Главная
страница 1
скачать файл



Олимпийские игры древности

Введение Интерес к гармоничному развитому телу наблюдался еще в Древней Греции.Физические упражнения здесь были возведены в культ. С их помощью тысячигреков совершенствовали свое тело, делая его пропорциональным, гибким,быстрым и сильным. В результате, в 776 году до нашей эры у храма Зевса нагоре Олимпия состоялись первые Олимпийские Игры древности. На протяженииболее чем четырехсот лет они оставались крупнейшими спортивнымисоревнованиями того времени. Своего пика культ тела достиг в Спарте, послечего интерес к нему стал незаслуженно, но неуклонно падать. И многие века,вплоть до конца девятнадцатого столетия гармоничное, здоровое тела былоотодвинуто на второй план.Олимпийские игры – величайшие из эллинских национальных празднеств. Онипроисходили в Олимпии и, по древнейшему сказанию, возникли еще во временаКроноса, в честь Идейского Геракла. По этому сказанию, Рея передалановорожденного Зевса Идейским Дактилам (Куретам). Геракл, старший избратьев, победил всех в беге и был награжден за победу венком из дикойоливы. При этом Геракл установил состязания, которые должны былипроисходить через 5 лет, по числу прибывших в Олимпию идейских братьев.Существовали еще и другие сказания о возникновении национального праздника,приурочивавшие его то к той, то к другой мифической эпохе. Первыйисторический факт, связанный с олимпийскими играми – это возобновление ихцарем Элиды Ифитом и законодателем Спарты Ликургом, имена которых былиначертаны на диске, хранившемся в Гереоне (в Олимпии). С этого времени (поодним данным год возобновления игр – 884, по другим – 828) промежуток междудвумя последовательными празднованиями игр составлял четыре года илиолимпиаду; но, как хронологическая эра, в истории Греции был принят 776 доРXр. Возобновляя Олимпийские игры, Ифит установил на время их празднованиясвященное перемирие, которое объявлялось особыми герольдами, сперва вЭлиде, а затем в остальных частях Греции. В это время нельзя было вестивойну не только в Элиде, но и в других частях Эллады. Пользуясь тем жемотивом святости места, элейцы добились у Пелопоннесских областей согласиясчитать Элиду страною, против которой нельзя было открывать военныхдействий. Впоследствии, однако, элейцы сами не раз нападали на соседниеобласти. Традиции, подготовка и проведение Олимпиад В праздничных состязаниях могли участвовать лишь чистокровные эллины,не подвергнувшиеся атимии; варвары могли быть только зрителями. Исключениебыло сделано в пользу римлян, которые, как хозяева земли, могли изменять посвоему произволу религиозные обычаи. Женщины, кроме жрицы Деметры,вольноотпущенники и рабы на соревнования даже в качестве зрителей недопускались под страхом смертной казни. Число зрителей и исполнителей былоочень велико; очень многие пользовались этим временем, чтобы совершатьторговые и другие сделки, и поэты и художники - чтобы знакомить публику ссвоими произведениями. От разных государств Греции посылались на праздникиособые депутаты, которые соперничали друг с другом в обилии приношений, дляподдержания чести своего города. Праздник происходил в первое полнолуниепосле летнего солнцестояния, т. е. падал на аттический месяц Гекатомбеон, идлился пять дней, из которых одна часть была посвящена состязаниям, адругая - религиозным обрядам, с жертвоприношениями, процессиями иобщественными пирами в честь победителей. Состязания состояли из 24отделов; в 18 принимали участие взрослые, в 6 - мальчики; никогда всеотделы не исполнялись за один раз. В программу античных игр входили: бег на различные дистанции, бег навыносливость и в полном вооружении воина, греко-римская борьба и панкратион(борьба без правил), кулачный бой, гонки колесниц и пентатлон (пятиборье,включавшее бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьбу), скачки, прикоторых наездник должен был спрыгнуть на землю и бежать за лошадью,состязание герольдов и трубачей. В борьбе участвовали только финалисты –два лучших по результатам предыдущих четырёх дисциплин атлета. Правила,конечно, существовали, но очень либеральные.[1] Допускались к участию вОлимпийских Играх только мужчины и только греки. Но вовсе не толькоспортсмены-любители, как обычно считается. До 472 г. все состязанияпроисходили в один день, а позднее были распределены на все дни праздника.