Главная
страница 1
скачать файл
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра философии


УТВЕРЖДАЮ


Зав. кафедрой ____________ С.В. Борисов

«23» января 2013 г., протокол № 5



ПРОГРАММА

вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 09.00.01 – онтология и теория познания
Раздел I. Онтология

  1. Исторические типы онтологических учений

Миф и метафизика. Философия, наука, искусство. Философия и религия. Разработка первых метафизических учений. Понятия бытия и становления. Поиски субстанциальных начал бытия. Бытие и мышление. Метафизика в учениях Платона и Аристотеля. Теологические доктрины и их метафизическое содержание. Онтологические корни гуманистических учений эпохи Возрождения. Онтология в новоевропейском рационализме и сенсуализме. Развитие онтологии в эпоху Просвещения. Онтология в классической немецкой философии. Идеализм и материализм. Онтология и диалектика. Онтологические концепции неклассической философии.

  1. Категории онтологии

Категория бытия. Бытие, небытие, ничто. Субстанция и субстрат. Вещь, свойство, отношение. Часть, целое, система. Структура и уровни бытия. Проблема единства мира. Иерархические модели бытия. Антропологизация и темпорализация современной онтологии. Софиологическая онтология.

  1. Движение как атрибут бытия

Историко-философская ретроспектива проблемы движения. Диалектика и метафизика в решении проблемы движения. Движение и развитие. Модели развития и прогресса. Законы и принципы диалектики. Детерминизм и индетерминизм. Развитие, порядок, свобода. Свобода и ее категоризация. Модусы свободы. Свобода-от и свобода-для. Свобода в политической, экономической и духовной сферах социальной жизни. Свобода и экзистенция.

  1. Пространство и время как философские категории

Понятия пространства и времени в истории философской мысли. Научные исследования пространства и времени. Физическое, биологическое и социальное понимание пространства и времени. Пространство и время в повседневном и духовном опыте человеческого бытия.

Раздел II. Теория познания

1. Введение в гносеологическую проблематику

Место гносеологии в структуре курса систематической философии. Взаимосвязь гносеологии и онтологии. Гносеология как общефилософское учение о познании и эпистемология. Проблема познаваемости мира. Агностицизм. Познание как отражение и конструирование реальности.



2. Сознание как гносеологическая проблема

Сознание как субъективная духовная реальность и как условие воспроизводства человеческой культуры. Многообразие концептуальных подходов в истории философии к проблеме происхождения и сущности сознания. Генезис сознания. Мозг, психика, интеллект, сознание. Сознание, подсознательное, бессознательное и их взаимосвязь. Интуиция и воображение. Мышление, память, воля, эмоции. Мышление и язык. Знак, значение и смысл. Информация и сигнал. Взаимосвязь психического, интеллектуального, духовного и культурного в сознании. Активность сознания и особенность ее проявления. Самосознание и личность. Структура самосознания (убеждения, самооценка, самоконтроль). Духовная жизнь общества. Общественное и массовое сознание.



3. Структура познавательной деятельности

Субъект и объект познания, их взаимодействие. Познавательные способности человека. Чувственное познание и его формы (ощущение, восприятие, представление). Память и воображение. Рациональное познание и его формы (понятие, суждение, умозаключение). Роль абстракций в процессе познания. Единство чувственного и рационального познания. Современные разновидности эмпиризма, рационализма, априоризма и интуитивизма. Познание, творчество и практика.



4. Проблема истины в гносеологии

Проблема истины в философии и науке. Истина как цель познания и ценность. Основные концепции истины: референтно-корреспондентная (классическая), когерентная, конвенциональная, прагматическая, семантическая. Абсолютное и относительное, субъективное и объективное в истине. Истина и заблуждение. Истина и ложь. Знание и вера. Вера и мнение, вера и предрассудок. Критерии истины: рациональная интуиция, соответствие чувствам или логическим законам, «экономия мышления», практика, верификация, когеренция, корреспонденция, фальсификация и др.



