Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
скачать файл
e:\31-map-2014\102239.jpg

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:



  • Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • Авторской программы: Баринова И.И., Дронов В.П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы/ Классическая линия. Составитель С.В.Курчина. М; Дрофа, 2010 г.

  • Базисного учебного плана МКОУ «Зятьковская средняя общеобразовательная школа» Панкрушихинского района, Алтайского края.

Место курса в системе школьного географического образования, его цели и задачи.

Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечественной школе на протяжении уже нескольких десятилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существенно видоизменялись. С середины 60-х гг. это был единственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвязанные, но фактически обособленные блоки существуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Население и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономические изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затронули и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, которые произошли в мире и стране, ни новых целей и задач, которые стоят перед Россией в третьем тысячелетии.

В настоящее время в школе существует два подхода к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий изучение в 8 классе курса «География России. Природа», а в 9 классе курса «География России. Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход — комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь, можно выделить две разновидности.

Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9 классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России.

Вторая разновидность только начинает формироваться. Структуризация материала здесь несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изучается география природоэксплуатирующих отраслей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия.

Для реализации и первого, и второго подходов созданы необходимые условия: существуют необходимые комплексы учебников и учебных пособий для учителя и ученика. Следует отметить, что более полный и апробированный учебно-методический комплекс существует для реализации первого подхода. Это вполне понятно, поскольку реальное становление курса «География России» как страноведческого произошло сравнительно недавно — в конце 90-х гг. XX в.

Следует особо подчеркнуть, что Министерство образования Российской Федерации рекомендует при изучении географии своей страны отказаться от любого администрирования в решении данного вопроса, оставляя решение об использовании тех или иных подходов, программ и учебников за учителем (см. «О преподавании курса «География России» по новым правилам». Методическое письмо в сб.: Программно-методические материалы. География. 6 — 9 кл. / Сост. В. И. Сиротин. — 3-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2000).

Поэтому построение современной системы обучения по курсу «География России» невозможно на основе ранее использовавшихся принципов и подходов. Оно требует кардинального переосмысления всех его составляющих: целей и задач, методологии, структуры, содержания, методики, полос последовательного и широкого использования таких основополагающих принципов, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация и др., таких научно-методических подходов, как территориальный, комплексный, типологический, исторический и т. д.



Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает блок основного общего образования в средней школе.

Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Основные задачи курса:

  • сформировать географический образ своей страны и ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:

  • сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

  • показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;

  • вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

  • развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

  • создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.


Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».
Место предмета в базисном учебном плане

В 8 классе на изучение географии базисным учебным планом МКОУ «Зятьковская средняя общеобразовательная школа» отводится 68 часов

из расчёта 2 часа в неделю. В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.



Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал), ИКТ.
Учебно-тематический план



раздела

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы

Контрольные работы

Контрольное тестирование




Введение.

3

2

-

1

Особенности природы и природные ресурсы России

35

8

-




  1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые

8

1

-

  1. Климат России

7

2

-

  1. Внутренние воды и водные ресурсы

8

3

-

  1. Почвы России и почвенные ресурсы

5

1

-

  1. Растительный и животный мир

7

1

-

2.

Природные комплексы России

27

4

-




  1. Природное районирование

7

2

-

  1. Природа регионов России

20

2

-

3.

Человек и природа

3

3

-




ИТОГО

68

17

-


Учебно-тематическое планирование


№ урока

Тема урока

Виды деятельности обучающихся: практические работы

Планируемые образовательные результаты изучения темы

Ведущие формы, средства обучения на уроке


Введение (3 часа)

1 (1)

Что изучают в курсе «Природа России» Географическое положение России. Моря России

№1 Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран

Знать особенности предмета и структуру учебника, особенности природы, главные черты ГП России, уметь показывать и называть стран-соседей и омывающие моря.

Урок изучения нового материала,

фронтальная и индивидуальная формы обучения.

Физическая карта «Россия», атлас 8 класс


2 (2)

Россия на карте часовых поясов

№2 Определение поясного времени для разных пунктов России

Уметь определять разницу во времени на карте часовых поясов.

–приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения



Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная и индивидуальная формы обучения.

Физическая карта «Россия», атлас 8 класс



3 (3)

Как осваивали и изучали территорию России




Знать историю освоения и изучения территории России, уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная и индивидуальная формы обучения.

