Главная
страница 1
скачать файл
О преподавании «Географии»в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2009-2010 учебном году

Методическое письмо



В 2009-2010 учебном году образовательный процесс обучающихся 1-4, 5-8 и 10-11 классов осуществляется в соответствии с базисным учебным планом 2004 года и федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 года (письмо Департамента образования Ярославской области от 28.04.2009 № 1662/01-10 «Об организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях в 2009-2010 учебном году»).

С целью завершения перехода на федеральный БУП 2004 года при составлении учебных планов общеобразовательных учреждений на 2009-2010 учебный год в 9-11 классах следует руководствоваться региональным учебным планом, утвержденным приказом департамента от 12.05.2006 № 01-01/318 «Об утверждении регионального учебного плана».


Переход на федеральный компонент государственного образовательного стандарта по географии и ФБУП 2004 года общеобразовательными учреждениями Ярославской области осуществлялся поэтапно: в 2006/2007 учебном году в 10-х классах, в 2007/2008 – в 6-х и 11-х классах; в 2008/2009 — в 7-х классах (основание: приказ МО РФ от 09.03.2004 № 1312). Особенности перехода в этих классах отражены в инструктивно-методических материалах:

  • «О преподавании учебного предмета «География» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования на 2006/07 учебный год» [Текст]: методическое письмо / сост. Хомутова Л.Н. – Ярославль: ИРО, 2006. – 25 с.

  • «О преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных учреждениях области в 2007-2008 учебном году в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта и БУП-2004» /Хомутова Л.Н. // «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях области в 2007/08 учебном году». Ярославская область: Образовательные ресурсы. Информационно-методический сборник, Выпуск № 27. Формат: CD., Ярославль, 2007.

  • «О преподавании учебного предмета «География» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области» /Хомутова Л.Н. // «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях области в 2008/09 учебном году». Ярославская область: Образовательные ресурсы. Информационно-методический сборник. Вып. № 59. Формат: CD, Ярославль, 2008


В 2009-2010 учебном году общеобразовательными учреждениями Ярославской области переход на обучение географии в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта и федеральным базисным учебным планом 2004 года осуществляется в 8-х классах (основание: приказ МО РФ от 09.03.2004 № 1312). В 8-9 классах изучается курс «География России».
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (с. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001г. № 1756-р; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 (стандарт размещен на сайте www.ed.gov.ru). Он устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также нормативы учебного времени
Для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования в 8 и 9-х классах Федеральный базисный учебный план (ФБУП) 2004 года для образовательных учреждений Российской Федерации отводит по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

При изучении курса «География России» в 8—9 классах, прежде всего, необходимо исходить из того, что одна из главных его задач в современных условиях — формирование у обучающихся целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства. В этой связи целесообразна структурная перестройка курса, предполагающая некоторое сокращение его общей части при одновременном расширении раздела «Регионы России». Таким образом достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой большой страны, как Россия.

Примерная программа по данному курсу предполагает в 8-м классе изучение следующих разделов:


  • особенности географического положения России (10 часов);

  • природа России (30 часов);

  • население России (10 часов);

  • хозяйство: изучение географии отраслей, эксплуатирующих природу (8 часов).

Резерв времени 12 часов.
В 9-м классе предлагается продолжить изучение географии в том же объеме учебного времени (70 часов) и распределить его следующим образом:

  • На характеристику отраслей хозяйства, перерабатывающие сырье и производящие услуги (22 часа).

  • Основная часть времени отводится на изучение географии крупных регионов страны (42 часа).

  • Завершается изучение курса оценкой места и роли России в современном мире (4 часа).

Резерв времени 2 часа.
В рамках курса «География России» согласно требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта по географии 2004 года изучается раздел «География своей республики (края, области)», который включает следующие содержательные элементы:

  • Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения.

  • Оценка природных ресурсов и их использование.

  • Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства.

  • Характеристика внутренних различий районов и городов.

  • Достопримечательности.

  • Топонимика.

Содержание образования краеведческой направленности интегрируется в авторские учебные программы учебного предмета «География».

Для организации изучения географии своей области в рамках курса «География России» возможны разные модели:


  • выделение раздела: «География Ярославской области».

  • включение элементов краеведческого содержания в отдельные темы курса (Приложение 2).