5. Научное познание и его особенности

Многообразие типов и форм познания. Историческая изменчивость взаимоотношений научного и вненаучного знания. Сциентизм и антисциентизм, их мировоззренческие позиции и философские основания. Наука как вид духовного производства, ее отличие от других видов деятельности. Аспекты бытия науки: генерация нового знания, социальный институт, особая сфера культуры. Идеалы, нормы и критерии научного познания в истории человеческой культуры. Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Основные формы функционирования и развития научного знания: факт, проблема, идея, гипотеза, теория. Методы научного познания и их классификация.


Основная рекомендуемая литература
Алексеев П.В. Философия: учеб. / П. В. Панин, А. В. Панин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Проспект, 2004. – (Рекомендован Научно-методическим советом по философии Министерства образования РФ).

Борисов С.В. Основы философии: учеб. пособие / С.В. Борисов. – М.: Флинта: Наука, 2010. – (Рекомендовано Научно-методическим советом по философии Минобрнауки РФ).

История мировой философии: учеб. пособие / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. – (Рекомендовано Научно-методическим советом по философии Министерства образования и науки России).

Кармин А.С. Философия: учеб. для вузов / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. – СПб.: Питер, 2009. – (Рекомендовано Научно-методическим советом по философии Министерства образования и науки РФ).

Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. Учебник. М., 2006.

Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ.-науч. фонд; науч.-ред. совет: акад. РАН В. С. Степин (пред.) и др. . – М.: Мысль, 2000-2001. – 4 т.

Новейший философский словарь / В. А. Кондрашов, Д. А. Чекалов, В. Н. Копорулина; под общ. ред. А. П. Ярещенко. -3-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008.

Философия: учеб. пособие для высших учебных заведений / отв. редактор В.П. Кохановский. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – (Рекомендовано Министерством образования РФ).

Философия: учеб. / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2007. – (Рекомендовано Министерством образования РФ).
Список дополнительной литературы (по разделам)
Раздел I. Онтология

Ахутин А.В. Понятие “природа” в античности и в новое время. М., 1988.


Балашов Ю.В. «Антропные аргументы» в современной космологии // Вопросы философии, 1988, № 7.
Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994.
Гартман Н. Познание в свете онтологии // Западная философия: итоги тысячелетия. Екатеринбург, 1997.
Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник–1988. М., 1988.
Гиренок Ф.И. Ускользающее бытие. М., 1994.
Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. М., 1998.
Диалектика материального мира. Л., 1985.
Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.
Корет Э. Основы метафизики. Киев, 1998.
Мамардашвили М.К. Органы онтологии // Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М., 1986.
Основы онтологии. СПб., 1997.
Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988.
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 2002.
Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.
Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
Раздел II. Теория познания

Брентано Ф. О понятии истины // Избранные работы. М., 1996.


Витгенштейн Л. О достоверности // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч.I. М., 1994.
Гадамер Х.-Г. Что есть истина? // Логос, № 1. М., 1991.
Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.
Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.
Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.
Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 50-ти тт. М., 1955–1981. Т.3.
Микешина Л.А. Философия познания. М., 2001.
Молчанов В. Парадигмы сознания и структуры опыта // Логос, № 3. М., 1992.
Нагель Т. Мыслимость невозможного и проблема духа и тела // Вопросы философии, 2001, № 8.
Райл Г. Понятие сознания. М., 2000.
Серл Дж. Открывая сознание заново. М., 2002.
Современные теории познания. М.,
Уорф Б. Язык, мысль и реальность // Новое в лингвистике. Вып.1. М., 1960.
Хайдеггер М. О сущности истины // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991.
Хилл Т. Современные теории познания. М., 1965.
Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977.
Шелер М. Феноменология и теория познания // Избранные произведения. М., 1994.

Вопросы для подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности 09.00.01 – онтология и теория познания
1. Проблема бытия в истории культуры. Бытие и сущее.

2. Главные онтологические категории (бытие и ничто, сущность и существование, единое и многое).

3. Проблема единства мира и основные пути ее решения.

4. Реальность объективная и субъективная. Объективность идеального. Материя как объективная реальность.

5. Пространство и время. Эволюция представлений.

