Главная
страница 1
скачать файл
Разработка урока литературы в 10 классе.
Учитель русского языка и литературы высшей категории
Большенуркеевской средней общеобразовательной школы
Сармановского района РТ Хузина Милауша Рафисовна.


ТЕМА. «Смерть поэта» М.Ю.Лермонтова.
ЦЕЛИ. Углубление знаний учащихся о творчестве Лермонтова. Совершенствование навыков анализа лирического произведения. Развитие умения выразительно читать. Воспитание личности с активной гражданской позицией.

ОБОРУДОВАНИЕ. Схема анализа лирического произведения, компьютер, мультимедийная презентация

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.
I. Индивидуальные:
1. Сообщение об истории создания стихотворения.
2. Сообщение о Дантесе.
3. Сообщение о последних днях Пушкина.
4. Сообщение о распространении стихотворения.
5. Сообщение об аресте и ссылке на Кавказ.
6. Выучить наизусть стихотворение «Смерть поэта»
II. Групповые:
1 гр. – таблица художественно-выразительных средств, использованных в стихотворении Лермонтова для характеристики лирических героев.
2 гр. – таблица с выводами о языковых особенностях произведения.

КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР.
Лепет – неясная речь;
потеха – развлечение, шутка;
светоч – большая свеча, факел; о том, кто несёт истину, свободу;
рок – судьба;
нега – блаженство, приятное состояние;
венец терновый – венок из веток терна (колючий кустарник), символ страдания;
чело – лоб;
сень закона – защита закона;
наперсники разврата; наперсник – любимец, пользующийся особым доверием.

