Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
скачать файл
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа Тоцкого района Оренбургской области»


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО БОРЬБЕ ДЗЮДО

(для групп начальной подготовки 2-3 годов обучения)

Срок реализации: 10 лет

Возраст детей: от 10 до 14 лет

Автор программы: Киселёв Михаил Александрович, тренер-преподаватель отделения ДЗЮДО высшей квалификационной категории МОУ ДОД ДЮСШ Тоцкого района Оренбургской области.

Программа реализуется: с. Тоцкое-2

Тоцкий район

с. Тоцкое-2

2013 г.


Содержание:

Пояснительная записка…………3 с.


  1. Виды подготовки……………………………….4-15

1.1 Общая физическая подготовка………………….4-8 с.

1.2 Техническая подготовка…………………………8-9 с.

1.3 Тактическая подготовка…………………………9-12 с.

1.4 Психологическая подготовка……………………12-13 с.

1.5 Теоретическая подготовка………………………13-14 с.

1.6 Восстановительные средства и мероприятия …….15 с.


2. Организация учебно-тренировочного процесса на этапе начальной подготовки

2.1 План график, распределение учебных часов для дзюдоистов групп начальной подготовки 2-3 годов обучения……………….15-30 с.



3. Комплексный контроль………………………………..31-40

3.1 Педогагогический контроль……………………………31-35 с.

3.2 Врачебный контроль……………………………………..35-36

3.3 Тесты для определения работоспособности…………37-38 с.

3.4 Индивидуальная карта спортсмена…………………….38 с.

3.5Тесты для определения работоспособности……………39 с.



4Литература………………………………………………..40 с.

Пояснительная записка

Рабочая программа по дзюдо для спортсменов начальной подготовки 2-3 года обучения.

Авторская программа разработана на основе учебной программы по дзюдо для учреждений дополнительного образования. Авторы-составители: И. Д. Свинцев, В.Э. Шердев, Л.Ф.Кабанов. 2003год. В программе так же использован материал программы по Самбо для ДЮСШ. Авторы: С.Е.Табаков, С.В. Елисеев, А. В Конаков. 2005 год.

Настоящая программа сохраняет преемственность подходов и принципов, содержащих необходимые данные, отвечающие современным требованиям подготовки юных спортсменов, на этапе начальной подготовки.

Цель данной программы на основе анализа выше перечисленных программ, повышение эффективности учебно-тренировочного процесса на этапе начальной подготовки юных дзюдоистов.

Задача программы:

1. дальнейшее улучшение состояния здоровья.

2. коррекция подростков физического развития.

3. обучение основам техники дзюдо.

4. Развитие физических качеств.

5. Воспитание морально-волевых качеств.

6. Привитие стойкого интереса занятием спортом.

7. Поиск талантливых в спортивном отношении детей.




1. Виды подготовки:


    1. Физическая подготовка играет, на мой взгляд, решающую и основополагающую роль в подготовке дзюдоиста. Система физической подготовки включает в себя два неразрывно связанных элемента: общую и специальную подготовку.



Средства общей физической подготовки упражнения для силы:

- сгибание рук в упоре лежа;

-подтягивания на перекладине;

- поднимание туловища из положения, лежа на спине, ноги закреплены;

- лазание по канату (с ногами и без ног);

- приседание на одной ноге «пистолет»;

- упражнения на тренажёрах для различных мышечных групп спортсмена;

- отжимания на брусьях;

- упражнения с резиновым жгутом;

- упражнения с партнером;

- упражнения с гантелями;
Упражнения для развития быстроты:

- бег 10м, 30м, 60м;

- подтягивание на перекладине за 20 секунд;

- отжимания в упоре лежа за 20 секунд;

- поднимание туловища за 30 секунд;

- перемещение в метровой зоне;



Упражнения для развития ловкости:

- челночный бег 3х10;

- кувырки вперед, назад;

- кувырки через партнёра;

- гимнастическая полоса препятствий с использованием различных гимнастических предметов;

- спортивные игры: баскетбол, футбол, ручной мяч;

- различные спортивные эстафеты с предметами и без предметов;

- акробатические упражнения (стойки, перекаты, перевороты, рандат, фляк, сальто);


Упражнения для развития общей выносливости:

- шестиминутный бег в зале;

- кросс по пересеченной местности;

- прыжки со скакалкой;

- челночный бег 10х10;
Упражнения для развития гибкости:

- упражнения для растягивания мышц ног, туловища, рук у гимнастической лестницы;

- упражнения для развития гибкости с партнёром;

- упражнения для развития гибкости с гимнастическими предметами (обруч, гимнастическая палка, гимнастический мяч);

- гимнастические упражнения с использованием большой амплитуды движений тела;

Методы развития физических качеств
- Метод «до отказа» для развития силы и силовой выносливости.

