Главная
страница 1
скачать файл


Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………….....с. 3

I. Разработка экскурсии по теме «Памятники г. Нарьян-Мара – участникам и событиям Великой Отечественной войны»…………………………………….………………….…....с. 5

Заключение……………………………………………………………………….……....……..с.11

Список использованных источников и литературы…………………………….....……...с.12

Приложение № 1 Анкетирование………………………………………………….……… с.13

Приложение № 2 Информационный буклет….……………………………………..………с.15

Приложение № 3 Диск (Виртуальная экскурсия)…………………………………….....….с.16

Приложение № 4 Маршрут экскурсии...………………………………………………..……с.17

Приложение № 5 Общая информация о жизни округа в годы ВОВ…………………..…с.18

Приложение № 6 Викторина по теме «Памятники г. Нарьян-Мара – участникам и событиям ВОВ»…………………………………………………………………………………с.23

Приложение № 7 Контрольный текст...……………………………………………………...с.24


Введение

Есть в жизни каждого человека события, которые никогда нельзя забывать. Прошло уже 66 лет, как отгремели последние залпы войны 1941-1945 гг., и пришла долгожданная Победа советского народа над фашистской Германией. Война принесла смерть и разорение в нашу страну, не обошла стороной и Ненецкий округ. На фронт отсюда ушло 9383 человека, а вернулось лишь 3046 человек [3, с. 114, 122].

Подвиг народа, одолевшего страшного врага, все это время живет в народной памяти. Его увековечивают памятники Великой Отечественной войны Ненецкого автономного округа, осуществляя связь с «грозными сороковыми». Посетить эти памятники – значит прикоснуться к славе отцов и дедов, преклониться перед их мужеством и героизмом, проявленным в борьбе с врагом. Память необходима живым, чтобы, глядя на величие былого, строить завтрашний день.

К сожалению, на сегодняшний день многие не знают, какой вклад внесли наши земляки в годы войны и какие памятники установлены им в нашем округе. Это показало анкетирование, которое проводилось среди учащихся 5-11 классов школы п. Красное (см. Приложение № 1). Полученные результаты позволили сделать следующие выводы:


  • 93% школьников считают, что необходимо ставить памятники, посвященные событиям Великой Отечественной войны в Ненецком автономном округе;

  • 72% учащихся не владеют информацией о памятниках округа, посвященных участникам и событиям ВОВ;

  • 96% школьников хотели бы знать больше по данной теме и посетить экскурсию «Памятники г. Нарьян-Мара – участникам и событиям Великой Отечественной войны».

Автор данной работы считает, что для формирования патриотического самосознания школьникам необходима более глубокая информация о памятниках, посвященных событиям войны.

Актуальность данной работы подтверждается недостаточным осознанием юным поколением значения вклада родного края в Победу советского народа в Великой Отечественной войне. Нельзя позволить предать забвению подвиги наших земляков. Школьники должны помнить своих дедов и прадедов, должны знать об их подвигах и чтить их светлую память.

Следовательно, перед автором была поставлена цель: разработать и провести тематическую экскурсию «Памятники г. Нарьян-Мара – участникам и событиям Великой Отечественной войны» для повышения патриотических и нравственных качеств у обучающихся МБОУ СОШ п. Красное.



Объектом исследования стали памятники г. Нарьян-Мара, которые воздвигнуты в честь Великой Отечественной войны, предметом – кому они посвящены.

Гипотеза: если провести обзорную или виртуальную экскурсию по памятникам г. Нарьян-Мара, посвященным участникам Великой Отечественной войны, то мы сможем расширить знания о подвигах людей, которые защищали наш округ, тем самым, воспитывая чувство патриотизма к родному краю.

Для достижения обозначенной цели автор поставил следующие задачи:



  • изучить теоретический материал по этой теме;

  • составить маршрут экскурсии и подготовить методическую разработку;

  • создать виртуальную экскурсию по теме;

  • опубликовать материал в информационный буклет «Памятники г. Нарьян-Мара – участникам и событиям Великой Отечественной войны» (см. Приложение № 2);

В ходе работы автор использовала следующие методы:

  • изучение литературных источников;

  • анкетирование;

  • анализ;

  • сравнение.

Автор работы считает, что разработанная обзорная экскурсия «Памятники г. Нарьян-Мара – участникам и событиям Великой Отечественной войны» будет интересна и другим школам, кому небезразличны история и вклад ненецкого народа в судьбу нашей страны. Виртуальную экскурсию можно использовать в населенных пунктах Ненецкого автономного округа, откуда проблематично выехать для обзорной экскурсии в г. Нарьян-Мар (см. Приложение № 3). Благодаря этому ученики смогут получить познавательную информацию, которая будет воспитывать у них патриотизм, гордость и любовь к нашей малой Родине.

Разработка экскурсии по теме: «Памятники города Нарьян-Мара – участникам и событиям Великой Отечественной войны»

Цель: воспитание патриотических, нравственных качеств и чувства гордости, любви к своей малой Родине на основе подвигов наших земляков в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с памятниками и историей их создания.

  2. Развивающая: развивать память и навыки устной речи.

  3. Воспитательная: воспитывать и прививать бережное отношение к историческим памятникам.

Экскурсовод: Сядейская Полина Ивановна.

Аудитория: учащиеся 5-11 классов МБОУ СОШ п. Красное.

Дата проведения: февраль – апрель 2012 г.

Вид передвижения: УАЗ 220294.

Смета расходов на аренду транспорта за счет МБОУ СОШ п. Красное:

Количество рейсов

п. Красное - г. Нарьян-Мар,

г. Нарьян-Мар - п. Красное

Стоимость аренды машины

Итого

7

2500=00

17500=00

График проведения экскурсии:



Дата

Класс

Кол-во сопровождающих

1

26 февраля

5

2 (классный руководитель и Телкова Л.Б.)

2

4 марта

6

2 (классный руководитель и Телкова Л.Б.)

3

11 марта

7

2 (классный руководитель и Телкова Л.Б.)

4

18 марта

8

2 (классный руководитель и Телкова Л.Б.)

5

25 марта

9

2 (классный руководитель и Телкова Л.Б.)

6

1 апреля

10

2 (классный руководитель и Телкова Л.Б.)

7

8 апреля

11

2 (классный руководитель и Телкова Л.Б.)

Продолжительность экскурсии: 3 ч. (длительность экскурсии - 45 мин., длительность переездов - 135 мин.).

Выезд: 9:00.

