Главная
страница 1
скачать файл
Приложение 3.

Методические рекомендации

по разработке и внедрению учебно-мотивационных познавательных игр для детей и школьников в рамках системы дополнительного образования детей

для работников системы дополнительного образования
Москва – 2012
Пояснительная записка

В методических рекомендациях представлены материалы по созданию учебно-мотивационных игр, направленных на развитие познавательной активности учащихся, для ознакомления работников системы дополнительного образования, с сущностью и содержанием интегративно-креативного подхода к созданию учебно-мотивационных познавательных игр, с другими существующими и применяемыми в педагогике дополнительного образования подходами к мотивации учения, которые легли в основу вышеуказанного подхода, приемами и средствами формирования учебной и социальной мотивации с помощью игровой практики.

Даны рекомендации по использованию всего вышеперечисленного в практической деятельности педагогов дополнительного образования и во внеурочной деятельности школьных педагогических работников. В методических рекомендациях приведены примеры проведения игровых действий, направленных на формирование мотивации обучающихся к творческой деятельности, познанию на основе интегративно-креативного подхода. Данный подход в своей основе подразумевает разработку личностно-ориентированных, развивающих программ и методических рекомендаций к обучению, в основу которых положен принцип интеграции школьного образования с развитием творческого потенциала учащихся. Реализация данного подхода дает возможность по-новому конструировать учебный процесс на основе технологии творчески-развивающего обучения, что будет способствовать эффективному развитию познавательной активности у школьников.

Рекомендации помогут педагогам дополнительного образования спланировать и реализовать свою деятельность на более высоком уровне качества по решению проблемы разработки и внедрения учебно-мотивационных познавательных игр для детей и школьников.



І. Теоретические аспекты обоснования интегративно-креативного подхода к внедрению учебно-мотивационных познавательных игр для детей и школьников в рамках системы дополнительного образования детей

Современные тенденции и методы их внедрения в образовательный процесс российскими исследователями освещались неоднократно. Среди целей, предъявляемых к современному дополнительному образованию, выделяется формирование личности, способной решать поставленные перед ней задачи в условиях преобразования общества, в частности, быстро находить наиболее оптимальное и эффективное решение преодолеваемой проблемы. Такая цель направлена на реализацию внутреннего потенциала ребенка, развитие творческого начала, его креативности.

Все более остро обозначаются проблемы интеграции в образовании, раскрывающиеся в освоении образовательных программ дополнительного образования и межпредметных связях с другими образовательными областями. Интегративный подход должен стать определяющим при конструировании содержания образовательных программ и различных форм обучения, организации интеллектуально-творческой деятельности обучающихся. Однако вопросы организации учебно-познавательного процесса, в котором на основе интегрированного подхода обучается ребенок, готовящийся к основным практикам жизнедеятельности общества, затрагиваются мало, с позиции его необходимости, а не конкретной реализации.

В современной педагогике существует множество научно разработанных подходов к учебно-познавательной деятельности, в основе которых применяются имеющие отношение к проблеме интеграции и креативности термины. Среди известных подхода можно выделить, например, интегративный креативно-структурный подход, применяемый в большинстве случаев в психотерпии (ИКС-терапия) (В.И. Есаулов, М.Г. Ивашкина). Основная идея ИКС-терапии – фокусировка на личности клиента, как целостной и уникальной, исследование ее проблем на протяжении жизненного пути, и помощь в решении психологических проблем с помощью специально разработанных техник. ИКС-терапия направлена на развитие интуиции, гибкости и спонтанности (креативность), а также рефлексии и системного взгляда на имеющиеся проблемы (структурность), и обретение гармоничного, целостного восприятия себя и окружающего мира с помощью разнообразных терапевтических подходов (интеграция)1. Применяется в работе с гармонизацией отношений в семье.

Интегративный подход объединяет телесные переживания (ощущения), эмоции, чувства, мышление и духовные ценности в целостную систему. Отличительной особенностью подхода, например, в интегративных тренингах, является то, что в работе с участниками особое внимание уделяется роли тела: позам, движениям, дыханию. Такому подходу свойственна глубина и одновременно высокая скорость обучения, а также устойчивость результата2.