ХОД УРОКА.
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ. Фронтальный опрос:
- Были ли знакомы Пушкин и Лермонтов?
- Поэты не были лично знакомы. Но Лермонтов гордился Пушкиным, благоговел перед ним, восхищался его гражданским мужеством. Пушкин для него – величайший поэт России, Европы, мира. Но Лермонтов считал, что он ещё не написал произведение, с которым не стыдно было бы подойти к великому поэту.
- Но Лермонтов знал всё о Пушкине. Откуда?
- И Пушкин, и Лермонтов часто бывали у Карамзиных, любили эту русскую семью, проводили в ней лучшие часы. Семья Карамзиных сопутствовала обоим всю их жизнь. В одни и те же альбомы вписывали на память стихи, например, дочери Карамзиных – Софье. Бывали у Гоголя. Лермонтов был у Николая Васильевича на именинах. Через судьбу каждого из них прошёл Жуковский. Встречались с Белинским, часто – с историком и литератором Александром Ивановичем Тургеневым, с писателем, музыкантом Владимиром Васильевичем Одоевским, с Трубецкими, с семьёй Вяземских. Александра Осиповна Смирнова, урождённая Россет, была хорошо знакома с Пушкиным и много рассказывала о нём Лермонтову. Встречались с одними и теми же издателями, с Краевским, например, который встал во главе «Отечественных записок». С братом жены Пушкина Иваном Гончаровым Лермонтов служит в одном полку.
2. СООБЩЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
- Сегодня мы восстановим историю одного из самых замечательных созданий русской поэзии – стихотворения на смерть Пушкина, которое написал никому в ту пору не известный поэт, двадцатидвухлетний гусарский корнет Михаил Лермонтов и выясним идейный смысл данного произведения. А для этого нам необходимо узнать о человеке, напрямую связанном с трагическими событиями, которые произошли на Чёрной речке в конце февраля 1837 года. Это Жорж Дантес.
УЧЕНИК. Дантес, аристократ-монархист, бежал из Парижа в дни июльской революции 1830 года. Сотни таких эмигрантов рассеялись тогда по Европе. Дантес нашёл приют в императорском Петербурге. Низкопоклонствуя перед иностранцем, петербургская знать раскрыла перед ним двери своих гостиных. Его усыновил голландский посланник в России барон Геккерн. Царь принял под своё покровительство. Дантес не знал русского языка. Тем не менее царь зачислил его в один из лучших гвардейских полков. Это вызвало ропот в гвардии. Его пригрела жена министра иностранных дел графиня Нессельроде. Сам граф – сын беглого австрийского солдата, иноземец, плохо говорящий по-русски, добрался до самой высокой ступени российской служебной лестницы. И муж, и жена Нессельроде – злейшие враги Пушкина, задетые его эпиграммами.
- Спасибо. Действительно, эти люди были инициаторами рассылки гнусного пасквиля. Простить такое своим врагам Пушкин не мог. Он вызвал Дантеса на дуэль, где поэт был смертельно ранен.
УЧЕНИК. 27 января 1837 года по Петербургу разносится слух, что Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, ранен и положение его безнадёжно. В тот же вечер множество людей разных состояний и возрастов идут и едут к дому, где живёт и ныне в жестоких страданиях умирает величайший поэт России. Под окнами его квартиры толпятся чиновники актёры, литераторы, мещане, офицеры, купцы, студенты, ученики и даже те, кого в те времена называли простолюдинами – неграмотные люди в нагольных тулупах и просто в лохмотьях. Подъезжают извозчичьи сани, кареты, сквозь толпу пробираются слуги, посланные узнать о здоровье Пушкина. Друзья поэта вывешивают на дверях писанные от руки бюллетени о его состоянии.
Такого в Петербурге ещё не бывало. Напротив Зимнего дворца стоит возбуждённый и оскорблённый народ. В толпе слышатся злоба и угрозы по адресу Дантеса и Геккерна. Многие плачут. То распространяется слух, что Пушкин умер… но нет, он ещё жив… Толпа не расходится ни ночью, ни днём. Весь город взволнован и опечален. И только придворная знать, затравившая Пушкина, наносит визиты в голландское посольство на Невском, чтобы выразить сочувствие Дантесу, который легко ранен в руку.
В эти дни петербургское общество особенно чётко разделилось на два лагеря. С одной стороны – безродная знать, выскочки, карьеристы, решающие судьбу народа, России. С другой – читатели, вдохновенные друзья пушкинского таланта и люди даже неграмотные, но гордые тем, что у России есть Пушкин…
29 января (по новому стилю 10 февраля) в 2 часа 45 минут пополудни Пушкин скончался. В толпе возле дома поэта видели и Лермонтова.
3. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
УЧИТЕЛЬ.
- В эти дни, когда Пушкин прощался с друзьями, зарождалось одно из величайших творений поэзии – стихотворение Лермонтова «Смерть поэта». В процессе чтения попробуйте определить тему, композиционные особенности, чувства лирического героя.
УЧЕНИК читает стихотворение наизусть.
– Каковы ваши первые впечатления?
- Стихотворение поражает своей силой.
- Мне импонируют художественные средства.
- Какова тема стихотворения?
- Тема – смерть Пушкина.
- Наша задача – выяснение идейного смысла стихотворения. Идея – отношение автора к изображаемым событиям, их политическая оценка. Каковы особенности композиции стихотворения? На какие части можно разделить стихотворение?
- Композиционно стихотворение делится на три части: 1 часть выражает отношение автора к Пушкину, 2 – к Дантесу, 3 – к правящей знати, которая так же виновна в гибели поэта.
- Дома вы должны были выписать художественно-изобразительные средства, помогающие Лермонтову дать характеристику Пушкину, Дантесу и правящей знати.
1 ГРУППА. Нами была составлена таблица, которая выглядит таким образом:

Характеристика образов

ПУШКИН ДАНТЕС ПРАВЯЩАЯ ЗНАТЬ
невольник чести; свободный, смелый дар; светоч; дивный гений; торжественный венок; славное чело; наша слава; праведная кровь;

