Главная
страница 1
скачать файл
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 «Возрождение»


Урок литературы в 11-ом классе


Анализ поэмы Анны Ахматовой «Реквием»
«В круге втором»

(Тема народного страдания и скорби в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»)

Выполнила учитель русского языка

и литературы

Очилова Дина Валентиновна

г. Тула
2013 год




Имя урока: «В круге втором».

Тема урока: «Тема народного страдания и скорби в поэме А. А. Ахматовой «Реквием».

Цели урока.

Образовательная:

- показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве.



Развивающие:
- способствовать развитию творческого воображения;
- развивать мышление учащихся путем организации нетрадиционных уроков;

- развивать связную монологическую речь учащихся;


- разбудить и озарить душу ребенка;

Воспитательные:
- способствовать воспитанию интереса к познанию искусства и литературы;

- воспитывать патриотизм.


Методические приемы: проверка знаний учеников, лекция учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение.

Тип урока: урок-диалог.

Оборудование: ноутбук, музыкальный центр, мультимедийная установка, презентация к уроку, запись музыкального произведения Моцарта «Реквием».

Ход урока.

Вводное слово учителя.

Слайд 1. Имя нашего урока «В круге втором».

Тема – тема народного страдания и скорби в поэме А. А. Ахматовой «Реквием».



Слайд 2. Цель урока: показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве.
Слайд 3. Для нашего урока я подобрала следующие эпиграфы.

Слайд 3.Пусть когда-нибудь имя мое

Прочитают в учебнике дети.

А.Ахматова

Уже привычным становится для России, что ее поэмы сравнимы с пророками. Пришло то время, когда стихи Анны Андреевны изучаются в школе наравне с теми, на кого она ровнялась: Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым. Голос Ахматовой прошел сквозь время и пространство, став для нас голосом ее поколения, поэтому второй эпиграф взят мною из стихотворения «Многим»:



Слайд 3. Я – голос ваш, жар вашего дыханья,

Я – отраженье вашего лица,

Напрасных крыл напрасны трепетанья,-

Ведь все равно я с вами до конца.

А.Ахматова


Лекция учителя.

«Есть три эпохи у воспоминаний», - сказала однажды Ахматова в одном из стихотворений. Случайно или нет, но сама жизнь поэтессы, ее долгая и драматическая судьба тоже располагается примерно в трех различных биографических кругах.



Слайд 4. Один из них, молодой, начальный, отмеченный «Вечером», «Четками» и «Белой стаей», - весь до революции; основные художественные принципы, свойственные Ахматовой, сложились именно в те долгие годы, столь знаменательно и тогда еще совсем близко соседствовавшие с русской поэтической классикой. Именно к классике: к Пушкину, Лермонтову, Тютчеву, - повернула она свой внимательный к традициям стих, едва ли не с первых же шагов в литературе – поверх акмеизма и через символизм.

Второй круг, к которому мы сейчас перейдем более протяженный во времени. Павловский относит ко «второму кругу» творчества Ахматовой 20-е 30-е годы, несмотря на их неоднородность. В 30-е годы, отмеченные исключительной напряженностью творчества, она как бы исчезла из читательского и литературного мира.

- Почему же так произошло?

Обратимся к дневниковым записям А. Ахматовой.



Сообщение ученика.

Слайд 5. В своих дневниковых записях Ахматова писала: « После моих вечеров в Москве (весна 1924 года) состоялось постановление о прекращении моей лит(ературной) деятельности. Меня перестали печатать в журналах и альманахах, приглашать на лит(ературные) вечера. Я встретила на Невском М. Шаг(инян). Она сказала: «Вот вы какая важная особа: о вас было пост(ановление) ЦК: не арестовывать, но и не печатать».

Впоследствии А. Ахматова называла Постановление ЦК от 1925 года Первым – в отличие от Второго, вышедшего в 1946 году, когда тоже было решено не арестовывать, но и не печатать.



Учитель.

Дальнейший – третий круг, если мерить крупными мерками, к которым была склонна сама Ахматова, предпочитавшая видеть в своей жизни длительные исторически значимые периоды, мы можем, опять-таки с известной долей условности, начать с периода Великой Отечественной войны, значившей для ее дальнейшего творчества исключительно много.



