Главная
страница 1
скачать файл
Пояснительная записка

Рабочая учебная программа (далее программа) по чтению и развитию речи для 4 класса составлена на основе 1 варианта базисного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утверждённого приказом МОРФ от 10.04.2010г. №29/ 2065 - п. и разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (,М.: Просвещение. – 2010г., под редакцией В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Изучение чтения во 4 классе направлено на достижение следующей цели:

Создать условия для формирования навыка чтения доступного пониманию текста вслух и про себя; осмысленного восприятия прочитанного.



Задачи:

  • формировать выразительное, правильное чтение целыми словами;

  • формировать навык составления плана;

  • создавать условия для осмысленного восприятия прочитанного;

  • формировать навык полного и выборочного пересказа;

  • Формировать умение пользоваться школьной библиотекой;

  • Прививать интерес к чтению.

Данная программа по чтению и развитию речи основного гуманитарного содержания задает перечень тем, которые подлежат обязательному изучению в 4 классе:

1. Родина краше солнца, дороже золота.

2. Ученье – главное богатство.

3. Ходит осень повсюду дозором и осенние правит дела.

4. Без хлеба не прожить.

5. Здравствуй, гостья – зима.

6. Где правда, там счастье. Где ум, там и толк.

7. На страже Родины.

8. Ах, какая красота! В гости к нам пришла весна!

9. О добре и дружбе, о мире и труде.

Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Определён уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объёму внеклассного чтения.

Внеклассное чтение проводится 1 раз в 2 недели (15 минут), где формируется навык самостоятельного чтения, развивается интерес к чтению, идёт знакомство с лучшими, доступными пониманию ученика произведениями детской литературы, отрабатывается умение выбирать книгу по интересу.

Данная программа по чтению и развитию речи ориентирована на учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Чтение » под редакцией В.В.Воронковой, Москва, издательство «Владос», 2007 г, допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

Для реализации национально-регионального компонента (далее н.р.к.) в содержание уроков по темам «Родина краше солнца, дороже золота», «О добре и дружбе, о мире и труде» включается материал о родном крае и его людях, о природе родного края, города.

Данная программа рассчитана на 4 часа в неделю в соответствии с базисным планом, согласно учебно – календарного графика образовательного учреждения.

4ч х 34 = 136ч.

Количество часов в рабочей программе могут корректироваться и изменяться по субъективным и объективным причинам (актированные дни и карантин).

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения по В.В.Воронковой, которые должны достигать все учащиеся, окончившие 4 класс.

Содержание.

Примерная тематика.

Родина краше солнца, дороже золота (н.р.к.) – 9 ч.

М.Матусовский «С чего начинается Родина?»

По К.Ушинскому «Наше отечество»

По С.Романовскому «Светлое место»

Н.Кончаловская «Славен, славен град Москва!»

По Л.Кассилю «Москва – столица России»



Основная цель :

- познакомить с прошлым нашей Родины, воспитать патриотизм через восприятие произведений.

Уметь:

- правильно читать вслух и про себя;

- выразительно читать, соблюдая все требования к выразительному чтению;

- выделять главную мысль произведения;

- самостоятельно пересказывать прочитанное;

- рассказывать отдельные эпизоды из прочитанного.



Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

выражения своего отношения к своей Родине.


Ученье - главное богатство -14 ч .

По Ю.Яковлеву «Слова – сорняки»

Л.Толстой «Филипок»

А.Гайдар «Совесть»

По Е.Шварцу «Сказка о потерянном времени»

Основная цель:

- способствовать воспитанию добросовестного, прилежного отношения к учению, умению преодолевать трудности в учении.

Уметь:

- правильно читать вслух и про себя;

- выразительно читать, соблюдая все требования к выразительному чтению;

- выделять главную мысль произведения;

- делить текст на законченные по смыслу части и придумывать к ним заголовки;

- выделять главных героев и давать им характеристики;

- самостоятельно пересказывать прочитанное;

- самостоятельно выбрать книгу по интересам;

- называть автора книги, её название и главных героев;

- рассказывать отдельные эпизоды из прочитанного;



Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

добросовестного, прилежного отношения к учёбе и преодоления трудностей в учении.


Ходит осень повсюду дозором и осенние правит дела – 16 ч.

По К.Ушинскому «Осень»

М.Чехов «Всё дождь и дождь»

А.Майков «Осенние листья»

Н.Сладков «Синичкин запас»

Л.Толстой «Лебеди»

В.Гаршин «Лягушка – путешественница»

Основная цель:

- познакомить с произведениями классиков русской литературы, показать их красоту к родной природе и ее ценность.