Физическая карта «Россия», атлас




Раздел 1

Особенности природы и природные ресурсы России (35часов)
Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (8 часов)

4 (1)

Особенности рельефа России

№3А Объяснение крупных форм рельефа от строения земной коры на примере отдельных территорий

Знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры, горы и равнины России, уметь показывать на карте эти объекты

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная и индивидуальная формы обучения.

Физическая карта «Россия», атлас 8 класс



5 (2)

Геологическое летоисчисление




Знать таблицу геологического летоисчисления, уметь работать по ней.

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная форма обучения.

6 (3)

Геологическое строение территории России




Знать особенности строения земной коры.

Знать геохронологическую таблицу и геологическое летоисчисление



Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная форма обучения.

Физическая карта «Россия», атлас 8 класс



7 (4)



Минеральные ресурсы России


№3 Б Объяснение месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий

Знать закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения.

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная и индивидуальная формы обучения.

Физическая карта



8 (5)

Минеральные ресурсы России





Знать экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная и индивидуальная формы обучения.

9 (6)

Развитие форм рельефа





Понимать взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа. Уметь приводить примеры.

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная форма обучения.

Физическая карта «Россия», атлас



10 (7)

Рельеф и минеральные ресурсы Алтайского края.




Знать основные формы рельефа Алтайского края, виды полезных ископаемых и места их добычи.

Уметь показывать их на карте.



Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная форма обучения.

Физическая карта «Россия», атлас



11 (8)

Обобщающий урок по теме «Рельеф России»

Работа по основным вопросам темы

Уметь проводить систематизацию материала, делать выводы и обобщения

Урок обобщения и систематизации изученного материала.

Фронтальная и индивидуальная формы обучения




Климат и климатические ресурсы (7 часов)

12 (1)

Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат




Знать факторы, определяющие климат России.

Урок изучения нового материала, фронтальная и индивидуальная формы обучения.

Климатическая карта России, атлас



13 (2)

Циркуляция воздушных масс, циклоны и антициклоны




Знать об атмосферных фронтах, образовании циклонов и антициклонов, уметь объяснять установившуюся погоду

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная и индивидуальная формы обучения.

14 (3)

Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны




Понимать закономерности распределения тепла и влаги. Уметь анализировать карты

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная и индивидуальная формы обучения.

Климатическая карта России, атлас



15 (4)

Типы климатов России

№4 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

Знать характеристику типов климатов.

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная и индивидуальная формы обучения.

16 (5)

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы.

№5 Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Знать понятие «комфортность» (дискомфортность) климатических условий. Уметь приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды.

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная и индивидуальная формы обучения.

Климатическая карта России, атлас



17 (6)

Обобщающий урок по теме «Климат и климатические ресурсы»

Работа по вопросам темы

Уметь проводить систематизацию материала, делать выводы и обобщения

Урок обобщения и систематизации изученного материала.

Фронтальная и индивидуальная формы обучения



18 (7)

Агроклиматические ресурсы Алтайского края.




Уметь определять климатообразующие факторы, установить черты климата и его различие на территории края.

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная форма обучения. Физическая карта Алтайского края, атлас, СД «Физическая география Алтайского края»

Внутренние воды и водные ресурсы (8 часов)

19 (1)

Разнообразие внутренних вод России. Главные речные бассейны, системы, водоразделы,




Знать особенности внутренних вод России, реки России, уметь показать объекты на карте, распределение рек по бассейнам.

Урок изучения нового материала, фронтальная форма обучения.

Физическая карта «Россия», атлас 8 класс



20 (2)

Реки: питание, режим, расход, годовой сток и ледовый режим




Знать понятия, касающиеся работы реки.

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная и индивидуальная формы обучения.

Физическая карта «Россия», атлас 8 класс



21 (3)

Роль рек в и развитии экономики страны и освоении территории.

№6 Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования

Знать происхождение озёрных котловин, озёра России и уметь показывать их на карте

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная и индивидуальная формы обучения.

Физическая карта «Россия», атлас 8 класс



21 (3)

Озёра. Болота. Подземные воды.




Знать происхождение озёрных котловин, озёра России и уметь показывать их на карте.

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная и индивидуальная формы обучения.

Физическая карта «Россия», атлас 8 класс



22 (4)

Ледники. Многолетняя мерзлота.

№7 Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны, их зависимости от рельефа и климата.