Слайд 6. Итак, второй круг жизни – 20-е и 30-е годы. В самом начале этого периода у Ахматовой выходят две книги «Подорожник» - и «Anno Domini».

Но главным творческим и гражданским достижением Ахматовой в 30-е годы явилось создание ею поэмы «Реквием», непосредственно посвященной годам «большого террора» - страданием репрессированного народа.

- Какой исторический и жизненный контекст положен в основу «Реквиема»?

Сообщение ученика.

Слайд 7. 30-е годы оказались для Ахматовой порой наиболее тяжких в ее жизни испытаний. Она стала свидетелем не только развязанной фашизмом второй мировой войны, вскоре перешедшей и землю ей Родины, но и другой не менее страшной войны, которую повели Сталин и его приспешники с собственным народом. Чудовищные репрессии 30-х годов, обрушившиеся едва ли не на всех друзей и единомышленников Ахматовой.

Слайд 8. Разрушили и ее семейный очаг: вначале был арестован и сослан сын, студент Ленинградского университета, а затем и муж Н. Н. Пунин. Сама Ахматова жила все эти годы в постоянном ожидании ареста. В длинных и горестных очередях, чтобы сдать передачу сыну и узнать о его судьбе, она провела, по ее словам, семнадцать месяцев. В глазах властей она была человеком крайне неблагонадежным: женой, хотя и разведенный, «контрреволюционера Николая Гумилева, расстрелянного в 1921 году, матерью арестованного заговорщика Льва Гумилева и, наконец, (Слайд 9) женой (правда, тоже разведенной) заключенного Пунина.

Учитель.

Обратимся непосредственно к тексту поэмы.



Слайд 10. Эпиграфом к «Реквиему», как это часто бывало у Ахматовой служит отрывок из ее же стихотворения: «Так не зря мы вместе бедовали», впервые опубликовано в журнале «Знамя» (1987г. - №12, - с.134):

Нет и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл,-

Я была тогда с моим народом.

Там, где мой народ, к несчастью, был.
Какой художественный прием использует Ахматова?

Ответы учеников.


  1. Лексический повтор.

Дважды повторяется слово «чуждый» и слово «народ». А. Ахматова вместе со своим народом разделяет, постигшее его горе.

2) Горе Ахматовой не только личное. Ее биография схожа с биографией ее народа.

3) Сплав личного и общенародного виден уже в метафорическом эпиграфе.

Учитель

Прочитаем фрагмент «Вместо предисловия».



  1. Какова роль этого фрагмента?

  2. Является ли находкой, авторским художественным приемом то, что предисловие написано прозой?

  3. Что мы узнаем из предисловия, какие приметы времени сообщает нам Ахматова.

  4. Как предисловие объясняет название поэмы – «Реквием».

Ответы учеников.

  1. «Вместо предисловия» конкретизирует эпиграф.

  2. Прозаический текст приковывает внимание.

  3. Эпиграф четко и емко характеризует время.

Ахматову не узнали, а «опознали».

Все говорили шепотом, «на ухо».

Все были будто в «оцепенении».

  1. Названо место действия – Ленинград и время « страшные годы ежовщины».

Сообщение ученика.

Историческая справка.



Слайд 11. Н.И. Ежов – нарком внутренних дел с 1936 по 1938 год. Вот как характеризовала его наша печать в 1938 году: «Наша страна зорко охраняется честной, героической советской разведкой, руководимой несгибаемым большевиком, Сталинским наркомом Николаем Ивановичем Ежовым, которого не запугают проклятые бандиты ни ядом, ни кинжалом, который является на своем посту деятелем подлинного ленинского типа…»

Годы ежовщины страшны жестокими репрессиями. Ежов был казнён 1 апреля 1940 года по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР. Формулировка приговора была следующая: «За необоснованные репрессии против советского народа…»



Учитель.

Предисловие к поэме, как и эпиграф, - это второй ключ, он помогает нам понять, что эта поэма написана, как когда-то «Реквием» по заказу». Женщина с голубыми губами просит ее об этом как о последней надежде на некое торжество справедливости и правды. И Ахматова берет на себя этот заказ, этот столь тяжкий долг, ведь она будет писать обо всех, в том числе о самой себе.

