Главная
страница 1
скачать файл
Муниципальное казенное образовательное учреждение "Средняя

общеобразовательная школа № 6 г.Буйнакска"
Рабочая программа по «основы безопасности жизнедеятельности»

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена на основе Примерной программы по ОБЖ (базовый уровень). (Сборник нормативно-правовых и методических материалов МО РФ), Москва, 2007.



1.Цель рабочей программы: создание педагогических условий обеспечения качественной реализации ГОСа в соответствии с образовательными потребностями, возрастными особенностями, индивидуальными возможностями обучающихся.

2. Планируемый результат:

 Реализация рабочей программы по ОБЖ

 Освоение Государственного образовательного стандарта.

 Адаптация обучающихся к условиям обучения.

 Создание условий для формирования универсальных учебных действий у обучающихся.

 Создание условий для социализации обучающихся.


3. Цели образовательной программы школы:

Создать условия для формирования интеллектуальной, духовно-нравственной, творчески развитой личности обучающегося.



Задачи:

 Создать необходимые условия для подготовки к введению и реализации новых ФГОС.

 Совершенствовать работу педагогического коллектива по обеспечению реализации личностно-ориентированного обучения и воспитания в школе как одного из условий повышения качества образования.

 Совершенствовать систему работы по организации идеологического, идейно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.

 Совершенствовать систему работы с педагогическими кадрами по самооценке деятельности и повышению профессиональной компетенции.

 Продолжить работу по созданию информационной среды в образовательном пространстве школы, освоению новых информационных технологий.

 Продолжить работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся, формированию стремления к здоровому образу жизни.

 Совершенствовать работу органов государственно-общественного управления.

 Совершенствовать условия взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство.
4. В основу рабочей программы заложена нормативно-правовая база:

 Закон Российской Федерации «Об образовании»;

 Типовое положение об общеобразовательном учреждении;

 Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

 СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление от 29.12.2010 №189, зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 №19993);

 Положение о промежуточной аттестации обучающихся;

 В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:

 – «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

 – «Об охране окружающей природной среды»;

 – «О пожарной безопасности»;

 – «О гражданской обороне»;

 – «О безопасности дорожного движения» и др.


5. Специфика образовательного процесса в вечерней школе.

Вечерняя школа возобновляет образовательный процесс, протекающий на базе дидактических, психологических и социальных следствий процесса личности. Контингент обучающихся различается по возрасту, учебной мотивации, целевым установкам к результатам образовательной деятельности. Многие обучающиеся имеют перерыв в учебе, низкий уровень знаний и умений по математике. Поэтому в ходе педагогического контроля качества образования обучающихся целесообразно оценивать по позитивным тенденциям в сравнении с их собственными показателями

Специфика обучения вечерней школы такова, что учащиеся могут обучаться по разным формам: заочная, очно-заочная (вечерняя), индивидуальная заочная, экстернат. Основой организации образовательного процесса по заочной форме является самостоятельная работа обучающихся. Учащиеся, не имеющие возможности посещать занятия в образовательном учреждении, представляют выполненные самостоятельно задания в письменном виде. Промежуточная аттестация проходит в форме зачетов – 4 зачета в конце каждой четверти. Темы, содержание зачетов представлены в приложении к рабочей программе.

При численности обучающихся менее 9 человек освоение общеобразовательных программ осуществляется по индивидуальным планам. Количество учебных часов в неделю устанавливается из расчета одного академического часа на каждого обучающегося.

Обучающиеся, не имеющие возможности посещать занятия в образовательном учреждении, представляют выполненные самостоятельно задания в письменном вид.

Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества.

Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» главным результатом обучения математике должно стать его соответствие целям опережающего развития. С этой целью необходимо:


 вовлекать школьников в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли. Уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности;

 развивать у школьников коммуникативные компетенции: умение общаться, совершать поступки и осознавать их последствия, пробовать себя не только в учебной, но и в других видах деятельности, осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны;

 создавать условия для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, детей, проживающих в малоимущих семьях, и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
6. Целевым ориентиром педагогической деятельности является обеспечение условий, направленных на повышение качества образования обучающихся.

Задачи:

1. Обновить содержание образования, повысить его качество, доступность и воспитывающий потенциал через:

- разработку и реализацию рабочей программы учебного курса «основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы» «основы безопасности жизнедеятельности 10-11 классы.

- активное использование методик и технологий, направленных на обучение

синтезу информации (задания, требующие сгруппировать, соотнести, обобщить, придумать),

оценке информации (доказать, сравнить, сделать вывод, аргументировать,),

использованию знаний для анализа событий, процессов и т.д.