Среди других интегративных подходов в обучении школьников обозначим ТРИЗпедагогике, при котором учебно-воспитательный процесс направлен на развитие креативности ученика в интегративной связи дисциплины (на примере математики) с другими образовательными областями. Концепция обучения здесь базируется на использовании педагогически структурированных приемов и методов активизации мышления человека3.


На основе интегративно-креативного подхода происходит обучение и формирование экологической культуры учащихся в сельской малокомплектной школе, органично соединяя две образовательные области - экологию и изобразительное искусство. Разработанный цикл интегрированных уроков явился основой интегрированной программы «Экология растений в изобразительном искусстве» для учащихся 6-го класса сельской малокомплектной школы.

В научной литературе представлены исследования, отражающие: сущность и механизмы развития интеграционных процессов в различных ступенях и видах образования (В.И.Байденко, И.Д.Зверев, В.А.Лекторский, О.С.Орлов, Э.П.Семенюк, В.С.Стенин, М.Г.Чепиков, Б.Г.Юдин, В.А.Энгельгардт, В.Н.Максимова, Г.Ф.Федорец и др.).


Интегративный подход предполагает создание у обучающихся целостного представления об окружающем мире, синтез теоретической, прикладной, технологической и методической подготовки в системе дополнительного образования, осмысление фактов практического опыта жизнедеятельности ребенка, способствующие формированию общей культуры личности.

Показано, что сущностной характеристикой интегративного подхода в системе дополнительного образования является взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса, направленное на организацию и осуществление поисковой и творческой деятельности обучающихся, активное и самостоятельное приобретение ими знаний и овладение способами их применения в условиях внутрипредметной и междисциплинарной интеграции.

Художественная педагогика, которая реализуется в системе дополнительного образования, сегодня ориентирована на деятельностный, практико-ориентированный подход к процессу обучения, направленный на обеспечение возможностей самореализации и самоопределения личности обучающихся; формирование и развитие ценностных ориентиров, способствующих их социализации. Методологической основой интеграции образования служит русская и зарубежная философская мысль о целостности человека и необходимости интегративного подхода к изучению действительности. «Интеграция» в переводе с латинского – восстановление, восполнение. Можно сказать, что это объединение в одно целое каких – либо частей, восполнение некогда нарушенного единства и целостности в восприятии окружающего мира. Таким образом “интегративный подход – это специфический способ достижения целостности, внутреннего единства, это умение видеть интегративную природу образовательного процесса, …это междисциплинарный способ востребования и использования всех знаний на методическом уровне для решения педагогических проблем”. Интегративный подход в обучении ставит своей главной задачей формирование целостного мировосприятия индивида4.

При реализации интегративно-креативного подхода необходимо соблюдение ряда условий, а именно:



  • создание возможностей для социального самоопределения ребенка, школьника в образовательном процессе, т.е. проектирование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования;

  • осуществление ресурсной интеграции, которая реализуется в сети организаций и учреждений, выступающих в качестве социальных партнеров учреждения (общеобразовательные школы, другие учреждения дополнительного образования, общественные организации и формирования, другие). Это предполагает совместное использование материально-технических, информационных, дидактических и кадровых ресурсов для организации обучения детей и школьников;

  • усиление диагностической и развивающей составляющей образовательного процесса;

  • разработки комплекса новых образовательных программ, обучающий процесс которых будет строиться на основе интегративно-креативного подхода с применением мотивационно-познавательных игр.

Говоря о мотивационных играх, необходимо проследить их роль в формировании мотивации, ее применения в обучающем процессе системы дополнительного образования.

Психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и учебной группы в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования5.

Формирование мотивов учения, продолжает автор, - это создание в учреждении дополнительного образования условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их обучаемым и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Педагог при этом не занимает позицию равнодушного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера детей, а стимулирует ее развитие системой продуманных приемов.