Так рождались стихотворения, вместе составившие поэму. Стихотворения эти не записывались- запоминались накрепко надежными друзьями Ахматовой. Окончательно единое произведение было скомпоновано лишь осенью 1962 года, когда оно было впервые написано на бумаге. Л. Чуковская в «записках об Анне Ахматовой» сообщает, что в этот день Ахматова торжественно сообщила: «Реквием» знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал». При знакомстве с поэмой и ее структурными частями поражает чересполосица дат: «Вместо предисловия» датировано 1957 годом, эпиграф «нет, и не под чуждым небосводом…» - 1961-м, «Посвящение»- 1940-м, «Вступление»- 1935-м и т. д. Известно также, что вариант «Эпилога» был продиктован автором ее подруге Л. Д. Большинцовой в 1964 году. Следовательно, даты эти - своеобразные знаки того, что к этому творению Ахматова обращалась постоянно на протяжении тридцати последних лет жизни. Важно уметь отвлечься от этих цифр и воспринимать «Реквием» как целостное произведение, рожденное трагическим временем.

Слайд 12. Слово «Реквием» переводится как «Заупокойная месса», католическое богослужение по умершему.
Реквием – католическое богослужение по умершим, а также траурное музыкальное произведение.
Ученик читает «Посвящение» наизусть под музыку Моцарта.

(Звучит отрывок «Реквиема» Моцарта - «Лакримоза»)

Учитель.

Как вы думаете, о чем заявляет Ахматова, так назвав поэму?



Ответы учеников.

Ахматова открыто заявляет о том, что ее поэма – надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто, переживал за своих репрессированных родственников.

Анализ «Посвящения».

Учитель.

Какие картины встают перед глазами, когда читаешь «Посвящение»?



Ответы учеников.

Картина народного несчастья «осатанелых лет».

Беспредельное горе, которым, кажется, охвачена вся «безвинная Русь».

Страдания, горе народа и лирический героини.

Учитель.

Какие приметы времени мы видим в «Посвящении»?

Какие средства художественной выразительности использует Ахматова? Обратите внимание на строку «А за ними « каторжные норы». Откуда взят поэтессой этот образ?

Ответы учеников.

Образы тюремных затворов и «каторжных нор» отсылают нас к пушкинским строкам:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

А. С. Пушкин «Во глубине сибирских руд…»

Учитель.

Ахматова нацеливает своего читателя на сопоставление со стихами Пушкина. Если Пушкин верит, что его «свободный глас» дойдет до друзей, то лирическая героиня Ахматовой не будет услышана: «ото всех уже отделена».



Ответы учеников.

Читателя охватывает сопереживание, гнев, тоска. Горе народа кажется вселенским, хотя А. Ахматова не использует гиперболы. Страдание народа и так велико, нет смысла его увеличивать.

На первое место выходит метафорическое олицетворение: «перед этим гнутся горы», «безвинная корчилась Русь». Эпитеты: «смертельная» тоска, шаги « тяжелые» солдат, «безвинная Русь», «черные маруси».

Многие эпитеты близки к народным: «великая река».

Учитель.

Что вы можете сказать о том, как решена тема пространства в «Посвящении?»



Ответы учеников.

С одной стороны, указано место «Нева туманней», значит место действия - Ленинград. С другой стороны рамки расширены до беспредельных размеров. Рифма

«горы» – «каторжные норы» делает описываемые события всеобъемлющими.

Учитель.

Каким образом А. Ахматова вплетает судьбу лирической героини в судьбу народа? (Надо обратить внимание на местоимения: «мы не знаем», «мы повсюду те же»)

Все ли едины, все ли сочувствуют горю героини?

Ответы учеников.

Нет. Мир как бы расковался на две половины: палачи и жертвы, радость и страдание, добро и зло.

Учитель.

Неотделимо от «Посвящения» «Вступление».



Ученик читает «Вступление».

Учитель обращает внимание учащихся на строку «И под шинами черных марусь».

Сообщение ученика.

Историческая справка.

