на пол карандаши. А цепкие пальцы Аллы Ивановны портфель всё трясли и трясли.

Кондроева, опустив голову, молча плакала.

– Раздевайся! – хлёстко скомандовала Алла Ивановна.

Светка безропотно начала стягивать штопаную кофтёнку. Слёзы крупными непослушными каплями скатывались из её опухших глаз. Поминутно всхлипывая, она откидывала с лица косички. Присев на корточки, развязала шнурки башмачков и, поднявшись, по очереди стащила их. Бежевые трикотажные колготки оказались с дыркой. Розовый Светкин пальчик непослушно торчал, выставив себя напоказ всему, казалось, миру. Вот уже снята и юбчонка. Спущены колготки. Белая майка с отвисшими лямками.

Светка стояла босая на затоптанном школьном полу перед всем классом и, не в силах успокоить свои руки, теребила в смущении байковые панталончики. Нательный алюминиевый крестик на холщовой нитке маятником покачивался на её детской шейке.

Кондроева, шлёпая босыми ножками, собрала рассыпанные карандаши, торопливо сложила в портфель учебники, скомкала одежонку и, прижав к груди куклу, пошла на цыпочках к своей парте.

Ребят раздевали до трусов одного за другим. По очереди обыскивали. Больше никто не плакал. Все затравленно молчали, исполняя отрывистые команды».
Учитель: Как вы думаете, на что было похоже это зрелище. Как себя чувствовали дети?
Ученик: На обыск преступника в тюрьме. Они перестали даже плакать, затравлено и безропотно выполняли команды учительницы, как будто были в концлагере. Вероятнее всего, таким людям, как Алла Ивановна, вряд ли знакомо понятие уважительного отношения к человеку, пусть даже к такому маленькому, знание психологии ребенка, подростковой жестокости, которая может привести к самоубийству.
Учитель: Как ведет себя учительница? Найдите характеристики в тексте.
Ученик: Своим отношением к детям Анна Ивановна напоминает надсмотрщика в тюрьме. А. Костюнин использует не так много слов для характеристики учительницы:

«Цепким взглядом прошлась, резко перевернула его, цепкие пальцы Аллы Ивановны портфель всё трясли и трясли, хлёстко скомандовала, возмутилась классная, зло процедила, сильно тряхнула, учительница брезгливо перебрала, тыкая пальцем в крест»


Учитель: Своей кульминации эта безобразная сцена, когда к столу подходит Юрка Гуров. Из какой семьи он был?
Ученик: «Юрка был из большой семьи, кроме него ещё три брата и две младшие сестры. Отец у него крепко пил, и Юрка частенько, по-соседски, спасался у нас».

У него была непростая жизнь: «Портфель у него был без ручки, и он нёс его к учительскому столу, зажав под мышкой. Неопрятные тетрадки и всего один учебник – вылетели на учительский стол. Юрка стал раздеваться. Снял свитер, не развязывая шнурков, стащил стоптанные ботинки, затем носки и, неожиданно остановившись, разревелся в голос».


Учитель: Как вы объясняете поступок Юрки? Чем была рукавичка для Юрки?
Ученик: Всем стало понятно, что именно Юрка взял эту маленькую рукавичку, этот кусочек маленького счастья, семейного уюта, тепла, которого ему так недоставало.
Учитель: И что же мы видим дальше? Сострадание, сочувствие, понимание, прощение?
Ученики: «Алла Ивановна стала насильно вытряхивать его из майки, и тут на пол выпала маленькая синяя рукавичка.

– Как она у тебя оказалась? Как?!! – зло допытывалась Алла Ивановна, наклонившись прямо к Юркиному лицу.

– Как?! Отвечай!..

– Миня эн тийе! Миня эн тийе! Миня эн тийе… – лепетал запуганный Юрка, от волнения перейдя на карельский язык.

– А, не знаешь?!! Ты не знаешь?!! Ну, так я знаю! Ты украл её. Вор!

Юркины губы мелко дрожали. Он старался не смотреть на нас».


