Главная
страница 1
скачать файл
Вопрос: Сохраняется ли действие коллективного договора в случае изменения наименования государственного или муниципального учреждения в связи с изменением типа учреждения с бюджетного на автономное?
Ответ: В случае изменения наименования учреждения в связи с изменением типа учреждения с бюджетного на автономное коллективный договор должен сохранять свое действие на протяжении всего установленного в нем срока.
Обоснование: В силу ст. 12 Трудового кодекса РФ действие коллективного договора, соглашения во времени определяется их сторонами в соответствии с ТК РФ.

На основании ст. 40 ТК РФ коллективный договор представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Статьей 43 ТК РФ установлено, что коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.

Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет.

Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации.

При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.

Изменение и дополнение коллективного договора, как предусмотрено ст. 44 ТК РФ, производятся в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором.

На основании положений п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

В соответствии с п. 2 ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.

В силу п. 1 ст. 17.1 Закона N 7-ФЗ изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения.

Согласно п. 3 ст. 17.1 Закона N 7-ФЗ изменение типа существующего бюджетного или казенного учреждения в целях создания автономного учреждения осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".

В соответствии с положениями ст. 5 Федерального закона N 174-ФЗ автономное учреждение может быть создано в том числе путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. На основании ч. 14 указанной статьи создание автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа существующего государственного или муниципального учреждения в его устав вносятся соответствующие изменения.

Таким образом, при изменении типа существующего государственного или муниципального учреждения коллективный договор должен сохранять свое действие на протяжении всего установленного в нем срока. При этом допускается внесение изменений и дополнений в коллективный договор в соответствии со ст. 44 ТК РФ.


Е.В.Соснов

26.12.2011

Минфин России


Вопрос: В нашей организации введена новая система оплаты труда. В каком документе это отразить? Нужно ли заключать дополнительные соглашения к трудовым договорам? Какими конкретными внутренними документами регламентировать порядок, место, сроки выдачи заработной платы работникам и ее размер?
Ответ: Системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 135 ТК РФ). Так как коллективные договоры и соглашения заключаются не в каждой организации, наиболее распространено в этих целях издание локального нормативного акта.

Порядок, место и сроки выдачи заработной платы регламентируются, в частности, ст. 136 ТК РФ: порядок и место устанавливаются в коллективном или трудовом договоре (за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусмотрен федеральным законом или трудовым договором). Сроки же в силу ч. 6 ст. 136 устанавливаются тремя документами: правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Согласно ст. 57 ТК РФ одна из обязательных составляющих трудового договора - условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада)) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты.

По норме ст. 189 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

Правила внутреннего трудового распорядка - обязательный локальный документ, с которым работодатель должен ознакомить каждого работника до подписания трудового договора (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

В соответствии со ст. 190 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка, как правило, являются приложением к коллективному договору. Коллективным договором могут устанавливаться компенсации за тяжелые работы (ст. 219 ТК РФ), дополнительные отпуска без сохранения заработной платы лицам, осуществляющим уход за детьми (ст. 263 ТК РФ), и др. Что касается вопросов оплаты труда, законодатель предоставляет работодателю право выбора в зависимости от того, какие вопросы оплаты труда необходимо регулировать, каким документом эти вопросы отражать: коллективным договором, соглашением, локальным актом или трудовым договором. Как правило, система оплаты труда устанавливается коллективным договором или таким локальным актом, как положение об оплате труда. В целях оптимизации документооборота в организации и соблюдения требований трудового законодательства рекомендуем использовать три документа по вопросам оплаты труда: коллективный договор, устанавливающий систему оплаты труда; трудовой договор, отражающий размер оклада, сроки выплаты и надбавки; правила внутреннего трудового распорядка, отражающие сроки выдачи зарплаты.

На основании вышесказанного в случае изменения системы оплаты труда вам необходимо:

- внести изменения в коллективный договор согласно ст. 44 ТК РФ, а если он не заключен, установить систему оплаты локальным нормативным актом (например, положением об оплате труда);

- внести изменения в правила внутреннего трудового распорядка и ознакомить с ними под роспись работников (если изменение системы оплаты труда затрагивает другие вопросы оплаты труда);

- заключить с работниками дополнительные соглашения к трудовым договорам об изменениях, касающихся оплаты труда.

