Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать файл
Билет №1

Вопрос 1. .Патриотическое звучание и нравственная проблематика «Слова о полку Игореве».

1. Время написания «Слова» . Задачи автора. Открыто в 1792 году графом Мусиным- Пушкиным. Опубликовано в 1800 г. Переводы Я. Пожарского, П. Буткова, Н. Арцыбашева, позднее- В. Жуковского, И. Козлова, А. Майкова, Н. Заболоцкого, Д. Лихачёва и т.д.



  1. Историческая основа.

  2. Основная идея.

  3. Пространственные рамки. ( от южного моря до северного, от Карпат до Волги).

  4. Жанр.

  5. Композиция: завязка, развитие действия, кульминация- «Золотое слово Святослава» (основная идея), развязка.

  6. Анализ:

  • 1ч. Русские люди : Игорь, Всеволод и т.д и их поступки ( нравственные проблемы). Картины природы. Олицетворение природы и городов .

  • 2ч. «Золотое слово Святослава» : сон; нежность, печаль, упрёк, направленный в сторону Игоря и Всеволода; неспособность князей поддержать Игоря и Всеволода; призыв к единению.

  • 3ч. Плач Ярославны: образ Ярославны- лучшие черты русской женщины; обращение к силам природы.
    Возвращение Игоря.

8. Значимость «Слова» как литературно-исторического памятника.
Вопрос 2. Тема революции и ее воплощение в поэме А. А. Блока «Двенадцать».



  1. Александр Александрович Блок (1880 С.- Пб.-1921 Петроград). Краткие биографические сведения. (Увлечение философскими трудами Владимира Сергеевича Соловьёва (поэт, философ, переводчик).

  2. Творческая история поэмы «Двенадцать».«Двенадцать» —одно из первых произведений русской литературы, написанных после октябрьской революции 1917г

  3. Три смысла названия.

  4. Восприятие Блоком революции. ( старый и новый мир; стихия в поэме; музыка революции).

  5. Образ Христа в поэме.

  6. Блок в поэме показал в реальных картинах, что было, что есть и что должно быть.

Теория литературы: поэма- литературный жанр, большая форма стихотворного произведения с сюжетно-повествовательной организацией. Поэма сочетает в себе повествовательную характеристику действующих лиц, событий и их раскрытие через восприятие и оценку лирического героя, повествователя, играющего в поэме активную роль.
Вопрос 3. Каковы главные причины «лежания» Ильи Ильича Обломова? (По роману И. А.Гончарова «Обломов»)

  1. Иван Александрович Гончаров (1812 г. Симбирск- 1891 г. Петербург). Краткие биографические сведения.
    1822г. Поступил в Московское коммерческое училище. Здесь царили строгие порядки. Восьмилетнее пребывание в училище воспитало в нём протест против унижения человеческой личности.
    Романы: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». Книга очерков «Фрегат «Паллада»».

  2. Время создания романа.
    Замысел возник в 1847 году. 1849г.- публикация одной главы романа «Сон Обломова». Напечатан только в 1859 году.

  3. Замысел Гончарова. «Я старался показать в «Обломове» , как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в …кисель- климат, среда захолустья, дремотная жизнь и ещё частные, индивидуальные у каждого обстоятельства»,- И. А. Гончаров. А.В. Дружинин, Н.А. Добролюбов о романе «Обломов»

  4. Определение жанра, композиция, расстановка героев, художественные средства и приёмы.
    Композиция полностью соответствует идее: показать условия, порождающие лень и апатию, , проследить, как постепенно гаснет человек , превращаясь в мёртвую душу.

  5. Социальные и национальные черты образа главного героя.

  6. Глава «Сон Обломова» как ключ к характеру главного героя.

  7. Вывод.



Билет №2

Вопрос 1. Образ поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина (на примере 3 – 4 стихотворений по выбору экзаменуемого).

  1. Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837). Биографические сведения ( темы творчества, ссылки и их причины).

