Главная
страница 1
скачать файл

План - конспект урока по химии для 9 классе по теме «Металлы»


1.Тема урока химии: Путешествие в мир металлов и их соединений. Химические свойства металлов.

2.Тип урока: обобщающий.

3.Задачи урока химии:

  • образовательная: повторить знания учащихся о физических и химических свойствах металлов;

  • развивающая: развивать знания, умения и навыки по химическим формулам металлов и их соединений и составлению химических уравнений;

  • развивать речевые навыки; наблюдательность и умения делать выводы на основе наблюдаемого;

  • развивать интерес к предмету через необычную форму проведения урока;

  • воспитательная: воспитывать желание учиться активно, с интересом, без принуждения и нагрузок; воспитывать дисциплинированность, четкость и организованность в работе.

4.Оборудование и реактивы для урока химии: карточки с формулами природных соединений металлов;

5. Методы и методические приемы: индивидуальная работа с карточками химических формул; самостоятельная работа по составлению химических уравнений; тестирование, беседа, решение задач.

6. Форма обучения: игра - путешествие.

ХОД УРОКА.

1.Вступительное слово учителя:

Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать. Вот и вас я приглашаю совершить водное путешествие в "Мир металлов и их соединений". Давайте представим, что мы сели на пароход под названием "Титаник". Вы - пассажиры, я - капитан. Море будет воображаемым, но плыть от этого не станет легче. Ведь не даром говорят: "Школа, школа, ты похожа на корабль бегущий вдаль". Наше море - это море знаний - самое бурное из всех морей, существующих на Земле. И чтобы наш "Титаник" не пошел ко дну, мы должны сегодня с вами вспомнить нахождение металлов в природе, их химические свойства, физические свойства, применение и получение металлов и их соединений. На доске показан маршрут нашего путешествия, а ваши тетради пусть превратятся сегодня в "Путевые дневники". Но чтобы наш "Титаник" отправился в путешествие, вам сначала нужно пройти тест на прочность.

Запишите в путевых дневниках число и тему урока.

1.задание - ТЕСТИРОВАНИЕ. (6 минут)

1.С водой с образованием растворимого гидроксида взаимодействует:

а) К; б)Zn; в) Pb; г)Ag.



2. какой из металлов энергичнее реагирует с кислородом:

а)Fe; б)Hg; в) Ag; г)Cu.



3.В электротехнике используют следующее физическое свойство меди и алюминия:

а) теплопроводность; б)ковкость; в) пластичность; г)электропроводность.



4. с соляной кислотой не будет взаимодействовать:

а) Сu; б)Fe; в) Al; г)Zn.



5.Электрохимическая коррозия металлов, приносящая наибольший вред, представляет собой:

а) разрушение металла при соединении его с оксидами азота;

б) соединение металла с кислородом;

в) разрушение металла в среде электролита с возникновением внутри системы электрического тока;

г) соединение металла с оксидами серы (VI) и (IV).

6. при горении натрия на воздухе образуется:

а)Na2O; б) Na2O2; в)NaO2; г)Na3PO4.



7.Алюминий впервые получил:

а) Ф. Велер; б) Х. Дэви; в)К. Шееле; г )Д. Пристли.



8. Оксид алюминия:

а) основной оксид; б) амфотерный; в) кислотный.



9. Металлическая кристаллическая решетка состоит из:

а) атомов; б) ионов; в) молекул; г) положительных ионов, атомов, свободных электронов.



10. Атомы, какого элемента при взаимодействии с кислородом отдают наибольшее число электронов:

а)Mg; б)Zn; в)Al; г)Li.



Учитель: Тест на прочность вы прошли все, теперь проверим результаты . И каждый в листах самооценки ставит себе оценки.

А теперь в путь! Ребята, не успели мы с вами немного отплыть - а уже препятствие. На пути РИФЫ ФОРМУЛ. Рифы формул необходимо преодолеть и чем быстрее, тем лучше.

Пассажирам разложить карточки формул с природными соединениями металлов перед собой. Преодолевать РИФЫ ФОРМУЛ будем так: я называю вещество, вы поднимаете карточку с соответствующей формулой.

Начнем преодолевать РИФЫ ФОРМУЛ.



2.Задание.

  • 1. Сильвинит (хлорид натрия) - NaCl

  • 2. Метаалюминиевая кислота – НАl2О3

  • . Известняк, мел, мрамор - CaCO3

  • 4. Гипс - CaSO4 х 2H2O

  • 5. Фосфорит, апатит - Ca3 (PO4) 2

  • 6.Доломит -CaCO3 х MgCO3

  • 7. Корунд (оксид алюминия) - Al2O3

  • 8. Боксит - Al2O3 х nH2O

Ты молодчина! И в это поверь.

Успешно открыл ты химии дверь.

Два года уроков еще у тебя

великим ты химиком станешь тогда.

Учитель. А что же такое рифы?

