Главная
страница 1
скачать файл
Алексей Олегович Тишков

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАНСПОРТНО-ГРУЗОВОГО ПОТОКА

Аннотация: в статье отражены основные подходы к оценке уровня эффективности таможенного обслуживания транспортно-грузового потока, а также содержатся предложения по совершенствованию системы оценки таможенного обслуживания транспортно-грузового потока.

Annotation. The article contains the main approaches to the assessment of the level of efficiency of the customs service of transport and cargo flow, and provides proposals for improving the assessment system of customs service of transport and cargo flow.

Ключевые слова: эффективность, показатели оценки эффективности, таможенное обслуживание, транспортно-грузовой поток.

Key words: the efficiency, the indicators of evaluation of the effectiveness, the customs service, the transport and cargo flow.

Эффективность, в широком смысле слова, это степень реализации потенциала какой-либо системы, организации.

Давая более чёткое определение эффективности можно сказать, что это достижение каких-либо определенных результатов с минимально возможными издержками или получение максимально возможного объема продукции из данного количества ресурсов.

В практике менеджмента и в экономической практике существуют различные приемы и методы определения эффективности. Примером из экономической практики может выступать показатель рентабельности, определяющий величину прибыли организации на одну единицу ее затрат. Как пример из практики менеджмента следует привести оценки своевременности, полноты и адекватности принятого управленческого решения.

Практика управления ФТС России так же содержит примеры методического подхода к оценке эффективности деятельности таможенных органов, что отражено в приказах, например:

- Об аналитических показателях оценки эффективности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2011 год. Приказ ФТС России № 874 от 28.04.2011 г.,

- О контрольных показателях эффективности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2012 год. Приказ ФТС России № 201 от 03.02.2012 г.

Данные приказы, опираясь на информационно-статистическую базу, балльно-рейтинговую систему, формулярный и критериальной аппарат, устанавливают систему оценки эффективности, в зависимости от набранного количества баллов и их соответствия величине того или иного критерия.

Ведь, по большому счёту, управление деятельностью таможенных органов, изначально ориентировано на эффективность решения их функциональных задач, определяя в качестве основного критерия сокращение издержек, за счет оптимизации потока каких-либо ресурсов.

Таким образом, задачей данного подраздела является оценка деятельности таможенного органа с позиций потенциала сокращения каких-либо издержек, как следствие оптимизации потока какого-либо вида ресурса - товарного, информационного, финансового и т.п.

Для этого проанализируем различные показатели, характеризующие движение ресурсов. Так, количественную оценку наполнения и динамики информационного ресурса можно оценить посредством таких показателей как «Количество оформленных ДТ» и «Баланс рабочего времени Российской Федерации на (календарный) год», введя в оборот понятие плотности информационного потока - см. формулу (1):



ПИП =

NДТ

, ДТ / день

(1)

БРВ20… г.

где ПИП – плотность информационного потока,



NДТ - количество оформленных деклараций, ед. в год,

БРВ20… г. - баланс рабочего времени в календарный год, дни

Очевидно, что показатель плотности информационного потока характеризует осредненный объем информационного ресурса, как среднедневную плотность информационного потока за год.

С другой стороны, информационный поток является величиной, производной от количества участников ВЭД, деятельность которых обеспечивается таможенным органом.

И в этом аспекте, целесообразно сопоставить показатели документооборота – т.е. количества ДТ оформленных за год с числом участников ВЭД за этот же период – см. формулу (2), сформировав показатель информационной напряженности:




ИН =

NДТ




(2)

NУЧВЭД

где ИН – плотность информационного потока,



NДТ - количество оформленных деклараций, ед. в год,

NУЧВЭД - количество участников ВЭД в N году.

Очевидно, что показатель плотности информационного потока характеризует осредненные объемы информационного ресурса, приходящиеся на одного участника ВЭД в годовом разрезе.

Так, простым и наглядным показателем эффективности деятельности таможенного органа является степень реализации его фискальной функции, как отношения объемов перечислений в федеральный бюджет, к величинам внешнеторгового оборота за календарный период. При этом, учитывая разные валюты исчисления (руб. и долл.), производится нормирование показателей товарооборота (долл. США) в национальную валюту (руб.) по курсу Банка России. Иным показателем, характеризующим деятельность Ванинской таможни является «Процент годового исполнения» - величина характеризующее выполнение планового задания, иными словами контрольный показатель эффективности деятельности (далее КПЭД). При этом показатель считается выполненным, если выполнено контрольное задание.

