Главная
страница 1
скачать файл
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Режим дня.


УРОК 18

Цель урока: знакомство с понятиями «ответственность» и «самостоятельность» формирование правильного отношения к своему здоровью, чувства ответственности; составление режима дня – залога успешного развития ребенка; привитие желания соблюдать режим сна, правильного питания, мероприятий, направленных на укрепление здоровья школьника.



ХОД УРОКА:

1. Орг.момент.

Сообщение темы и цели урока.



I. Слово учителя.

Считаете ли себя самостоятельными?

Считают ли вас родители самостоятельными?

Что значит быть самостоятельным?

Что нужно делать, чтобы стать самостоятельным? - вот круг вопросов, на которые мы постараемся найти ответы в нашем дискуссионном клубе.

II. Насколько Вы самостоятельны?

1) В чем проявляется самостоятельность?

. Самостоятельность не определяется понятиями "мне позволено" или "мне не позволено". Она - в другом:


  • что я умею делать?

  • за что я отвечаю?

  • могу ли я здраво и правильно решать сам?

Конечно, в 14-15 лет хочется встречаться со своими друзьями, проводить вечера, ходить на дискотеку, "тусоваться" в подъездах. Но зачем же делать из этого тайну, зачем оставлять родителей в полном неведении, где и с кем Вы проводите свое время, ведь для родителей вы - самые близкие и дорогие люди. Должен самостоятельный человек понимать их волнение за вас, за вашу судьбу? Обязательно должен!

И вовсе не обидно, не унизительно, если сын скажет дома:

- Сегодня мы собираемся у Гаврила, посидим, поговорим. К 9-10 часам вернусь.

Или если дочь скажет:

- Мама, я сегодня я встречаюсь со своим парнем. Наверное, пойдем в кино или просто так погуляем. Не волнуйся, он меня обязательно проводит до дома. Постараюсь вернуться до 9 ч.

2) :

Человек взрослый, самостоятельный тот, кто понимает чувства других людей, старается не доставлять им неприятностей даже в малом.

Мера взрослости, мера самостоятельности определяется образом ваших мыслей, серьезностью отношения к жизни, к людям. Молодые люди, определяющие самостоятельность принципом "хочу и буду", очень напоминают маленьких девочек, которые надевают мамины туфли на каблуках, крутятся перед зеркалом, изображая из себя взрослых, или курящих тайком мальчиков и разбегающихся в разные стороны при виде взрослых.

- Вывод - это игрушечная взрослость.

В жизни так бывает часто, но что из этого получается?

-Счастлив ли был герой кинофильма, теперь уже пожилой человек, ведь он всю жизнь делал, что хотел, общался, с кем хотел?

- Что в его прожитой жизни кажется вам привлекательным?

- Его поступки в молодости - это поступки самостоятельного человека?

- Как вы думаете, что помешало ему сразу пойти домой, к родителям-старикам? Зачем он, пожилой мужчина, сидит на ступеньках и рассказывает о своей жизни незнакомому человеку?

- Как бы вы повели себя на месте девушки - героини сюжета?

- Этот сюжет может быть реальной историей или это придуманный рассказ, а в жизни так не бывает?

Обсуждение цитаты:

Если целишься в никуда,
То непременно туда попадешь

Вывод: Грустно, что человек только в конце жизни понял меру своей ответственности перед близкими, ему больно и страшно появиться перед родителями не "суперменом", а человеком с криминальным прошлым, а сейчас - фактически бродягой без яркой биографии...



Ведущий 1:

Важная деталь взрослости - это мера ответственности перед кем-то и за что-то. И это проявляется не только в отдельных поступках, в поведении человека, но и в его целеустремленности, в его отношении к его будущему.

Послушайте письмо "Мое мнение такое - есть старшеклассники - дети, есть старшеклассники - взрослые. Тот, кто стремится только к веселой жизни, тот так и останется ребенком, т.к. практически все равно, чем он развлекается: игрушками или компьютером, танцами или сплетнями.