Заезд: 11:00.

Приемы показа: демонстрация, художественный рассказ, показ наглядных пособий, исторический анализ объектов, цитирование, прием реконструкции, движение в экскурсии.

Тип маршрута: познавательный.

Маршрут экскурсии и объекты посещения (см. Приложение № 4):

Поселок Красное. Вступление – 5 мин.

Путь № 1Обелиск землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (5 мин.)

Переезд п. Красное – г. Нарьян-Мар (55 мин.) – общая информация о жизни округа в годы Великой Отечественной войны (см. Приложение № 5)

Путь № 2 Обелиск Победы (5 мин.)

Переход к памятнику – 3 мин.

Путь № 3памятник «Подвигу участников оленно-транспортных батальонов в годы Великой Отечественной войны» (5 мин.)

Переезд к памятнику – 4 мин.

Путь № 4 памятник экипажу буксирного парохода «Комсомолец» (5 мин.)

Переезд к памятнику – 3 мин.

Путь № 5«Памятник Нарьян-Марским портовикам» (5 мин.)

Переезд к памятнику – 5 мин.

Путь № 6памятник «Самолет капитана Тарасова», самолет «Як – 7Б» (10 мин.)

Переезд к памятнику – 10 мин.

Путь № 7обелиск «Летчикам Заполярья» (5 мин.)

Переезд г. Нарьян-Мар – п. Красное (55 мин.) – викторина «Памятники г. Нарьян-Мара – участникам и событиям Великой Отечественной войны» (см. Приложение № 6)

Содержание экскурсии

Война – жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет…

А.Т. Твардовский



1. Приветствие, сообщение темы экскурсии, введение в данную тему.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы посетить памятники, посвященные событиям и участникам Великой Отечественной войны, почтить память земляков, которые сражались за Родину, не жалея собственных жизней.

Нарьян-Мар, маленький Заполярный городок, центр Ненецкого национального округа. В то время в округе проживало около 40 тысяч человек: русские, ненцы, коми. Жители округа занимались оленеводством, рыболовством, работали на лесопильном и кирпичных заводах, в морском порту и авиации, образовании и здравоохранении. Эту налаженную и размеренную жизнь прервала война. 22 июня 1941 г. фашистская Германия внезапно напала на СССР. Всего из Ненецкого округа в годы войны на фронт ушло 9383 человека, а не вернулось 3046 человек [3, с. 114, 122]. Именно им, жителям округа, павшим в годы Великой Отечественной войны, были установлены памятники в Ненецком автономном округе.

2. Основная часть (см. Приложение № 7 – Контрольный текст)

Путь № 1Обелиск землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны

Открыт обелиск 9 мая 1977 года. Авторы – Борис Николаевич Сятишев и Владимир Савенков. Монумент состоит из бетона, ДВП, листового железа и эмали.

Представляет собой многогранную стелу (высотой около 3 м), укрепленную на многоступенчатом постаменте. На лицевой стороне обелиска изображен Орден Великой Отечественной войны.

Обрамляют обелиск столбы, удаленные от памятника на 1 м, соединенные между собой железными цепями [1, с. 31]. В 2008 году на средства пожертвований памятник был полностью реставрирован. Об этом сообщил нам председатель Совета депутатов МО «Приморско-Куйский сельсовет» Л.М. Чупров.



Путь № 2 – Обелиск Победы

Обелиск Победы был установлен в г. Нарьян-Маре в 1965 году. Автором памятника является инженер - строитель Олег Иванович Токмаков, надпись на обелиске и орден Отечественной войны изготовлены художником городского Дома культуры Анатолием Ивановичем Юшко. К 9 мая 2005 года орден заменили новым, изготовленным художником нарьянмарского Дома культуры Филиппом Игнатьевичем Кычиным.

В 1982 году монумент архитектурно дополнен. К бетонному постаменту, расположенному перед обелиском, подведен газ и зажжен вечный огонь. В 1985 году на постаменте была установлена чугунная решетка со звездой [1, с. 32-33].

Путь № 3 – памятник «Подвигу участников оленно-транспортных батальонов в годы Великой Отечественной войны»

Памятник воздвигнут в феврале 2012 года в память о жителях округа, которые в годы Великой Отечественной войны сформировали несколько оленно-транспортных батальонов. Было задействовано около 10 тысяч оленей, при этом в живых осталось около тысячи. В начале 1942 года из Ненецкого округа на Карельский фронт было отправлено 6 тысяч оленей в сопровождении нескольких сот оленеводов, из которых было сформировано пять оленно-транспортных эшелонов. Важнейшими задачами являлись санитарная эвакуация раненых с полей сражений, доставка грузов, оружия и снарядов. Всего с помощью оленей с линии фронта и из глубокого тыла противника было вывезено 10142 раненых солдата. Оленные батальоны перевезли к переднему краю 8 тысяч бойцов и 17 тысяч тонн боеприпасов. Для оленей война завершилась в 1944 году после масштабной операции по освобождению Карелии и Мурманской области [11].

Памятник был отлит из бронзы в г. Смоленске. Автор памятника – архангельский скульптор Сергей Сюхин. Скульптура изображает бойца оленно-транспортного батальона с оленем и собакой в диске полярного солнца [7].

Путь № 4 Памятник экипажу буксирного парохода «Комсомолец»

Установлен памятник в ноябре 1968 года по улице Сапрыгина у здания управления Морского порта. Проект создан группой инженеров порта под руководством Петра Яковлевича Хмельницкого. Памятник представляет собой постамент в виде пароходной рубки, на котором установлен адмиралтейский якорь. К нижней части постамента вертикально прикреплена плита из нержавеющей стали с выгравированной надписью: «ММФ Нарьян-Марский морской торговый порт экипажу б/п «Комсомолец».

Установлен в связи с трагедией, разыгравшейся в Баренцевом море 19 августа 1942 года, когда пароходы «Комсомолец» и «Комилес», принадлежавшие порту, с баржами П-3 и П-4 на буксире, возвращаясь из пос. Хабарово в порт приписки, в районе острова Матвеев были обстреляны немецкой подводной лодкой. В тот день погибло около 300 человек, в том числе и 14 членов экипажа буксирного парохода «Комсомолец» [1, с. 33].

Путь № 5«Памятник Нарьян-Марским портовикам»

Монумент сделан из алюминия, литья и бетона, открыт в 1980 году. Автором памятника является член Союза художников Александр Васильевич Рыбкин.