2. Развивать творческую и исследовательскую деятельность обучающихся, используя педагогические технологии с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося;

3. Обеспечить психолого – педагогическое и социально – педагогическое сопровождение обучающихся, направленное на сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

4. Использовать ИКТ и сети Интернет в учебном процессе;

5. Оптимизировать работу по гражданско – патриотическому воспитанию обучающихся.

7. Цель и задачи учебного курса:

Общие цели изучения ОБЖ призваны способствовать:

• повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);

• снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

• формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

• обеспечению профилактики асоциального поведения обучающихся.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

• формирование у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

• воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Предлагаемая учебная программа предусматривает совместное изучение учебного материала юношами и девушками.

Важным в преподавании ОБЖ является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный опыт деятельности в реальной жизни, в том числе и за рамками учебного процесса.

Именно в школе на уроках ОБЖ сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально - нравственного состояния общества и государства. Ребѐнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально- ценностному, духовно - нравственному развитию,гражданскому воспитанию, что и происходит на уроках ОБЖ.

На уроках ОБЖ идет воспитание гражданина и патриота, по возможности раскрываются способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» является одним из основополагающих в воспитании у обучающихся:

- мотивации к безопасности;

- личностных качеств, способствующих предупреждению и преодолению опасных ситуаций;

- психологической подготовки к безопасному поведению.

Государственный образовательный стандарт предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у обучающихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетентности.

Принципы, используемые при организации образовательного процесса, отвечающие целям обучения и определяющие общие направления в развитии познавательной деятельности обучающихся:

 принцип всеобщности и демократизма;

 принцип гуманизма;

 принцип преемственности образовательных программ и педагогических технологий;

 принцип гибкости и вариативности содержания образования по безопасности жизнедеятельности;

 принцип системности и межпредметности;

 принцип проблемности в обучении безопасности жизнедеятельности;

 принцип взаимосвязи;

 принцип социальной безопасности.


Специфика курса ОБЖ состоит в том, что он имеет практическую направленность в реализации теоретических знаний учащихся, полученных на базе школьных предметов.

В 8,9,10 классах программа курса « Основы безопасности жизнедеятельности» разработана в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования. В 10, 11 программа разработана с учетом Р(НР)К, компонента образовательного учреждения и составляет 0.5 часа в неделю или 18 часов в год. Структурно программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» состоит из трех разделов : безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях , основы медицинских знаний и основы здорового образа жизни.

Учебные вопросы распределяются с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и уровня их подготовленности по другим основным образовательным программам

Преподавание основ безопасности жизнедеятельности на каждой ступени имеет свои особенности. В 8 классе завершается формирование у обучающихся основных понятий безопасности жизнедеятельности. Обучающиеся получают знания о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и правилах безопасного поведения, мероприятиях , проводимых государством по защите населения. В 10 классе обучающиеся получают сведения об обороне государства, истории создания Вооруженных Сил, их организационной структуре, функциях и основных задачах, боевых традициях и символах воинской чести , об основных воинских обязанностях.

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.



8. КРИТЕРИЙ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Критерий и нормы оценки знаний, умений, навыков по всем видам контроля учебной деятельности будут оцениваться по следующей системе:

за устный ответ:
Отметка«5» выставляется, если:

1. Ответ полный, содержание материала раскрыто в объеме программы и учебника.

2. Ответ отличается самостоятельностью суждений обучающихся, использованы ранее приобретенные знания (на уроках КБЖ, ОБЖ и других предметах), а также знания из личного опыта и опыта других людей.

3. Ответ построен логично, грамотно и последовательно с использованием общенаучных приемов (анализа, сравнения, сопоставления, обобщения и выводов).

4. Четко даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины.
Отметка «4» выставляется, если:

1. Раскрыто основное содержание материала, ответ самостоятелен и построен достаточно уверенно, грамотно в речевом отношении.

2. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины.

3. Встречаются 1-2 неточности в ответе (определение понятий неполное, допускаются незначительные нарушения последовательности, искажение научн0го термина (в выводах и обобщениях).


Отметка «3» выставляется, если:

1. Усвоено основное содержание предмета ОБЖ, но изложение фрагментарное, не всегда последовательное.

2. Определения понятий даны недостаточно четко.

3. Не используются в качестве доказательства выводы и обобщения, неумело применяются полученные знания в жизненных ситуациях, но могут быть устранены с помощью учителя.



4. Допускаются ошибки и неточности в использовании научной терминологии.
Отметка «2» выставляется:

1. Не раскрыто основное содержание учебного материала.

