Главная
страница 1
скачать файл
Луна или грош.

(Интегрированный урок по зарубежной литературе и МХК).

цель: - знакомство с постимпрессионизмом через произведение художественной литера-

туры;


- проведение параллели между современной молодёжью и молодым поколением,

жившим сто лет назад;

- приобщение к мировым эстетическим ценностям.

тип урока: изучение нового материала.

вид урока: лекция с элементами урока-экскурсии.

методы обучения: словесные (лекция, комментирование репродукций, чтение отрывка);

наглядные (слайд-шоу, отрывок из фильма);

практические (дидактический материал).

средства и приёмы: видео-проектор, репродукции, отрывок из романа, дидактическая кар-

точка «Система символов», портрет, доска, конспект.

Ход урока.

1. Организационный момент. Привлечение внимания при помощи отрывка из кинофильма «Афера Томаса Крауфа» (хронометраж отрывка 00:12:09 - 00:12:34). Параллель с современной экономической ситуацией.

Человек, потерявший душу - эта коллизия многократно описана в классике. «Портрет» Гоголя. «Шагреневая кожа» Бальзака. «Он мог все — и не хотел уже ничего», — пишет Бальзак о своем герое. Вот точное описание беды, которая случилась с нашими 30-40-летними. Мы многого добились, но совсем не того, о чем мечтали когда-то. В отличие от героев Гоголя и Бальзака, герой романа Сомерсета Моэма «Луна и грош» сумел преодолеть искушение благополучием. Он смог сделать главный выбор своей жизни — между луной и грошом — в пользу луны. А помог ему в этом кризис.

В середине девяностых все вдруг дружно запрезирали непризнанных гениев. «Если ты такой умный и талантливый, почему такой бедный?» — спрашивали начинающих писателей и художников мелкооптовые торговцы китайскими джинсами. И действительно, почему? Все пути открыты. Богатей, преуспевай. А главное, перестань заниматься глупостями, которые неинтересны широкому потребителю.

И вот тысячи, десятки тысяч молодых, творческих и способных принялись зарабатывать. Нанялись копирайтерами и дизайнерами к тем же мелкооптовым торговцам, которые с течением времени превратились в директоров компаний. «Сейчас, еще немного, — думали молодые и творческие, — накоплю денег, куплю квартиру, машину, гарнитур в Икее. А потом можно будет заняться творчеством».

Они надеялись писать рассказы по ночам, рисовать этюды на выходных. Ничего этого не случилось. А посему вместо нового поколения творческой интеллигенции мы получили поколение клерков, тоскующих по несбывшемуся будущему. Измученных, депрессивных, занятых не своим делом.

Человек, потерявший душу. Эта коллизия многократно описана в классике, нашей и зарубежной. Об этом «Портрет» Гоголя. Об этом «Шагреневая кожа» Бальзака. «Он мог все — и не хотел уже ничего», — пишет Бальзак о своем герое. Вот точное описание беды, которая случилась с сегодняшним поколением 30-40-летних. Мы многого добились, но совсем не того, о чем мечтали когда-то.

Драм и трагедий масса. Но есть в литературе и положительные примеры. В отличие от героев Гоголя и Бальзака, герой романа Сомерсета Моэма «Луна и грош» сумел преодолеть искушение благополучием. Он смог сделать главный выбор своей жизни — между луной и грошом — в пользу луны. А помог ему в этом кризис.


2. Краткое сообщение об особенностях творчества У. Сомерсета Моэма. Обсуждение с учащимися понятий «символ», «антоним», «контекстуальный антоним», «антитеза» на основании названия романа («Луна и грош»).



Родился 21 января 1874 года в Париже, в семье дипломата английского посольства. В возрасте 10 лет осиротел и был отправлен в Англию, где воспитывался в семье дяди - священника, содержавшего приход в небольшом городке. Был определён в школу-интернат для мальчиков «Кингз Скул» в Кентербери. Позже учился в Гейдельбергском университете и шесть лет изучал медицину в Лондоне. Получил диплом врача в 1897 году. Примечательно, что в том же 1897 году Моэм опубликовал свой первый роман «Лиза из Ламбета». Успех дебютной работы подвиг автора оставить медицину с тем, чтобы всецело посвятить себя писательской деятельности. Этот период жизни косвенно отображён им в романе «Пироги и пиво, или Скелет в шкафу»(1930), а также в отчасти автобиографическом романе «Бремя страстей человеческих» (1915). Несколько следующих романов оказались менее успешными, чем первый, и Моэм обратился к драматургии.

В 1903 году была поставлена пьеса «Человек чести». А после оглушительного успеха «Леди Фредерик» (1907) Моэм приобрёл широкую известность и стал уже поистине преуспевающим писателем.



В разгар первой мировой войны Моэм активно сотрудничал с английской разведкой. Он много ездил по миру. Приезжал, в том числе, и в Россию, откуда в итоге был выслан за деятельность, не соответствовавшую дипломатическому статусу. По мотивам своих приключений Моэм опубликовал в 1928 году роман «Эшенден, или Британский агент». В том же году он приобрёл виллу на Лазурном берегу Франции, в местечке Кап-Ферра, и проживал там постоянно, за исключением шестилетнего периода с 1940 по 1946 годы.