Судьи, наблюдавшие за ходом состязаний и присуждавшие награды победителям,были назначаемы по жребию из элейцев и заведовали устройством всегопраздника. Элланодиков, судей, было сперва 2, затем 9, еще позднее 10; с103 олимпиады (368 г. до РХр.) их было 13, по числу элейских фил, в 104-уюолимпиаду число их было уменьшено до 8 и наконец с 108-ой олимпиады ихсчиталось 10 человек. Они носили пурпуровую одежду и имели на стадии особыеместа. Прежде чем выступить перед толпой, все желавшие принять участие всостязаниях должны были доказать элланодикам, что 10 месяцев,предшествующих состязанию, были посвящены ими предварительной подготовке. Идать в том клятву перед статуей Зевса. Отцы, братья и гимнастическиеучителя желающих состязаться должны были также поклясться в том, что они небудут виновны ни в каком преступлении. За 30 дней все желающие состязатьсядолжны были в Олимпийской гимназии предварительно показать свое искусствоперед элланодиками. Порядок состязаний объявлялся публике посредством белойвывески. Перед состязанием все желающие участвовать в нем вынимали жребийдля определения порядка, в каком они будут выходить на борьбу, после чегогерольд объявлял во всеуслышание имя и страну выходящего на состязание. Вте далекие времена на Олимпиадах выявлялся лишь победитель в отдельныхвидах соревнований – Олимпионик.[2] Наградою за победу служил венок издикой оливы; победителя ставили на бронзовый треножник и давали ему в рукипальмовые ветви. Победитель, помимо чести для себя лично, прославлял еще исвое государство, которое ему предоставляло за это разные льготы ипривилегии; с 540 г. элейцы разрешали ставить статую его в Альтисе. Повозвращении его домой, ему устраивали триумф, сочиняли в честь его песни инаграждали различными способами; в Афинах Олимпийский победитель имел правожить на казенный счет. Олимпиады возвеличивали человека, ибо Олимпиады отражали мировоззрение,краеугольным камнем которого были культ совершенства духа и тела,идеализация гармонично развитого человека – мыслителя и атлета. Олимпионику– победителю игр – соотечественники воздавали почести, каких удостаивалисьбоги, в их честь создавались памятники при жизни, слагались хвалебные оды,устраивались пиры. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице,одетый в пурпур, увенчанный венком, въезжал не через обычные ворота, ачерез пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийскаяпобеда вошла в город и никогда не покидала его. Один из поэтических мифов древней Греции повествует о том, как возниколимпийский стадион. Примерно в 17 в. до н. э. Геракл из Крита и его четыребрата высадились на Пелопоннесском полуострове. Там у холма с могилойтитана Кроноса, согласно преданию побежденного в борьбе сыном Зевса, Гераклв честь победы своего отца над дедом организовал соревнование со своимибратьями в беге. Для этого на площадке у подножия холма он отмерилрасстояние в 11 стадий, которое соответствовало 600 его ступням.импровизированная беговая дорожка длинной 192 м 27 см и послужила основойбудущего Олимпийского стадиона. На протяжении трех столетий именно на этойпримитивной арене далеко не регулярно проходили игры, названные позднееОлимпийскими. Постепенно Олимпиады завоевали признание всех государств расположенныхна Пелопоннесском полуострове, а к 776 г до н. э. приобрели общегреческийхарактер. Именно с этой даты началась традиция увековечивать именапобедителей. Канун торжественного открытия Игр вблизи стадиона на берегу реки Алфейраскидывался древний палаточный городок. Сюда кроме множества поклонниковспорта устремлялись и торговцы различными товарами, владельцыразвлекательных заведений. Так еще в древние времена забота о подготовке киграм вовлекала в организационные дела самые разные социальные слоинаселения Греции. Пять дней официально длился Греческий фестиваль,посвященный прославлению физической силы и единства нации, поклоняющейсяобожествленной красоте человека. Олимпийские игры по мере роста ихпопулярности оказывали влияние на центр Олимпии – Альтиса. Более 11 веков вОлимпии проводились общегреческие игры. Подобные же игры проходили и вдругих центрах страны, но ни одни из них не могли равняться с Олимпийскими. В Играх также участвовали государственные деятели, писатели, поэты,историки, философы. Так, например, известный полководец и государственныйдеятель Алкивиад несколько раз участвовал в гонках колесниц и соревнованияхпо панкратиону. Плутарх вспоминал, как однажды во время панкратионаАлкивиад укусил противника. “Ты кусаешься, как женщина”, – воскликнул тот.Но Алкивиад возразил: “Не как женщина, а как лев!” В кулачных бояхучаствовал выдающийся древнегреческий математик и философ Пифагор.