Обращаем внимание, что, если введение новой системы оплаты труда связано с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства и т.д.), данное изменение считается произведенным по инициативе работодателя и о нем, а также о его причинах работодатель должен уведомить работников в письменной форме не позднее чем за два месяца (ст. 74 ТК РФ).
От редакции. Поскольку на практике коллективные договоры заключаются достаточно редко, конкретные системы и размеры заработной платы устанавливаются локальным нормативным правовым актом - положением об оплате труда. Если работодатель принял решение разработать данное положение, рекомендуем включить в него вопросы:

- выбора системы оплаты труда;

- определения размеров оплаты труда (тарифных ставок, должностных окладов) или способов их исчисления (коэффициенты трудового участия, проценты от выручки и т.п.);

- установления компенсационных выплат, в том числе размера оплаты труда в ночное время, труда лиц, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями;

- механизма индексации заработной платы;

- формы оплаты труда;

- порядка, места и сроков выдачи заработной платы;

- формы расчетного листка;

- установления системы нормирования труда;

- установления периода для расчета средней заработной платы (если этот период отличается от периода, предусмотренного ст. 139 ТК РФ).

Что же касается вопросов премирования и установления надбавок и доплат, носящих стимулирующий характер и не предусмотренных действующим законодательством, то работодатель вправе также включить их в данное положение. Но, как правило, данные выплаты устанавливаются другим локальным нормативным актом - положением о премировании.
И.И.Шкловец

Заместитель руководителя

Федеральной службы

по труду и занятости

Подписано в печать

10.03.2011

"Отдел кадров бюджетного учреждения", 2011, N 11
Вопрос: Представительный орган работников направил предложение о заключении коллективного договора. Можем ли мы от него отказаться?
Ответ: Коллективный договор - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Он может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях (ч. 1 ст. 40 ТК РФ). Коллективный договор заключается между организацией и ее работниками на добровольной основе и представляет собой одну из форм социального партнерства (ст. ст. 24, 25 и 27 ТК РФ).

Подписанию договора в соответствии с ТК РФ предшествует проведение коллективных переговоров между представителями организации (или ее обособленного подразделения) и представителями работников. Представитель организации - это ее руководитель или уполномоченное им лицо. Представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ (ч. 1 ст. 29 ТК РФ).

При проведении коллективных переговоров о заключении или изменении коллективного договора интересы работников представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками (ч. 2 ст. 29 ТК РФ). Причем в силу ст. 37 ТК РФ профсоюзная организация должна объединять более половины всех работников. Если же они не объединены в профсоюзные организации или ни одна из них не объединяет более половины сотрудников, то на общем собрании сотрудников тайным голосованием из их числа может быть избран иной представитель или представительный орган (ч. 1 ст. 31 ТК РФ).

Право проявлять инициативу по проведению переговоров с целью заключения коллективного договора имеют представители как работодателя, так и работников (ч. 1 ст. 36 ТК РФ). Если переговоры инициировали работники, то одновременно с направлением работодателю предложения о начале коллективных переговоров представители работников обязаны известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного предприятия (ч. 5 ст. 37 ТК РФ).

Сторона, получившая предложение о начале коллективных переговоров, обязана вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения предложения. Днем начала коллективных переговоров считается день, следующий за днем получения инициатором их проведения ответа на свое предложение начать переговоры (ч. 2 ст. 36 ТК РФ).

Коллективный договор должен быть подписан представителями работников и работодателя в течение трех месяцев со дня начала переговоров. При недостижении согласия коллективный договор подписывается на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий (ч. 2 ст. 40 ТК РФ).

Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами.

В силу ст. 42 ТК РФ порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора определяется сторонами согласно Трудовому кодексу.

Отметим, что стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров (ч. 7 ст. 37 ТК РФ).

В соответствии со ст. 54 ТК РФ представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом. Так, уклонение работодателя от участия в переговорах о заключении, об изменении или дополнении коллективного договора либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб. (ст. 5.28 КоАП РФ). Необоснованный отказ работодателя от заключения коллективного договора влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб. (ст. 5.30 КоАП РФ).

Таким образом, если с предложением о проведении коллективных переговоров по заключению коллективного договора выступили полномочные представители работников, отказаться от проведения переговоров работодатель не может.
От редакции. Напомним, что в силу ст. 39 ТК РФ работодатель должен освободить работников, участвующих в коллективных переговорах и подготовке проекта коллективного договора, от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев. Для этого руководитель издает приказ, в котором указывается срок освобождения.

Затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением. А услуги экспертов, специалистов и посредников оплачивает пригласившая их сторона, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Кроме этого, представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы.
И.И.Шкловец

Заместитель руководителя

Федеральной службы

по труду и занятости

Подписано в печать

10.11.2011

«Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, N 6
ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

И ИЗМЕНЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
Вопросы, касающиеся норм трудового законодательства о коллективных договорах, довольно часто встают перед бюджетными учреждениями. Зачем заключать такой договор, какова его структура, какие разделы включить в коллективный договор при разработке, каков порядок его заключения, нужно ли его регистрировать - эти вопросы и множество других были заданы и освещены на семинаре, проведенном консалтинговой группой "Аюдар" в апреле 2010 г. в г. Санкт-Петербурге.
Вопрос: Наш руководитель дал задание подготовить проект коллективного договора. Как его разработать, какие разделы включить в текст, каким вопросам уделить особое внимание?
Коллективный договор должен определять основные положения регулирования трудовых отношений в организациях любых форм собственности. В ст. 41 ТК РФ говорится, что содержание и структура коллективного договора определяются сторонами, однако ниже приведен примерный перечень вопросов, обязательства по которым могут быть включены в коллективный договор:

- формы, системы и размеры оплаты труда, выплата пособий, компенсаций;

- механизм регулирования оплаты труда с учетом уровня инфляции или выполнения показателей, определенных коллективным договором;

- занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

- рабочее время и время отдыха;

- улучшение условий и охраны труда работников;

- соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;

- экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

- гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

- оздоровление и отдых работников и членов их семей;

- частичная или полная оплата питания работников;

- контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

- отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

- другие вопросы, определенные сторонами.

При разработке содержания коллективного договора стоит помнить, что в силу ст. 9 ТК РФ в нем не может быть условий, которые снижают уровень прав и гарантий, установленных для работника трудовым законодательством. Поэтому если такие условия включены в него, то они не применяются.

Кроме вышеуказанных пунктов в коллективном договоре могут быть зафиксированы положения, в отношении которых трудовым законодательством предусмотрена возможность или необходимость их закрепления в таком договоре. Например, ст. 94 ТК РФ позволяет увеличить продолжительность ежедневной работы или смены (по сравнению с установленной ТК РФ) для работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени и гигиенических нормативов условий труда, а ст. 196 ТК РФ обязывает работодателя создавать необходимые условия работникам для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Также не стоит забывать о генеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном или ином соглашениях, которые могут распространяться на организацию (ст. 45 ТК РФ). Поэтому если работодатель не направил в течение 30 календарных дней со дня опубликования предложения о присоединении к соглашению в соответствующий орган исполнительной власти мотивированный отказ, то положения таких соглашений должны быть учтены в коллективном договоре.

Особое внимание нужно уделить вопросу предоставления дополнительных отпусков за ненормированный рабочий день, если организация имеет финансирование из федерального бюджета. Для сотрудников данных организаций порядок предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков установлен Постановлением Правительства РФ от 11.12.2002 N 884. В организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, такой порядок должен утверждаться органами власти субъекта РФ, в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления (ч. 2 ст. 119 ТК РФ).

При подготовке коллективных договоров рекомендуем воспользоваться макетом коллективного договора, утвержденным Решением коллегии Минтруда России от 06.11.2003.
Вопрос: У нас в учреждении проходят переговоры трудового коллектива с представителем работодателя по вопросу заключения коллективного договора. Есть ли какое-то ограничение по срокам их проведения и заключения договора? Можно ли их продлить?
Ведение коллективных переговоров по заключению коллективного договора регламентируется ст. ст. 36 - 44 ТК РФ. В частности, ст. 37 ТК РФ установлено, что сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон указанных переговоров. Но есть ряд норм, из анализа которых явно следует определенный срок, предоставленный для ведения переговоров. Так, ст. 39 ТК РФ позволяет освободить работников, участвующих в переговорах, от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением, но не более трех месяцев. Часть 2 ст. 40 ТК РФ обязывает стороны переговоров по заключению коллективного договора по истечении трех месяцев со дня начала таких переговоров подписать коллективный договор. Если до этого момента согласие между сторонами было достигнуто не по всем вопросам, при подписании договора составляется протокол разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с Трудовым кодексом.

