Главная
страница 1
скачать файл

Урок по химии в 9 классе

Учитель химии Таловской СОШ

Клочков И.А.


2009 год

Урок по химии в 9 классе «Щелочные металлы».

Тип урока: изучение нового материала с мультимедийной поддержкой (приложение).

На уроке сочетаются фронтальный, групповой и индивидуальный виды работы учащихся. Цели урока:


  • обучающая: дать общую характеристику щелочных металлов в свете общего, особенного и единичного по трем формам существования

химических элементов: атомов, простых веществ и сложных веществ. Повторить основные закономерности изменения свойств элементов в Периодической системе (в группе, периоде), металлическую связь. Физические и химические свойства металлов.

  • развивающая: способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся – формировать умение сравнивать, обобщать. Продолжить развитие навыков самообразования: умение работать с книгой, инструкцией, электронными учебниками.

  • воспитывающая: продолжить формирование диалектико-материалистического учения: подтвердить на примере изучения данной темы причинно- следственную зависимость, развитие от простого к сложному.

Демонстрация опытов по программе.

Ход урока:

1. Инициализация урока

- приветствие;

- проверка готовности к уроку учащихся (наличие тетрадей, учебников);

- оформление даты и темы урока в тетрадях, цели урока (слайд №1, 2);

- знакомство с планом урока (слайд № 3).


  • Строение атомов элементов главной подгруппы I группы.

  • История открытия.

  • Щелочные металлы – простые вещества.

  • Химические свойства щелочных металлов.

  • Соединения щелочных металлов.

  • Природные соединения и применение щелочных металлов и их соединений.

2. Строение атомов элементов главной подгруппы I группы. (слайд № 4)

Деятельность учителя: смена слайда, постановка исследовательской задачи;

- выявить общие закономерности в строении атомов щелочных металлов.

(фронтальная работа с таблицей Д.И. Менделеева)

проверка общих закономерностей строения атомов щелочных металлов; повторение основных закономерностей изменения свойств элементов в Периодической системе (в группе, периоде).

Деятельность учащихся: (3-4 мин.) заполнение таблицы “Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы Периодической системы Д. И. Менделеева” на основе положения элементов в Периодической системе; деятельность учащихся поискового характера в группах.

“Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы Периодической системы Д. И. Менделеева”.



НАЗВАНИЕ И СИМВОЛ ЭЛЕМЕНТА

СОСТАВ ЯДРА АТОМА

ЧИСЛО ВАЛЕНТНЫХ ЭЛЕКТРОНОВ

ЧИСЛО ЭЛЕКТРОННЫХ СЛОЕВ

ХАРАКТЕРНЫЕ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ

Li

p=+3

n= 4


1

))

0, +1

Na

p=+11

n= 12


1

)))

0, +1

K

p=+19

n= 20


1

)))

0, +1

Rb

p=+37

n= 48


1

))))

0, +1

Cs

p=+ 55

n= 78


1

)))))

0, +1

Анализ заполнения таблицы:

Учащиеся отвечают на вопрос: что общего в атомном строении щелочных металлов? (слайд № 5)



  • Сходство внешнего электронного слоя.

  • Последовательное изменение атомных радиусов.

  • Увеличение числа электронных слоев в атоме.

  • Радиусы атомов увеличиваются от Li к Cs, следовательно, увеличиваются и восстановительные свойства металлов от Li к Cs.

3. Историческая справка (слайды № 6-14)

  • Заранее подготовленные учащиеся рассказывают историю открытия щелочных

  • металлов.

  • Деятельность учителя: смена слайда, краткие пояснения. Дополнительно сообщает, что Fr радиоактивный металл, наиболее долгоживущий изотоп его имеет период полураспада 22 минуты.

  • Деятельность учащихся: (2 мин.) записать основные сведения.

Проверь себя (слайд №15).

Деятельность учащихся: (2-3 мин.) сравнительная характеристика строения атомов металлов; фронтальная работа.