Монумент представляет собой округлой формы постамент, спирально поднятый в верхней части, на котором висит композиция из металла: матрос в одежде моряка гражданского флота поднимает флаг, рядом - солдат с автоматом в руке. На бетонном постаменте барельефная надпись: «Портовикам Нарьян-Мара», слева дата: «1941», справа: «1945».

В 1987 году проводились дополнительные работы по оформлению памятника. Слева и справа от него полукругом установлены 12 бетонных постаментов, с прикрепленными на них плитами. На одной из плит выгравирована надпись: «Никто не забыт – ничто не забыто», на других установлены бетонные постаменты с именами 118 портовиков, погибших в годы Великой Отечественной войны [1, с. 33-34].



Путь № 6памятник «Як – 7Б», памятник «Самолет капитана Тарасова А.К.»

Первый памятник, посвященный Великой Отечественной войне, был установлен в Нарьян-Маре в 1946 году в районе Нарьян-Марского морского порта.

81740 рублей собрали в 1944 году рабочие и служащие судоверфи Нарьян-Мара на постройку самолета-истребителя «Як-7Б». В июне того же года боевой самолет-истребитель Як-7Б «Нарьян-Марский судостроитель» передали летчику Беломорской военной флотилии Алексею Кондратьевичу Тарасову, который осенью 1942 года переведён на Северный флот [6, с. 3]. Капитан Тарасов выполнил около 300 боевых вылетов, в 65 воздушных боях сбил 12 самолётов противника. 19 августа 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза [8].

В октябре 1946 года боевая машина была доставлена в Нарьян-Мар и отдана в качестве экспоната окружному музею (Боевой истребитель был исправном состоянии). «Як» был установлен на невысоком деревянном постаменте в городском сквере напротив морского порта. К весне 1956 года самолет героя-летчика находился в плачевном виде: на носовой части отсутствовали винт и шасси, с мотора были сорваны капоты.

В 1956 году было решено списать самолет марки Як-7Б. Его демонтировали и вывезли на свалку, но на защиту памятника встали ветераны войны. В 1957 году по инициативе общественности он был установлен у здания окружного музея [4, с. 11].

8 мая 2010 года в г. Нарьян-Маре установили памятник «Самолет капитана Тарасова А.К.». По словам главы администрации НАО Игоря Федорова «этот боевой самолет отныне является не только символом боевого истребителя, но памятником всем ветеранам войны, тем кто дожил до Победы, и тем, кто назад так и не вернулся,… это памятник тем людям, тем кто отдавал последние крохи для того, чтобы самолет «Нарьян-Марский судостроитель» взмыл в небо» [5].

Макет самолета «Як-7Б» создавали в натуральную величину под руководством московского авиаконструктора Георгия Шаркутова. Истребитель сделан из стеклопластика, с применением новейших композиционных материалов по современным технологиям. Самолёт был построен на деньги, в размере 3 млн., собранные жителями Ненецкого округа для Беломорской эскадрильи [3, с. 9]. Декоративный слой выполнен высокопрочными цветными гелькоутами, стойкими к суровым климатическим условиям Заполярья и ультрафиолетовому воздействию [8].

Здесь же, рядом с моделью самолета, располагается мотор того самого боевого самолета Як-7Б, который много лет простоял в одном из скверов морского порта, [4, с. 11].



Путь № 7Обелиск «Летчикам Заполярья»

Памятник «Летчикам Заполярья» был открыт в 2005 году [6, с. 26]. Памятный обелиск чествует летчиков, погибших и обретших покой на нашей северной земле. В годы войны они ценой собственных жизней осуществляли конвоирование судов, уничтожали немецкие подводные лодки, вели ледовую разведку. На территории округа в районе Тиманской тундры в годы войны разбилось 3 советских самолета. Два из них были найдены поисковой эколого-краеведческой организацией «Истоки». Это самолет СБ-2 и самолет-лодка «Каталина» [9].

Готовый монумент привезли из г. Архангельска. Эскиз был подготовлен руководителем поисковой группы РАН ЭКО «Истоки», краеведом-экологом Сергеем Вячеславовичем Козловым. Памятник выполнен из гранита «мансуровский», надписи нанесены золотой краской. Венчает памятник летящая чайка, символизирующая полярную авиацию.

На передней стороне стелы высечены имена погибших летчиков четырех самолетов, потерпевших аварии на территории округа в годы войны, а над ними - орден Отечественной войны. Внизу на передней стороне тумбы выбита надпись: «Вечная память летчикам Заполярья». На задней стороне стелы высечена информация о гибели трех экипажей. Справа и слева нанесены рисунки разбившихся самолетов. Вокруг обелиска оформлена подсветка [6, с. 26].



Обобщение, подведение итогов экскурсии.

Ненецкий национальный округ в годы Великой Отечественной войны являлся одним из районов советского тыла, причем тылом глубоким, отдаленным от фронтовых сражений. Несмотря на это, жители округа продемонстрировали свою готовность защищать свободу и независимость Родины своим мужеством на фронте, своей самоотверженностью в тылу. Благодарные потомки устанавливали и устанавливают памятники своим героям-землякам. Округ сделал все возможное для того, чтобы снабжать население всем необходимым (завоз и вывоз продукции в центр страны, в том числе и для нужд фронта). «Все для фронта! Все для Победы!» – этот девиз стал главным в годы Отечественной войны для каждого жителя СССР, в том числе и каждого жителя Ненецкого округа. Сегодня мы еще раз в этом убедились.


Заключение.

Разработав обзорную и виртуальную экскурсии «Памятники города Нарьян-Мара – участникам и событиям Великой Отечественной войны», автор данной работы пришла к следующим выводам:



  1. Память о событиях прошлых лет увековечена в памятниках и жива по сей день.

  2. Памятники в Ненецком округе воздвигаются и сегодня, так как они являются воплощением живой памяти о героических подвигах наших воинов.

  3. Памятники, воздвигнутые событиям Великой Отечественной войны, необходимы, чтобы воспитывать в молодежи чувство гордости за своих предков, за свою державу, чувство благодарности солдатам, воевавшими на войне и отдавшими свои жизни ради светлого будущего.

Считаю, что гипотеза, выдвинутая мною в начале работы, доказана. Разработанные и проведенные экскурсии помогут расширить знания о подвигах людей, защищавших наш округ в годы ВОВ и воспитывать чувства гордости и любви к родному краю.

Уйдёт война, оставит списки

Погибших в памятном бою.