Тот, кто уже имеет определенную цель, кто чем-то по-настоящему увлечен, это и есть человек взрослый, человек со сложившимся характером. У меня дома есть все: компьютер, музыкальный центр, крутой телефон. Практически они в моем полном распоряжении, но я никогда не считал их личными моими вещами, потому что они куплены на деньги родителей. Я буду считать себя самостоятельным только тогда, когда смогу материально себя обеспечить, т.е. когда стану взрослым. А сейчас я учусь в школе, родители работают и обеспечивают меня. Следовательно, я еще не дорос до понятия "взрослый человек".

Дискуссия.

Можно ли назвать Михаила самостоятельным человеком? Почему?

Вывод:


Михаил не признает за собой права считать себя взрослым, так как не может материально обеспечить себя, но хочется назвать его взрослым за серьезность, за разумность в суждениях и, может быть, это и есть настоящая взрослость - умение признавать ограниченность в чем-то своих возможностей, не требовать большего, чем полагается тебе по заслугам, по труду, здраво оценивать свое место в обществе, он уже сейчас умеет по-взрослому, серьезно относиться к своим обязанностям и в школе, и дома.

Блиц-опрос " Самостоятельность в семье"

  1. Кто из вас может приготовить борщ?

  2. Кто из вас умеет печь блины?

  3. Кто сам может пришить пуговицу?

  4. Кто из вас самостоятельно стирает личные вещи?

  5. Кто ходит за продуктами в магазин?

  6. Сколько платит за квартиру, за телефон ваша семья?

  7. Какую вещь купить тебе (телефон, джинсы, новую куртку) ты знаешь. А знаешь ли ты, в чем нуждается твои родители?

Ведущий 2:

- Кто первым встает у вас в семье утром? Кто будит?

(Скорее всего, мама).

Кто готовит завтрак? Прибирает в квартире? Ходит в магазин?

Опять же мама!

А почему не вы? Пусть не каждый день, а хотя бы иногда. Разве маме это не будет приятно?

Самостоятельный должен уметь многое. Взрослый - это тот, кто смело берет на себя ответственность за что-либо или за кого-либо, тот, у кого есть совесть, цель в жизни. Многие ехидно улыбнутся: "Цель в жизни, совесть, правда:А зачем они мне, на себя их не наденешь".

Но ведь есть и другая позиция: " Надо только один раз забыть о совести, об ответственности, а потом всю жизнь честно работать":И порой покупаются на такую уловку. Устоять трудно.

Мало иметь паспорт, надо, чтобы все окружающие, особенно родители, реально ощутили вашу взрослость, самостоятельность. Тогда родители будут вами гордиться: "Вот растет мужчина в доме". И за девушку серьезную, которая своим образом жизни, показывает, что у нее есть голова на плечах, родители будут спокойнее.

Но, к сожалению, к большому сожалению, истинной самостоятельности, т.е. умения здраво оценивать свои и чужие поступки, умения разбираться в людях нам не всегда хватает, поэтому очень часто родительские запреты идут на пользу.



Ведущий 2:

Послушайте отрывок из письма:



"Раньше мне мама не разрешала гулять допоздна, ходить на дискотеки. Я тогда очень сердилась на нее. Недавно я встретила своих бывших подруг, от которых так решительно оберегала меня мама. Посмотрела и ужаснулась: они же на себе не похожи: размалеванные, прокуренные, с развязными манерами, в компании таких же парней. Смотреть было противно. Не подумайте, я совсем не против современной моды, но все должно быть в меру.

Теперь, когда я стала старше, мама мне уже больше доверяет. Очень часто она говорит: "Поступай, как считаешь правильно".

Спасибо тебе, мама, за все, за все. За детство, самую дорогую пору у человека, за то, что вырастила и воспитала. Что бы мне ни приходилось делать в жизни, какие бы вопросы передо мной ни вставали, я всегда буду спрашивать себя: "А как бы поступила мама?"

Наверное, многим из нас не мешает почаще задавать себе этот вопрос: "А как бы поступила мама? А как бы решил отец?"

Старайтесь подходить к жизни с позиции взрослого человека, самостоятельного, тогда у вас будет меньше проблем.

