Главная
страница 1
скачать файл
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 комбинированного вида

КОНСПЕКТ НОД

по звуковой структуре речи (старшая логопедическая группа)



Тема: «Путешествие в страну Звуков и слов». (Звук М)

Подготовила:

Мурадымова Т.А.

учитель-логопед

высшей категории

Чебаркуль, 2013

Конспект занятия по звуковой структуре речи. (старшая логопедическая группа)

Подготовила учитель– логопед высшей квалификационной категории Мурадымова Татьяна Алексеевна.

Тема: «Путешествие в страну Звуков и слов». (Звук М)

Цели: Закрепить знания у детей о гласных звуках, их артикулированиии, звучании. Познакомить детей с твердым звуком /М/.

Развитие фонематического внимания и детского словотворчества.

Учить определять позицию звука М в словах. Развивать внимание, мышление, память. Воспитывать доброжелательность, умение выслушивать до конца ответы товарищей. Оптимизация процесса обучения за счёт включения в игровую ситуацию.

Предшествующая работа:


  1. Знакомство детей с гласными звуками А,О,У,И,Ы.

  2. Вызывание интереса детей к словотворчеству. Придумывание различных рифмованных слов.

  3. Развитие фонематического слуха через дидактические игры: «Подскажи последнее словечко», «Звуковая мозаика», «Подскажи Петрушке звук».

Оборудование и материалы:

  1. Билетики с изображением артикуляции гласных звуков.

  2. Корона, пилотка.

  3. Карточки для определения позиции звука (начало, середина, конец)

  4. Картинки с рифмующим окончанием.

  5. Картинка с изображением самолета.

  6. Зеркала, фишки для обозначения звуков(синие, зеленые, красные) на каждого ребенка.

  7. Мяч, надпись: «Страна звуков и слов».

Индивидуальная работа: Побуждать Созинова А. и Печенина Е. четко отвечать на поставленные вопросы. Ягофарова К, Пятунину В побуждать правильно произносить звук /Р/, Неволину Д, Вахнину С. активизировать на всем протяжении занятия.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Логопед: Ребята скажите, где учатся дети?

Дети: В школе.

Логопед: У нас с вами не школа. А куда вы ходите? А чему мы учимся в детском саду? А сейчас, у нас тоже будет занятие. Мы с вами будем продолжать знакомство со звуками. А вот с каким звуком вы скоро узнаете. Мы его проведем в стране Звуков и слов. На каком транспорте туда можно добраться?

Ответы детей.

Да на всем этом можно доехать. Но чтобы это сделать быстро, мы полетим на сверхзвуковом самолете. Вот на таком (показ самолета).

Я буду стюардесса.

Покрутись, покрутись в стюардессу превратись.



Здравствуйте ребята. Чтобы попасть на наш сверхзвуковой самолет нужно приобрести билет. Билет не простой, в нем спрятался звук, вам нужно назвать его и только тогда вы попадете на самолет. Смотрите внимательно, вспоминайте.



блок-схема: узел 3 блок-схема: узел 10

блок-схема: узел 15 блок-схема: узел 33 блок-схема: узел 18 блок-схема: узел 24 блок-схема: узел 25 блок-схема: узел 26 блок-схема: узел 27

блок-схема: узел 32

блок-схема: знак завершения 2овал 28блок-схема: узел 29блок-схема: узел 30блок-схема: решение 34

Ы А О У И



Дети: Получают билеты, отвечают.

Логопед: Ну, я вижу, все готовы.

Руки в стороны в полет,

Отправляем самолет.

Правая рука вперед,

Левое крыло вперед,

Полетел наш самолет.

Дети имитируют самолет, «пролетают» по группе и рассаживаются по местам.

Логопед: Наш самолет прибыл в страну Звуков и слов. Ребята, закроите глазки, я произнесу волшебные слова, для вызова королевы.

Покрутись, покрутись в королеву превратись. (Одеваю корону, снимаю пиджак, оказываюсь в длинном вечернем платье).



Королева: Здравствуйте, ребята, я королева страны «Звуков и слов». Вы прибыли в мою страну для того, чтобы узнать новый звук.

Но прежде чем познакомиться с новым звуком, мы выполним гимнастику для губ и языка. Поставьте зеркала, мы начнем. (Показываю картинки)

Заборчик, Бармалей, дворник (чистим верхние и нижние зубки), бублик, чашечка, лошадка, грибок.

Молодцы, как хорошо и правильно вы выполнили упражнения. Это поможет вам всегда говорить четко, ясно и понятно.



Королева: А сейчас, я покажу вам картинки. Что нарисовано на них?. (дети называют)



Королева: А теперь, Даша, назовет 1 звук в слове матрешка, Егор - в слове муха, Катя - в слове морковка.

Королева: Вы догадались, с каким звуком я вас познакомлю.

Дети: Со звуком /М/

Королева: Совершенно верно я вас познакомлю со звуком /М/.

Артикуляция звука /М/.

Королева: Давайте посмотрим, как он образуется, для этого поставьте зеркала и произнесите звук /М/. Обратите внимание на то, как работают ваши губы.

Королева: Алеша скажи, твои губы сомкнуты или открыты?

Алеша: Сомкнуты.

Королева: Наши губы сомкнуты это своеобразная преграда, воздух не может пройти через наш рот. Звуки, которые произносятся с преградой, мы будем называть согласными. Звук /М/ в этих словах мы произносим твердо. А как определить звонкий это звук или глухой? Дети определяют. Звук /М/ звонкий.