Застыли кровью обелиски

В бессмертном каменном строю.

«Пал смертью храбрых»- отвечаем

И вновь живём грядущим днём.

Минутой скорбного молчания

Давайте, павших помянем.


Список использованной литературы и источников:

  1. Атлас памятников истории и культуры Нижнепечорья.– Нарьян-Мар, 1998.– 70 с.

  2. Канев Ю.В. История ненецкого края. Пособие по краеведению. -Нарьян-Мар, 2005.-144с.

  3. Книга Памяти. Мемориально-справочное издание / Зайцев А.Н. –Нарьян-Мар, 1995. -236 с.

  4. Кушнир М. Новый сквер к юбилею любимого города. / / Выңгы вада.– 2010. –№3(8). С.10-11

  5. Няръяна вындер, Выпуск от 13 мая 2010 г. Ирина Ханзерова. «И снова в „полет“»

  6. Увековеченная память. / Сост. И.В. Хозяинов. – Нарьян-Мар: ИД «Нарьян-Мар», 2005.– 28 с.

  7. http://adm-nao.ru/?show=news&id=5592

  8. http://airaces.narod.ru/all12/taras_ak.htm

  9. http://www.allsever.ru/articles.php?ds=142201

  10. http://news.mail.ru/inregions/nordwest/83/3774430/

  11. http://nw.ria.ru/society/20120127/82090900.html


Приложение № 1

Анализ анкетирования.

В анкетировании принимали участие ученики 5-11 классов МБОУ «СОШ п. Красное». Всего приняло участие 82 человека.



  1. Как вы считаете, необходимо ли ставить памятники, посвященные событиям Великой Отечественной войны, в Ненецком автономном округе?


  1. Знаете ли вы, какие памятники, посвященные Великой Отечественной войне, установлены в г. Нарьян-Маре?



  1. Хотели бы вы посетить экскурсию «Памятники г. Нарьян-Мара – участникам и событиям Великой Отечественной войны» и расширить свой кругозор по малой Родине



Список учеников, участвовавших в анкетировании:



5 класс

  1. Анусин Петр

  2. Аншуков Тимофей

  3. Артеева Виталия

  4. Бебенина Ольга

  5. Власова Софья

  6. Выучейский Василий

  7. Вылка Александр

  8. Вылка Алексей

  9. Дуркина Ирина

  10. Игнатов Сергей

  11. Корзов Игорь

  12. Канева Карина

  13. Канев Павел

  14. Сметанина Маргарита

  15. Талеев Иван

  16. Хатанзейская Виктория

  17. Хабаров Александр

  18. Чайкин Георгий


6 класс

  1. Болденко Юлия

  2. Вылка Варвара

  3. Калугин Артем

  4. Ледков Владимир

  5. Носов Игорь

  6. Хатанзейский Юрий

  7. Ледков Николай


7 класс

  1. Бардуева Юлия

  2. Бебенин Юрий

  3. Белугин Иван

  4. Вахрушев Игорь

  5. Левчаков Алексей

  6. Соболева Виолетта

  7. Соболев Максим

  8. Ус Никита

  9. Филиппов Николай


8 класс

  1. Канев Максим

  2. Красиков Михаил

  3. Лебедев Антон

  4. Ледкова Екатерина

  5. Ледкова Полина

  6. Осташев Денис

  7. Петров Александр

  8. Пырерко Олеся

  9. Рочев Андрей

  10. Сергеев Сергей

  11. Таратин Дмитрий

  12. Храпов Юрий

  13. Чупрова Анна

  14. Чупрова Анастасия

  15. Чупрова Татьяна


9 класс

  1. Артеев Иван

  2. Беркут Яна

  3. Власов Валерий

  4. Вылка Екатерина

  5. Тайбарей Вячеслав

  6. Головина Нина

  7. Зиновьева Елена

  8. Канев Дмитрий

  9. Канев Иван

  10. Ледкова Зинаида

  11. Марков Илья

  12. Ружникова Нина

  13. Талеева Ольга

  14. Хатанзейский Дмитрий

  15. Хатанзейская Галина


10 класс

  1. Бебенин Валерий

  2. Вахрушева Владлена

  3. Корзов Сергей

  4. Ледкова Анна

  5. Логинова Галина

  6. Мартошенко Анастасия

  7. Петухов Сергей

  8. Поздеева Виола

  9. Соболева Ирина

  10. Явтысая Ольга


11 класс

  1. Выучейская Эльвира

  2. Кострушина Евгения

  3. Рочева Елизавета

  4. Соболева Александра

  5. Стремоусова Елена

  6. Хатанзейская Валерия

  7. Широкая Татьяна

  8. Платова Ольга



Приложение № 2

Приложение № 3

Приложение № 4

Карта-маршрут экскурсии


Приложение № 5

Общая информация о жизни округа в годы ВОВ.

Памятник – это сооружение, предназначенное для увековечения людей, событий, объектов, иногда животных, а также литературных и кинематографических персонажей. Наиболее распространенные виды памятников – скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск и т.д.

Сегодня на территории округа установлено более 30 памятников и 2 мемориальные доски, посвященные Великой Отечественной войне (демонстрация наглядных пособий). Наибольшая активность в установке памятников проявилась в 80-е годы, тогда в округе появилось 9 мест отражающих подвиг народа в годы Великой Отечественной войны.

Большинство объектов выполнено в традиционном стиле - обелиски, стелы, однако есть памятники с использованием боевой техники. Таких три, один в Нарьян-Маре и два в Амдерме. В округе есть три памятника в виде скульптурной группы. Они установлены в Нарьян-Маре, Харуте и в Великовисочном (показ наглядных пособий).

22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на СССР. На фронт призывались военнообязанные 1905-1918 годов рождения (контингент 1919-1922 годов рождения находился на действительной военной службе). Первый день явки мобилизованных на призывные пункты назначался на 23 июня. С первых дней войны в Ненецком округе к военкоматам шли и ехали из деревень, рыбацких участков, оленьих стойбищ группы военнообязанных, чтобы затем влиться в ряды действующей армии.

Воинский призыв проходил в обстановке огромного патриотического подъема, что, в частности выразилось в массовой подаче заявлений о добровольном вступлении граждан в ряды вооруженных сил. За период с 22 июня 1941 г. по 30 августа 1942 г. только от трудящихся Канино-Тиманского района поступило 116 заявлений о добровольном зачислении в Красную Армию, в том числе 28 – от женщин.