Поэтому можно сделать вывод, что срок ведения коллективных переговоров по заключению коллективного договора ограничен тремя месяцами.


Вопрос: В нашей организации подписан коллективный договор. Нужно ли нам сообщать об этом в Роструд или другой орган власти?
В соответствии с ч. 1 ст. 50 ТК РФ подписанный сторонами коллективный договор должен быть направлен работодателем в соответствующий орган по труду для уведомительной регистрации. Это может быть отдел или департамент по труду, входящие в систему органов социальной защиты. Сделать это нужно в течение семи дней со дня подписания коллективного договора. Именно таким образом работодатель извещает органы власти о заключении коллективного договора.

Органы по труду, получив договор, проверяют его содержание на предмет соответствия трудовому законодательству. При выявлении условий, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством (увеличение продолжительности рабочей недели, сокращение продолжительности отпуска, увеличение количества сверхурочных работ и пр.), орган по труду сообщает в государственную инспекцию труда.

Форма уведомления о регистрации коллективного договора не установлена, но можно воспользоваться образцом, приведенным в Приказе Роструда от 15.04.2005 N 240 "Об организации уведомительной регистрации отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства".

Хочется обратить внимание, что особенности уведомительной регистрации могут устанавливаться субъектами РФ или органами местного самоуправления. Поэтому рекомендуем проверить региональное законодательство на предмет установления порядка регистрации договора.


Вопрос: Наш коллективный договор заключен в 2006 г. На данный момент те сотрудники, которые подписывали договор от имени трудового коллектива, уволены. Нужно ли нам заключать новый договор?
Заключить новый коллективный договор или продлить действующий вам необходимо, но не потому, что работники, подписавшие договор от имени трудового коллектива, уволились. У вас истек срок действия договора, так как в соответствии со ст. 43 ТК РФ коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. По истечении указанного срока действие договора прекращается. Но при желании стороны имеют право продлить срок договора, но не более чем на три года. Количество таких продлений законом не установлено, поэтому вполне возможна ситуация, когда после проведения коллективных переговоров коллективный договор будет продляться неоднократно.

Напомним, что в различных ситуациях, связанных с деятельностью бюджетных организаций, действие коллективного договора может быть различно:

- при смене организационно-правовой формы, а также при расторжении трудового договора с руководителем учреждения коллективный договор сохраняет свое действие;

- при смене собственника имущества организации коллективный договор действует в течение трех месяцев со дня перехода права собственности, а потом прекращает свое действие;

- при ликвидации бюджетной организации коллективный договор действует в течение всего срока ликвидационных мероприятий и прекращается в момент ликвидации;

- при реорганизации учреждения коллективный договор сохраняет свое действие на период реорганизации, а затем может быть пересмотрен по инициативе одной из сторон.


Вопрос: Каков механизм заключения коллективного договора? Кто может выступить с инициативой его заключения? Кому можно поручить проведение переговоров?
Для подготовки и заключения коллективного договора необходимо провести коллективные переговоры. Инициатором таких переговоров могут выступать представители как работников, так и работодателя (ст. 36 ТК РФ). Представлять интересы работников в силу ст. 29 ТК РФ могут первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками. Если профсоюза нет или он объединяет меньше половины работников, то трудовой коллектив должен провести собрание и избрать своих представителей (ст. 31 ТК РФ). Результаты проведения собрания (конференции) должны быть зафиксированы в протоколе общего собрания.

Если с профсоюзом более или менее все понятно, то не ясно, кого отнести к иным представителям работников? Четкого ответа трудовое законодательство не содержит, поэтому трудовой коллектив может доверить ведение переговоров, например, независимому юристу, заключив с ним гражданско-правовой договор. Не допускается ведение переговоров от имени работников лицами, представляющими интересы работодателя, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления или политическими партиями (ст. 36 ТК РФ).

Интересы работодателя в силу ст. ст. 33, 34 ТК РФ могут представлять руководитель или иные лица учреждения, например бухгалтеры, юристы, кадровики (назначаются приказом руководителя), либо внешние специалисты, привлеченные по гражданско-правовому договору.