Метод «до отказа» предусматривает такие упражнения: лазания по канат, приседания на одной ноге, отжимания в упоре лежа.



Метод меняющихся нагрузок. Сначала упражнение выполняется с небольшим отягощением, затем со средним и наконец, с предельным. Могут быть и другие варианты последовательности выполнения упражнений. Упражнения в статистическом режиме: позволяют вырабатывать у дзюдоиста способность противодействовать усилениям противника в течение какого-то времени.

Методы развития общей выносливости.
Равномерный метод: нагрузка распределяется равномерно по времени, выполнения упражнения

(шестиминутный бег, кросс).



Переменный метод: заключается в том, что интенсивность выполнения упражнения в ходе прохождения дистанции меняется.

Для развития быстроты используются следующие методы:

- Быстрота двигательной реакции: совершенствуется с помощью обще развивающих упражнений ,когда спортсмен выполняет определенное действие, должен быстрее реагировать на раздражители (слуховые, зрительные).

Методы развития гибкости:

- изменения изменение исходных положений, позволяет увеличить амплитуду движения по отношению к противнику.


Специальная физическая подготовка.
Скоростно-силовая подготовка:

- броски манекена на скорость за 15-30 секунд.

- упражнения с резиновым жгутом за 10-20 секунд (подвороты).

- схватки по заданию (на быстрый бросок за 15 секунд)



Силовая выносливость:

- схватки физически сильным, но менее опытным соперником

- схватки игрового характера

- схватки броски с падением

- броски партнеров в течение полутора и двух минут.

Специальная выносливость:

- это повышение функциональных возможностей борца, обеспечивающих его высокую работоспособность на фоне утомления

- метод двигательных схваток средней или ниже средней интенсивности. Схватки организуются в 2-6 раз повышающие по времени схватки на соревнованиях.

- метод ведения поединка уставшего со «свежими» соперниками.



Специальная быстрота:

- броски на скорость по 10-20 минут в тройках с высокой интенсивностью.

-упражнения с резиной ( подвороты за 10-20 секунд) с высокой интенсивностью.

- уменьшение времени, отводимого на решение двигательной задачи. Проведение схватки до первого броска за 30 секунд.

- переменный метод. Спортсмену предлагается вести схватку в переменном темпе (спуртами).

- реагирование на бросок соперника (уход от броска).



Сроки благоприятных фаз развития двигательных качеств


Морфофункциональные показатели, физические

качества

Возраст, лет

10

11

12

13

14

15

16

17

Рост







+

+

+

+







Мышечная масса







+

+

+

+







Быстрота

+

+



















Скоростно-силовые качества

+

+

+

+

+










Сила







+

+

+










Выносливость (аэробные возможности)

+













+

+

+

Анаэробные возможности

+

+










+

+

+

Гибкость

+






















Координационные способности

+

+

+
















Равновесие

+

+

+

+

+












    1. Техническая подготовка


Стойки: правая, левая, высокая, средняя, низкая, полупрямая, согнутая.

Передвижение: обычными шагами, подшагиванием.

Дистанции: вне захвата, дальняя, средняя, ближайшая.

Повороты: на 90, 180 градусов, с подшагиванием в различных стойках.

Захваты: за кимоно, за кимоно и звенья тела (руки, плечи, ноги).

Падения: на бок, на спину, на живот. Страховка и самостраховка при выведении из равновесия.

Сближение с партнёром: подшагивания, подтягивание партнёра, отдаление – отталкивание, отталкивания от партнёра, отталкивания от партнёра.

Усиления дзюдоиста направлены на нарушение равновесия противника вперед (тяга двумя руками, тяга левой, толчком правой), усиления дзюдоиста на нарушение равновесия назад (толчком руками, толчком руками с подтягиванием).

Закрепление техники выполнения приёмов: в стандартных ситуациях, в условиях перемещения противника, перемещение с сопротивлением противника.

Освоение комбинаций и контрприёмов стоя, лежа. Формирование умения вести противоборство в условиях взаимного сопротивления



Броски – Nage Waza

  1. Боковая подсечка- De Ashl-Barai

  2. Передняя подсечка в колено- Hiza Guruma

  3. Передняя подсечка- Sasae

  4. Бросок через бедро скручиванием - Uki Goshi

  5. Отхват - O Soto Gari

  6. Бросок через бедро - O Gohsi

  7. Зацеп изнутри - О Uchi Gari

  8. Бросок через спину - Seoi Nage

Приемы борьбы лежа- Ne Waza:

1.Удержание сбоку - Hon Kesa Gatame

2. Удержание сбоку с выключение руки - Kata Gatame

3.Удержание поперек - Yoko Shiho Gatame

4.Удержание со стороны головы захватом пояса - Kami Shiho Gatame

5. Удержание верхом- Tate Shiho Gatame

6. Рычаг локтя через бедро от удержания сбоку – Kesa-Ude­-Hishigi Gatame


1.3 Тактическая подготовка:
Тактическая подготовка в дзюдо - это искусство ведения поединка, то есть умелое использование технических, физических и волевых возможностей. С учётом особенностей противника и конкретно сложившейся ситуации в поединке и на соревнованиях.