Королева: А вот и житель моей страны, догадались, как его зовут?


Дети: Звукарик.

Королева: А вы догадались, почему пришел именно этот Звукарик? А почему у него колокольчик на костюмчике?

Королева: И так, звук /М/ согласный, твердый, звонкий обозначается синим цветом с колокольчиком. Покажите, какой фишкой мы будем обозначать звук /М/.

Развитие слухового внимания:

А сейчас Звукарик хочет с вами поиграть в игру «Внимательные ушки» если вы услышите звук /М/, положите синю фишку. И так, готовы.

М, Н,П,М,М,Д,Б,М,Г,Н,В,М.

Синтез слов состоящих из двух звуков.

Королева: Ребята, наш Звукарик очень любит знакомиться с гласными звуками. А какие гласные вы знаете? Дети причисляют, в это время я выставлю гласные Звукарики /А/,/У/,/М/ на доску. Комбинируя их по два, предлагаю детям «прочитать» получившиеся короткие слова и догадаться, что они обозначают.

Света прочитает, что получилось? УМ – то, что помогает нам учиться, Полина назовет все звуки в этом слове.



А теперь Даша прочитает, что получилось – АМ – такие звуки произносит ребенок, когда кушает, Егор, скажет, сколько звуков в этом слове.




Прочитай Кирилл, что получилось МУ – коровка мычит, а Катя скажет, сколько звуков в этом слове.

Королева: Молодцы ребята, вы научились составлять и «читать» маленькие слова.

Физ - мин.

Давайте хлопнем столько раз

Сколько мячиков у нас,

А теперь присядем столько раз,

Сколько мальчиков у нас.

Сколько видим, молотков, столько сделаем прыжков,

Сколько видим, микрофонов, столько сделаем поклонов






Королева: А мы продолжаем знакомство со звуком /М/. Вы готовы выполнить следующее мое задание?

Дети: Да!

Королева: Раз, два, три карточку поверни. Что нарисовано на вашей карточке?.

Ребята называют молоток, ромашка, дом.







































В этих словах нужно определить место звука /М/. Какую, фишку взять?

Дети: Синюю. Звук /М/согласный твердый.

Один ребенок выполняет на доске, остальные самостоятельно. Проверка.



Королева: А сейчас, я поиграю с вами в очень интересную игру. Рассмотрите и назовите картинки. Я буду показывать картинку, а вы выбираете ту, которая по звучанию похожа.

Мышка - шишка, рубашка- ромашка,

Кошка - матрешка, дом – сом,

Самолет – вертолет, машина – шина,

Платок – молоток, майка – чайка,

Мальчик – зайчик, маска – каска.

Назовите слово в паре, в котором вы услышали звук /М/.

Дети: Выполняют.

Королева: Дети, какие вы молодцы, вы были очень внимательными, научились подбирать слова по рифме.

А это задание будет еще интереснее. Мы с вами переберемся на «зеленую лужайку, встаньте в кружок. Кто будет самым внимательным, тот выполнит правильно. Слушайте задание. Я буду произносить слова, первый звук, пропуская, а вы не зевайте звук /М/ добавляйте, тогда мы узнаем, какое слово получилось. Игра проводится с переброской мяча детям.

-ашина, -агазин,-асло,-олоко,-ука,-атрешка,-ышка,-ак,-ох,-усор,-ухомор,-орковка.

Королева: Ребята, вы были такие внимательные, поэтому сумели слова узнать и правильно их назвать.

Итог занятия:

Королева: Мне радостно и приятно было с вами работать. Все задания вы выполняли правильно, эти знания вам пригодятся в школе. Вы мои гости и я вас хочу угостить. Посмотрите, что это у меня? Как вы думаете, почему я вас угощаю мандаринами. А не бананами?

Дети: В слове мандарин первый звук /М/.

Королева: Я прощаюсь с вами, прилетайте ко мне и вы многое узнаете о других звуках, которые живут в этой стране. До скорой встречи. А теперь закройте глазки, я произнесу заклинание. Повернись, повернись в стюардессу превратись.(снимаю корону, одеваю пилотку и пиджак).

Стюардесса: Ребята, в какой стране вы находитесь? А хотите вернуться в детский сад? Купить билет вы сможете в том случае, если назовете слово со звуком /М/. (все дети получают по билету).

Руки в стороны в полет,

Отправляем самолет.

Правая рука вперед,

Левое крыло вперед,

Полетел наш самолет.



Дети имитируют самолет, и улетают в раздевалку.

скачать файл



Смотрите также:
«Путешествие в страну Звуков и слов». (Звук М)
90.53kb.
Расставьте ударения в следующих словах: вероисповедание, танцовщица, ломоть, иконопись, нефтепровод, соболезнование, хозяева, уведомить
35.19kb.
Конспект урока «сказочное путешествие в страну звуков и букв»
62.01kb.
Путешествие в страну Wonderland”
62.73kb.
«В гостях у звуков»
32.73kb.
«Путешествие в страну Мурляндию»
167.49kb.
Фонетика особый раздел науки о языке. Классификация звуков русского языка
56.33kb.
«Путешествие в страну сказок»
48.66kb.
Путешествие в страну необычных чисел
140.36kb.
Путешествие в страну «Положительных и отрицательных чисел.»
65.55kb.
С. Заветное 2013г. Тема: «Путешествие в страну насекомых». Цель
47.21kb.
Путешествие в Страну изученных наречий
62.14kb.