  2. Следование традициям русской литературы. Лицейские представления о поэзии и о назначении поэта.

  3. Стихотворения темы: «Пророк», «Я памятник себе воздвиг…», «Поэт», «Поэту», «Эхо», «Разговор Книгопродавца с Поэтом».

  4. Стихотворение «Пророк». Сентябрь 1826г. Связь с историей. Тон стихотворения ( суровый, сдержанный, возвышенно-ораторский).

  5. Анализ стихотворения. ( по выбору) Чтение наизусть.

Тема независимости и внутренней свободы поэта, образ «толпы» в стихотворениях «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту». Философские аспекты творческого процесса, как они раскрываются в стихотворениях «Эхо», «Осень». «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» как поэтическое завещание А.С. Пушкина.

  1. Вывод: в чём видит Пушкин предназначение поэта?

Вопрос 2. Философские вопросы в прозе И. А. Бунина (на примере 1 – 2 произведений…)

  1. Краткие биографические сведения:

  • Место рождения. (Воронеж)

  • «Я не касался в своих произведениях политической и общественной злободневности, я не принадлежал ни к одной литературной школе, не называл себя ни декадентом, ни символистом, ни романтиком, ни реалистом… Меня занимали вопросы психологические, религиозные, исторические». (И. Бунин)

  • Две Пушкинские премии Российской Академии наук, избрание почётным академиком Российской Академии наук, Нобелевская премия.

  • Заграничные путешествия.

  • Эмиграция.

  1. Основные темы творчества.

  2. Рассказ «Господин из Сан-Франциско»: смена названия, философские вопросы, рассматриваемые в произведении ( тема сложившегося миропорядка; неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации; живое и мёртвое в рассказе.)

  3. «Чистый понедельник». Вопрос: смысл жизни (для чего мы всё это делаем?)

  • В судьбе героев- отражение судьбы всей культурной России. Человек удалён от природы.

  • Уход от мирской суеты героини закономерен, обдуман. Желание жить одухотворённой жизнью. Героиня всё узнала о современном мире, а узнанное отторгает.

  1. Вывод: вопросы, волновавшие И.А.Бунина.

  2. Теория: цикл, кольцевая композиция.

Вопрос 3 Какова роль евангельского сюжета о воскрешении Лазаря в понимании идеи романа Ф. М.Достоевского «Преступление и наказание»?

  1. Фёдор Михайлович Достоевский (1821, Москва —1881, Петербург, похоронен в Александро-Невской лавре). Творчество Достоевского- новый этап в развитии критического реализма.

  2. «Преступление и наказание»- один из замечательнейших философских романов Достоевского. Достоевский первоначально предполагал назвать роман «Пьяненькие» (не только прямой смысл) и Мармеладов должен был стать его центральным героем. Действие в романе происходит в 1865 году. Это самый разгар эпохи реформ, ломки чиновничьего аппарата. Роман- суровый приговор общественному строю, основанному на власти денег, на унижении человека, страстное выступление в защиту человеческой личности.

  3. Бесчеловечный капитализм. Мотив унижения человека. Мир беспросветной нищеты порождает преступления против человечества. Потеря нравственных ориентиров. Мотив насилия.

  4. Теория Раскольникова (кратко)

  5. Символика эпизода: «..бродил в темноте и недоумении….отворилась какая-то дверь; он схватился за неё машинально» ; Соня открывает дверь.

  6. Евангельский сюжет о воскрешении Лазаря (кратко).

  7. Роль сюжета: встречаются носители разных «теорий». Несостоятельность «теории» Раскольникова, истинность Сониной «теории». Сонечка- носительница христианских ценностей. Намёк на «возрождение» Раскольникова.

Билет 3.
Вопрос 1. Образ Чацкого и проблема ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».


  1. Александр Сергеевич Грибоедов. (1795-1829)- один из самых образованных и просвещённых людей своего времени.

