Главная
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
скачать файл



"ГОСТ Р 53780-2010 (EH 81-1:1998, EH 81-2:1998). Национальный стандарт Российской Федерации. Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке"(утв. Приказом Ростехрегулирования от 31.03.2010 N 41-ст)





Утвержден

Приказом Федерального

агентства по техническому

регулированию и метрологии

от 31 марта 2010 г. N 41-ст


Дата введения -

14 октября 2010 года


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЛИФТЫ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К УСТРОЙСТВУ И УСТАНОВКЕ
LIFTS. GENERAL SAFETY REQUIREMENTS FOR THE CONSTRUCTION

AND INSTALLATION
ГОСТ Р 53780-2010

(EH 81-1:1998, EH 81-2:1998)
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
Сведения о стандарте
1. Подготовлен Открытым акционерным обществом "Щербинский лифтостроительный завод", Техническим комитетом по стандартизации ТК 209 "Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов".

2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 209 "Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов".

3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 марта 2010 г. N 41-ст.

4. Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к европейским региональным стандартам:

EH 81-1:1998 "Правила безопасности по устройству и установке лифтов. Часть 1. Лифты электрические" (EN 81-1:1998. Safety rules for the construction and installation of lifts. Part 1: Electric lifts, MOD);

EH 81-2:1998 "Правила безопасности по устройству и установке лифтов. Часть 2. Лифты гидравлические" (EN 81-2:1998. Safety rules for the construction and installation of lifts. Part 2: Hydraulic lifts, MOD).

Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой указанных международных стандартов приведено в дополнительном Приложении ДД.

Дополнительные положения и требования, включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации, выделены курсивом или заключены в рамку.

5. В настоящем стандарте реализованы нормы технического регламента "О безопасности лифтов".

6. Введен впервые.


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
Введение
По сравнению с европейскими региональными стандартами EH 81-1:1998 и EH 81-2:1998 в настоящий стандарт внесены следующие изменения:

- разделы "Общие требования к строительной части", "Шахта", "Размещение оборудования", "Механическое оборудование лифта", "Электрическое оборудование лифтов", "Грузоподъемность. Вместимость кабины", "Документация" приняты общими для электрических, гидравлических и малых грузовых лифтов с целью исключения дублирования требований;

- введен дополнительный раздел "Малые грузовые лифты";

- в текст введены отдельные дополнительные требования, отражающие потребности национальной экономики;

- область применения приведена в соответствии с национальной системой технического регулирования, техническим регламентом "О безопасности лифтов";

- исключены разделы, связанные с испытаниями лифтов и устройств безопасности в связи с разработкой национального стандарта по методам испытаний и измерений лифтов и устройств безопасности.

Специальные требования безопасности к лифтам, обеспечивающим доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения, транспортирование пожарных во время пожара, а также специальные требования безопасности к лифтам, устанавливаемым в здании, сооружении, в котором возможно преднамеренное повреждение лифтового оборудования, влияющее на его безопасность, приведены в других национальных стандартах, содействующих соблюдению соответствующих пунктов технического регламента "О безопасности лифтов". Перечень этих стандартов приведен в разделе 1 "Область применения" настоящего стандарта.

Требования настоящего стандарта заменяют требования Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов ПБ 10-558-03, разделы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и приложения 1, 2, 8, 9, 10.


1. Область применения
1.1. Настоящий стандарт устанавливает общие требования безопасности к конструкции и установке в зданиях, сооружениях новых электрических лифтов с приводом трения, приводом с барабаном или звездочкой и гидравлических лифтов.

Настоящий стандарт допускается использовать при замене отработавших назначенный срок службы лифтов в качестве нормативной базы.

1.2. В тех случаях, когда лифты предназначены для работы в специальных условиях (взрывоопасной среде, особых климатических условиях, при сейсмическом воздействии, транспортировании опасных грузов и т.д.), в дополнение к требованиям настоящего стандарта должны быть выполнены специальные требования, обеспечивающие безопасность. Требования к условиям определяют при заключении договора на поставку лифта.

Специальные требования к лифтам, обеспечивающим доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения, установлены в ГОСТ Р 51631.

Специальные требования к лифтам, обеспечивающим транспортирование пожарных во время пожара, установлены в ГОСТ Р 52382.

Специальные требования к лифтам, предназначенным для установки в зданиях, сооружениях, в которых возможно преднамеренное повреждение лифтового оборудования, влияющее на его безопасность, установлены в ГОСТ Р 52624.

1.3. Настоящий стандарт не распространяется на:

- лифты с приводом, отличающимся от указанных в 1.1;

- гидравлические лифты со скоростью движения более 1,0 м/с;

- тротуарные лифты ;

- лифты, устанавливаемые в шахтах горной и угольной промышленности;

- лифты, устанавливаемые на судах и иных плавучих средствах, платформах для разведки и бурения на море;

- лифты, устанавливаемые на самолетах и других летательных средствах;

- установку лифтов в существующие здания, где размеры строительной части не позволяют выполнить требования настоящего стандарта.

