Главная
страница 1
скачать файл
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 38, г.Таганрог
Программа рассмотрена и одобрена на заседании

методического совета МОБУ СОШ № 38

от «___» августа 2009 г. Протокол № ___
Утверждаю

Директор МОБУ СОШ № 38

Г.Н.Бондаренко

Приказ от «___» _________ 2009 г. №__

Образовательная область: Филология
Программа

литературно-филологического клуба

«Чайка»

с углубленным и расширенным содержанием



образования для учащихся 5–11-х классов

Пояснительная записка.

В Концепции модернизации российского образования указано, что образовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, но и опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть должна формировать ключевые компетенции, своего рода «мерило» современного качества образования.

Как указано в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, филологическое образование нацелено на формирование определённых компетенций – коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Теоретические сведения о русском языке, литературе не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Пространство традиционного урока в основном заполнено теорией и практическим ее применением, у учителя нечасто остается достаточно времени для организации живого диалога со всеми учениками в классе, для новых, современных форм работы, для развития творческих способностей ребенка, для работы с одаренными детьми. Это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена.

Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку и литературе – один из путей решения данной проблемы. А одним из эффективных способов совершенствования коммуникативной компетенции обучающихся является внеклассная работа по предмету.

Внеклассная работа – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении, проводимой постоянно и организуемой для развития разнообразных способностей учащихся в области русского языка и литературы.

Актуальность программы заключается в том, что литературный клуб – одна из форм интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания учащихся, которая предполагает добровольное объединение детей, интересующихся русским языком, литературой, журналистикой, делающих свои первые «пробы пера».

Программа литературно-филологического клуба «Чайка» ориентирована на творчески одарённых детей 10-17 лет. Занятия проходят по возрастным группам 10-12, 13-15, 16 -17 лет. Темы занятий для каждой группы сохраняются в полном объёме, но теоретический и практический материал подбирается и подаётся с учётом возраста и индивидуальных интеллектуальных способностей учащихся.

Программа предназначена для практического изучения журналистики и филологии, для развития творческих задатков и способствует расширению кругозора детей, формированию у них вышеперечисленных компетенций, главным образом, коммуникативной, а также работе с одаренными детьми.

Основа общения ребят в клубе – интерес к словотворчеству и открытому диалогу, создание в клубе творческой атмосферы, тогда каждый его участник будет иметь возможность реализовать свой творческий потенциал. Посещать клуб может любой ученик, а также учителя образовательного учреждения.

Программа предполагает теоретические и, в основном, практические занятия, на которых ребята не только приобретут необходимые знания, умения, навыки, но и будут общаться со сверстниками и взрослыми людьми за пределами школы, знакомиться с творчеством поэтов, журналистов, готовиться к мероприятиям и др. Программой предусмотрены коллективные занятия, а также индивидуальные работы с одаренными детьми. Кроме того, ребята на протяжении всего обучения будут собирать интересные материалы, творческие работы, свои первые рассказы и стихи, участвовать в конкурсах, что делает необходимым не только постоянный выпуск газеты, но и формирование индивидуального портфолио ребенка.

Одной из форм работы клуба является создание постоянно действующей газеты учебного заведения. Во время обучения ребята будут практически изучать нормы речевого поведения, устной и письменной речи, самостоятельно организовывать работу школьной газеты от планирования номера до его корректуры и верстки. Это позволит свободнее общаться между собой и с учителями, с людьми разного возраста и социального положения, поможет реализации творческих способностей ребят и формированию ключевых компетенций.

Работа клуба также предусматривает литературное творчество учащихся. Занятия помогут членам клуба создавать собственные художественные тексты, в которых они должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного языка, основами культуры устной и письменной речи.

Клуб развивает и реализует творческие способности учащихся через проектную деятельность.

Учебный проект – организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В рамках клуба предполагается исследовательская, творческая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению значимой для участников проекта проблемы. Использование метода проектов нацелено на развитие познавательных, творческих навыков учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания; умений ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления.