  2. Комедия «Горе от ума». ( теория литературы: комедия, классицизм, новаторство Грибоедова)

  3. Чацкий ( прототипом принято считать Петра Яковлевича Чаадаева): происхождение, воспитание; черты характера; система ценностей: отношение к опыту старших, отношение к службе, способы продвижения в жизни, имеет ли собственное мнение; речевая характеристика ; проверка на чувство любви.

  4. Монологи Чацкого ( как характеризуют героя?):
    Первый монолог – экспозиция («Ну что ваш батюшка?...).
    Второй монолог («И точно, начал свет глупеть…») – завязка конфликта.
    Третий монолог ( «А судьи кто?») – развитие конфликта.
    Четвёртый монолог- («В той комнате незначащая встреча…»)- кульминация и развязка конфликта.
    Пятый монолог («Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом…») – развязка сюжета.

  5. Проблема ума.

  6. Критики о комедии. Иван Александрович Гончаров «Мильон терзаний».


Вопрос 2. Романтический идеал Человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».



  1. Алексей Максимович Пешков (1868 Нижний Новгород -1936 Горки под Москвой). Краткие биографические сведения. (детство, юность)

  2. Начало литературной деятельности. Две группы рассказов. ( теория литературы: романтизм ) Особенность романтизма Горького – самоотверженное служение людям; в центре герой- гордый, сильный, свободолюбивый, одинокий человек.
    Пафосом является утверждение свободы и воли как главной и единственной ценности.

  3. «Старуха Изергиль»- одно из ранних романтических произведений.

  4. Особенности композиции.(рассказ в рассказе- принцип художественного обрамления)

  5. Главные герои рассказа. Смысл противопоставления Данко и Лары. Старуха Изергиль.

  6. Изобразительные и выразительные средства.

  7. Позиция Горького: подвиги важны не только сами по себе – их сила в том, что они служат примером для других.

Вывод: каков романтический идеал Человека?
Вопрос 3. Почему встреча Базарова с Одинцовой не привела к счастью взаимной любви? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).



  1. Иван Сергеевич Тургенев (1818г. Орёл- 1883г. Париж. Похоронен на Волковом кладбище в Петербурге). Произведения: «Записки охотника», повесть «Ася», повесть «Первая любовь», роман «Дворянское гнездо», роман «Накануне», Стихотворения в прозе, роман «Отцы и дети» и т.д.

  2. Анна Сергеевна Одинцова до встречи с Базаровым. Главное в жизни.

  3. Базаров до встречи с Одинцовой. Любовь в жизни Базарова до этой встречи.

  4. Чужеродность характеров, глубокие внутренние различия, которые привели к несчастной разязке.

  5. Любовь Базарова:
    а. Интерес к общению с умной и красивой женщиной
    б. На смену циничным отговоркам приходит тревога и осознание своей «слабости».
    в. Одинцова симпатизирует Базарову, но боится увлечься.

  6. Смерть Базарова: ирония Базарова направлена не на других , а на себя; причина прихода Одинцовой к умирающему Базарову.

  7. Любовь позволяет показать характер главного героя в развитии.


Билет 4.
1. Своеобразие раскрытия любовной темы в лирике А.С. Пушкина (на примере 3 – 4 стихотворений…)

  1. Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837). Краткие биографические сведения. Темы лирики.

  2. Любовь для Пушкина- предмет высокой поэзии. ( Адресаты любовной лирики: Анна Петровна Керн, Елизавета Ксаверьевна Воронцова, Наталья Николаевна Гончарова…)

  3. Шедевры пушкинской любовной лирики: «Я помню чудное мгновенье…»(1825), «Признание»(1825), «Храни меня, мой талисман…»(1825), «На холмах Грузии…» (1829), «Я вас любил» (1829), «Сожжённое письмо»(1825) и т.д. ( даты написания и их история)

  4. Анализ стихотворения.

  5. Вывод .