Уметь:

- правильно читать вслух и про себя;

- выразительно читать, соблюдая все требования к выразительному чтению.

- выделять главную мысль произведения;

- делить текст на законченные по смыслу части и придумывать к ним заголовки;

- выделять главных героев и давать им характеристики.

- самостоятельно пересказывать прочитанное;

- самостоятельно выбрать книгу по интересам;

- называть автора книги, её название и главных героев;

- рассказывать отдельные эпизоды из прочитанного.



Знать:

- наизусть стихотворения.



Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

выражения своего отношения к родной природе.



Без хлеба не прожить – 15 ч.

По Ю.Яковлеву «Хлеб»

Ю.Ждановская «Нива»

Э.Шим «Жатва»

Украинская сказка «Колосок»

Белорусская сказка «Легкий хлеб»

Н.Рубцов «Хлеб»

Основная цель:

- способствовать воспитанию бережного отношения к хлебу; уважения к людям, которые его выращивают.

Уметь:

- правильно читать вслух и про себя;

- выразительно читать, соблюдая все требования к выразительному чтению.

- выделять главную мысль произведения;

- делить текст на законченные по смыслу части и придумывать к ним заголовки;

- выделять главных героев и давать им характеристики.

- самостоятельно пересказывать прочитанное;

- рассказывать отдельные эпизоды из прочитанного.



Знать:

- наизусть стихотворения.



Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

бережного отношения к хлебу; уважения к людям, которые его выращивают.


Здравствуй, гостья – зима – 14 ч.

И.Никитин «Встреча зимы»

Н.Некрасов «Мужичок с ноготок»

Н.Сладков «Всему свое время»

Е.Трутнева «Времена года»

В.Голявкин «Как я встречал новый год»



Основная цель :

- познакомить с произведениями классиков русской литературы, показать их красоту к родной природе и ее ценность.

Уметь:

- правильно читать вслух и про себя;

- выразительно читать, соблюдая все требования к выразительному чтению.

- выделять главную мысль произведения;

- делить текст на законченные по смыслу части и придумывать к ним заголовки;

- выделять главных героев и давать им характеристики.

- самостоятельно пересказывать прочитанное;

- самостоятельно выбрать книгу по интересам;

- называть автора книги, её название и главных героев;

- рассказывать отдельные эпизоды из прочитанного.



Знать:

- наизусть стихотворения.



Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

выражения своего отношения к родной природе.


Где правда, там счастье. Где ум, там и толк – 22 ч.

В.Осеева «Почему?»

А.Кушнир «Кто разбил большую вазу?»

Д.Драгунский «Тайное становится явным»

П.Дудочкин «Рубль»

Сказка «Лев, щука и человек»

В.Безбородов «Кошки – мышки»

Основная цель:

- показать проблемы правильного выбора человека, способствовать воспитанию говорить правду.

Уметь:

- правильно читать вслух и про себя;

- выразительно читать, соблюдая все требования к выразительному чтению.

- выделять главную мысль произведения;

- делить текст на законченные по смыслу части и придумывать к ним заголовки;

- выделять главных героев и давать им характеристики.

- самостоятельно пересказывать прочитанное;

- рассказывать отдельные эпизоды из прочитанного;



Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

выражения своего отношения к поступкам литературных героев и событий в повседневной жизни..



На страже Родины – 11 ч.

М.Исаковский «День защитника отечества»

По Л.Кассилю «Твои защитники»

По Пантелееву «Честное слово»



Основная цель :

- познакомить с произведениями о нашей Родины, воспитать патриотизм через восприятие произведений.

Уметь:

- правильно читать вслух и про себя;

- выразительно читать, соблюдая все требования к выразительному чтению.

- выделять главную мысль произведения;

- делить текст на законченные по смыслу части и придумывать к ним заголовки;

- выделять главных героев и давать им характеристики.

- самостоятельно пересказывать прочитанное;

- самостоятельно выбрать книгу по интересам;

- называть автора книги, её название и главных героев;

- рассказывать отдельные эпизоды из прочитанного;



Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

выражения своего отношения к своей Родине.


Ах, какая красота! В гости к нам пришла весна! - 15 ч.

К.Паустовский «Однажды утром»

И.Никитин «Полюбуйся: весна наступает»

Е.Бокова «8 марта»

И.Соколов – Микитов «Весна»

В.Бианки «Заяц, косач, медведь и весна»

Русская сказка «Снегурочка»

Основная цель :

- познакомить с произведениями классиков русской литературы, показать их красоту к родной природе и ее ценность.

Уметь:

- правильно читать вслух и про себя;

- выразительно читать, соблюдая все требования к выразительному чтению.