Тактика проведения технических действий заключается в умелом использовании благоприятных условий или ситуации, возникающих в схватке, и в умении создать ситуацию или условие.

Способы, посредством которых создаются благоприятные условия.



Тактика выполнения технических действий

(приемов и защит)



Подавление

Маскировка

Маневрирование













На этапе начальной подготовки целесообразно и эффективно использовать наиболее доступные и понятные виды тактики.

Подавление - действия, имеющие цель создать или использовать превосходство над противником.


Подавление




Физическое


Тактическое


Техническое

Психологическое

Силой

Быстротой



Положениями (в стойке, лежа)

Смелостью


Выдержкой




Выносливостью

Ловкостью

Гибкостью

Захваты (рук, ног, туловища)

Проведением

Решительностью

Настойчивостью

Инициативностью

Подавление силой нужно сковать или ограничить подвижность соперника, (взять такой захват, при котором соперник не сможет реализовать свои технические действия).

Подавление ловкостью применяют тогда, когда спортсмен хорошо координирован и хорошо реагирует на различные ситуации в схватке.

Подавление настойчивостью применяют в схватке с равным, по подготовленности противником. Если спортсмен не обладает настойчивостью, то он после неудачи отказывается от задуманного действия.

Подавление решительностью избирается, когда встречается с нерешительным соперником.

С самого начала необходимо захватить инициативу, атаковать, не давая сопернику продумать план атаки.



Тактический план схватки

  1. Разведка включает в себя наблюдение за соперником, с которым предстоит бороться, его «коронные» приёмы, его состояние здоровья, эмоциональное состояние. Разведка во время схватки: (как передвигается, в какой стойке стоит, какие захваты пытается взять).




  1. Оценка обстановки включает в себя: условия в которых соперник чувствует себя неблагоприятно, сравнения возможностей в которых можно приводить те или иные приемы.




  1. Принятие решения.


Основные факторы учитываемые, при составлении тактического плана.
-Определение цели схватки. При определении цели схватки необходимо учитывать свои возможности и возможности соперника.

- Выбор технических действий, способов, их подготовки, место и время выполнения решительных действий.

- Определение темпа схватки.

- Выбор стойки и дистанции.

- Учет тактического плана схватки.
Методы и методические приемы позволяющие совершенствовать тактику.
Метод повторяющихся условий:

Неоднократное выполнение тактических действий в одних и тех же условиях

-Метод варьирования условий:

проведение тактических действий с меняющимися условиями

-Вычисление по частям:

когда выделяют основные элементы во время тактических действий (соблюдение дистанции, стойки, захваты).

- Метод заданий:

когда спарринг - партнёру дается задание (создать ситуацию), где спортсмен должен принять оптимально правильное решение

- Метод обусловленных положений – проведение технических действий в определенных положениях.



    1. Психологическая подготовка:

Основное содержание психологической подготовки дзюдоиста состоит в следующем:

-формирование мотиваций к занятиям дзюдо;

-развитие личностных качеств, способствующих совершенствованию и контролю;

-совершенствование внимания воображения ,памяти, мышления, что будет способствовать быстрому восприятию информации и её переработке, принятию решений;

- развитие специфических чувств – «чувство партнера», «чувство ритма движений», «чувство момента атаки»;

- формирование межличностных отношений в спортивном коллективе.

В работе с юными спортсменами, устанавливается определенная тенденция, в преимуществе тех или иных средств и методов психолого-педагогического воздействия: разъяснение, критика, одобрение, осуждения, внушение;

Методы смешанного воздействия включают: поощрения, наказания.

Так в подготовительной части используются методы развития внимания, сенсомоторики и волевых качеств. В основной части занятия совершенствуются специализированные психические функции и психотропные качества, эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю. В заключительной части совершенствуется способность к саморегуляции и нервно-психическому восстановлению. Следует отметить, что акцент в распределении средств и методов психологической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей юного спортсмена, задач направленности тренировочного занятия.


1.5 Теоретическая подготовка:
Теоретическая подготовка проходит в форме бесед, лекций.

Учебный материал распределяется на весь период обучения учебно–тренировочного этапа и этапа самосовершенствования. При проведении теоретических занятий следует отражать возраст занимающихся и излагать материал в доступной им форме. В зависимости от конкретных условий работы в план теоретической подготовки можно вносить коррективы.

