Главная
страница 1
скачать файл
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира» для параллели 10-ых классов составлена на основе:

  • Программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X – XI классы). Сборник нормативных документов. География/ Сост. . -М.:Дрофа, 2007.В соответствии с методическими рекомендациями Максаковского В.П.

  • Авторских методических рекомендаций к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2004. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса при организации изучения предмета на базовом уровне).

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.


Цели и задачи курса.

Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующей цели: формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.

Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:


  1. освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  2. овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  4. сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;

  5. развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  6. формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;

  7. вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;

  8. нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  9. воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.


Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах. Рабочая программа изучения географии в 10 классе рассчитана на 35 часов.


УМК:

  1. Учебник Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс.- М.: Дрофа, 2007

  2. Географический атлас. 10 класс. – М.: Картография, 2007

  3. Максаковский В.П. Рабочая тетрадь по географии. 10 класс. – М.: Просвещение, 2011


Дополнительные источники информации:

4. Мультимедийные обучающие программа: Экономическая и социальная география мира. 10 класс.


Формы обучения: лекция, диалог, беседа, дискуссия, диспут, семинар, консультация, зачет, практикум. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Методы обучения и их сочетания:

  • организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;

  • стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;

  • контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ, тестирования.

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично-поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
Материально-технические условия реализации программы:

Уроки проводятся в специализированном кабинете географии. Кабинет оснащён компьютером, мультимедийной техникой, интерактивной доской, телевизором. Есть выход в интернет. В кабинете есть комплекты таблиц, настенные географические карты, глобусы, видеокассеты с учебными программами, раздаточный материал.



Система контроля учебных и личностных достижений.

Формы промежуточного контроля: устные ответы учащихся (фронтальный или индивидуальный опрос), контрольные, самостоятельные, практические работы; выполнение тестовых заданий, географических диктантов. Результаты обучения оцениваются по 5-бальной системе. При оценке учитываются глубина, осознанность, полнота ответа, число и характер ошибок.



Календарно-тематический план




тема, блок


Тема урока

Домашнее

задание

Дата

Требования Федерального компонента ГОСТа

понятия

умения и навыки

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА ( 34 ЧАСА)

1

Современная политическая карта мира

Лекция «Многообразие стран современного мира. Влияние международных отношений на политическую карту мира».

стр.9 (стр.20 №1; 3)

Европа





суверенное государство; экономически развитая страна; развивающаяся страна; региональный конфликт; республика; монархия (абсолютная, конституционная, теократическая); унитарное государство; федеративное государство; конфедерация; анклав; политическая гео-графия; политико-географическое положение; геополитика.

Объяснять: многоликость современного мира; различие стран по формам правления и административного деления территории.

Уметь: наносить на контурную карту и показывать на политической карте по памяти страны мира и называть их столицы; приводить примеры стран различной типологии.

2

Лекция «Государственный строй стран мира. Политическая география.»

стр.16 (стр.21 № 4; 6)

Азия





3

Практическая работа №1 «Многообразие стран современного мира».

составить кроссворд

Латинская Америка






4

Практическая работа №1 «Характеристика политико-географического положения страны, его изменений во времени»




5

Семинар по теме

«Политическая карта мира».

-




6

География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды.

Лекция «Взаимодействие общества и природы. Мировые природные ресурсы»

стр.23

(стр.46 №2-8)






географическая среда; природные ресурсы; ресурсообеспеченность; опустынивание; обезлесение; загрязнение окружающей среды (качественное и количественное); «грязное» производство; экологическая политика; географическое ресурсоведение; геоэкология.

Объяснять: сходство и различие между понятиями «природа» и «географическая среда»; понятие «ресурсообеспеченность»; причи-ны обострения водной проблемы; последствия выпадения кислот-ных дождей; международное сотрудничество в вопросе решения экологических проблем.

Уметь: давать краткую характе-ристику размещения основных видов природных ресурсов с выделением главных стран и районов; давать общую и сравни-тельную оценку ресурсообеспе-ченности мира и отдельных его регионов различными видами минеральных ресурсов, произво-дить расчёты обеспеченности; приводить примеры загрязнения окружающей среды, рациональ-ного и нерационального природо-пользования; устанавливать внутрипредметные связи с предшествовавшими курсами географии.

7

Лекция «Загрязнение окружающей среды. Ресурсоведение и геоэкология».

стр.38




8

Практическая работа № 2 «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира».