1.4. Настоящий стандарт допускается использовать при обязательной сертификации лифтов и следующих устройств безопасности лифтов:

- буферов (за исключением буферов энергонакопительного типа с линейными характеристиками);

- гидроаппаратов безопасности;

- замков дверей шахты;

- ловителей;

- ограничителей скорости.

1.5. Настоящий стандарт допускается использовать при оценке соответствия лифтов при вводе в эксплуатацию и эксплуатации, а также лифтов, отработавших назначенный срок службы и введенных в эксплуатацию до вступления в силу технического регламента "О безопасности лифтов".
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ 2. Нормативные ссылки │

│ │

│ В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие│



│стандарты: │

│ ГОСТ Р 51631-2008 (EH 81-70:2003). Лифты пассажирские. Технические│

│требования доступности, включая доступность для инвалидов и других│

│маломобильных групп населения. │

│ ГОСТ Р 52382-2005 (EH 81-72:2003). Лифты пассажирские. Лифты для│

│пожарных. │

│ ГОСТ Р 53296-2009. Установка лифтов для пожарных в зданиях и│

│сооружениях. Требования пожарной безопасности. │

│ ГОСТ Р 52624-2006 (EH 81-71:2005). Лифты пассажирские. Требования│

│вандалозащищенности. │

│ ГОСТ Р 53770-2010 (ИСО 4190-1:1999). Лифты пассажирские. Основные│

│параметры и размеры. │

│ ГОСТ Р 53771-2010 (ИСО 4190-2:2001). Лифты грузовые. Основные│

│параметры и размеры. │

│ ГОСТ Р 53387-2009 (ИСО/ТС 14798:2006). Лифты, эскалаторы,│

│пассажирские конвейеры. Методология анализа риска. │

│ ГОСТ Р 53781-2010. Лифты. Правила и методы исследований (испытаний) и│

│измерений при сертификации лифтов. Правила отбора образцов. │

│ Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно│

│проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего│

│пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому│

│регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому│

│информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован│

│по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно│

│издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если│

│ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим│

│стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом.│

│Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана│

│ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘


3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по техническому регламенту "О безопасности лифтов", а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1. Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации: состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений [Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ].

3.2. Блокировка кабины: фиксация и удержание в стационарном положении кабины с помощью механических средств.

3.3. Блочное помещение: специальное помещение для размещения отводных блоков.

3.4. Внутреннее управление: вид управления, при котором команды управления на пуск лифта подаются только из его кабины в режиме нормальной работы.

3.5. Гидравлический лифт непрямого действия: гидравлический лифт, у которого плунжер или цилиндр соединен с кабиной или с каркасом кабины с помощью тяговых элементов.

3.6. Гидравлический лифт прямого действия: гидравлический лифт, у которого плунжер или цилиндр непосредственно соединен с кабиной или ее каркасом.

3.7. Обратный гидроклапан: клапан, который пропускает жидкость только в одном направлении.

3.8. Номинальная грузоподъемность: масса груза, на перевозку которого рассчитан лифт.

3.9. Групповое управление: управление, при котором осуществляется автоматическое управление совместной работой двух и более лифтов.

3.10. Давление при полной нагрузке: статическое давление, возникающее в трубопроводе, непосредственно присоединенном к гидроцилиндру, при неподвижной кабине с номинальным грузом, находящимся на уровне верхней посадочной площадки.

3.11. Дроссель: клапан, в котором вход и выход соединены посредством канала установленного сечения.

3.12. "Запорный" клапан: управляемый вручную двухходовой клапан, который пропускает или перекрывает поток жидкости.

3.13. Зона отпирания дверей шахты: зона шахты, располагающаяся выше и ниже этажной площадки, при нахождении в которой кабина соответствующими своими элементами может отпереть автоматический замок дверей шахты.

3.14. Клапан движения вниз: электрический управляемый клапан в гидравлической схеме для контроля опускания кабины.

3.15. Лебедка: электромеханическое устройство с электродвигателем, предназначенное для создания тяговой силы, обеспечивающей движение кабины лифта.

3.16. Барабанная лебедка: лебедка, у которой тяговая сила создается за счет жесткого крепления тяговых элементов к барабану и их трения с барабаном.

3.17. Лебедка со шкивом или барабаном трения: лебедка, у которой тяговая сила создается за счет трения тяговых элементов со шкивом или барабаном.

3.18. Лебедка со звездочкой: лебедка, у которой тяговая сила создается за счет зацепления звездочки с тяговой цепью.

3.19. Лифт самостоятельного пользования: лифт, в кабине которого допускается транспортирование пассажиров без обслуживающего персонала.