ЛЮБОВЬ К ПУШКИНУ убийца; подобный сотням беглецов, на ловлю счастья и чинов заброшен к нам по воле рока ; смеясь, он дерзко презирал земли чужой язык и нравы; безжалостная рука; хладнокровно навёл удар

завистливый и душный свет; клеветники ничтожные; насмешливые невежды; надменные потомки известной подлостью прославленных отцов; жадная толпа, стоящая у трона; свободы, гения и славы палачи; наперсники разврата; чёрная кровь, убийцы

НЕНАВИСТЬ К УБИЙЦАМ

- Итак, как оценивает автор смерть Пушкина? Что является причиной смерти Поэта?
- Пушкин погиб не вследствие личной ссоры, а был убит знатными дворянами, жадной толпой.
- Стихотворение «Смерть поэта» проникнуто, с одной стороны, скорбной любовью и благоговейной памятью к погибшему поэту, а с другой – презрением и ненавистью к убийцам.
- К какому виду лирики вы отнесёте данное произведение?
- Стихотворение относится к общественно-политической лирике.
- Мы определили, что Лермонтов выражает свою любовь к Пушкину и ненависть к убийцам. Можно ли эти идеи выразить одним и тем же стилем или языком?
- Эти две диаметрально противоположные идеи требуют использование разных стилей.
- Дома вы должны были определить особенности языка стихотворения.
2 ГРУППА. Лермонтов использует высокоторжественный, патетический и гневный, резкий, сатирический стили. Это можно представить в следующем виде:

Выразительные средства торжественного стиля стихотворения «Смерть поэта»

Повторения и инверсии Синтаксические единоначатия и риторические вопросы Восклицания
Погиб поэт!
Пал, оклеветанный молвой
Убит!
Убит!
Угас!
Увял!
И он убит и взят могилой Зачем от мирных нег и дружбы простодушной вступил он в этот свет, завистливый и душный?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным?
Зачем поверил он словам и ласкам ложным? Погиб поэт!
Убит!
Судьбы свершился приговор!
И вы не смоете всей вашей чёрной кровью поэта праведную кровь!

Изобразительные средства того же стиля


Эпитеты Сравнения Метафоры
«Невольник чести»
«Гордая голова»
«Свободный, смелый дар»
«Торжественный венок»
«Дивный гений»
«Славное чело»
«Праведная кровь» «Угас, как светоч» дивный гений»
«И он убит и взят могилой как тот певец, неведомый, но милый… сражённый, как и он, безжалостной рукой» «Судьбы свершился приговор»
«Увял торжественный венок»
«Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять.
Приют певца угрюм и тесен
И на устах его печать»
«Отравлены его последние мгновенья…»
«И умер он… с досадой тайною обманутых надежд»

Черты сатирического стиля стихотворения Лермонтова «Смерть поэта»


Эпитеты Метафоры Обращения Риторические вопросы и восклицания
«Свет завистливый и душный»
«Клеветники ничтожные»
Насмешливые невежды»
«Надменные потомки известной подлостью прославленных отцов»
«Жадная толпа»
«Свободы, гения и славы палачи»
«Наперсники разврата»
«Чёрная кровь» «Жалкий лепет оправданья»
«Пустых похвал ненужный хор»
«Пятою рабскою поправшие обломки игрою счастия обиженных родов»
«И вы не смоете всей вашей чёрной кровью поэта праведную кровь» «А вы, надменные потомки…»
«Вы, жадною толпой стоящие у трона…»
«Таитесь вы под сению закона…»
«Но есть, есть божий суд, наперсники разврата…»
«Тогда напрасно вы прибегнете к злословью…» «Не вы ль сперва так долго гнали его свободный, смелый дар?..»
«Что ж?
И что за диво?»
«Пред вами суд и правда – всё молчи!»
«Свободы, гения и славы палачи!»

- Анализ двух речевых стилей вскрыл интересную картину: он показал, что в двух противоположных стилях используются одни и те же речевые приёмы, но содержание и функции их глубоко различны. Это различие обусловливается двумя противоположными идеями – идеей ненависти и идеей любви, заключёнными в изученном стихотворении.