Организация творческих проектов предполагает соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально-проработанной структуры совместной деятельности учащихся. Деятельность развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Результаты такого проекта могут быть представлены в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна, альманаха, газеты, альбома и пр.

Эта работа способствует проявлению одарённости детей, сплоченности групп учащихся, совершенствованию их коммуникативных способностей, повышению статуса каждого в школьном коллективе.

Проектная деятельность нацеливает школьников на исследовательскую работу. Она способствует развитию теоретического, творческого и формированию операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий. Конкретную тематику проекта учащиеся выбирают в зависимости от собственных интересов, способностей и возможностей. В итоге учащиеся учатся представлять и защищать свои проекты. Одна из предполагаемых форм защиты проектов – участие в научно-практических конференциях школьного научного общества учащихся «Э.В.Р.И.К.А.»

Цели и задачи клуба:

Внеклассная работа по русскому языку и литературе по созданию литературно-филологического клуба имеет общие с уроком цели:



  • развитие у учащихся интереса к русскому языку и литературе как

учебным предметам;

  • обучение самостоятельной деятельности учащихся по налаживанию

коммуникации с разными людьми, поиску информации, созданию,

корректуре и верстке номера газеты образовательного учреждения;

  • формирование культуры устной и письменной речи, бережного

отношения к слову, воспитание любви и уважения к русскому языку и

литературе, как неисчерпаемому богатству великого русского народа.

Указанные цели определяют задачи клуба:



  • расширить, углубить и дополнить приобретаемые на уроках знания, тем

самым помогая учащимся лучше усвоить программный материал;

  • научить учащихся самостоятельно работать с книгами, периодикой,

словарями-справочниками, подбирать материал на нужную тему,

корректировать его;



  • сформировать коммуникативные компетенции учащихся (выстраивать

диалог с разными по возрасту и социальному положению людьми,

выступать перед аудиторией, организовывать вечера, конкурсы и т.д.);



  • выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся;

  • воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в

возможность преодолеть отставание по русскому языку и литературе.
Деятельность по реализации программы

Количество часов в неделю: 2

Количество часов в год: 68

Программа предусматривает чередование разных форм обучения: беседы, разнообразные практические работы с решением проблемных, творческих, частично поисковых заданий, сюжетно-ролевые игры, встречи с интересными людьми. Это сочетание коллективной и индивидуальной деятельности, творческих встреч, работа подростков индивидуально и творческими группами над составлением номера газеты.

Пути решения данной программы:


  • выявление заинтересованных творческих ребят, одаренных детей, помощь в организации их деятельности;

  • обучение азам журналистики, культуре общения и построению диалога, работе с материалами для газеты;

  • проведение конкурсов, литературных вечеров, игр и т.д.;

  • публикация творческих работ и материалов в газете;

  • самостоятельное создание газеты участниками клуба.


Оценка эффективности программы

Проводятся контрольные занятия по теории и практике. Предполагается участие в конкурсах, открытые занятия, встречи с журналистами и творческими людьми, круглые столы, на которых участники клуба показывают все, чему научились: рассуждать на разные темы и разбираться в них, отстаивать свою точку зрения, выстраивать конструктивный диалог и налаживать коммуникативные связи.


Содержание программы

Введение. Цели и задачи клуба. «Творческая копилка».

Мои способности.

Я пишу прозу, стихотворения, пьесы.

Эпос. Лирика. Драма.

Повесть. Рассказ. Новелла. Роман. Эпопея.

Тема. Идея (основная мысль текста). Сюжет. Композиция текста.

Авторский замысел. Язык художественного произведения. Автор и его герои.

Основы стихосложения. Тема. Мотив. Ритм. Рифма. Стихотворные размеры.

Сюжет. Лирический герой.

Изобразительно-выразительные средства.