Рассмотрим несколько КПЭДов, приведённых в таблице 1.

Таблица 1

Примеры контрольных показателей эффективности деятельности, используемых при оценке деятельности Ванинской таможни.



КПЭД

Краткое описание

Формула для расчёта

  1. Доходы, администрируемые таможенными органами

При расчете показателя учитывается фактическое исполнение контрольного задания по общей сумме поступлений доходов, администрируемых таможенными органами, устанавливаемого ежеквартально приказами ФТС России. Общая сумма поступлений доходов, администрируемых таможенными органами, складывается из сумм зачтенных денежных средств по всем видам платежей. ф к

где Кадм.плат.-анализируемый КПЭД;

Пф – сумма администрируемых платежей;

Пк – контрольное задание.



  1. Доля подакцизных товаров, по которым принято решение о выпуске в общем количестве товаров, по которым принято решение о выпуске

Показатель позволяет оценить динамику изменения доли (по статистической стоимости) выпущенных подакцизных товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, в общем количестве ввезенных товаров, выпущенных Центральной акцизной таможней.

где, Ак - статистическая стоимость подакцизных товаров, выпущенных таможенным органом в отчетном квартале;

Вм - статистическая стоимость профильных, не подлежащих обложению акцизом товаров, выпущенных таможенным органом в отчетном квартале;

Е - статистическая стоимость всех товаров, выпущенных таможенным органом в отчетном квартале, без учета статистической стоимости товаров определенных категорий.



Стоит сказать, что в современных рыночных условиях, на мой взгляд, установка каких-либо контрольных показателей представляется нерациональным. Существует огромное количество внешних факторов, которые, в сложившихся условиях, могут помешать выполнению контрольного показателя. Например, в случае, если участник внешнеэкономической деятельности решит, что его предприятие должно переориентироваться, по какой-то причине, с поставки подакцизных товаров в европейскую часть России на поставку этих товаров на Дальний восток, то таможенные органы европейской части России могут не выполнить установленные контрольные показатели. Причём, стоит учесть, что невыполнение показателей произойдёт не по вине таможенного органа.

На наш взгляд, стоит устанавливать комплексные показатели эффективности деятельности по вопросам, непосредственно зависящим только от таможенного органа. Например:



  • время таможенного оформления транспортных средств/партий товаров;

  • доля выигранных в суде дел по корректировке таможенной стоимости и пр.

Литература

    1. Об аналитических показателях оценки эффективности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2011 год [Электронный ресурс]: Приказ ФТС России № 874 от 28.04.2011 г./ Российская Федерация. – Режим доступа: компьютерная сеть ВФ РТА. – БД Консультант Плюс.

    2. О контрольных показателях эффективности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2012 год [Электронный ресурс]: Приказ ФТС России № 201 от 03.02.2012 г. – Режим доступа: компьютерная сеть ВФ РТА. – БД Консультант Плюс.

скачать файл



Смотрите также:
Показатели оценки уровня эффективности таможенного обслуживания транспортно-грузового потока
62.35kb.
Межгосударственный стандарт система технического обслуживания и ремонта техники показатели для оценки ремонтопригодности термины и определения москва
293.08kb.
Российская федерация федеральный закон
5806.91kb.
О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Камызякского района Астраханской области за 2011 год и их планируемых значениях на 3-летний период
2896.14kb.
При разработке любого инновационного проекта важнейшими параметрами, ожидаемой экономической эффективности, являются величины предстоящих расходов и доходов
92.37kb.
1 Личный досмотр является исключительной формой таможенного контроля и проводится уполномоченным должностным лицом таможенного органа по письменному разрешению начальника таможенного органа или его заместителя
99.87kb.
Под методом оценки эффективности ис подразумевается способ или набор средств проведения полной оценки ис
300.38kb.
Специфические вопросы оценки эффективности проектов коммерческой недвижимости
75.38kb.
Программа дисциплины «Технологии многомерной оценки эффективности макросистем»
240.26kb.
Административные правонарушения в области таможенного дела
228.04kb.
Показатели оценки деятельности педагогического персонала мбоу «оош n 7» на 2012-2013 учебный год
123.26kb.
Лист анализа эффективности занятия, разработанного по фгос
41.76kb.