Уметь показывать на карте объекты и южную границу многолетней мерзлоты.

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная и индивидуальная формы обучения.

Физическая карта «Россия», атлас 8 класс



23 (5)

Водные ресурсы России.

№8 Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

Уметь оценить водные ресурсы России, их распределение, знать значение воды в жизни человека, знать меры по сохранению природы, защиты людей от стихийных природных явлений

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная и индивидуальная формы обучения.

Физическая карта «Россия», атлас 8 класс



24 (6)

Внутренние воды и водные ресурсы Алтайского края.




Уметь группировать виды внутренних вод, знать их особенности и размещение на территории края

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная форма обучения. Физическая карта Алтайского края, атлас, СД «Физическая география Алтайского края»

26 (8)

Обобщающий урок по теме «Внутренние воды России»

Работа по основным вопросам темы

Уметь проводить систематизацию материала, делать выводы и обобщения

Урок обобщения и систематизации изученного материала.

Фронтальная и индивидуальная формы обучения




Почва и почвенные ресурсы (5часов)

27 (1)

Образование почв и их разнообразие




Знать понятие «почва», факторы почвообразования. Основные свойства почв. Уметь объяснять существенные признаки почв, объяснять процессы почвообразования.

Урок изучения нового материала, фронтальная форма обучения.

Почвенная карта России, атлас



28 (2)

Почвенные ресурсы России

№9 Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв

Знать значение почв, охрану почв, мелиорацию земель.

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная и индивидуальная формы обучения.

Физическая карта «Россия», атлас 8 класс




29 (3)

Закономерности распространения почв.






Знать закономерности распространения почв, зональные типы почв, их главные свойства, уметь анализировать карту почв

Комбинированный урок, фронтальная форма обучения.

Почвенная карта России, атлас



30 (4)

Особенности почв Алтайского края




Знать основные типы почв на территории края, их размещение и условия формирования

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная форма обучения. Физическая карта Алтайского края, атлас, СД «Физическая география Алтайского края»

31 (5)

Обобщающий урок по теме «Почвы и почвенные

ресурсы »



Работа по основным вопросам темы

Уметь проводить систематизацию материала, делать выводы и обобщения

Урок обобщения и систематизации изученного материала.

Фронтальная и индивидуальная формы обучения




Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (7 часов)

32 (1)

Растительный мир России




Знать растительный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного мира природных зон России.

Урок изучения нового материала, фронтальная и индивидуальная формы работы.

Карта «Растительность России», атлас



33 (2)

Животный мир России




Знать животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности животного мира природных зон России. Уметь объяснять размещение по природным зонам живых организмов

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная и индивидуальная формы работы.

Карта «Растительность России», атлас



34 (3)

Биологические ресурсы. Их рациональное использование

№10 Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса

Знать понятие «биологические ресурсы» и меры по их охране. Уметь прогнозировать использование и охрану биологических ресурсов.

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная и индивидуальная формы обучения. Карта «Растительность России», атлас

35 (4)

Природно-ресурсный потенциал России.




Уметь оценить природно–ресурсный потенциал страны

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная и индивидуальная формы обучения.

36 (5)

Животный и растительный мир Алтая




Знать состав растительного покрова, выявить проблемы его сохранения; значение и распространение животных по территории края, проблемы их сохранности

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная форма обучения. Физическая карта Алтайского края, атлас, СД «Физическая география Алтайского края»

37 (6)

Повторительно –обобщающий урок по теме «Растительный и животный мир»

Работа по основным

вопросам темы



Уметь проводить систематизацию материала, делать выводы и обобщения

Урок обобщения и систематизации изученного материала.

Фронтальная и индивидуальная формы обучения



38 (7)

Повторительно-обобщающий урок по теме «Особенности природы России»

Работа по основным

вопросам темы



Уметь проводить систематизацию материала, делать выводы и обобщения

Урок контроля ЗУН

Индивидуальная форма обучения



Раздел 2

Природные комплексы России (27часов)

Природное районирование (7 часов)

39 (1)

Разнообразие ПТК. Физико-географическое районирование России.

№11 Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.

Знать понятие ПТК, уровни ПТК, физико-географические районы России. Уметь объяснить разнообразие природных и антропогенных комплексов.

Урок изучения нового материала, фронтальная и индивидуальная формы обучения.

Физическая карта «Россия», атлас 8 класс



40 (2)

Моря как крупные природные комплексы.




