Главная
страница 1
скачать файл


Методика «Педагогические ситуации» 1
Вы начали изучать педагогику. И, наверно, задаёте себе вопрос: «Есть ли у меня от природы задатки для педагогической деятельности, насколько они развиты?» Оцените свои педагогические способности по методике «Педагогические ситуации».

Методика содержит 14 затруднительных педагогических ситуаций, к каждой из которых прилагаются 6-8 вариантов реагирования – реплик педагога, возможных в данной ситуации. Познакомившись с каждой из педагогических ситуаций, выберите один вариант реагирования, который, по Вашему мнению, является педагогически наиболее верным, и обведите кружком номер варианта.


Ситуация 1
Учитель приступил к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко рассмеялся. Когда учитель, не успев ничего сказать, вопросительно посмотрел на засмеявшегося, он, глядя учителю прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно смотреть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете урок». Реакция учителя:…

  1. «Вот тебе и на!»

  2. «А что тебе смешно?»

  3. «Ну и ради бога!»

  4. «Ты что, дурачок?»

  5. «Люблю весёлых людей».

  6. «Я рад(а), что создаю у тебя весёлое настроение».



Ситуация 2
В самом начале занятия или после того, как учитель уже провел несколько занятий, учащийся заявляет ему: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить». Учитель:…

  1. «Твоё дело – учиться, а не учить учителя».

  2. «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».

  3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя».

  4. «Тебе просто не хочется учиться».

  5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».

  6. «Давай поговорим об этом подробней. В моём поведении, наверно, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».


Ситуация 3
Учитель даёт ученику задание, а тот не хочет его выполнять, при этом заявляя: «Я не хочу это делать». Учитель:…

  1. «Не хочешь – заставим!»

  2. «Для чего же ты тогда пришёл учиться?»

  3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твоё поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хочет отрезать себе нос».

  4. «А ты отдаёшь себе отчёт, чем это может для тебя окончиться?»

  5. «Не мог бы объяснить, почему?»

  6. «Давай сядем и обсудим – может быть, ты и прав».

Ситуация 4
Ученик разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?» Учитель:…

  1. «Если честно – сомневаюсь».

  2. «О да, конечно, можешь в этом не сомневаться».

  3. «У тебя есть способности, я связываю с тобой большие надежды».

  4. «Почему ты сомневаешься в себе?»

  5. «Давай поговорим и выясним, в чём твои проблемы».

  6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».


Ситуация 5
Ученик говорит учителю: «На два ваших ближайших урока я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт поп-группы (погулять с друзьями, «поболеть» за «свою» команду на стадионе, отдохнуть от школы и т. д.)». Учитель:…

  1. «Попробуй только!»

  2. «В следующий раз тебе придётся придти в школу с родителями».

  3. «Это твоё дело, тебе же сдавать экзамен (зачёт). Материал с пропущенных занятий я у тебя всё равно спрошу».

  4. «Мне кажется, ты очень несерьёзно относишься к учёбе».

  5. «Может быть, тебе лучше вообще оставить школу?»

  6. «А что ты собираешься делать дальше?»

  7. «Интересно знать, почему посещение концерта (стадиона, прогулка с друзьями и т. д.) для тебя важнее, чем занятия в школе».

  8. «Я тебя понимаю: конечно, отдыхать, ходить на концерты, на соревнования, гулять с друзьями, интереснее, чем учиться в школе. Но я, тем не менее, хотел(а) бы знать, почему именно тебе можно пропускать занятия по этой причине.


Ситуация 6
Ученик говорит учителю, вошедшему в класс: «Вы выглядите очень усталым, утомлённым». Учитель:…

  1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».

  2. «Да, я плохо себя чувствую».

  3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».

  4. «Я сегодня плохо спал, у меня много работы».

  5. «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям».

  6. «Ты очень внимательный, спасибо за заботу».


Ситуация 7
«Я чувствую, что занятия, которые вы ведёте, не помогают мне», - говорит ученик учителю и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия». Учитель:…

  1. «Перестань говорить глупости!»

  2. «Ничего себе, додумался!»

  3. «Может быть, тебе найти другого учителя?»

  4. «Я хотел бы знать, почему у тебя возникло такое желание».

  5. «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?»

  6. «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?»


Ситуация 8
Учащийся, не очень хорошо занимающийся по предмету, говорит учителю: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить ваш предмет». Учитель:…

  1. «Ты слишком хорошо думаешь о себе».

  2. «С твоими-то способностями?! Сомневаюсь!»

  3. «Ты, наверно, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?»

  4. «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что, если ты захочешь, то у тебя всё получится».

  5. «Это, наверно, потребует от тебя большого напряжения».

  6. «Излишняя самоуверенность вредит делу».


Ситуация 9
В ответ на призыв учителя быть более старательным ученик говорит, что ему, чтобы усвоить учебный предмет, не нужно много работать: «Меня считают достаточно способным человеком». Учитель:…

  1. «Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь».

  2. «Те трудности, которые ты испытываешь в учёбе, и твои знания отнюдь не свидетельствуют об этом».

  3. «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все такими являются на самом деле».

  4. «Я рад(а), что ты такого высокого мнения о себе».

  5. «Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении».

  6. «Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности».


Ситуация 10
Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание, выучить правило и т. п.)». Учитель:…

  1. «Ну вот, опять!»

  2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»

  3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьёзнее».

  4. «Я хотел(а) бы знать, почему?»

  5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»

  6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю тебе об этом?»


