Главная
страница 1
скачать файл
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов

Управление образования администрации

Городского округа Орехово-Зуево










УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ №25 с УИОП

__________Н.В.Матвеева

«____» _________2012 год



Рабочая программа

по географии

(базовый уровень)

8 класс

Составитель: Терехова Вера Сергеевна,



Учитель географии вторая категория

2012 г.

Содержание.


  • пояснительная записка;

  • основное содержание;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • календарно-тематическое планирование;

  • перечень учебно-методического обеспечения.


Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 8-9 классов составлена на основе Примерных стандартов второго поколения по географии, основного общего образования.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

В 8-ом классе изучается физическая география «Природа России», а в 9-ом классе экономическая география «Население и хозяйство России». Эти два курса географии взаимно дополняют друг друга. Знания, полученные на уроках географии в 8-ом классе, являются дополнением при изучении географии в 9-ом классе.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Природа России», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.


География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей. Закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства. Об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Целями изучения географии в основной школе являются:
• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

•понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному.

Блок «География России» — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию.




Рабочая программа составлена на основе авторской программы без изменений. Программа составлена с учетом примерной программы по географии и стандарта основного общего образования по географии.





Наименование раздела и тем

Кол-во

часов

1.

Введение.

1

2.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ

8

3

ПРИРОДА РОССИИ

45

4.

НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ

11

5.

Заключение

1

6

Резерв

2




Итого:

68



Основное содержание
ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 8–9 КЛАССОВ

Раздел «География. Россия: природа, население, хозяйство» (В.П. Дронов, Л.Е. Савельева) 136 учебных часов

Раздел «География. Россия: природа, население, хозяйство» является центральным в системе школьного географического образования и открывает широкие возможности для реализации межпредметных связей с другими школьными предметами. Его основа — комплексная географическая характеристика России через триаду «природа — население — хозяйство». Раздел завершает страноведческий компонент базового географического образования. Он опирается на знания, усвоенные учащимися при изучении предыдущих географических разделов. Важнейшая методологическая особенность данного раздела — его огромный мировоззренческий и воспитывающий потенциал, огромная роль в формировании гражданской идентичности, патриотизма, духовной и нравственной сферы учащихся.

Главная цель раздела «География. Россия: природа, население, хозяйство» — сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения. Он помогает учащемуся осознать себя гражданином и патриотом России, усвоить идеалы и ценности патриотизма, гражданского общества, сформировать уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию.

Для достижения этой цели изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

• сформировать у учащихся знания и представления о России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные, социально-экономические и экологические процессы;

• сформировать представления о географических особенностях природы, населения и экономики России в целом, ее отдельных хозяйственных звеньев и районов;

• сформировать представления о географических аспектах современных социально-экономических и экологических проблем страны;

• продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих активному и социально-ответственному поведению в российском пространстве;


  • 8 КЛАСС

68 учебных часов

ВВЕДЕНИЕ — 1 ч

Что изучает география России. Комплексное изучение России во всем ее многообразии и контрастности.

Тема 1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ — 8 ч



Границы России. Государственная территория и государственные границы России. Морские и сухопутные границы. Воздушное пространство. Территориальные воды. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации. Соседи России.

Размеры территории России. Часовые пояса. Размеры и конфигурация территории, их влияние на жизнь и деятельность населения. Часовые пояса на территории нашей страны. Поясное, декретное, летнее время.

Географическое положение России. Виды и особенности. Сравнение физико-географического положения России с положением других государств. Влияние физико-географического положения на природу, население и хозяйство страны.

Россия в мире. Жизненное пространство России. Сравнение с другими государствами мира по основным показателям: территориальному, человеческому, природному, экономическому и экологическому потенциалу. Россия и Содружество независимых государств (СНГ). Россия и международные организации.

Освоение и изучение территории России. Формирование, освоение территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах. История изучения территории России. Современные географические исследования.