Оформление, содержание, структура газет. Заголовок.

Виды передовиц, их содержание.

Школьная газета. Её структура, содержание.

Литературные заготовки. Репортаж. Интервью.

Совершенствование рукописи.

Отзыв о кинофильме, спектакле.

Описание местности. Путевые заметки.

Портретный очерк.

Рассуждение проблемного характера.

Статья в газету.

Рассказ с необычным построением.

Фельетон.

Буклет.


Практическая работа по созданию, оформлению, структурированию, подготовке материала для печати.
Тематический план



Тема занятия

Коли

чество


часов

Практическая

часть


Средства ИКТ, материалы для практических занятий

1

Введение. Цели и задачи кружка. «Творческая копилка»

1


Оформление «Творческих копилок». Изготовление макетов, эскизов

Слайдфильм,

«Творческие копилки» выпускников



2

Мои способности. Я пишу прозу, стихотворения, пьесы.

1

Чтение собственных произведений

Творчество учеников

3

Эпос. Лирика. Драма.

1

Работа со словарём литературоведческих терминов

Презентация, таблица.

4

Повесть. Рассказ. Новелла. Роман. Эпопея

1

Чтение фрагментов художественных произведений

Презентация, таблица, книжная выставка

5

Тема. Идея (основная мысль текста). Сюжет. Композиция текста.


1

Составление собственных опорных таблиц

Презентация, таблица, словарь литературоведческих терминов

6

Авторский замысел. Автор и его герои.


1

Анализ фрагментов художественных произведений

Слайдфильм, словарь литературоведческих терминов

7

Язык художественного произведения.

1

Анализ эпизода.

словарь литературоведческих терминов

8

Совершенствование рукописи

1

Отработка навыков совершенствования рукописи

Слайдфильм

9

Творческая мастерская

1

Создание собственных текстов

Список тем

Слайдфильм



10

Анализ и коррекция

1

Чтение и обсуждение созданных текстов

Предварительно проверенные тексты учеников.

Слайдфильм из ученических текстов



11

Основы стихосложения

Ритм. Рифма. Стихотворные размеры.



1


Работа со словарём литературоведческих терминов, работа с текстами

Презентация, словарь литературоведческих терминов

12


Тема. Мотив. Сюжет.

Лирический герой.




1


Работа со словарём литературоведческих терминов, работа с текстами.

Соотнесение автора и лирического героя произведения. Создание собственных текстов.



Презентация, словарь литературоведческих терминов


13

Совершенствование рукописи

1

Отработка навыков совершенствования рукописи

Слайдфильм

14

Творческая мастерская

1

Создание собственных текстов

Список тем

Слайдфильм



15

Анализ и коррекция

1

Чтение и обсуждение созданных текстов

Предварительно проверенные тексты учеников.

Слайдфильм из ученических текстов



16


Изобразительно-выразительные средства.

Совершенствование рукописи



1


Работа со словарём литературоведческих терминов

Отработка навыков совершенствования рукописи



Таблица, презентация, памятки

Слайдфильм



17

Творческая мастерская

1

Создание собственных текстов

Список тем

Слайдфильм



18

Анализ и коррекция

1

Чтение и обсуждение созданных текстов

Предварительно проверенные тексты учеников.

Слайдфильм из ученических текстов



19

Оформление газет.

1

Создание макетов

Слайдфильм

20

Содержание периодических изданий и их структура

1


Игра «Моя газета»

Презентации собственных газет

21

Заголовок.

1

Игра «Эта статья должна называться так!..»

Тексты разных стилей и типов

22

Школьная газета. Её структура, содержание

1

Конструирование.

Слайдфильм

Газеты прошлых лет



23

Творческая мастерская

1

Изготовление эскизов

Презентация

24

Виды передовиц, их содержание

1

Комментированное чтение, обсуждение

Тексты передовиц

25

Творческая мастерская.