Итак, самостоятельность... Вдумайтесь еще раз в смысл этого слова. Само-стоять, т.е. стоять самому, без поддержки, не быть в доме просто жильцом, иждивенцем, стоять прямо перед лицом трудностей, испытаний. Если ты будешь таким, все, в том числе и родители, признают за тобой право на самостоятельность, будут считать взрослым человеком.


3) Соблюдение режима дня – проявление ответственности и самостоятельности.

  1. Анкетирование.

Соблюдение режима дня.


Режим дня – это режим жизни. И от того, насколько тщательно продуман режим дня, настолько это положительно отразится на всех сторонах вашей жизни и здоровья.

Для начала рассмотрим вопрос о начале дня. «Кто рано встает, тому Бог подает» - известная поговорка. А так ли это? Ученые доказали, что не совсем. Выяснено, что поваляться в постели, понежиться и полениться хотя бы по выходным может и должен позволить себе каждый человек. Слишком раннее и резкое пробуждение не принесет пользы организму. Правда, спать до обеда – тоже не очень хорошо. Во всем нужна мера. Можно посоветовать такой прием для быстрого перехода от сна к бодрствованию: нужно в течение 1-2 минут лежа энергично поработать кистями рук, сжимая и разжимая пальцы. А перед тем, как встать с постели, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. При движениях пальцев активизируется нервная система, а глубокие вдохи помогают снабдить кислородом мышцы и мозг и тем самым отгоняют сон.

Существует масса соблазнов пойти куда-нибудь на ночь глядя или просто допоздна засидеться перед телевизором. И это не всегда абсолютное зло – отдых и хорошее настроение иногда могут творить чудеса. Однако если такой стиль жизни превращается в привычку, то это тревожный сигнал. Биологические часы не лишняя задумка природы. Они обеспечивают наиболее эффективное функционирование организма.

Принимать пищу следует не реже три-четыре раз в день, ни в коем случае не на ходу и не всухомятку. Установлено, что те, кто едят чаще, а не один раз в день, быстрее насыщаются, не полнеют и не имеют проблем с пищеварением. Есть лучше в одно и то же время, чтобы желудок успевал подготовить пищеварительный сок и не вырабатывал его впустую, ведь это очень опасно с точки зрения гастроэнтерологии.

Долговременное бодрствование наносит сокрушительный удар по иммунной системе, работоспособности, психическому равновесию и настроению. Темные круги под глазами, раздражительность и снижение внимательности – последствия, которых можно избежать. От решений, где и сколько есть, когда ложиться спать, зависит умственное и физическое благополучие человека и его внешний вид. Хронически недосыпающий человек выглядит на пять лет старше своего реального возраста.



  • Будьте умеренны и размеренны во всем, что вы делаете, — в пище, занятиях спортом, отдыхе, сне, работе, игре т.д. Это поможет предупредить возможные болезни, травмы и социальные разногласия.

  • Не курите, не употребляйте наркотики, не играйте в азартные игры.

  • Соблюдайте правила личной гигиены, следите за чистотой продуктов, но не превращайтесь в фанатика гигиены, так как это не поможет вашему телу, а cоздаст ненужные проблемы.

  • Старайтесь избегать стрессовых ситуаций, насколько это возможно. Следите за своим сердцем, время от времени проверяя свой вес и кровяное давление.

  • Вы увидите, насколько легче станет жить вам и вашему окружению, если вы будете следовать «золотому правилу» Конфуция: «Не делай другим того, что ты не хочешь, чтобы тебе делали другие». И всегда помните о пяти главных добродетелях: мудрости, справедливости, честности, добросердечии и соблюдении правил приличия.

  • Ежедневно делайте несколько глубоких вдохов свежего воздуха — если вы живете там, где воздух свежий — перед открытым окном рано утром и перед сном.

  • Не ешьте слишком много мяса, слишком много соленых продуктов, слишком много сладкого, слишком много острого и пряного. Не переедайте.