3.20. Электрический лифт: лифт с электроприводом.

3.21. Гидравлический лифт: лифт, в котором подъемная сила создается насосом с электроприводом, передающим гидравлическую жидкость в гидроцилиндр, действующий непосредственно или косвенно на кабину.

3.22. Пассажирский лифт: лифт, предназначенный в основном для подъема и спуска людей.

3.23. Грузовой лифт: лифт, предназначенный в основном для подъема и спуска грузов или только для подъема и спуска грузов при наружном управлении.

3.24. Грузовой малый лифт: лифт, предназначенный только для подъема и спуска грузов, у которого размеры кабины и дверей шахты предотвращают свободный доступ в нее человека.

3.25. Ловители плавного торможения: ловители, содержащие упругий элемент (пружину и т.п.), деформация которого определяет силу, передаваемую на тормозной элемент (клин, колодку и т.д.).

3.26. Ловители резкого торможения: ловители, не содержащие упругого элемента.

3.27. Машинное помещение: специальное помещение для размещения одного или нескольких приводов лифта и/или связанного с ним оборудования.

3.28. Многослойное стекло: пакет из двух и более слоев стекла, скрепленных посредством пленки.

3.29. Монтажный чертеж: чертеж, согласно которому устанавливают и монтируют оборудование лифта.

3.30. Наружное управление: вид управления, при котором команда управления на пуск лифта в режиме нормальной работы подается только с этажных площадок.

3.31. Назначенный срок службы лифта: календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация лифта должна быть прекращена независимо от его технического состояния.

3.32. Недопустимое использование лифта: использование лифта не по назначению.

3.33. Обратный клапан: клапан, который пропускает жидкость только в одном направлении.

3.34. Общие требования безопасности: требования безопасности, выполнение которых обеспечивает устранение или уменьшение до приемлемого уровня рисков при эксплуатации лифта в обычных условиях.

3.35. Односторонний дроссель: клапан, который пропускает жидкость в одном направлении и ограничивает его в другом направлении.

3.36. Пассажир: любое лицо, транспортируемое в кабине лифта.

3.37. Перепускной (предохранительный) клапан: клапан, предотвращающий превышение установленного давления в гидравлической системе.

3.38. Полезная площадь кабины: площадь кабины, измеренная на высоте 1 м от уровня пола кабины без учета поручней.

3.39. Привод гидравлического лифта: агрегат, приводящий в движение и останавливающий лифт, содержащий насос, двигатель и управляющие клапаны.

3.40. Приямок: часть шахты лифта, расположенная ниже уровня нижней этажной (погрузочной) площадки.

3.41. Разрывной клапан: клапан, автоматически перекрывающий или ограничивающий поток жидкости при снижении давления, вызванного увеличенным, относительно ранее установленного количества, расходом жидкости.

3.42. Режим "ревизия": режим управления движением кабины персоналом, находящимся на крыше кабины.

3.43. Режим "нормальная работа": режим, при котором управление осуществляется пользователем.

3.44. Режим "управление из машинного помещения": режим управления движением кабины персоналом, находящимся в машинном помещении, либо с устройства по 5.3.4.5.

3.45. Режим "пожарная опасность": режим, обеспечивающий прибытие кабины на назначенный посадочный этаж при возникновении пожара в здании, с исключением действия команд управления из кабины и с посадочных площадок.

3.46. Номинальная скорость: скорость движения кабины, на которую рассчитан лифт.

3.47. Смешанное управление: вид управления в режиме нормальной работы, при котором команда управления на пуск лифта подается как из кабины, так и с этажных площадок.

3.48. Специальные требования безопасности: требования безопасности, дополняющие общие требования безопасности, выполнение которых обеспечивает устранение или уменьшение до приемлемого уровня рисков при эксплуатации лифта в условиях, отличающихся от обычных условий (пожар, вандализм, сейсмические воздействия и т.д.).

3.50. Технический регламент: документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

3.51. Точность остановки кабины (точность остановки): расстояние по вертикали между уровнем порога дверей кабины и уровнем порога дверей шахты после автоматической остановки кабины.

3.52. Тротуарные лифты: лифт, платформа которого выходит из шахты через люк, расположенный в ее верхней части.

3.53. Упор: механическое устройство для фиксации кабины и удержания ее в стационарном положении.

3.54. Цепь безопасности: электрическая цепь, состоящая из последовательно включенных в нее электрических устройств безопасности.

3.55. Шахта: пространство, в котором перемещается кабина, а также противовес и/или уравновешивающий груз (при их наличии).

3.56. Электрическая система препятствия сползанию гидравлического лифта: комбинация электрических устройств, ограничивающая сползание кабины лифта сверх установленного значения.

