Главная
страница 1
скачать файл
Тамара Сергеевна Редько, заместитель директора по УВР, учитель химии

МБОУ гимназия № 24 города Ставрополя
КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА ПО ХИМИИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основной формой организации образовательного процесса в школе является урок, от качества которого в первую очередь зависит реализация требований ФГОС нового поколения.

Важнейшей отличительной особенностью урока в условиях введения ФГОС является ориентация на результаты обучения, которые рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода к образованию. Применительно к процессу обучения это означает, что учебный процесс на каждом своем этапе – от планирования курса, отдельного его раздела или темы – до этапа итогового контроля – должен быть направлен на развитие личности обучающихся.

Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте.



Технологическая карта урока − современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Разрабатывая технологическую карту урока, необходимо учитывать, что графу «Деятельность учителя» рекомендуется заполнять одной из последней.

Технологическая карта раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить достижение планируемых результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. В структуру технологической карты необходимо включить:

- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

- цель освоения учебного содержания;

- планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные);

- основные понятия темы;

- технологию изучения данной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

- задание на проверку достижения планируемых результатов освоения ООП.

Создание технологической карты урока позволяет учителю:

- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

- определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

- определить возможности реализации межпредметных понятий (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

- определить универсальные учебные действия (УУД), которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса.

Использование учителем технологических карт позволяет учителю максимально детализировать урок на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока, а также провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали). Например, реализацию учителем цели урока или систему оценивания и контроля.

ТАБЛИЦА 1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ход

(этап)


урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые

действия



Формируемые способы деятельности

Осуществляемые

действия


Формируемые способы деятельности

Осуществляемые

действия


Формируемые способы деятельности

Мотивационно-целевой

Предлагает выполнить задание:

1.Из перечисленных соединений выберите 3, назовите их: С2Н5ОН, СН4, NH3,HNO3,PH3, NaNO3,CaO,NO.

2.Выберите соединения азота и составьте из них генетический ряд. 3.Осуществите превращения.

Проблемная ситуация.

4.С какими еще веществами будет реагировать азотная кислота? Выберите на ваш взгляд правильные варианты ответов : C, Cu, CuO, Cu(OH)2.

5.Помогает осознать затруднения в выполнении задачи.

6.Предлагает составить вопросы и перевести практическую задачу в познавательную.



Выполнить задание на узнавание и понимание.

Составляют вопросы для решения проблемной ситуации.

Составляют вопросы и ставят задачу.


Видеть проблему.

Задание на понимание.

Участвовать в коллективном обсуждении проблемы

Задание выполняют путем совместных усилий и при помощи учителя.

Формулируют затруднения вызванные заданием.



Планируют собственную деятельность.

Ориентировочный

Предлагает в соответствии с поставленными вопросами определить порядок действий и выбрать метод.

Предлагает вспомнить про технику безопасности при работе с азотной кислотой.

Помогает осознать, что опыт с медью следует проводить в вытяжном шкафу.


Выдвигают гипотезу, что HNO3 вступает в реакцию обмена с оксидом и гидроксидом металла, с остальными взаимодействовать не должна.

Слушают информацию о технике безопасности.




Выдвигать гипотезы, выделять материал, который будет использован в исследовании.







Предлагают провести опыт.

Соглашаются с тем, что опыт следует проводить демонстрационно в вытяжном шкафу.



Анализировать условия задачи, планировать, предвосхищать результат поиска, принимать предложенный способ решения проблемы.

Поисково-исследовательский

Выдает необходимое оборудование.

Предлагает провести самостоятельно опыт: HNO3 вступает в реакцию обмена с оксидом и гидроксидом металла.

Наблюдает,

координирует, корректирует.

Демонстрирует взаимодействие азотной кислоты с медью в вытяжном шкафу.

Организует обмен мнениями.

Помогает построить объяснение полученных результатов с помощью составления уравнений реакций.

Помогает сделать вывод.



Получают оборудование, организуют рабочее место.

Слушают и уясняют поставленную задачу.

Проводят экспериментальную проверку гипотезы.

Наблюдают за ходом эксперимента, делают заметки.

Записывают уравнения реакций ОВР и ионного обмена.

Делают выводы.

Смотрят презентацию.


Проводить эксперимент, обобщать полученные данные, делать выводы.

Сообщают свои наблюдения и полученные результаты.


Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, с достаточной полнотой выражать свои мысли.




Проявлять способность к мобилизации сил и энергии в достижении цели.

Практический

Предлагает ответить на вопросы на слайде.





Решать конкретные задачи, на основе знаний по предмету.

Обсуждают ответы в группе, сообщают классу.











Рефлексивно-оценочный

Предлагает закончить предложение. Если я изучаю азотную кислоту, то…….

Организует процедуру само-и взаимооценки учебной деятельности на уроке по алгоритму.

Формулирует и комментирует домашнее задание.


Формулируют вывод урока.











Осуществляют процедуру само-и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих одноклассников на уроке по алгоритму.

Записывают домашнее задание в дневник.



Осознать значимость владения методами научного познания.

Оценивать степень достижения цели.


Список литературы


1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 159с.

5. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. – М., 2011. – №12. – С. 12-18.

6. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. – Волгоград: Учитель, 2013. – 174с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.



7. Примерные программы по учебным предметам. 5-9 классы // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011.

8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа // сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 342с.
скачать файл



Смотрите также:
Основной формой организации образовательного процесса в школе является урок, от качества которого в первую очередь зависит реализация требований фгос нового поколения
70.94kb.
Основные результаты деятельности
482.63kb.
Общие правила организации образовательного процесса и реализации образовательных программ
298.9kb.
Е. М. Домогацких «География. Введение в географию» 5 класс, 2012 год
380.95kb.
Участие родителей обучающихся в реализации новых образовательных стандартов
29.38kb.
В условиях обновления школьного образования особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики. Главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения отведена учителю
79.7kb.
Реализация требований фгос в умк информатика и информационные технологии
15.73kb.
Требований раздела VIII фгос (Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы)
388.82kb.
Ajaloo õppekava 2009-2010 Общие положения
997.75kb.
1 Летняя производственная бригада (далее бригада) является добровольным объединением учащихся школы и основной формой организации общественно-полезного труда в школе
38.13kb.
«Тьюторское сопровождение процесса формирования профессиональных компетенций педагогов дошкольной образовательной организации как эффективное средство повышения качества образования»
332.06kb.
Данные рекомендации разработаны в целях определения требований к созданию и поддержке работоспособности официальных сайтов образовательных учреждений
87.68kb.