Изучать и формировать мотивацию учащегося педагог вполне может сам посредством длительного наблюдения за учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждений и поступков учащихся, благодаря чему педагог может делать достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути формирования, например, в игровой деятельности.

В поведении человека, есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала до конца в конкретной ситуации. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти, понятия, включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в психологии для обеспечения и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива.

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое) и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это - поиски ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение; называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведениях. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной, на достижение определенной цели.

Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив, также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.

Источником мотивации могут выступать потребности (состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития), цель (непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность), интерес (особое мотивационное состояние' познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью). Интересу соответствует особый вид деятельности, которая называется ориентировочно-исследовательской. Чем выше на эволюционной лестнице стоит организм, тем больше времени занимает у него данный вид деятельности и тем совершеннее ее методы и средства. Высший уровень развития такой деятельности, имеющийся только у человека, - это научные и художественно-творческие изыскания.



Желания и намерения - это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия. Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения.

Одной из основных задач педагога должно быть повышение в структуре мотивации обучаемого «удельного веса» внутренней мотивации учения. Для того чтобы он по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они стали значимыми для учащегося. Это может достигаться путем применения игротехник.

Цель, поставленная педагогом на занятии, должна стать целью ученика. К сожалению, в практике обучения такие ситуации редки. Как правило, движение идет от цели, поставленной учителем, к мотиву. В этом случае усилия преподавателя направлены на то, чтобы поставленная им цель была принята учениками, т.е. мотивационно обеспечена. В этих случаях важно прежде всего использовать саму цель как источник мотивации, превратить ее в мотив-цель. При этом следует учесть, что учащиеся начальной школы плохо владеют умением целеполагания. Дети обычно ставят на первое место цель, связанную с учебной деятельностью. Они осознают эту цель. Однако они не осознают частных целей, ведущих к ней, не видят средства достижения этой цели. Для этого следует четко определять цель каждого занятия, каждого действия, каждой игры. Очень важно также, чтобы дети принимали участие в ее постановке, анализе и обсуждении условий ее достижения. Для превращения целей в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед.

Учебная мотивация - частный вид мотивации, включённой в деятельность учения, учебную деятельность. Она определяется, во-первых, самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; организацией образовательного процесса; субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу и спецификой учебных занятий.

Для учебной деятельности особенно важны мотивы интеллектуально-познавательного плана. Они понимаемы, сознаваемы, как жажда знаний, необходимость в их присвоении, стремление к расширению кругозора, углублению, систематизации знаний. Это именно та группа мотивов, которая соотносится со специфически человеческой познавательной деятельностью, его интеллектуальной потребностью, имеющей положительный эмоциональный тон и ненасыщаемость. Следуя таким мотивам, учащийся настойчиво и увлечённо работает над учебным материалом, точнее, над решением учебной задачи, не считаясь с усталостью, временем, исключая другие побудители и отвлекающие факторы.

Заметим, что в обучении детей в дополнительном образовании упор делается на практическое освоение знаний, то есть на применение деятельностного подхода, преимущества которого очевидны:



  • основу содержания обучения составляют базовые знания;

  • в содержание обучения входят обобщенные методы (способы) работы с этими базовыми знаниями;

  • процесс обучения построен так, что ребенок усваивает знания и умения через их применение;

  • важное значение имеют коллективные формы работы, используемые при данном подходе.

Все вместе взятое и приводит к формированию у детей познавательной мотивации. Пути формирования мотивов учения должны определяться с учетом исходного уровня учебной мотивации каждого учащегося и его индивидуальных особенностей.

В ряде случаев необходимо использовать игровую деятельность для формирования у учеников недостающих средств учения. Такой метод применяется тогда, когда у ребенка учение еще не стало ведущей деятельностью, не приобрело личностного смысла.