Знать/понимать взаимосвязь между компонентами природы природного комплекса.

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, индивидуальная форма обучения. Физическая карта России.

41 (3)

Природные зоны России. Арктические пустыни, тундры, лесотундры.




Знать, что такое природно-хозяйственные зоны, роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах, характеристику арктических пустынь, тундр и лесотундр, природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.

Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию, составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников.



Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная форма обучения. Карта «Растительность России», атлас

42 (4)

Лесные зоны: тайга, смешанные и широколиственные леса




Знать лесные зоны: тайгу, смешанные и широколиственные леса. Уметь объяснить причину их различия.

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная форма обучения. Карта «Растительность России», атлас

43 (5)

Безлесные зоны на юге России: степи, лесостепи, полупустыни.




Знать характерные черты лесостепей, степей, полупустынь, пустынь, их хозяйственное использование и экологические проблемы. Уметь объяснять их существенные признаки.

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная и индивидуальная формы обучения. Карта «Растительность России», атлас

44 (6)

Высотная поясность




Знать понятие «высотная поясность». Уметь объяснить набор высотных поясов в горах.

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная форма обучения. Карта «Растительность России», атлас

45 (7)

Обобщение знаний по теме «Природные комплексы России»

№12 Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)

Уметь применять знания по теме

Урок контроля ЗУН

Индивидуальная форма обучения




Природа регионов России (20 часов)

46 (1)

Русская равнина. Географическое положение и особенности природы




Знать об особенностях природного района - Русской равнины, её роли в формировании государства

Урок изучения нового материала, фронтальная форма обучения.

Физическая карта «Россия», атлас 8 класс



47 (2)

Природные комплексы Русской равнины.




Знать ПТК Русской равнины, памятники природы

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная форма обучения. Карта «Растительность России», атлас, презентация

48 (3)

Природно- ресурсный потенциал Русской равнины.




Знать природные ресурсы Русской равнины; понимать проблемы рационального использования природных ресурсов, уметь определить экологические проблемы равнины и пути их решения

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная форма обучения. Карта «Растительность России», атлас

49 (4)

Географическое положение Северного Кавказа.




Знать отличия климата высокогорий, понимать географические термины: фён, бора.

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная форма обучения. Физическая карта « Россия», атлас, презентация

50 (5)

Природные комплексы Северного Кавказа




Знать о природных комплексах Северного Кавказа, их влиянии на жизнь и хозяйственную деятельность человека

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная форма обучения. Физическая карта « Россия», атлас

51 (6)

Особенности географического положения Урала




Знать природу Урала, понимать его роль в жизни страны.

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная и индивидуальная формы обучения.

Физическая карта «Россия», атлас , презентация



52 (7)

Своеобразие природы Урала




Знать природные ресурсы Урала, особенности его природы, уметь объяснить различие природы Предуралья и Зауралья, Северного, Среднего и Южного Урала.

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная форма обучения. Физическая карта « Россия», атлас

53 (8)

Природные уникумы. Экологические проблемы Урала

№13 Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов

Знать об интересных объектах Урала, уметь самостоятельно работать с источниками информации

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная и индивидуальная формы обучения. Физическая карта « Россия», атлас

54 (9)

Особенности географического положения Западно-Сибирской равнины




Знать природу Западной Сибири, историю её исследования и освоения

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная и индивидуальная формы обучения.

Физическая карта «Россия», атлас, презентация



55 (10)

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины

№14 Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека.

Знать ресурсы Западной Сибири, проблемы их освоения и экологические проблемы

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная форма обучения. Физическая карта « Россия», атлас

56 (11)

Восточная Сибирь: история освоения и суровость природы.




Знать историю освоения, особенности природы Восточной Сибири, уметь по карте определить специфику географического положения.

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная форма обучения. Физическая карта « Россия», атлас, презентация

57 (12)

Природные районы Восточной Сибири




Знать особенности природы тундр Таймыра, республики Якутии, восточно – сибирской тайги и Минусинской котловины.

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная форма обучения. Физическая карта « Россия», атлас

58 (13)

Пояс гор Южной Сибири




Знать природу, минеральные ресурсы, которыми богаты эти горы.

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная форма обучения. Физическая карта « Россия», атлас, презентация

59 (14)

Жемчужина Сибири - Байкал




Знать уникальность природы озера Байкал, экологические проблемы и пути решения

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная и индивидуальная формы обучения.