В) Компоненты режима дня


1. Важнейший компонент режима - сон. Дошкольники и школьники дома обычно встают в определенные часы (перед уходом в детский сад или в школу). Но ложатся спать в одно и то же время редко: в конце дня у них находятся неотложные дела, а родители добры. Вследствие этого у ребенка начинается хроническое недосыпание, которое он старается компенсировать долгим лежанием в постели в воскресенье, в каникулы. Недосыпание вызывает постоянное чувство вялости, расслабленности или, наоборот, возбуждения. И то, и другое пагубно отражается на общем развитии. Такой режим не только не восполняет отсутствие нормального сна, но и способствует развитию лени. Один из наиболее негативных моментов в режиме дня современных школьников — сокращение времени ночного сна. Это весьма опасная тенденция, ведущая к переутомлению, невротизации и повышению риска развития множества серьезных заболеваний. Основные причины такого положения в 11% случаев — длительное приготовление уроков, в 64% — просмотр вечерних телепередач, игра на компьютере и так далее.
2. Правильно организованное питание является важнейшим условием нормального развития школьника. Когда наступает время еды, повышается возбудимость пищевого центра, условно рефлекторно выделяются пищеварительные соки, повышается обмен веществ, происходит функциональная настройка организма. При беспорядочном питании эта функциональная готовность к еде не проявляется. В результате нарушается нормальное пищеварение и усвоение пищи. Это может привести к заболеванию. Чаще всего так и зарабатывается гастрит. Оптимальным для подросткового возраста является 4- 5 разовое питание с 3-4 часовым интервалом между приемом пищи. Жизненная деятельность человека осуществляется за счет непрерывно протекающих в организме процессов, обмена веществ, с выделением энергии, необходимой для нормальной работы всех систем и органов человека. Энергетическую потребность организма обеспечивают белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода. Рацион питания должен быть построен в определенном сбалансированном отношении, содержать все эти вещества (не будем углубляться в суточную потребность в килокалориях). Каждый компонент жизненно важен для организма, например: недостаточное содержание белка в рационе питания (мясо, рыба, творог, сыр, яйца) вызывает ослабление тормозного, а затем и возбудительного процесса в коре головного мозга. Белки усиливают возбуждение центральной нервной системы, обеспечивают хорошую умственную работоспособность. Необходимо учитывать совместимость продуктов. Белки лучше усваиваются в сочетании с овощами. Ваш рацион обязательно должен содержать витамины. Они повышают сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, способствуют правильному росту и развитию молодого организма, участвуют в обменных процессах Суточный объем пищи вместе с выпиваемой жидкостью должен быть 2,5 - 3 кг (без учета хлеба). Нередко наши любящие родители, стремятся давать гораздо больше пищи, чем это необходимо. Установлено, что большая часть детей, страдающая избыточным весом, как раз из тех семей, в которых бытует "культ" еды, где родители сами переедают. Такие упитанные деточки тяжелее переносят любое заболевание, чаще болеют, из-за малой подвижности и тучности не могут себе позволить спортивные и другие подвижные игры. Повышенное отложение жира ослабляет мышцу сердца, вредно влияет на опорно-двигательный аппарат, кости, суставы, появляется плоскостопие, нарушается осанка, плохо развиваются мышцы.

Фильм о здоровом питании

3. Учебная нагрузка зависит от расписания уроков, факультативных занятий, внеклассной и внешкольной деятельности учащихся и др. Возникновению утомления способствует и такой компонент умственной деятельности, как статическое напряжение: дети проводят без движения не менее трети суток бодрствования. Негативное влияние на здоровье детей школьного возраста оказывает перегрузка учебными занятиями в школе и дома. Высокие информационные нагрузки и постоянный дефицит времени — ведущие факторы невротизации, особенно в начальной школе. Таким образом, все увеличивающаяся учебная нагрузка приводит к снижению времени, необходимого для восстановления сил ученика. А это способствует тому, что утомление, возникающее в процессе учебной деятельности, переходит в переутомление, тормозит умственную активность, и в результате еще более возрастает время, в течение которого учащиеся выполняют домашние задания. Количество детей, у которых домашние задания занимают 3 часа и более, в лицеях и гимназиях выше, чем в других образовательных учреждениях. Любое увеличение учебной нагрузки изменяет параметры внешкольного режима в худшую сторону, тем самым ежедневно увеличивая утомление школьников и снижая их адаптивные возможности. При соблюдении учебной нагрузки в пределах возрастных нормативов частота нарушений всех параметров внешкольного режима снижается.