1

Создание собственных текстов

Список тем

26

Анализ и коррекция

1

Чтение и обсуждение созданных текстов

Предварительно проверенные тексты учеников.

Слайдфильм из ученических текстов



27

Литературные заготовки

1

Комментированное чтение, обсуждение

Слайдфильм

28

Творческая мастерская

1

Создание собственных заготовок

Предварительно проверенные тексты учеников.

Слайдфильм из ученических текстов



29

Анализ и коррекция

1

Чтение и обсуждение созданных текстов

Предварительно проверенные тексты учеников.

Слайдфильм из ученических текстов



30

Репортаж. Особенности жанра.

1

Комментированное чтение, обсуждение

Слайдфильм

31

Творческая мастерская

1

Создание собственных текстов

Список тем

Слайдфильм



32

Анализ и коррекция

1

Чтение и обсуждение созданных текстов

Предварительно проверенные тексты учеников.

Слайдфильм из ученических текстов



33

Интервью. Виды интервью. Особенности жанра

1

Комментированное чтение, обсуждение

Слайдфильм

34

Творческая мастерская

1

Создание собственных текстов

Список тем

Слайдфильм



35

Анализ и коррекция

1

Чтение и обсуждение созданных текстов

Предварительно проверенные тексты учеников.

Слайдфильм из ученических текстов



36

«Интервью в школьном коридоре»

1

Чтение и обсуждение созданных текстов

Предварительно проверенные тексты учеников.

Слайдфильм из ученических текстов



37

Совершенствование рукописи

1

Отработка навыков совершенствования рукописи

Слайдфильм

38

Творческая мастерская

1

Создание собственных текстов

Список тем

Слайдфильм



39

Анализ и коррекция

1

Чтение и обсуждение созданных текстов

Предварительно проверенные тексты учеников.

Слайдфильм из ученических текстов



40

Отзыв о кинофильме, спектакле

1

Комментированное чтение, обсуждение

Слайдфильм

41

Просмотр кинофильма, спектакля

1

Комментарий, обсуждение увиденного

Фильм, спектакль

42

Творческая мастерская

1

Создание собственных текстов

Слайдфильм



43

Анализ и коррекция

1

Чтение и обсуждение созданных текстов

Предварительно проверенные тексты учеников.

Слайдфильм из ученических текстов



44

Описание местности

1

Комментированное чтение, обсуждение

Слайдфильм

45

Творческая мастерская

1

Создание собственных текстов

Слайдфильм



46

Анализ и коррекция

1

Чтение и обсуждение созданных текстов

Предварительно проверенные тексты учеников.

Слайдфильм из ученических текстов



47

Путевые заметки.

Особенности жанра



1

Комментированное чтение, обсуждение

Слайдфильм

48

Творческая мастерская

1

Создание собственных текстов

Слайдфильм



49

Анализ и коррекция

1

Чтение и обсуждение созданных текстов

Предварительно проверенные тексты учеников.

Слайдфильм из ученических текстов



50

Портретный очерк

1

Комментированное чтение, обсуждение

Слайдфильм

51

Творческая мастерская




Создание собственных текстов

Слайдфильм



52

Анализ и коррекция

1

Чтение и обсуждение созданных текстов

Предварительно проверенные тексты учеников.

Слайдфильм из ученических текстов



53

Рассуждение проблемного характера

1

Комментированное чтение, обсуждение

Слайдфильм

54

Творческая мастерская

1

Создание собственных текстов

Слайдфильм



55

Анализ и коррекция

1

Чтение и обсуждение созданных текстов

Предварительно проверенные тексты учеников.

Слайдфильм из ученических текстов



56

Статья в газету

1

«Проба пера»

Слайдфильм

57

Творческая мастерская

1

Создание собственных текстов

Слайдфильм



58

Анализ и коррекция

1

Чтение и обсуждение созданных текстов

Предварительно проверенные тексты учеников.