В сентябре 1941 г. в Нарьян-Маре была открыта школа медсестер со сроком обучения 6 месяцев. Выпускницы были направлены на фронт.

С 27 июля 1941 г. для выполнения оборонных работ в Нарьян-Маре впервые была введена трудгужповинность сроком на 20 дней, в течение всей войны она вводилась несколько раз для выполнения самых разных работ.

С началом войны в Нарьян-Маре возникла необходимость строительства аэродрома, так как в округе получили развитие воздушные перевозки. Самолетами вывозили в основном рыбу и пушнину. 12 августа 1941 г. вышло Постановление бюро Архангельского обкома ВКП(б) и облисполкома «О строительстве оперативных аэродромов в Архангельской области». В нем в частности приказано: «Провести строительство оперативных аэродромов в следующих районах: Нарьян-Мар – 1 аэродром…(далее следуют другие районы Архангельской области), провести для выполнения этих работ трудгужповинность населения…, привлечь необходимые для строительства аэродромов механизмы (автомашины, трактора и т.д.) с горючим и инженерно-технический персонал организаций, находящихся на территории города, независимо от их подчиненности. Установить сроки окончания строительства полностью не позднее 1 сентября 1941 г.».

Место для аэродрома площадью 50 га было выделено между озерами Качгорт и Кармановка. Для постоянной работы на строительстве было решено выделить 74 лошади. 9 автомашин, 840 человек, в том числе 400 домохозяек, 30 человек – от школ, 30- от педучилища, 50- от Печорского порта и т.д. К работе по выходным дням было привлечено все работоспособное население. И все же в силу разных причин, в том числе и нереальности сроков выполнения, строительство было закончено не к 1 сентября, а в ноябре 1941 г.

Осенью 1941 г. была проведена мобилизация лошадей в армию. Все пригодные для армии лошади предварительно классифицировались и вносились в списки по группам: в артиллерию, обоз, вьючные или ремонтный молодняк (резерв). На 1 декабря 1941 г. в фонд «Лошадь Красной Армии» было мобилизовано 114 лошадей: по г.Нарьян-Мару – 38, Канино-Тиманскому району – 32, Нижнепечорскому – 54. Одновременно проводился сбор повозок (саней и телег) с упряжью. Поголовье лошадей в округе по сравнению с 1940 годом –2298 голов снизилось до 2137 к 1945 году.

С 8 марта по 2 апреля 1943г. на территории округа прошла операция по спасению самолета МБР-2, совершившего вынужденную посадку в 160 км от Нарьян-Мара, группой авиаспециалистов Беломорской военной флотилии во главе с инженер-капитаном И.И. Давышевым. Ненецким окрисполкомом были выделены гужевый транспорт и лесоматериалы для вывоза аварийного самолета.

Мобилизация осуществлялась не только на фронте, но и в тылу. Директива СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 29 июня 1941 г. определила одну из важнейших задач – укрепление тыла и подчинение всей его деятельности интересам фронта. Коммунистическая партия обратилась к народу с призывом: «Все для фронта! Все для победы!» Содержание его было изложено в речи Генерального секретаря ЦК ВКП (б) И.В. Сталина по радио 3 июля 1941 г. Призыв стал главным политическим лозунгом партии, имел важное практическое значение и совпадал с общей моральной настроенностью советского народа. Решение ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 23 июля 1941 г. обязывало все партийные органы обеспечить четкость в работе, решительно бороться с бюрократизмом, покончить с заседательской суетой, осуществить четкое руководство военной, хозяйственной и политической жизнью страны.

22 июня 1941 г., сразу после объявления войны состоялся митинг в Нарьян-Маре, на котором присутствовало более 4000 человек. Председатель окрисполкома Н.Г. Попов на общегородском митинге отметил: «Наш священный долг перед Родиной, где бы, на каком бы участке, и кто бы из нас не работал – дать все, что от него требуется. А требуется высокая производительность труда и высококачественная продукция».

На митингах, состоявшихся на предприятиях и в организациях округа, была выражена твердая уверенность в разгроме агрессора, призыв грудью встать на защиту Отечества, самоотверженным трудом укрепить боеспособность Красной Армии.

Свидетельница тех событий – жительница г. Нарьян-Мара так описывает обстановку военного времени: «Жизнь с началом войны изменилась, вся! Школу, где учились ребята, теперь называют штабом. На стадионе дни напролет мужчины маршируют, ползают прямо по земле, колют чучела. Каждый вечер с лопатами на плечах с песнями отправляются за город отряды комсомольцев строить аэродром, а от причала на Печоре с тоскливыми гудками уходят пароходы с теми, кто уезжает на фронт…И сколько сразу новых слов: фронт, повестка, сводка, военкомат, доброволец, снабжают…Да, продуктами снабжают теперь прямо на складе, где хранятся кожа, куски тканей, железяки какие-то и другое всякое. Снабжают по спискам…».

Великую Отечественную войну в экономике был сделан упор на заготовку и переработку местного продовольственного сырья. В округе был взят курс на ускоренное развитие оленеводства, увеличение рыбодобычи и заготовок пушнины. Добытая охотниками пушнина за годы войны – это составило в денежном отношении 6 млн. 158 тысяч рублей – позволяла пополнить валютный фонд страны, так как шла на экспорт. Пушным промыслом в округе занимались в среднем 700 охотников в год. Дети устраивали соревнования по сбору пушнины, а взрослые давали обязательства. Среди охотников Большеземельской тундры были отмечены победители Всесоюзного конкурса юных охотников 1944 г. Н. Вылка, П. Лагейский, Н. Лаптандер, Н. Тарбарей. В заготовках пушнины хорошо проявили себя женщины-стахановки А. Филиппова из Каратайки, А. Артеева и А. Вокуева из Большеземельского и М. Апицина из Канино-Тиманского районов. Многие женщины, занимающиеся добычей пушнины, были награждены в годы войны значком «Охотник- отличник».

По добыче рыбы выполнялось постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от января 1942 г. «О развитии прибрежного лова рыбы в Белом и Баренцевом морях». Рыбаки сдали государству около 280 тысяч центнеров, они значительно увеличили вылов рыбы с 29870 в 1940 г. до 109843 центнеров в 1944 г. Выловленная рыба скупалась рыбозаводами округа: Печорским в Нарьян-Маре, Индигским в Индиге, Канинским в Шойне и Чешским в Белушье, перерабатывалась и выпускалась мороженой, соленой или сушеной.

