Главная
страница 1
скачать файл


Министерство образования и науки Российской Федерации
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)

« Высшая школа бизнеса, безопасности и управления»


УТВЕРЖДАЮ

Ректор НОУ ВПО «ВШББУ»

п/п ____________ В.И. Допира

« _12__ » ____11______ 2013 г.
Рабочая программа дисциплины
«ПСИХОЛОГИЯ БИЗНЕСА»

Направление: переподготовка
Трудоемкость: 30 часов
Квалификация (степень) выпускника:
«ТОП-МЕНЕДЖЕР»
Форма обучения: очно-заочная

Принята на заседании учебно-методического совета

Протокол №_4_ от «_12__» ____11______ 2013 г.
Председатель УМС ___________ Л.С. Хромова

Тула, 2013




СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели освоения дисциплины.

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.


3. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
4. Содержание дисциплины.
4.1. Разделы курса.
4.2. Темы и краткое содержание.

4.3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.


4.4.Примерный перечень вопросов к д/зачёту по курсу.
5. Учебно – методическое обеспечение дисциплины.

5.1. Рекомендуемая литература (основная).


5.2. Перечень контрольных заданий.
6. Методические рекомендации слушателям по конспектированию учебного материала.

1. Цели освоения дисциплины
Целью изучения дисциплины является обеспечение психологической подготовки специалистов бизнеса, формирование и развитие их психолого-педагогической культуры, теоретического понимания и практического применения важнейших проблем сферы управления, а также формирование у слушателей:

- стремления к личностному и профессиональному саморазвитию;

- представления о природе психики человека, соотношении природных и социальных факторов в становлении психики;

- способности понимать эмоции, потребности и мотивы в поведении;

- умения составлять психологический портрет личности, ее темперамента, характера;

- способности интерпретировать собственные психологические состояния;

- способности овладевать простейшими приемами психической саморегуляции.

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций: ОК-1, ОК-4, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-11:



  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

  • готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

  • способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

  • способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

  • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

социальную значимость своей будущей профессии, индивидуально-типологические и личностные особенности, детерминацию поведения личности, мотивацию поведения, а также структуру предпринимательской деятельности (ОК – 9; ОК-11).



уметь:

-анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем; оперировать психологическими понятиями и категориями, используемыми в бизнесе; анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ОК-4);

-находить организационно-управленческие решения и нести за них ответственность, быть готовым к рискам в отношении бизнеса (ОК-8).



владеть:

- культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

-высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, психологической терминологией в сфере бизнеса, навыками ведения деловых переговоров и способов оценки достигнутых соглашений (ОК-11);

-готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе, навыками организации деятельности малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ОК-7).




3. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



№№

п.п.


Наименование разделов и тем

Всего (часов)

Аудиторные занятия,

в том числе



Самостоятельная работа

лекции

семинары, ПЗ

1

2

3

4

5

6




Раздел 1. Введение в экономическую психологию.

10

2

1

7

1.

Экономическая психология как наука.













2.

Социокультурный подход к экономико-психологическим проблемам.
















Раздел 2. Основные проблемы психологии бизнеса.

20

4

1

15

3.

Психология общения в бизнесе.













4.

Деловое общение, его виды и формы.













5.

Психологические аспекты переговорного процесса.













6.

Невербальные особенности в процессе делового общения.













7.

Конфликты и конфликтные ситуации. Стрессы.













8.

Имидж делового человека.
















Итого:

30

6

2

22

4. Содержание дисциплины
4.1. Разделы курса.

1. Введение в экономическую психологию.

2. Основные проблемы психологии бизнеса.
4.2. Темы и краткое содержание.

Раздел 1. Введение в экономическую психологию.

Тема 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА.

Период неразделённости экономического и психологического знания.

Эволюция «человеческого фактора» в экономической науке.

Эволюция экономико-психологических идей в России и на Западе.


Тема 2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ЭКОНОМИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ.

Предпосылки и принципы социокультурного подхода к экономической психологии.

Психологические детерминанты поведения человека.

Эволюция социокультурных механизмов регуляции поведения.


Раздел 2. Основные проблемы психологии бизнеса.

Тема 3. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ В БИЗНЕСЕ.

Понятие «общение», структура и средства общения.

Характеристика и содержание общения. Механизмы воздействия в процессе общения.

Перцептивная сторона общения.

Коммуникативная и интерактивная стороны общения.

Стили общения.
Тема 4. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ.

Деловая беседа как основная форма делового общения.

Вопросы собеседников и их психологическая сущность.

Психологические приёмы влияния на партнёра.


Тема 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА.

Создание благоприятного психологического климата во время переговоров.

Выслушивание партнёра как психологический приём.

Формирование переговорного процесса.

Национальные стили ведения переговоров.
Тема 6. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ.

Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика).

Проксемические особенности невербального общения.

Визуальный контакт.

Психологические и паралингвистические особенности невербального общения.