Игра помогает подготовить ребенка к учению и войти в него органично. Постепенно учение приобретает личностный смысл, начинает вызывать положительное отношение к себе, что является показателем положительных мотивов выполнения этой деятельности6.

Как же пробудить у обучающихся желание приобщиться к источнику знаний? Как мотивировать познавательную активность? Над этой проблемой настойчиво работают педагоги, методисты, психологи. Поэтому и придумывают они различные «завлекалочки» на уроках – игры, слайды, конкурсы и т.д. Но все это - внешняя мотивация. Она, конечно, тоже важна. Но успешность учебной деятельности и качество образования зависят от мотивации внутренней.

Так как же внешнюю мотивацию перевести во внутреннюю? Как сделать так, чтобы дети были заинтересованы учиться. Как создать новую образовательную среду, успешную и радостную? Какие мотивационные механизмы надо включить, чтобы учеба стала учением с увлечением?

Для этого необходимо выяснить - что побуждает учащегося учиться? Какие факторы мотивируют его к учению?

Человек - существо общественное, и именно общество влияет на формирование значительной части его потребностей, которые определяют его склонности, мотивационные тенденции, мотивы желаний и поведения. Потребности на самом деле не побуждают непосредственно к учению, но могут влиять на формирование установок, которые в свою очередь приводят к формированию мотивов учения. Мотивы могут в значительной мере предопределять действия. Они объясняют цель, которую ставит перед собой учащийся, предопределяют его поведение, отвечая преимущественно на вопрос «почему?». В конечном итоге мы имеем какой - либо результат.

Мотивация есть совокупность методов. Она определяется как склонность, предрасположенность к действию; перейдет ли склонность к самому действию в свою очередь зависит от многих факторов, в том числе – эмоций, намерений человека, внешних влияний, которые могут запустить целенаправленное поведение, либо воспрепятствовать ему. Мотивация учения есть комплекс факторов, определяющих мотивационную тенденцию учащегося, которая в зависимости от его образовательных намерений и внешних причин может активизировать, либо тормозить его учебную деятельность.

Мотивы учения необходимо классифицировать: познавательные (направленные на содержание учебного предмета) и социальные мотивы (направленные на другого человека в ходе учения) (А.К. Маркова).

Эти виды мотивов могут находиться на разных уровнях. Так, для познавательных мотивов учения выделяют следующие уровни:

*широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями;

*учебно-познавательные мотивы – ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний;

*мотивы самообразования - ориентация на приобретение дополнительных знаний, на создание программы самосовершенствования личности.

Можно выделить и другие уровни мотивов.



  • мотив благополучия (стремление получить только одобрение);

  • удовлетворение от самого процесса учения и его результатов;

  • стремление личности через учение утвердить свой социальный статус;

  • мотив престижа (стать лучшим);

  • мотив избегания (боязнь огорчить родителей, преподавателей, мастеров);

  • мотив самоутверждения (стать лидером, влиять на других);

  • мотив получить профессию, интересную работу, найти свое место в обществе;

  • получить поощрение.

В дополнительном образовании, так или иначе, присутствуют все виды мотивов. Вопрос в том, какой из мотивов преобладает в личностной сфере каждого отдельного ученика. Знание этого позволит применять индивидуальный подход к вовлечению в образовательный процесс. Дополнительное образование находится в наиболее, по сравнению со школьной практикой, выгодном положении, так как для него характерна свобода выбора занятия, свобода посещения, свобода выполнения или невыполнения домашних заданий, активный прикладной характер деятельности, преобладание творчества, отсутствие педагогического нажима.

Поэтому основу для большинства составляют внутренние мотивы характеризуются интересом к самому процессу и его результату; стремление развивать какие-либо умения, качества.

Внешние же проявляются тогда, когда обучаемый действует в силу долга, обязанности, из-за давления родных, педагогов и т.д.

В работе с детьми и школьниками желательно учитывать и такую особенность – в дополнительном образовании, как правило, явно виден прямой конечный результат деятельности, сам процесс деятельности привлекателен, можно получить вознаграждение в виде похвалы, оказаться на первом плане, интенсивнее происходит рост уверенности ребенка в своих силах (например, в условиях занятий в спортивной секции, театральном кружке и др.).