3.57. Электрическое устройство безопасности: электрическое устройство, предназначенное для предотвращения непреднамеренного пуска лифта или его остановки, обеспечения безопасного пользования и технического обслуживания лифта.

3.58. Экстренное торможение: торможение кабины лифта в режиме нормальной работы, при срабатывании электрических устройств безопасности или отключении питания.


4. Общие положения
4.1. Настоящий стандарт устанавливает требования по обеспечению безопасности:

а) пользователей лифтов;

б) лиц, осуществляющих техническое обслуживание, осмотры, экспертизу, инспекционный контроль и оценку соответствия лифтов;

в) лиц, находящихся вне шахты лифта, машинного и блочного помещений (при их наличии), от получения травм в результате соприкосновения с частями оборудования лифта.

4.2. Настоящий стандарт устанавливает требования по предотвращению причинения вреда:

а) грузам в кабине лифта;

б) лифтовому оборудованию;

в) зданию, в котором установлен лифт.

4.3. Требования безопасности настоящего стандарта установлены для следующих исходных условий:

а) техническое обслуживание и, при необходимости, замена или ремонт обеспечивают поддержание лифтового оборудования в безопасном и работоспособном состоянии;

б) применяемое лифтовое оборудование обеспечивает безопасную эксплуатацию лифтов в предусмотренных условиях эксплуатации, включая влияние окружающей среды. Шум и вибрация не рассматриваются в качестве опасных факторов работы лифта;

в) требования настоящего стандарта к электрическим устройствам безопасности таковы, что отказ электрического устройства безопасности, выполненного в соответствии со всеми требованиями настоящего стандарта, считается маловероятным и не учитывается;

г) лифт используют по назначению и в соответствии с руководством по эксплуатации. При использовании лифта по назначению и в соответствии с руководством по эксплуатации пользователи защищены от опасностей, связанных с их непреднамеренно неосторожными действиями.

Использование лифта не по назначению и не в соответствии с руководством по эксплуатации считается недопустимым;

д) обеспечение безопасности предусматривается для случаев выхода из строя или отказа следующего лифтового оборудования:

- обрыва подвески, тяговых элементов;

- неконтролируемого проскальзывания тяговых элементов на канатоведущем шкиве;

- обрыва или ослабления любых соединений посредством вспомогательных канатов, цепей и ремней;

- отказа одного из механических компонентов электромеханического тормоза, участвующего в приложении тормозного усилия на тормозной барабан или диск;

- отказа компонента, связанного с элементами главного привода и канатоведущего шкива;

- разрыва в гидравлической системе (исключая гидроцилиндр);

- небольших утечек в гидравлической системе (включая гидроцилиндр);

е) обслуживание лифта в здании организовано таким образом, что обеспечивается безотлагательное прибытие персонала на вызов с лифта;

ж) техническое обслуживание лифта и лифтового оборудования осуществляется квалифицированным и обученным персоналом.

4.4. При заключении договора на поставку лифта заказчик и поставщик устанавливают:

- назначение лифта;

- специальные требования к лифту;

- условия окружающей среды;

- особенности установки лифта в здании;

- другие особенности, характеризующие объект, на котором устанавливают лифт.

4.5. Допускается настоящий стандарт применять на добровольной основе для соблюдения общих требований безопасности, установленных в техническом регламенте "О безопасности лифтов".

4.6. При применении технических решений, отличающихся от регламентируемых или не предусмотренных настоящим стандартом, должен быть выполнен анализ риска этих технических решений в соответствии с ГОСТ Р 53387, дополненный в необходимых случаях расчетами, чертежами и результатами испытаний, подтверждающими безопасность этого технического решения и его соответствие требованиям технического регламента "О безопасности лифтов".

4.7. Точность автоматической остановки кабины лифта, допускающего транспортировку людей при эксплуатационных режимах работы, должна быть в пределах +/- 0,035 м.

4.8. Максимальная величина ускорения (замедления) движения кабины при

эксплуатационных режимах работы не должна превышать:

- для пассажирских лифтов и грузовых лифтов, доступных для людей, - 2

2

м/с ;


- для пассажирских лифтов для лечебно-профилактических учреждений - 1

2

м/с .



Величина среднего замедления кабины лифта при экстренном торможении

2

должна быть не более 9,81 м/с .


5. Требования безопасности и/или защитные меры

к электрическим лифтам


5.1. Общие требования к строительной части лифтов <*>

--------------------------------



<*> Требования не относятся к области ответственности специализированных лифтовых организаций.
При проектировании и строительстве здания (сооружения) в соответствии с требованиями изготовителя лифта устанавливают:

- размеры строительной части, необходимые для размещения оборудования лифта;

- прочность строительной части с учетом нагрузок, возникающих при эксплуатации и испытаниях лифта;

- необходимость устройства отопления, кондиционирования и вентиляции помещений, предназначенных для размещения оборудования лифта;

- мероприятия по защите приямка от попадания в него грунтовых и сточных вод.
5.2. Шахта

5.2.1. Шахта лифта должна быть отделена от примыкающих к ней площадок и лестниц, на которых могут находиться люди или оборудование:

а) стенами, полом и перекрытием или

б) расстоянием, достаточным для обеспечения безопасности.

