Главная
страница 1
скачать файл

«Обсуждено»

Руководитель ШМО

------------------/Косова Л.А./

Протокол педсовета №1 от 29 августа 2013 г.



«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР

МБОУ Куркульской сош ---------------------/Осянина М.В./

29 августа 2013 г.



«Утверждено»

Руководитель МБОУ Куркульской сош

-----------------------/Косова Е.А./

Приказ №169 от 29 августа 2013 г.




Рабочая программа

учебного предмета «География»



МБОУ Куркульская сош

Составитель: Косова Любовь Анатольевна, первая квалификационная категория

класс 7

Рассмотрено на заседании



Педагогического совета

Протокол №1 от 29 августа 2013 г.



2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 7 класса построена с использованием следующих нормативных документов:

● федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089. ● авторская программа по курсу «Материки, океаны, народы и страны» для общеобразовательных учреждений под редакцией И.В. Душиной (сборник нормативных документов. География. Составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев –М.: Дрофа, 2004)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника для 7 касса общеобразовательных учреждений: «Материки, океаны, народы и страны». Авторы И.В Душина, В.А. Каринская под ред. В.П.Дронова, - 3 -е изд., стереотип. –М.: Дрофа, 2010 г – 350с.

Программа рассчитана на 70 часов в 7 классе, из расчета - 2 учебных часав неделю, из них: плановых контрольных уроков (тестирование) - 9 , практических работ – 39 из них оценочных - 13 Распределение часов по темам составлено по авторской программе. Формулировка названий разделов и тем – соответствует авторской программе. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека. Содержание программыпостроено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли.

В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества.

В авторскую программу внесены следующие изменения: Раздел 1 «Курс географии материков и океанов» сокращен на 1 час т. к на изучение темы: «Как открывали мир» достаточно 1 часа. Высвободившийся час и резервное время 4 часа используется на изучение раздела 2 «Главные особенности природы Земли» поэтому изучение этого раздело увеличено на 5 часов. Согласно примерной авторской программе тема: «Океаны» изучается после того, как уже изучены Южные материки. При изучении материков учащиеся должны знать особенности всех океанов, их влияние на материки, поэтому тема: «Океаны» изучается после того как учащиеся познакомятся с главными особенностями природы Земли.

Основные цели и задачи курса:

●создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей; ●раскрыть разнообразие ее природы и населения; ●ознакомить их со странами и народами; ●сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи; ● раскрыть закономерности землеведческого характера; ●воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.



Содержание курса.

Раздел 1Курс географии материков и океанов. 4 часа Что изучают в курсе географии материков и океанов.«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, её природе и населении. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли. Современные географические исследования Земли. Методы географических исследований и источники географических знаний. Значение и использование карт. Определение по картам географических координат, расстояний и направлений.

Практические работы:

1.Обозначение на контурной карте материков и океанов. 2. Обучение простейшим приёмам работы с источниками географической информации. 3. Решение задач по географической карте.



Раздел 2 Земля – уникальная планета.( 13 часов )

Земля – планета Солнечной системы. Общие сведения о планете Земля, её происхождении, форме и размерах.



Литосфера. Литосферные плиты и их движение. Гипотеза Альфреда Вегенера. Пангея. Панталасса. Гондвана и Лавразия. Срединно-океанические хребты. Глубоководные желоба. Платформы. Складчатые области. Тихоокеанское огненное кольцо.

Рельеф Земли и его главные формы. Виды равнин и гор. Крупнейшие равнины и горы Земли.



Атмосфера. Распределение света, тепла и влаги по земной поверхности. Пояса освещённости и тепловые пояса Земли. Климатообразующие факторы. КлиматыЗемли. Основные и переходные климатические пояса Земли.

Гидросфера. Мировой океан и его части. Крупнейшие моря, заливы и проливы Земли. Движение воды в океане. Суша в океане, крупнейшие острова и полуострова мира. Шельфи его значение для человека. Воды суши, их разнообразие и роль в жизни человека.

Биосфера – особая оболочка Земли. Разнообразие растительного и животного мира.

Географическая оболочка. Природная зональность и вертикальная поясность.

Земля – планета людей. Крупнейшие страны и народы Земли. Размещение населения мира. Миграции населения в прошлом и настоящем.

Практические работы:

4. Определение по карте направления передвижения литосферных плит и прогнозирование их положения в далёком будущем.

5.Обозначение на контурной карте крупнейших форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 6.Объяснение примеров приспособления человека к особенностям того или иного типа климата.

7. Обозначение на карте крупнейших море, заливов, проливов, островов, полуостровов мира и обозначение шельфовой зоны.

8. Анализ схем круговорота веществ и энергии.