Механизмы формирования мотивации «снизу вверх» актуализируют мотивационные состояния, которые при систематической актуализации постепенно переходят в мотивационные свойства (устойчивые образования психики).

Отсюда вытекает основная задача педагога – развивать стремление к успеху, всячески поощряя даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачах.



Пути формирования учебной мотивации.

Общий путь формирования учебной мотивации заключается в том, чтобы способствовать превращению широких побуждений учащихся в зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой и доминированием отдельных мотивов. Формированию мотивации в целом способствуют:



  • общая атмосфера положительного отношения к учению, специальным знаниям;

  • включенность учащихся в совместную учебную деятельность в коллективе учебной группы (через парные, групповые, бригадные формы работы);

  • построение отношения «педагог - учащийся» не по типу вторжения, а на основе совета, создания ситуаций успеха, использования различных методов стимулирования;

  • занимательность, необычное изложение нового материала;

  • образная, ярко звучащая речь, укрепление положительные эмоции в процессе учения;

  • использование познавательные игр дискуссий, создание проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное разрешение;

  • построение изучения материала на основе жизненных ситуаций, опыте самих педагогов и учащихся;

  • развитие самостоятельности и самоконтроля учащихся в учебной деятельности, планирования, постановки целей и реализации их в деятельности, поиске нестандартных способов решения задач.

Проследим это в ситуациях применения учебно-познавательных игр.

2. Практические рекомендации по внедрению учебно-мотивационных познавательных игр для детей и школьников в рамках системы дополнительного образования детей

Начало игры. Она должна ориентировать обучающихся на готовность включиться в учебную деятельность. Для этого необходимо актуализировать предыдущие достижения, вызвать мотивы относительной неудовлетворенности и мотивы ориентации на предстоящую деятельность.

Основная часть игры должна быть направлена на подкрепление и усиление мотивации. Этого можно достичь чередованием различных видов игровой учебной деятельности (легких и трудных, репродуктивных и поисковых, индивидуальных и фронтальных), использование активного поиска самими учащимися, включение учащихся в процесс оценки и самооценки.

На завершающей стадии игры необходимо обеспечить выход с положительным опытом, с положительной установкой на дальнейшую игровую деятельность, а значит, на учение. Это достигается за счет развернутой дифференцированной оценки педагогом деятельности учащегося. Необходимо показать успехи, достижения и отметить слабые места.

Известно, что реализация мотивов во многом зависит от умения учащихся ставить цели, обосновывать и достигать их. Этому ребят надо обучать в ситуации игры, раскрывать последовательно систему целей. Мотивы обычно характеризуют учебную деятельность в целом, а цели - отдельные учебные действия. Умение ставить цель - показатель зрелости мотивационной сферы учащегося, способность к целеполаганию, один из волевых компонентов мотивационной сферы. Эта способность в будущем ляжет в основу успешной социальной деятельности. Постановка перспективных целей и подчинение их в поведении придает человеку определенную нравственную устойчивость.

Следует остановиться на эмоциональном компоненте мотивации ребенка.

Главная его характеристика - переживания учащихся, эмоциональное отношение учению. Эмоции сами по себе, несомненно, имеют мотивирующее значение и зависят особенностей деятельности и ее организации.

Положительные эмоции могут быть связаны с коллективом, игрой, личностью педагога; обусловлены ровными взаимоотношениями с привлекательными и значимыми субъектами; отсутствием конфликтов, активным участием в жизни коллектива группы, с успешностью обучения, с радостью преодоления трудностей. Удовлетворение от справедливо выставленной оценки, эмоции от «столкновения» с новым учебно-игровым материалом – все это усиливает внутреннюю мотивацию, эмоционально познавательное отношение к предмету изучения, увлеченность им. Ребенок живет при этом в атмосфере эмоционального комфорта, что просто необходимо для успешности учения.