Слайдфильм из ученических текстов



59

Рассказ с необычным построением. Композиция

1

Комментированное чтение, обсуждение

Слайдфильм

60

Творческая мастерская

1

Создание собственных текстов

Слайдфильм

61

Анализ и коррекция

1

Чтение и обсуждение созданных текстов

Предварительно проверенные тексты учеников.

Слайдфильм из ученических текстов



62

Фельетон

1

Комментированное чтение, обсуждение

Слайдфильм

63

Творческая мастерская

1

Создание собственных текстов

Слайдфильм



64

Анализ и коррекция

1

Чтение и обсуждение созданных текстов

Предварительно проверенные тексты учеников.

Слайдфильм из ученических текстов



65

Практическая работа по созданию, оформлению, структурированию, подготовке материала для печати

4

Подготовка и выпуск школьной газеты для младших и средних школьников

Презентация собственных проектов.

Слайдфильмы





Формы оценки результатов внеурочной деятельности

Критерии оценивания ученической работы на занятиях

Ученик

* что делал

* где участвовал

* каковы успехи

* планы на будущее

* чему научился

* индивидуальные творческие достижения «Творческая копилка»

Критерии самооценки


  1. я узнал

  2. я понял

  3. я научился

  4. лучше всего у меня получается…

  5. я написал, создал, сделал

Критерии оценивания созданных ученических работ:

  1. оригинальность

  2. уровень творчества

  3. новизна

  4. полезность для автора и других людей

  5. трудоемкость работы

  6. качество оформления работы


Материально-техническое обеспечение программы

Оборудование, необходимое для реализации программы

- компьютер;

- проектор;

- экран;

- принтер;

- диски;

- цифровой фотоаппарат;

- бумага формата А4, канцелярские принадлежности.
Учебно-методическое обеспечение программы
Для педагога
Кеворков В.В. . Рекламный текст. – М., 1996.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983

Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С.. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». М., «Просвещение», 1990.

Ладыженская Т.А., Ю.И.Равенский, П.Ф.Ивченков. Теория и практика сочинений разных жанров. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 2000 год.

Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Альтернативные уроки. Часть 4.- Ростов н/Д, «Учитель», 2007.

Маленкова Л.И. Человековедение. – М., 1993.

Николюкин А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий. 2001

Правовое поле журналиста. Справочник. – М., 1971.

Программа «Русский язык», 5-9 класс,10-11 кл., М., «Дрофа»,2001г.

Развивайте дар слова. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова Т.А., М., «Просвещение», 1986.


Для обучаемых
А.Архангельский, З. Новлянская, Г.Кудина Словарь литературоведческих терминов. – М., 2008

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. -М., 1974.

Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988

Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М.,1988



Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992

Шкопоров Н.Б. « Как психологически правильно брать интервью М.,1990
скачать файл



Смотрите также:
Программа рассмотрена и одобрена на заседании
180.41kb.
Неоинституциональная экономическая теория: новый инструментарий. Объяснение правил. Экономическая теория исключительныхправ. Структура прав собственности в фирмах и экономические результаты. Контактная природа фирмы
266.44kb.
Рассмотрена и одобрена на заседании научно методического объединения
287.67kb.
Рабочая программа по математике в 9 классе Рассмотрена на заседании методического объединения учителей предметников
367.92kb.
Рабочая программа дисциплины Физические основы электроники
199.59kb.
2 Учебный план по направлению подготовки 030500
260.49kb.
Теория функций комплексного переменного учебная программа для специальности
335.09kb.
«История войн и военного искусства российских полководцев»
110.93kb.
Одобрена на заседании кафедры политической истории 03 июня 2010 г
360.84kb.
Рабочая учебная программа по специальности 030501. 65 Юриспруденция рассмотрена на заседании кафедры
221.88kb.
Одобрена на заседании кафедры истории идей и методологии исторической науки 2012 г
221.52kb.
Рекомендована секцией умс одобрена на заседании кафедры
259.74kb.