2. Образ «дна» и проблема нравственного выбора человека в пьесе М. Горького « На дне».

  1. Алексей Максимович Пешков (1868-1936). Краткие биографические сведения. (детство, юность)

  2. Время написания пьесы и его отражение в проблематике ( актуальность философских вопросов, поставленных Горьким, главный из которых- что есть правда, нужна ли она человеку, что такое человек и во имя чего он живёт.. Для Горького слово «Человек» звучало гордо. Пьеса «На дне» - произведение начала ХХ в., отразившее социальные, философские и нравственные проблемы времени. Тема «дна» русской жизни.

  3. Смысл названия.

  4. Место действия в пьесе. ( 1-4 действия)

  5. Обитатели ночлежки: образы ночлежников, их позиции, драматические судьбы- грозный обвинительный протест против устоев буржуазного общества.. Люди без будущего.Человеческое в героях пьесы.

  6. Лука- проповедник рабского смирения.

  7. Конфликты в пьесе: социальный: обличение социального зла- постоянные ссоры, драки, взаимные обиды; любовный : конфликт становится гранью социального конфликта: античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает человека, а ведёт к трагедии.)

  8. Волчьи законы капиталистической эксплуатации: Костылев , Василиса.

  9. Вывод: Горький изображает сознание людей «дна»… Не в религиозном смирении, не в толстовском «непротивлении злу насилием», а в решительной и беспощадной борьбе видел Горький подлинный выход.

  10. Теория литературы: жанр -социально-философская драма.


3. Чем объясняется «пассивность» Кутузова во время Бородинского сражения? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).
1. Лев Николаевич Толстой. (1828г. Ясная Поляна Тульской губернии- 1910, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.; похоронен в Ясной Поляне]. Краткие биографические сведения..

  1. История создания романа: с 1863 по1869 год; первоначально задумана повесть «Декабристы».

  2. Победа в любой войне, по мнению Л.Н. Толстого, зависит прежде всего от воли народа. Задача хорошего военного руководителя – почувствовать, куда будет направлено единство воль, и организовать армию, укрепить дух солдат.

  3. Кутузов как носитель народного духа: воплощение добра и справедливости; демократичность в отношении к людям; единение с людьми; естественность и простота; высокие нравственные идеалы и религиозность; истинный патриотизм.

  4. Бородинская битва как кульминация развития военных событий.

  5. Роль Кутузова во время сражения.

  6. Бородинское сражение- победа для русской армии.


Билет 5.
1. Философские мотивы в лирике А.С. Пушкина (на примере 3 – 4 ст.)

      1. Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837). Краткие биографические сведения. Темы лирики.

      2. Что такое «философская лирика»? (В чем смысл бытия человека, что такое счастье, что ценнее самой жизни, какое место в ней занимают любовь и дружба?)

      3. «Дар напрасный, дар случайный…» 26 мая 1828г. (День рождения поэта). «Напрасный» и «случайный» дар- жизнь. К кому обращены повторяющиеся вопросы «зачем? зачем?». Каково восприятие жизни в этом стихотворении? (бесцельна и тосклива)

      4. «Вновь я посетил…» 1835г.. Трудные условия в начале 30-х годов: Пушкин , нравственно уставший, измученный интригами придворного общества, нападками критики, стремится выйти в отставку и поселиться с семьёй в деревне. Комплекс тем и мотивов, выражающих представление поэта о человеке и природе, о времени, о памяти и судьбе. Какова взаимосвязь природы и человека? В чём отличие обновления человека и природы?

      5. «Элегия» (Безумных лет) 1830г. Воспоминания о прошедшей молодости, размышления о смерти, бренности бытия. В герое живёт надежда…

      6. Вывод: какие мысли и чувства вызывает философская лирика?


2. Тема борьбы добра и зла в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита» (по выбору).


  1. Михаил Афанасьевич Булгаков (1891 Киев-1940 Москва). Краткие биографические сведения.

