Главная
страница 1
скачать файл

page /




Основные положения


  • Новая Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма вступила в силу 1 июня 2007 г. На сегодняшний день ее подписали 39 и ратифицировали 7 стран.

  • С 1949 года Совет Европы последовательно выступает за защиту прав человека, верховенство закона и плюралистическую демократию. Организация твердо привержена делу борьбы с терроризмом, который попирает эти три основополагающие ценности. Совет Европы работает на этом направлении с 70-х годов XX века, а в 2001 году, после беспрецедентных террористических актов в США, деятельность на этом направлении была усилена.

  • Будучи региональной организацией, Совет Европы способствует выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1373 (2001) и служит форумом по обсуждению и принятию региональных стандартов, обмену опытом и оказанию помощи государствам-членам в усовершенствовании их контртеррористических мер.

  • Усилия Совета Европы по противодействию терроризму сконцентрированы на трех основных направлениях:

  • укрепление правовых мер борьбы с этим явлением;

  • защита основополагающих ценностей;

  • выявление истоков терроризма.

  • Советом Европы учреждена должность координатора по борьбе с терроризмом.

Вопросы и ответы


1. Каковы основные инструменты Совета Европы в борьбе с терроризмом?

Советом Европы разработаны три основных международных конвенции1 по противодействию терроризму:



a. Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма [СДСЕ № 196]

Эта новая конвенция была принята Советом Европы в целях повышения эффективности существующих антитеррористических международно-правовых документов. Ее цель — активизировать усилия государств-членов Организации по предупреждению терроризма. Для достижения этой цели намечены два пути:



  • квалификация в качестве уголовного преступления ряда деяний, способных привести к совершению террористических преступлений, в частности, публичное подстрекательство к терроризму, вербовка и подготовка террористов;

  • укрепление сотрудничества в области предупреждения терроризма как на национальном (национальная политика в этой области), так и на международном (изменения в действующих соглашениях об экстрадиции и правовой взаимопомощи и дополнительные средства борьбы с терроризмом) уровнях.

Конвенция содержит положения о защите жертв террористических актов и о возмещении им ущерба. Для обеспечения эффективной реализации данных положений предусмотрен процесс консультаций.

b. Пересмотренная европейская конвенция о пресечении терроризма [СЕД № 90 и CДСЕ № 190]

Данная конвенция направлена на обеспечение выдачи террористов. В ней прописано, какие правонарушения стороны обязуются не считать политическими правонарушениями, а также какие правонарушения они относят к правонарушениям, связанным с политическими правонарушениями, или правонарушениям, основанным на политических мотивах, в частности, такие особо тяжкие преступления, как угон воздушных судов, похищение людей и захват заложников, использование взрывных устройств, в том числе замаскированных под почтовые отправления, гранат, гранатометных выстрелов в целях создания угрозы для жизни людей. В соответствии с протоколом о внесении изменений в Конвенцию этот перечень был расширен и включает в себя все правонарушения, указанные в антитеррористических конвенциях ООН. В соответствии с Конвенцией стороны имеют право не рассматривать в качестве политического правонарушения любые акты насилия в отношении жизни, физической неприкосновенности или свободы человека.

В Конвенции четко разъясняется, что ни одно из ее положений не может толковаться как обязательство о выдаче лиц, которым грозит преследование или наказание исключительно по признаку расы, религии, национальной принадлежности или политических убеждений. В соответствии с протоколом о внесении изменений в Конвенцию, основаниями для отказа в экстрадиции может стать возможность вынесения в запрашивающей стране смертного приговора, применения пыток или пожизненного осуждения без права на условно-досрочное освобождение.

c. Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма [CДСЕ № 198]

Это - первая международная конвенция, охватывающая как вопросы профилактики и борьбы с отмыванием денег, так и проблемы противодействия финансированию терроризма. Документ исходит из констатации факта ключевой важности быстрого доступа к финансовой информации либо к информации об активах преступных организаций, в том числе и о террористических группах, для успеха профилактических и репрессивных мер и, в конечном итоге, для пресечения их деятельности.

Конвенция предусматривает механизм, обеспечивающий надлежащее исполнение ее положений сторонами-участницами.

Данные договоры разработаны с учетом региональной специфики, однако они могут быть взяты за основу в работе во всемирном масштабе. Например, вслед за принятием Советом Европы в мае 2005 года Конвенции о предупреждении терроризма Советом Безопасности ООН в сентябре 2005 года принята резолюция 1624.



2. Что такое CODEXTER?

Комитет экспертов по борьбе с терроризмом (CODEXTER) — это межправительственный комитет, выступающий в роли основного координатора деятельности Совета Европы по борьбе с терроризмом. В круг его ведения входит мониторинг процесса подписания и ратификации вышеуказанных конвенций и содействие их скорейшему вступлению в силу.



3. Каковы основные достижения CODEXTER?