стр.47 № 9,10




9

Практическая работа № 2 «Составление картосхемы размещения крупных месторождений полезных ископаемых и районы их выгодных территориальных сочетаний».




10

Семинар по теме «География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды».

-




11

География населения мира

Лекция «Численность и воспроизводство населения мира. Структура населения».

стр.51 (стр.76 №1-4; стр. 77 №5-8).




воспроизводство населения; первый тип воспроизводства; второй тип воспроизводства; демографический кризис (депопуляция); демографический взрыв; демографическая политика; демографический переход; качество населения; экономически активное население; этнос; однонациональное государство; многонациональное государство; трудовые миграции населения; утечка умов; урбанизация; ложная урбанизация; «городской взрыв»; геоурбанистика; агломерация; мегаполис

Объяснять: основные признаки и показатели первого и второго ти-пов воспроизводства населения; географические различия в поло-вом составе населения мира; при-чины, влияющие на размещение и плотность населения мира; общие черты глобального процесса урбанизации.

Уметь: применять показатели воспроизводства, состава населе-ния, уровней и темпов урбаниза-ции для характеристики мира, от-дельных регионов и стран; читать и анализировать возрастно-поло-вую пирамиду; составлять таблицу по текстам и картам учебника; готовить краткое устное сообщение по изучаемой теме; использовать карты, графики, таблицы для анализа, конкретизации и доказательства отдельных положений текста учебника.

12

Лекция «Размещение и миграция населения. Городское и сельское население»

стр.64 (стр.77 №9-10)




13

Практическая работа №3 «Сравнительная оценка трудовых ресурсов отдельных стран и регионов мира».

Стр. 78 №11-14)




14

Практическая работа №3 «Региональные и межотраслевые различия в занятости населения в сферах материального и нематериального производства».




15

Практическая работа №3 «Причины миграционных процессов в пределах Европы, Северной Америки и евроазиатского пространства».




16

Семинар по теме

«География населения мира».

-




17

Научно-техническая революция и мировое хозяйство.

Лекция «Характеристика НТР».

стр.83 (стр.106 №1)




научно-техническая революция; мировое хозяйство; международное географическое разделение труда; отрасль международ-ной специализации; международная экономическая интеграция; аграрная структура экономики; индустриальная структура экономики; постиндустриальная структура экономики; центр, периферия и полупериферия мирового хозяйства; территориальная структура хозяйства; высокоразвитый район; старопромышленный район; район нового освоения; региональная политика; фактор размещения; технопарк; технополис.

Объяснять: революционный путь развития производства в эпоху НТР; отличие друг от друга различных структур экономики; географическую модель современного мирового хозяйства; изменение в эпоху НТР соотношения между производственной и непроизводственной сферами; характерные черты колониального типа территориальной структуры хозяйства.

Уметь: давать характеристику НТР и мирового хозяйства, сопровождая её чёткими определениями общих понятий; применять текстовые, картографические и графические материалы для сравнения и доказательства отдельных положений и обобщений; готовить проблемное сообщение по заданной теме.

18

Лекция «Мировое хозяйство и его отраслевая и территориальная структура. Факторы размещения хозяйства ».

стр.88

(стр.106 №2-8;)






19

Практическая работа №4 «Составление типологической схемы территориальной структуры хоз-ва экономически развитой и развивающейся страны».







20

Семинар по теме

«Научно-техническая революция и мировое хозяйство».

подготовка материала




21

Творческая работа «Создание и презентация ТНК»




22

География отраслей Мирового хозяйства.

Лекция «География тяжёлой промышленности мира»

стр.111 (стр.153 №1




старая отрасль;

новая отрасль;

новейшая отрасль;

мировой энергетический кризис; альтернативный (нетрадиционный) источник энергии; мировой сырьевой кризис; «великая горнодобывающая держава»; товарное сельское хозяйство; агробизнес; потребительское сельское хозяйство; «зелёная революция»; мировая транспортная система; региональная транспортная система; мировой порт; всемирные экономические отношения; открытая экономика; свободная экономическая зона; прямые инвестиции.



Объяснять: основные черты размещения отраслей мирового хозяйства; основные черты размещения отраслей растениеводства и животноводства; основные черты размещения основных видов транспорта.

Уметь: давать характеристику отрасли мирового хозяйства, используя типовой план; использовать знания о факторах размещения производства и отраслях международной специализации для анализа размещения отраслей мирового хозяйства; применять в разных сочетаниях текст учебника, статистические таблицы, карты, графики, фотоиллюстрации для характеристики отраслей мирового хозяйства, осуществлять систематизацию, сравнение и обобщение.; составлять таблицы различного типа на основе разнообразных источников; готовить краткий реферат.