Межнациональные различия невербального общения.


Тема 7. КОНФЛИКТЫ И КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ. СТРЕССЫ.

Понятие конфликта и его социальная роль.

Типы поведения людей в конфликтной ситуации.

Причины и последствия конфликтов.

Разрешение конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Стрессы и стрессовые ситуации.


Тема 8. ИМИДЖ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА.

Понятие имиджа делового человека. Модели поведения.

Телесный имидж; внешний вид делового человека.

Тактика общения в имидже делового человека.



4.3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

1. Охарактеризуйте психологическую специфичность предпринимательской деятельности.

2. Раскройте основные подходы к изучению психологии бизнеса.

3. Назовите основные проблемы психологии бизнеса.

4. Охарактеризуйте психологию общения в бизнесе.

5. Составьте словарь специальных терминов по психологии бизнеса.

6. Сделайте тезисные выписки из рекомендуемой литературы к семинарским занятиям по курсу.

7. Найдите Интернет-источники, в которых рассматриваются проблемы психологии бизнеса.





    1. Примерный перечень вопросов к д/зачёту по курсу.

1. Эволюция экономико-психологических идей в России.

2. Психофизиологический подход к исследованию предпринимательства.

3. Предпринимательство как поведение.

4. Психологический портрет предпринимателя.

5. Деловая беседа как основная форма делового общения.

6. Психологические приёмы влияния на партнёра.

7. Создание благоприятного психологического климата во время переговоров.

8. Аргументация на переговорах и её методы.

9. Взгляды на конфликты в отечественной и зарубежной литературе.

10. Понятие конфликта и его социальная роль.

11. Причины и последствия конфликтов.

12. Типовые стили поведения людей в конфликтных ситуациях.

13. Выбор предпочтительного стиля поведения в конфликтных ситуациях.

14. Профилактика предконфликтных и конфликтных ситуаций.

15. Причины стрессов у бизнесменов.

16. Как пережить стресс.

17. Понятие имиджа бизнесмена.

18. Составляющие телесного имиджа человека.

19. Внешний вид бизнесмена.

20. Понятие модели (паттерна) поведения.

21. Этикетные и стратегические модели поведения.

22. Обратная связь в общении.

23. Самопрезентация в профессиональном общении бизнесмена.

24. Типология моделей поведения.

25. Механизмы психологического взаимодействия.

26. Манеры человека.


5. Учебно – методическое обеспечение дисциплины
5.1. Рекомендуемая литература (основная).

1. Шатроо В.А., Иванова Н.Л., Антонова Н.В. Психологические проблемы современного бизнеса. Изд.: ГУ ВШЭ, 2011г.



Рекомендуемая литература ЭБС «КнигаФонд»:

2. Казанская К.О. Основы психологии. Конспект лекций. Изд.: А-Приор, 2010г.

3. Есина Е.В. Педагогическая психология: конспект лекций. Изд.: Эксмо, 2008г.

4. Кузнецов И.Н. Бизнес-этика. Изд.: Дашков и К, 2009г
5.2. Перечень контрольных заданий

  1. Бизнес в России как социально-значимая сфера деятельности.

  2. Российское общество и бизнес – особенности взаимовосприятия.

  3. Экономическая социализация.

  4. Основные ценностные ориентиры российских бизнесменов.

  5. Социально-психологический портрет российского бизнесмена.

  6. Хозяйственно-экономическая функция и особая духовно-экономическая сущность бизнеса.

  7. «Успешные черты» современного бизнесмена.

  8. Современный цивилизованный бизнес и его основные функции.

  9. Показатели объективной оценки степени соответствия деятельности бизнесменов потребностям населения.

  10. Характеристики ценностных систем, определяющие перспективы выживания в обществе.

  11. Основные черты деятельности бизнесмена.

  12. Основные условия существования бизнеса в обществе.

  13. Основное противоречие в природе бизнеса, воздействие культурной и социальной атмосферы.

  14. Восприятие личности в современной социальной среде.

  15. Проблемы связи материального и духовного.

  16. Аспекты и источники экономической социализации.

  17. Механизм экономической социализации.

  18. Этапы экономической социализации у детей.

  19. Модель экономической социализации взрослых в России.

  20. Деньги и их взаимосвязь с понятиями любви, безопасности, силы и свободы.

  21. Половые различия и восприятие денег.

  22. Отношение к деньгам в среде современной российской интеллигенции.

  23. Деньги в жизни современного российского бизнесмена.

  24. Основные различия между Предпринимателем и Менеджером.

  25. Психологические типы предпринимателей.

  26. Основные отличия между Предпринимателем и Лидером.

  27. Основные отличия между Менеджером и Инвестором

  28. Субъективные факторы, влияющие на восприятие и оценку риска.

  29. Основные виды систематических ошибок, допускаемых при оценке вероятностей событий.

  30. Понятие экономического риска.

  31. Основные отличия предпринимательского и игрового рисков.