Ученик: Рифы - это природные образования, состоящие из скелетов коралловых полипов и раковин моллюсков.

Оцениваем свою работу.

Учитель. Наш пароход держит курс по РЕКЕ ПРЕВРАЩЕНИЙ. Просьба к пассажирам сделать пометку в "Путевых дневниках" - РЕКА ПРЕВРАЩЕНИЙ.

.

Учитель химии читает стих "На речке превращений"

Оксид кальция взяла

И воды я прилила.

Метилоранжа капну тут

и раствор стал желтым вдруг.

 

В чём же дело, в чем секрет?



Есть у вас ответ, иль нет?

 

Кислоты потом азотной осторожно прилила



Что ж такое приключилось?

Даже я не поняла,

Должен был оранж явиться

цвет малины получился.

 

В чём же дело, в чем секрет?



Есть у вас ответ, иль нет?

 

Карбоната натрия



К соли прилила

И осадок белый

Получила я.

 

В чём же дело, в чем секрет?



Есть у вас ответ, иль ещё нет?

 

В тетрадях своих превращения эти



Вы отразите милые дети.

В чем тут дело, в чем секрет

Наверно есть уже ответ?

 

На речке превращений



Смотрели вы явления

Потоком Уравнений

Пусть станут превращения.

В чем тут дело, в чем секрет

Раскроет полный ваш ответ.

Учитель. Кто составил цепочку превращений, увиденных на РЕКЕ ПРЕВРАЩЕНИЙ, и напишет уравнения реакций?

СаО → Са(ОН)2 → Са(NO)3 → СаСО3





  • 1.Взаимодействие оксида кальция с водой. СаО+Н2О=Са(ОН)2

  • 2.Добавление к Са(ОН) 2 метилоранжа. Происходит изменение цвета.

  • 3.Добавление НNO3. Са(ОН)2+НNО3=Са(NО3)22О

  • 4.Приливание раствора Na2 CO3 Са(NО3)2+Nа2СО3=СаСО3↓+2NаNО3

  • 5.Образование осадка СаСО3

Учитель. "Титаник" движется к "ПОТОКУ УРАВНЕНИЙ".

Пассажирам написать "ПОТОК УРАВНЕНИЙ" в путевых дневниках.



Задание 4. Осуществить превращения схемы и написать уравнения реакций.

1.Al → Al(OH)3 → Al2O3 → AlCl3 → Al(OH)3

2.Mg → MgO → MgSO4 → Mg(OH)2

Теперь проверяем правильность составления уравнений реакций.

Учитель. Несмотря на трудности, возникающие на пути "Титаника", он движется вперед с большой скоростью к "МОРЮ ЗАДАЧ".

В "Путевых дневниках запишите "МОРЕ ЗАДАЧ" и условие задачи.



Задание 5. Задача. Какая масса алюминия потребуется для получения железа из 16,84 кг. руды, содержащей 95% оксида железа (III).

Решение: m(Fe2O3) = 16,84•0,95 = 16 кг

16 кг х кг

Fe2O3 + 2Al = Al2O3 + 2Fe

1 к/моль 2 к/моль

160 кг - 2•27 = 54 кг х= 16•54/ 160 = 5,4 кг. Ответ: 5,4 кг.



Учитель. Наш пароход прибыл в "Бухту Познавательную".

Сообщения учащихся.

1.Почему "святая" вода не портится?

2.Бывает ли жидкий металл? Чем опасна ртуть?

Учитель. Конечный пункт нашего путешествия "Порт вопросов и ответов".

Коль хотите домой возвратиться

То придется вам всем потрудиться

Если сделана будет работа,

Я открою из царства ворота.

Не робей, не вешай носа-

На мои ответь вопросы!

Не ленись, не зевай - на вопросы отвечай.


  • 1.Какой металл самый легкий? (литий).

  • 2.Какой металл считается самым древним в использовании человеком? (медь).

  • 3.Какой металл способен намагничиваться и размагничиваться? (железо).

  • 4.Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковы, а вот металлическая посуда разная. Из какого чудодейственного металла изготовлена офицерская посуда? (Из серебра обладающего бактерицидным действием).

  • 5.Был металл серебристо-белым, в соединении стал мелом. (Кальций)

  • 6.Красит пламя в желтый цвет, а в воду кинь - его уж нет. (Натрий)

  • 7.Камнем прозван он людьми, но попробуй - ка, возьми. (Литий).

  • 8.Он в течение многих лет, был причиной многих бед. (Золото)

  • 9.Горит лиловым в кислороде, свободным нет его в природе. Но соль находит применение, как для растений удобренье. (Калий)

  • 10.Ослепительным пламенем ярким как звёздочка вспыхнув, горит. Металл тот белый и легкий в двенадцатой клетке стоит. (Магний)

  • 11.В технике сплавов нашел примененье как стойкий и легкий металл и в самолетостроении важное место занял. (Алюминий).

  • 12. Среди металлов самый славный, важнейший древний элемент.