9. Обозначение на контурной карте крупнейших стран мира, ареалов высокой плотности населения и направлений миграций в прошлом и настоящем.



Материки и океаны.50 часов

Океаны Земли.( 5 часов )

Тихий океан. История исследования. Выдающиеся мореплаватели и исследователи: Ф. Магеллан, Дж. Кук, И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский, С.О. Макаров, Т. Хейердал. Размеры, географическое положение, крупнейшие моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Характерные черты водных масс. Важнейшие течения. Тайфуны и цунами. Выдающиеся объекты в Тихом океане: Филиппинское море, Марианский желоб, вулкан Мауна Лоа, остров Пасхи, атолл Бикини. Особенности морской растительности и животного мира океана.

Атлантический океан. История исследования, выдающиеся мореплаватели: Эрик Рауди, Б. Диаш, Х. Колумб, Д. Кабот. Размеры, географическое положение, крупнейшие моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Характерные черты водных масс. Главные течения. Выдающиеся объекты: Азовское море, Мраморное море, срединно-океанический хребет, остров Исландия, Бермудский треугольник, остров Мартиника, залив Фанди, Гольфстрим. Характерные представители животного и растительного мира.

Индийский океан. История исследования. Васко да Гама, Дж. Кук. Размеры и географическое положение океана. Крупнейшие моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Особенности природы океана. Выдающиеся объекты: Красное море, Персидский залив, Сейшельские острова. Особенности растительного и животного мира океана.

Северный Ледовитый океан. История исследования. С.И. Челюскин, Р. Пири, Ф. Кук, Н.А. Норденшельд, Г. Седов, Р. Амундсен, Ф. Нансен, О.Ю. Шмидт, И.Д. Папанин. Размеры и географическое положение. Крупнейшие моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Особенности природных условий Арктики. Выдающиеся объекты: Восточно-Сибирское море, остров Гренландия, Северная Земля, остров Врангеля. Характерные представители растительного и животного мира.

Практические работы:

10. Изображение на контурной карте географических объектов одного из океанов и видов хозяйственной деятельности человека.

11. Сравнительная характеристика природы двух океанов.

Материки ( 45 часов )

Африка.( 9 часов )

История исследования материка: путешествия финикийцев, Васко да Гама, Д. Ливингстон, Г. Стэнли, Н.И. Вавилов.

Размеры и географическое положение Африки.

Особенности строения земной коры и размещение основных форм рельефа. Крупнейшие равнины и горы Африки. Размещение важнейших видов полезных ископаемых.

Климат Африки. Распределение температуры воздуха и осадков. Африка – самый жаркий материк Земли. Климатические пояса Африки и их характерные черты. Климатограмма.

Внутренние воды Африки. Особенности внутренних вод Африки. Крупнейшие реки, озёра, водопады материка.

Природные зоны Африки. Характеристика природных зон Африки: влажные экваториальные леса, саванны и пустыни Африки. Типичные почвы, характерные представители животного и растительного мира. Особо охраняемые территории. Крупнейшие национальные парки.

Страны и народы Африки. Особенности формирования политической карты Африки. Крупнейшие страны. Особенности расового и национального состава. Крупнейшие народы. Особенности хозяйства, культуры и быта африканских народов.

Географическое районирование Африки: характеристика Северной (Алжир, Египет), Западной (Сенегал, Нигерия), Центральной (ДР Конго), Восточной (Эфиопия, Танзания, Мадагаскар) и Южной Африки (ЮАР, Намибия).

Практические работы:

12. Обозначение на контурных картах названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.

13. Определение типов климатов по климатограммам.

14. Составление характеристики одной из рек Африки.

15. Обозначение на контурной карте крупнейших стран, их столиц и ареалов проживания крупнейших народов Африки.

16. Составление по картам и другим источникам знаний описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран Африки.



Австралия и Океания.( 6 часов )

История открытия и исследования Австралии и Океании. Выдающиеся путешественники и исследователи: А. Тасман, Дж. Кук, Н.Н. Миклухо-Маклай.

Размеры, особенности географического положения и природы Австралии. Крупнейшие формы рельефа. Австралия – самый сухой материк Земли. Саванны и пустыни Австралии. Своеобразие растительного и животного мира. Эндемики Австралии. Население Австралии. Австралийский Союз. Регионы Австралии: Восточная, Центральная и Северная Австралия.

Океания. Особенности природы и населения. Микронезия (Палау), Меланезия (Папуа-Новая Гвинея) и Полинезия (Гавайи и Таити).



Практические работы:

17. Обозначение на контурных картах названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.

18. Сравнение географического положения Австралии и Африки.

19. Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии.