  2. История создания романа «Мастер и Маргарита»

  3. Сложность и многообразие идейной проблематики романа.

  4. Антитеза Добра и Зла в романе.
    Время действия в романе- 20- 30-е годы ХХ века. М. Булгаков стал свидетелем событий, происходивших в стране, и видел, как сталкивается Добро, выраженное в желании жить и работать в новом мире, и Зло, обусловленное политической жизнью страны. Столкновение Добра и Зла стало основной идеей романа.

  5. Герои – носители Добра в романе.
    Мастер- главный герой романа. История Мастера. Идея
    Иешуа Га-Ноцри и Иисус Христос ( аналогия). История отмечена появлением героев, людей чистых, нравственных, цельных, несущих идеи Добра. Образ Иешуа. Идеи, проповедуемые Иешуа ( злых людей нет на свете; правду говорить легко и приятно; рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины…). Влияние проповедей Иешуа и романа мастера на окружающих людей ( человек легче подвергается влиянию зла, нежели добра). Иешуа и мастер ( сила , способная повернуть людей в сторону Добра). Матер и Маргарита ( тема любви)

  6. Свита Воланда: кот Бегемот, Коровьев, Азазелло. Разрушительные последствия их действий.

  7. Зло или Добро побеждает в романе?
    Зло торжествует над людьми. Но исторический путь обозначен появлением героев. Они должны повернуть человека к добру и истине.
    3. Почему для Катерины невозможен путь Варвары? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»).

1. Александр Николаевич Островский (1823г. Москва- 1886 Щелыково). Краткие биографические сведения: Островский пришёл в литературу как создатель национально- самобытного театрального стиля, опирающегося в поэтике на фольклорную традицию. У раннего Островского нет характерного для большинства русских классиков героя-интеллигента, дворянского «лишнего человека». Обращение к этому типу в конце 60-х гг. приводит к созданию своеобразного сатирического цикла: «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Лес»…
У Островского центром драматического действия становится женщина.

  1. «Гроза»- удивительное по силе эмоционального воздействия произведение. (Творческая история драмы)
    Драма написана в 1859г. Премьера состоялась 16 ноября 1859 года. 25 сентября 1860 года присуждена Большая Уваровская премия ( премию учредил граф Уваров).

  2. Женщины из купеческой среды в творчестве А.Н. Островского.

  3. Первая встреча с Катериной и Варварой в пьесе. Имена героинь, выбранные автором. Детство, формирование характеров. Черты характера, отличающие их: отношение к правде и лжи; отношение к любви; непокорность; решительность характеров.

  4. Выбор, сделанный героинями в пьесе. Почему для Катерины невозможен путь Варвары? ( Трагический финал драмы- это протест Катерины против кабановских понятий о нравственности, утверждение силы свободного человека, его победы над «тёмным царством».

  5. Оценка роли Катерины и Варвары в пьесе.


Теория литературы:

Драма- жанр литературы, в котором изображена напряжённая борьба героев и острый, преимущественно социальный конфликт.


Билет 6.
1. Образ Печорина и тема поколения в романе М. Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

  1. Михаил Юрьевич Лермонтов. (1814 Москва-1841 Машук близ Пятигорска). Краткие биографические сведения.

  2. История создания романа (1837- 1839, предисловие- 1841г., как ответ на критику). Литература 30-х годов- стремление к правдивому исследованию внутреннего мира человеческой души, к психологическому изображению человека. Задача автора.

  3. Изменение названия романа. ( «Один из героев нашего века»). Типичность героя, ирония в названии.

  4. Особенности натуры Печорина.

  5. Взаимоотношения Печорина с другими персонажами.

  6. Одиночество Печорина. Трагизм существования Печорина.

  7. Вывод: вина общества и самого Печорина; «болезнь века». «Лишний ли Печорин для своего времени?