Сравните атомы элементов, поставив знаки <, > или = вместо *:

а) заряд ядра: Li * Rb, Na * Al, Ca * К;

б) число электронных слоев: Li * Rb, Na * Al, Ca * К;

в) число электронов на внешнем уровне: Li * Rb, Na * Al, Ca * К;

г) радиус атома: Li * Rb, Na * Al, Ca * K;

д) восстановительные свойства: Li * Rb, Na * Al, Ca * K.



4. Щелочные металлы – простые вещества. (слайд № 16-18).

(работа в группах с учебником: стр: 52-52, рис. 20-21)

Деятельность учителя: смена слайда, краткие пояснения, распределение заданий внутри группы по выбору учащегося. Поэтапное осуждение результатов работы со схемой и сравнение записей учащихся с эталоном.

- тип и класс веществ;

- тип химической связи и схема ее образования;

- тип кристаллической решётки;

- физические свойства;

Демонстрация “ Образцы щелочных металлов

Деятельность учащихся: (5-6 мин.) чтение учебника и конспектирование материала в схему “Щелочные металлы - простые вещества”; работа в группах.

5. Химические свойства щелочных металлов.

1. Составьте уравнения реакций с кислородом: (у доски 1 учащийся).

а) лития ________________

б) натрия _______________



Уравнять методом электронного баланса:

4 Li0 + O20 = 2 Li2 +1O-2 оксид лития



2 Na0 + O20 = Na2 +1O2-1пероксид натрия

Li0 - 1http://festival.1september.ru/articles/501650/img1.gif —> Li+1

Na0 - 1http://festival.1september.ru/articles/501650/img1.gif —> Na +1

O20 -4http://festival.1september.ru/articles/501650/img1.gif —> 2O-2

O20 - 2http://festival.1september.ru/articles/501650/img1.gif —> 2O-1

2. Дайте характеристику реакции лития с кислородом:

1) тип реакции _____________(соединения)

2) по изменению степеней окисления атомов - _______________ (ОВР)

3) по направлению - _______________________(необратимая)

4) по тепловому эффекту -____________________(экзотермическая)

(4-5 мин.) (слайд №10).

3. Дополните схемы взаимодействия щелочных металлов с неметаллами общими формулами и названиями продуктов реакции. Запишите конкретные уравнения реакций, расставив коэффициенты в них методом электронного баланса.

а) М + Н2 =

в) М + С12 =

б) М + S =

г) М + N2 =

4. Допишите уравнения реакций. Как изменяется скорость реакций,

расположенных в указанной стрелкой последовательности?



http://festival.1september.ru/articles/501650/img2.gif

Объясните, от какого фактора зависит скорость реакции взаимодействия

щелочных металлов с водой ………………………..

Назовите продукты реакций. Опишите, как доказать их образование.

Показ видеоролика «Взаимодействие щелочных металлов с водой».

Демонстрация “Взаимодействие лития и натрия с водой”.


Вывод: какие по химической активности щелочные металлы ?

Вопросы: в каком виде встречаются щелочные металлы в природе, почему.


6. Соединения щелочных металлов (слайд №22).

7. Природные соединения и применение щелочных металлов и их соединений.
Деятельность учителя: смена слайда, постановка исследовательской задачи.

Сообщение учащихся о поваренной соли, озере Развал в Соль-Илецке, гидроксидах калия и натрия. Слайды № 23-32.


Деятельность учителя: смена слайда. Сообщает дополнительную информацию:

-соли щелочных металлов хорошо растворимы в воде (за исключением некоторых солей лития);

-ионы щелочных металлов легко распознаются по окраске пламени : литий - ярко-малиновый; натрий – желтый; калий –сине-фиолетовый.

Демонстрация опытов.
8. Домашнее задание. (слайд №34).

Деятельность учителя: смена слайда. Сообщает и комментирует домашнее задание.