Южная Америка.( 7 часов )

История открытия и исследования Южной Америки. Выдающиеся путешественники и исследователи: Х. Колумб, А. Веспуччи, Ф. Писарро, Ф. де Орельяно, А. Гумбольдт, Г.И Лангсдорф, Н.И Вавилов.

Размеры и географическое положение материка.

Особенности строения земной коры, размещение главных форм рельефа и важнейших видов полезных ископаемых.

Особенности климата и внутренних вод Южной Америки. Южная Америка – самый влажный материк Земли. Крупнейшие реки, озёра и водопады.

Природные зоны Южной Америки: сельва, кампос и льянос, пампа, пустыни и области высотной поясности.

Страны и народы Южной Америки. Крупнейшие страны. Особенности расового и национального состава. Хозяйство, культура и быт южноамериканских народов.

Регионы Южной Америки: Амазония (Бразилия), Атакама (Чили), Патагония и Гран-Чако (Аргентина), Андские страны ( Перу и Боливия).



Практические работы:

20. Обозначение на контурных картах названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.

21. Определение черт сходства и различия географического положения Африки и Южной Америки.

22. Сравнение крупных речных систем Африки и Южной Америки.

23. Изучение по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу Южной Америки.

24. Обозначение на контурной карте стран Южной Америки и их столиц. 25. Составление описания природы населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка.



Антарктида.( 3 часа )

История открытия и исследования Антарктиды. Выдающиеся путешественники и исследователи: Д. Кук, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Р. Амундсен, Р. Скотт.

Географическое положение Антарктиды. Антарктика. Особенности природы. Антарктида – самый холодный материк Земли. Ледниковый покров материка. Антарктические пустыни.

Практические работы:

26. Обозначение на контурных картах названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.

27. Сравнение природы Арктики и Антарктики.

Северная Америка.( 7 часов )

История открытия и исследования материка. Выдающиеся путешественники и исследователи: Лейф Эйриксон, Х. Колумб, Э. Кортес, Дж. Кабот, Г. Гудзон, Ла Саль, В. Беринг, А. Чириков, Г.И. Шелихов, А.А. Баранов, Дж. Франклин, Р. Амундсен.

Размеры материка, его географическое положение.

Характерные черты строения земной коры, рельефа распространения полезных ископаемых.

Краткая характеристика климата и внутренних вод материка. Крупнейшие реки, озёра, водопады и ледники.

Особенности распространения природных зон, типичные почвы, растительность и животный мир Северной Америки. Арктические пустыни, тундра, леса умеренного пояса, прерии, пустыни, саванны, переменно-влажные леса, области высотной поясности. Особо охраняемые территории. Национальные парки.

Крупнейшие страны Северной Америки. Характерные черты населения Северной Америки, особенности культуры и быта.

Регионы Северной Америки: США, Канада, Мексика, Центральная Америка и Вест-Индия.



Практические работы:

28. Обозначение на контурных картах названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.

29. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.

30. Составление проекта путешествия по странам континента.

31. Нанесение на контурную карту стран Северной Америки и их столиц.

Евразия.( 13 часов )

Размеры, географическое положение и история исследования Евразии. Выдающиеся путешественники и исследователи: М. Поло, А. Никитин, П.П. Семёнов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский, П.К. Козлов, В.А. Обручев.

Особенности строения земной коры. Крупнейшие равнины и горы Евразии. Особенности размещения важнейших полезных ископаемых.

Особенности климата и внутренних вод материка. Крупнейшие реки и озёра.

Характерные черты размещения природных зон Зарубежной Евразии, типичные почвы, флора и фауна. Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, пустыни, саванны, переменно-влажные и влажные экваториальные леса, области высотной поясности. Особо охраняемые территории. Крупнейшие национальные парки и заповедники.

Крупнейшие страны и народы Евразии. Особенности их хозяйства, культуры и быта. Выдающиеся памятники истории и культуры стран Европы и Азии.

Краткая характеристика регионов Зарубежной Европы на примере отдельных стран: Северная Европа (Норвегия, Швеция или Финляндия), Средняя Европа (Великобритания, Германия, Франция, или Швейцария), Южная Европа (Испания, Италия или Греция), Восточная Европа (Польша, Чехия или Венгрия).

Краткая характеристика регионов Зарубежной Азии на примере отдельных стран: Юго-Западной (Турция, Израиль, Саудовская Аравия, ОАЭ, Ирак или Иран), Южной (Индия), Центральной (Казахстан, Туркмения, Узбекистан, Киргизия или Таджикистан), Восточной ( Китай или Япония) и Юго-Восточной Азии (Таиланд, Малайзия, Вьетнам, Индонезия или Филиппины).