23

Лекция «География лёгкой промышленности мира»

стр.112 (стр.153 №2-5).




24

Практическая работа №5 «Составление картосхемы размещения главных районов отраслей мирового хозяйства»

стр.119 (стр.153 №6.




25

Лекция «География мирового транспорта».

стр.120 (стр.153 №7-9).




26

Практическая работа №5 «Определение преобладающих видов транспорта в субрегионах мира, оценка степени его развития ; составления проекта развития транспортных систем для одного из регионов».

стр.121 (стр.154 №9).




27

Лекция «География сельского хозяйства и рыболовства»

стр.124 (стр.154 №10).




28

Практическая работа №5 «Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей мирового сельского хозяйства»

стр.125 (стр.154 №11)




29

Лекция «Всемирные экономические отношения»

стр.136 (стр.154 №14-15).




30

Практическая работа №5 «Составление картосхемы основных районов международного туризма для Старого и Нового Света, выделение регионов с сочетанием памятников природы и культуры, прокладка на контурной карте маршрутов мирового круизного туризма»

стр.126 (стр.154 №12-13)




31

Урок обобщения и закрепления знаний по теме: «География отраслей мирового хозяйства».

стр.156-159. (стр.155 №17).




32

Семинар по теме

«География отраслей Мирового хозяйства».







33

Просмотр видеофильмов о странах мира.







34




Итоговый урок














Содержание
Тема № 1 Современная политическая карта мира (5 часов)

Многообразие стран современного мира. Влияние международных отношений на политическую карту мира. Государственный строй стран мира. Политическая география



Практические работы:

  1. «Многообразие стран современного мира».

  2. «Характеристика политико-географического положения страны, его изменений во времени»


Тема № 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды (5 часов)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.



Практические работы:

  1. «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира».

  2. «Составление картосхемы размещения крупных месторождений полезных ископаемых и районы их выгодных территориальных сочетаний».


Тема № 3. География население мира (6 часов)

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.



Практические работы

  1. «Региональные и межотраслевые различия в занятости населения в сферах материального и нематериального производства».

  2. «Причины миграционных процессов в пределах Европы, Северной Америки и евроазиатского пространства».


Тема № 4 Научно-техническая революция и мировое хозяйство (5 часов)

Характеристика НТР. Мировое хозяйство и его отраслевая и территориальная структура. Факторы размещения хозяйства.



Практическая работа

«Составление типологической схемы территориальной структуры хоз-ва экономически развитой и развивающейся страны».



Творческая работа

«Создание и презентация ТНК»


Тема № 5. География отраслей мирового хозяйства (12 часов)

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.



Практические работы

  1. «Составление картосхемы размещения главных районов отраслей мирового хозяйства»

  2. «Определение преобладающих видов транспорта в субрегионах мира, оценка степени его развития ; составления проекта развития транспортных систем для одного из регионов».

  3. «Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей мирового сельского хозяйства»

  4. «Составление картосхемы основных районов международного туризма для Старого и Нового Света, выделение регионов с сочетанием памятников природы и культуры, прокладка на контурной карте маршрутов мирового круизного туризма»


Требования к уровню подготовки

В результате изучения географии на базовом уровне ученик 10 класса должен



знать/понимать

  1. Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  2. Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  3. Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  4. Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  1. Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  2. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  3. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  4. Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  5. Сопоставлять географические карты различной тематики;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  2. Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  3. Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира» для параллели 10-ых классов составлена на основе
184.31kb.
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа. Население. Хозяйство» для 8 класса учителя географии Ионовой Светланы Александровны
311.9kb.
Пояснительная записка а также дополнительных пособий для учителя
102.17kb.
Пояснительная записка. Об учебной программе
198.1kb.
Рабочая программа учебного курса географии «География России. Хозяйство и географические районы»
573.79kb.
Рабочая программа составлена на основе программы учебного курса Кравченко А. И. «Обществознание» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2006
292.93kb.
Рабочая программа учебного курса шахматы для 2 класса
62.14kb.
Рабочая программа элективного курса «Социальная информация в зеркале статистики» для 9 класса составлена учителем Безукладниковой И. В
57.53kb.
Рабочая программа по географии
91.08kb.
Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» для 10-го класса
374.64kb.
К рабочей программе по учебному предмету «Экономическая и социальная география мира» для 10-11 класса
92.49kb.
Рабочая программа по дисциплине
283.2kb.