Физическая карта «Россия», атлас, презентация



60 (15)

Природные ресурсы Восточной Сибири




Знать природные ресурсы Восточной Сибири, понимать, почему этот край называют краем будущего.

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная и индивидуальная формы обучения.

Физическая карта «Россия», атлас, презентация



61 (16)

Дальний Восток: географическое положение и особенности рельефа




Знать историю исследования, заселения, особенности природы Дальнего Востока, понимать уникальность природы

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная форма обучения. Физическая карта « Россия», атлас, презентация

62 (17)

Природные комплексы Дальнего Востока. Уникумы.




Знать особенности взаимосвязей в отдельных ПК Дальнего Востока.

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная и индивидуальная формы обучения.

Физическая карта «Россия», атлас 8 класс



63 (18)

Внутренние воды и климат Дальнего Востока




Знать главную черту муссонного климата, понимать причину губительных наводнений на Зее и Амуре, наличие большого количества реликтовых растений и редких животных.

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная и индивидуальная формы обучения.

Физическая карта «Россия», атлас 8 класс



64 (19)


Природно – ресурсный потенциал Дальнего Востока




Знать виды, размещение, использование природных ресурсов Дальнего Востока.

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная форма обучения. Физическая карта « Россия», атлас, презентация

65 (20)


Обобщение по теме «Природные регионы России».

Работа по основным вопросам темы

Уметь проводить систематизацию материала, делать выводы и обобщения

Урок обобщения и систематизации изученного материала.

Фронтальная и индивидуальная формы обучения



Раздел 3

Человек и природа (3часа)

66 (1)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

№15 Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.

Знать о влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека, о благоприятных и неблагоприятных и экстремальных условиях жизни человека

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная и индивидуальная формы обучения.

Физическая карта «Россия», атлас 8 класс



67 (2)

Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование.

№16 Составление карты «Природные уникумы России»

Знать виды природных ресурсов, влияние человека на природные комплексы

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная форма обучения. Физическая карта « Россия», атлас, презентация

68 (3)

Экологическая ситуация в России

№17 Характеристика экологического состояния одного из регионов России (по выбору)

показать важность решения экологических проблем в России

Комбинированный урок, индивидуальный опрос, фронтальная и индивидуальная формы обучения.

Физическая карта «Россия», атлас 8 класс





Планируемые образовательные результаты обучающихся:

В результате изучения географии ученик должен знать

    1. Называть и (или) показывать:

  • предмет изучения географии России;

  • основные средства и методы получения географической информации:

  • субъекты Российской Федерации;

  • пограничные государств;

  • особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;

  • границы часовых поясов:

  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

  • климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

  • распределение рек страны по бассейнам океанов;

  • основные области современного оледенения и крупные ледники:

  • зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

  • важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные:

  • народы, наиболее распространенные языки, религии;

  • примеры рационального и нерационального размещения производства;

  • объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

  • районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);

  • экологически неблагополучные районы России:

  • маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.


2. Определять (измерять):

  • географическое положение объектов;

  • разницу в поясном времени территорий;

  • погоду по синоптической карте;

  • параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.


3. Описывать:

  • географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);

  • образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;

  • особенности быта и религии отдельных народов.


4. Объяснять:

  • роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем

  • страны;

  • влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;

  • образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

  • как составляют прогноз погоды;

  • распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;

  • почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

  • разнообразие природных комплексов на территории страны;

  • различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;

  • изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;

  • особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;

  • роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;

  • уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;

  • причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;

  • особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;

  • объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ": «агломерация»; «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование'; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.




  1. Оценивать и прогнозировать:

  • природно-ресурсный потенциал страны, региона;

  • экологическую ситуацию в стране, регионе

  • изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

  • изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;

  • развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.


Способы и формы оценивания образовательных результатов

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.



Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.


Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.


Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.


Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.


Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.


Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.


Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;

  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.


  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.


Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.


Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и другие источники знаний.



Учебно – методическое обеспечение



  1. И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2009.

  2. Атлас. География России. Природа. 8 класс.

  3. Контурные карты. 8 класс – М.: Дрофа, 2013.