Создание положительной эмоциональной сферы в игре:

  • культура общения;

  • доброжелательный тон;

  • искренность эмоций;

  • эмпатия – умение чувствовать и помогать учащимся;

  • чувство юмора;

  • невербальные средства (взгляд, улыбка, поза, жесты, прикосновения);

  • достижимость результатов;

  • удовлетворение от возможности показать себя с привлекательной стороны.

В игре обязательно должно присутствовать поощрение, зависящее для уровня реальных достижений учащихся, создание ситуации успеха, включение в интерактивную игровую деятельность, радость от преодоления трудностей, разъяснение учащимся общественной и личной значимости в игре, предъявление и исполнение требований, приучение к выполнению требований, оперативный контроль выполнения требований, удивление от узнавания неизвестного, привлечение учащихся к оценочной деятельности результатов игры и игроков, формирование адекватной самооценки, осознание учащимися своих возможностей в достижении успеха, показ недостаточности имеющихся знаний, создание проблемных ситуаций.

Приемы, связанные со стимулирующим влиянием содержания в играх учебного материала:

  • показ новизны содержания материала, используемого в игре;

  • обновление уже усвоенных знаний, их углубление в игровой деятельности;

  • раскрытие практической, научной и др. значимости знаний и способов действий через игру;

  • занимательность игрового материала;

  • применением наглядных, дидактических и технических средств обучения;

  • приемы, основанные на общении;

  • дифференциация игрового обучения;

  • создание ситуации успеха;

  • усиление качества целей: новые, нестереотипные, гибкие, перспективные, устойчивые (или противоположные);

  • доведение работы до конца.

Показателем наличия (отсутствия) интереса к игре могут быть определены наблюдения педагога во время ее проведения:

  • эмоциональные проявления ребенка в виде речевых эмоциональных реакций, мимики, выражающей равнодушие, или, наоборот, увлеченности игрой;

  • участие ученика в игровом процессе в виде (например, готовности к выполнению игрового задания);

  • двигательная активность учеников (отвлечение от выполнения заданий, посторонняя двигательная активность или поглощенность деятельностью);

  • характерная реакция ученика на окончание игры (стремление выйти из игры, или выполнения задания, несмотря на сложности и отставание от нужных результатов).

Наличие интереса к содержанию игры определяется по результатам деятельности ученика: а) времени решения задачи; б) количеству решенных задач за время игры и т.д., в) обсуждении ученика по поводу игры, г) чтение учеником дополнительной литературы; характера использования учеником свободного времени.

Приведем примеры использования разных типов игр в дополнительном образовании детей и школьников.



Занятие–экскурсия. Экскурсии могут быть реальными, когда есть возможность посетить объект, и виртуальными, когда нет такой возможности. Ребятам это очень интересно, особенно если тема касается их личного опыта, где они могут как-либо себя проявить. Таковой игрой является игра «Прогулки по Москве».

Занятие-ролевая игра. Такие занятия-игры моделируют самые разнообразные реальные жизненные ситуации для различных целей – изучение и закрепление нового материала, расширение знаний по теме, отработка навыков и т.п. Уроки ролевых игр нравятся ученикам тем, что они могут примерить многие роли на себя, решать те или иные вопросы как настоящие врачи, продавцы, ученые и люди многих других профессий. Такие уроки дают почувствовать себя в роли взрослых, принимающих серьезные решения, как в игре «Журналисты».

Занятие–игра. К такой категории занятий относятся уроки–КВНы, викторины, брейн-ринги и многие другие игровые занятия, написанные по телевизионным передачам, известным и распространенным формам которые привлекательны и которые знают все. Ведущий вид деятельности ребенка и школьника – игра, но и учеба. Дети будут очень активными, заинтересованными участниками занятия-игры. Главное - не заиграться. Нами предложен вариант игры «Пластические вариации».