5.2.2. Кабина, противовес лифта и уравновешивающее устройство кабины должны находиться в одной шахте.

5.2.3. Полностью огражденная шахта

Шахта лифта, расположенная в той секции здания, где шахта должна способствовать защите этого здания от распространения огня, должна быть полностью огорожена сплошными стенами, полом и перекрытием. В ограждении шахты лифта допускаются:

а) проемы дверей шахты лифта на этажных площадках;

б) проемы дверей для обслуживания оборудования и аварийных дверей, а также отверстия для смотровых люков;

в) выпускные отверстия для удаления газов и дыма в случае пожара;

г) вентиляционные отверстия;

д) необходимые для работы лифта отверстия между шахтой лифта и оборудованием, расположенным вне шахты лифта;

е) отверстия в перегородке между лифтами в шахте.

5.2.4. Частично огражденная шахта и шахта, имеющая частично несплошное (сетчатое и т.д.) ограждение

Если шахта лифта не должна способствовать защите здания от распространения огня, то эта шахта может быть огорожена неполностью. Высота сплошного ограждения (см. рисунок 1 - здесь и далее рисунки не приводятся) в местах, доступных для людей (этажные площадки, ступени лестниц, примыкающие к шахте балконы и т.д.), должна быть:

1) Н1 не менее 3500 мм со стороны двери шахты лифта на этажной площадке или до потолочного перекрытия;

2) Н2 не менее 2500 мм с других сторон, если расстояние до движущихся частей лифта А не превышает 500 мм.

Если расстояние до движущихся частей лифта А превышает 500 мм, то Н можно последовательно уменьшать до высоты не менее 1100 мм на расстоянии 2000 мм (см. рисунок 2).

Расстояние Б между ограждением и краем межэтажных перекрытий, ступеней и площадок должно быть не более 150 мм.

5.2.5. Ограждение шахты

5.2.5.1. Сплошное ограждение шахты лифта должно выдерживать нагрузку, равную 300 Н, равномерно распределенную по круглой или квадратной площадке площадью 5 кв. см и приложенную под прямым углом в любой ее точке с упругой деформацией, не превышающей 15 мм, при этом остаточная деформация не допускается.

5.2.5.2. Стеклянные панели, применяемые для ограждения шахты в доступных для людей местах, должны быть выполнены из многослойного стекла и иметь высоту в соответствии с требованиями 5.2.4.

5.2.5.3. Пол приямка под каждой из направляющих лифта, за исключением случая подвесных направляющих, должен быть рассчитан на нагрузку, создаваемую массой направляющих в сумме с усилием, возникающим при срабатывании ловителей.

5.2.5.4. Пол приямка под опорами буфера кабины должен быть рассчитан на статическую нагрузку, равномерно распределенную на все буфера, вычисляемую по формуле:


4g (К + Q), Н,

п
где:

К - масса кабины и конструктивных элементов, которые подвешиваются к

кабине (часть подвесного кабеля, уравновешивающих канатов и цепей и т.д.),

кг;

Q - номинальная грузоподъемность (масса), кг;



2

g - ускорение свободного падения, равное 9,81 м/с .

п

5.2.5.5. Пол приямка под опорами буфера противовеса или в зоне под перемещающимся уравновешивающим грузом должен быть рассчитан на статическую нагрузку, распределенную на все буфера, вычисляемую по формулам:



для противовеса:
4g (К + Х х Q), Н;

п
для уравновешивающего устройства кабины:


4g х Х х К, Н,

п
где Х - коэффициент уравновешивания номинальной грузоподъемности противовесом или коэффициент уравновешивания массы кабины уравновешивающим устройством кабины.

5.2.5.6. При наличии под приямком лифта пространства (помещения), доступного для людей, основание приямка должно быть рассчитано на восприятие нагрузки не менее 5000 Н/кв. м, и:

а) противовес или уравновешивающее устройство кабины должны быть оборудованы ловителями или

б) под буфером противовеса или под зоной движения уравновешивающего устройства должна быть установлена опора, которая доходит до монолитного основания и способна выдержать удар противовеса или уравновешивающего устройства, падающего с наибольшей возможной высоты.

5.2.5.7. Места крепления подвесных направляющих должны быть рассчитаны на нагрузку, создаваемую массой направляющих в сумме с усилием, возникающим при срабатывании ловителей.