Районирование — важнейший метод географической науки. Факторы формирования районов. Виды районирования.

Административно-территориальное устройство России. Функции административно-территориального деления. Россия — федеративное государство. Разнообразие субъектов федерации. Административно-территориальное устройство России. Федеральные округа.

Практические работы. Сравнительная характеристика географического положения России и других стран. Определение поясного времени для разных городов России.

Тема 2. ПРИРОДА РОССИИ — 45 ч



Природные условия и ресурсы. Понятия о природных условиях и природных ресурсах. Классификации природных ресурсов.

Рельеф и недра. Геологическое летосчисление. Этапы формирования земной коры на территории России. Современное тектоническое строение, его связь с рельефом.

Особенности размещения равнин и гор в России. Основные внутренние и внешние процессы формирования рельефа. Тектонические движения, районы проявления землетрясений и вулканизма.

Формирование рельефа в результате деятельности поверхностных вод и ветра. Древнее оледенение и ледниковые формы рельефа.

Изучение и освоение российских недр. Минеральные ресурсы: размещение, виды, использование. Стихийные природные явления в земной коре и на ее поверхности, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Изменение земной коры и рельефа в результате человеческой деятельности. Рациональное использование и охрана ресурсов недр.



Климат. Географическое положение и климат. Климатообразующие факторы на территории России: географическая широта, близость морей и океанов, циркуляция воздушных масс. Свойства подстилающей поверхности, особенности рельефа, их воздействие на климат.

Солнечная радиация: распределение, воздействие на климат. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Распределение температур, осадков и увлажнения на территории России.

Климатические пояса и типы климатов России. Комфортность климатических условий. Адаптация людей к различным типам климата, его влияние на хозяйственную деятельность людей.

Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Охрана воздушного бассейна.



Внутренние воды и моря. Воды России как составная часть мировой гидросферы.

Моря разных океанов, омывающие побережья России. Особенности природы морей, их хозяйственное использование.

Воды суши, их виды и запасы на территории России. Основные речные бассейны и системы. Бассейны стока рек. Влияние рельефа и климата на сток, характер течения и режим рек. Крупнейшие озера и водохранилища, их происхождение и размещение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота, ее распространение по территории страны и влияние на природу и хозяйство.

Обеспеченность водными ресурсами: неравномерность распределения, рост потребления, загрязнение. Рациональное использование и охрана водных ресурсов. Опасные природные явления, связанные с гидросферой, их предупреждение. Ресурсы морей, проблемы их использования.



Растительный и животный мир. Российская часть биосферы. Особенности и разнообразие растительного и животного мира России. Зональные и незональные факторы размещения. Биологические ресурсы, их богатство и рациональное использование. Охрана растительного и животного мира.

Почвы. Роль почвы в природе. Состав и свойства почв, факторы почвообразования. Основные типы почв страны, их особенности и размещение. Почвенные ресурсы России. Эрозия, мелиорация земель, рациональное использование и охрана почв.

Природно-хозяйственные зоны России. Разнообразие природных территориальных комплексов. Природные районы и природные зоны. Преобразование природных зон в природно-хозяйственные. Взаимосвязь и взаимообусловленность природных компонентов, расселения населения и основных видов хозяйственной деятельности в природно-хозяйственных зонах: арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Освоение и изменение зон в результате хозяйственной деятельности людей, экологические проблемы. Горные области: характер высотной поясности, население, особенности освоения. Рациональное природопользование. Особо охраняемые природные территории.

Практические работы. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Характеристика основных климатических показателей одного из регионов страны для оценки условий жизни и хозяйственной деятельности населения. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

Тема 3. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ — 11 ч

Численность населения. Динамика численности населения. Переписи населения. Геодемографическое положение России. Воспроизводство и механический прирост российского населения на разных исторических этапах. Факторы, влияющие на динамику численности населения. Прогнозы изменения численности населения России и демографические проблемы страны.