  32. Пути утечки информации; основные ошибки менеджмента, повышающие вероятность умышленного ущерба со стороны работника.

  33. Склонность к риску как одна из черт личности.

  34. Стремление к риску и поведение, связанное с риском.

  35. Основные принципы принятия рациональных решений.

  36. Шкалирование суждений.

  37. Весовые параметры суждений.

  38. Понятие отношения правдоподобия.

  39. Количественная оценка степени предпочтений.

  40. Методика диагностики степени удовлетворения основных потребностей.

  41. Методика оценки избегания неудач, мотивации успеха и готовности к риску.

  42. Доминирующие интуитивные стратегии российского предпринимательства.


6. Методические рекомендации слушателям по конспектированию учебного материала

Конспект – универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту – запись должна быть систематической, логически связной.

Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.

Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не требует дополнений и разъяснений, его не следует сопровождать текстом. Это одна из особенностей короткого плана-конспекта, помогающего лучше усвоить материал уже в процессе его изучения.

Составление такого конспекта приучает последовательно и четко излагать свои мысли, работать над источником, обобщая его содержание в формулировках плана. Краткий, простой, ясный по своей форме план-конспект – незаменимое подспорье при необходимости быстро подготовить доклад, выступление па семинаре, конференции.

Когда конспект создается на основе плана, то надо иметь в виду, что характерную для плана определенную схематичность, неполноту предстоит исправить в новой записи. Именно это – одна из основных задач написания такого конспекта. Здесь есть возможность внести в запись недоступные для плана подробности, обстоятельно раскрыть его пункты.

Самый простой плановый конспект составляется в виде ответов на пункты плана, сформулированные в вопросительной форме. В процессе подготовки, а иногда и при последующей переделке плановый конспект может отразить логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений.

Текстуальный конспект составляется в основном из цитат. Они связываются друг с другом логическими переходами. Конспект может быть снабжен планом и включать отдельные тезисы в изложении составителя или автора.

Текстуальный конспект – хороший источник дословных высказываний автора. Он помогает выявить спорные моменты. Особенно целесообразно использовать этот вид конспектирования при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов.

Существенный недостаток текстуального конспекта заключается в том, что он мало активизирует внимание и память. Это особенно проявляется в случаях, когда конспект составлен без глубокой проработки материала, без его усвоения. Отсюда – необходимость постоянной работы над этими видами записи.

Текстуальный конспект при последующей его разработке или даже в процессе составления может превратиться в свободный конспект – сочетание цитат, тезисов, собственных суждений составителя. Такой конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения. Для этого необходимо глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Само составление такого конспекта успешно развивает эти качества. Свободный конспект, по всей видимости, наиболее полноценный, но он довольно трудоемок, требует определенного опыта и эрудиции.

Тематический конспект дает в большей или меньшей мере ответ на поставленный вопрос-тему. Специфика этого типа конспекта заключается в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он не отображает всего содержания используемых произведений.

Составление тематического конспекта помогает всесторонне осмыслить тему, проанализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, мобилизовать свой интеллектуальный «багаж».

Разновидностью тематического конспекта является обзорный тематический конспект. Это тематический обзор на определенную тему с использованием нескольких источников.

К обзорному тематическому конспекту можно отнести и хронологический конспект. Как видно из названия, основное, чему подчинена запись в данном случае, это хронологическая последовательность событий на фоне отражения самих событий. В отличие от обзорного конспекта на ту же тему хронологический конспект более краткий и конкретный.

Разумеется, чтобы в полной мере освоить работу над конспектами, необходимо достаточно хорошо овладеть другими формами записи (план, тезисы, цитаты и др.). Хотя здесь следует обратить внимание на то, что все это имеет сугубо индивидуальные особенности. Порой, студенты уже на первом курсе неплохо составляют конспекты, успешно выступают на научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме – ключ к успеху.



скачать файл



Смотрите также:
Программа дисциплины «психология бизнеса»
145.4kb.
Н. Ф. Гольцов психология управления
366.33kb.
Программа дисциплины Клиентоцентрированная психотерапия и практика медиации для направления 030300. 68 «Психология»
202.53kb.
Рабочая программа дисциплины гендерная психология направление подготовки 030300 психология профиль подготовки
553.4kb.
Программа дисциплины утверждена советом факультета ифмип
153.62kb.
Программа учебной дисциплины по специальности 050706. 65 Педагогика и Психология
157.68kb.
Программа дисциплины «Психология» для направления 080200. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра
468.29kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины организационная психология Для специальностей : 030301 «Психология»
655.95kb.
История и методология психологии труда и инженерной психологии Периодизация возникновения и развития психологического знания о труде и работающем человеке в России
273.22kb.
Программа дисциплины Информационно-библиотечная культура для направления 030300. 68 "Психология"
192.39kb.
Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена по направлению 030300. 68 Психология подготовки магистра Магистерская программа
430.22kb.
Примерная программа дисциплины психология журналистики
232.56kb.