5.2.6. При расстоянии между порогами проемов дверей шахты лифта на смежных этажных площадках более 11000 мм и невозможности перехода пассажиров из кабины одного лифта в кабину соседнего лифта в шахте должны быть установлены аварийные двери так, чтобы расстояние по высоте между порогами проемов дверей не превышало 11000 мм.

Допускается не устанавливать аварийные двери в случаях, когда отсутствуют примыкающие к шахте лифта площадки (в зоне требуемой установки аварийных дверей), с которых можно эвакуировать людей, или запрещено транспортирование людей в кабине лифта.

5.2.7. Вентиляционные отверстия в местах, непосредственно доступных для людей, должны быть закрыты решеткой, через отверстия которой не должен проходить шарик диаметром 21 мм при приложении к нему перпендикулярно к решетке нагрузки 10 Н. Механическая прочность решетки должна удовлетворять требованиям 5.2.5.1.

5.2.8. Внутренняя поверхность шахты лифта ниже порога двери шахты на этажной площадке:

а) должна образовывать вертикальную, непосредственно соединенную с порогом двери шахты лифта сплошную гладкую поверхность, высота которой должна составлять не менее половины высоты зоны отпирания дверей плюс 50 мм, а ширина - не менее ширины в свету входного проема кабины плюс по 25 мм с каждой стороны;

б) не должна иметь выступов более 5 мм. Выступы, превышающие 2 мм, должны иметь скос под углом не менее 75° к горизонтали;

в) должна соединяться с перемычкой над проемом следующей двери или продолжаться вниз жестким гладким скосом под углом не менее 60° к горизонтальной плоскости, длина проекции этого скоса на горизонтальную плоскость должна быть не менее 20 мм.

5.2.9. В шахте может находиться несколько лифтов. В этом случае между движущимися частями различных лифтов должны быть установлены перегородки:

а) перегородка должна начинаться от пола приямка и заканчиваться не ниже чем 2500 мм над уровнем пола нижней этажной площадки.

Ширина перегородки должна препятствовать доступу из одного приямка в другой;

б) перегородку следует устанавливать на всю высоту шахты, если расстояние от края крыши кабины одного лифта до подвижных частей кабины, противовеса или уравновешивающего устройства смежного лифта менее 500 мм.

Ширина перегородки, установленной на всю высоту шахты, должна быть не менее ширины подвижной части или тех ее элементов, которые должны быть ограждены, плюс 100 мм с каждой стороны;

в) при наличии в перегородках отверстий следует выполнять требования Приложения ДА.

5.2.10. Высота шахты лифта

5.2.10.1. Высота шахты лифта, оборудованного лебедкой с канатоведущим шкивом или барабаном трения, должна быть такой, чтобы при противовесе, находящемся на полностью сжатых буферах, обеспечивались:

а) возможность перемещения кабины по направляющим на расстояние не

2

менее (0,1 + 0,035v ) м;



б) расстояние между нижней частью перекрытия шахты и частями

направляющих башмаков или роликов, крепления канатов, перемычки или частей

2

вертикально-раздвижных дверей - не менее (0,1 + 0,035v ) м.



Для обеспечения безопасности обслуживающего персонала, находящегося на крыше кабины, следует выполнять как минимум одно из следующих требований:

1) высота шахты должна быть такой, чтобы при противовесе, находящемся на полностью сжатых буферах:

- расстояние между уровнем предназначенной для размещения

обслуживающего персонала площадки на крыше кабины и расположенной в

проекции кабины нижней частью перекрытия шахты (включая балки и размещенные

2

под перекрытием конструктивные элементы) - не менее (1,0 + 0,035v ) м;



- над кабиной оставалось свободное пространство, достаточное для размещения параллелепипеда размером не менее 500 х 600 х 800 мм, лежащего на одной из своих граней. У лифтов с прямой подвеской тяговые канаты и их крепления могут находиться в этом пространстве при условии расположения канатов на расстоянии, не превышающем 150 мм от одной из вертикальных поверхностей параллелепипеда;

2) наличие механического устройства, обеспечивающего остановку кабины в верхней части шахты. После остановки кабины расстояние между уровнем предназначенной для размещения обслуживающего персонала площадки на крыше кабины и расположенной в проекции кабины нижней частью перекрытия шахты (включая балки и размещенные под перекрытием конструктивные элементы) должно быть не менее 1600 мм. Приведение в действие устройства следует контролировать электрическим устройством безопасности по 5.5.4.34.

5.2.10.2. При находящейся на полностью сжатых буферах кабине лифта,

оборудованного лебедкой с канатоведущим шкивом или барабаном трения, должна

обеспечиваться возможность перемещения противовеса по направляющим на

2

расстояние не менее (0,1 + 0,035v ) м.



Для лифтов, оснащенных уравновешивающими канатами с натяжным блоком,

который оборудован устройством против подскока (тормозящим или запорным

2

устройством), значение 0,035v при расчете зазоров допускается заменить на



значение возможного перемещения блока (в зависимости от применяемой

запасовки) плюс 1/500 высоты подъема кабины, но не менее 200 мм, учитывая

упругость канатов.