2. Не даны ответы на вспомогательные вопросы.Допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии
9. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Требования к уровню подготовки обучающихся

на ступени основного общего образования

(с учетом требований регионального (национально-регионального компонента) государственного образовательного стандарта)

Предметно-информационная составляющая образованности:

знать специфику экологической ситуации в регионе, основные методы осуществления природоохранной деятельности;

иметь обоснованное представление о возможностях собственного здоровья, способах его сохранения;

знать основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;

знать причины возникновения и масштабы различных видов опасности;

знать правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, с учетом специфики Свердловской области;

знать способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;

знать негативные последствия различных видов зависимостей для психофизического и эмоционального здоровья, способы противодействия различным видам зависимостей;

иметь представление о нормах поведения в социальных ситуациях, создающих угрозу жизни;

знать методы отбора достоверной информации;

знать историю вооруженных сил РФ.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

уметь использовать нормы, правила поведения, навыки защиты, позволяющие минимизировать возможный ущерб личности, обществу, среде в опасных и чрезвычайных ситуациях, прогнозировать последствия нарушения норм;

действовать в случаях терактов, при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ушибах, переломах, ранениях, ожогах, кровотечениях, обморожениях;

участвовать в экологических акциях двора, школы, микрорайона, города;

пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

адекватно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей, противостоять любым видам зависимостей и людям, которые пытаются к ним приобщить;

действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в чрезвычайных ситуациях и необходимости эвакуации населения.

владеть основными способами разрешения конфликтных ситуаций.


Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

анализа ситуаций, связанных с угрозой жизнедеятельности;

обеспечения жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, социального характера, создающих угрозу жизнедеятельности;

обеспечения личной и общественной безопасности на улицах и дорогах;

соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;

пользования бытовыми приборами и инструментами;

проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта, социального конфликта.
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

уверенность в возможности развития и саморазвития;

принятие норм и правил, которые обеспечивают успешное регулирование собственного сознания и поведения;

ценность собственного психофизического и социального здоровья;

умелое самоопределение во взаимоотношениях с другими людьми, осознание ответственности за свои действия;

понимание личной ответственности за качество образования;

понимание противоречивости развития современного мира, прошлого и настоящего в развитии социокультурного пространства, ответственность за происходящие в социально-территориальном пространстве процессы.
Требования к уровню подготовки выпускников

знать/ понимать:

-основы здорового образа жизни; укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

-правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

-способы безопасного поведения в природной среде: ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия, добывание огня, воды, пищи, сооружение современного укрытия;



уметь:

-действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

соблюдать правила поведения на воде, оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

-пользоваться средствами индивидуальной защиты(противогазом, респиратором, ватно – марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) средствами коллективной защиты;

-вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

-действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!»,комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

-обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

-соблюдение мер предосторожности правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

-пользования бытовыми приборами и инструментами;

-проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;

-обращения ( вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.



Компетенции выпускника основного общего образования:

знать собственные индивидуальные особенности, природные задатки к приобретению различных знаний и умений и эффективно их использовать для достижения позитивных результатов в учебной и внеучебной деятельности;

уметь планировать свое ближайшее будущее. ставить обоснованные цели саморазвития. проявлять волю и терпение в преодолении собственных недостатков во всех видах деятельности;

уметь соотносит свои индивидуальные возможности с требованиями социального окружения;

уметь проявлять ответственное отношение к учебной и внеучебной деятельности, осмысливая варианты возможных последствий своих действий;

владеть основными навыками самообразования и активно реализовывать их при освоении требований культуры региона, страны, мира;

уметь противостоять негативному воздействию тех, кто побуждает к асоциальным действиям, нарушению норм здорового образ жизни;

активно осваивать основные нормы мужского и женского поведения в процессе полового созревания в подростковом возрасте;

владеть основными знаниями, обеспечивающими обоснованный выбор будущего профиля допрофессионального и профессионального обучения.
курс «основы безопасности жизнедеятельности в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

- воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;

- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образ ажизни4

- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим

10. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ.

Формы контроля и оценки знаний, навыков и умений обучающихся:

Основными видами контрольно-оценочной деятельности в системе обучения по предмету КБЖ,ОБЖ являются:

стартовый контроль (в начале учебного года) – диагностика исходного уровня обученности и развития обучающихся;

тематический контроль – определение степени освоения обучающимися заданного в конкретной учебной задаче способа действия;

итоговый контроль – определение уровня сформированности предметных знаний и умений и надпредметных способностей на рубежных этапах образовательного процесса (четверть, полугодие, год).
Критерии оценки

Оценка устных ответов учащихся.

Отметка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает

точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ

примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь

между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других

предметов.