- выделять главную мысль произведения;

- делить текст на законченные по смыслу части и придумывать к ним заголовки;

- выделять главных героев и давать им характеристики.

- самостоятельно пересказывать прочитанное;

- самостоятельно выбрать книгу по интересам;

- называть автора книги, её название и главных героев;

- рассказывать отдельные эпизоды из прочитанного.



Знать:

- наизусть стихотворения.



Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

выражения своего отношения к родной природе.


О добре и дружбе, о мире и труде (н.р.к.) – 20 ч.

Е.Бокова «О труде»

В.Осеева «Сыновья»

Д.Родари «Чем пахнут ремесла»

С.Баруздин «Когда люди радуются»

Н.Носов «Заплатка»

Е.Бокова «День Победы»

Л.Кассиль «Никто не знает, но помнят все»

Ю.Яковлев «Багульник»

К.Ушинский «Ветер и солнце»

По В.Катаеву «Цветик – семицветик»

Основная цель :

- показать проблемы правильного выбора человека, способствовать воспитанию гуманизма.

Уметь:

- правильно читать вслух и про себя;

- выразительно читать, соблюдая все требования к выразительному чтению.

- выделять главную мысль произведения;

- делить текст на законченные по смыслу части и придумывать к ним заголовки;

- выделять главных героев и давать им характеристики.

- самостоятельно пересказывать прочитанное;

- самостоятельно выбрать книгу по интересам;

- называть автора книги, её название и главных героев;

- рассказывать отдельные эпизоды из прочитанного.



Знать:

- наизусть стихотворения.



Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

выражения своего отношения к родной природе.



Внеклассное чтение.

Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; название заглавия прочитанной книги, её автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.



Основная цель:

- формирование умения пользоваться школьной библиотекой.

Уметь:

- самостоятельно выбрать книгу по интересам;

- называть автора книги, её название и главных героев;

- рассказывать отдельные эпизоды из прочитанного.



Применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

пользования школьной библиотекой.



Примерная тематика.

Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей.

Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны.

Общественно полезные дела школьников.

Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятий взрослых и детей в разные времена года.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
II УРОВЕНЬ

Уметь:

- правильно читать вслух и про себя;

- выразительно читать, соблюдая все требования к выразительному чтению.

- выделять главную мысль произведения;

- делить текст на законченные по смыслу части и придумывать к ним заголовки;

- выделять главных героев и давать им характеристики.

- самостоятельно пересказывать прочитанное;

- самостоятельно выбрать книгу по интересам;

- называть автора книги, её название и главных героев;

- рассказывать отдельные эпизоды из прочитанного.


III УРОВЕНЬ

Уметь:

- правильно читать вслух и про себя;

- выразительно читать, соблюдая все требования к выразительному чтению.

- выделять главную мысль произведения с помощью учителя;

- делить текст на законченные по смыслу части и придумывать к ним заголовки с помощью учителя;

- выделять главных героев и давать им характеристики с помощью учителя.

- пересказывать прочитанное по вопросам;

- самостоятельно выбрать книгу по интересам;

- называть автора книги, её название и главных героев;

- рассказывать отдельные эпизоды из прочитанного.


Знать:

- наизусть стихотворения.



Ресурсное обеспечение рабочей программы

    1. Программа специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации «Просвещение»,2010г.

    2. В.В.Воронкова «Чтение» учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, Москва «Владос», 2007г., допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

    3. С.Н. Костромина «Как преодолеть трудности в обучении чтению».

    4. М.Ю. Гаврикова «Коррекционно – развивающие занятия. Развитие речи 1-4 класс».
скачать файл



Смотрите также:
Создать условия для формирования навыка чтения доступного пониманию текста вслух и про себя; осмысленного восприятия прочитанного
119.55kb.
«Подвески из пенопласта»
58.66kb.
1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
1482.57kb.
«Формирование и совершенствование навыка чтения – основа успешного усвоения детьми учебного материала»
389.44kb.
О чём рассказывают иконы
73.98kb.
Тема : Никитин И. С.
87.07kb.
Этапы и закономерности смыслового восприятия текста
159.57kb.
В гости к Зиме Час общения в 4 классе Учитель: Горбачева Е. А. Донецк
138.99kb.
Классный час «Деревенька моя»
54.38kb.
Сценарий психологической игры
75.11kb.
Мдоу детский сад «Красная шапочка» Интегрированное музыкальное развлечение «Полет в космос»
56.44kb.
Современные учебные пособия для массовой школы не предоставляют достаточного количества текстов и упражнений, способствующих быстрому и эффективному обучению чтению
53.56kb.