Занятие–аукцион. Дает возможность учащимся показать себя, свои возможности через самостоятельно созданные изделия, продукты. Цель «занятия-аукциона» - повторить и укрепить знания учащихся по пройденным темам, показать практическое применение знаний, их практическую значимость. На занятиях-аукционах ученики более самостоятельны в решении различных игровых заданий, у них есть возможность проявить себя. Это, например, происходит в игре «Этномир».

Интегрированное занятие. На интегрированных занятиях есть возможность показать значимость приобретаемых знаний и умений. Главное продумать единую нить, которая смогла бы объединить два или несколько объединений для получения и закрепления определенных знаний и умений (игра «Этномир»).

Возможности игры в обучающем процессе в системе дополнительного образования бесконечны, их использование во многом повышает мотивацию детей к обучению, не дает ему приобретать рутинный характер. Повышает стремление к познанию и творчеству.



Заключение

Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития неразрывно в дополнительном образовании связан с факторами успешности обучения. Главная задача мотивации обучения - организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Главные направления работы, направленные на процесс развития учебной мотивации могут быть следующими:



  • укрепление «открытости к воздействиям» - через укрепление сотрудничества с педагогами и другими учениками на основе игровых учебных задач, через поиск путей их решения;

  • использование ситуации выбора – через предоставление возможностей принимать решения в игре;

  • возможность тренировать эмоциональный фон личности – через выполнение действий в игре, что позволяет переживать гамму различного рода эмоций.

На формирование учебной мотивации также влияет продуманная система поощрений учащихся за успехи и победы в игровых решениях и активизировать важные мотивы учебной деятельности, направленные на достижение успехов, а не на избежание неудач.

Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и группы в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования познавательной активности на основе интегративно-креативного подхода. Формирование мотивов обучения - это создание в игре условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Педагог-ведущий при этом стимулирует ее развитие системой продуманных игровых приемов.



Главная задача мотивации обучения - организация учебной игровой деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности обучаемого. Поэтому, так важно создавать для школьника ситуации успеха в творческой деятельности. Основная методическая проблема все же остается на педагоге - используя различные игровые методы и приемы формировать целенаправленную учебно-познавательную деятельность.

Список рекомендуемой литературы


  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2005.

  2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. – М., 2006.

  3. Выготский Л.С. Психология искусства. – 2 изд.– М.: Искусство, 1968.

  4. Галицких Е.О. Интегративный подход к профессиональному становлению учителя на этапе вузовской подготовки// Вестник Вятского государственного педуниверситета.1999 №2.

  5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб, 2000.

  6. Копылова А.В. Технология урока искусства. – М.: ООО “Тач Маркетинг”, 2004.

  7. Колупаева Л.А. Формирование учебной и социальной мотивации обучающихся: Рабочая тетрадь для педагогов. - Киров, 2010.

  8. Лесенка побуждений» (А.И.Божович, И.К.Маркова) /Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. - C.107.

  9. Лопатин А.Р. Как сформировать мотивацию достижения успеха у школьников в образовательном процессе? //Завуч», 2004. - № 6.

  10. Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования //Народное образование. - М., 2001 -№ 8.

  11. Лукьянова М. Учебная мотивация. //Народное образование. - М., 2000 - № 9.

  12. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. Книга для учителя. – М., 1990.

  13. Мельников В.Е. Интеграционные процессы в подготовке бакалавров технологического образования в высшей школе // Ученые записки ИНПО. – Вып. 8. – Великий Новгород, 2006. – Кн.1. – С. 58-61.

  14. Мельников В.Е. Интегративный подход к конструированию содержания подготовки бакалавров технического образования в вузе //Автореферат дисс….канд. пед. н., Великий Новгород, 2009.