«Марусями» называли в народе машины для перевозки арестантов. Существовало и иное название «ворон» или «воронок».

Учитель.

Какое художественное средство А. Ахматова во «Вступлении?



Ответы учеников.

Во вступлении возникает гротескные образы: «…улыбался/Только мертвый, спокойствию рад./И ненужным привеском качался/Возле тюрем своих Ленинград»; «безвинная корчилась Русь».

Вывод. «Вступление» обнажает правду на грани фантастики.

Учитель.

Десять стихотворений, следующих за «Вступлением» рассказывают нам о судьбе лирической героини.

Послушайте строфу «Уводили тебя на рассвете и подумайте, в какой стилистике написана эта строфа, обратите внимание на лексику, которую использует Ахматова.

Ответы учеников.

Строфа строится как народный плач. Причитание матери по уводимому в тюрьму сыну объединяется с плачем по покойнику. Такое представление возникает благодаря соответствующей лексике («темная горница», «плачущие дети», «божница», «свеча оплыла», «холод иконки»).

Сообщение ученика.

Слайд 13. Стрелецкое восстание 1698, вызвано усилением крепостнического гнета, служебными тяготами и притеснениями со стороны начальников. Московские стрельцы (ок. 4 тыс.), участники Азовских походов Петра I, по пути в Великие Луки сместили своих начальников и направились к Москве; установили связь с Софьей Алексеевной, готовились к расправе с боярами и иноземцами. Разбиты под Новоиерусалимским монастырем 18 июня. В 1698-99 казнено 1182 стрельца, 601 сослан. Следствия и казни продолжались до 1707.

Учитель.

Из глубины веков слышны крики и стоны стрелецких жен.

Ахматова воплощает себя в облике женщины русского средневековья, «стрелецкой женки». Не может не обратить на себя внимание удивительное средство двух трагедий: личной, связанной с горем матери, и – общей, художественной выразительности касающейся страны и народа Личная судьба сливается с исторической и представляет глазам читателя как одна – великая – трагедия.
Проверка индивидуального домашнего задания:

анализ строфы «Тихо льется тихий Дон».



Слайд 14. Ученица читает стихотворение, дает краткий анализ.

В этой строфе неожиданно и горестно возникает мелодия, отдаленно напоминающая колыбельную. Свое личное горе Ахматова выразила в коротких строчках стихотворения корнями уходящего в фольклор.

В русских исторических песнях образ «льющейся реки» часто связан со слезами. «Тихий Дон» - устойчивый фольклорно-песенный образ. Так, о близких – отце, матери и молодой жене – казненного стрелецкого атамана в песне поется:

Они плачут – что река льется,

Возрыдают – как ручьи шумят.

Слайд 15. Можно предположить, что образ Дона связан с судьбой Осипа Мандельштама. Начиная с 1935 года, поэт находился в ссылке в Воронеже, бывал на Дону.

Желтый цвет традиционно связывался в русской литературе с образом Петербурга. Желтый цвет у Мандельштама – еще и цвет насилия (в его Кровавой мистерии 9 января написанного в году, 1922 года) читаем:

Две лишь в мире краски не поблекли:

В желтой – зависть, в красной – нетерпенье…

В поэме месяц не только свидетель, но и участник событий. Желтый свет луны усиливает ощущение трагичности настоящего. Желтый цвет в «Реквиеме» имеет еще и значение предательского.

Учитель.

Анализируем стихи 3-6.

Приходим к выводу, что о себе автор пишет в третьем лице. Это уже не женщина – тень. Человеку невозможно вынести такое:

Нет, это не я, это кто-то другой страдает.

Я бы так не смогла…

Ахматова пробует увидеть страдания других людей со стороны. Выражением всеобщего горя становится ночь. Героиня заглядывает в зеркало и с ужасом замечает себя, былую «веселую грешницу», в толпе под крестами, где столько «неповинных жизней кончается…» Стих обрывается на полуслове, на многоточии.

В следующем отрывке (1939) отчаяние матери «кажется, достигает высшей точки:

Семнадцать месяцев кричу…

Все перепуталось в ее сознании, ей слышится «звон кадильный», «видятся цветы» и «следы куда-то в некуда». И светящая звезда становится роковой и «скорой гибелью грозит».