Пьесы и романы С. Моэма пользовались ошеломительным успехом не только в Европе, но и в Соединённых Штатах Америки. Многие его произведение сегодня считаются хрестоматийными и входят в общеобразовательный курс высших учебных заведений разных стран.



Уильям Сомерсет Моэм скончался в Ницце (Франция) 12 декабря 1965 года в возрасте 91 года.
3. Сообщение об особенностях постимпрессионизма. Работа с дидактической карточкой «Система символов».

Постимпрессионизм (франц. postimpressionisme) - термин, обозначающий основные направления французской живописи на рубеже XIX-ХХ вв., возникшие за импрессионизмом и провозгласившие неприятие его художественного метода. Отправной точкой в истории постимпрессионизма считается середина 1880-х гг. Именно в это время состоялась последняя выставка импрессионистов и был опубликован "Манифест символизма" (1886) французского поэта Ж. Мореаса.
Многие из приверженцев постимпрессионизма в прошлом примыкали к импрессионизму, но постепенно они стали пытаться выразить новыми средствами не сиюминутное и преходящее в жизни, как это было у их предшественников, а длительное и наиболее существенное в материальном и духовном состоянии натуры.
Период постимпрессионизма характеризуется взаимодействием разнообразных творческих систем как отдельных художников, так и целых направлений. Так, П.Сезанн стремился отразить устойчивость и материальность окружающего мира. Голландский художник В.Ван Гог, выйдя на сверхчувственную выразительность формы и цвета, предвосхитил появление экспрессионизма.
П.Гоген в полотнах, посвященных быту и легендам Полинезии, пытался воплотить мечту о гармонии мира, о поэтическом единении человека и природы, проложив путь символизму и модерну. Его учениками и последователями стали художники образованной им Понт-Авенской школы и участники группы "Наби" (М.Дени, П.Серюзье, Э.Вюйар, П.Боннар и др). А.де Тулуз-Лотрека можно считать предшественником линейно-живописного строя и декоративной стихии стиля модерн. К постимпрессионизму относится и неоимпрессионизм с его опытами с цветом (Ж.Сёра, П.Синьяк и др.).
Дидактическая карточка.


"Желтый Христос". 1889 г.
Холст, масло. 92,5х73 см.
Художественная галерея Олбрайта-Нокса, Буффало.



  В 1889 году Гогену сообщили, что его последние картины не пользуются спросом в Париже. Страшно расстроенный художник, пытаясь выразить свои переживания, написал несколько полотен на тему Страстей Христовых. Христос, напоминающий Гогена, везде изображен на фоне бретонских ландшафатов. "Желтый Христос" - не исключение. Меланхолическое настроение здесь подчеркивает осенний ландшафт. Бретонские женщины представляют собой трех Марий, традиционно изображаемых на картинах, трактующих этот сюжет. Картина поразила многих друзей художника. Октав Мирбо назвал эту картину "тревожной и острой смесью варварской пышности, католической литургии, индийской медитации, готического вымысла и тонкого символизма".

Система символов




1. Желтое распятие напоминает раскрашенную деревянную статую 17-го века, установленную в часовне Тремало, на окраине Понт-Авена.

 

 





2. Голова Христа представляет собой автопортрет Гогена - как и на других полотнах, написанных в этом же году.

 

 





3. Сидящие у креста женщины - почти копии бретонок с картины "Видение после проповеди" (группа слева).

 

 





4. Ландшафт на заднем плане списан художником с натуры. Это Понт-Авен и его окрестности.

 




4. Практическая работа с отрывком из романа (см. Приложение). Анализ диалога литератора-реалиста и художника-импрессиониста. Выявление ценностей и особенностей направлений.



5. Параллель между главным героем романа и П.Гогеном. Просмотр через слайд-шоу репродукций художника. Понятия «прототип», «прообраз».

6. Конспектирование основных выводов. Сообщение домашнего задания (подготовить доклад по любой картине постимпрессионистов и любому произведению из серии ЖЗЛ).
скачать файл



Смотрите также:
Урок по зарубежной литературе и мхк цель: знакомство с постимпрессионизмом через произведение художественной литера
67.54kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины
506.71kb.
Литература 15 Введение Для того чтобы стать реальностью и успешно выполнять свои функ­ции, право, как и государство, должно иметь внешнее выражение. В отечественной и зарубежной юридической литературе это «внешнее выражение права»
206.73kb.
В гостях у сказки
97.85kb.
Описание одного боя в художественной литературе, мемуарах, живописи и картографии
55.73kb.
Урок №1 тема: Пути разные цель одна 2 Урок №2 тема: Культура и религия 6 Урок №3 тема: Человек и Бог в православии 9
759.67kb.
Конспект образовательной деятельности по физической культуре для детей подготовительной группы на тему: «Зимняя сказка»
40.75kb.
Обогащение двигательного опыта детей старшего дошкольного возраста через использование элементов художественной гимнастики
47.63kb.
Вопросы к экзамену по зарубежной литературе
27.6kb.
Конспект урока по зарубежной литературе
264.93kb.
Кроссворд по предмету "мировой художественной культуре (мхк)" на тему "Культура XIX века"
19.28kb.
Урок мхк в 5 классе по теме «Боги Древнего Олимпа»
57.77kb.