Главная
страница 1
скачать файл
ИМуниципальное общеобразовательное учреждение

«Шастовская средняя общеобразовательная школа»



Рабочая программа учебного курса

ШАХМАТЫ
для 2 класса


с. Шастово, 2011 год

Составитель: Пухов В.Л., мастер производственного обучения

МОУ «Шастовская средняя общеобразовательная школа»,

вторая категория.

Рецензенты: Рыбина О.К, заместитель директора по УВР МОУ

«Шастовская СОШ»

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

Рабочая программа рассмотрена

на заседании методического совета

протокол № _11__ от _24.08.2011 г.
УТВЕРЖДЕНА
Директор школы: _________ С.Б. Коротков

 

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 3). М.: Просвещение, 1996, с. 269 – 285

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах и обучается в малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Программой предусматривается 34 шахматных занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Контроль знаний обучающихся проводится в форме проверочных работ по окончании каждой темы. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей.

Данная программа опирается на знания и умения обучающихся, полученные в процессе изучения курса «Шахматы» в первом классе и является базой для курса «Шахматы. 3 класс».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К концу второго года обучения обучающиеся должны знать:

обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

К концу второго года обучения обучающиеся должны уметь:

записывать шахматную партию;

матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

проводить элементарные комбинации.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Второй год обучения



п/п

Тема

Кол-во

часов

В том числе

Практический контроль

практика

1

Повторение материала первого года обучения

2







2

Шахматная нотация

3







3

Ценность шахматных фигур

4







4

Техника матования одинокого короля

4







5

Достижение мата без жертвы материала

3







6

Шахматная комбинация

15







7

Повторение

3

1




ИТОГО

34







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. ПОВТОРЕНИЕ МАТЕРИАЛА. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и задания “Две фигуры против целой армии”, “Убери лишние фигуры”, “Ходят только белые”, “Неотвратимый мат”. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Второй шаг в мир шахмат”. Чемпионы мира по шахматамИгровая практика.

2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Дидактические задания “Назови вертикаль”, “Назови горизонталь”, “Назови диагональ”, “Какого цвета поле”, “Кто быстрее”. “Вижу цель”. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).

3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания “Кто сильнее”, “Обе армии равны”. Достижение материального перевеса. Дидактическое задание “Выигрыш материала” (выигрыш ферзя). Достижение материального перевеса. Дидактическое задание “Выигрыш материала” (выигрыш ладьи, слона, коня). Достижение материального перевеса. Дидактическое задание “Выигрыш материала” (выигрыш пешки). Способы защиты. Дидактическое задание “Защита” (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя). Защита. Дидактическое задание “Защита” (защита атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака). Игровая практика.

4. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Ладья и король против короля. Дидактические задания “Шах или мат”, “Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На крайнюю линию”, “В угол”, “Ограниченный король”, “Мат в два хода”. Игровая практика.

5. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Защита от мата. Дидактическое задание “Защитись от мата”. Игровая практика.

6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. Тема завлечения. Тема блокировки. Тема разрушения королевского прикрытия. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема “рентгена”. Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. Дидактическое задание “Выигрыш материала”. Тема превращения пешки. Дидактическое задание “Проведи пешку в ферзи”. Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Дидактическое задание “Сделай ничью”. Комбинации на вечный шах Дидактическое задание “Проведи комбинацию”.

7. ПОВТОРЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.

 

Литература и средства обучения

для обучающихся: И.Г. Сухин Шахматы в 2-х частях.

для учителя: И.Г. Сухин Шахматы 2-ой год пособие для учителя. Тетрадь для проверочных работ.

Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. – М.: ФиС, 1972.

Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. – М.: Советская Россия, 1970.

Блох М. 1200 комбинаций. – М.: РППО “Росбланкиздат”, 1992.

Бобби Фишер учит играть в шахматы. – Киев: Здоровья, 1991.

Бондаревский И. Комбинации в миттельшпиле. – М.: ФиС, 1965.

Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. – Л.: Лениздат, 1966.

Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. – М.: ФиС, 1980, 1982.

Вайнштейн Б. Комбинации и ловушки в дебюте. – М.: ФиС, 1965.

Горенштейн Р. Подарок юному шахматисту. – М.: ТОО “Синтез”, АО “Марвик-М”, 1994.



Журавлев Н. В стране шахматных чудес. – М.: Международная книга, 1991.
 
скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа учебного курса шахматы для 2 класса
62.14kb.
Программа учебного курса "Литература" для 5 класса
353.01kb.
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа. Население. Хозяйство» для 8 класса учителя географии Ионовой Светланы Александровны
311.9kb.
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» для 10-го класса
374.64kb.
Рабочая программа учебного предмета «Чувашский язык» предназначена для 7- го класса
344.96kb.
Рабочая программа на 2013 2014 учебный год учебного курса «Физическая культура» для 2 класса на базовом уровне умк «Школа России»
527.19kb.
Приказ №169 от 29 августа 2013 г. Рабочая программа учебного предмета
156.65kb.
Рабочая программа элективного курса «Социальная информация в зеркале статистики» для 9 класса составлена учителем Безукладниковой И. В
57.53kb.
Рабочая программа учебного курса литературное краеведение для 8 класса учитель: А. М. Черенкова
195.58kb.
Пояснительная записка Общая характеристика курса «Всеобщая история» в рамках учебного
1417.85kb.
Рабочая программа по истории для 8-го класса разработана на основе Примерных программ по истории основного общего образования
749.68kb.
Рабочая программа по курсу «Основы православной культуры», 5 класс 1 час в неделю, 34 недели, всего 34 часа
185.3kb.