В плане теоретических занятий следует отражать такие темы, как врачебный контроль и самоконтроль, профилактика травм и заболеваний, восстановительные мероприятия при занятиях спортом и др.

План теоретической подготовки для ГНП 1-3 года обучения




п./п.


Тема

ГНП

1

2

3

1

Физическая культура и спорт

0,5

1

1

2

Краткий обзор развития самбо

1

1

1

3

Краткие сведения о строении и функциях организма

1

1

1

4

Гигиенические знания. Закаливание. Режим жизни и питания

1

1

1


5

Врачебный контроль и самоконтроль

1

1

1

6

Основы техники и тактики самбо

1

2

2

7

Основы методики обучения и тренировки самбиста

0,5

1

1

8

Общая и специальная подготовка самбиста

1

1

1

9

Планирование учебно-тренировочного процесса

1

2

2

10

Краткие сведения о физиологических основах тренировки самбиста

0,5

1

1


11

Морально-волевая подготовка

1

1

1

12

Правила соревнований. Их организация и проведение

1

1

1

13

Места занятий. Оборудование и инвентарь

0,5

1

1




Зачеты

1

1

1




Всего часов

12

16

16




    1. Восстановительные средства и мероприятия

Для восстановления работоспособности учащихся спортивных школ необходимо использовать круг средств мероприятий (педагогических, гигиенических, психологических и медико-биологических) с учетом возраста, спортивного стажа, квалификации и индивидуальных особенностей юного спортсмена, а также методические рекомендации по использованию средств восстановления.

На этапе начальной подготовки (до 2 лет обучения) – восстановление работоспособности происходит, главным образом, естественным путем: чередованием тренировочных дней и дней отдыха; постепенным возрастанием объема и интенсивности тренировочных нагрузок; проведением занятий в игровой форме. К гигиеническим средствам следует относить: душ, теплые ванны, водные процедуры закаливающего характера, прогулки на свежем воздухе. Режим дня и питания. Витаминизация.

2.Организация учебно-тренировочного процесса на этапе начальной подготовки
2.1 План-график распределения учебных часов для дзюдоистов групп начальной подготовки 2-3 годов обучения



п/п




Разделы подготовки





Всего

Месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

1

Теоретическая

16

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

Общая

физическая



126

13

13

11

10

10

9

9

8

8

9

13

13

3

Специальная физическая

84

6

3

8

10

3

4

8

8

9

7

9

9

4

Технико-физическая

172

13

13

15

15

16

17

15

15

14

13

13

13

5

Психологическая

14

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

6

Соревнования

16

_

_

_

_

4

4

4

4

_

_

_

_

7

Контрольно-переводные испытания

12

_

5

_

_

_

_

_

_

_

7

_

_


8

Восстановительные мероприятия

18

1

1

1

2

2

2

2

2

2

1

1

1


9

Медицинское обследование

10

4

_

_

_

2

_

_

_

4

_

_

_


всего




468

39

39

39

39

39

38

40

39

39

39

39

39


План годичного цикла для ГНП 2-3 годов обучения юных дзюдоистов


Количество

часов

39

39

39

39

39

39

39

39

39

39

39

39

Виды подготовок
ОФП

СФП






















































Месяцы

сентябрь

октябрь


ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

Мезоциклы

Втягивающий

Базовый обще-

подготовительный



Базовый специальноподготовительный

Соревновательный



Восстановительный

Периоды

Подготовительный

период


Соревновательный

период


Переходный
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Образовательная программа по борьбе дзюдо (для групп начальной подготовки 2-3 годов обучения) Срок реализации: 10 лет
1210.98kb.
Образовательная программа представляет систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности моу сош №34
871.3kb.
Добрый день, команда «Мегафон»! Хочу рассказать Вам о своей дочери Регине Сковородиной-Гавриленко. Мы живем и учимся в гор. Черемхово. В свои 13 лет она имеет спортивные достижения в спорте по легкой атлетике, дзюдо, самбо
6.53kb.
Программа дополнительного образования детей 9-10 лет Срок реализации 1 год Разработчик : Коновалова О. Н
170.38kb.
А. Г. Свинаренко
640.08kb.
Образовательная программа моу сош №4 г. Иркутска на 2011-2012 уч год
603.68kb.
1 Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки юриспруденция
209.78kb.
Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе
939.62kb.
2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ооп бакалавриата по направлению подготовки 080100. 62
1248.35kb.
Программа факультативных занятий по английскому языку
147.19kb.
Программа обучения философская антропология модуль 1 Программа семинарских занятий
105.15kb.
Рабочая программа учебной дисциплины страховое дело Направление подготовки
547.26kb.