Теория литературы: роман- эпический жанр, большая по объёму литературная форма, обладающая следующими особенностями: изображение человека в сложных формах жизненного процесса, многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц, способность создания широкой картины общественной жизни.
2. Тема страшного мира в лирике А. А. Блока. (на примере 2 – 3 стихотворений по выбору экзаменуемого).

  1. Александр Александрович Блок (1880 С.- Пб.-1921 Петроград). Краткие биографические сведения. (Увлечение философскими трудами Владимира Сергеевича Соловьёва (поэт, философ, переводчик).

  2. Тема «страшного мира» - сквозная в творчестве Блока. («Незнакомка» 2 том, цикл «Страшный мир» 3 том)
    - тема обличения «буржуазной действительности».
    - человек, живущий в «страшном мире», испытывая его тлетворное воздействие, теряет нравственные ценности, трагически переживает ощущение собственной греховности, безверия, опустошённости, смертельной усталости.

  3. В «страшном мире» отсутствуют естественные, здоровые человеческие чувства.
    - вместо любви- «горькая страсть», «низкая страсть»… («В ресторане»)

  4. Трагическое мироощущение, «угрюмство», свойственные большинству стихотворений цикла «Страшный мир».
    - мысль о роковом круговороте жизни, о её безысходности. ( «Ночь, улица, фонарь, аптека…»)
    - мрачные пророчества о грядущем торжестве зла во всём мире («Голос из хора»).

  5. Тему «страшного мира» продолжают циклы «Возмездие» и «Ямбы».
    - измена священным обетам, высокой любви, измена человеческому предназначению; а следствие этого- суд собственной совести, душевная опустошённость, усталость от жизни, покорное ожидание смерти («О доблестях, о подвигах, о славе…»).
    3. Чем отличается народное и барское представление о счастье? (По поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).

  1. Николай Алексеевич Некрасов (1821г. Немирово (Украина) – 1877\78г. Петербург Новодевичье кладбище). 1847-1866 возглавляет журнал «Современник».1868- «Отечественные записки». Основные темы, идеи: о назначении поэта и поэзии; идеал общественного деятеля; любовная лирика; Некрасов поэт-сатирик; тема родины и народа.

  2. Краткая историческая справка о реформе 1961 г. «Да разве это настоящая воля!- говорил Некрасов.- Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами». Начало работы- 1863г., работал до конца жизни, но так и не завершил.

  3. Основной вопрос- кого можно назвать счастливым?

  4. Счастье главных героев: поп, помещик, крестьяне на ярмарке, Савелий, Матрёна Тимофеевна, Ермил Гирин, Гриша Добросклонов.

  5. Вывод: Рассказы о жизни героев убеждают, что в народном представлении о счастье главным является не богатство. Народный идеал счастья предполагает человеколюбие, сострадание, братство, добро, честь, правду и свободу. Отвергается ложный идеал счастья: кто всех богаче, тот всех счастливей. Поиски счастливого заставили задуматься крестьян о невозможности счастья без изменений условий жизни народа и поставили их перед вопросом- что делать, чтобы счастье стало возможным?
    Билет 7.
    1. Образ Маши Мироновой и смысл названия романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

1. Историческая основа повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Фигура мятежного Пугачёва привлекает и завораживает Пушкина. Тему эту он решает в двух планах: в качестве профессионального историка в « Истории Пугачёва» и в качестве писателя в « Капитанской дочке». Сначала было создано произведение историческое.
«Капитанская дочка» одновременно является и историческим произведением, и откликом на современную писателю действительность, и духовным завещанием для нас- тех, кто будет жить после него.
2. Эпиграфы к главам, где появляется Маша Миронова,- народные песни, пословицы. Маша близка народу, она похожа на сказочную героиню, вместе с тем она оказывается сильным и волевым человеком.
3. Характер Маши в любви к Гринёву.
4. Качества характера Маши , проявляющиеся в тяжёлых обстоятельствах после смерти отца и матери.
5. Борьба Маши за спасение чести и доброго имени своего жениха. Встреча с императрицей.
6. Вывод: Тихая и робкая капитанская дочка стала победительницей в сложнейших обстоятельствах. Она победила свою судьбу «горькой сироты», она обрела дом, семью, счастье. Она растопила холодное сердце величественной императрицы и спасла будущее Петра Гринёва, его честь, его семью.
Честность и нравственная чистота способны победить недоверие, несправедливость и предательство. Не случайно повесть носит такое название- «Капитанская дочка».
2. Тема противостояния героя и толпы в ранней поэзии В.В.Маяковского. (на примере 2 – 3 стихотворений по выбору экзаменуемого).

