Главная
страница 1
скачать файл

Общесоциологическая теория К.Маркса и Ф.Энгельса и современность.


Вопрос о роли марксизма в прошлом и настоящем вызывает ожесточенные споры. Одни говорят, что это учение безнадежно устарело и не может объяснить новые процессы. Другие, что оно с самого начала было ошибочным и отражало кризисное состояние общества в тот период. Третьи, что оно подчиняет жизнь людей абстрактным понятиям и рассматривает не эволюционную преемственность общества, а его прерывность, разрушение. Четвертые утверждают, что, несмотря на ограниченность марксизма, многое из него « работает» и сегодня и мы просто не доросли до марксизма.

Марксизм возник в середине Х1Х века в Германии. Это было время бурных потрясений для Европы, в 1871 году во Франции 72 дня существовала Парижская Коммуна — первое в мире государство диктатуры пролетариата. Противоречия внутри и между капиталистическими странами были столь сильны, что, казалось, жизнь и развитие такого строя невозможны. Одни купались в роскоши, другие не имели ничего, кроме своей рабочей силы и продавали ее за гроши. К. Маркс (1818 —1883 г.г.) и Ф. Энгельс (1820 —1895 г.г.) создали принципиально новое учение на основе переработки идеалистической диалектики Гегеля, материализма Фейербаха и учений социалистов-утопистов.

Главным выводом марксизма явилось утверждение, что общество — не порождение духа, оно материально и основа его — материальное производство, то есть было дано материалистическое понимание истории, воплотившееся в краткой формуле — бытие определяет сознание.

Марксизм дал характеристику капитализму, как обществу, имеющему два порока: рабочий продает свою силу как товар, а капиталист присваивает прибавочную стоимость, оплачивая лишь часть труда (это во-первых) и существует необходимость производства продуктов и предметов потребления в форме товаров, что вызывает торгашество, богатство ради богатства (это во-вторых).

Общественное производство, согласно этому учению, состоит из 2 сторон — производственные силы (люди, их трудовые навыки, орудия труда) и производственные отношения (отношения людей в процессе производства). Все вместе это образует способ производства. Но производительные силы имеют свойство развиваться быстрее, чем производственные отношения, между ними возникает конфликт, ведущий к революции и установлению власти нового класса, ранее обездоленного — диктатуры пролетариата. Само слово «диктатура» означает насилие одного класса над другим.

Что такое классы? По Марксу это большие группы людей, отличающиеся по отношению к средствам производства, кто владеет ими — является господствующим, классам, кто их лишен — подчиненным (рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне, буржуазия и рабочие — примеры антагонистических классов).

Марксизм ввел учение об общественно-экономических формациях, которые сменяют друг друга на протяжении развития истории человечества. Это рабовладельческая, феодальная, капиталистическая формации. С самого начала не все государства укладывались в предложенную схему, и потому К. Маркс сразу же вынужден был сказать об особенностях и привел так называемый азиатский способ производства. Вскоре особенностей стало больше, чем самих формаций.

Будущее человечества, согласно марксистскому учению — это социализм и коммунизм, последнее — идеальный общественный строй без государства (органа насилия), где царит изобилие и каждый работает по способностям, а получает по потребностям. Возможно ли построить такое идеальное общество, станут ли люди когда-нибудь столь совершенны и , наконец, можно ли придти к такому обществу путем насилия, установления диктатуры и репрессий? Оправдано ли это?

Исторические судьбы марксизма.

К началу ХХ века в марксизме выделилось несколько направлений, но можно выделить 2 основных: 1) ревизионистское, связанное с именем Э. Бернштейна (1850 —1932 г.г.) и К. Каутского (1851 — 1938 г.г.), выступающее за усиление роли демократии, увеличение числа средних слоев, за эволюционный, мирный путь развития через реформы и «малые дела» и 2) революционное, основателем которого стал В.И. Ленин (1870 — 1924 г.г.). [65] Он описал высшую стадию капитализма — империализм и показал, что Россия — самое слабое звено в цепи империализма. Вопреки учению марксизма о необходимости создания материальных условий для перехода к коммунизму, Ленин заявил о возможности победы пролетарской революции в стране, лишенной экономических предпосылок. Установление диктатуры пролетариата в России в октябре 1917 года, последующая гражданская война, репрессии, уничтожение собственного народа вылилось в печальный и поучительный для всего мира эксперимент, который привел, по словам Г. В. Плеханова « к древнекитайской империи, к обновленному царскому деспотизму на коммунистической подкладке». [66]