Для начала переговоров по заключению договора сторона-инициатор направляет письменное предложение о начале коллективных переговоров другой стороне. Если инициатором является трудовой коллектив, такое предложение направляют избранные на общем собрании или уполномоченные профсоюзом представители работников. Если инициатором является работодатель, предложение направляется в адрес представительного органа работников. Если такового нет, сначала нужно организовать общее собрание работников, на котором они изберут своих представителей.

Сторона, получившая предложение, обязана вступить в переговоры в течение семи календарных дней. Согласие она должна выразить в письменной форме с указанием своих представителей и их полномочий. Если семидневный срок пропущен, может последовать административная ответственность по ст. 5.28 КоАП РФ.

Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта договора по решению сторон должна быть образована комиссия из наделенных необходимыми полномочиями представителей (ст. 35 ТК РФ). Полномочия такой комиссии лучше всего закрепить в локальном нормативном акте.

Не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса стороны обязаны предоставлять необходимую информацию для ведения переговоров в силу ст. 37 ТК РФ. Более того, ст. 399 ТК РФ указывает на необходимость письменного оформления требований к работодателю, в том числе по включению условий в коллективный договор.

После согласования комиссией основного содержания коллективного договора проект подлежит обязательному обсуждению работниками учреждения. Обычно на это дается 10 дней, и после замечаний и дополнений комиссия дорабатывает коллективный договор. Утвержденный общим собранием коллективный договор (считается принятым, если на общем собрании за него проголосовало более 50% присутствующих на собрании) подписывается первыми лицами сторон: от работников - лицом, возглавляющим первичную профсоюзную организацию, либо представительным органом работников, если нет профсоюза, от работодателя - руководителем организации.

Если в результате переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам коллективного договора, составляется протокол разногласий и дальнейшее их урегулирование производится в порядке, предусмотренном гл. 61 ТК РФ.

В течение семи дней после подписания коллективный договор представляется на уведомительную регистрацию в орган по труду в силу ч. 1 ст. 50 ТК РФ.


Вопрос: В нашем коллективном договоре не предусмотрено предоставление дополнительных неоплачиваемых отпусков, кроме указанных в ст. 128 ТК РФ. Работник просит предоставить ему такой отпуск на 1 сентября, ссылаясь на отраслевое соглашение. Должны ли мы учитывать нормы отраслевого соглашения и предоставить работнику такой отпуск?
Предоставление дополнительного неоплачиваемого отпуска работнику зависит от того, присоединилось ваше учреждение к отраслевому соглашению или нет.

Дело вот в чем. Отраслевое соглашение, принятое на федеральном уровне, подлежит публикации. После опубликования стороны вправе предложить министру здравоохранения и социального развития обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключении соглашения, с предложением о присоединении к нему. В силу ст. 48 ТК РФ работодатель, не желающий присоединяться к соглашению, должен в течение 30 календарных дней со дня его опубликования представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минздравсоцразвития), мотивированный письменный отказ от присоединения к соглашению. Если этого не сделать, действие принятого отраслевого соглашения будет распространяться и на работодателя.

Получается, что если ваше учреждение не направляло мотивированный отказ от присоединения к отраслевому соглашению, то отпуск работнику должен быть предоставлен, а в коллективный договор нужно внести изменения.

Помните, что ответственность за нарушение или неисполнение соглашений предусмотрена ст. 24 ТК РФ, а конкретные санкции установлены ст. 5.31 КоАП РФ - административный штраф в размере от 3000 до 5000 руб.


Вопрос: В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818 мы установили в коллективном договоре несколько видов стимулирующих выплат. Если ассигнований федерального бюджета недостаточно, а деятельность нашего учреждения практически не принесла дохода, обязаны ли мы производить такие выплаты?
В соответствии со ст. 129 ТК РФ в заработную плату входят различные компенсационные и стимулирующие выплаты. Системы оплаты труда в федеральных бюджетных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами на основании Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений <1>. Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления предусматриваются коллективным договором, соглашением или иным локальным нормативным актом в пределах фонда оплаты труда.

--------------------------------

<1> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".
Особенностью установления различных стимулирующих выплат в указанных учреждениях является то, что размеры таких выплат могут утверждаться только с учетом выделяемых бюджетных ассигнований и при осуществлении деятельности, приносящей доход, - суммы, полученные от такой деятельности, могут быть направлены на стимулирующие выплаты.

При установлении стимулирующих выплат следует учитывать, что начиная с 1 января 2010 г. объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30% средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.