5.2.10.3. Высота направляющих лифта, оборудованного лебедкой с барабаном или звездочкой, должна обеспечивать возможность перемещения кабины от уровня верхнего этажа до верхнего буфера на расстояние не менее 500 мм.

5.2.10.4. При нахождении кабины лифта, оборудованного лебедкой с барабаном или звездочкой, на полностью сжатых верхних буферах должны обеспечиваться зазоры между нижней частью перекрытия шахты и установленными на крыше кабины деталями оборудования не менее 300 мм, между частями направляющих башмаков или роликов, креплений канатов, перемычки или частей вертикально-раздвижных дверей - не менее 100 мм.

Для обеспечения безопасности обслуживающего персонала, находящегося на крыше лифта, следует выполнять как минимум одно из следующих требований:

а) высота шахты должна быть такой, чтобы при кабине, находящейся на полностью сжатых верхних буферах, обеспечивались:

- зазор между уровнем предназначенной для размещения обслуживающего

персонала площадки на крыше кабины и расположенной в проекции кабины нижней

частью перекрытия шахты (включая балки и размещенные под перекрытием

2

конструктивные элементы) - не менее (1,0 + 0,035v ) м;



- над кабиной оставалось свободное пространство, достаточное для размещения параллелепипеда размером не менее 500 х 600 х 800 мм, лежащего на одной из своих граней. У лифтов с прямой подвеской тяговые канаты и их крепления могут находиться в этом пространстве при условии расположения канатов на расстоянии, не превышающем 150 мм от одной из вертикальных поверхностей параллелепипеда;

б) наличие механического устройства, обеспечивающего остановку кабины в верхней части шахты. После остановки кабины расстояние между уровнем предназначенной для размещения обслуживающего персонала площадки на крыше кабины и расположенной в проекции кабины нижней частью перекрытия шахты (включая балки и размещенные под перекрытием конструктивные элементы) должно быть не менее 1600 мм. Приведение в действие устройства следует контролировать электрическим устройством безопасности по 5.5.4.28.

5.2.10.5. При нахождении кабины лифта, оборудованного лебедкой с барабаном или звездочкой, на полностью сжатых буферах высота направляющих уравновешивающего устройства кабины должна обеспечивать возможность его дальнейшего перемещения не менее чем на 300 мм.

5.2.10.6. Под верхним перекрытием шахты допускается установка направляющих блоков, ограничителя скорости, элементов подвески канатов и т.д. при условии обеспечения возможности их технического обслуживания и выполнения требований 5.2.10.1 - 5.2.10.2.

5.2.11. Приямок

5.2.11.1. В нижней части шахты лифта должен быть предусмотрен приямок.

Приямок должен быть защищен строительными мероприятиями от попадания в него грунтовых и сточных вод.

5.2.11.2. Должен быть обеспечен безопасный доступ обслуживающего персонала в приямок. Приямок глубиной более 2500 мм оборудуется дверью, соответствующей требованиям 5.4.1.3.

5.2.11.3. Приямок глубиной более 900 мм от порога дверного проема для входа в приямок оборудуют стационарным устройством (лестницей, скобами и т.д.), расположенным в пределах досягаемости из дверного проема.

5.2.11.4. Для обеспечения безопасности обслуживающего персонала, находящегося в приямке лифта, следует выполнять как минимум одно из следующих требований:

а) при нахождении кабины на полностью сжатых буферах:

- зазор от пола приямка до нижних частей кабины - не менее 500 мм;

- свободное пространство в приямке, достаточное для размещения прямоугольного параллелепипеда размером не менее 500 х 600 х 1000 мм, лежащего на одной из своих граней, для всех лифтов, кроме малого грузового;

б) наличие механического устройства, обеспечивающего остановку кабины в нижней части шахты. При этом после остановки кабины расстояние между выступающими элементами кабины и полом приямка должно быть не менее 2000 мм. Приведение в действие устройства следует контролировать электрическим устройством безопасности по 5.5.4.34.

5.2.11.5. При нахождении кабины на полностью сжатых буферах зазор между полом приямка и башмаками, щитами под порогами кабины, элементами вертикально-раздвижных дверей кабины, деталями ловителей и каркаса кабины, расположенными в пределах 200 мм от направляющих, должен быть не менее 50 мм.

5.2.11.6. В шахте лифта должно быть установлено электрическое устройство безопасности, соответствующее требованиям 5.5.4.30.