Наибольшего расцвета Олимпийские игры достигли во времена так называемого“золотого века” Греции (500 – 400 гг. до н. э). Но постепенно с распадомдревнегреческого общества Олимпиады все больше и больше теряли своезначение. Традиция зажжения Олимпийского огня История свидетельствует о том, что в иных городах Эллады существовалкульт Прометея, а в его честь проводились Прометейи – состязания бегунов сгорящими факелами. Фигура этого титана остается и ныне одним из самых ярких образов вГреческой мифологии. Выражение «прометеев огонь» означает стремление квысоким целям в борьбе со злом. Разве не тот же смысл вкладывали древние,когда около трех тысячелетий назад зажигали Олимпийский огонь в рощеАльтиса? Во время летнего солнцестояния участники соревнований и организаторы,паломники и болельщики воздавали почести богам, зажигая огонь на алтаряхОлимпии. Победитель соревнований по бегу удостаивался почести зажечь огоньдля жертвоприношения. В отблесках этого огня происходило соперничествоатлетов, конкурс художников, заключалось соглашение о мире посланцами отгородов и народов. Вот почему была возобновлена традиция зажжения огня, а позднее идоставки его к месту проведения состязаний. V Среди олимпийских ритуалов особой эмоциональностью окрашена церемония зажжения огня в Олимпии и доставки его на главную арену игр. Это одна из традиций современного Олимпийского движения. За волнующим путешествием огня через страны, и даже – иногда – континенты, с помощью телевидения могут наблюдать миллионы людей. Начало факельным эстафетам, доставлявшим огонь из Олимпии в город летней Олимпиады, было положено в 1936 г. С тех пор церемонии открытия Олимпийских игр обогатились волнующим зрелищем зажжения на главном олимпийском стадионе огня от факела, пронесенного эстафетой. Бег факелоносцев – торжественный пролог Игр в течение более четырех десятилетий. 20 июня 1936 г. в Олимпии был зажжен огонь, совершивший затем 3075 километровый путь по дороге Греции, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Германии. А в 1948 г. факел впервые совершил морское путешествие. Заключение Многочисленные войны со временем ослабили могущество Эллады. Всередине II века до нашей эры Греция была завоевана Римом. Насильственноенасаждение христианства в Римской империи привело не только к запретудревнегреческих богов, но и уничтожению олимпийских традиций. В 394 г. н.э.Римский император Феодосий I издал указ, запрещающий дальнейшее проведениеОлимпийских игр как языческих. Современные исследователи считают, что ипосле этого указа на Олимпийском стадионе продолжали проводить состязания.И тогда следующий римский император Феодосий II в 426 году приказалразрушить храм Зевса и выжечь Олимпию. Приказ был исполнен, и эраолимпийских игр древности закончилась. Отсчет современных Олимпийских игр был начат в Афинах в 1896 году. Внаши дни Олимпиада – одно из крупнейших событий в мире. Игры оснащены попоследнему слову техники – за результатами следят компьютеры и телекамеры,время определяется с точностью до тысячных долей секунды, спортсмены и ихрезультаты во многом зависят от технического оснащения. Современноеолимпийское движение унаследовало у Олимпиад древности принципы и идеалы.Девизом игр стал призыв к спортсменам всей планеты — CITIUS, ALTIUS,FORTIUS (БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ). С 1920 года он включен в эмблемуОлимпиад. Список литературы1. Блох Р. Происхождение олимпийских игр // Наука и жизнь, № 11, 1969, с.117-122.2. Вилькин Я.Р. Откуда пошли олимпиады. - Минск: Полымя, 1980.3. Кун Л. Всеобщая история физической культуры. - М.: 1981.4. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. - М.: ФиС, 1970. Синицин С.Д. Олимпийские игры. Очерки по физической культуре / Под ред. К.П. Петрова, М., 1938.5. Столбов В. В., Чудинов И. Г. История физической культуры. - М.: ФиС. 1970.-----------------------[1] Борцам разрешалось, например, душить соперника, толкать его ивыворачивать ему пальцы. Победителем считался тот, кто сумел три разабросить соперника на землю.[2] Говоря современным языком, никто не фиксировал абсолютные достиженияатлетов. Совершенство мест соревнований поэтому мало кого интересовало.Всех больше занимала обрядовая сторона праздника, посвященного Зевсу.
скачать файл



Смотрите также:
Олимпийские игры древности
81.29kb.
Спортивный праздник в подготовительных группах «Олимпийские старты». Ход праздника
53.05kb.
Античные Олимпийские игры
394.34kb.
1. Назовите место, где проводились Олимпийские игры в древности
42.15kb.
Xxii зимние Олимпийские игры в Сочи пройдут в период 7-23 февраля, а XI паралимпийские игры в период 7-16 марта 2014 года
20.1kb.
Олимпийские Игры состоят из Игр Олимпиады и Зимних Олимпийских Игр. Только те виды спорта, которыми занимаются на снегу или на льду, считаются зимними видами спорта
176.62kb.
Xxii олимпийские зимние игры и XI паралимпийские зимние игры 2014 года в г
392kb.
"Олимпийские Игры"
13.15kb.
Дающего столько света и тепла. Так и люди прославляют те состязания, величественнее которых нет ничего, Олимпийские игры
189.74kb.
«Наш герой Ганимед из города Афины поехал на Олимпийские игры на. Он проехал через, пересек и и прибыл в Олимпию»
14.94kb.
Спортивно массовое мероприятие «Малые Олимпийские игры»
53.53kb.
Олимпийские игры: исторический обзор
133.57kb.