Виды выплат стимулирующего характера перечислены в вышеупомянутом приказе и включают:

- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

- выплаты за качество выполняемых работ;

- выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

- премиальные выплаты по итогам работы (за месяц, квартал, полугодие, девять месяцев, год).

При установлении таких стимулирующих надбавок в коллективном договоре рекомендуем включить в него следующую фразу: "При отсутствии средств от деятельности, приносящей доход, стимулирующие выплаты производятся в пределах ассигнований федерального бюджета". Такая фраза позволит учреждению при отсутствии приносящей доход деятельности производить стимулирующие выплаты в пределах бюджетных средств. Если такой фразы нет, то учреждение должно выплатить стимулирующие надбавки в том размере, в котором они установлены в коллективном договоре или локальном нормативном акте.


Вопрос: Нужно ли знакомить каждого работника с коллективным договором?
Напрямую обязанность работодателя по ознакомлению работников с текстом коллективного договора не предусмотрена. Но в Трудовом кодексе есть ряд норм, из которых следует, что ознакомить работников с договором все же нужно.

Согласно ч. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров через представителей, а также на информацию об их выполнении. Кроме этого, ст. 68 ТК РФ установлена обязанность работодателя по ознакомлению работника при приеме на работу до подписания трудового договора с правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором и иными локальными актами, непосредственно связанными с будущей работой.

Поэтому с текстом коллективного договора необходимо ознакомить каждого работника.
Вопрос: Нам нужно внести изменения в действующий коллективный договор. Как это сделать, чтобы не нарушить трудовое законодательство?
Статьей 44 ТК РФ изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, установленном самим коллективным договором. Утверждение порядка внесения изменений в договор является дополнительным средством гарантии и защиты трудовых прав работников. Например, если коллективный договор утверждался конференцией работников, то и внесение изменений в него должно быть утверждено также конференцией работников. В связи с этим интересно Определение ВС РФ от 28.01.2009 N 5-В08-139 по заявлению ОАО "Российские железные дороги" об оспаривании предписания государственной инспекции труда в г. Москве, которым признаны незаконными изменения коллективного договора. ОАО "РЖД" изменило коллективный договор, исключив из него положение о порядке выплаты вознаграждения за выслугу лет работникам филиалов. Судом при рассмотрении вопроса о законности такого изменения было установлено, что коллективный договор изменен с нарушением закона, поскольку Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей не является надлежащей профсоюзной организацией для согласования изменений, вносимых в коллективный договор, так как на момент внесения оспариваемых изменений в коллективный договор не признавался первичной профсоюзной организацией и иным представительным органом работников ОАО "РЖД". Таким образом, в коллективный договор внесены изменения с участием органа, не наделенного соответствующими полномочиями.

Обычно выбор вариантов изменений коллективного договора осуществляется представителями сторон в процессе его заключения.

Рекомендуем изменения, связанные с системой оплаты труда, порядком индексации заработной платы или социальными моментами, вносить после проведения коллективных переговоров в соответствии с порядком, установленным гл. 6, 7 ТК РФ.
Т.В.Шадрина

Эксперт журнала

"Оплата труда в бюджетном учреждении:

бухгалтерский учет и налогообложение"



Подписано в печать

27.05.2010
скачать файл



Смотрите также:
Сохраняется ли действие коллективного договора в случае изменения наименования государственного или муниципального учреждения в связи с изменением типа учреждения с бюджетного на автономное?
260.12kb.
Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Алтайская центральная районная больница»
15.43kb.
Педагогическим советом Государственного бюджетного
502.78kb.
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Камышловского городского округа
1475.91kb.
Внести следующие изменения в пункт 2
19.29kb.
Г. В. Л. Маркарян Программа развития муниципального образовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №85 г. Сочи на 2008-2012 гг
390.82kb.
Публичный отчёт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №30 «Классики» городского округа Самара
306.09kb.
Положение об оплате труда работников Муниципального бюджетного специального общеобразовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной
237.39kb.
Положение о библиотеке Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Шушенской средней общеобразовательной школы №8
37.78kb.
Приказ №123 от 31. 08. 2013г. Положение о сайте муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №7
140.2kb.
1. Наименование бюджетного или автономного учреждения Государственное автономное учреждение культуры Забайкальский краевой краеведческий музей имени А. К
116.92kb.
Изменения в Устав муниципального общеобразовательного учреждения
82.75kb.