Постмарксизм развивали в странах Европы такие ученые как А. Грамши (1891 —1937 г.г.), критиковавший сталинизм и выступавший за отделение гуманистических принципов марксизма от его утопий (ликвидация частной собственности и рынка ), Д. Лукач, К. Корш и представители Франкфуртской школы ( Э. Фромм, Г. Маркузе, Ж.П. Сартр, Р. Миллс и другие ), предупреждавшие, что новая революция будет страшна, так как движущими силами в ней станут наркоманы, преступники, люмпены, безработные).

В 60-е годы после всплеска нового левого движения произошла трансформация марксизма, его постарались освободить от крайностей и возглавил это начинание Ю. Хабермас ( родился в 1929 году). Он выделял три типа познавательных интересов: 1) технический (информатика, естественные науки, эмпирическая социология), 2).практический, который можно осуществить с помощью герменевтики — науки о духе и 3) эмансипаторный — стратегия поведения. Ю.Хабермас считал, что синтез герменевтики и эмпирико-аналитического знания даст подлинную критическую социологическую науку.

Социализм можно классифицировать следующим образом :1. Научный или кабинетный социализм, созданный К.Марксом. 2. Утопический социализм, разработанный социалистами-утопистами. 3. Христианский социализм, представителем которого можно назвать С.Н.Булгакова. 4. Действительный социализм — тот, что был построен на самом деле в СССР и имел множество недостатков и пороков. 5. Реальный, социал-реформаторский социализм.

Социал-реформизм включает 70 партий и 20 миллионов человек. Имеет свой центральный орган — Социалистический Интернационал. Именно такой, реальный социализм достигнут в таких странах капитализма, как, например, Швеция. Социал-Демократическая Рабочая Партия Швеции добилась прекрасных результатов, в стране построен капитализм с человеческим лицом : бесплатное образование, 8-часовой рабочий день, большие пенсии, медобслуживание за счет государства, 5-недельный отпуск, более 45 метров квадратных жилплощади на человека, на 1000 жителей в 1992 году приходилось более 400 автомобилей, 590 телефонов и 390 телевизоров. [67]



Есть ли сегодня будущее у марксизма? Его, безусловно, нельзя вычеркнуть из истории. Но это утопичное учение, так как невозможно при социализме ликвидировать рынок, нельзя не учитывать возможности саморазвития капитализма. Конечно, в марксизме много привлекательного — идеи социальной справедливости, солидарности остаются притягательными и в наши дни. [68] Социальная мысль человечества должна опираться на все ценное, созданное на протяжении всей истории, в том числе и на марксизм.
скачать файл



Смотрите также:
Общесоциологическая теория К. Маркса и Ф. Энгельса и современность
44.43kb.
Пролетарии всех стран, соединяйтесь
9564.02kb.
Научно-теоретическая конференция «Духовность в искусстве: история и современность», Новосибирск, 27 марта 2009. Теория музыки. Сборник научно-теоретических и научно-практических работ. Специальный выпуск, С
136.57kb.
Программы вступительных экзаменов в аспирантуру по специальностям 01. 02. 04 – Механика деформируемого твердого тела
69.91kb.
«Управление государством. Выборы: история и современность» в национальной библиотеке Республики Коми с 11 августа по 14 сентября работает выставка «Управление государством. Выборы: история и современность»
12.57kb.
Общеобразовательного учреждения лицей г. Маркса саратовской области общие сведения об образовательном учреждении
2533.48kb.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 01. 01. 09 «Дискретная математика и математическая кибернетика»
39.47kb.
Иван Андреевич Крылов. Жанр басни творчестве в Крылова. Басни «Ворона и Лисица»
40.47kb.
Изучение избирательного внимание привело к появлению некоторых моделей внимания, таких как теория узкого места и теория фильтрации
45.8kb.
Тема 1 теория строения органических соединений урок 3
91.11kb.
Форма обґрунтування застосування процедури закупівлі в одного учасника
80.95kb.
Что изучает и когда возникла теория вероятностей. Понятие случайного эксперимента. Пространство элементарных исходов. Типы и примеры. Элементы комбинаторики. Понятие события
184.62kb.