  • В тяжелой индустрии главной, знаком с ним школьник и студент.

  • Родился в огненной стихии - а сплав его течет рекой.

  • Важнее нет в металлургии, он нужен всей стране родной. (Железо).

Итак, мы с вами совершили путешествие. И теперь мы подведем итоги своего путешествия. Каждый ставит себе оценку в своих листах.

NaCl
HAl2O3


CaCO3
CaSO4 • 2H2O
Ca3(PO4)2
CaCO3•MgCO3
Al2O3
Al2O3• nH2O

РИФЫ ФОРМУЛ


РЕКА ПРЕВРАЩЕНИЙ

ПОТОК УРАВНЕНИЙ

МОРЕ ЗАДАЧ

Бухта Познавательная


Порт вопросов и ответов

1.Al → Al(OH)3 → Al2

O3 → AlCl3 → Al(OH)3

2. Mg → MgO →

MgSO4 → Mg(OH)2

Задание 1. Перечислите физические свойства металлов.


Задание 2. Назовите вещества: Fe(OH)3 CaCO3 Na2O Al2O3 H2O Al(OH)3 FeCl2
Задание 3. Напишите по названиям формулы веществ:

    1. Мел -

    2. Гипс –

    3. Сильвинит –

    4. Боксит –

    5. Вода -

Задание 1. Перечислите физические свойства металлов.


Задание 2. Назовите вещества: Fe(OH)3 CaCO3 Na2O Al2O3 H2O Al(OH)3 FeCl2
Задание 3. Напишите по названиям формулы веществ:

    1. Мел -

    2. Гипс –

    3. Сильвинит –

    4. Боксит –

    5. Вода -

Задание 1. Перечислите физические свойства металлов.


Задание 2. Назовите вещества: Fe(OH)3 CaCO3 Na2O Al2O3 H2O Al(OH)3 FeCl2
Задание 3. Напишите по названиям формулы веществ:

    1. Мел -

    2. Гипс –

    3. Сильвинит –

    4. Боксит –

    5. Вода -

Задание 1. Перечислите физические свойства металлов.
Задание 2. Назовите вещества: Fe(OH)3 CaCO3 Na2O Al2O3 H2O Al(OH)3 FeCl2
Задание 3. Напишите по названиям формулы веществ:

    1. Мел -

    2. Гипс –

    3. Сильвинит –

    4. Боксит –

    5. Вода -

Ответы: Задание 1. Металлический блеск, пластичность, электропроводность.

Задание 2. Гидроксид железа, корбанат кальция (мел), оксид натрия,

оксид алюминия, вода, гидроксид алюминия, хлорид железа.

Задание 3. CaCO3 CaSO4 х 2Н2О NaCl Al2O3 х nH2O Н2О.

Ответы: Задание 1. Металлический блеск, пластичность, электропроводность.

Задание 2. Гидроксид железа, корбанат кальция (мел), оксид натрия,

оксид алюминия, вода, гидроксид алюминия, хлорид железа.

Задание 3. CaCO3 CaSO4 х 2Н2О NaCl Al2O3 х nH2O Н2О.

Ответы: Задание 1. Металлический блеск, пластичность, электропроводность.

Задание 2. Гидроксид железа, корбанат кальция (мел), оксид натрия,

оксид алюминия, вода, гидроксид алюминия, хлорид железа.



Задание 3. CaCO3 CaSO4 х 2Н2О NaCl Al2O3 х nH2O Н2О.
скачать файл



Смотрите также:
Конспект урока Тема урока: Химическая связь. Единая природа химической связи Тип урока: комбинированный урок
103.32kb.
Тема урока химии
84.63kb.
Урок по химии в 9 классе Учитель химии Таловской сош клочков И. А. 2009 год Урок по химии в 9 классе «Щелочные металлы». Тип урока
137.84kb.
Урока математики в 6 классе. Тема урока: «Множество». Место урока в теме: 4 урок из 5
32.02kb.
Г. Краснодара Конспект интегрированного урока по химии, биологии в 10 классе
176.72kb.
Разработка урока по биологии. Тема урока: "Строение и работа сердца"
67.21kb.
Урока: знакомство с новым материалом Тема урока: «Сложение и вычитание вида +1, -1»
90.09kb.
Тематическое планирование по литературе в 9 «Б» классе на 4 четверть. № урока Тема урока Тип урока
96.24kb.
Тема урока: Поход Александра Македонского на Восток. Тип урока: комбинированный
116.58kb.
Программа разработана экспертным советом Высшей аттестационной комиссии по химии (по неорганической химии) при участии Института общей и неорганической химии им. Н. С
153.55kb.
Конспект урока: «Основания». Организационная информация Тема урока «На чём основываются основания?» Тема курса: «Соединения химических элементов» Предмет
106.78kb.
План-схема урока 5 Тема урока: Электрическая цепь. Лабораторная работа «Сборка электрической цепи»
25.07kb.