Половой и возрастной состав населения страны. Соотношение мужчин и женщин. Продолжительность жизни россиян. Возрастная структура населения. Половозрастная пирамида, причины ее своеобразия в России.

Народы, языки и религии России. Многонациональность — важнейший фактор формирования и развития России. Национальный и языковой состав России. Наиболее многонациональные районы России. Русский язык — язык межнационального общения. География основных религий.

Расселение населения. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Средняя плотность населения страны. Основная зона расселения. Размещение населения в зоне Севера. Городское и сельское население. Городские поселения. Размещение городов по территории, их функции. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения, их различия.

Миграции населения. Миграции, их типы и причины возникновения. Основные направления миграций на разных этапах развития страны. Роль миграций в условиях сокращения численности населения России.

Практические работы. Анализ карт населения. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

Резерв времени — 4 ч


Календарно-тематическое планирование учебного материала

по географии




Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в неделю

Программа

9 кл.

1 час

34 часа

Программа по географии для 9 класса общеобразовательных учреждений География. Россия: природа, население, хозяйство. К комплекту учебников, созданных под руководством В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, Москва «Просвещение», 2010 г.

Учебник 9 класс. География. Россия: природа, население, хозяйство. В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, Москва «Просвещение», 2009 г.




Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
— осознание целостности природы, населения и хозяйства России.
— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• образовательные результаты :

— овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.


Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:


• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

• картографическая грамотность;


• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф


Тематическое планирование

8 класс, УМК «Сферы».

Дата

урока

Тема урока

Домашнее задание и ресурсы




1.

Введение

С 5-6






Тема 1. Географическое пространство России - 8 ч







2.

Границы России

Стр.8-9




3.

Размеры территории. Часовые пояса. Практическая работа №1"Определение поясного времени для разных городов России"

С. 10-11




4.

Географическое положение. Практическая работа №2 "Сравнительная характеристика географического положения России, США и Канады"

С.12-15




5.

Россия в мире.

С.16-19




6.

Освоение и изучение территории России

С.20-25




7.

Районирование.

С.26-27




8.

Административно-территориальное устройство России. Практическая работа №3 "Анализ административно-территориального деления России"

С.28-29




9.

Обобщение по теме "Географическое пространство России"

Э.6-15






Тема 2. Природа России – 45 ч







10

Природные условия и ресурсы.

С.32-33






Рельеф и недра -7 ч.







11

Формирование земной коры на территории России

С.34-37




12

Рельеф

С.38-39




13

Изменение рельефа под воздействием внутренних процессов.

С.40-41




14

Изменение рельефа под воздействием внешних процессов.

С.42-45




15.

Минеральные ресурсы и их использование. Практическая работа №4. "Выявление взаимосвязи строения земной коры, рельефа и полезных ископаемых"

С.46-47




16

Земная кора и человек.

С.48-49




17

Обобщение по теме "Рельеф и недра"

Э.16-23






Климат - 11ч.







18

Географическое положение и климат.

С.50-51




19

Солнечное излучение и климат.

С.52-53




20

Земная поверхность и климат.

С.54-55




21

Воздушные массы и их циркуляция.

С.56-57




22

Атмосферные фронты

С.58-59




23

Циклоны и антициклоны.

С.60-61




24

Распределение температуры воздуха.

С.62-63




25

Распределение осадков и увлажнения.

С.64-65




26

Климатические пояса и области.

С.66-67




27

Климат и человек.

С.68-69




28

Обобщение знаний по теме "Климат"

Э.24-35






Внутренние воды и моря - 7ч.







29

Моря.

С.70-71




30

Особенности природы морей.

С.72-75




31

Внутренние воды России. Реки.

С.76-79




32

Практическая работа №5 "Сравнительная характеристика рек европейской и азиатской части страны"







33

Озёра. Водохранилища. Болота.