Расположение электрического устройства безопасности должно обеспечивать его доступность при открытии двери для входа в приямок и с пола приямка. В зависимости от глубины приямка следует устанавливать одно или два устройства:

а) если расстояние от пола приямка до порога двери для входа в него не более 1550 мм, то приямок должен быть оборудован одним электрическим устройством безопасности:

- расстояние от пола приямка до управляющего элемента электрического устройства безопасности должно быть не более 2000 мм;

- расстояние над уровнем порога двери для входа в приямок до управляющего элемента электрического устройства безопасности должно быть не менее 450 мм;

- горизонтальное расстояние от крайних точек порога в зоне проема двери до управляющего элемента электрического устройства безопасности должно быть не более 750 мм;

б) если расстояние от пола приямка до порога двери для входа в него более 1550 мм, то приямок должен быть оборудован двумя электрическими устройствами безопасности:

- расстояние над уровнем порога двери для входа в приямок до управляющего элемента верхнего электрического устройства безопасности должно быть не менее 1000 мм;

- горизонтальное расстояние от крайних точек порога в зоне проема двери до управляющего элемента верхнего электрического устройства безопасности должно быть не более 750 мм;

- расстояние от пола приямка до управляющего элемента нижнего электрического устройства безопасности должно быть не более 1200 мм.

5.2.12. В шахте лифта не допускается устанавливать оборудование и прокладывать коммуникации, не относящиеся к лифту, за исключением систем пожарной и охранной сигнализации, диспетчерского контроля и систем, предназначенных для отопления и вентиляции шахты. При этом любые устройства управления и регулировки отопительной аппаратуры должны размещаться вне шахты лифта. Не допускается использовать лифтовые коммуникации для других целей.

5.2.13. Освещение шахты лифта должно отвечать требованиям 5.5.6.6. Включение освещения шахты осуществляют из шахты и (или) машинного помещения. Установленный в шахте выключатель освещения должен быть доступен при открывании двери шахты, горизонтальное расстояние от крайних точек порога в зоне проема двери до управляющего элемента выключателя должно быть не более 750 мм.

5.2.14. В приямке лифта должна быть предусмотрена электрическая розетка, отвечающая требованиям 5.5.6.5.

5.2.15. Расстояние между кабиной, противовесом или уравновешивающим устройством и элементами шахты

Расстояния между элементами кабины и шахты, указанные на рисунке 3, должны обеспечиваться на всем протяжении срока службы лифта.

5.2.15.1. Горизонтальное расстояние между внутренней поверхностью шахты лифта и порогом кабины, обрамлением дверного проема шахты и ближней створкой раздвижных дверей кабины должно быть не более 150 мм.

а) Допускается увеличение этого расстояния до:

- 200 мм на участке шахты, высота которого не превышает 500 мм;

- 200 мм по всей высоте подъема грузового лифта, оборудованного вертикально-раздвижными дверями.

б) Для кабин, у которых исключена возможность открытия изнутри дверей кабины вне зоны отпирания дверей шахты, указанное расстояние не ограничивается. Движение кабины должно осуществляться только при запертой двери кабины, за исключением случаев, предусмотренных в 5.4.1.13.1.

5.2.15.2. Горизонтальное расстояние между порогом кабины и дверями шахты лифта должно быть не более 50 мм.

5.2.15.3. Горизонтальное расстояние между створками двери кабины и створками двери шахты лифта должно быть не более 120 мм.

5.2.15.4. При сочетании распашной двери шахты и складчатой двери кабины в закрытом состоянии в любой из зазоров между этими дверями не должен проходить шар (цилиндр) диаметром 150 мм (см. рисунок 4).

5.2.15.5. Горизонтальное расстояние между элементами кабины, противовеса или уравновешивающего устройства кабины должно быть не менее 50 мм.
5.3. Размещение оборудования

5.3.1. Оборудование лифта - лебедка, а также связанные с ней механические и электрические устройства и блоки должны быть недоступны непосредственно для пользователей и посторонних лиц. Оборудование лифта может размещаться в специальном помещении, защищенном от воздействия внешних факторов.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Э. Г. Сотникова М. В. Коннова Н. Г
202.02kb.
Приказом Федерального
2126.75kb.
Приказом Федерального агентства по техническому
367.18kb.
Приказ №174 от «30» августа 2013 г
227.67kb.
Утвержден и введен в действие Приказом Федерального
307.07kb.
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по литературе в 6 классе составлена на основе: Закона РФ от 10. 07. 1992 г. «Об образовании»
107.41kb.
3 утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 июля 2007 г
316.9kb.
Рабочая программа курса литературы в 9 классе составлена
298.79kb.
Учебный план мбоу «Ишакская сош» для 1, 2 и 3 классов разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 06
49.9kb.
Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта
829.21kb.
На использование учебно-методического комплекта: Литература 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч., Ч. 2 288 с /В. И. Сахаров, С. А. Зинин. 6-е изд
762.65kb.
Методические рекомендации по переходу на план счетов бюджетного учета, применяемый с 1 января 2011 Г
88.13kb.