§ 11. упр. № 1 (б), № 2 (задача).

9. Подведение итогов урока

- выставление и комментирование оценок.



Необходимые ресурсы

Программы для запуска проекта на компьютере:



  1. MS Office PowerPoint

  2. Windows Media Player

  3. Обозреватель Интернета Internet Explorer

Устройства:

  1. Компьютер.

  2. Мультимедийный проектор

Источники информации

Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – 12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007.

Настольная книга учителя. Химия, 9 класс / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2002.

Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии/ Авт.-сост. С.В. Дендебер, О.В. Ключникова, - М.: 5 за знания, 2007.

Учебное электронное издание. Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория. 2004, МарГТУ , Лаборатория система мультимедиа.

Приложение

ОТКУДА В ЛЮДЯХ ЛЮБОВЬ К СОЛЕНОМУ.

Соль служит для сохранения продуктов от порчи и гниения. Чтобы сохранить продукты (когда еще не было холодильников и морозильников), применяли соль. Попробовав овощей из рассола, люди стали солить, квасить и мочить свежие овощи. Человек так привык все солить, что готов даже смириться с некоторыми болезнями, только бы не переходить на бессолевую диету. Постепенно вырабатывалась привычка солить всякую пищу, даже не пробуя ее.

МНОГО СОЛИ - МАЛО КАЛИЯ, МАЛО КАЛИЯ - МНОГО БОЛЕЗНЕЙ

Вопрос о соли - это вопрос калиево-натриевого равновесия. Оно чрезвычайно важно в организме. Калий и натрий постоянно спорят за свое присутствие в клетках. В поваренной соли нет калия, это полностью натрий. Наш же организм остро нуждается в калии, которого должно быть в 4 раза больше, чем натрия. Организм собирает калий всюду, но избыточное применение поваренной соли сводит на нет все его усилия. Поэтому при избытке потребления соли возникает недостаток калия, что со временем ведет к ряду недомоганий: физическое и умственное утомление, плохой сон, запоры, судороги, боли в суставах.

Избыток натрия (соли) перегружает работу сердца, постепенно расстраивается минеральный обмен, увеличивается проницаемость стенок сосудов, вызывает излишнюю отечность, оказывая давление на почки. При избытке соли в организме часто ощущается ненормальная жажда, пересыхает во рту; кожа теряет упругость, снижается тонус мышц, появляются припухлости, обостряется геморрой. Хотите узнать, не много ли вы употребляете соли? Подойдите к зеркалу: белый круг вокруг радужной оболочки глаза указывает на избыточное потребление соли (иногда - это знак стресса или избытка сахара).

КАК ИЗБЕЖАТЬ ИНФАРКТА И ИНСУЛЬТА?

Некоторые болезни требуют бессолевой диеты или диеты с очень ограниченным количеством соли. Это болезни почек, воспаление почечных клубочков, ожирение, отеки, некоторые болезни сердца и сосудов, гипертония, при которой необходимо вообще исключить соль. Происхождение гипертонии связано в огромной степени с питанием. Именно соль во многих случаях значительно повышает давление крови. Английские врачи провели любопытное исследование. Пациентам одной из больниц вместо соли давали смесь из морской капусты и лимонной кислоты. Через месяц такой диеты количество инфарктов и инсультов снизилось на 50%! Следует заметить, что точно таким же образом как и соль, действует избыточное употребление мяса и любой другой промышленно изготовленной пищи.

 СПОРТСМЕН БЕЗ СОЛИ - ВНЕ ИГРЫ

Сколько соли нам надо? Считается, что норма соли для человека не должна превышать 4 г в день. Больным гипертонической болезнью рекомендуется не более 1 г (если врач не предписал по-другому). В жару, в тропиках или при тяжелой работе, например у мартеновских печей, когда организм выделяет много влаги с потом, на военном марше человек нуждается в большом количестве соли, такой соли, которая содержит не только натрий и хлор, но и магний, железо, кальций, бром, йод, серу, многие углекислые соли. В естественных, «живых» продуктах - фруктах и овощах - имеется достаточное количество всех минеральных солей, в том числе натрия и хлора, притом в таком сочетании, которые необходимы для здоровья и жизни организма.