На всех рыбозаводах с осени 1941 г. шли строительные и ремонтные работы: возводились дополнительные помещения для цехов, льдохранилища, ремонтировалось старое и устанавливалось новое оборудование.

Кадры судоводителей и технологов для рыбозаводов готовил Нарьян-Марский рыбопромышленный техникум, который начал работу с декабря 1942 г. Кадры рыбаков пополнялись за счет переселенцев.

В 1944 г. на Печорском рыбозаводе был введен в действие консервный цех, в котором изготавливались консервы в собственном соку, в томате, в масле. На 1 ноября 1944 г. цех выдал 33,9 тысяч условных банок. В 1945 г. Печорский рыбозавод приступил к выпуску копченой продукции.

К концу 1942 г. в округе была создана сильная промысловая база, обеспечивающая и фронт, и тыл высококачественными рыбными продуктами.

За годы войны колхозами и совхозами было сдано государству 33500 центнеров мяса и 74250 штук оленьих кож.

Несмотря на то, что за годы войны из колхозов и совхозов округа было направлено свыше 10 тысяч оленей на северные участки фронта, поголовье оленей в округе не только не сократилось, а увеличилось с 85682 голов в 1940 году до 126573 в 1945году. С 31 декабря 1941 г. вышел правительственный указ о военном налоге. За время с 1941 г. по 1945 г. мобилизация средств резко возросла по обязательным займам на 165%, по добровольным – 275%, в целом план возрос на 208%.

Ярким проявлением патриотизма являлась добровольная финансовая помощь трудящихся государству через Фонд обороны, который возник по инициативе самих трудящихся. В Ненецком национальном округе в Фонд обороны было собрано денежных средств 4.2 млн. рублей наличными, облигациями Государственного займа – 1,2 млн. рублей. Всего за годы войны трудящиеся округа дали взаймы государству 23 млн. 567 тысяч рублей.

Широкое распространение получили сбор вещей и подарков для воинов Красной Армии. К концу 1941 г. собрано населением округа и направлено на фронт около 15000 теплых вещей. В марте 1941 г. для фронта изготовлено 1801 пара тобоков, 941 пара липтов. В ответ шли письма бойцов с благодарностью. Всего за годы войны была собрана и отправлена на фронт 31 тысяча теплых вещей.

В 1943г. трудящиеся округа начали сбор средств на строительство боевых самолетов для Беломорской флотилии. К марту 1944 г. на эти цели внесено 1 млн. 12 тысяч рублей из личных сбережений граждан. Бомбардировщик Ил-4 стоимостью 101785 рублей был построен на средства трудящихся Печорского порта и назван в их честь «Работником Печорского порта». На торжественном митинге в Нарьян-Маре самолет был передан майору Беломорской флотилии В.В. Томашевичу. Истребитель Як-7б под названием «Нарьян-Марский судостроитель» стоимостью 81740 рублей был выпущен на средства работников судоверфи. Делегация Ненецкого округа передала самолет Герою Советского Союза, капитану А.К. Тарасову на о. Ягодник – базе Беломорской флотилии.

Также жители округа принимали участие в сборе средств на постройку самолетов «Трудящиеся Архангельской области» и внесли 1012000 рублей на строительство эскадрильи самолетов «Трудящийся Ненецкого округа»

В годы войны в Ненецком округе были задействованы все население и основные ресурсы округа: оленеводство, рыболовство, добыча пушнины, все виды транспорта и денежные средства, энтузиазм трудящихся. Труд жителей округа оказался востребованным и на фронте, и в тылу.

Приложение № 6
Викторина по теме «Памятники г. Нарьян-Мара – участникам и событиям ВОВ»


  1. Что такое памятник?

  2. Для чего устанавливают памятники?

  3. Перечислите памятники, посвященные участникам и событиям ВОВ, г. Нарьян-Мара?

  4. Назовите места, где расположены памятники г. Нарьян-Мара – участникам и событиям ВОВ?

  5. Сколько приблизительно памятников установлено на территории НАО?

  6. Назовите первый памятник НАО, посвященный ВОВ? В каком году он был установлен?

  7. Кто является автором Обелиска победы г. Нарьян-Мара?

  8. В каком году в п. Красное был установлен «Обелиск землякам, погибшим в годы ВОВ»?

  9. Назовите памятник, который был установлен в 2012 г.?

  10. В каком году был установлен памятник экипажу буксирного парохода «Комсомолец»?

  11. Где установлен «Памятник Нарьян-Марским портовикам»?

  12. Какой марки самолет капитана А.К. Тарасова?

  13. Какие подвиги совершил Тарасов А.К.?

  14. На какие средства был построен памятник «Самолет капитана Тарасова А.К.»?

  15. Какой памятник был установлен в 2005 году и кто его автор?


Приложение № 7
Путь № 1Обелиск землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны

Был открыт 9 мая 1977 года. Его авторы – Борис Николаевич Сятишев и Владимир Савенков. Монумент состоит из бетона, ДВП, листового железа и эмали.

Представляет собой многогранную стелу (высотой около 3 м), укрепленную на многоступенчатом постаменте. На лицевой стороне, в верхней части изображение Ордена Великой Отечественной войны, под которым металлический лист с надписью: «Павшим вечная память» и список погибших в годы войны. В центральной части постамента вставка из ДВП с надписью: «Никто не забыт - Ничто не забыто».

Обрамляют обелиск столбы, удаленные от памятника на 1 м, соединенные между собой железными цепями. В 2008 году на средства пожертвований памятник был полностью реставрирован, по словам председателя Совета депутатов МО «Приморско-Куйский сельсовет» Л.М. Чупрова.



Путь № 2 – Обелиск Победы

Обелиск Победы в г. Нарьян-Маре был установлен в 1965 году. Автор памятника – инженер строитель Олег Иванович Токмаков, надпись на обелиске и орден Отечественной войны изготовлены художником городского Дома культуры Анатолием Ивановичем Юшко. К 9 мая 2005 года орден заменили новым, изготовленным художником нарьянмарского Дома культуры Филиппом Игнатьевичем Кычиным.

Памятник в 60-е годы строился при активном содействии инициативной группы ветеранов войны, которой руководил П.А.Березин, и окружного военного комиссара А.М. Плюснина.