Варианты включения регионального содержания в авторские программы показаны в методическом пособии для учителей географии общеобразовательных школ Ярославской области: Хомутова Л.Н. Преподавание географии Ярославской области в основной общеобразовательной школе: Методическое пособие. – Ярославль. Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом печати», 2008. – 72 с.
Практические работы являются важной составляющей учебного процесса по географии, они обеспечивают овладение основными географическими умениями. В Приложении 2 отражены основные виды практических работ в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания основных образовательных программ основного общего образования по географии. Количество практических работ определяется авторами программы.
Изучение географии в курсе «География России» направлено на достижение следующих целей:


  • освоение знаний об основных географических понятиях; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий, об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;




  • овладение умениями использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;




  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;




  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;




  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

При выборе учебников и УМК по географии рекомендуется руководствоваться следующими документами:



  • стандартом общего образования по географии;

  • требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по географии;

  • Федеральным перечнем учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2009/2010 учебный год, утвержденным приказом Минобразования России от « 9 » декабря 2008 г. № 379. (См. Приложение 1).

Учебник призван, в первую очередь, раскрыть обязательный минимум содержания и подготовить учащихся к выполнению итоговых требований. Кроме того, учебник должен являться важнейшим структурным компонентом УМК, обеспечивая системность и целостность образовательного процесса.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «География России»

В результате изучения географии ученик должен:

знать/понимать


  • основные географические понятия и термины;

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Приложение 1.



Перечень учебников по курсу «География России». 8 и 9 класс.

Выписка из Федерального перечня учебников, рекомендованных МО и Н РФ

на 2009/2010 учебный год


Учебники

Класс

Издательство

Программа

Классическая линия учебников



Баринова И.И. География России

8

Дрофа

И.И. Баринова, В.П. Дронов. «География России». 8-9 классы // Программа для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / сост. Е.В. Овсянникова. - М.: Дрофа, 2008

Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство.

9

Дрофа

Линии учебников, соответствующие концепции модернизации географического содержания и новым стандартам

Дронов В.П. и др. География России. Природа. Население. Хозяйство.

8

Дрофа

И.И. Баринова, В.П. Дронов. «География России». 8-9 классы // Программа для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / сост. Е.В. Овсянникова. - М.: Дрофа, 2008

Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В .Я., Лобжанидзе А.А. География России. Хозяйство.

9

Дрофа

Алексеев А.И. и др. География России.

8

Дрофа

Э.В. Ким, Г.Ю. Кузнецова, Г.Я. Лисенкова, В.А. В.А. Низовцева, В.И. Сиротин, под ред. А.И. Алексеева. «География России. Отечествоведение». 8-9 классы // Программа для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / сост. Е.В. Овсянникова. - М.: Дрофа, 2008

Алексеев А.И. и др. География России.

9

Дрофа

Алексеев А.И., Болысов С.И., Николина В.В. и др. под ред. Алексеева А.И. География.

8

Просвещение

А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы. 10-11 классы. - М.,2008

Программы легли в основу действующих учебников «Полярная звезда». Издательство Просвещение.




Алексеев А.И., Болысов С.И., Николина В.В. и др. под ред. Алексеева А.И. География.

9

Просвещение

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География.

8

Русское слово.

Домогацких Е.М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. - М.: «ТИД «Русское слово», 2008


Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География.

9

Русское слово.

Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. под ред. Дронова В.П. География. 8 класс.

8

ВЕНТАНА-ГРАФ

Летягин А.А., Душина И.В., Пятунин В.Б., Бахчиева О.А., Таможняя Е.А. География: Программа. 6-10 классы общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф,2008


Таможняя Е.А., Толкунова С.Г. под ред. Дронова В.П. География.

9

ВЕНТАНА-ГРАФ

Петрова Н.Н., Максимова Н.А. География.

8

Мнемозина.

Петрова Н.Н.География. 6-9 класс. Программа для общеобразовательных учреждений. - М., 2009



Петрова Н.Н., Максимова Н.А. География.

9

Мнемозина.

Приложение 2.



Требование ФКГОС к содержанию курса «География России» 8 класс

(курсивом выделены элементы содержания географии Ярославской области)


Содержание курса «География России»

Примерные практические работы

Раздел 1. Особенности географического положения России


Географическое положение России.

Территория и акватория. Государственная территория России.




Особенности и виды географического положения России.

Характеристика географического положения России.

Сравнение географического положения России и положения других государств

Сравнение географического положения России и других стран.

Географическое положение Ярославской области.

Особенности географического положения территории. Основные этапы ее освоения.

Определение особенностей географического положения территории Ярославской области.

Границы России

Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.




Россия на карте часовых поясов.

Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Определение поясного времени для разных городов России.

История освоения и изучения территории России.

Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.




Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны.

Федеративное устройство страны.

Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.















Раздел 2. Природа России


Природные условия и ресурсы России.

Понятия природных условий и ресурсов. Природный и экологический потенциал России.

Оценка природного и экологического потенциала Ярославской области.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.

Основные этапы формирования земной коры на территории России.




Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры.




Геологические памятники природы Ярославской области.




Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа.

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма




Современные процессы, формирующие рельеф.

Древнее и современное оледенения.

Стихийные природные явления.


Объяснение особенностей рельефа Ярославской области.

Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.

Оценка минеральных ресурсов России.

Оценка минеральных ресурсов Ярославской области.

Изменение рельефа человеком.




Климат и климатические ресурсы.


Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс.

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации,

Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны.

Определение по картам закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

Типы климатов России, климатические пояса.

Изменение климата под влиянием естественных факторов.



Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

Климат и человек

Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье.

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны.




Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.

Оценка основных климатических показателей Ярославской области для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Внутренние воды и водные ресурсы


Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны.

Виды вод суши на территории страны.



Оценка обеспеченности водными ресурсами своей области.

Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы.




Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.

Характеристика крупнейших рек страны.




Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

Внутренние воды и человек

Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России.

Оценка роли рек в жизни населения и развитии хозяйства Ярославской области.

Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.




Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

Оценка обеспеченности водными ресурсами Ярославской области.

Определение экологических проблем водных ресурсов Ярославской области.




Охраняемые водные объекты – памятники природы Ярославской области.




Почва и почвенные ресурсы.

Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии.




Размещение основных типов почв.

Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России.



Определение по почвенной карте Ярославкой области преобладающих типов почв.

Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением.




Растительный и животный мир.

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие.

Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Биологические ресурсы.


Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.

Оценка биологических ресурсов России.

Оценка биологических ресурсов Ярославской области и их рационального использования.

Природно-хозяйственное районирование


Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов.

Выделение природно-хозяйственных зон на территории Ярославской области.

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники.

Высотная поясность.



Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.




Дарвиновский заповедник и Переславский природно-исторический парк. Местные памятники природы Ярославской области.




Раздел 3. Население России

Человеческий потенциал страны

Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков.

Анализ карт населения.

Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.

Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

Половой и возрастной состав населения страны

Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.




Народы и религии России.


Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Языковой состав населения.

Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.

География религий




Особенности расселения населения России.

Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения.




Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.




Миграции населения России.

Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.




Трудовые ресурсы России.

Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие.




Население Ярославской области.

Этапы заселения, формирования культуры населения области, современного хозяйства. Особенности населения Ярославской области.

Особенности расселения.

Характеристика городов. Достопримечательности.

Анализ карт населения Ярославской области.

Определение основных показателей, характеризующих население своей области.

Раздел 4. Хозяйство России

Особенности развития хозяйства России.

Предприятие – первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий. Отраслевая структура,

функциональная и территориальная структуры хозяйства, их особенности.



Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

Первичный сектор экономики.

Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России.

Группировка отраслей по различным показателям.




Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования.

Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.

Группировка отраслей по их связи с природными

ресурсами. Основные ресурсные базы.






Сельское хозяйство.

Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура.




Земледелие и животноводство.

География выращивания важнейших культурных растений. Садоводство и виноградарство.



Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур,

География важнейших отраслей животноводства.

Определение по картам главных районов животноводства.

Лесное хозяйство.

Российские леса – важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла.




Рыбное хозяйство.

Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны.

Ведущая роль Дальневосточного бассейна.

География переработки рыбы.





Хозяйство Ярославской области

Этапы развития хозяйства своей области.

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства. Первичный сектор экономики.


Определение по картам основных районов выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства области.

Хомутова Л. Н.



методист кафедры гуманитарных дисциплин ГОУ ЯО ИРО
скачать файл



Смотрите также:
О преподавании «Географии»в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2009-2010 учебном году
225.94kb.
Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений о преподавании русского языка в 2011– 2012 учебном году
239.41kb.
Доклад директора департамента строительства Ярославской области В. Ю
32.15kb.
Закон ярославской области об административно-территориальном устройстве ярославской области и порядке его изменения
405.71kb.
Закон ярославской области о наименованиях, границах и статусе муниципальных образований Ярославской области от 19. 09. 2005 №42-з, от 09. 11. 2007 №84-з, от 07. 10. 2008 №52-з, от 25. 02. 2009 №7-з
3790.67kb.
Магистерские программы, открывающиеся в 2009-2010 учебном году направление
28.77kb.
Педсовета
368.36kb.
Ярославской области об установлении ставок налога на игорный бизнес на территории ярославской области
14.72kb.
Правительство Ярославской области
46.51kb.
Образование, обезвреживание и размещение промышленных и твёрдых бытовых отходов на территории Ярославской области
73.85kb.
Законом Ярославской области от 03. 11. 2005 №65-з
1465.71kb.
В 2009-2010 учебном году цель деятельности школы была определена как: формирование деятельной, поликультурной личности, имеющей знания об окружающем мире и умеющей познавать его
740.52kb.