Говорят, каждый человек - кузнец собственного счастья. Пожалуй, то же самое можно сказать и о его здоровье. Собственными руками мы создаем себе или болезни, или здоровье. Как говорится, каждому - по заслугам...


Озеро Развал в Соль-Илецке

В середине XVIII века (1754) началась промышленная разработка Илецкого соляного купола в Соль-Илецком районе Оренбургской области. В месте выхода соляного ядра на дневную поверхность возвышалась гора Туз-Тюбе. К концу XIX столетия на месте горы появилась котловина глубиной до 35 метров, длиной 300, шириной 240 метров. В апреле 1906 года в результате затопления котловины паводковыми водами реки Песчанки образовалось озеро Развал площадью 6,8 гектаров с максимальными глубинами до 22 метров. Над озером Развал возвышаются крутые берега, наполовину сложенные каменной солью. Вода в озере соль-иленца представляет собой насыщенный соляной раствор, содержащий более 200 граммов соли на литр воды.

Отработанные камеры представляют собой комнаты с потолками тридцатиметровой высоты шириной 30 м и длиной 500 м, на стенах которых комбайн оставляет фрезами рисунок с выпуклым узором, и они выглядят как царство белой соляной королевы.

Озеро Развал не замерзает даже в самые сильные морозы, а начиная с глубины 2–3 метра и до дна имеет круглый год отрицательные температуры. Кроме озера Развал в районе Илецкого соляного купола существуют еще шесть озер (Дунино, Тузлучное, Новое и др.), в которых имеются запасы лечебной грязи.

По химическому составу и концентрации соли вода в озере соль-илецка похожа на воду в Мертвом море. В озере площадью 7 га нет живых организмов, никакой растительности, даже в сильные морозы оно не замерзает.

Едкий калий

Едкий калий применяется для производства удобрений, синтетического каучука, электролитов для аккумуляторов, реактивов, используется в фармацевтической промышленности и других отраслях народного хозяйства.

Едкий калий транспортируют железнодорожным, автомобильным транспортом в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта. 

Едкий калий хранят в герметично закрытой таре, т.к. он "расплывается" на воздухе, поглощая из него влагу.

Его традиционное название "едкое кали" отражает разъедающее действие этого вещества на живые ткани. При попадании едкого калия на кожу возможны химические ожоги.

Мягкие мыла получаются при омыливании масел и жиров едким кали. Все эти мыла обладают мягкой кремообразной консистенцией, зависящей главным образом от рода входящих жиров. Нейтральное калиевое мыло представляет собою тягучую мутную массу; для получения прозрачности необходим избыток едкого кали или поташа, прибавление поташа способствует, кроме того, лучшему соединению воды с мылом.

     Мыло пробуют на стеклянной пластинке. Капля его должна быть совершенно однородной и прозрачной, без признаков разделения жира и щелочи. При пробе между пальцами мыло должно давать при раздвигании пальцев острые концы и не тянуться в нить. Часто к мягким мылам прибавляют 30% канифоли, которая легко омыляется и придает мылу блеск и пенистость. Веществами для наполнения служат сода, хлористый калий, тальк, глауберова соль и др. Эти вещества вносятся, когда мыло немного остынет. Растворимое стекло также применяется для наполнения, но его вводят при варке. Если мыло получается слишком жидким, часть едкого кали заменяют едким натром.

Едкий натр.

Самая распространенная щёлочь. В год в мире производится и потребляется более 57 миллионов тонн едкой щёлочи.