Отметка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без

использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей

с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну

ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Отметка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются

отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного

материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений,

но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не

более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех

негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

ОТМЕТКА «2» СТАВИТСЯ, ЕСЛИ УЧАЩИЙСЯ НЕ ОВЛАДЕЛ ОСНОВНЫМИ ЗНАНИЯМИ И УМЕНИЯМИ В СООТВЕТСТВИИ С

ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОГРАММЫ И ДОПУСТИЛ БОЛЬШЕ ОШИБОК И НЕДОЧЕТОВ, ЧЕМ НЕОБХОДИМО ДЛЯ ОЦЕНКИ 3.

При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе

программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов

знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения.

Оценка письменных контрольных работ.

Отметка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Отметка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и

одного недочета, не более трех недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной

грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,

одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

ОТМЕТКА «2» СТАВИТСЯ, ЕСЛИ ЧИСЛО ОШИБОК И НЕДОЧЕТОВ ПРЕВЫСИЛО НОРМУ ДЛЯ ОЦЕНКИ 3 ИЛИ ПРАВИЛЬНО

ВЫПОЛНЕНО МЕНЕЕ 2/3 ВСЕЙ РАБОТЫ.

11. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. – М.: Дрофа

Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. – М.: Дрофа

Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс. – М.: Дрофа

Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К. и др. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс. – М.: Дрофа

Марков В.В.,Латчук В.Н., Миронов С.К, и др. Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс. – М.: Дрофа



Дополнительная литература:

1. «Шпаргалки ОБЖ 9 класс. Пособие для подготовки экзаменов.», В.В.Мудров, Москва,

«ДАИРС», «Издательский дом Рученькиных», 2008.

2.«Ответы на экзаменационные билеты. 9-11 классы», . В.В.Мудров, Москва, «Экзамен»,

2003 «Методическое пособие по ОБЖ 5-11 классы», В.В.Марков, В.Н.Латчук, Москва,

« Дрофа», «Издательство ДИК» 2010;

3. «Тетрадь для оценки качества знаний по ОБЖ», 5-11классы, С.К.Миронов, В. Н.

Латчук , Москва, «Дрофа», 2002.

4. «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по ОБЖ.» В.В.Марков,

В.Н.Латчук, Москва, Дрофа, 2001.

5. « Основы безопасности жизнедеятельности» поурочные планы 5 класс», Г.Н.Шевченко,

Волгоград, издательство « Учитель», 2006.

6.« Основы безопасности жизнедеятельности» поурочные планы 6 класс», Г.Н.Шевченко,

Волгоград, издательство « Учитель», 2006.

7.« Основы безопасности жизнедеятельности» поурочные планы 7 класс», Г.Н.Шевченко,

Волгоград, издательство « Учитель», 2006.

8. « Основы безопасности жизнедеятельности» поурочные планы 9 класс», В.А.Шкенев ,

Волгоград, издательство « Учитель», 2007.

9. « Основы безопасности жизнедеятельности» 5 - 8 классы, Г.П.Попова, Волгоград,

издательство « Учитель», 2007.

10. « Тесты по ОБЖ 5 – 11 классы», С.С.Соловьев,

11. « Тестовый контроль по ОБЖ» для 10 -11 классов,

12. « Тематический контроль по курсу ОБЖ» для 5 -11 классов, С.С. Соловьев,

13. « Тетрадь для оценки качества знаний »с 5 по 10 классы, В.Н.Латчук,



14. «Правила дорожного движения Российской Федерации»

15. «Правила пожарной безопасности»
скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 8 класс
136.39kb.
Рабочая программа по «основы безопасности жизнедеятельности»
213.39kb.
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности. 8 класс
986.05kb.
Урока по «Основам безопасности и жизнедеятельности»
79.27kb.
Программа по основам безопасности жизнедеятельности
258.86kb.
Внеклассное мероприятие по обж «Колесо безопасности» Тема: Основы безопасности жизнедеятельности человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
115.35kb.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032100. 65 «Безопасность жизнедеятельности», форма обучения очная, заочная
395.06kb.
Рабочая программа по дисциплине опд. Ф. 09 Основы логистики
248.3kb.
Рабочая учебная программа дисциплины «Латинский язык и основы фармацевтической терминологии»
797.19kb.
Рабочая программа по курсу «Основы православной культуры», 5 класс 1 час в неделю, 34 недели, всего 34 часа
185.3kb.
Зло Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений москва 2008 Терроризм – зло
904.69kb.
Контрольная работа по безопасности жизнедеятельности на тему: «Экономика безопасности труда»
201.23kb.