4. Организация своего досуга, где вы бы самостоятельно организовали процесс общения с интересными людьми, с миром науки, искусства, культуры, с достаточным пребыванием на свежем воздухе, с окружающим вас миром во всем его многообразии и величии. В современном мире на вас обрушивается мощный поток зрительно-слуховой информации, через радио, телевидение, Интернет. Досуг современных школьников не способствует сохранению здоровья.

Не секрет, что длительное пребывание у компьютера стало во многих семьях нормой отдыха школьника. Сколько же времени в течение дня ученик может находиться у монитора и какой вред здоровью наносит компьютер? Родители должны всегда помнить, что, работая на компьютере, ребенок подвергается сразу четырем вредным факторам. Во-первых, это довольно ощутимый эмоциональный стресс. Во-вторых, очень сильная нагрузка на зрительные органы, которые у подростка окончательно еще не сформированы. В-третьих, стесненная поза, негативно влияющая на позвоночник. В-четвертых, низкочастотное электромагнитное излучение монитора. Министерством здравоохранения РФ определены нормы пребывания детей у компьютера. Цифры здесь следующие: для учащихся первого класса - 30 минут в неделю; 2-3 классов - 45 минут в неделю; 4-6 классов - 1,5 часа в неделю, но не более 45 минут в день; 7-9 классов - 2,5 часа в неделю, но не более одного часа в день; 10-11 классов - 6 часов в неделю, но не более одного часа в день. В эти показатели входит общее время пребывания ребенка у компьютера - как в школе, так и в домашних условиях. А для старшеклассников (тоже по определению Минздрава) уроки программирования должны строиться по принципу: 15 минут - на теоретическую часть и 30 минут - для практических занятий на компьютере.



Фильм о вреде телевизора

5. Нельзя забывать про двигательный режим, особенно уроки физкультуры. Преимущество подвижного образа жизни в благотворном влиянии на становление и развитие всех систем нашего организма. Занятия спортом вызывают положительные эмоции, состояние бодрости, душевного комфорта и благополучия, выделяется адреналин. Занимаясь спортом, приобретаешь ряд личностных качеств: ловкость, быстроту, силу, выносливость, волю, чувство коллективизма, дисциплинированность, санитарно-гигиенические навыки и знания.
6. Закаливание является важным элементом режима дня. Наиболее существенными средствами закаливания являются естественные природные факторы - воздух, вода, солнечные ванны. Процедуры закаливания проводятся с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей и развития. Сила закаливающего фактора воздуха, воды, солнца увеличивается постепенно, не допуская переохлаждения. Закаливание осуществляется регулярно в течение всего года, учитывая особенности климата, сезона, погоды. Все закаливающие процедуры применяются на фоне положительного эмоционального настроения.

Д.З. Оформить режим дня





скачать файл



Смотрите также:
Урока: знакомство с понятиями «ответственность»
123.81kb.
Урока: знакомство с новым материалом Тема урока: «Сложение и вычитание вида +1, -1»
90.09kb.
Реферат по французскому языку «Карикатура Франции»
194.35kb.
Урока: знакомство с браузерами научится работать с поисковиком в интернете, скачивать изображения и редактировать их
55.02kb.
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме «Красная книга»
139.69kb.
Культура жизненного самоопределения
39.7kb.
Учитель моу гимназии №19 г. Липецка Программа: Образовательная система «Школа 2100». Авт. Еськов К. Ю. Учебник: Земля и люди. Учебник для 5-го класса. Авт. Коллектив: К. Ю. Еськов, О. В. Бурский,Т. Л. Смоктунович
63.93kb.
«Использование регионального компонента в процессе обучения»
50.75kb.
Урок проводится в библиотеке I. Вступительное слово учителя по теме урока
58.45kb.
Урок по теме «Страна двух рек»
43.72kb.
Урока математики в 6 классе. Тема урока: «Множество». Место урока в теме: 4 урок из 5
32.02kb.
«Решение логических задач»
122.96kb.