6. Направление времени. Время статическое и динамическое, циклическое и линейное.

7. Движение и развитие.

8. Основные формы движения. Эволюция и революция. Прогресс и регресс.

9. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности. Причина и цель.

10. Природа неживая и живая. Жизнь и разум в контексте глобальной эволюции Вселенной.

11. Понятие экосистемы. Глобальные экологические проблемы современной цивилизации.

12. Происхождение человека. Труд, общение, речь как основные факторы антропосоциогенеза.

13. Человек и его место в мире. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.

14. Психика, мышление, сознание. Чувственные (ощущение, восприятие, представление) и интеллектуальные (понятие, суждение, умозаключение) компоненты сознания.

15. Бессознательное как психический феномен. Структура бессознательного.

16. Природа познавательного отношения. Субъект и объект познания.

17. Чувственное и рациональное в познании. Познание как «отражение» и познание как «конструирование» действительности.

18. Истина как цель познания. Классическое определение истины и пути его исторического развития.

19. Основные проблемы теории познания и ее место в системе философского знания.

20. Взаимодействие субъекта и объекта в процессе познания.

21. Понятие объектов познания и их характеристика

22. Субъект познания и его роль в познавательном процессе.

23. Специфика отражения и информации в познании социальной действительности.

24. Структура познания, его основные этапы и уровни.

25. Активность и социальная обусловленность чувственного отражения.

26. Возможности и границы рационального.

27. Интуиция ее природа и возможности.

28. Роль скептицизма в познании.

29. Понятие творчества. Единство отражения и творчества в процессе познания.

30. Основные стороны бытия науки: наука как система знаний, как процесс получения нового знания, как социальный институт и как особая область и сторона культуры.

31. Характерные черты и многообразие научного знания.

32. Средства и методы эмпирического познания.

33. Средства и методы теоретического познания.

34. Наука в системе культуры.

35. Неопозитивистская модель развития науки.

36. Концепция развития научного знания К.Поппера.

37. Концепция смены научных парадигм Т. Куна.

38. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

39. Отрицание адекватности рациональных реконструкций истории науки П.Фейерабендом.

40. Эволюционистская модель развития науки.

41. Дифференциация и интеграция в науке. Методологическое единство и многообразие современной науки.

42. Компьютеризация и информационные технологии как фактор развития современной науки.

43. Проблема классификации. Классификация и теория.

44. Гипотеза, данные опыта и теория. Структура теории. Типология теорий.

45. Язык науки. Понятия и виды описания. Принцип дополнительности описаний.

46. Понятия и виды объяснения и понимания. Соотношение понимающего и объясняющего подходов в различных науках.

47. Предсказание (ретросказание) и прогнозирование. Особенности прогнозирования социальных явлений.

48. Единство знания и проблема критериев выбора теорий.

49. Проблема редукционизма.

50. Проблема причинности. Многообразие причинно-следственных связей.

51. Эволюционизм в современной науке.

52. Проблема аксиологической суверенности науки. Значимость критической традиции внутри научного сообщества как основания научной объективности.



53. Сциентизм и антисциентизм.

54. Классическая и неклассическая наука. Особенности стиля мышления в науке XX века.
скачать файл



Смотрите также:
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 09. 00. 01 онтология и теория познания Раздел I. Онтология
84.38kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 02. 19 «Теория языка»
35.76kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 05. 02. 23 «Стандартизация и управление качеством продукции»
139.11kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по научной специальности
1529.76kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки 46. 06. 01 Исторические науки и археология Специальность
1018.07kb.
Программа вступительного экзамена для поступающих в аспирантуру по специальности
184.63kb.
Программа вступительного экзамена по специальности 03. 02. 01 Ботаника Калининград 2012 Программа вступительного экзамена
133.11kb.
Ученым советом фгбоу впо
130.31kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 12 «Бухгалтерский учёт, статистика»
219.94kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки 46. 06. 01 Исторические науки
446.39kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру
79.79kb.
Ф. Т. Алескеров программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 05. 13
126.09kb.