Ситуация 11
Ученик в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим ребятам». Учитель:…

  1. «Почему это я должен(должна) относиться к тебе лучше, чем к остальным?»

  2. «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков!»

  3. «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты».

  4. «Я хотел(а) бы знать, почему я должен(должна) особо выделять тебя среди других учеников».

  5. «Если бы я тебе сказал(а), что люблю тебя больше других учеников, то ты бы чувствовал себя от этого лучше?»

  6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»


Ситуация 12
Учащийся, выразив учителю свои сомнения по поводу своих способностей и возможности хорошего усвоения предмета, говорит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы скажите, в чём причина этого и как мне быть дальше». Учитель:…

  1. «У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности».

  2. «У тебя нет никаких оснований для беспокойства».

  3. «Прежде, чем я смогу высказать обоснованное мнение. Не необходимо лучше разобраться в сути проблемы».

  4. «Давай подождём, поработаем ещё и вернёмся к обсуждению этой проблему через некоторое время. Я думаю, что вместе нам удастся её решить».

  5. «Я не готов(а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо подумать».

  6. «Не волнуйся, и у меня в своё время ничего не получалось».


Ситуация 13
Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что вы говорите и отстаиваете на своих занятиях». Учитель:…

  1. «Это плохо».

  2. «Ты, наверно, в этом не разбираешься».

  3. «Я надеюсь, в дальнейшем твоё мнение изменится».

  4. «Почему?»

  5. «А что ты сам любишь и готов защищать?»

  6. «На вкус и цвет товарища нет».

  7. «Как ты думаешь, почему я это говорю и стараюсь в этом убедить всех вас?»


Ситуация 14
Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из одноклассников, говорит: «Я не хочу работать (учиться, сидеть за одной партой и т. п.) вместе с ним». Учитель:…

  1. «Ну и что?»

  2. «Никуда не денешься, всё равно придётся».

  3. «Это глупо с твоей стороны».

  4. «Но и он тоже не захочет после этого работать (учиться, сидеть за одной партой и т. п.) вместе с тобой».

  5. «Почему?»

  6. «Я думаю, что ты не прав».


Обработка результатов
1. Каждый ответ оценивается в баллах по таблице.


Номер

ситуации


Варианты ответа и оценка в баллах за каждый вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

1

4

3

4

2

5

5

-

-

2

2

2

3

3

5

5

-

-

3

2

3

4

4

5

5

-

-

4

2

3

3

4

5

5

-

-

5

2

2

3

3

2

4

5

5

6

2

3

2

4

5

5

-

-

7

2

2

3

4

5

5

-

-

8

2

2

4

5

4

3

-

-

9

2

4

3

4

5

4

-

-

10

2

3

4

4

5

5

-

-

11

2

2

3

4

5

5

-

-

12

2

3

4

5

4

5

-

-

13

3

2

4

4

5

4

5

-

14

2

2

3

4

4

5

-

-

2. Вычисляется суммарная оценка (все оценки складываются).


3. Определяется уровень развития педагогических способностей.

Если Ваша средняя оценка 63 балла и выше, Вы обладаете высокоразвитыми педагогическими способностями. Пожалуй, Вам уже можно доверить работу с детьми под руководством опытного наставника. При изучении педагогики у Вас вряд ли возникнут трудности – конечно, при условии, что Вы не будете слишком уповать на свои способности и не забросите занятия.

Если Вы набрали 49 – 62 балла, у Вас среднеразвитые педагогические способности. Вы, безусловно, сможете хорошо их развить за время обучения в вузе.

Если средняя оценка 48 баллов и ниже, Ваши педагогические способности развиты слабо. Но не огорчайтесь! Лекции и семинарские занятия по педагогике, педагогическая практика, участие в студенческих научно-практических конференциях, педагогических олимпиадах, а главное – Ваше собственное желание – помогут Вам их развить.




1 Приводится по изданию: Немов Р.С. Психология: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М., 1995. С. 429-434.

скачать файл



Смотрите также:
«Педагогические ситуации» 1 Вы начали изучать педагогику. И, наверно, задаёте себе вопрос: «Есть ли у меня от природы задатки для педагогической деятельности, насколько они развиты?»
111.97kb.
Почему я выбрал эту тему? Я сам много раз задавал себе этот вопрос. Для себя я определил несколько причин, заставивших меня обратиться к этой теме
115.54kb.
Доклад оценка профессиональной деятельности
89.85kb.
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование Название работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности «Здоровье – главная ценность человеческой жизни»
77.35kb.
Неношения нижнего белья
50.03kb.
Слово «война» всегда вызывало у меня какой то необъяснимый внутренний страх, переживания
52.04kb.
Формирование и гармоничное развитие личности каждого ученика, выявить природные задатки, развитие творческого потенциала, реализация их в различных сферах деятельности
93.78kb.
Методические рекомендации по проведению внеклассного мероприятия для старшеклассников п онятие
130.21kb.
Учебник для вузов Общая педагогика и история педагогики Педагогика и психология личности Педагогические задачи и ситуации
5350.03kb.
Хочется мальчишкам в армии служить, хочется мальчишкам подвиг совершить… Опрос детей: Хочу ли я служить в армии?
24.31kb.
Ответ: к сожалению, такой возможности нет. Для этого предназначены другие программы. Вопрос №2: Насколько функционал продукта «ПитерСофт: Управление процессами»
177.16kb.
У читателей, естественно, возникает вопрос: насколько достоверны факты, приведенные в статье? Давайте разберемся
77.95kb.