Едкий натр применяется в огромном множестве отраслей промышленности и для бытовых нужд:

  • в целлюлозно-бумажной промышленности в производстве бумаги, картона, искусственных волокон, древесно-волоконных плит.

  • для омыления жиров при производстве мыла, шампуня и других моющих средств.

  • в химических отраслях промышленности - для нейтрализации кислот и кислотных окислов, как реагент или катализатор в химических реакциях и др.

Натр едкий (Гидроксид натрия) - едкое и коррозионноактивное вещество. Оно относится к веществам 2-го класса опасности. Поэтому при работе с ним требуется соблюдать осторожность.
При попадании на кожу, слизистые оболочки и в глаза образуются серьезные химические ожоги. При контакте слизистых поверхностей с едкой щелочью необходимо промыть пораженный участок струей воды, а при попадании на кожу слабым раствором уксусной кислоты.
При работе с едким натрием рекомендуются следующие защитные средства: химические брызгозащитные очки - для защиты глаз, резиновые перчатки или перчатки с прорезиненной поверхностью - для защиты рук, для защиты тела - химически-стойкая одежда пропитанная винилом или прорезиненные костюмы.

 

На литии – к звездам



http://topgir.com.ua/img/082009/14/37_320_240.jpg

В этом металле остро нуждаются производители мобилок, карманных гаджетов и ноутбуков. В больших количествах литий (Li) потребляет ядерная энергетика, по расчетам теоретикам именно этот щелочной металл может дать ключ к термоядерной энергии. Будучи мощнейшим психотропным веществом, Li  используется в военной и прикладной психиатрии (причем природа воздействия Li на психику человека до конце не понятна). Дейтерид лития используется в водородной бомбе в качестве рабочего вещества и регулятора мощности взрыва.


Нужен этот металл и для освоения дальнего космоса. В настоящее время ведутся работы над ЛЭРРД, позволяющими разогнать космический корабль до 3 000 000 км/ч. Физики-теоретики утверждают, что подобные моторы способны разогнать звездолет до субсветовых скоростей.
В период с 1994 по 2000 гг. ежегодная добыча литийсодержащих руд возросла с 6300 до 11 900 т. Сегодня эта величина достигает примерно 17 000 т. По оценкам аналитиков потолок составит 25 000 т. Но если земляне перейдут на электромобили с Li-ионными батареями, руды понадобится больше. Значит, решив углеводородную проблему, человечество столкнется с литиевой.
скачать файл



Смотрите также:
Урок по химии в 9 классе Учитель химии Таловской сош клочков И. А. 2009 год Урок по химии в 9 классе «Щелочные металлы». Тип урока
137.84kb.
Программа разработана экспертным советом Высшей аттестационной комиссии по химии (по неорганической химии) при участии Института общей и неорганической химии им. Н. С
153.55kb.
Конспект урока Тема урока: Химическая связь. Единая природа химической связи Тип урока: комбинированный урок
103.32kb.
«Население мира»
35.62kb.
Г. Краснодара Конспект интегрированного урока по химии, биологии в 10 классе
176.72kb.
Урок литературы в 10 классе Учитель: Афанасьева Надежда Константиновна, моу «сош п. Опытный Цивильского района чр»
30.15kb.
Курс общей химии предназначен для формирования у физиков представления об основных понятиях и законах химии, свойствах органических и неорганических веществ, химических реакциях и способах управления ими
238.36kb.
Урок биологии по теме: «Многообразие пресмыкающихся» Цель урока: Показать многообразие современных пресмыкающихся
21.85kb.
Урок по литературе в 5 классе моу «Шильдинская сош» Учитель: Пинаева Ираида Ивановна Тема урока
143.19kb.
Урок русского языка в 4 классе учитель начальных классов Кулагина Людмила Николаевна село Загайново 2006г Урок русского языка в 4 классе
85.62kb.
Курса химии для 8 11 классов общеобразовательных учреждений О. С
276.46kb.
«Топливо» Интегрированный урок
211.35kb.