  15. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности//otherreferats.allbest.ruПедагогика00196146_0.html

  16. Мощинова .Е.Л. Интегративный подход к обучению музыке как путь формирования мировоззренческого и профессионального самоопределения студентов. //festival.1september.ruarticles/534397/
    otherreferats.allbest.ruПедагогика00196146_0.html

  17. Немов Р.С. Психология: Учебник. В 3 кн. – Книга 2 . Психология образования. – М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

  18. Панферов В.Н. //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - Т: 3, № 6. – 2003. Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/integrativnyy-podhod-v-obrazovanii#ixzz2D24A0XUw

  19. Сальникова В.В. Формирование экологической культуры учащихся в сельской малокомплектной школе // Дисс. …канд. пед. наук, 2004. //hetoday.orgarxiv/VOS/3_2009/3 -33.pdf

  20. Санцевич Д.В., Круглова А. Е. Интегративный подход в практике работы детской психокоррекционной группы //psynavigator.ruБлоги психологов›.

  21. Сарычев С.В., Логинов И.Н. Педагогическая психология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2006.

  22. Третьяков П.И., Мартынов Е.Г. Профессиональное образовательное учреждение: управление образованием по результатам. - М., Новая школа, 2001.

  23. Утемов В.О. некоторых интегративных подходах в обучении школьников. //trizway.comart/form/270.html

  24. Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжелыми и множемтвенными нарушениями развития посредством игрового занятия «Круг» nsportal.ruШколаАдминистрирование школы…-uchebnoy-motivacii

  25. Френкин Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты. - СПб, Питер, 2003.

  26. Хасан Б.И. Детская инициатива как образовательный эффект //Педагогика развития: Проблемы образовательных результатов (эффектов). Часть 1. – Красноярск, 2004.

  27. Хекгаузен Х. Мотивация и деятельность. – СПб, Питер, М., Смысл, 2003.

  28. Чаркова М.Н. Влияние мотивации на когнитивное развитие личности //Профессиональное образование. - М., 2002. - №12.

  29. http://festival.1september.ru/articles/580618/

  30. . http://festival.1september.ru/articles/579111/

  31. http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_5.html#V1

  32. pedsovet.suСтатьиПреподавание



1 psynavigator.ruБлоги психологов

2 Панферов В.Н. //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - Т: 3, № 6. – 2003. Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/integrativnyy-podhod-v-obrazovanii#ixzz2D24A0XUw

3 Утемов В. О некоторых интегративных подходах в обучении школьников. //trizway.comart/form/270.html

 Сальникова В.В. Формирование экологической культуры учащихся в сельской малокомплектной школе // Дисс. …канд. пед. наук, 2004. //hetoday.orgarxiv/VOS/3_2009/3 -33.pdf

4 Мощинова .Е.Л. Интегративный подход к обучению музыке как путь формирования мировоззренческого и профессионального самоопределения студентов. // festival.1september.ruarticles/534397/

5 otherreferats.allbest.ruПедагогика00196146_0.html

6 Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности //otherreferats.allbest.ruПедагогика00196146_0.html


скачать файл



Смотрите также:
Приложение Методические рекомендации по разработке и внедрению учебно-мотивационных познавательных игр для детей и школьников в рамках системы дополнительного образования детей для работников системы дополнительного образования
270.78kb.
Методические рекомендации адресованы для учителей физической культуры, тренеров-преподавателей, а также педагогов дополнительного образования детей образовательных учреждений
123.83kb.
«Центр развития дополнительного образования детей Иркутской области»
35.23kb.
Публичный доклад о состоянии и деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей
181.05kb.
Методические рекомендации для специалистов системы высшего образования по развитию одаренности у детей и подростков
439.1kb.
В содержании дополнительного образования
2070.37kb.
Определение результативности образовательного процесса в муниципальных образовательных учреждениях (организациях) дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности
250.81kb.
Методические рекомендации для педагогов Главный лозунг Дня Земли: Мыслить глобально, действовать локально!
147.9kb.
Северо-восточное окружное управление образования центр дополнительного образования детей приложение к конспекту
185.36kb.
Дополнительного образования детей «центр детского творчества»
412.88kb.
Опыт разработки и внедрения системы менеджмента качества в учреждении дополнительного образования детей
46.35kb.
Данная программа предназначена для дополнительного образования детей по английскому языку
130.75kb.