С.80-81




34

Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

С.82-83




35

Вода и человек. Практическая работа №6 "Оценка обеспеченности водными ресурсами территории страны"

С.84-87




36

Обобщение по теме "Внутренние воды и моря"

С.130






Растительный и животный мир -3ч.







37

Растительный мир

С.88-89




38

Животный мир

С.90-91




39

Биологические ресурсы и человек. Обобщение по теме "Растительный и животный мир"

Э. 44-47






Почвы -4ч







40

Почвы и факторы их образования.

С.94-97




41

Основные типы почв России.

С.98-99




42

Почвы и человек. Практическая работа №7 "Характеристика почвенных ресурсов своей местности"

С.100-103




43

Обобщение по теме "Почвы"

Э.48-53






Природно-хозяйственные зоны -11ч.







44

Природные районы и природно-хозяйственные зоны.

С.104-105




45

Природа арктических пустынь, тундр и лесотундр.

С.106-109




46

Население и хозяйство в арктике и тундре

С.110-111




47

Природа лесных зон

С.112-115




48

Население и хозяйство лесных зон

С.116-117




49

Природа лесостепей и степей

С.118-121




50

Население и хозяйство лесостепной и степной зон

С.122-123




51

Засушливые территории России

С.124-125




52

Горные области

С.126-127




53

Охрана природы и особо охраняемые территории

С.128-129




54

Обобщение по теме "Природно-хозяйственные зоны"

Э.54-61






Тема 3. Население России-11ч







55

Численность населения

С.132-135




56

Мужчины и женщины

С.136-137




57

Молодые и старые Практическая работа № 8 "Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России"

С.138-139




58

Народы

С.140-141




59

Языки

С.142-143




60

Религии

С.144-145




61

Размещение населения

С.146- 147




62

Города России. Урбанизация.

С.148-151




63

Сельские поселения. Сельское население. Практическая работа №9 «Разработка проекта «Мой населённый пункт»

С.152-153




64

Миграции населения. Практическая работа №10 «Характеристика особенностей движения населения России»

С.154-157

Э. 62-71





65

Обобщение по теме «Население России»

С.154-157




66

Итоговая проверочная работа

Э. 72-89




67

68


Резерв времени 2 часа





Перечень учебно-методического обеспечения УМК:
1. Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. – 5-е изд. –М.: Дрофа, 2010. – 288 с.: ил., карт.

2. Атлас 8 класс «Природа России» 10-е изд. М.: Дрофа, 2010.

3. Рабочая тетрадь к учебнику И.И.Бариновой «География России. Природа. 8 класс», М.: Дрофа, 2010.

4. Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.- 7-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2010.- 384 с.: ил., карт.



5. Атлас 9 класс «География России. Население и хозяйство» 10-е изд. М.: Дрофа, 2010.

6. Рабочая тетрадь к учебнику Дронов В.П., Ром В.Я. «География России. Население и хозяйство России 9 класс», М.: Дрофа, 2010.
скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа по географии (базовый уровень) 8 класс
241.25kb.
Программа Наименование учебного предмета география
326.23kb.
Рабочая программа по истории. (10 класс. Базовый уровень)
217.98kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании
1121.28kb.
Рабочая программа по географии 8 класс моу «Гимназии №12 с татарским языком обучения» Вахитовского района г. Казани
260.62kb.
Программа по географии. 7 класс
85.92kb.
Рабочая программа по мировой художественной культуре на 2013 2014 учебный год (базовый уровень) 11 класс екатеринбург
163.99kb.
Рабочая программа по «основы безопасности жизнедеятельности»
213.39kb.
Рабочая программа по географии
91.08kb.
Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира» для параллели 10-ых классов составлена на основе
184.31kb.
Рабочая программа по музыке для 7 класса основного общего образования (базовый уровень). Разработана Андреевой Светланой Борисовной
342.29kb.
Рабочая программа учебного курса географии «География России. Хозяйство и географические районы»
573.79kb.