Строфа «Легкие летят недели…» датирована тем же 1938 годам. Героиня пребывает в оцепенении. И в этом состоянии оцепенения не героиню обрушивается очередной удар – приговор по сыну. Эта часть «Реквиема» так и называется – «Приговор».



Проверка индивидуального домашнего задания.

Ученица наизусть читает «Приговор», анализирует мотив окаменения.

Приговор убивает прежде всего надежду – то, что помогало героине жить. Теперь жизнь не имеет смысла, более того, она становится непосильным трудом. Первые же строки «Приговора» метафорически описывают этот процесс:

И упало каменное слово

На мою ее живую грудь

Оппозиция мертвое – живое передается через определения – эпитеты «каменное» слово и «живая» грудь. До приговора борьба между страдающей, а потому живой душой, и душой окаменелой, т.е. невосприимчивой к горю, еще только разворачивается. Сейчас же, после потери надежды, сил страдать, а значит, жить более не остается.

Внутренняя смерть героини подается как сознательный выбор. Об этом говорит трижды повторенное слово «надо».

Мотив «окаменения» может быть многозначным.

1. «Каменный» в значении тяжелый, страшный, невыносимый.

2. Страдание, мешающее жизни, повергающее в состояние бесчувствия.

3. Выход человека за пределы своих физических и духовных возможностей.



Учитель.

Преодоление личного страдания поднимает человека над ситуацией, дает ему возможность и право говорить об общей судьбе. Именно в этом видит предназначение своей поэзии Ахматова: «Надо снова научиться жить». Но у героини нет сил жить в «опустелом доме», и она зовет смерть.

Читаем стих «К смерти» и сразу же следующую строфу.
Ученикам предлагают вопросы для обсуждения.

Готова ли героиня к смерти?

Готова ли она принять смерть?

Как ею воспринимается физическая смерть?

Приходит ли смерть?

Ответы учеников.

Героиня готова принять любую смерть: отравленный снаряд, гирьку бандита, тифозный чад.

Смерть не приходит, приходит безумие. На смену разуму приходит его затмение, былая стойкость сменяется слабостью, речь превращается в бред, память – в беспамятство. Безумие выступает как последний предел отчаяния и горя. В здравом смысле то, что выпало на долю героини и таких же, как она, нельзя вынести: «Прислушиваясь к своему // Уже как бы чужому бреду».

Учитель.

Трагедия так велика, что не вмещается в рамки траурного реквиема. Она вызывает в памяти самое страшное из преступлений в истории человечества – распятие Христа. Трагедия подключает сознание читателя к судьбе Матери, принесшей в мир Сына – Искусителя.

– Как решена библейская тема в поэме?

Сообщение ученика.

Библейская тема воплощена в X главе «Распятие», хотя в смысловом отношении охватывает всё пространство поэмы. Для описания событий очевидцем, которых была Ахматова, поэтесса выбирает библейский масштаб. Первые строки «Посвящения! – знак апокалипсического мира. У Ахматовой читаем:



Слайд 16. Перед этим горем гнутся горы,

Не течет великая река…



Слайд 16. Сравните со строками из Откровения Иоанна Богослова (::14) «И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих…»

Читаем у А. Ахматовой:



Слайд 16. Подымались, как к обедне ранней,

По столице одичалой шли…



Слайд 16. Образ «одичалого» города восходит к «Книге пророка Софонии». «Горе городу нечистому и оскверненному, притеснителю!

Князья его посреди него – рыкающие львы, судьи его – вечерние волки, не оставляющие до утра ни одной кости…

Я истребил народы, разрушены твердыни их; пустыми сделал улицы их, так что никого уже не ходит по ним; разорены города их: нет ни одного человека, нет жителей» (книга пророка Софонии, 3:1-6).

Слайд 16. «Звезда смерти» -- библейский образ, возникший в Апокалипсисе.

Слайд 16. «Пятый Ангел вострубил, и я увидел Звезду, падшую с неба на Землю, и дан ей был ключ от кладезя бездны. Она отворила кладезь бездны, и вышел дым и кладезя… Из дыма вышла саранча на Землю…» (Откровение Иоанна Богослова, 9:1-3).
Слайд 17. Ученик читает «Распятие».