Обелиск представляет собой расширяющуюся кверху асимметричную стелу, правый угол которой вытянут вверх. Вверху высечены цифры: «1941-1945», в центре памятника – орден Отечественной войны. У основания мемориальная плита с надписью: «Воинам, землякам, павшим в боях за родину в Великой Отечественной войне, от вечно благодарных граждан Ненецкого округа». Под плиту заложена металлическая коробка со списками погибших в годы войны жителей округа. Оформление памятника дополняют столбы декоративного ограждения, соединенные крупной цепью.

В 1982 году монумент архитектурно дополнен. К бетонному постаменту, расположенному перед обелиском, подведен газ и зажжен вечный огонь. В 1985 году на постамент возложена чугунная решетка со звездой, заказанная и привезенная из города Жданова Иваном Николаевичем Просвирниным.

В День Победы ежегодно проводится торжественный митинг, к обелиску возлагаются венки и цветы. Давайте вспомним погибших и почтим их память…



Минута молчания.

Путь № 3 – памятник «Подвигу участников оленно-транспортных батальонов в годы Великой Отечественной войны»

Открыт в феврале 2012 года в память о жителях округа, которые в годы Великой Отечественной войны сформировали несколько оленно-транспортных батальонов. Эти батальоны по тундре и тайге вдоль побережья Белого и Баренцева морей добирались до линии фронта. Было задействовано около 10 тысяч оленей, при этом в живых осталось порядка тысячи. В начале 1942 года из Ненецкого округа на Карельский фронт было отправлено 6 тысяч оленей в сопровождении нескольких сот оленеводов, из которых было сформировано пять оленно-транспортных эшелонов. Их важнейшей задачей являлась санитарная эвакуация раненых с полей сражений, они также доставляли грузы, оружие и снаряды, почту в отдаленные гарнизоны, пограничные заставы, вытаскивали сбитые самолеты. Оленьи упряжки стали единственным видом транспорта, которым были не страшны бездорожье и непогода. Всего с помощью оленей с линии фронта и из глубокого тыла противника было вывезено 10142 раненых солдата. Оленные батальоны перевезли к переднему краю 8 тысяч бойцов и 17 тысяч тонн боеприпасов.

Для оленей война завершилась в 1944 году, после масштабной операции по освобождению Карелии и Мурманской области.

Памятник был отлит из бронзы в г. Смоленске. Автор памятника – архангельский скульптор Сергей Сюхин.

Монумент установили в исторической части города на аллее между краеведческим музеем и библиотекой. Скульптура изображает бойца оленно-транспортного батальона с оленем и собакой в диске полярного солнца.
Путь № 4 Памятник экипажу буксирного парохода «Комсомолец»

Боевые действия не затронули наш округ. Но Нарьян-Мар являлся в то время активно действующим морским портом. Через Нарьян-Мар в годы войны направлялись грузы для 14-ой армии и Северного флота. Крайне тяжелая обстановка сложилась на арктических коммуникациях в середине лета 1942 года. Фашистские самолеты бомбили и обстреливали корабли и населенные пункты островов Новая Земля, Вайгач и Колгуев, подводные лодки, корабли противника нападали на советские суда.

17 августа 1942 года одна из немецких подводных лодок у острова Матвеев в Баренцевом море начала обстрел судна Нарьян-Марского порта «Комсомолец». Буксир «Комсомолец» тащил баржи с грузом и людьми. Всего на судне и барже находились 328 человек, направлявшихся для строительства объекта на одном из островов. В «Комсомолец» с подводной лодки были пущены 2 снаряда в борт, а затем снаряд в радиорубку и капитанскую рубку. Радистка буксира, молодая девушка Александра Кожевина, успела только сообщить о координатах судна и нападении немецкой подводной лодки. Судно, никем не управляемое, продолжало двигаться и в дальнейшем выбросилось на мель. Людей, плававших в воде, команда немецкой субмарины расстреляла из автоматов. Из 328 человек спаслось только 23 человека.

Экипажу буксира «Комсомолец», 20 погибшим из 25 человек, посвящен памятник из кирпича, бетона и литейной стали. Он установлен в ноябре 1968 года по улице Сапрыгина у здания управления Морского порта. Проект создан группой инженеров порта под руководством Петра Яковлевича Хмельницкого. Памятник представляет собой постамент в виде пароходной рубки, на котором установлен адмиралтейский якорь. К нижней части постамента вертикально прикреплена плита из нержавеющей стали с выгравированной надписью: «ММФ Нарьян-Марский морской торговый порт экипажу б/п «Комсомолец» погибшему 19 августа 1942 года. Верещагин В.И. Емельянов В.И. Вокуев В.А. Китко С.Н. Кожевина А.С. Козловский А.С. Корякин М.А. Кузнецов В.И. Кулижская Г.Л. Михеев П.К. Морозов И.М. Поташев И.И. Смирнов В.А. Сумароков С.П.». Постамент на расстоянии 1 м огражден стальной цепью подвешенной на бетонные столбы, высотой около полуметра.



Путь № 5 «Памятник Нарьян-Марским портовикам»

Печорский морской порт г. Нарьян-Мара в годы Великой Отечественной войны играл важную роль по грузоперевозкам, всего в годы войны было перевезено судами порта г. Нарьян-Мара 196 тысяч тонн грузов. Коллектив порта выполнял задания по обслуживанию военно-морских судов и заправке их топливом, но большая часть работников в эти годы защищали Отчизну на фронте.

«Памятник Нарьян-Марским портовикам» посвящен павшим в боях Великой Отечественной войны работникам Нарьян-марского порта.

Монумент сделан из алюминия, литья и бетона, открытый в 1980 году и расположенный в городском сквере между улицами Сапрыгина и Хатанзейского. Автором памятника является член Союза художников Александр Васильевич Рыбкин. Монумент представляет собой округлой формы постамент, спирально поднятый в верхней части, на котором висит композиция из металла: матрос в одежде моряка гражданского флота поднимает флаг, рядом солдат с автоматом в руке. На бетонном постаменте барельефная надпись: «Портовикам Нарьян-Мара» слева дата: «1941», справа: «1945». В 1987 году проводились дополнительные работы по оформлению памятника. Слева и справа от памятника полукругом установлены 12 бетонных постаментов, с прикрепленными на них плитами, на первой слева надпись: «Никто не забыт – ничто не забыто» на последующих были установлены бетонные постаменты с именами 118 погибших в годы Великой Отечественной войны портовиков.


Путь № 6памятник «ЯК – 7Б», памятник «Самолет капитана Тарасова»

Первый памятник, посвященный Великой Отечественной войне, был установлен в Нарьян-Маре в 1946 году в районе Нарьян-Марского морского порта.