  4. Дидактические материалы по физической географии. Л.Н.Картель – М. Просвещение, 2000

  5. Дидактические материалы по географии России. И.И.Баринова, В.П. Дронов, В.Б.Пятунин – М. Просвещение,2001

  6. Рабочая тетрадь по географии 8 класс И.И. Баринова, М; Просвещение,2001

  7. Презентации по природным комплексам России.


e:\31-map-2014\102312.jpg Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:



  • Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • Авторской программы: Баринова И.И., Дронов В.П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы/ Классическая линия. Составитель С.В.Курчина. М; Дрофа, 2010 г.

  • Базисного учебного плана МКОУ «Зятьковская средняя общеобразовательная школа» Панкрушихинского района, Алтайского края.


Место курса в системе школьного географического образования, его цели и задачи.

Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечественной школе на протяжении уже нескольких десятилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существенно видоизменялись. С середины 60-х гг. это был единственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвязанные, но фактически обособленные блоки существуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Население и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономические изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затронули и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, которые произошли в мире и стране, ни новых целей и задач, которые стоят перед Россией в третьем тысячелетии.

В настоящее время в школе существует два подхода к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий изучение в 8 классе курса «География России. Природа», а в 9 классе курса «География России. Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход — комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь, можно выделить две разновидности.

Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9 классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России.

Вторая разновидность только начинает формироваться. Структуризация материала здесь несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изучается география природоэксплуатирующих отраслей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия.

Для реализации и первого, и второго подходов созданы необходимые условия: существуют необходимые комплексы учебников и учебных пособий для учителя и ученика. Следует отметить, что более полный и апробированный учебно-методический комплекс существует для реализации первого подхода. Это вполне понятно, поскольку реальное становление курса «География России» как страноведческого произошло сравнительно недавно — в конце 90-х гг. XX в.

Следует особо подчеркнуть, что Министерство образования Российской Федерации рекомендует при изучении географии своей страны отказаться от любого администрирования в решении данного вопроса, оставляя решение об использовании тех или иных подходов, программ и учебников за учителем (см. «О преподавании курса «География России» по новым правилам». Методическое письмо в сб.: Программно-методические материалы. География. 6 — 9 кл. / Сост. В. И. Сиротин. — 3-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2000).

Поэтому построение современной системы обучения по курсу «География России» невозможно на основе ранее использовавшихся принципов и подходов. Оно требует кардинального переосмысления всех его составляющих: целей и задач, методологии, структуры, содержания, методики, полос последовательного и широкого использования таких основополагающих принципов, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация и др., таких научно-методических подходов, как территориальный, комплексный, типологический, исторический и т. д.



Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает блок основного общего образования в средней школе.

Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Основные задачи курса:

  • сформировать географический образ своей страны и ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:

  • сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

  • показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;

  • вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

  • развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

  • создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.


Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».
Место предмета в базисном учебном плане

В 9 классе на изучение географии базисным учебным планом МКОУ «Зятьковская средняя общеобразовательная школа» отводится 68 часов

из расчёта 2 часа в неделю.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал), ИКТ.



Учебно-тематический план


№ темы

Название раздела

Количество часов

Количество практических работ




Раздел 1 Общая часть курса

28

8

1

Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географическое положение России.

2



-

2

Население Российской Федерации

5

-

3

Географические особенности экономики Российской Федерации

3

-

4

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

8

3

5

Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества

5

3

6

Агропромышленный комплекс (АПК)

2

1

7

Инфраструктурный комплекс

3

1




Раздел 2 Региональная часть курса

38

19

1

Районирование России. Общественная география крупных регионов

2

1

2

Западный макрорегион – Европейская Россия

24

11

3

Восточный макрорегион – Азиатская Россия

12

7




Обобщение по курсу

2

-




Всего

68

27
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании
1121.28kb.
6 класс Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основании Примерной программы основного общего образования по географии «География Земли»
2235.5kb.
Барковский Сергей Федорович 2013 2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
776.42kb.
А. М. Багавиева
132.48kb.
Пояснительная записка. Нормативно-правовые документы
480.88kb.
Пояснительная записка Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования по искусству
286.08kb.
Пояснительная записка а также дополнительных пособий для учителя
102.17kb.
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» для 10-го класса
374.64kb.
Пояснительная записка. Об учебной программе
198.1kb.
Рабочая программа по географии
91.08kb.
Пояснительная записка Рабочая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике
364kb.
Рабочая программа по дисциплине опд. Ф. 09 Основы логистики
248.3kb.