Практические работы:

32. Обозначение на контурных картах названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.

33. Сравнение климата Евразии с климатом С. Америки.

34. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке.

35. Нанесение на контурную карту крупнейших стран Евразии и их столиц.

36. Составление комплексного описания одной из стран Зарубежной Европы.

37. Составление простейших картосхем размещения культурно-исторических центров Европы и Азии.

38. Составление комплексного описания одной из стран Зарубежной Азии.



Земля – наш дом.( 3 часа )

Закономерности географической оболочки и взаимодействие общества и природы. Изменение природы хозяйственной деятельностью человека.



Практическая работа:

39. Работа на местности по выявлению компонентов природных комплексов и составлению простейшего плана местности.



Примечание:

В календарно – тематическом планировании обозначены:

(*) – оценочные практические работы;

КУ – комбинированный урок;

УЗЗУН - урок закрепления знаний, умений и навыков;

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.



Требования к уровню подготовки школьников

В результате изучения курса географии «Материки, океаны, народы и страны». ученик должен знать/уметь:



1.Оценивать и прогнозировать:

- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;- изменение климатов Земли;- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека; - основные взаимосвязи природы и человека;

2. Объяснять:

- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах; - особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов; - особенности расового и этнического состава населения;- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов; - основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке; - применять в процессе учебного познания основные географические понятия

3. Описывать:

- основные источники географической информации;- географическое положение объектов (по карте);- по схемам круговороты вещества и энергий; - компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира; - объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ; - особенности материальной и духовной культуры крупных народов.

4. Определять (измерять):

-географическую информацию по картам различного содержания; - вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.

5. Называть и показывать:

-важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;- факторы формирования климата;- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;- страны мира, их столицы, крупные города;- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.

Учебная литература для учащихся.

1. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2008.

2. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.

3. Соловьёв А.И. Словарь – справочник по физической географии. изд.- М.: Просвещение, 1983

4. Экзерцева Е.В.Кроссворды для школьников. География/Художники Н.В. Кирильчева, В.Н. Куров – Ярославль: «Академия развития», 1998.

5. И.И. Баринова Сборник заданий и упражнений по географии изд.-М. Экзамен, 2007

6.Н.Н. Петрова Тесты по географии 6-10 классы. – М.: Дрофа,2001

7.М.И. Кизицкий Комплексные тестовые упражнения по географии – Ростов –на – Дону; Феникс, 2005



Литература для учителя.

1. А. Безруков «Занимательная география» - Москва, «Аст – Пресс», 2001

2. В.И. Сиротин «Сборник заданий и упражнений» 6-10 классы – Дрофа, 2004

3.Н.В. Болотникова География 6-8 классы. Уроки с использованием блочно – модульной технологии - Волгоград, 2007

4.Н.А. Касаткина География 6 – 8 классы. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям – Волгоград, 2005

5.В.И. Сиротин Практические работы по географии 6-10 классы – Москва, 2003

6.Г.П. Пивоваров «По страницам занимательной географии» Москва, 1983

7.В.Г. Чернова География в таблицах и схемах – Санкт – Петербург, 2008 

8.И.Д. Агеева Весёлая география на уроках и празниках – Москва, 2004

9.В.А. Низовцев Школьные олимпиады по географии – Москва, 2006



10. С.Е. Дюкова Тесты по географии 7 класс. Москва изд. Экзамен, 2006

11. Т.Н.Воробцова География 7 класс Волгоград, 2002
скачать файл



Смотрите также:
Приказ №169 от 29 августа 2013 г. Рабочая программа учебного предмета
156.65kb.
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» для 10-го класса
374.64kb.
Рабочая программа по технологии для 11 класса Учитель технологии Нуриев Р. Х. н п. жд ст. Каратун 2013 год
267.63kb.
Рабочая программа учебного предмета «Чувашский язык» предназначена для 7- го класса
344.96kb.
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа. Население. Хозяйство» для 8 класса учителя географии Ионовой Светланы Александровны
311.9kb.
Программа учебного предмета по. 01. У
656.65kb.
Рабочая программа учебного предмета мбоу «Шибашская сош» Учителя Шариповой Г. Р. «Английский язык» 8 класс
108.75kb.
Приказ №168 от «28» 09 2013 г. Рабочая программа Глущенко Лидии Евгеньевны
121.1kb.
Рабочая программа «Русский язык. 9 класс»
358.56kb.
Рабочая программа Курдюковой Елены Сергеевны По изобразительному искусству для 7 класса Рассмотрено на заседании
150.9kb.
Рабочая программа учебного предмета «Литература»
997.82kb.
Рабочая программа по дисциплине
283.2kb.