- Мы определили тему, идею, интонацию стихотворения. Домашнее задание будет связано с этим произведением:
1 группа подготовит письменный анализ стихотворения.
2 группа выучит стихотворение наизусть.
- Какова история распространения стихотворения?
УЧЕНИК. Уже через несколько дней строки из «Смерти поэта» входят в повседневную речь, цитируются в дружеских письмах, экземпляры стихотворения пересылаются из Петербурга в Москву, в Псков, в Симбирск, в Казань, в Париж, в село Михайловское… Адресов было много. Это друг Лермонтова Святослав Раевский и его сослуживцы переписывают в несколько рук и распространяют стихотворение. Саратовский гимназист в те дни записал в своём дневнике: «Здесь носится слух, будто какой-то капитан написал стихи на смерть А.С. и зацепил там вельмож». На одном из дипломатических раутов к Бенкендорфу подходит знатная старуха Хитрово: «Слышали ли вы, Александр Христофорович, что написал про нас Лермонтов?»
- Что ждало самого Лермонтова?
УЧЕНИК. 18 февраля М.Ю.Лермонтов был арестован. 25 февраля написана высочайшая резолюция – решение царя (Проектируется - №6): « Лейб-гвардии Гусарского полка корнета Лермонтова перевести тем же чином в Нижегородский драгунский полк, а губернского секретаря Раевского за распространение сих стихов, и в особенности за намерение тайно доставить сведение корнету Лермонтову о сделанном им показании, выдержать под арестом в течение одного месяца, а потом отправить в Олонецкую губернию на службу по усмотрению тамошнего гражданского губернатора». Это была новая тактика. Просто царь не хотел торопиться. Есть основания видеть в истории стихов на смерть Пушкина не только начало поэтической славы Лермонтова, но и начало его конца.
УЧИТЕЛЬ. Никогда ни в одной из литератур мира не бывало примера, чтобы один великий поэт подхватил знамя поэзии, выпадавшее из руки другого, и, как солдат в бою, стал бы на его место. Никто из поэтов не начинал так смело и вдохновенно, как Лермонтов! Ничья слава не бывала так внезапна! Спасибо вам, ребята, за то, что помогли мне и себе прийти к такому выводу.
- Оценка деятельности учащихся.
скачать файл



Смотрите также:
Разработка урока литературы в 10 классе. Учитель русского языка и литературы высшей категории Большенуркеевской средней общеобразовательной школы
78.18kb.
Номинация: методическая разработка
108.06kb.
Урок литературы в 9 классе. Мурысева Г. И. учитель русского языка и литературы моу «сош №2 г. Калининска Саратовской обл.»
32.3kb.
Урок по культуре народов Ямала «Звучащая книга поэта»
79.84kb.
Методическая разработка урока литературы в 8 классе Гуманизм в рассказе Л. Н
71.62kb.
Урок развития речи по литературе «Создание сценария по рассказу А. П. Чехова
40.79kb.
Обособление уточняющих членов предложения (8 класс)
55.36kb.
Внеклассное мероприятие по русскому языку в рамках Недели русского языка и литературы для 5-х классов «Знатоки русского языка и литературы»
97.29kb.
Рабочая программа дисциплины современный русский литературный язык направление подготовки впо 050100 педагогическое
127.87kb.
Уроки литературы в 6 классе по программе Г. И. Беленького, учебник О. М. Хреновой, М. А. Снежневской. Учитель литературы моу сош №77 г. Сочи Мищенко Марина Владимировна
71.87kb.
Мухина Инны Алексеевна, заслуженный учитель рф, доцент кафедры истории педагогики спбаппо
38.72kb.
Ложникова И. Т. учитель русского языка и литературы маоу сош №22 г. Томск Заметка как один из жанров публицистического стиля
61.51kb.