Учитель: К чему приводят слова учительницы?
Ученик: Жизнь мальчика изменилась; его не поняли, не простили. «Мы вместе учились до восьмого класса. Больше Юрка в школе никогда ничего не крал, но это уже не имело значения. «Вор» – раскалённым тавром было навеки поставлено деревней на нём и на всей его семье. Можно смело сказать, что восемь школьных лет обернулись для него тюремным сроком. Он стал изгоем… Его по-человечески унижали».
Учитель: Как вы думаете, почему так произошло?
Ученик: В школе для детей учитель – это тот человек, которому ученики доверяют, а особенно первому учителю. Поэтому одно ее слово «Вор!» так изменило судьбу мальчика.
Учитель: Можно ли назвать отношение Аллы Ивановны к своим ученикам толерантным?
Ученик: Я считаю, что Алла Ивановна предала веру детей в лучшее, в справедливость и ее отношение было не толерантным. Она поселила в их душах страх, гнев, обиду – те чувства, которых не должно быть в детской душе. Она и сама не отнеслась с пониманием к этой ситуации и не воспитала в своих учениках терпимое отношение к своим одноклассникам. Это и привело к тому, что в итоге Юрка Гуров на протяжении 8 лет школьной жизни был изгоем и его постоянно унижали. Никто из ребят в классе, его братьев не защищал его. Поэтому автор и говорит, что «восемь школьных лет обернулись для него тюремным сроком».
Учитель: Как сложилась его дальнейшая жизнь?
Ученик: Юра Гуров стал вором, его и четверых односельчан за это наказали. Юра, не выдержав такого унижения, повесился у себя в сарае. Все кругом – равнодушны, никто не отнесся с пониманием к мальчику из многодетной семьи. Поэтому так трагически сложилась его судьба.
Учитель: Каково ваше ощущение? Что чувствуете вы?
Ученик: Мы невольно ощутили себя тем беззащитным, голодным и раздетым посреди класса мальчиком, почувствовали его унижение, как его нервы напрягаются, как берёт он руками верёвку и делает последний шаг, пробуждающий совесть виновных.
Учитель: Какой урок можно извлечь из рассказа?
Ученик: Нужно было всё простить этому мальчику Юрке Гурову, ведь он сам немногословно просит этого прощения. Показательно то, что герой, став взрослым, осознает это и просит прощения сам у своего бывшего одноклассника:

«Юрка, Юрка… твоя судьба для меня – укор… И чувство вины растёт. Что-то провернулось в моей душе. Заныло. Но заглушать эту боль я почему-то не хочу…»


Учитель: Какие проблемы поднимает автор на страницах рассказа?
Ученик: Автор поднимает проблемы толерантного отношения к другим людям, нравственности, об ответственности человека за свои поступки, о непоправимости и невозвратности допущенных ошибок.
Подведение итогов урока:

Учитель: Но несмотря ни на что, толерантности надо учиться. Но об этом мы задумываемся, только встав взрослее и мудрее. Поэтому чувство боли осталось в душе рассказчика на всю жизнь. Надеюсь, что сегодняшний урок пригодится вам в будущем и вы, как герои рассказа «Рукавичка», не останетесь равнодушными к судьбе другого человека и сможете протянуть руку помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Рефлексия:

- Понравились ли вам рассказы А. Костюнина ?



- Хотели бы познакомиться с другими его произведениями?
Домашнее задание: написать эссе по рассказу «Рукавичка».
скачать файл



Смотрите также:
Номинация: методическая разработка
108.06kb.
Методическая разработка квн темников 2011
167.14kb.
Методическая разработка урока литературы в 8 классе Гуманизм в рассказе Л. Н
71.62kb.
Методическая разработка классного часа
249.66kb.
Методическая разработка для обучающихся 13-17 лет
135.3kb.
«детско-юношеский центр «горизонт» методическая разработка
214.58kb.
Методическая разработка конференция «Здоровье нации будущее России»
148.04kb.
Методическая разработка урока истории в 8 классе по специальной (коррекционной) программе VIII вида
177.42kb.
Методическая разработка воспитательного мероприятия, направленная на предотвращение искусственного прерывания беременности в молодежной среде
146.41kb.
Геоэкология Осенний семестр (78 час.)
39.95kb.
Анисимова Татьяна Владимировна
740.21kb.
Методическая разработка Тема: Формирование навыков игры по слуху, чтения с листа и транспонирования на уроках музыкального инструмента
451.19kb.