  1. Владимир Владимирович Маяковский ( 1893 Багдади Кутаисской губернии- 1930 Москва). Краткие биографические сведения: Маяковский считал началом своего творчества 1909 г. Окончание- примерно 1917г. Скандальная известность в 1912 г. в связи с выходом манифеста футуристов. Полярность мнений о творчестве Маяковского.

  2. Поэзия Маяковского- сложнейшее и многожанровое явление искусства. Ранняя лирика. Урбанизм- главное содержание, мотив и чувство первых стихов. Поэт и город, поэт и толпа, «я» и «они»- обыватели, «буржуи». Чувство обиды и мотив жалобы: меня обидели (равнодушием)- и я обижаю («плюну в лицо вам»).

  3. Явный, нарочитый вызов, «жёлтая кофта» в стихах, чтобы обратили внимание. Отчаяние, жуткое одиночество.

  4. «Послушайте». Звёзды – лишь «плевочки» для большинства людей, но и «жемчужины» для «кого-то». Образ Бога. Задача поэта- нести свет.

  5. «А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно».

  6. Вывод: «эстетический бунт» перерастает в социальный протест. Объявляя себя глашатаем новых истин, поэт наталкивается на отчуждение, ибо окружающий мир «сытых» бесчеловечен, жесток и духовно убог, отсюда трагическое одиночество поэта и беспощадная, яростная критика существующего миропорядка, призыв к его ниспровержению.

3. Как в сатирических произведениях М. Е.Салтыкова-Щедрина сочетаются злободневное и вечное? (На примере 1 – 2 произведений).

  1. Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин (1826 Спас-Угол – 1889г С. Пб.) .

  2. Произведения: «Господа Головлёвы», «Пошехонская старина», «История одного города».

  3. Сказки «Для детей изрядного возраста» (1869- 1886). Задача: обличение пороков, освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение народных идеалов, передовых идей). Цель сказки. Анализ одной сказки: сочетание злободневного и вечного.

  • Сказки всегда аллегоричны , построены на иносказаниях. В одних сказках действующие лица- представители животного мира, олицетворяющие определённые классовые отношения в обществе (злободневное или вечное?). В других сказках героями являются люди, но и здесь сохраняется иносказание.

  • Умело сочетается достоверное с фантастическим. В результате звучит политическая острота (злободневное или вечное?).

  • Сказки построены на резких социальных контрастах, почти в каждой из них лицом к лицу сталкиваются представители антагонистических классов.

  • Язык сказок в основном народный, с использованием публицистической лексики, канцелярского жаргона, архаизмов, иностранных слов.

  • Сказки рисуют не просто злых и добрых людей, борьбу добра и зла, как большинство сказок, они раскрывают классовую борьбу в России второй половины Х!Х века.

  1. Использование средств выразительности ( гротеск, гипербола, Эзопов язык).

  2. Значение сатиры Салтыкова- Щедрина.

Билет 8.
1. Лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова. (на примере 3 – 4 стихотворений по выбору экзаменуемого).

    1. Михаил Юрьевич Лермонтов. (1814 Москва-1841 Машук близ Пятигорска). Краткие биографические сведения.

    2. Первый этап творчества- период ученичества (1828-1832). Лирический герой несёт в себе биографические черты автора. Переживания гиперболизированы, лишены полутонов.