81740 рублей собрали в 1944 году рабочие и служащие судоверфи Нарьян-Мара на постройку самолета-истребителя «Як-7Б». В июне того же года боевой самолет-истребитель Як-7Б «Нарьян-Марский судостроитель» передали летчику Беломорской военной флотилии Алексею Кондратьевичу Тарасову, который осенью 1942 года был переведён на Северный флот. Капитан Тарасов выполнил около 300 боевых вылетов, в 65 воздушных боях сбил 12 самолётов противника.19 августа 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В октябре 1946 года боевая машина была доставлена в Нарьян-Мар и отдана в качестве экспоната окружному музею. Боевой истребитель был совершенно цел. «Як» был установлен на невысоком деревянном постаменте в городском сквере напротив морского порта. Истребитель аккуратно подкрашивали, следили за его сохранностью. В конце 40-х – начале 50-х годов самолет выглядел еще вполне ухоженным, но в последующие годы отношение к памятнику резко изменилось. За несколько лет красавец-ястребок превратился в руины. К весне 1956 года самолет героя-летчика находился в самом плачевном виде: на носовой части отсутствуют винт и шасси, с мотора сорваны капоты.

В 1956 было решено списать самолет марки Як-7Б, установленный в городском сквере, так как «пришел в полную непригодность и дальнейшему ремонту не подлежит», «деревянные части все сгнили, металлические части проржавели». Его демонтировали и вывезли на свалку. На защиту памятника первыми встали ветераны войны. К счастью, удалось спасти двигатель самолета. В 1957 году по инициативе общественности он был установлен у здания окружного музея.

8 мая 2010 года в г. Нарьян-Маре установили памятник трудовому подвигу жителей Ненецкого автономного округа в годы Великой Отечественной войны «Самолет капитана Тарасова А.К.».

Макет самолета «Як-7Б», создавали в натуральную величину под руководством московского авиаконструктора Георгия Шаркутова. Истребитель сделан из стеклопластика, с применением новейших композиционных материалов по современным технологиям. Самолёт был построен на деньги, в размере 3 млн., собранные жителями Ненецкого округа для Беломорской эскадрильи. Декоративный слой выполнен высокопрочными цветными гелькоутами, стойкими к суровым климатическим условиям Заполярья и ультрафиолетовому воздействию.

Памятник установлен на месте его «вечной стоянки» — в центральном городском сквере. Последним завершающим штрихом стала подсветка монумента. Здесь же, рядом с моделью самолета, располагается мотор – «сердце» реликвии того самого, настоящего боевого самолета Як-7Б, который много лет простоял в сквере в районе морского порта, но, к сожалению, не сохранился до наших дней.

Памятник установлен на металлической стеле, поднявшей копию легендарного самолета на трехметровую высоту.

Путь № 7Обелиск «Летчикам Заполярья» Еще одним памятником, посвященном участникам Великой Отечественной войны, является памятник «Летчикам Заполярья», открытый в 2005 году в районе Нарьян-Марского аэропорта. Памятный обелиск чествует летчиков, погибших и обретших покой на нашей северной земле. Авиация в округе появилась в 1935 году. Летчики перевозили людей и грузы, доставляли почту, они всего лишь на трех самолетах и при отсутствии аэродромов в округе освоили 20 воздушных трасс особой степени трудности. В годы войны полярные летчики ценой собственных жизней осуществляли конвоирование судов, уничтожали немецкие подводные лодки, вели ледовую разведку. В небе и на воде Баренцева и Карского морей была тяжелая обстановка, самолеты фашистов не раз посещали округ для разведки и уничтожения советских самолетов и кораблей. На территории округа в районе Тиманской тундры в годы войны разбилось 3 советских самолета. Два из них были найдены поисковой эколого-краеведческой организацией «Истоки» - это самолет СБ-2 и самолет-лодка «Каталина».

Обелиск «Летчикам Заполярья» изготовлен в г. Архангельске. Эскиз подготовлен руководителем поисковой группы РАН ЭКО «Истоки», краеведом-экологом Сергеем Вячеславовичем Козловым. Памятник выполнен из гранита «мансуровский», надписи нанесены золотой краской. Венчает памятник летящая чайка, символизирующая полярную авиацию.



На передней стороне стелы высечены имена погибших летчиков четырех самолетов, потерпевших аварии на территории округа в годы войны, а над ними орден Отечественной войны. Под списком погибших летчиков, дата войны: «1941 – 1945» и лавровая ветвь. Внизу на передней стороне тумбы сделана надпись: «Вечная память летчикам Заполярья». На задней стороне стелы высечена информация о гибели трех экипажей. Справа и слева нанесены рисунки разбившихся самолетов. Вокруг обелиска оформлена подсветка.


скачать файл



Смотрите также:
С. 3 I. Разработка экскурсии по теме «Памятники г. Нарьян-Мара – участникам и событиям Великой Отечественной войны»
342.71kb.
Урок по теме: «коренной перелом в великой отечественной войне ноябрь 1942 зима 1943 гг.»
80.59kb.
Изучения истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов является одним из приоритетных направлений изучения истории. Совсем недавно вся наша страна отметила 65 годовщину Победы в Великой Отечественной войне
110.8kb.
«Голос памяти: бессмертные герои Сталинграда» Вечер-встреча поколений, посвященный 68-ой годовщине победы под Сталинградом Сводка Совинформбюро. Ведущий 1
63.28kb.
Программа студенческой научно-практической конференции 2010 г. Пленарное заседание, посвященное 65-летию Победы в Великой Отечественной войне
93.73kb.
Тема регионального компонента: Воловский р/н в годы Великой Отечественной войны Тема урока: Р. К. Тула и Тульская область в ходе Великой Отечественной войны
177.87kb.
Архивы города Куйбышева в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
147.48kb.
6 мая в школе прошел праздник, посвященный 66-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. На празднике присутствовали гости ветераны Великой Отечественной войны : Лешенок В. В., Скок М. И
15.09kb.
Классный час, посвящённый 65-летию Победы в Великой Отечественной войне «У войны не женское лицо»
153.85kb.
Статья рассматривает вопросы нормативно-правового регулирования образования в период Великой Отечественной войны и в послевоенные годы
338.31kb.
Партизанское движение и подполье в годы великой отечественной войны
141.01kb.
«Моя семья в годы Великой Отечественной войны»
207.99kb.