Комитетом CODEXTER подготовлена Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма, которая была открыта к подписанию 16 мая 2005 года на Третьей встрече глав государств и правительств Совета Европы.

Конвенция вводит уголовную ответственность за ряд деяний, которые могут привести к совершению террористических актов, в частности, за подстрекательство к терроризму, вербовку и подготовку террористов. Она также служит укреплению сотрудничества по предупреждению терроризма за счет изменения существующих процедур экстрадиции и оказания взаимной правовой помощи.

Она служит основой для выработки антитеррористических мер на мировом уровне. Специальный докладчик ООН по вопросу о продвижении и защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом Мартин Шейнин оценил ее как «разумное решение, уважающее права человека» (E/CN.4/2006/98, параграф 56 (c)). Это также нашло отражение в докладе Контртеррористического комитета ООН Совету Безопасности, посвященном выполнению резолюции 1624 (2005).

Комитет CODEXTER также разработал ряд рекомендаций в этой области и в настоящее время работает над серией пострановых обзоров контртеррористических мер, представляющих собой краткие доклады о правовых и институциональных возможностях государств-членов Совета Европы по борьбе с терроризмом.

Комитет также опубликовал целый ряд книг, которые были изданы Советом Европы в серии «Терроризм и право»2:



  • «Жертвы: помощь и поддержка» (2006 г.);

  • «Терроризм: защита свидетелей и лиц, вставших на путь сотрудничества со следствием» (2006 г.);

  • «Борьба с терроризмом: стандарты Совета Европы» (3-е издание) - (2005 г.);

  • «Терроризм: специальные методы расследования» (2005 г.);

  • «Права человека и борьба с терроризмом: руководящие принципы Совета Европы» (2005 г.);

  • «Апологетика терроризма» (2004 г.);

  • «Подстрекательство к терроризму» (только на англ. яз.) - (2004 г.).

4. Почему так важно устранять условия, способствующие распространению терроризма, и почему это так важно сегодня?

2997 человек погибли в Нью-Йорке и Вашингтоне в сентябре 2001 года; 50 человек — в Стамбуле в ноябре 2003 года; 191 человек — в Мадриде в марте 2004 года; более 330 человек – в Беслане в сентябре 2004 года; более 50 человек — в Лондоне в июле 2005 года — и это далеко не полный перечень жертв терактов, совершенных за последние годы. Многие сотни людей были ранены в результате этих терактов, которые также привели к возникновению атмосферы страха и хаоса.

Исполнителями самых значительных террористических актов, совершенных на европейском континенте, были не «внешние враги», а люди, которые жили, работали и растили своих детей в Европе. Выявляя террористов и террористические сети и привлекая их к ответственности, власти должны также внимательно присмотреться к жизни общества в своих странах и попытаться понять, почему так происходит, что некоторые люди или группы людей становятся приверженцами экстремизма и терроризма.

Этот вопрос был включен ООН в первый раздел Плана действий «Меры по устранению условий, способствующих распространению терроризма», входящего в Глобальную контртеррористическую стратегию (сентябрь 2006 года), а также нашел отражение в статье 3 Конвенции Совета Европы по предупреждению терроризма, вступившей в силу 1 июня 2007 года.

Совет Европы последовательно подчеркивает необходимость многопрофильного и комплексного подхода в борьбе с терроризмом. Одно из трех основных направлений деятельности Совета Европы нацелено на устранение причин, порождающих терроризм, поэтому целый ряд межправительственных комитетов Совета Европы включили борьбу с терроризмом в программу своей работы.

Дополнительная информация: www.coe.int/gmt.



Контактное лицо в пресс-службе Совета Европы:

Эстель Штайнер (Estelle Steiner), пресс-атташе.

тел. +33 (0)3 88 41 33 35

факс +33 (0)3 88 41 39 11



estelle.steiner@coe.int

www.coe.int



1 Веб-сайт Бюро договоров Совета Европы: www.conventions.coe.int

2 http://book.coe.int
















скачать файл



Смотрите также:
П. 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (далее Основные положения), утв. Постановлением Правительства №442 от 04. 05. 12 г
164.88kb.
Основные положения теории химического строения органических веществ Бутлерова химическое строение как порядок соединения и взаимного влияния атомов в молекулах Основные направления развития этой теории
18.5kb.
Государственной Думой
2267.97kb.
В ред. Федеральных законов от 22. 07
2109.9kb.
29 декабря 2004 года n 190-фз
3511.08kb.
Закон об исполнительном производстве принят
1713.83kb.
Сварка плавлением основные положения и их обозначения
45.1kb.
Основные положения
71.96kb.
Зачет по «теории и истории языкознания»
40.03kb.
Основные положения по выбору масштаба и высоты сечения рельефа топографических съемок населенных пунктов
138.67kb.
Вопросы к зачету по «Органической химии»
318.33kb.
О межбюджетных отношениях в республике тыва
626.86kb.