    3. Второй этап- период становления поэта, обретение собственного «я» (1833-1836). Поэт стремится уйти от тождественности своего восприятия и чувств лирического героя. Лирика носит романтический характер, хотя видны реалистические элементы.

    4. Третий этап- период зрелой лирики (1837- 1841), время высшего рассвета творчества. Поиск единения, душевного слияния со всей вселенной.

    5. Стихи для анализа: «Гляжу на будущность с боязнью…» (1837), «Как часто пёстрою толпою..» (1840), « Выхожу один я на дорогу..» (1841), «Дума» (1838), «Нет, я не Байрон…» (1832), «Сон» (1837-1841), «Завещание» (1837-41) ….

    6. Вывод: как меняется лирический герой?

    7. Теория литературы: лирический герой.


2. Трагедия революции и Гражданской войны в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон».



  1. Михаил Александрович Шолохов. (1905г. хутор Кружилинский станицы Вёшенской Ростовской губернии -1984г.) Краткие биографические сведения. 1960г.- Ленинская премия за роман «Поднятая целина», 1965 году- Нобелевская премия за роман "Тихий Дон".

  2. Война- сначала Первая мировая, потом гражданская- антитеза мирной жизни. «Чудовищная нелепица войны» проходит по хуторам и станицам, принося горе в каждую семью.

  3. Душевное состояние человека, пролившего чужую кровь. Сильнейшее потрясение Григория после убийства австрийца: « его гнула война, высасывала с лица румянец, красила его желчью.» (ч.3) Унижение казаков.

  4. «Мир, расколотый надвое»- трагедия Гражданской войны.
    - сцена расправы над чернецовцами ( ч.5 гл.12.) Подтелков- силы ненависти и вражды, которые разделили Дон. Григорий вступается не за врага, а за человека.
    -казнь Подтелкова. Монолог Григория (ч.5 гл.30)
    вывод по двум сценам: герой не находит правды ни на одной из противоборствующих сторон; везде -обман, жестокость.
    - Шолохов противопоставляет братоубийственной войне, взаимной жестокости людей животворящую силу природы ( последний эпизод второй книги).

  5. Жестоки все, даже женщины. Образ Дарьи, которая мстит за смерть мужа.

  6. Попытка возродить жизнь. Но советская власть не даёт этого Григорию: грозит тюрьмой, продразвёрстка.

  7. Вывод: трагедия Мелехова в том, что в кровавой круговерти исчезло всё: родители, жена, дочь, брат, любимая женщина.
    « Никакой он не бандит, твой отец. Он так…. Несчастный человек». Григорий Мелехов- отражение судьбы казачества.
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Революции и ее воплощение в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
634.38kb.
Символические образы поэмы А. А. Блока «Двенадцать» вызывали и вызывают много споров
91.37kb.
§ Склад системного блока
66.02kb.
Обучаемым в объединении «Собери компьютер сам» I. Разборка и сборка системного блока компьютера
25.57kb.
В статье раскрываются вопросы трансформации политических систем стран снг, которые принято называть «цветными революциями»
98.74kb.
«анналы» ипроблемы французской буржуазной революции конца XVIII века
473.59kb.
События прошлого проецируются сквозь кривое революционное зеркало в нынешний день, и делаются неверные с исторической точки зрения выводы
273.43kb.
Двенадцать теоретических лекций
8043.07kb.
Герман Ломов Двенадцать подвигов Геракла: эпический миф или историографическая матрица
117.96kb.
Мифологические мотивы в поэме В. Иванова Прометей На протяжении многих веков миф являлся объектом, привлекающимвнимание художников. Мифы и литература постоянно взаимодействуют
47.97kb.
О том, что естество человеческое чрез воплощение Сына и Бога Слова приходит опять в благобытие, то есть в то доброе и божественное состояние, в каком было оно до преступления Адамова
52.68kb.
Вариант №1 На склонах гор древние греки выращивали
19.05kb.