Стихотворению «Распятие» был предпослан эпиграф церковного песнопения: «не рыдай Мне, Мати, во гробе зрящее». Этот эпиграф обрывается на полуслове в коротком четверостишии: «О не рыдай Мене…»

Молчаливое же страдание Матери таково, что «туда, где молча Мать стояла, //Так никто взглянуть и не посмел».

Автор оперирует высокими человеческими символами Матери, Магдалены и Распятия Христа. Это логическое завершение мотива несения креста на Голгофу. Ранее звучавшие одинокие голоса теперь превращаются в «хор ангелов», сопровождающий последние реплики сына.

Образом голубя («Эпилог») завершается евангельская линия в поэме. В Евангелии голубь – олицетворение Святого Духа, это понятие в библейских текстах одно из самых важных.

Учитель.

Итак. Мы подошли к «эпилогу».



Слайд 16. Вспомните всё то, о чем мы говорили и приготовьтесь прослушать «Эпилог» ответить на вопрос:

-- Как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия А. Ахматовой?



Вывод учителя. «Реквием» – окаменевшее горе, гениальным образом созданное из самых простых слов. При этом нашему слуху всё время остаётся внятной живая пульсация крови, учащённая или замирающее дыхание поэта, для которого эта ноша, эта каменная кладь, эта адская работа почти непосильна, но он несёт её как свой крест и долг.

Слайд 17. Завет А. Ахматовой был выполнен. Ей поставили памятник там, где стояла она «триста часов» и где для нее «не открыли засов». Авторы памятника архитектор Владимир Реппо и скульптор Галина Додонова.

Домашнее задание.

1.Индивидуальное задание. Творческая работа «Средства художественной выразительности в поэме Ахматовой «Реквием».

2.Индивидуальное задание. Поэма ли «Реквием»?

3.Подготовить выразительное чтение стихотворений А. Ахматовой военных и послевоенных лет, написанных (в условно называемом) третьем круге.

4.Наизусть стихотворение «Родная земля».

Литература

1. Ахматова, А.А. Собрание сочинений: в 5 кн. / сост. и прим. Р. Тименчик, К. Поливанов, В. Мордерер. – М., 1989.

2. Виленкин, В. В сто первом зеркале / В. Виленкин. – М., 1987.

3. Жирмунский, В. Анна Ахматова / В. Жирмунский. – Л., 1975.

4. Павловский, А. Анна Ахматова: жизнь и творчество / А.Павловский. – М., 1991.

5. Скатов, Н. Книга женской души (О поэзии Анны Ахматовой) / Н.Скатов // Ахматова А.А. Соб. соч.: в 2 т. / А.А. Ахматова. – М., 1990. – Т. 1. - С.3-16.



6. Чуковская, Л. Записки об Анне Ахматовой: в 3 т. / Л. Чуковская. – М., 1997.
скачать файл



Смотрите также:
Урок литературы в 11-ом классе Анализ поэмы Анны Ахматовой «Реквием» «В круге втором»
172.62kb.
Анализ документального потока по теме «Жизнь и творчество А. А. Ахматовой»
120.73kb.
Урок литературы в 9 классе. Мурысева Г. И. учитель русского языка и литературы моу «сош №2 г. Калининска Саратовской обл.»
32.3kb.
Урок литературы в 8 классе Ода Горация «к мельпомене»
63.03kb.
Художественная идея в поэме "реквием"
37.7kb.
Урок в 8 классе Тема: Строение и работа сердца. Круги кровообращения
60.22kb.
Б. В. Марков. Реквием сексуальному Забыть Фуко [5] реквием сексуальному
671.47kb.
Урок литературы в 10 классе Учитель: Афанасьева Надежда Константиновна, моу «сош п. Опытный Цивильского района чр»
30.15kb.
Ахматова а. Слава тебе, безысходная боль!
56.83kb.
Урок литературы в 9 классе
201.95kb.
Урок литературы 10 класс Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Осенний вечер»
86.49kb.
Интегрированный урок литературы и права в 8 классе «Правовой аспект рассказа А. П. Чехова «Злоумышленник»
187.04kb.